Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "П" (часть 9, "ПЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 9, "ПЕР")

ПЕРЕМЕНИТЬ ТЕМУ РАЗГОВОРА

Когда кто-то вежливо или демонстративно так поступает, это служит знаком, что собеседнику тема или направление разговора не нравится - задевает его личность, оценивается им как выходящая из рамок приличия, опасная, бесперспективная, пустая и др. См. сменить пластинку.

- «Арамис, вы сами знаете, - продолжал Атос, - по природе холоден; к тому же он постоянно запутан в интригах с женщинами». «У него и сейчас очень сложная интрига», - заметил дАртаньян. Атос ничего не ответил. «Он не любопытен», - подумал дАртаньян. Атос не только не ответил, но даже переменил разговор (А. Дюма, Двадцать лет спустя).

ПЕРЕМЕННАЯ

ПЕРЕМЕННАЯ - любая характеристика объекта исследования, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте. В конфликтологии П. м. б. тип, вид, уровень конфликта в целом или любая его характеристика. Наиболее всесторонне классификация П. разработана в психологии (Р. Готтсданкер). Известно 12 основных видов П.: независимая, зависимая, побочная, дополнительная, ключевая, единичная, вторичная, расширенная, качественная, количественная, базисная, контрольная. Ни одна их них пока не используется в конфликтологии. Однако по мере развития науки все они найдут применение, поскольку сложность конфликта трудно адекватно отразить посредством упрощенных моделей.

* * *

- то, что изменяется, меняет своё значение, вариирует с течением времени.

* * *

величина, которая предположительно будет или может варьировать во время эксперимента или наблюдения. Различают следующие виды П.: 1) независимая П.- это та П., которая вводится экспериментатором, будет им изменяться и чье воздействие будет оцениваться; 2) зависимые П.- величины, изменение которых зависят от воздействия независимой П., зависимая П. связана с поведением испытуемого и зависит от его состояния. Между зависимой и независимой П. может существовать функциональная или корреляционная зависимость; 3) контролируемая П.- та, что строго контролируется во время эксперимента для того, чтобы избежать ее вариации от одного испытуемого к другому и от одного экспериментального сеанса к другому; 4) промежуточная П.- переменная, которую нельзя контролировать, поскольку она составляет неотъемлемую часть испытуемого: его психологическое состояние во время эксперимента, интерес или безразличие и вообще реакция на эксперимент. Эта П. лежит между независимой и зависимой П., и ее следует учитывать при интерпретации полученных результатов. Помимо рассмотренного понятие промежуточной П. использовалось в необихевиоризме (см. Бихевиоризм). Это понятие было введено с целью преодолеть ограниченность трактовки поведения как процесс, сводимый к формуле стимул -> реакция. Под П. понимали недоступные прямому наблюдению психические компоненты - значение, цель, мотив и др., выступающие как посредники между стимулом как независимой П. и ответной реакцией как зависимой П. Наряду с чисто психологической трактовкой промежуточных П. выдвигалось учение об их представленности в организме в виде доступных физиологическому анализу факторов.

ПЕРЕМЕННАЯ НЕЗАВИСИМАЯ

ПЕРЕМЕННАЯ НЕЗАВИСИМАЯ - любая переменная, значения которой не зависят от изменения значений других переменных. Отвлекаясь от экспериментальной практики, где возник этот термин, его дефиницию без большого ущерба можно поместить в клинический контекст. Например, если принять тезис о существовании эндогенных психозов, то независимой переменной в этом случае являются наследственные детерминанты таких психозов. Независимой в том плане, что они являются практически недоступными влиянию современной терапии, а в некоторых случаях и влиянию факторов окружающей среды.

ПЕРЕМЕНННАЯ ЗАВИСИМАЯ

ПЕРЕМЕНННАЯ ЗАВИСИМАЯ - 1. любая переменная, значение которой является результатом изменений в значениях другой или других независимых переменных; 2. переменная (переменные), оцениваемые из других данных значений. Тем самым появляется возможность оценить значение переменной «х», исходя из значения переменной «у».

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ - злоречиво сплетничать о ком-либо. Распространенное, но недостойное поведение, особенно в отношении своих друзей, родных и близких.

- И промывали же они ей косточки: каких сплеток ни выдумывали… чтобы как-нибудь имя ее порочить (П. Мельников- Печерский, Бабушкины россказни).

- Ср. Она очень развязно, почти злобно, начала по косточкам разбирать жизнь своих родителей… (Боборыкин, Ходок).

ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ

ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ - вообще - состояние системы, когда к ней предъявляются требования, отвечать на которые она не способна или не расчитана и вследствие чего она «деформируется», то есть нарушается её нормальное функционирование.

ПЕРЕНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕНОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ -

явление использования уже имеющихся навыков или их элементов при формировании новых. Уже имеющиеся навыки могут как бы помогать приобретению новых (положительный н.) и мешать ему (отрицательный н.).

ПЕРЕНОС НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ

ПЕРЕНОС НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ - перенос, при котором общие принципы и правила, усвоенные в одной ситуации, с успехом используются в другой, даже если имеется немного (или вообще не имеется) специфических общих элементов. Например, учёный - физик считает, что игра на скрипке или сочинение стихов помогает ему решать проблемы физики, так как его весьма далёкое от профессиональных занятий увлечение музыкой даёт ему возможность более остро чувствовать эстетическую гармонию законов физического мира. Примером негативного неспецифического переноса может, вероятно, служить следующий: перенос повседневного опыта интерпретации межличностных ситуаций в профессиональную сферу, например, на работу с психиатрическими пациентами. Такой перенос является обычным и неизбежным для лиц, которые впервые начинают общаться с душевнобольными и изучать последних. В частности он касается студентов, которым представляется, что выявляемые при этом расстройства таковыми считать никак нельзя, так как, по их убеждению, они свойственны всем людям. Часто и может быть не совсем верно данный феномен называют психологизацией, то есть использованием знания обыденной или даже научной психологии для объяснения явлений психопатологии. По настоящему профессиональный психолог этого обычно не делает и ясно осознаёт, что он не должен этого делать, вполне понимая или чаще интуитивно чувствуя, что психологию от психопатологии всегда отделяет некая грань, пусть и трудноуловимая, невербализуемая. Такую же осторожность, если не сказать мудрость, проявляет и опытный психопатолог, для которого проблемы психической нормы и психического здоровья являются особенно чувствительными.

ПЕРЕНОС ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ

ПЕРЕНОС ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - перенос, при котором знания или умения, приобретённые в одном контексте или при решении одной задачи, приводят к худшему выполнению некоторой другой задачи или в некотором другом контексте. См. Перенос неспецифический.

ПЕРЕНОС ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ

ПЕРЕНОС ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ - перенос, при котором знания или умения, приобретённые в одном контексте или при решении одной задачи, приводят к расширению представлений в другом контексте или улучшению выполнения другой задачи. См. Перенос неспецифический.

ПЕРЕНОС СПЕЦИФИЧЕСКИЙ

ПЕРЕНОС СПЕЦИФИЧЕСКИЙ - перенос, при котором существует наложение особенностей двух задач, так что знания или навыки, приобретённые при усвоении первой, имеет непосредственное отношение к выполнению другой.

ПЕРЕНОС (ТРАНСФЕР)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕНОСА СОПРОТИВЛЕНИЕ

ПЕРЕНОСА СОПРОТИВЛЕНИЕ - в психоанализе - использование переноса во время аналитической терапии в качестве защиты от тревоги, то есть для сопротивления чему-то, порождающему тревогу (например, «раскапыванию» прошлого или перспективе окончания лечения и тем самым утраты защиты со стороны аналитика).

ПЕРЕНОСУ СОПРОТИВЛЕНИЕ

ПЕРЕНОСУ СОПРОТИВЛЕНИЕ - в психоанализе - неспособность распознавать или признавать процесс переноса во время психоанализа.

ПЕРЕОЦЕНКА СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ

ПЕРЕОЦЕНКА СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ - см. Душевный перелом. Ср. ситуацию с Ганей, перенесшим душевное потрясение, в романе Ф. Достоевского «Идиот». Ср. девалюация.

ПЕРЕПЕВАТЬ ОДНО И ТО ЖЕ

ПЕРЕПЕВАТЬ ОДНО И ТО ЖЕ - возвращаться несколько раз в одном и том же разговоре к одной и той же мысли, факту - в том же вариантном выражении. Отрицательное поведение, способное вызвать раздражение и скуку.

ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ПРОШЛОГО

ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ПРОШЛОГО - изменение воспоминаний, в результате которого индивиду кажется, что его прошлое было более доступно изменениям, чем это было доступно ему в действительности. С этим может быть связано появление чувствв вины у лиц с реакциями горя и посттравматического стрессового расстройства.

ПЕРЕПОЛОХ

ПЕРЕПОЛОХ - смятение в опасности, внезапный испуг, тревога.

… [Грацианский] выразил шутливую надежду, что привезенные ими добрые вести несколько окупят произведенный их прибытием переполох (Л. Леонов, Русский лес).

ПЕРЕПУТАТЬ ИМЕНА, ФАКТЫ, ВРЕМЯ

ПЕРЕПУТАТЬ ИМЕНА, ФАКТЫ, ВРЕМЯ - и т. д. Вид фактической ошибки. Например, утверждать, что такой-то город находится в такой-то африканской стране, хотя он находится в другой. Ср. обознаться. В этом случае нужно деликатно поправиться, если собеседник сделал соответствующее замечание; не настаивать на допущенной ошибке.

ПЕРЕРАБОТКА

ПЕРЕРАБОТКА - в психоанализе - а) процесс, посредством которого пациент, находящийся в ситуации анализа, постепенно раскрывает для себя полный смысл какой-либо интерпретации или инсайта; б) процесс адаптации человека к новому для себя положению дел, например, в ходе преодоления утраты или болезненного состояния.

ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ

ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ - совокупность перцептивных и мыслительных процессов, с помощью которых оператор осуществляет преобразование воспринятой информации об объекте управления и целесообразное воздействие на него. О П. и. о. говорят в тех случаях, когда между стимулом (воспринятым сигналом) и реакцией (воздействием на объект) не существует жесткой однозначной связи (т. е. за тем или иным стимулом не закреплена единственная заученная реакция), когда для выработки управляющего воздействия необходимы анализ воспринятой информации, привлечение дополнительной информации (из прошлого опыта или путем ее активного поиска в наличной ситуации), сопоставление всей полученной информации и способа действия. В зависимости от сложности объекта управления, задач оператора, используемых систем кодирования П. и. о. может осуществляться на разных уровнях (на уровне ощущений и восприятий, представлений, речемыслительных процессов) и посредством различных психических механизмов. В инженерной психологии исследуются обычно следующие характеристики процесса П. и. о.: 1) функциональные - структуры процессов, обеспечивающих конкретные функции П. и. о., оценку, принятие решения, планирование и т. д. (см. Принятие решения, Мышление оператора); 2) операциональные - описание П. и. о. через функционирование либо психологических (аналитико-синтетическая деятельность), либо формальных, либо семантических, синтаксических операций. Возможны и другие аспекты операционального анализа; 3) количественные - определяемые обычно на основе алгоритмического или теоретико-информационного подхода (в настоящее время количественные определения получены лишь для относительно элементарных процессов П. и. о.).

ПЕРЕРАБОТКА (ПРОРАБОТКА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ВАЛЛЕРОВСКОЕ

Вторичная дистрофия и распад нервных волокон, возникающий дистальнее поперечного травматического повреждения нерва, сопровождающегося рассечением или разрывом нервных волокон без их смещения (см. Аксонотмезис). После этого в проксимальнее расположенном участке нерва возникает регенерация нервных волокон (аксонов и их миелиновых оболочек). Регенерация нерва медленная, при благоприятных условиях в среднем 1 мм в сутки. Описал английский врач A.V. Waller (1816-1870).

ПЕРЕСКАКИВАТЬ С ТЕМЫ НА ТЕМУ

В неофициальной, светской беседе это допустимо; предписывается сразу менять тему беседы, если она оказалась слишком острой и задевает кого-то из присутствующих. Но если вы обсуждаете с кем-то серьезный вопрос и, не докончив его рассмотрение, отвлекаетесь на другую тему, - это недостаток коммуникативного поведения, даже если потом вы вернетесь к прежнему разговору. В официальной беседе такое недопустимо. Ср. переменить тему разговора.

ПЕРЕСУДЫ

См. сплетни, перемывать косточки.

ПЕРЕХОДИТЬ НА ЛИЧНОСТИ

ПЕРЕХОДИТЬ НА ЛИЧНОСТИ - делать обидные замечания, намеки по адресу конкретных лиц, в частности, присутствующих или собеседников. Это могут быть намеки на чье-то взяточничество и т. п. Выходит за рамки светского приличия. Ср. изображение этого Н. Гоголем в «Мертвых душах» (разговор дамы приятной во всех отношениях с просто приятной дамой). Ср. латинское выражение Nomina sunt odiosa (Имена ненавистны, т. е. «об именах лучше умалчивать»).

- Nomina sunt odiosa, князь! Будем обсуждать идеи, а не имена (И. Боборыкин, Перевал).

- Самые сокровенные фамильные тайны мне известны, но не бойтесь ничего… - для чести нашего века я не назову никого по имени (А. Марлинский, История серебряного рубля).

Ср. поведение пьяного Фомы Гордеева в одноименном произведении М. Горького, который в своей возмущенной речи на пароходе вдруг стал обличать всех присутствоваших там пирующих купцов, называя каждого поименно и указывая его постыдные поступки.

К манере переходить на личности относятся и нескромные вопросы в беседе типа дискуссии: А разве у вас никогда не было любовниц? Вы что же, сами никогда не брали подарков от ваших клиентов?

ПЕРЕХОДНЫЕ СИНДРОМЫ

ПЕРЕХОДНЫЕ СИНДРОМЫ - термин H H Wieck (1956), обозначает имеющие важное прогностическое значение психопатологические синдромы, возникающие вслед за острыми экзогенными реакциями. Переходные синдромы занимают промежуточное положение между указанными реакциями, с одной стороны, и психоорганическим синдромом, с другой («органическим дефектсиндромом», по выражению H. H. Wieck). Различаются 4 группы (формы, регистра) разных по степени тяжести переходных синдромов: 1) характеризующие синдромы изменения побуждений; 2) аффективные синдромы (астенический, анксиозно-депрессивный); 3) шизофреноподобный синдром (галлюцинаторно-параноидный синдром); 4. амнестический корсаковский синдром. К органическому регистру психопатологических феноменов Э.Я.Штернберг (1969) относит более широкий круг синдромов, а именно: 1. апатико-абулический синдром; 2. эйфорический синдром; 3. псевдопаралитический синдром; 4. экспансивно-конфабуляторный синдром и 5. корсаковский синдром. Переходные синдромы аффективного регистра, согласно концепции H.H. Wieck, прогностически более благоприятны, нежели психопатологические синдромы органического регистра. Появление последних чаще всего свидетельствует о тенденции перехода болезненного процесса в стадию деменции.

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (греч. periodos - обход, круговращение) - 1. период перехода любой системы из одного её состояния в другое; 2. в психопатологии - термин З.И.Кекелидзе (2009), обозначает интервал времени (до 6-7 недель), разделяющий острую реакцию на стресс, с одной стороны, и посттравматическое стрессовое расстройство, с другой. Характеризуется главным образом поведением, которое направлено на минимизацию угрозы повторения ситуации стресса. Имеющиеся при этом психические и аффективные расстройства пациенты как бы игнорируют, их поведение отмечено признаками регресса в разных проявлениях последнего.

ПЕРЕЧИТЬ

Нельзя перечить во всем - в одном и том же разговоре или при каждом общении. Обнаруживается предвзятость или психический недостаток, так называемый дух противоречия. Нельзя допускать, чтобы партнер по общению это подозревал и хорошо чувствовал. Сочетать возражения с согласием. Ср. тактика «да, но…».

ПЕРИАРТЕРИИТ УЗЕЛКОВЫЙ

Син.: Болезнь Куссмауля-Майера. Системное поражение сосудов, главным образом мелких артерий и артериол, с последующим образованием аневризм, их разрывом и связанными с этим кровоизлияниями. Часто сопровождается поражением периферической нервной системы с развитием клинической картины несимметричного и не строго дистального полиневрита с выраженными болями. Со стороны центральной нервной системы могут проявляться общемозговые симптомы и инсультообразная очаговая симптоматика, возникающая вследствие тромбозов, кровоизлияний в зоне пораженных церебральных сосудов. Заболевание сопровождается изменениями в крови по воспалительному типу. Его обычно относят к группе коллагенозов. Описали в 1886 г. Kussmaul и Mayer.

ПЕРИАРТРОЗ

Дистрофический процесс в тканях, окружающих синовиальный слой капсулы сустава. Фиброзный ее слой утолщается, становится плотным, возможно возникновение в нем хрящевых или костных включений. В синовиальном слое при этом - крупноклеточная инфильтрация. Может быть следствием нейродистрофических процессов, в частности при остеохондрозе позвоночника. Неизбежно сопутствует деформирующему артрозу. Сопровождается локальной болезненностью.

ПЕРИАРТРОЗ ПЛЕЧЕЛОПАТОЧНЫЙ

Син.: Плечо «замороженное». Синдром Дюпле. Следствие рефлекторных мышечно-тонических реакций, возникающих после травмы или других повреждений плечевого сустава или же расположенных поблизости тканей, в частности сегментов позвоночника, адгезивного капсулита, субакромиального фиброзита. Иногда может возникать и после перенесенного инфаркта миокарда. При этом обычны боль и болезненность в плечевом суставе и окулосуставных тканях (в клювовидном отростке, в постакромиональной зоне, возможно, из-за развития асептического бурсита), напряжение мышц, приводящих плечо (большая грудная мышца, подлопаточные мышцы). Их контрактура ограничивает отведение плеча, которое как бы приковано к лопатке и незначительно отводится только вместе с нею. Маятникообразные движения плеча в сагиттальной плоскости при этом относительно свободны. При выраженной степени заболевания движения в плечевом суставе практически невозможны («замороженное плечо»). Плечо фиксировано в состоянии приведения. Невозможно заведение руки за спину и поднятие ее выше горизонтального уровня. При ротации плеча кнутри (феномен «застегивания подтяжек») боли усиливаются. Иногда гипалгезия на наружной поверхности плеча. Возможны припухлость кисти, ее цианоз, снижение температуры. На рентгенограммах четкие проявления артроза акромиально-ключичного сустава необязательны, может выявляться кальцинация сухожилия супраспинальной мышцы и субакромиальной сумки. Рассматривается как следствие нейродистрофии при шейном остеохондрозе. Описал в 1872 г. французский врач Е. Dupley.

ПЕРИКАРДИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ

ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ (греч. peri - вокруг, около, возле; лат. natalis - относящийся к рождению) - относящийся к периоду, предшествующему родам (с 28 недели жизни плода), самим родам и/ или времени, непосредственно следующему за моментом родов (7 суток после родов).

ПЕРИОД

ПЕРИОД (греч. periodos - обход, круговращение) - 1. промежуток времени, в течение которого что-либо происходит. Например, приступ аффективного психоза; 2. этап общественного развития, общественного движения; 3. промежуток времени, в течение которого некая система, совершающая колебания, приходит в первоначальное состояние. Например, период быстрого сна; 4. последовательность идентичных стимулов (например, АААА - период символов А длиной четыре).

ПЕРИОД АНТЕНАТАЛЬНЫЙ

Период развития организма от образования зиготы до начала родов. Возникающая в этот период патология может быть названа антенатальной.

ПЕРИОД ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ

Период времени после выраженного утомления или перенесенного заболевания, необходимый для восстановления сил и здоровья.

ПЕРИОД ВРАБАТЫВАЕМОСТИ

ПЕРИОД ВРАБАТЫВАЕМОСТИ (от греч. periodos - круговорот, промежуток времени, охватывающий законченный - начальная стадия (фаза) динамики работоспособности, в течение которой происходит вхождение человека в работу. В начале П. в. имеет место сравнительно низкий уровень технико-экономических и психофизиологических показателей. В течение П. в. работоспособность повышается и к концу его достигает максимального значения. Продолжительность П. в. зависит от целого ряда факторов (интенсивность работы, состояние человека, уровень его подготовки, условия внешней среды, характер выполняемой деятельности и др.) и составляет обычно несколько десятков минут (см. также Врабатывание).

ПЕРИОД НЕОНАТАЛЬНЫЙ

Период, начинающийся с момента рождения и заканчивающийся через 28 дней. При этом в первые 7 дней жизни - ранняя стадия неонатального периода, с 7-го по 28-й день после рождения - поздняя его стадия. Определение принято Всемирной ассамблеей здравоохранения в соответствии со статьей 23 Устава ВОЗ.

ПЕРИОД НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕРИОД НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от греч. periodos- круговорот, промежуток времени, охватывающий законченный процесс.) - временной промежуток, в течение которого человек выполняет деятельность в условиях вынужденного бодрствования. Характерен для работы в экстремальных условиях, является предметом изучения психологии труда в особых условиях. Наиболее хорошо изучены психологические особенности непрерывной высоко мотивированной деятельности продолжительностью до 72 часов. В этих условиях происходят закономерные изменения в состоянии функций организма, в структуре действий и свойствах личности, обусловленные как суточной периодикой, так и общей длительностью П. н. д. Характерным для влияния на показатели суточной периодики работоспособности человека является наличие нескольких периодов, отличающихся однонаправленностью изменений качества выполнения трудовых действий, функционального состояния организма и личностных свойств операторов. Такими периодами являлись 18...27-е, 38...47-е и 63...72-е часы П. н. д., которые совпадают с ночью и ранним утром. Характерным для влияния общей продолжительности бодрствования является наличие трех фаз качественно различных изменений показателей оператора. Первая фаза продолжается от начала П. н. д. до середины первой ночи и сопровождается небольшими изменениями физиологических функций, отражающими гомеостатическое регулирование на обычном уровне стабилизации. Вторая фаза продолжается до середины второй ночи. Наблюдается рост показателей состояния и деятельности, в которых произошли сдвиги значений. Увеличивается время восприятия приборной информации. Эта фаза может рассматриваться как фаза быстрой адаптации. Третья фаза наступает с вечера третьих суток и проявляется в биохимических сдвигах, снижается качество всех типов познавательной деятельности. Эта фаза по своим проявлениям напоминает первый период стресса - реакцию тревоги (Г. М. Зараковский).

ПЕРИОД ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ

Период, начинающийся с 28-й недели (со 164-го дня) внутриутробной жизни плода (в это время в норме масса тела его - 500 граммов) и заканчивается спустя 7 полных дней после рождения. Определение принято Всемирной ассамблеей здравоохранения в соответствии со статьей 23 Устава ВОЗ.

ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ - один из возрастных кризов в онтогенезе человека, отмеченный появлением вторичных половых признаков и серьёзными психологическими изменениями, благодаря которым подросток постепенно и нередко с трудными для себя проблемами освобождается от зависимости от семьи, становится всё более самостоятельным. К концу этого периода завершается формирование характера. Некоторые психологи отмечают, что события этого весьма сложного в психологическом отношении периода развития, наполненного внутренними противоречиями и всевозможными стрессами, плохо сохраняется в памяти большинства людей, так что есть некоторые основания говорить о существовании пубертатной амнезии. Синонимы: Пубертатный период, Пубертатный Криз, Отрочество, Переходный период.

* * *

возраст, в котором растущий организм достигает биологической зрелости: завершается формирование половых органов и половых желез, появляются вторичные половые признаки, формируется способность к зачатию ребенка. У мальчиков П. п. с. происходит в 13-17 лет, у девочек - в 12-15 лет. Однако к этому времени организм девочки еще не созрел в полной мере, даже не сформировались необходимые размеры ее половых органов. Поэтому, хотя беременность и возможна, чаще всего она заканчивается выкидышем.

ПЕРИОД РЕФРАКТЕРНЫЙ

Резкое кратковременное падение возбудимости нервной или мышечной ткани, наступающее после каждой вспышки возбуждения.

ПЕРИОДА РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ

ПЕРИОДА РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ - в эпидемиологии - общее число случаев заболевания, возникающих в течение определённого интервала времени.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ - членение возрастного развития на периоды, этапы, рассмотрение процесса, разворачивающегося во времени.

Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно которой онтогенез повторяет филогенез); на основе одного из признаков развития в онтогенезе (появление волос, зубов, половое созревание или пребывание в различных типах учебных заведений - детский сад, школа, вуз и т. д.); на основе комплекса признаков онтогенетического развития (системного описания человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности; сочетание социальной ситуации, ведущей деятельности, психических новообразований).

Виды периодизации зависят от концепции и понимания источников и движущих вил развития в онтогенезе. Возможны П.в. общего психического развития (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин), периодизации личности (Л.И.Божович), периодизации профессионального развития (Е.А.Климов), речевого развития (А.К.Маркова) и др.

Современная П.в. исходит из положений:

- возрастное членение развития не совпадает с течением времени, год развития в одном возрасте не совпадает с годом развития в другом возрасте;

- периодизация развития требует учета разнородных детерминант социального и биологического развития, причем роль одного и того же признака в разные периоды различна;

- разные системы человека (например, его биологический и социальный уровень) имеют особый, присущий им характер и темп становления, который, изменяется на разных этапах, развиваются неравномерно и гетерохронно (разновременно), что обуславливает внутреннюю противоречивость развития и источник критических периодов развития;

- построение П.в. в онтогенезе связано с течением исторического времени, ускорение или замедление которого влияют на течение отдельной человеческой жизни и др.

Для акмеологии важно построение полной периодизации профессионального развития, выявляющей временную последовательность, неравномерность, гетерохронность - по форме, направленности и темпам, скорости развития разных психологических подсистем, значимых для профессионального развития (профессиональная мотивация, виды профессиональной деятельности, профессиональные способности, профессионально важные качества личности и др.).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ - выделение в истории развития данной науки периодов, этапов, др. временных промежутков, отличающихся качественными характеристиками состояния конфликтологии. В основу периодизации положен содержательный анализ конфликтологических идей и теорий, а также количественный анализ интенсивности проводимых исследований. Это позволило выявить в эволюции конфликтологических идей и теорий три периода, каждый из которых состоит из ряда этапов. I период - до 1924 г.; II период - 1924-1992 гг.; III период - 1992 г. - настоящее время. См. История отечественной конфликтологии

ПЕРИОДИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА

ПЕРИОДИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА - разделение конфликта на фазы, периоды и этапы, позволяющее рассматривать его как явление со сложной динамикой. См. Динамика конфликта

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ВЗРЫВНОЕ РАССТРОЙСТВО

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ВЗРЫВНОЕ РАССТРОЙСТВО (intermittend explosive disorder) - расстройство контроля импульсов, когда людям периодически не удаётся сопротивляться агрессивным импульсам, что может привести к серьёзным нападениям на других людей и к разрушению чужой собственности. Синоним: Возбудимая или эксплозивная психопатия.

ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СПЯЧКИ (ЛЕТАРГИЧЕСКИЙ) СИНДРОМ

ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СПЯЧКИ (ЛЕТАРГИЧЕСКИЙ) СИНДРОМ - патологическая сонливость. Различаются следующие его формы: 1. кратковременные приступы спячки, повторяющиеся с разной частотой и длящиеся до 1-3 дней, в течение которых пациента невозможно разбудить, он не принимает пищи, возникает недержание мочи и кала. При этом резко снижаются АД, тонус мышц, наблюдается сухожильная арефлексия. В межприступных промежутках иногда бывает бессонница; 2. длительные приступы спячки, продолжающиеся до 7-10 суток. Сон у таких пациентов менее глубокий, их удаётся разбудить для приёма пищи, физиологических отправлений, после чего они вновь впадает в сон. В межприступных интервалах каких-либо клинически значимых нарушений у пациентов не отмечается. У страдающих этой формой спячки больных (особенно лиц молодого возраста) нередко выявляется синдром Клейна-Левина с характерной для него булимией в начале и при окончании приступов летаргического сна. Булимия сочетается, как правило, с глазодвигательными, вегетативными и эндокринными нарушениями. Летаргия, как предполагается, наблюдается при локализации патологического процесса в области среднего мозга и таламуса и можеь быть свойственна энцефалитам.

ПЕРИФЕРИЗМ

ПЕРИФЕРИЗМ (греч. periphereia - окружность) - 1. теоретическое направление, в центре внимания которого находятся периферийные процессы как средства объяснения причин каких-либо сложных явлений. Примером может служить периферическая теория галлюцинаци», с позиций которой обманы восприятия возникают в результате повреждения рецепторов органов чувств. Ныне эта теория считается устаревшей, но это не означает, что такая патология не имеет никакого значения в генезе обманов восприятия; 2. теория, согласно которой нарушения поведения являются результатом неадекватного научения, а психические отклонения рассматривается не как основной источник неадекватного поведения, а как порождение умозрительной гипотезы, поскольку она не может быть представлена в виде непосредственно наблюдаемых феноменов и, следовательно, исследована объективными научными методами. Самым энергичным сторонником такого варианта теории периферизма является родоначальник радикального бихевиоризма Д.Б.Уотсон, который, пытаясь объективизировать процессы мышления, рассматривал их как «субвокальные гортанные движения», а эмоции и чувства - как механические реакции желёз. С этой позиции сознательный опыт расценивается как эпифеноменальный и тем самым категорически отрицается его роль в детерминации поведения. Позиция Д.Б.Уотсона явилась яростной и психологически понятной реакцией против чрезвычайно центристских точек зрения структуралистской психологии и психоанализа, хотя и сама она оказалась столь же малопродуктивной.

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА ЭВМ

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА ЭВМ - комплекс устройств для внешней машинной обработки информации (в отличие от преобразований информации, выполняемых центральным процессором ЭВМ), обеспечивающих ее подготовку, ввод, вывод, хранение и передачу ее по линиям связи. По характеру выполняемых операций П. у. подразделяются на следующие группы: устройства подготовки данных, служащие для занесения информации на промежуточные носители данных (перфокарты, перфоленты, магнитные ленты или диски), для контроля нанесенной информации, ее размножения, распечатки, сортировки и т. д.; устройства ввода- для считывания информации (как с промежуточных носителей, так и непосредственно с первичных документов, датчиков, органов управления) и преобразования ее в кодовую последовательность электрических сигналов, подлежащих передаче в центральный процессор; устройства вывода - для регистрации результатов обработки информации" или ее отображения (различают вывод информации на промежуточный носитель с целью ее последующего использования в других ЭВМ, станках с числовым программным управлением и т. д. и вывод информации на дисплей, алфавитно-цифровое печатающее устройство, графопостроитель для непосредственного восприятия человеком); внешние запоминающие устройства, устройства передачи информации по линиям связи, терминалы, терминальные станции - одиночные или групповые оконечные средства пользователей ЭВМ, устанавливаемые на рабочих местах и соединенные с ЭВМ линиями связи.

ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть функционально единой нервной системы позвоночных животных и человека, сформированная совокупностью нервов.

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ПУТЬ УБЕЖДЕНИЯ

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ПУТЬ УБЕЖДЕНИЯ (рeripheral route to persuasion) - cпособ убеждения, расчитанный на то, что многие люди не прислушиваются к аргументам, серьёзным фактам, а более склонны поддаваться влиянию периферических сигналов, исходящих со стороны окружающих людей (например, импозантной внешности, приятной манеры поведения, изысканной или модной одежды, уверенного тона высказываний и т.п.).

ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ПАРАЛИЧА, ПАРЕЗА СИНДРОМ

ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ПАРАЛИЧА, ПАРЕЗА СИНДРОМ - симптомокомплекс поражения периферической двигательной части рефлекторной дуги (рецепторы, нервные волокна, спинальные нейроны). Включает следущие основные признаки: 1. отсутствие или ограничение активных движений в иннервируемой области произвольной мускулатуры; 2. снижение мышечной силы в этих мышцах; 3. атрофию мышц; 4. атонию или гипотонию мышц; 5. снижение или отсутствие рефлексов; 6. реакцию перерождения мышц; 7. изменение хронаксии.

ПЕРИФЕРИЯ СЕТЧАТКИ

ПЕРИФЕРИЯ СЕТЧАТКИ - наиболее удалённая от центральной ямки (фовеи) область сетчатки, где практически отсутствуют колбочки. Периферическое зрение является поэтому относительно бедным, - с низкой степенью резкости и чисто ахроматическим. Любопытно, что зрительные галлюцинации в боковом поле зрения бывают тем не менее цветными.

ПЕРЛЗ

ПЕРЛЗ (Perls) Фриц Фридрих Соломон (1893-1970) - немецко-американский нейропсихиатр, психоаналитик и гештальт-терапевт. Основатель групповой гештальт-терапии. Окончил Берлинский ун-т. Прошел учебный психоанализ у К. Хорни (1926), X. Дойч, Э. Хичмана, В. Райха. До 1932 г. вел психоаналитическую практику во Франкфурте-на-Майне, в Вене и Берлине. В 1933 г. эмигрировал в Голландию, а в 1935 г. при содействии Э. Джонса- в Южную Африку. Основал в Йоханнесбурге Психоаналитический ин-т. Испытал влияние некоторых идей В. Райха, экзистенциальной философии и геш-тальтпсихологии. Дистанцировался от некоторых подходов классического психоанализа. Обращал особое внимание на информацию, которая содержится в непосредственном поведении пациентов, восприятии ими своего существования, сосредоточенности на настоящем и осознании. В 1946 г. переехал в США. Разработал теорию личностного развития и терапевтического изменения. В 1952 г. основал Институт гештальттерапии (Нью-Йорк). В 1964 -1969 гг. разрабатывал основы групповой гештальттерапии и практиковал ее. Уделял большое внимание обучению и подготовке кадров групповых гештальт-терапевтов. Создал концепцию, согласно которой неврозы возникают в результате сосредоточения на зоне фантазии (включающей мысли, верования, интеллектуальные процессы, отношения и пр.) в ущерб внутреннему и внешнему миру человека. В 1969 г. переехал в Канаду для организации Института гештальттерапии. Оказал влияние на развитие современной психологической теории и психотерапии. Автор трудов: Ego, Hunger and Aggression, 1947; Gestalt Therapy, 1951; In and Out of the Garbage Pail, 1969; Gestalt Therapy Verbatim, 1969; В рус. пер.: Опыты по психологии самосознания (практикум по гештальттерапии), М., 1993. И. М. Кондаков, В. И. Овчаренко

ПЕРМАНЕНТНОГО ОБЪЕКТА СХЕМА

ПЕРМАНЕНТНОГО ОБЪЕКТА СХЕМА [лат. permanens (permanentis) - постоянный, непрерывный] - по Пиаже, схема объекта, формирующаяся у ребенка к концу стадии сенсомоторного интеллекта. Она отличается, прежде всего, тем, что объект рассматривается ребенком как нечто целое, существующее само по себе и движущееся (находящееся) в пространстве, общем и для объекта, и для субъекта, наблюдающего за ним. Объект осознается ребенком как имеющий свое собственное непрерывное существование, отдельное и независимое от той деятельности, которую время от времени разворачивает по отношению к нему субъект. Неизбежным следствием признания независимости и непрерывности существования внешних объектов является осознание ребенком самого себя как одного из таких объектов среди других. Перманентность, постоянство объекта есть по Пиаже одна из первых форм сохранения, которые последовательно сменяют друг друга в интеллектуальном развитии ребенка. А. Г. Лидере

ПЕРСЕВЕРАЦИИ

ПЕРСЕВЕРАЦИИ (от лат. persevero, perseveratum - продолжаться, упорно держаться). Патологическое повторение слов или действий. Характерно для поражения премоторных зон больших полушарий.

Предыдущая страница Следующая страница