Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "К"
Кайнофобия (греч. kairos - новый phobo - страх) - навязчивый страх (боязнь) по отношению к новым объектам, ситуациям, знакомствам. |
Качества личности - сложные социально обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя ее психические процессы, психические свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение военнослужащего в социальной среде. |
Квалификация профессиональная - степень профессиональной подготовленности человека, позволяющая ему выполнять работу по выбранной деятельности на определенном уровне сложности. Определяется совокупностью профессионально - квалификационных требований, предъявляемых к профессиональным способностям, которые и обуславливают качественную основу К.п. и ее содержание. Различают два уровня К.п.: внутрипрофессиональный (характеризует степень готовности человека к выполнению деятельности в рамках конкретной профессии) и межпрофессиональный (определяется уровнем общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки, которая необходима для выполнения конкретной деятельности, рассматриваемой не только с позиции содержания, но и характеристики труда). |
Кластерный анализ - разновидность многомерного математического анализа, позволяющего на основе многочисленных показателей вероятностных психических процессов, явлений сгруппировать их в классы (кластеры) по степени их однородности. |
Клаустрофобия ( от лат. claustra - клетка, преграда) -навязчивый страх перед пребыванием в замкнутом пространстве, замкнутом помещении. |
Когнитивная психология - возникла в конце 50-х - начале 60-х гг. XX века в США. Первоначально главной задачей К.п. являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в т.ч. кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследования привела к пониманию К.п. как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). Интенсивно разрабатывались также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони). |
Коллектив - общественная группа, преследующая общие цели и отличающаяся высокой организованностью, единством потребностей и интересов, общих задач деятельности, дисциплиной, высокой индивидуальной и коллективной ответственностью, стройной системой управления. Под воинским К. понимается группа военнослужащих, входящая, как правило, в состав одного подразделения, между которыми на основе общественной морали и воинского долга, совместной жизни и службы сложились прочные официальные и личные связи, необходимые для выполнения боевых задач. |
Коммуникабельность - способность к общению, общительность, являющаяся условием психологической совместимости между военнослужащими. |
Коммуникация (от лат. communico - связываю, общаюсь) - в психологии: - сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия. |
Комплекс неполноценности - понятие, введенное в психологию австрийским психологом А. Адлером (1870-1937). В результате ряда причин (болезнь, маленький рост, физическая слабость, недостаточное умственное развитие, реальные или мнимые неудачи, невнимание родителей или излишняя их опека и т.д.) у детей может иметь место устойчивое чувство собственной неполноценности. В результате невозможности или неумения преодолеть причину и решить эту душевную проблему она вытесняется в область бессознательного, образует комплекс - мотивационно-смысловую структуру, связанную единым компенсирующим поведением. В условиях воинской деятельности необходимо учитывать, что движущей силой гиперактивного стремления личности к власти (формальной и неформальной), неуставных взаимоотношений может лежать комплекс неполноценности. |
Комплексность в обучении (лат. complexus - связь, объединение, сочетание) - составная часть принципа обучения воинов (комплексность, систематичность, последовательность обучения). Требует системного объединения учебного материала, взаимосвязи и взаимообусловленности знаний, навыков, умений, формирования боевого мастерства как единой системы знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств личности. |
Контент-анализ (от англ. contents - содержание) - в психологии: - метод анализа и оценки информации (содержащейся в документах, видеозаписи, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. К.-а., как метод исследования, отвечает таким требованиям, как объективность, адежность, валидность, он позволяет использовать методы многомерного статистического анализа, в том числе и факторный анализ. |
Конфабуляция ( от лат. confabulation - беседа, разговор) - ложные воспоминания о вымышленных или реальных ( но не имевших места в указанное воином время) событиях, фактах. |
Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если противоположная сторона отвечает тем же, К. начинает развиваться. Конфликтные ситуации в воинских подразделениях часто ведут к нарастанию эмоциональной напряженности, которая может оказать как дезорганизующее так и мобилизующее влияние на выполнение стоящих задач. |
Конформизм - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. К. означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции, псевдотрадиции и др.). Командиру подразделения необходимо учитывать, что конформизм способствует развитию в воинском коллективе круговой поруки. |
Конформность - сознательное приспособленчество, внешнее согласие военнослужащего с группой, подчинение ее влияниям при внутреннем осознании разногласий. |
Коэффициент корреляции (англ. content analusis; от content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающейся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью и систематичностью. |
Коэффициент корреляции Пирсона - коэффициент, выражающий линейную статистическую зависимость, взаимосвязь двух параметров. Он меняется от -1 (обратная прямая связь) до 1 (прямая противоположная связь), является главным инструментом факторного анализа. Однако последние психологические исследования показывают его ограниченность: во-первых, он выражает статистическую связь только между параметрами, выраженными в шкале отношений, интервалов; во-вторых, психические закономерности нельзя выразить с помощью линейной зависимости. |
Коэффициент корреляции Спирмена (коэффициент ранговой корреляции) - коэффициент, отражающий статистическую связь между двумя параметрами, выраженными по степени предпочтительности (шкала порядка). |
Креативность - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности военнослужащего. |
Кретинизм (от фран. cretin - слабоумный) - заболевание, вызванное недостаточной функцией щетовидной железы в ранние годы. К. характеризуется задержкой физического и психического развития. |