Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "О"
ОБРАЗ МИРА - целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, в большей или меньшей мере осознанная система представлений человека о самом себе. |
ОБРАЗОВАНИЕ - 1) обучение, просвещение; 2) совокупность знаний, полученных специальным обучением. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - "ТЕХНОЛОГИЯ" - образовательная область (часть федерального образовательного стандарта), включающая элементы производственного обучения школьников, профессиональной ориентации, формирования практических навыков и умений. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - определяет содержание образования определенных уровня и направленности; в России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ - ; в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. |
ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов, мотивационно - волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. |
ОБЩЕНИЕ - 1) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. |
ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - дифференциация и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей и выделение в связи с этим различных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, армия и др.). |
ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью; они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.). |
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ - система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. |
ОДАРЕННОСТЬ - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость. |
ОЖИДАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ (экспектации) - подразумеваемые требования, предъявляемые окружающими индивиду по отношению к его действиям, мыслям и чувствам, необходимым или уместным в той или иной ситуации; социальные ожидания выступают как неформальные санкции, упорядочивающие взаимодействия людей относительно неписаных правил, межличностных ролей и принятых норм и способов общения. |
ОЛИГОФРЕНИИ - патологические состояния, обусловленные главным образом экзогенными поражениями мозга, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а также хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется синдром относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущий к большим затруднениям в социально-трудовой адаптации. |
ОПЛАТА ТРУДА - материальное, преимущественно денежное вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда, трудовым вкладом и конечными результатами. |
ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ - совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. |
ОПТАНТ - человек, подвергаемый опросу, участвующий в качестве клиента в экспериментальном исследовании. |
ОПЫТ РАБОТЫ - совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений в данной профессиональной деятельности. |
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способности к организаторской деятельности; включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - 1) ценности, поведенческие нормы, характерные для данной организации и позволяющие судить о типичном для членов данной организации подходе к решению проблем; проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения; 2) система ценностей, бездоказательно разделяемых персоналом конкретного предприятия, связанных с конечными целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала. |
ОРГАНИЗАЦИЯ - 1) разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов и правил; 2) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно автономных частей системы, обусловленная ее строением; 3) одна из общих функций управления, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. |
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - приведение трудовой деятельности людей в определенную систему, которая обеспечивает достижение максимально возможного полезного эффекта с учетом конкретных условий этой деятельности. |
ОТБОР ПЕРСОНАЛА - идентификация требований, предъявляемых организацией, с качествами человека; система мероприятий, обеспечивающая формирование такого состава персонала, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам организации; при отборе человек подыскивается под требования должности. |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил; различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга). |
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. |
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ - социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной (когнитивной), эмоциональной (аффективной) и поведенческой (действенной) готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда. |
ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ - совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности. |
ОХРАНА ТРУДА - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. |
ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ - специализированные мероприятия, направленные на анализ соответствия кандидатов (их знаний, умений, профессионально важных качеств) требованиям должности и условиям работы. |
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА - процедура, осуществляемая для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности). |
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ - процедура оценивания профессиональной компетентности человека. Оценка компетентности может проводится с целью выработки оптимального образовательного или профессионального проекта как впервые, так и в случае перемены профессиональной деятельности. |
ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ - затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями либо недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; с объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора и "вредными" влияниями, исходящими из окружающей среды. |
ОЩУЩЕНИЕ - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. |