Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Т"
Темперамент - врожденное психическое свойство личности, в котором выражается динамика психики и поведения. Физиологическую основу Т. составляет тип нервной деятельности (высшая нервная деятельность), характеризующийся соотношением двух основных процессов - возбуждения и торможения по их подвижности, уравновешенности и, в целом, по силе протекания. Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств Т. называют типами Т. В психологии 4 типа Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Т. человека характеризуется определенными особенностями. 1) Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности; 2) Флегматик - это человек медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями, сравнительно постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний; 3) Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам. 4) Меланхолик - это человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на происходящие события; |
Теория обучения - система знаний, направленная на изучение законов превращения явлений общественного сознания в явления сознания индивидуального. Указывает основные направления и приемы процесса преобразования внешней, материальной формы познавательной деятельности во внутреннюю, психическую. |
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) - современная концепция обучения, нашедшая широкое распространение и применение при обучении военнослужащих. Согласно этой теории, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков и умений, происходит путем интериоризации, т.е. поэтапного перехода «материальной» (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план, отражения ее в сознании. В силу этого обучение протекает поэтапно. На первом этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой деятельности (ООД), то есть системой указаний о том, как выполнять реальные действия. На втором этапе обучаемые самостоятельно выполняют реальные действия с оружием, боевой техникой или их заменителями (тренажеры, макеты, чертежи и т.п.). На третьем этапе эти действия проговариваются вслух. На четвертом - проговариваются про себя. На пятом - действия мысленно производятся с помощью внутренней речи. |
Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Родоначальником Т. считается Д. Кеттел, большой вклад в его развитие внес Ф. Гальтон. |
Технология обучения (педагогическая технология, образовательная технология) - совокупность психолого-педагогических процессов в конкретной обучающей системе, научное описание приемов и способов педагогической деятельности по решению задач воспитания, обучения и развития личности. |
Тип высшей нервной деятельности - устойчивый комплекс свойств высшей деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый совокупностью свойств нервной системы. |
Токсикомания - состояние временной или хронической интоксикации, вызываемой повторяющимся употреблением натуральных или синтетических токсических веществ (лекарственные препараты, пищевые, промышленные яды) с целью достижения состояния эйфории. Общими признаками токсикомании являются периодическое проявление эйфоричности, подвижности, двигательной и речевой растормо-женности. Характерно оживление взгляда, блеск роговицы, покраснение кожных покровов лица. При приеме токсических и наркотических веществ в больших дозах в одних случаях возможны заторможенность, вялость, сонливость, в других - расстройства восприятия, тревога, страх, взрывы беспричинного смеха, агрессии. |
Толерантность (от латинского tolerantia - терпение) -1) отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор вследствие снижения чувствительности к его воздействию; 2) способность системы (части организма или организма в целом) выдерживать изменения входных воздействий в определенном диапазоне без отказов и без нарушения правильности работы; 3) способность военнослужащего противостоять жизненным трудностям без утраты психологической адаптации на основе адекватной оценки реальной ситуации и возможности предвидеть выход из нее. |
Традиции воинские - сложившиеся на основе длительного опыта воинской деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в воинский коллектив правила, нормы, стереотипы поведения, действий, общения военнослужащих, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого члена воинского коллектива. |
Транс - состояние сильного возбуждения, вызываемое бурной мозговой активностью. Проявляется автоматическим выполнением сложных актов поведения на протяжении нескольких минут или более длительного времени без осознания окружающей ситуации и цели своих поступков. |
Тревога - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Т. -переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. |
Тревожность - склонность к внешне немотивированному беспокойству. Является симптомом ряда психических проблем, расстройств и заболеваний. |