Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Маниакально-депрессивный Психоз (МДП)

Маниакально-депрессивный Психоз (МДП) - психическое заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных приступов (фаз), разделенных светлыми промежутками (интермиссиями), с полным восстановлением психического здоровья. Для МДП характерно чередование маниакальной, депрессивной фаз и светлых промежутков. Фазы чаще возникают весной и осенью. Длительность фаз без лечения - от нескольких дней до нескольких лет.

Маниакальность

Маниакальность - психическое состояние как более или менее выраженная психопатология, проявляющаяся в возбуждении и болезненном влечении к чему-либо. Например, графомания, клептомания, наркомания могут проявляться и в слабо выраженной форме как свойство характера.

Маразм

Маразм ( от греч. marasmos - изнурение, упадок) - угасание жизнедеятельности, сопровождающееся крайним истощением, упадком физических и психических сил. М. развивается в старости или вследствии длительной и тяжелой болезни.

Маргинальная личность

Маргинальная личность ( от лат. marqo - край) - личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, М. л. испытывает эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад.

Массовидные психические явления

Массовидные психические явления (присущи только группам и коллективам) - проявления группового сознания, такие как, соревнование, конкуренция, взаимоотношения, психологический климат, групповые настроения, переживания, подражание, слухи и т.п.

Мастерство военное

Мастерство военное - высокая профессиональная и специальная подготовленность воина и воинского подразделения к выполнению боевых задач. Уровень М.в. выражается в классности специалиста. Мастерство профессиональное - психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности. Мастерство педагогическое отражает высокий уровень творческой реализации офицера как педагога, достигаемый на базе совершенных педагогических знаний, навыков, умений, позиций, психологических качеств и акмеологических инвариантов. Оно позволяет командиру (начальнику) успешно решать учебно-воспитательные задачи как в мирное, так и в военное время.

Медитация

Медитация - психическое состояние более или менее полного отвлечения от внешних воздействий, достигаемое путем концентрации внутренне направленного внимания, возможно большего мышечного расслабления (релаксации) и эмоционального покоя. М. активно используется военными психологами для снижения нервно-психического напряжения у военнослужащих.

Метод

Метод (от греческого methodos - путь исследования или познания) - универсальный для данной области знаний способ получения фактов, соответствующий определенной методологии. Представляет собой совокупность приемов и операций, подчиненных решению конкретной задачи. Методология, метод и методика соотносятся, соответственно, как иерархия целого и частей двух уровней. То есть М. - понятие, определяющее универсальную категорию, методика - частную, конкретную. В педагогике используются методы воздействия на личность, которые обычно подразделяют на М. обучения и М. воспитания. Они оказывают комплексное действие на обучаемого и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. При этом конкретные методы и приемы являются общими и используются и в обучении и в воспитании (например, лекция, беседа, рассказ и т.п.). Вследствие этого любая их классификация условна и производится в основном для удобства выделения и анализа характерных особенностей. Необходимо также учитывать, что до сих пор в мировой педагогике (в том числе и российской) нет единства взглядов на их основные критерии, поэтому существует множество различных классификаций.

Метод беседы

Метод беседы - один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод наблюдения

Метод наблюдения - общенаучный метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций. Н. может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях) и т.д.

Метод обобщения независимых характеристик

Метод обобщения независимых характеристик - один из основных методов исследования психологии, предполагающий получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллективе) других людей (экспертов), отбираемых по определенной процедуре.

Метод самонаблюдения

Метод самонаблюдения - один из основных методов психологии, заключающийся в использовании способности сознания оценивать психические явления, свойственные его носителю (переживания, мысли, чувства и др.); это отражение сознанием самого себя. В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования.

Метод тестирования

Метод тестирования - один из методов исследования личности, заключающийся в диагностике (психопрогностике) личности, ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью.

Методика

Методика - конкретное воплощение метода в виде частной его реализации при решении конкретной научной или практической задачи. Педагогическая М. состоит из совокупности упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по конкретной учебной дисциплине.

Методика исследования

Методика исследования - совокупность приемов, способов организации и регуляции исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Методология

Методология - учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности.

Модель

Модель (от фр. modele - мера, образец, норма) - искусственная копия или схема какого-либо объекта, процесса, явления; вспомогательный объект (или система), заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде.

Морально-боевые качества военнослужащих

Морально-боевые качества военнослужащих - комплекс тесно связанных между собой, дополняющих друг друга черт личности, необходимых для успешного выполнения военнослужащими своих обязанностей в мирное время и на войне. К М.б.к. относятся: верность долгу, военной присяге, боевая активность, дисциплинированность, стойкость, мужество, самоотверженность, храбрость и т.д.

Морально-психологическая подготовка

Морально-психологическая подготовка - система мероприятий, направленных на формирование духовной способности и готовности решать боевые задачи по достижению победы в войне. М.п.п. направлена на формирование «верхнего» уровня, слоя общественного сознания, а через него влияет и на морально-психологическое состояние войск в целом. М.п.п. формирует долговременные, широкие социальные мотивы деятельности военнослужащих в мирное и военное время. Психологическая же подготовка направлена, прежде всего, на формирование морально-психологического состояния, психологической готовности и устойчивости через «нижний», общественно-психологический уровень, слой общественного сознания; особое внимание уделяет формированию ситуативных мотивов деятельности в боевой обстановке.

Морально-психологический климат воинского коллектива

Морально-психологический климат воинского коллектива -

динамическая характеристика состояния коллектива, представляющая собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему проявлению и развитию личности. Характеризует внутренние аспекты жизни и деятельности воинского коллектива, его духовную атмосферу.

Морально-психологическое обеспечение

Морально-психологическое обеспечение - комплекс согласованных мероприятий, осуществляемых государственным и военным руководством, всеми органами военного управления и должностными лицами армии и флота, с целью достижения морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил и населения страны, необходимого для выполнения учебно-боевых задач в мирное время и достижения победы в войне (конфликте).

Морально-психологическое состояние личного состава

Морально-психологическое состояние личного состава - подразделений, частей - обобщенная характеристика боеспособности человеческого компонента подразделения, части, включающая в себя совокупность элементов коллективного сознания военнослужащих, сформированных под воздействием социальных факторов, системы ценностей и нравственных норм, принятых в обществе и проявляющихся в боевой (служебной) активности военнослужащих. М.п.с. во многом определяет готовность и способность личного состава действовать как в боевых условиях, так и при выполнении задач повседневной деятельности подразделения, части.

Мотив

Мотив (от французского motif - побуждение) - психическое явление, непосредственно побуждающее то или иное действие, ту или иную деятельность военнослужащего. На настоящем этапе развития психологии к М. относят разнообразные психологические явления: инстинкты, влечения, эмоции, установки, желания и др. От М. следует отличать мотивировку.

Мотивация

Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих военнослужащего к активной деятельности. М. необходимо отличать от мотивировки, выполняющей функцию рационального обоснования и оправдания избранной линии поведения, в которой истинные мотивы не всегда получают адекватное отражение или сознательно маскируются.

Мотивация достижения

Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха». М.д. отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Основные типы М.д. складываются от 3 до 13 лет и формируются под влиянием родителей, особенно матери, и других окружающих ребенка людей.

Мотивация избегания неудачи

Мотивация избегания неудачи - выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности с преобладанием М.и.н. главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения.

Мотивировка

Мотивировка - вербальное объяснение, иногда оправдание тех или иных действий; М. может не совпадать с истинным мотивом, в случае сознательного или бессознательного искажения его. С помощью такой М. человек старается сохранить свой статус, свое «Я», удовлетворить актуализированную потребность, сохранить цельность своего «Я», выглядеть лучше среди окружающих, а нередко и сам перед собой при совершении неблаговидных, аморальных поступков и тем самым избежать или уменьшить степень психотравмирующего влияния на свою личность тех или иных факторов.

Моторика

Моторика (англ. motorics) - вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.

Мышление

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Физиологической основой М. является сложная аналитическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Педагогическое мышление командира подразделения характеризуется умением быстро анализировать свое поведение и поведение военнослужащих, выделять основные элементы и признаки их отклонения от уставных норм, а также умением синтезировать, анализировать конкретные педагогические ситуации, выходить на их причинно-следственные связи, делать правильные выводы о своей военно-педагогической деятельности.

Предыдущая страница Следующая страница