Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Идеал

Идеал - «Я» (Идеальное «Я») - идеальный образ себя, идеальные представления о себе (идеальная модель себя как личности). Расхождение между идеальным и реальным «Я» может служить причиной развития внутреннего конфликта личности военнослужащего.

Идентификация

Идентификация (от позднелат. identificare - отожествлять) -1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отожествление с кем-либо, чем-либо. В первом значении термин «И.» используется в психологии познавательных процессов, а также в инженерной и юридической психологии, где И. понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия. В том случае, когда объектом И. является человек, И. выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо классу, типу, категории (например, И. преступника). Во втором значении И., в самом общем виде, это - эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отожествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Импульсивные действия

Импульсивные действия - непроизвольные, возникающие под воздействием ситуации и недостаточно контролируемые сознанием.

Инварианты педагогические

Инварианты педагогические - педагогические истины, не подлежащие пересмотру. Например: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; любой человек стремится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма и т.д.

Индивид

Индивид - 1)человек как единое природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Понятие «индивид» шире, чем понятие «личность».

Индивидуализация

Индивидуализация - в аналитической психологии - процесс формирования, становления зрелой личности, то есть гармоничной личностной целостности и неповторимости. И. - непроизвольный в своей основе процесс, требующий сознательного содействия человеку. Такое содействие может быть оказано психотерапевтом, военным психологом.

Индивидуализация воспитания

Индивидуализация воспитания - концепция и организация воспитания, в которых реализуется идея индивидуального подхода к личности воина. Она обосновывает необходимость выбора методов и средств воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей, различий и способностей военнослужащих, условий их жизни и службы, специфики решаемых задач. Особенностью И.в. является системный и вместе с тем дифференцированный подход к формированию у военнослужащих необходимых морально-психологических и боевых качеств.

Индивидуализация обучения

Индивидуализация обучения - такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, типа обучения учитывает индивидуальные различия военнослужащих, уровень развития их способностей. Основана на глубоком знании обучающим индивидуальных особенностей личности воина, духовного мира каждого обучаемого. Индивидуализация обучения способствует достижению единства обучения и воспитания. В современных условиях в войсках и на флотах большие возможности для И.о. открывает применение индивидуальных планов, программированного обучения, использование технических средств обучения, особенно обучающих машин.

Индивидуально-психологические особенности

Индивидуально-психологические особенности - устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности военнослужащих, предопределяющее их индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в их личностных качествах. Психологические особенности (качества) воина представляют собой совокупность общих психологических свойств личности, аналитико-конструктивного склада мышления; эмоционально-волевой стабильности; стрессоустойчивости и адаптированности к экстремальным условиям и факторам военной службы; эмпатии и рефлексии; общей психофизиологической активности. Конкретная дифференциация военных профессий предъявляет требования и узко-специфического характера. Они обусловливают необходимость сформированности, наряду с общими качествами, и конкретно специальных, которые позволяют успешно выполнять офицеру командно-штабные, воспитательные, инженерные и другие функции и обязанности

Индивидуальность

Индивидуальность - 1) особенности характера и психического склада, отличающие одну личность (индивидуум) от других; 2) отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. Основывается на анатомо-физиологических задатках, которые раскрываются и преобразуются в процессе воспитания.

Индивидуальный

Индивидуальный - подход - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательной работе с военнослужащими учитываются индивидуальные особенности каждого воина.

Индифферентность

Индифферентность (от лат. indifferens - безразличный) - нейтральность, равнодушие, безучастность.

Инертность

Инертность ( от лат. inertia - неподвижность, бездеятельность) - в более общем значении - качество поведения, выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на другом, психофизиологическом значении - один из полюсов биполярного свойства подвижности н. с.

Инженерная психология

Инженерная психология - отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора.

Инсайт

Инсайт (от английского insight - постижение, озарение) - внезапное, не выводимое из прошлого опыта понимание сущности явления, ситуации в целом, приводящее к достижению осмысленного решения проблемы. Низкий уровень развития И. является одним из признаков нервно-психической неустойчивости военнослужащих.

Интеллект

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др.

Интенция

Интенция ( от лат. inttntio - намерение, стремление) - имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым.

Интерес

Интерес (англ. interest) - потребностное отношение или мотиваци-онное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний.

Интериоризация

Интериоризация (от лат. interior -внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.).

Интровертивный и экстравертивный

Интровертивный и экстравертивный (от лат. intro - внутрь, extra - вне) - обращенный вовнутрь и обращенный вовне; психологическая характеристика двух типов личности: направленной соответственно на внутренний мир мыслей и переживаний, самоуглубленной, и направленной на внешний мир и деятельность в нем, отличающейся преобладающим интересом к внешним объектам. Понятия введены К.Г. Юнгом. Командиру подразделения эти характеристики двух типов личности необходимо учитывать при организации индивидуально-воспитательной работы с подчиненными.

Интроекция

Интроекция - включение военнослужащими в свой внутренний мир взглядов, мотивов, установок других людей. Противоположность интроекции - проекция.

Интроспекция

Интроспекция - 1)Самонаблюдение; 2) Изучение своей внутренней сущности в результате чрезмерной озабоченности собой.

Интуиция

Интуиция - способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Дидактика рассматривает И. как непосредственное знание, как живое созерцание в его единстве со знанием опосредованным, ранее приобретенным.

Инфантилизм

Инфантилизм - отсталость развития, проявляющаяся в сохранении у военнослужащего физического строения или черт характера, свойственных детям или подросткам.

Инфантильность

Инфантильность (от латинского infantilis - младенческий, детский) - проявление в психике и поведении военнослужащих особенностей, присущих детскому или подростковому возрасту.

Исследование педагогическое

Исследование педагогическое - познавательный процесс, направленный на изучение объективных закономерностей обучения, воспитания и развития человека. Различают три вида П.и.: эмпирическое (выявление новых и подтверждение теоретически обоснованных фактов и закономерностей учебно-воспитательного процесса); теоретическое (формулировка закономерностей, объясняющих ранее открытые факты и определение новых направлений развития); методологическое (формирование общих принципов и методов исследования педагогических явлений).

Истерия

Истерия - патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для И. характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью, гипертрофированностью их внешних выражений: громкие крики, плач, мнимые обмороки, выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности мало волнующих истерика событий. Стремление любым способом привлечь к себе внимание, театральность и манерность поведения, «игра в переживания» - типичные проявления И.

Предыдущая страница Следующая страница