Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ДЕРКАЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЕРКАЧ

Анатолий Алексеевич (р. 1944) - российский психолог, специалист в области психологии управления, социальной психологии, педагогической психологии и акмеологии. Д-р психологических наук (1982), профессор (1989), засл. деятель науки РФ (1994), лауреат премии Президента РФ в области образования за разработку научно-педагогического комплекса Психологические основы эффективной профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования 1999). Избран чл.-кор. РАО (2000) и д. чл. РАО (2001). Образование получил в Луганском государственном педагогическом ин-те (ЛГПИ), окончив естественно-географический фак-т (1968). Профессиональную деятельность начал в Луганске учителем биологии и химии (1963-1968), был преподавателем кафедры педагогики и психологии ЛГПИ (1968-1969), окончил аспирантуру фак-та психологии Ленинградского ун-та (ЛГУ), защитив диссертацию на звание канд. педагогических наук (1972). Вернувшись в Луганск на должность ст. преподавателя ЛГПИ (1972), в этом же году перебирается в Москву, где возглавляет методический сектор Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина (1972-1974), заведует отделом школьной молодежи ЦК ВЛКСМ (1974-1975), работает первым зам. председателя ЦС Всесоюзной пионерской организации (1975-1982), одновременно являясь соискателем кафедры социальной психологии фак-та психологии ЛГУ (1979-1981). Защитив в 1982 гдокт. дис. по психологии, переходит на работу в НИИ Академии общественных наук при ЦК КПСС (ст.н.с, 1982-1987; зав. отделом, 1987-1992), получает звание профессора кафедры социальной психологии и педагогики АОН (1989). Большой опыт педагогической и административной работы позволил Д. занять должность зав. кафедрой Акмеологии и политической психологии Российской академии управления (РАУ) (1992-1995). К этому периоду относится публикация монографий: Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные технологии, 1993; Управленческая инноватика: реф-лепрактические методы, 1994. После преобразования в 1995 г. РАУ в Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте РФ Д. возглавил кафедру Акмеологии и психологии профессиональной деятельности, а с 2000 г. - первый проректор РАГС. Вместе с сотрудниками развивает прикладные акмео-логические исследования, методики и понятийный аппарат акмеологии. По мнению Д. акмеология - область знания в системе наук о человеке, выявляющая факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям в жизни и деятельности (профессиональным и непрофессиональным). Им были выделены этапы становления акмеологии, описан феномен акме как многомерное состояние человека, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и личностными изменениями. Акмеологический подход был распространен на самые разные виды трудовой деятельности: управленческую, военную, спортивную, педагогическую, политическую, юридическую, медицинскую. Для исследований применялись: лонгитюдный метод в сочетании с биографическим, акмеологическое описание, сравнение высокопродуктивной и малопродуктивной профессиональной деятельности, психограммы, акмеограммы, на основании которых выстраивалась акмео-логическая диагностика развития профессионала. Под редакцией Д. подготовлено учебное пособие Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека, М., 2000, 2001. Он автор монографий: Формирование и развитие инновационной культуры у кадров госслужбы, М., 1996; Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления, М., 1997; Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы, М., 1998; Формирование руководителем управленческой команды, М., 1999. Л.А. Карпенко

В начало словаря