Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

Наблюдение

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают внешние проявления чувств, действий, поступков и поведение военнослужащих и воинских коллективов. Анализ материалов, полученных при тщательном, всестороннем наблюдении дает возможность вскрывать мысли и чувства, отношения и мотивы, мнения, установки и другие психические компоненты, недоступные непосредственному восприятию, но позволяющие обнаруживать характерные тенденции в развитии психологии личности и коллектива, намечать основные пути управления ею, формированию необходимых боевых, моральных и психологических качеств.

Навык

Навык - автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных. Различают сенсорные, умственные и двигательные Н. Классифицируются Н. и по другому принципу: а) простые - это несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания; б) сложные -это усвоенные до автоматизма двигательные сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания.

Навязчивые состояния

Навязчивые состояния - непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые, эмоционально неприятные. Термин ввел немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг (1868). Являются симптомом психического нездоровья военнослужащего.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Направленность личности

Направленность личности - центральное психическое свойство, отражающее жизненно важные цели, мотивы, установки и потребности человека. Она влияет на содержание и уровень всех психических процессов, свойств, состояний, образований конкретной личности, на ее активность и всю жизнедеятельность. Военно-педагогическая направленность   командира  (начальника)  представляет  собой  комплексное качество личности, выраженное в педагогических целях и установках, идеалах и убеждениях, любви и уважения к подчиненным, потребности заниматься военно-педагогической деятельностью и обуславливающее ее высокую результативность.

Напряженность психическая

Напряженность психическая - одна из характеристик состояния человека. Обусловлена предвосхищением возможного неблагоприятного для субъекта развития событий. Показатели напряженности - уровень и стабильность (устойчивость) - определяются наличием возможностей для наилучшей организации поведения военнослужащих с максимальной степенью использования прогнозирования.

Наркомания

Наркомания - патологическое влечение к наркотикам. Привыкание возникает постепенно при систематическом и частом употреблении этих веществ. Для всех видов Н. характерно состояние абстиненции -плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ. Одним из самых распространенных видов Н. является хронический алкоголизм. Основной его признак - синдром похмелья. При интоксикации, вызванной длительным употреблением алкоголя, появляется дрожание рук, головная боль, раздражительность, придирчивость, утрата работоспособности и др. Эти явления временно исчезают при приеме сравнительно небольших доз алкоголя. Другие виды Н. - морфинизм, опиофа-гия, гашишизм, пристрастие к героину, марихуане, синтетическим наркотическим веществам и т.п. Длительный прием наркотиков ведет к деградации личности военнослужащего, эмоциональному и интеллектуальному оскудению.

Настроение

Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни военнослужащего.

Научение

Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Иногда понимается как результат учения. Но, в отличие от учения (как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами), путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки), а уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.

Неврастения

Неврастения - нервное истощение, переутомление. Для военнослужащих, страдающих Н., характерны повышенная утомляемость при умеренных физических и психических нагрузках, пониженный фон настроения, неудовлетворенность жизнью, служебная несдержанность, раздражительность, которая может провоцироваться незначительным поводом, шумом, сильным звуком, ярким светом. При этом возникает бурная реакция возбуждения с сильным криком, агрессивными действиями.

Неврозы

Неврозы - группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств (психогенных по своей природе), в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешимое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудач, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

Негативизм

Негативизм - лишенное разумных оснований сопротивление военнослужащего оказываемым на него воздействиям.

Нейротизм

Нейротизм - характеристика эмоциональной устойчивости. Измеряется с помощью личностных опросников. Для лиц с высоким уровнем нейротизма характерна пониженная эмоциональная устойчивость (повышенная эмоциональная возбудимость), инерционность эмоциональных реакций, избыточная вовлеченность в поведение вегетативных, двигательных компонентов. Единого мнения в среде психологов об отношениях (эквивалентности) понятий нейротизм, эмоциональная устойчивость и тревожность пока не сложилось.

Непрерывное образование

Непрерывное образование - система образования, предполагающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний, навыков, умений с учетом применяющихся требований к профессиональной деятельности.

Нервно-психическая неустойчивость

Нервно-психическая неустойчивость (противоположное понятие - нервно-психическая устойчивость) - склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефицитами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма. В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играет биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Нервно-психическая неустойчивость порождает: суицидальные попытки, членовредительство, дезертирство, рукоприкладство, уклонение от выполнения служебных задач, раздражительность, конфликтность, уход в себя, замкнутость, позерство, неисполнительность по забывчивости, слезливость, не сопротивление унижениям.                          Источники нервно-психической неустойчивости: психические заболевания, болезни (менингит, энцефалит), черепно-мозговые травмы, алкоголизм, наркомания, токсикомания, семейное неблагополучие, умственная отсталость.

Методы выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью: наблюдение, анализ документов, беседа, анализ независимых характеристик, тестирование, анализ результатов деятельности, эксперимент, переписка с родителями, медицинское обследование.

Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) - Под нервно-психической устойчивостью понимается способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами уровня нервно-психической устойчивости и поведенческой саморегуляции являются: самооценка, уровень эмоциональной устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «я-концепции» и др. Поэтому система регуляции - это сложное иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения человека.

Различают 4 группы НПУ. При 1 и 2 группах нервно-психические срывы маловероятны, можно рекомендовать военнослужащих на должности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости.

- 3 группа - нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при определении профессиональной пригодности (3 и 4 группы к несению службы с оружием  не допускаются).

- 4 группа - высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медицинское обследование у психиатра, невропатолога.

Нормы групповые

Нормы групповые - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Н.г. повышают устойчивость и стабильность воинских коллективов. Вместе с тем в подразделениях, где имеют место неуставные взаимоотношения, круговая порука Н.г. жестко и однозначно регламентируют действия военнослужащих подразделения, способствуют снижению уровня воинской дисциплины, правонарушениям.

Предыдущая страница Следующая страница