Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Д" (часть 15, "ДИФ"-"ДОМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 15, "ДИФ"-"ДОМ")

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (лат. differentiatio) - термин И.П.Павлова, обозначает постепенное прекращение реакций на стимулы, которые сходны с оригинальными, и тем не менее от них отличающиеся некоторыми признаками (например, это круг и овал).

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ОЛИГОФРЕНИИ -

Как уже отмечалось, сборная группа олигофрении является следствием таких разнообразных по этиологии и патогенезу страданий, как наследственные и хромосомные болезни, заболевания эмбриона и плода (различной этиологии эмбрио-патии и фетопатии), родовая патология (асфиксии, травмы, кровоизлияния), поражения центральной нервной системы ребенка в первые месяцы или годы жизни (менингиты, ме-нингоэнцефалиты, энцефалиты, травмы).

Не все олигофрении изучены в одинаковой степени, так же как неизвестно пока точное количество их разновидностей. Некоторые олигофрении ввиду недостаточной изученности описываются пока не как отдельные нозологические формы, а лишь как синдромы. Олигофрении с уже известной этиологией определяются как дифференцированные формы.

В нашей стране наиболее принята двухэтапная классификация, по которой учитывается время патологического воздействия, а также качество и тяжесть вредоносного фактора.

По временам воздействия (и, естественно, по определенному сходству патогенеза) этой классификацией выделяются три больших группы олигофрении:

1) наследственные и семейные формы олигофрении;

2) эмбриопатии и фетопатии (поражения эмбриона или плода);

3) олигофрении, вызванные различными вредностями во время родов и в первые месяцы или годы жизни.

Таким образом, все олигофрении с уже изученной этиологией можно подразделить на следующие большие группы:

1) олигофрении вследствие наследственных (генных и хромосомных) заболеваний;

2) олигофрении вследствие воздействия различных вредностей (инфекции, интоксикации) в период внутриутробного развития;

3) олигофрении, вызванные воздействием различных вредностей в перинатальном периоде и в первые месяцы и годы жизни;

4) олигофрении, являющиеся следствием отрицательных психосоциальных влияний.

Олигофрении вследствие наследственных (генных и хромосомных) заболеваний

Эти формы умственной отсталости обусловлены большей частью эндогенными воздействиями в виде наследственных дефектов обмена веществ и хромосомных аберраций. Патогенные факторы здесь могут действовать еще и до зачатия ребенка, когда патология выражается в виде гаметопатии.

ДИФФУЗИЯ

ДИФФУЗИЯ (лат. «распространение, рассеяние») - распространение культурных черт одного общества на другое, одной социальной группы на другую. Ср. перенимание представителями демимонда манер и привычек представителей бомонда, соответственно этому склонность отдельных индивидов к такому поведению.

Ср.:

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней (пословица).

Люди так свято уверовали в важность благородного происхождения, что дети ремесленников или купцов стали покупать гербы или ссылаться на принадлежность к обедневшему дворянскому роду (Б. Прус, Кукла).

Ср. стремление и поведение г. Журдена в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

Ср.:

Будем богаты или будем казаться богатыми (Д. Дидро).

Ср. галломания, англомания, диглоссия.

* * *

(лат. diffusio - распространение, растекание) - 1. взаимораспространение жидкостей, газов при их соприкосновении; 2. распространение воздействия локализованного стимула на соседние ткани; 3. рассеивание света в глазу; 4. распространение культурных черт одного общества на другое или отдельной группы людей на другую внутри одного общества. Например, диффузия лагерного жаргона в криминализованном обществе, отмечаемая многими лингвистами в постсоветской России как бесспорный признак культурного роста населения.

ДИФФУЗИЯ РОЛЕЙ

ДИФФУЗИЯ РОЛЕЙ (лат diffusio - распространение, растекание; фр. role - образ, степень участия, мера влияния кого-либо) - 1. термин Э.Эриксона, означает отсутствие гармонии идентификаций подростка с другими людьми (моделями ролей); 2. утрата пациентом способности чётко разграничивать роли, в которые ему приходиться включаться в ходе своей деятельности. Например, будучи на самом деле в роли пассажира, он ведёт себя так, будто является кондуктором. Или мать переносит свою роль на работе, где она является руководителем, на своих детей, которые должны, как она считает, беспрекословно выполнять её властные указания. Некоторые авторы такую особеннность поведения обозначают термином ситуационное слабоумие, указывая, что это явление в резко выраженной или даже абсурдной форме особенно свойственно пациентам, страдающим шизофренией. Например, пациент участвует в обходе отделения врачом и даёт больным свои советы и рекомендации. Приблизительный синоним: Диффузность самоидентичности.

ДИФФУЗНЫЙ СКЛЕРОЗ ШОЛЬЦА

ДИФФУЗНЫЙ СКЛЕРОЗ ШОЛЬЦА - наследственная патология с неустановленным типом генетической трансмиссии. В основе болезни лежит дефицит лизосомальной аргилсульфатазы - А. Заболевание начинается с двух лет жизни ребёнка с изменения фонации и приостановки психического развития. Затем выявляются вялый или спастический паралич, атаксия. В последующем развивается слабоумие, речь теряется, контакт с окружающими полностью прерывается. Длительность заболевания - несколько лет, обычно дети умирают от присоединившегося интеркуррентного заболевания вскоре (спустя 3-5 лет) после начала болезни. Специфического лечения и эффективных методов профилактики заболевания ныне не существует.

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. dicha - на две части, tome - сечение) - рассмотрение проблем и принятие решений в ригидной, альтернативной форме, по принципам «или/ или», «всё или ничего». Например, разделять людей на «плохих» и «хороших», как это делают дети и часто ещё подростки, «быть цезарем или никем», как это свойственно некоторым претенциозным юношам, видеть только «больных» и «здоровых», «черное» и «белое», «добро» и «зло», то есть воспринимать всё происходящее в мире в контрастном виде, где нет полутонов, переходов или компромиссов. Эта незрелость мышления может возникать вследствие психического расстройства, она встречается у некоторых психопатов.

ДИХОТОМИЯ ВОСТОК-ЗАПАД

ДИХОТОМИЯ ВОСТОК-ЗАПАД (от греч. dicho-tomia - разделение на двое) - понятие, имеющее древние исторические корни.

Современная "западная" цивилизация во многом явилась преемницей греко-романской античной культуры, издавна противопоставлявшей себя так называемому "Востоку", (т. е. всему тому, что лежало за ее восточными пределами). Представления о "Востоке" как о совершенно ином мире, в той или иной мере варьируясь, сохраняются и до наших дней. Одно из наглядных доказательств этого - существование такой специфической и многоотраслевой науки, как востоковедение.

Можно поэтому говорить о имевшем на разном этапе развития человечества определенном психологическом "противостоянии" восточных и западных образов жизни и социальных ценностей, влияние которого до сих пор присутствует в национальном самосознании многих народов.

ДИХРОМАЗИЯ

ДИХРОМАЗИЯ (греч. di - два, chromos - цвет) - двуцветное зрение, восприятие волн только двух диапазонов вместо трёх в норме (слабость касается восприятия красных и зелёных оттенков - протанопия и дейтеранопия, слабость восприятия синих и жёлтых оттенков цвета - тританопия и тетартанопия, хотя существование последней твёрдо не установлено).

ДИХРОМАТ МОНОКУЛЯРНЫЙ

ДИХРОМАТ МОНОКУЛЯРНЫЙ (дихромазия греч. monos - один, единый, единственный; лат. oculus - глаз) - индивид, у которого в одном глазу нормальное цветовое зрение, а в другом - дихроматическое.

ДИЭТИЛАМИД ЛИЗЕРГИНОВОЙ КИСЛОТЫ

ДИЭТИЛАМИД ЛИЗЕРГИНОВОЙ КИСЛОТЫ - см. ЛСД-25.

ДЛИННАЯ РЕЧЬ, ДЛИННОТЫ

Распространенный человеческий недостаток, как у простых людей, так и у ученых, впадающих в длинные рассуждения. От этого нужно избавляться. Ср. излишне длинные разговоры по телефону, беседы, в которых информация повторяется по второму и третьему кругу. Ср. Максима количества.

ДЛИННЫЙ ЯЗЫК

ДЛИННЫЙ ЯЗЫК - образно о болтливом человеке, сплетнике и др. От недостаточной культуры речи. Чаще относится к женщинам. Ср. Волос долог, а язык длинный (у бабы) (Словарь Даля). Ср. выражения трещотка, таратуха.

ДЛИТЕЛЬНОГО СДАВЛИВАНИЯ СИНДРОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ - интервал времени, в течение которого возникает, развивается и исчезает ощущение, т. е. длительность его существования. Д. о. определяется временными условиями взаимодействия анализатора с раздражителем (стимулом). Как правило, Д. о. не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает через некоторый интервал времени после начала воздействия, исчезает оно также спустя некоторое время после его прекращения. Данное явление лежит в основе образования последовательного образа.

ДМИТРИЕВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ДМИТРИЕВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, советник РАН. В 1973 г. в Ленинградском госуниверситете им. А. Жданова защитил докторскую диссертацию по теме: Предмет, методы и проблемы американской политологии: критический анализ концепций» Совместно с В. Н. Кудрявцевым является основателем юридической конфликтологии. Один из авторов, опубликовавших наибольшее количество работ по проблеме конфликтов.

ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДНЕВНОЙ ОСТАТОК

ДНЕВНОЙ ОСТАТОК - обозначение фрагментов впечатлений минувшего дня, которые фигурируют в образах сна.

ДОБАВЛЯТЬ, ПРИБАВИТЬ

ДОБАВЛЯТЬ, ПРИБАВИТЬ - сказать «вдогонку» (забыв сказать что-то в предыдущем высказывании). Свидетельствует о недостаточной продуманности речи. В других случаях это делается с расчетом, напоследок, «под занавес» (с целью сделать предыдущее высказывание более убедительным, оставить сильное впечатление); ср. эффект конца (что-то, сказанное в самом конце выступления, общения, запоминается лучше, чем информация середины).

ДОБЛЕСТЬ

ДОБЛЕСТЬ - состояние высшего душевного мужества и благородства, саможертвенного великодушия. Оценка сугубо положительная - восхищение и др.

Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести (Б. Спиноза).

Ср. храбрость.

ДОБРО

ДОБРО - наиболее общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности; является противоположностью зла. Представления о Д. социально обусловлены и исторически изменчивы (А. А. Гусейнов, 2001). Д. - дела и мысли, способствующие торжеству нравственности, гуманизма, развитию прогресса. Важной индивидуально-психологической характеристикой личности является ее добродетель, т. е. желание делать Д. и реализация этого желания в поступках и деятельности. Добродетель как качество человека важнее его профессионализма. Добрых людей гораздо меньше, чем профессионалов. Формирование добродетельных качеств у человека, начиная с младенчества, является важнейшим направлением деятельности всех общественных и государственных институтов, способствующим профилактике и конструктивному развитию конфликтов.

ДОБРОВОЛЬЦА ПРЕДВЗЯТОСТЬ

ДОБРОВОЛЬЦА ПРЕДВЗЯТОСТЬ - потенциальная предвзятость в любом исследовании, участниками которого являются не лица, отобранные посредством защищающих от нерепрезентативности процедур, а добровольцы. Последние обычно сильнее мотивированы и обнаруживают тенденцию выполнять большинство тестов на более высоком уровне, чем контрольные субъекты из случайной выборки.

ДОБРОДУШИЕ

ДОБРОДУШИЕ - мягкость характера, незлобивость.

«Вы столь кротки и добродушны от природы, - сказал он мне однажды, - что я не могу поверить в распутство, в коем обвиняют вас» (А. Прево, Манон Леско).

Она так же ясно и доверчиво смотрела…так же добродушно смеялась (И. Тургенев, Дым).

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила.

(А. Пушкин, Сказка о мертвой царевне)

Человек без возвышенности души не может иметь доброты, он может иметь только добродушие (С. Шамфор).

Ср. благодушие.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - доброе расположение к кому-л.

Ко мне он доброжелателен, и я подозреваю, что это больше влияние Лоты, чем собственный почин (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

К доброжелательству досель я не привык - / И странен мне его приветливый язык (А. Пушкин, Ответ анониму).

Ср. благожелательство.

ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЙ

ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЙ - в психопатологии - характеризующий мягкое течение психического заболевания, отсутствие грубой продуктивной и дефицитарной симптоматики, высокую откликаемость на проводимое лечение и благоприятный прогноз как на ближайшую, так и, возможно, на отдалённую перспективу.

ДОБРОТА

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к кому-л., стремление делать добро другим. Признак доброты - характерный «свет» глаз и лица индивида.

Доброта - достоинство, которое считают прирожденным, в ней редко соглашаются видеть скрытое усилие прекрасной души… (О. Бальзак, Дочь Евы)

А пожалуй, верно, я ко всем добрый. Только не показываю этого, нельзя это показывать людям, а то они замордуют. На доброго всякий лезет, как бы на кочку в болоте… И затопчут (М. Горький, В людях).

Дух Святой учит душу исполнять заповеди Божий и дает силы творить добро (Силуан Афонский).

ДОБРЫЙ

ДОБРЫЙ (общеслав. «доба» - подходящий, соответствующий) - склонный бескорыстно делать другим людям что-то им нужное, важное для них, не требуя и не ожидая ответной благодарности. Отличительный признак развитой личности коллективистского типа. Отсюда выражения «добрая воля», добродетель», «добросердечие», «добродушие». К.Лоренц, выдающийся этолог (1903- 1989), будучи 2 года в советском плену во время Великой отечественной войны, позднее не скрывал своего удивления тем, что охранявшие его солдаты Красной Армии не проявляли и не имели к нему, врагу по своим нацистским убеждениям, злобы, агрессии, жестокости и даже бывали приветливыми, радушными, дружелюбно настроенными. Собственно доброту не следует смешивать с: а) особенностью характера, при которой индивид, чаще всего это пациент, бесцельно раздаривает ценные вещи потому, что не научился дорожить ими, не смог их «присвоить», сделать их частью своего Я в силу аутизма; б) проявлением пресуицидального синдрома, когда человек раздаёт дорогие и памятные ему предметы другим, даже малознакомым людям, тем самым как бы прощаясь со всем, что ранее его связывало его с жизнью; в) заблаговременным задабриванием кого-либо с целью извлечь для себя позже какую-то выгоду, то есть манипулятивной особенностью истерической личности, а также особенностью поведения личности конформного типа.

ДОБРЫНИН

Николай Федорович (1890-1981) - российский психолог, д-р психологических наук (1937), профессор (1935). Учился на естественном, затем - на историко-филологическом фак-те Московского ун-та, который окончил в 1915 г., а также в аспирантуре Института психологии. Работал в Московском Государственном индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта, одновременно являясь доцентом педагогического факультета 2-го МГУ (1922-1930) и сотрудником Института психологии (1925-1935), где защитил докт. дисс: Психология внимания. История и теория вопроса. С 1941 г. его научная деятельность связана с МГПИ им. В.И. Ленина, где он занимал должность профессора и зав. кафедрой психологии (1941 -1966), в последние годы жизни был профессором-консультантом (с 1969). Центральное место в работах Д. занимала проблема внимания, к экспериментальному изучению которой он приступает уже в 1910-1920 гг. Им исследуется психологическая природа внимания, его физиологические основы, свойства и характеристики, среди которых предметом специального экспериментального анализа становится феномен колебания внимания (Колебание внимания, 1925). Раскрытие природы внимания и его сущности Д. рассматривал как одно из главных условий понимания и разработки проблемы активности личности и активности познания. Он впервые выдвигает и обосновывает принцип значимости как одно из фундаментальных оснований 6 История психологии 161 функционирования человеческой психики, что, с его точки зрения, позволяет выявить и исследовать связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности человека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь, таким образом, одним из наиболее существенных обусловливающих его признаков. В работах Д. и его учеников рассматриваются вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности ребенка. Исследуются виды внимания, его типология, динамика, различные характеристики и свойства. Д. - автор и редактор ряда учебников и учебных пособий для педагогических вузов по общей, возрастной и педагогической психологии (Хрестоматия по психологии, 1927; Введение в психологию, 1929). В. А. Кольцова

ДОВЕРИЕ

ДОВЕРИЕ - чувство или убеждение относительно какого-то лица, что этот человек надежен, на него можно положиться в отношении истинности того, что он говорит или делает. Типичная реакция на доверие - стремление оправдать его или воспользоваться им для выгоды, не оправдывая его. Ср. вера.

ДОВЕРИЕ ПРОТИВ БАЗОВОГО НЕДОВЕРИЯ

ДОВЕРИЕ ПРОТИВ БАЗОВОГО НЕДОВЕРИЯ - термин Эриксона (1953), обозначает первую из восьми стадий жизни человека (младенчество). Ребёнок либо научается чувствовать себя в этом мире как дома, верить в существование доброты как у других, так и у себя, у него появляется столь ценное качество, как надежда, либо он развивает чувство «зла и недоброжелательности». «Матери, я думаю, - пишет Э.Эриксон, - создают чувство доверия у своих младенцев таким обращением, которое соединяет в себе чуткую заботу о личных нуждах ребёнка с непоколебимым ощущением личной надёжности в структуре доверия данной культуры».

ДОВЕРЧИВОСТЬ

ДОВЕРЧИВОСТЬ - склонность к излишнему, неоправданному доверию, легковерие.

Как подозрительность, так и доверчивость гибель приносит (Гесиод, Работы и дни).

ДОВОЛЬСТВО

ДОВОЛЬСТВО - состояние удовлетворенности.

О вы, кто честным изменил дорогам,

Чья цель одна: довольство и покой,

Вы блага жадной ловите рукой…

(Л. Камоэнс, О вы, кто честным изменил дорогам)

ДОВОЛЬСТВО МАЛЫМ

ДОВОЛЬСТВО МАЛЫМ - отсутствие в сознании мотива избыточности (см.), нежелание иметь много имущества, денег, удовольствий, постоянное ощущение счастья от того, что имеешь самое необходимое.

Наслаждение, роскошь - вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать - вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью (Сократ).

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры (он же).

А мне того довольно, / Что мирно пью из скромного стакана (Луис де Леон, Жизнь в уединении).

Мне ни рубля не накопили строчки,

Краснодеревщики не слали мебель на дом…

И, кроме свежевымытой сорочки,

Сказать по совести, мне ничего не надо.

(В. Маяковский, Во весь голос)

ДОГАДЫВАТЬСЯ (И ВЫСКАЗЫВАТЬ ДОГАДКУ)

Не следует скоропали тельно высказывать свои догадки: они могут оказаться ложными или смешными. В устном разговоре возникшую догадку лучше уточнять с собеседником. Если это догадка по намеку, уточнять не всегда тактично. Ср. У их дочери в зачетке одни отличные оценки; они НЕДАРОМ ей достались (не следует уточнять, что здесь означает НЕДАРОМ).

ДОГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (УРОВЕНЬ, ФАЗА)

ДОГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (УРОВЕНЬ, ФАЗА) (лат. genitalis - относящийся к рождению, благоприятствующий рождению, рождающийся, родной, плодотворный, плодородный) - в психоанализе - стадия психосексуального развития, на которой либидинозное удовлетворение ребёнок получает от стимуляции оральной и анальной зон.

ДОГМА

ДОГМА (греч. dogma - мнение, постановление, учение) - 1. положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах и не предполагающую каких-либо свидетельств в её подтверждение, или даже разделяемое вопреки фактам («верую, ибо это абсурдно»). Обычно основывается на авторитете, является присвоенным авторитарным суждением. Наиболее часто встречается теологическое использование термина, но имеется также множество священных и квазинаучных догм. В науке термин всегда имеет явно отрицательный оттенок. Отличается от несколько более нейтрального термина «доктрина», обозначающего обширные теоретические положения, которые относятся к недоступным верификации утверждениям и которые поддерживаются за счёт всё ещё невыполненного обещания о будущем их подтверждении (например, фрейдистская доктрина, бихевиористическая доктрина); 2. обычно в мн. числе - догмы, - основные положения какого-либо учения. Например, догмы римского права, догмы марксистского учения, догмы павловского учения, религиозные догмы, идеологические догмы Например, уже ставшая для некоторых школьльников догма (главное ней - это выгода, деньги) которую усвоят сегодняшие дети, что при очередном перевороте власти, а это в России происходило не один раз) окажутся в столь же сложном положении, как и те молодые люди, воспитанные в своё время на догмах коммунистического режима, требующих альтруистического образа мыслей и поведения, и станут обвинять своих родителей в том, что их воспитывали неправильно.

ДОГМАТИЗМ

ДОГМАТИЗМ - недиалектический тип мышления, которому присуще игнорирование конкретных условий места, времени и др. обстоятельств при анализе любых актуальных проблем, шаблонность при их решении. Д. свойственны слепая вера в авторитеты, защита устаревших социальных схем, изживших себя (или изначально ошибочных) положений. Д. конфликтогенен по своей сути, т. к. мешает правильно оценить сложившуюся обстановку, использовать новые, возникающие в различных ситуациях взаимодействия, возможности в интересах группы, организации или общества. В политике Д. ведет к серьезным ошибкам в стратегии и тактике политической деятельности, образованию культа личности, канонизации идеологем, слепому доверию лидеру.

* * *

- одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма лежит слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.

* * *

(греч. dogma) - способ мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учёта конкретных исторических условий. Принятие догм как руководящих принципов умственной деятельности может быть описано терминах психопатологии, здоровому и адекватному индивиду это не свойственно по определению. Синоним: Доктринёрство.

ДОГМАТИЗМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ

ДОГМАТИЗМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ - термин обозначает состояние традиционных обществ, когда в нем господствует родоплеменная мифология, существует табу. На их смену приходят заповеди, предписания, содержащие требования и законы, ориентированные на передачу заскорузлых ценностей от одного поколения к другому, в свою очередь выделяющие из себя различные регуляторы человеческих отношений. Однако этот процесс совершается чрезвычайно медленно; традиционные общества придерживаются как бы "раз и навсегда" сложившихся отношений.

Сам человек в традиционном обществе становится своего рода стандартом оценки обычаев, правил, традиций, ритуалов и т. п. Д.э. начинает разрушаться тогда, когда в обществе происходит противопоставление, диалог, анализ, показательное рассуждение. Человеческая мудрость начинает нарушать свои устоявшиеся связи с обычаями, вступает в конфликт с родо-племенной мифологией, с традицией, подмечает и объясняет ограниченность сложившихся в обществе образцов человеческого взаимодействия.

ДОДЖО-НАВЯЗЧИВОСТЬ

ДОДЖО-НАВЯЗЧИВОСТЬ (яп. dojo - место для тренировки по восточным боевым искусствам) - возникающая у преимущственно ананкастных личностей однобокая потребность в овладении каким-либо восточным единоборством в ущерб другим, более серьёзным делам. Обычно это вариант сверхценной одержимости каким-либо занятием в подростково-юношеском возрасте, проявление гиперкомпенсации (см.) комплекса неполноценности и неуверенности в себе.

ДОЗА

ДОЗА (греч. dosis - порция) - 1. точно отмеренное количество лекарства для приёма или введения в организм. Например, доза разовая, доза суточная; 2. вообще - некоторое количество чего-либо.

ДОЗАВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ДОЗАВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - оценка количества вещества, выделенной или поглощенной энергии либо оценка результата воздействия при заданных условиях. В гигиене труда понятие Д. в. в. используется, напр., при оценке воздействия химических веществ, ионизирующего и электромагнитного излучений и т. д. Применение дозового принципа существенно упрощает принятие решений о допустимости условий среды для человека, степени риска и др. Оценки Д. в. в. могут быть как удельные (для единицы объема, площади поверхности или массы), так и для всего объекта или источника воздействия. Однако в любом случае Д. в. в. обладает свойствами аддитивности и инвариантности во времени. Свойство аддитивности состоит в том, что если мы разделим рассматриваемый интервал времени на несколько подынтервалов, то Д. в. в. за весь интервал наблюдения сумме доз за части интервала. Свойство инвариантности заключается в том, что Д. в. в. за определенный интервал времени определяется только воздействием в течение этого интервала. Факторы внешней среды могут влиять на состояние человека как негативным, так и позитивным образом. В задачах охраны труда обычно рассматриваются только те факторы, которые влияют негативно (вредные факторы). В этом случае Д. в. в. всегда положительна, а при отсутствии воздействия или неощутимом воздействии она равна нулю. Несмотря на кажущуюся простоту оценка величины Д. в. в. даже при наличии одного действующего вредного фактора представляет довольно непростую задачу. Напр., при низкой мощности источника вредного воздействия, независимо от интервала экспозиции воздействие может не ощущаться, хотя фактически оно есть и Д. в. в. не равна нулю.

ДОЗНАВАТЬСЯ, ДОПЫТЫВАТЬСЯ

ДОЗНАВАТЬСЯ, ДОПЫТЫВАТЬСЯ - настойчиво расспрашивать о том, что собеседник не желает говорить, из любопытства, в связи с большой заинтересованностью. Отрицательное речевое поведение. В качестве реакции можно избрать молчание или разыгрывать нарочитого незнайку {«Честное слово - не знаю!», «Мне самому было бы интересно получить ответ на этот вопрос!» и т. п.), пока собеседник не поймет вашу тактику и не отвяжется.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -1. в логике - доказательство заключения, если оно логически вытекает из посылок; 2. любая демонстрация, которая обеспечивает логическую или наглядную поддержку какого-то утверждения; 3. неопровержимый довод или факт, подтверждающий истинность чего-либо; 4. фактические данные в уголовном или гражданском делах, свидетельствующие о степени виновности подсудимого, его невменяемости или недееспособности.

ДОКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП РЕЧЕВОГО АКТА

См. подготовленная речь.

ДОКТРИНА

ДОКТРИНА (лат. doctrina) - 1. учение, научная или философская теория; 2. политическая система; 3. руководящий теоретический или политический принцип.

ДОКТРИНА МОНРО-КЕЛЛИ

При внутричерепных опухолях темп повышения внутричерепного давления в большинстве случаев нарастает сначала медленно, а в дальнейшем быстро нарастает, поэтому на графике он бывает отображен в виде параболической кривой. В связи с этим на начальном этапе развития внутричерепной гипертензии изъятие из ликворных путей небольшого количества церебро-спинальной жидкости может вести к временной нормализации внутричерепного давления.

ДОКТРИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ДОКТРИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ - социологическая концепция, разработанная американскими учеными Э. Мэйо, Ф. Ротмесбергом и др. в середине 20-х гг. 20 в. Д. ч. о. возникла и сформировалась под влиянием и в результате хоторнских исследований; она явилась своего рода реакцией на существовавшую до нее классическую теорию организации и управления, предельно абсолютизировавшую формальные стороны организации и игнорировавшую человека как личность. Согласно Д. ч. о. не официальные отношения, возникающие в организации по поводу собственности, власти, нормативно закрепленных функций и т. п., а неформальные отношения являются ведущими. Эти отношения («человек - человек», «человек - группа») строятся на основе индивидуального восприятия и связей, взаимных привязанностей и т. п. В процессе развития неформальных отношений образуются неформальные группы, коалиции, появляются неформальные лидеры, возникают групповые нормы поведения. Все это выдвигает особые требования к управлению организациями, выражающиеся в учете прежде всего указанных неформальных аспектов трудовой деятельности людей. Это означает, что вместо строгой формализации организационных процессов, жесткой иерархии подчиненности и др. средств повышения производительности труда «классической» теории управления (см. напр., Система Тейлора) берутся на вооружение новые: просвещение служащих, групповые решения, учет групповых ценностей, делегирование ответственности, гуманизация отношений между исполнителями и предпринимателями и т. п. Вместе с тем надежды, возлагавшиеся на Д. ч. о. не оправдались в полной мере, т. к., во-первых, переоценивалась роль социального фактора в повышении производительности труда и, во-вторых, недооценивались и даже совсем не учитывались другие факторы, прежде всего организационные. Тем не менее многие положения Д. ч. о. не потеряли своего принципиального значения для теории и практики управления и по сей день и должны использоваться в совокупности с положениями других теорий.

ДОКУМЕНТ

ДОКУМЕНТ (от лат. documentum - свидетельство) - материальный носитель данных (бумага, видео, кино, фотопленка, магнитная лента, дискета и т. п.) с запечатленной на нем информацией, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве. Д. могут содержать тексты, изображения, звуки и т. д. В узком смысле - деловая бумага, юридически подтверждающая какой-л. факт или право на что-то. Д. играют важнейшую роль как в исследовании, так и в урегулировании конфликтов. Вся информация о конфликтах, получаемая в результате их изучения, отражается и накапливается в Д. Информация о конкретном конфликте, содержащаяся в Д., обычно достовернее устных свидетельств участников и очевидцев. Результаты урегулирования конфликта, закрепленные в Д., также гораздо более надежны по сравнению с устными соглашениями. Поэтому конфликтолог должен уметь оценить Д., знать его достоинства и недостатки, уметь работать с Д., грамотно составлять их.

ДОЛБИТЬ ОДНО И ТО ЖЕ

Ср. твердить.

ДОЛГ

ДОЛГ - категория этики, нравственно аргументированное принуждение к поступкам, деятельность и поведение, выполняемые из побуждений совести. «Долг есть необходимость поступка из уважения к закону» (И. Кант). Понятие Д., его анализ и, в особенности, обоснование остается для философии этики открытой проблемой (А. А. Гусейнов, 2001). Противоречие между чувством Д. и др. подструктурами личности может приводить к внутриличностным конфликтам, подчас длительным и острым. Борьба между «хочу» и «надо» создает основу для нравственного конфликта. Противоречие между двумя желательными с т. зр. Д., но несовместимыми вариантами поведения является предпосылкой ролевого конфликта. Противоречие между тем, что необходимо делать в силу Д., и возможностями человека выполнить требования Д. может привести к адаптационному конфликту. Нарушение человеком Д., как правило, связано с причинением материального или морального ущерба окружающим. Поэтому нарушение Д. всегда либо создает условия для конфликта, либо является его непосредственной причиной. Способность жертвовать личным благом ради выполнения Д. является важной позитивной характеристикой человека.

* * *

(общеслав., вероятно, от «доль» - протяжение вдаль»; первоначальное значение - то, что ждут», позднее - то, что требуется) - 1. принятые, воспринимаемые личностью как собственные побуждения нормы адекватного поведения. Например, чувство долга. Ф.Ницше представляет чувство долга как естественную обязанность возвращать обществу всё, что оно сделало для индивида, чем оно превратило его в человека. Наличие чувства долга в коллективистском обществе - показатель высокого уровня нравственного развития; 2. разг. - то, что взято или отдано заимообразно.

ДОЛГ ЧЕСТИ

ДОЛГ ЧЕСТИ - ср. честь, чувство чести.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - один из видов памяти, отличительными особенностями которой являются практически неограниченное время хранения материала и неограничиваемый объем удерживаемой информации (объем памяти). Основной механизм ввода и консолидации информации в Д. п . - повторение. В Д. п. осуществляется семантическое кодирование поступающих сообщений. Посредствам ассоциативных связей элементы Д. п. образуют определенную структурную организацию. Восстановление из Д. п. осуществляется посредством ассоциативного поиска. Если требуемая информация подвергается интерференции со стороны других элементов в Д. п., то восстановления не происходит. Д. п .- хранилище опыта человека, приобретенного им в ходе практической и познавательной деятельности. В последнее время исследования Д. п. приобрели важное значение в связи с развитием вычислительной техники. Некоторые исследователи рассматривают Д. п. человека в качестве прототипа базы данных вычислительных В контексте такого подхода предложено несколько моделей, интерпретирующих Д. п. как сетевую структуру, узлами которой являются когнитивные единицы, а связи между ними - их признаки.

ДОЛГОЕ МОЛЧАНИЕ

Часто оно становится неловким молчанием, и в ситуации «светского» общения предписывается его избегать.

ДОЛЖНОСТЬ

ДОЛЖНОСТЬ -

нормативно закрепленная совокупность основных задач, полномочий и степени ответственности,требующая от лица занимающего ее определенных знаний,навыков.

ДОЛИНЫ МЮРРЕЯ ЭНЦЕФАЛИТ

ДОЛИНЫ МЮРРЕЯ ЭНЦЕФАЛИТ (австралийская Х-болезнь; впервые описана во время вспышек тяжелого энцефалита с летальностью до 70 % в 1917-1918 на юге Австралии; в 1918 заболевание было выделено в отдельную нозологическую форму и получило название Х-болезнь; в 1931 во время вспышки в долине реки Мюррей F. M. Burnet выделил вирус-возбудитель, и болезнь получила современное название) - инфекционная болезнь помимо Австралии регистрируется в Новой Гвинее и Индонезии. Переносчиком болезни являются комары. Характерны внезапное начало, выраженная интоксикация, менингеальные симптомы, расстройства сознания, судороги, параличи, мышечная дрожь, расстройства дыхания. Диагноз подтверждают лабораторными тестами. Лечение симптоматическое.

F. M. Burnet. Murray Valley Encephalitis. American journal of public health, 1952, 42(12): 1519-1521.

ДОЛИНЫ РИФТ ЛИХОРАДКА

ДОЛИНЫ РИФТ ЛИХОРАДКА - тяжелая вирусная болезнь из группы геморрагических лихорадок, распространенная в Африке. Подробно описана во время крупной эпидемии в долине Рифт в Кении в 1950-1951; до этого регистрировались единичные случаи. Описаны крупные эпидемии в ЮАР, Египте. Возбудитель - вирус рода Flebovirus семейства Bunjaviridae (открыт R. Daubney в 1931). Источник вируса - домашние копытные животные, грызуны, а также больной человек. Человек заражается при укусах комарами, употреблении молока и мяса больных животных, воздушно-пылевым путем; известны случаи лабораторного заражения. Болезнь протекает с высокой лихорадкой, интоксикацией, повышенной кровоточивостью, желтухой, поражением центральной нервной системы. Лечение противовирусными препаратами. Профилактика направлена на борьбу с комарами и защиту от их укусов; проводят вакцинацию людей и животных.

R. Daubney, J. R. Hudson, P. C. Garnham. Enzootic hepatitis or Rift Valley fever: An undescribed virus disease of sheep, cattle, and man from east Africa. [The] Journal of pathology and bacteriology, 1931; 34: 545-579.

ДОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

ДОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - 1. общий термин для обозначения мышления, которое не следует или перестало следовать правилам логики; 2. первобытное, архаическое мышление с его законами сопричастия и подобия (Фрезер). Синоним: Палеомышление. См. Мышление архаическое.

ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК

ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК - проективный психологический тест с интерпретацией рисунков упомянутых объектов, сделанных испытуемым, согласно стандартизированному набору определённых критериев.

ДОМИНАНТА

ДОМИНАНТА (лат. dominans, dominantis - господствующий). Преобладающий, господствующий застойный очаг возбуждения, придающий определенную направленность деятельности человека. При этом окружающая застойный очаг зона мозга обычно находится в зоне торможения. Учение о доминанте разработано в 1923 г. отечественным физиологом А.А. Ухтомским (1875-1942).

* * *

(лат. dominantis - господствующий) - 1. термин И.П.Павлова, обозначает главенствующую функциональную структуру, очаг возбуждения в ЦНС, который обладает повышенной восприимчивостью к различным, включая и прямо к нему не относящихся стимулам, и в то же время тормозит активность других нервных центров; 2. главная идея, основной признак, важнейшая составная часть чего-либо.

* * *

(от лат. dominantis - господствующий) - очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и тем самым придающий поведению определенную направленность. Термин введен А.А. Ухтомским. Д. рассматривается как общий принцип работы головного мозга.

* * *

(от лат. dominans - господствующий) - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения, приходящие в ц. н. с, и тормозить работу других нервных центров. В норме Д. представляет собой функциональные объединения ряда нервных центров. Основные черты Д.- повышенная возбудимость, способность стойко удерживать возбуждение, суммировать в себе возбуждения от последовательно приходящих нервных импульсов. Д. определяет направленность поведения и мышления, составляет физиологическую основу внимания.

ДОМИНАНТНЫЙ

ДОМИНАНТНЫЙ (лат. dominantis - господствующий) - 1. обнаруживающий свойство управлять или осуществлять контроль над кем- или чем-либо; 2. тип наследования, при котором фенотип определяется одним аллельным геном, второй ген, называемый рецессивным, фенотипически себя не никак проявляет у его носителей или проявляет незначительным образом.

* * *

Господствующий, преобладающий.

ДОМИНИРОВАНИЕ

ДОМИНИРОВАНИЕ (лат. dominantis) - 1. управление; 2. подавление; 3. контролирование; 4. преобладание.

* * *

иерархия социальных отношений, предполагающая борьбу за приоритетные позиции.

Предыдущая страница Следующая страница