Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "О"
Образ - субъективное психическое явление, возникающее как результат познавательных процессов. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления - понятия, суждения, умозаключения, теории и т.п. Образ объективен по своему источнику - отражаемому объекту - и идеален по способу (форме) своего существования. Формой воплощения образов выступают практические действия, язык, знаковые модели. |
Образованность - качество развития личности военнослужащего, определяющее степень ее приспособленности к окружающей среде. Главный критерий О. - системность знаний и мышления, проявляющиеся способности человека восстанавливать недостающие звенья в системе знаний при помощи логических рассуждений. |
Обучение - специально организованный управляемый двусторонний процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и развитие человека. Выполняет четыре основные функции: 1. Образовательная - реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей; 2. Воспитывающая - заключается в формировании системы ценностных ориентации и отношений; 3. Развивающая - предполагает формирование и развитие познавательных психических процессов и свойств личности, интересов, способностей и т.п.; 4. Социализирующая - проявляется в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения. |
Обученность - результат обучения, включающий имеющийся запас знаний, умений и навыков и сложившиеся способы (приемы) их приобретения. |
Общая психология - функциональная основа развития всех отраслей психологической науки. Изучает наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный аппарат. |
Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. О.м. выполняет экспрессивную, контрольную, консультативную и директивную функции. Оно занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам. В зависимости от содержания высказываний, О.м. выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях. О.м. регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т.д.) и насаждая определенные нормы общественных отношений. |
Общительность - способность военнослужащего взаимодействовать с сослуживцами с целью обмена деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Противоположное понятие - замкнутость. |
Олигофрения - различные формы врожденного или рано приобретенного умственного недоразвития, которые делятся по возрастающей тяжести на дебильность, имбецильность и идиотию. |
Онтогенез (греч. on - род, падеж, ontos - сущее и genesis - происхождение) - индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца его жизни. Охватывает все процессы морфологических и функциональных изменений организма на протяжении индивидуальной жизни и осуществляется путем качественных, а также количественных преобразований, тесно связанных между собой. |
Опрос - метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов, применяемый в социальных, психологических и др. исследованиях. Методики О. можно свести к двум основным типам: анкетирование и интервьюирование. |
Оптимизация учебно-воспитательного процесса - выбор (конструирование) системы мер, позволяющей получать наивысшие для данных условий результаты познавательной деятельности обучаемых при минимально необходимых затратах времени. |
Организаторские способности - способности, обеспечивающие высокую эффективность организаторской деятельности военнослужащих. |
Отбор профессиональный - область междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных знаний. Предметом ее фундаментальных исследований являются три составляющих. Первая - человек (индивид, личность и организм) как субъект трудовой деятельности. Вторая - процесс как форма трудовой деятельности. Третья - отношения между человеком и профессией. Целью фундаментальных исследований в профессиональном отборе является научное обоснование выбора оптимальных отношений между человеком и профессией. П.о. базируется на психофизиологии, психологии, физиологии, математике, теории управления, медицине с их специальными отраслями и на ряде других дисциплин. На основе результатов П.о. формируется заключение о степени соответствия возможностей данного индивида запросам конкретной процессии. |
Отбор психологический - часть профессионального отбора, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на определение согласованности психических, духовных возможностей конкретных людей с запросами различных профессий относительно этих возможностей. |
Отклоняющееся поведение военнослужащих - система поступков, или отдельные поступки, которая противоречит принятым в обществе и его вооруженных силах правовым, нравственным и дисциплинарным правилам и нормам. Рассматривают несколько типов О.п.в.: 1) «неустойчивый» тип поведения - характеризуется чрезмерной подвижностью с несобранностью, неустойчивостью внимания, легкомысленностью и внушаемостью в общении. Военнослужащие с Н.т.п. малоспособны к контролю своих чувств и желаний, несамостоятельны, попадают под отрицательное влияние более сильных; 2) «конфликтно-возбудимый» тип поведения - характеризуется признаками несдержанности, склонностью к грубости и противоречиям по различным поводам. В поведении отмечается отрицательно направленная решительность, активность с упрямством, склонность навязать свою волю окружающим; 3) «эгоцентрический» тип, - характеризуется стремлением к самоутверждению, склонностью подчеркивать свою исключительность с пренебрежением к окружающим и противопоставлять себя коллективу. В высказываниях характерны лживость, тенденция к вымыслам, оговоркам. Характер реакций эмоциональный, отмечается склонность к браваде, циничности, преувеличение значимости конфликтов; 4) «Тормозимый» (астенический) тип поведения - характеризуется жалобами на невыносливость, слабость, недомогание. В новой среде, коллективе легко возникает чувство неполноценности со снижением активности. Отмечаются трудности в общении, в изучении специальности, слезливость, замкнутость, раздражительность и обидчивость; 5) «Мнительный» тип - характеризуется в период адаптации ориентацией на внутренний мир переживаний с замкнутостью, отгороженностью от окружающих. Неуверенность в себе, чувствительность к оценкам сопровождается усилением тревожных описаний, жалобами на состояние здоровья; 6) «Ограниченный» тип - характеризуется повышенной уступчивостью в поведении, готовностью выполнять скучную «грязную» работу ради избежания конфликтов. Зависим от всяких обстоятельств, интересы неразвиты, в ряде случаев слабо развиты разговорные навыки, навыки счета, письма, чтения. В работе низкопродуктивен. |
Оценка военно-профессиональной пригодности - составление представлений о пригодности индивида к военно-профессиональной деятельности на основе применения фундаментальных знаний из области профессионального отбора. Этот процесс включает в себя: медицинское обследование, социально-психологическое изучение и психофизиологическое обследование. Результатом является заключение о степени соответствия возможностей данного индивида запросам конкретной военной профессии. |
Ощущения - простейшая форма психического отражения, свойственная животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. |