Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Д" (часть 10, "ДЕЯ"-"ДИА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 10, "ДЕЯ"-"ДИА")

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ (в детском возрасте)- детерминация сознания, личности и межличностных отношений деятельностью, в которую включен ребенок, ее содержанием, целями и ценностными характеристиками. Специфика Д. о. в детском возрасте определяется целевыми характеристиками совместной деятельности, ее функциями в детской группе. В совместной деятельности реализуются отношения детей друг к другу (в том числе и дружеские привязанности), опредмечиваясь в конкретных действиях, обмене информацией, взаимопомощи. Д. о. целями совместной деятельности проявляется в отношениях недоброжелательства, зависти, если цели конкурентны, и в отношениях содействия, кооперации, коллективистской идентификации, если цели социально и индивидуально значимы для всех и каждого. В детской группе старшего дошкольного - младшего школьного возраста сама внешняя структура совместной деятельности выступает как важный фактор опосредования отношений детей: чем выше степень кооперативного, тем интенсивнее протекает в ней процесс коллективообразования, рельефнее проявляются сотрудничество и взаимопонимание. Положительное или отрицательное стимулирование (наказание или награда) совместной деятельности является также важным фактором Д. о. в детской группе, причем положительное побуждение оказывается намного более эффективным средством регуляции деятельности, чем страх перед наказанием. И, наконец, содержательные характеристики совместной деятельности, т. е. то, ради чего, во имя каких ценностей она осуществляется, опосредуют проявление межличностных отношений и формирование личности. Д. о. межличностных отношений в детской группе, т. е. то, какие взаимоотношения возникнут и укрепятся в ней, какой будет сама эта группа, в какой мере она будет способна формировать личность ребенка, определяется тем, какая совместная деятельность объединяет детей в группу, каковы ее цели (индивидуальные или коллективные), каково ее содержание (социально позитивное или негативное), какова степень ответственной зависимости всех ее участников. Только через совместную деятельность, особым образом организованную взрослым, возможно создать и преобразовать сами отношения между детьми. В.В.Абраменкова

* * *

методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А.Н. Леонтьев), а также межличностных процессов в группах (А.В. Петровский) содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД -

(к изучению психики) - 1) принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная К. Марксом категория предметной деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и их ученики); ) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев).

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИКИ)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИКИ) -

конкретно-научная методология, предполагающая при изучении психики исходным, определяющим анализ ее развития и функционирования в процессе деятельности субьекта - носителя психического. Д.п. как бы вбирает в себя требования принципов единства психики и деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений, принцип единства строения внутренней и внешней деятельности и др.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1) -

специфическая человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Направлена на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2) -

мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели, удовлетворения потребностей. Основные виды деятельности: труд, учение, игра; производные виды - политическая, педагогическая, воинская, производственная.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ - деятельность, выполнение которой в каждом возрасте определяет возникновение и формирование основных психологических «новообразований». В рамках возраста Д. в. находится во взаимодействии с другими видами деятельности, вновь сложившаяся Д. в. опирается на виды деятельности, бывшие ведущими ранее. Характер Д. в. в сочетании с социальной ситуацией развития и возрастными психологическими новообразованиями определяют ступени развития.

Акмеология изучает труд как Д. в. в зрелом возрасте, ее развертывание от начала профессиональной жизни человека до ее завершения, качественные изменения и динамику, оптимальную смену форм Д. в. по мере продвижения человека к профессионализму.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ - основная форма активности ребенка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза. Потребность в активной деятельности является одной из главных потребностей ребенка. В детстве она приобретает несколько «ликов», и у детей формируется несколько видов деятельностей. В ходе Д. д. происходит усвоение общественного опыта, обогащаются формы познания мира, совершенствуются психические процессы. Д. д. совершается в сотрудничестве со взрослым, хотя отдельные ее акты (действия) могут осуществляться ребенком и индивидуально. А. Г. Рузская

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА -

управление техническими устройствами, которые осуществляют непосредственное воздействие на объект деятельности вместо человека. Д.о. имеет алгоритмический характер.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ (ВНЕШНЯЯ)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ (ВНЕШНЯЯ) -

деятельность, цель которой - изменение окружающего мира; ее результат обычно материален.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ -

сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуществляющий взаимодействие всех компонентов системы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ -

деятельность не имеющая аналога для подражания и приводящая к нестандартным, оригинальным результатам в форме создания принципиально новых материальных и духовных ценностей. Она предполагает наличие у субъекта т.д. способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается уникальный результат д.т. Важную роль в д.т. играют воображение, интуиция, другие факторы бессознательного, а также потребность личности в самоактуализации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (ВНУТРЕННЯЯ)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (ВНУТРЕННЯЯ) -

деятельность, цель которой - духовное производство; ее результат обычно идеален, хотя и отражается в материальных формах, явлениях (например, результат математических вычислений в форме записей и т.д.).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖАЙНИЗМ

ДЖАЙНИЗМ (соб.) - сохранившаяся и поныне религия в Индии. Основные её положения: аскетизм, запрещение убийства любого животного, отказ от причинения вреда любому живому существу, отрицание Вед и божественной предопределённости каст.

ДЖЕКОБСОНА МЕТОД ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

ДЖЕКОБСОНА МЕТОД ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ (Jacobson, 1928) - метод произвольного расслабления мышц тела с помощью специальных гимнастических упражнений.

ДЖЕКСОН

ДЖЕКСОН (Jackson) Дональд де Ави-ла (1920-1968) - американский психиатр и психоаналитик. Психоаналитическое образование получил в г. Честнут Лодж, шт. Мэриленд под руководством Фриды Фромм-Рейхманн, большое влияние на него так же оказал Г. С. Салли-ван. В начале своей профессиональной деятельности занимался проблемами психосоматической медицины. В 1959 г. организовал в Институте ментальных исследований (г. Пало Альто, Калифорния) группу по изучению проблем семьи, в которую входили Дж. Викланд, Дж. Хейли, позже В. Сатир. Предложил теорию го-меостаза семьи (1956), в соответствии с которой семейные отношения понимаются как находящиеся в динамическом равновесии (в семье с психическими больными такое равновесие достигается благодаря психотическим симптомам). Рассматривая шизофреническую симптоматику, пришел совместно с Г. Бейтсоном к формулировке гипотезы двойной связи (double bind) о роли несовпадения вербальных требований и эмоционального контекста в этиологии шизофрении. Пытался трактовать взаимоотношения психотерапевта и пациента как борьбу за власть. Автор монографий: Etiology of Schizophrenia, 1960; Pragmaties of Human Communication, N.Y., 1967 (совм. с Watzlawik P., BeavinJ.H.). И. М. Кондаков

ДЖЕКСОНА ЗРИТЕЛЬНЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

ДЖЕКСОНА ЗРИТЕЛЬНЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (Jackson, 1876) - зрительные обманы в начале припадка эпилепсии (ауре припадка) или во время психических припадков височной эпилепсии.

ДЖЕКСОНА СИНДРОМ

ДЖЕКСОНА СИНДРОМ (описан британским неврологом J. Н. Jackson, 1835-1911) - альтернирующий синдром при одностороннем поражении продолговатого мозга на уровне ядер подъязычного нерва: сочетание периферического пареза или паралича мышц языка на стороне очага поражения с гемиплегией или гемипарезом на противоположной стороне, обычно - при тромбозе передней спинальной артерии.

J. H. Jackson. In: Clinical Lectures and Reports by the Medical and Surgical Staff of the London Hospital. London, 1864; 1: 368.

J. H. Jackson. On a case of paralysis of the tongue from h?morrhage in the medulla oblongata. The Lancet, London, 1872; 2: 770-773.

ДЖЕКСОНА ТЕОРИЯ

ДЖЕКСОНА ТЕОРИЯ (Jackson, 1864) - обобщение, согласно которому нервная система устроена по принципу иерархии: нижележащие её уровни находятся под контролем вышерасположенных (не в пространственном, а в функциональном отношении). Повреждение последних, как эволюционно более молодых и ранимых, возникает при заболевании в первую очередь и это в психопатологии проявляется 1. дефицитарными симптомами с выпадением более сложных функций и 2. возбуждением нижележащих структур, что обнаруживается продуктивной психопатологической симптоматикой с автономизацией более простых функций.

ДЖЕКСОНА ЭПИЛЕПСИЯ

ДЖЕКСОНА ЭПИЛЕПСИЯ - см. Браве-Джексона эпилепсия.

ДЖЕКСОНОВСКАЯ ЭПИЛЕПСИЯ

ДЖЕКСОНОВСКАЯ ЭПИЛЕПСИЯ (Браве - Джексона эпилепсия, описана французским врачом L. F. Bravais, 1801-1843, и J. Н. Jackson) - форма эпилепсии, характеризующаяся фокальными эпилептическими припадками с тенденцией к генерализации. Наблюдается при органическом поражении коры головного мозга (чаще после травм).

L. F. Bravais. Recherches sur les symptomes et le traitement de lepilepsie hemiplegique. These de Paris, no 118, 1827.

J. H. Jackson. Unilateral epileptiform seizures, attended by temporary defect of sight. Medical Times and Gazette, London, 1863; 1: 588-589.

ДЖЕКСОНОВСКИЙ ПРИПАДОК

ДЖЕКСОНОВСКИЙ ПРИПАДОК (по имени J. Н. Jackson) - разновидность парциального эпилептического припадка: характеризуется последовательным перемещением («марш») судорог или нарушений чувствительности по конечности вследствие последовательного охвата эпилептическим возбуждением моторных или сенсорных отделов коры головного мозга.

ДЖЕМСА-ЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ

ДЖЕМСА-ЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ (James, 1884; Lange, 1885) - основным в ней является утверждение, согласно которому эмоции суть осознание рефлекторных физиологических изменений в организме, возникающих в ответ на воздействие некоего стимула. Неправильно, гласит теория, говорить, что ребёнок плачет потому, что ему больно. Нужно сказать иначе: организм ребёнка воспринял некий стимул, у него рефлекторно из глаз полились слёзы и это он осознал как свой плач. Чтобы не печалиться, не тревожится или горевать, человеку надо научиться выполнять некие действия, свойственные позитивным эмоциям (улыбаться, изображать радость, веселье и т.д.). Согласно данной теории, эмоции являются всего лишь отзвуком, эхом или эпифеноменом физиологических процессов и не имеют для человека сколько-нибудь существенного значения. Теория не определяет понятие о сознании, но она явно подразумевает, что сознание есть то, что даёт человеку возможность только сказать, что он чувствует или воспринимает, но не более того, оно не обладает действенной силой, которую следует принимать во внимание. См. Эмоций теории.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - достижение договоренности по решению спорной проблемы без ее юридического закрепления. В качестве основного критерия и гаранта выполнения взаимных обязательств выступает доверие между сторонами. Нарушение Д. с. одной из сторон дает др. участнику этого соглашения моральное право на приведение в действие санкций по отношению к нарушителю.

* * *

устное соглашение между представителями государств по конкретным вопросам, договоренность на основе взаимного доверия. Джентльменское соглашение обычно достигается в рамках более широкой политической договоренности и согласия.

ДЖЕФФЕРСОНА ПЕРЕЛОМ

ДЖЕФФЕРСОНА ПЕРЕЛОМ (описан английским неврологом и нейрохирургом G. Jefferson, 1886-1961; синоним - лопающиеся переломы атланта) - многооскольчатый перелом I шейного позвонка (два перелома на передней его дуге и два - на задней). Обычно является результатом осевой нагрузки или вертикальной компрессии (например, при ударе по темени, падении с высоты на голову); предохраняет спинной мозг от повреждения. Признаки перелома: спазм шейных мышц, движения головы ограничены, при изменении положения тела пострадавший обычно поддерживает голову руками. Рентгенологически выявляют перелом дуг атланта. Лечение консервативное: иммобилизация до сращения позвонков.

G. Jefferson. Fracture of the atlas vertebra: report of four cases, and a review of those previously recorded. British Journal of Surgery, London, 1920; 7: 407-42.

ДЖИХАД

ДЖИХАД (ар.) - священная война мусульман против "неверных". Вариант иероцентризма (см. Децентрация, Этноцентризм), является одним из самых важных и необходимых психологических условий существования религиозного фундаментализма в исламских странах, порождающего, в частности, институт смертников (греч. hieros - священный центризм). Синоним: Газават. Не следует думать, что тенденции к фундаментализму присущи только исламу, многие другие религии порождали и продолжают их порождать в неменьшей степени, если судить по огромному числу существующих ныне деструктивных культов.

ДЖОНА ГЕНРИ ЭФФЕКТ

ДЖОНА ГЕНРИ ЭФФЕКТ - стремление членов контрольной группы во что бы то ни стало превзойти по результатам эксперимента членов экспериментальной группы. Название - по имени рабочего, ставшего символом сверхчеловеческих усилий.

ДЖОНС

ДЖОНС (Jones) Эрнст (1879-1958) - английский психоаналитик, историк психоаналитического движения. Д-р медицины (1900), профессор (1908). Главный биограф 3. Фрейда. Почетный президент Международной психоаналитической ассоциации (МПА), Британского психоаналитического общества и института психоанализа. Родился в Уэльсе. Медицинское образование получил в Кардиффе и колледже Лондонского унта. Слушал курсы лекций в ун-тах Мюнхена, Парижа и Вены. Практиковал медицину в Лондоне. Работал акушером и домашним врачом при детском госпитале. Занимался исследованиями афазии и детской сексуальности. Увлекся психоаналитическими идеями 3. Фрейда и с 1905 г. начал практиковать психоанализ. Был первым английским врачом - психоаналитиком. В 1907 г. прошел стажировку по психиатрии (у Э. Крепелина) и неврологии (у А. Альцгеймера) в Мюнхенской психиатрической клинике. Посетил клинику Бургхельцли (Цюрих), где познакомился с Э. Блейлером, К.Г. Юнгом и др. В 1908 г. переехал в Канаду, где работал профессором психиатрии Торонтского ун-та и директором клиники нервных болезней в Онтарио. В 1908 г. был одним из инициаторов первого международного психоаналитического конгресса (Зальцбург, Австрия). В 1911 г. был в числе основателей Американской психоаналитической ассоциации. В 1913 г. вернулся в Лондон, где основал Лондонский психоаналитический институт и поликлинику. Вскоре после Первой мировой войны организовал Британское психоаналитическое общество и был его президентом более 20 лет. В 1920 г. основал и возглавил Международный журнал психоанализа, который редактировал до 1939 г. Наряду с психоанализом занимался медицинской психологией. В работах Лечение неврозов (1920), Гамлет и Эдип (1949) исследовал проблемы страхов, вины и ненависти при неврозах, преге-нитальные фазы развития личности, символизма, женской сексуальности и многие другие. В работе Проблема Пола Мерфи: взгляд на психологию шахматной игры показал роль и влияние неосознанных мотиваций на состояние психики и судьбу человека. В 1953 - 1957 гг. опубликовал трехтомную книгу Зигмунд Фрейд: жизнь и труды, которая в дальнейшем издавалась в различных версиях. Эта работа стала базисной биографией 3. Фрейда. Оказал значительное влияние на развитие и распространение психоанализа и международного психоаналитического движения. В. И. Овчаренко

ДЖОНС ЭРНЕСТ

ДЖОНС ЭРНЕСТ (1879-1958) - первый английский психоаналитик, один из сподвижников З. Фрейда. Родился 1 января 1879 года в семье служащего сталелитейного завода. Вырос в рабочем районе Южного Уэльса вблизи города Суонси. Получил медицинское образование в Кардиффе и в колледже при Лондонском университете. В 1900 году ему был вручен диплом врача. Имея квалификацию невролога, работал в одной из больниц Лондона. В 1906 году был арестован по обвинению в недостойном поведении с двумя девочками из школы умственно отсталых детей, среди которых проводил исследования механизмов речи. Дело до суда не дошло и Э. Джонс был освобожден из-под стражи. После этого инцидента он отошел от традиционной медицины и проявил интерес к работам З. Фрейда.

В 1907 году Э. Джонс участвовал в конференции в Амстердаме, на которой обсуждались идеи З. Фрейда и во время работы которой он познакомился с К.Г. Юнгом. Швейцарский врач написал З. Фрейду о молодом «кельте из Уэльса», интересующемся психоанализом. В том же году Э. Джонс провел несколько дней в Цюрихе, где встретился с К.Г. Юнгом. В 1908 году он впервые встретился с З. Фрейдом в Зальцбурге на первой Международной встрече психоаналитиков. В том же году он получил место профессора психиатрии Торонтского университета и возглавил клинику нервных болезней в Онтарио (Канада). Вернувшись в Англию, в 1912 году организовал Британское психоаналитическое общество, позднее - Лондонское психоаналитическое общество. Э. Джонс был одним из членов тайного Комитета, образованного в поддержку распространения идей З. Фрейда и сохранения целостности психоанализа. В 1913 году он приехал в Будапешт к Ш. Ференци и в течение нескольких месяцев по два-три часа в день проходил у него личный анализ. В 1920 году Э. Джонс основал «Международный журнал психоанализа» и на протяжении ряда лет был его главным редактором. Неоднократно избирался Президентом Международной психоаналитической ассоциации. Был членом Королевского общества психологов и почетным членом многих психологических, психиатрических, психоаналитических организаций, включая Американскую психоаналитическую ассоциацию, Британское психоаналитическое общество, Институт психоанализа. Умер в 1958 году.

Э. Джонс являлся официальным биографом З. Фрейда, автором трехтомного издания «Зигмунд Фрейд: жизнь и труды» (1953-1957), а также таких работ, как «Терапия неврозов» (в 1925 г. переведена на русский язык и издана в Москве), «Свободные ассоциации. Мемуары психоаналитика» (1959) и др.

ДЗЕН-БУДДИЗМ

ДЗЕН-БУДДИЗМ (дзен от санскр., Будда - просветлённый)) - медитативная школа в Китае, Японии и других юго-восточных странах, в которой основное внимание уделяется «умиротворению сознания» с целью достижение просвещённого состояния (сатори), в котором человек способен познавать мистическую истину без привлечения обычного, "заурядного" знания. Этика дзен-буддизма требует не испытывать вражды и ненависти, избегать суеты, сохранять душевную невозмутимость и спокойствие.

ДЗЕН-ПСИХОТЕРАПИЯ

ДЗЕН-ПСИХОТЕРАПИЯ - психотерапия посредством формирования образа жизни, который обеспечивает человеку достижение гармонии с самим собой, с окружающим миром и ведёт в конечном счёте к свободе, самореализации. При этом систематически используется традиционная практика, связанная с "медитацией сидя" (дза-дзен).

ДИАБЕТ БОРОДАТЫХ ЖЕНЩИН

См. Болезнь Морганьи.

ДИАБЕТ НЕСАХАРНЫЙ

ДИАБЕТ НЕСАХАРНЫЙ (син.: несахарное мочеизнурение) - заболевание, характеризующееся резким увеличением количества выделяемой мочи, постоянной жаждой и обезвоживанием организма. Возникает при пониженной секреции и недостаточном содержании в крови гормона вазопрессина, или антидиуретического гормона (АДГ) - центральный несахарный диабет, а также при нечувствительности к этому гормону рецепторов канальцевого аппарата почек - почечный несахарный диабет. Заболевание может развиться вследствие гипоталамо-гипофизарной недостаточности, инфекционной болезни (гриппа, скарлатины, туберкулеза, сифилиса и др.), черепно-мозговой травмы, опухоли гипоталамуса или гипофиза. Иногда предрасположенность к несахарному диабету является наследственной.

Недостаток АДГ, препятствующего избыточному выведению жидкости из организма, или нечувствительность рецепторов канальцевого аппарата почек к нему вследствие наследственной патологии, врожденного гидронефроза, перенесенного нефрита и т. п. приводят к нарушению обратного всасывания (реабсорбции) воды в почечных канальцах и резкому увеличению объема выделяемой мочи (до 4 - 12 л в сутки, в отдельных случаях до 30 - 40 л). Такая потеря жидкости вызывает обезвоживание организма и, как следствие, неутолимую компенсаторную жажду (полидипсию). Больные страдают также поллакиурией (частым мочеиспусканием); у детей одним из ранних признаков несахарного диабета может быть ночное недержание мочи, позже отмечают отставание в росте и задержку полового развития.

Диагноз основывается на характерных клинических признаках: неутолимая жажда, большой объем выделяемой мочи, ее низкая относительная плотность (не выше 1,005 - 1,008). Увеличение относительной плотности мочи выше 1,010 при введении препаратов АДГ и некоторое уменьшение объема выделяемой мочи являются информативным диагностическим признаком. Дифференциальный диагноз проводят прежде всего с сахарным диабетом, при котором отмечают глюкоземию, глюкозурию, высокую относительную плотность мочи. При подозрении на несахарный диабет больного необходимо направить к врачу.

Лечение проводят в стационаре. Оно зависит от характера основного патологического процесса, вызвавшего несахарный диабет, и включает возмещение недостатка АДГ, лечение основного заболевания (назначение вазопрессина, адиуретина СД, питуитрина и др.), а также лечение заболеваний, приведших к гипоталамо-гипофизарной недостаточности. Пищевой рацион больных должен включать большое количество овощей, фруктов, молока и молочных продуктов. В большинстве случаев при своевременно начатом лечении больные длительное время сохраняют трудоспособность. При несахарном почечном диабете лечение сводится к сохранению водно-солевого балланса (обеспечению достаточного потребления воды); значительно уменьшается диурез при назначении гипотиазида в дозе 25 - 100 мг, что объясняется парадоксальным влиянием тиазидов на почечный транспорт воды.

ДИАБЕТ НЕСАХАРНЫЙ (ДИАБЕТ НЕФРОГЕННЫЙ)

Проявляется с рождения или несколько позже повышенной жаждой, большим количеством выделяемой мочи с низким удельным весом. При ограничении потребляемой жидкости развиваются признаки чрезмерной дегидратации с потерей массы тела, подъемом температуры, рвотой, расстройством сознания, судорогами. Дети, как правило, отстают в физическом и умственном развитии. Применение антидиуретического гормона с лечебной целью неэффективно. Наследуется по рецессивному, сцепленному с полом типу.

ДИАБЕТ НЕСАХАРНЫЙ НЕЙРОГИПОФИЗАРНЫЙ

Син.: Мочеизнурение несахарное. Обусловлен поражением гипоталамических структур (нейроинфекции, интоксикации, травма, опухоли), приводящим к недостаточной продукции антидиуретического гормона (АДГ). Нарушение при этом вторичного всасывания мочи в почках ведет к выделению ее в необычно больших количествах (от 5 до 25 литров в сутки). Моча имеет низкий удельный вес. Больные постоянно испытывают повышенную жажду (полидепсия), общую слабость, утомляемость, зябкость, из-за сухости во рту затруднены глотание, речь. Характерны также нарушения сна, половых функций, выраженная вегетативная лабильность. Наблюдается чаще у мужчин в возрасте 20-40 лет. Может коррегироваться при заместительной терапии фармакопрепаратами, содержащими антидиуретический гормон.

ДИАГНОЗ

ДИАГНОЗ (греч. diagnosis - распознавание) - заключительный, приобретающий юридическую силу завершающий этап процесса диагностики, представляющий собой синтез всей имеющейся информации о состоянии здоровья пациента на данный момент времени. Достоверность диагноза определяется объёмом и надёжностью упомянутой информации, профессиональными качествами врача, а также действующей номенклатурой расстройств, а его точность - подтверждением прогностических суждений.

* * *

Суждение о локализации и характере патологического процесса, основанное на данных анамнеза и результатов обследования (диагноз топический и нозологический).

ДИАГНОЗ БОЛЬНОГО

ДИАГНОЗ БОЛЬНОГО - термин, который, по мнению многих врачей, обозначает последний, заключительный этап диагностики пациента, на котором устанавливается не только характер заболевания с индивидуальными особенностями проявлений, динамики и эффективности проводимой терапии, но также: а) тип личности, у которой возникла болезнь; б) внутренняя картина заболевания и реакция пациента на его представление актуальной болезни и в) его сохранившиеся функциональные возможности организма и личности. Такой диагноз, естественно, не шифруется, основания для него излагаются в тексте амбулаторной и/или стационарной карты больного. Эта традиционная для отечественной медицины диагностическая парадигма вступает в непримиримое противоречие с рекомендуемой страховой медициной практикой, существо которой состоит в том, чтобы обследовать по принятому стандарту, выставлять диагноз согласно жестким критериям, лечить по стандартной схеме, без каких-либо экивоков в сторону индивидуальности пациента (исключая, повидимому, степень наполнения его кошелька) и, следовательно, думать также по предписываемому стереотипу, или, лучше сказать, вообще не думать, ибо, как заметил бравый солдат Й.Швейк, когда много думаешь, то обязательно ошибаешься.

ДИАГНОЗ ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ

ДИАГНОЗ ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ - диагноз предварительный.

ДИАГНОЗ ГИСТОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ

ДИАГНОЗ ГИСТОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. hystos - ткань, pathos - болезнь, страдание; logos - слово, понятие, учение) - заключение по представленным материалам гистологического исследования повреждённой ткани или органа.

ДИАГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ

ДИАГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ (лат. differentia - разность) - промежуточный этап диагностики, на котором сопоставляются различные диагностические гипотезы.

* * *

Дифференциация между имеющими существенное сходство заболеваниями с выводом о наличии в данном случае наиболее обоснованного и вероятного из них.

ДИАГНОЗ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ АНОРЕКСИИ И БУЛИМИИ

ДИАГНОЗ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ АНОРЕКСИИ И БУЛИМИИ -

Нервная анорексия может быть самостоятельным заболеванием круга пограничных нервно-психических расстройств пубертатного возраста, одним из проявлений, чаще всего наиболее ранних, шизофренического процесса, начинающегося в подростковом или юношеском возрасте, или особой формой психического расстройства - эндореактивной пубертатной анорексией. В виде отдельных рудиментарных проявлений анорексия может встречаться (наряду с другой типично невротической или психопатической симптоматикой) при многих так называемых классических формах пограничных нервно-психических заболеваний. Для нервной анорексии как самостоятельного заболевания характерны довольно типичные преморбидные черты личности (преобладание в преморбиде истерических или психастенических особенностей).

Большинство этих больных в детстве отличаются несколько повышенным питанием, однако до подросткового периода насмешливы или критические замечания по этому поводу обычно больных не огорчают. Обидные замечания в подростковом возрасте или неприятности, связанные с несколько повышенной массой тела (например, непоступление в желаемую хореографическую группу), вызывают формирование ситуационно-обусловленного убеждения в собственной «уродующей полноте» или «безобразной» величине отдельных частей тела. Особенностями синдрома у больных этой группы являются сверхценный характер дисморфоманических переживаний, умеренная выраженность аффективных расстройств и рудиментарность идей отношения.

В ряде случаев стремление к похуданию было вызвано желанием «походить на идеал» - известных литературных героинь, популярных фотомоделей, актрис кино, ограничивающую себя в еде мать. На этих больных особое влияние оказывало микросоциальное окружение, и в целом их убежденность в необходимости коррекции своей внешности была менее стойкой, чем у больных с собственно дисморфоманиче-скими переживаниями.

Особенностью синдрома нервной анорексии при шизофрении, весьма сходным, особенно на начальных этапах, является значительная выраженность идей отношения и более заметное снижение настроения, в виде вялой депрессии. Кроме того, у больных шизофренией нередко отмечается полидисморфома-ния. У некоторых больных бредовая убежденность в «безобразной полноте» имеет парадоксальный характер: возникает при дефиците массы тела. О шизофрении свидетельствуют также присоединившиеся деперсонализационно-дереализационные переживания, навязчивости, бесплодное мудрствование.

Нервную анорексию следует отличать также от естественного желания избавиться от лишнего веса, когда ограничение в еде носит разумный характер, не доходит до истощения и не основано на болезненном представлении образа своего тела.

ДИАГНОЗ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

ДИАГНОЗ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ -

Диагноз соматогенных психических нарушений устанавливается на основании тесной взаимосвязи появления и изменения клинической картины в зависимости от течения основного соматического заболевания. Некоторые соматические заболевания могут провоцировать развитие психических болезней или сочетаться с ними. Особенно внимательно необходимо проводить дифференциальную диагностику эндоформных соматогенных расстройств с шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Ключевыми дифференциально-диагностическими критериями в таком случае служат следующие: характер про-грессирования психопатологической симптоматики, стереотип развития заболевания в целом, а также тщательное изучение данных как семейного, так и личного анамнеза.

ДИАГНОЗ ИНВОЛЮЦИОННОЙ ДЕПРЕССИИ

ДИАГНОЗ ИНВОЛЮЦИОННОЙ ДЕПРЕССИИ -

Диагностика функциональных психозов позднего возраста основана на выявлении впервые возникшего после 40-45 лет психотического состояния с характерной клинической картиной и течением: затяжной однократный приступ тревожной или тревожно-бредовой депрессии, хронический интерпрета-тивный бред с преимущественно ущербной тематикой, затяжной галлюциноз. Необходимым условием диагностики данных психозов является отсутствие на отдаленных этапах выраженного органического снижения уровня личности или слабоумия.

ДИАГНОЗ КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО НЕВРОЗОПОДОБНОГО РАССТРОЙСТВА

ДИАГНОЗ КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО НЕВРОЗОПОДОБНОГО РАССТРОЙСТВА -

Распознавание климактерических неврозоподобных состояний основано на возникновении в возрасте 40-55 лет нервно-психических нарушений невротического уровня, в картине которых существенное место принадлежит своеобразным ва-зовегетативным приступам - «приливам». Учитываются параллельное нарушение периодичности менструального цикла и другие соматические признаки климакса.

ДИАГНОЗ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКИЙ

ДИАГНОЗ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКИЙ - заключение о болезни по данным аутопсии и гистологического исследования.

ДИАГНОЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

ДИАГНОЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ - предположение о характере расстройства на основании неполных, предварительных сведений.

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (в психологии развития) [греч. diagnosis - распознавание, определение] - установление индивидуально-психологических характеристик и особенностей ребенка. Симптоматический (или эмпирический) диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л.С. Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу. Важнейшим элементом научного Д. п. является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, называется этиологическим. Высший уровень Д. п. - это типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Дальнейшая разработка теории Д. п. в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики. Е. И. Морозова

* * *

(от греч. diagnosis - распознание) конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д.п.установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии.

ДИАГНОЗ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ

ДИАГНОЗ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ - устанавливаемое комиссией судебных психиатров заключение о состоянии психического здоровья испытуемого на момент совершения им противоправного действия. Обычно бывает ретроспективным, поскольку крайне маловероятно, что подэкспертного наблюдает в этот момент кто-то из судебных психиатров и тем более образованная из них комиссия. Распознавание диагноза в судебно-психиатрической практике носит достаточно специфический характер и в силу особенностей поведения подозреваемого, неполной и часто не вполне объективной информации о происшедшем. Основываясь на установленном диагнозе, суд принимает окончательное решение о дееспособности или вменяемости подэкспертного, мерах принудительного лечения.

ДИАГНОЗ, ТЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ МОЗГОВЫХ АРТЕРИЙ

ДИАГНОЗ, ТЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ МОЗГОВЫХ АРТЕРИЙ -

Диагностика основывается на выявлении описанных выше нарушений, характере их возникновения и динамики у больных с соматоневрологическими признаками атеросклероза.

Подтверждением сосудистого генеза выявленных психических нарушений является обнаружение начальной психоорганической симптоматики: мнестических и аффективных нарушений, заострения личностных особенностей.

Течение часто имеет волнообразный характер, особенно в первые годы заболевания. Тяжесть прогноза определяется не только степенью поражения сосудов, но и локализацией процесса.

ДИАГНОЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

ДИАГНОЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (лат. functio - исполнение) - заключение о состоянии здоровья индивида, позволяющее установить состояние его трудоспособности. Для этого необходимо иметь в распоряжении достаточно полные сведения не только об имеющихся нарушениях, но и функциональном состоянии органов, систем, о физических и психологических ресурсах пациента.

ДИАГНОЗ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ

ДИАГНОЗ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. aitia - причина, logos - слово, понятие, учение) - диагноз, указывающий на то, что причина заболевания установлена. Обычно это указание явно или в скрытом виде содержится в нозологическом диагнозе.

ДИАГНОСТИКА

ДИАГНОСТИКА (греч. diagnostikos - способный распознавать) - идентификация болезни, синдрома, болезненного состояния, симптома, отклонения согласно принятой в психиатрии модели соответствующего расстройства. Обычно предполагает тщательное обследование с применением всех существующих ныне методов исследования с целью получить достаточный объём достоверной информации о состоянии пациента, изучение, анализ и синтез такой информации. Операциональная диагностика - установление диагноза по принятому стандарту критериев определённого психического расстройства (это, например, набор симптомов, критерий времени (например, в течение 1-го месяца, 2-х лет), критерий течения (периодическое, любое другое течение). Диагностика номотетическая (греч. nomos - закон, thesis - положение, утверждение) - классический подход к идентификация расстройства по перечню наиболее характерных его признаков. При этом учитываются все остальные признаки, но им придаётся дополнительное диагностическое расстройство. Диагностика политетическая - идентификация расстройства по перечню свойственных ему признаков с указанием количества последних, достаточных для диагноза. Например, если из 10 признаков у пациента присутствуют 2 или 3, этого считается достаточным для установления диагноза.

* * *

(от греч. diagnostikos - способный распознавать) - учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Первоначально понятие «Д.» использовалось в медицине. Однако затем этот термин стал применяться и во многих др. областях: Д. техническая, Д. плазмы, Д. предвыборной ситуации и др.

ДИАГНОСТИКА CЕНИЛЬНОЙ ДЕМЕНЦИИ

ДИАГНОСТИКА CЕНИЛЬНОЙ ДЕМЕНЦИИ -

Основанием для постановки диагноза сенильной демен-ции является возникающее в старости и неуклонно нарастающее обеднение всей психической деятельности, которое в течение нескольких лет приводит к тотальному слабоумию, а в дальнейшем и к маразму. Существенное диагностическое значение имеют выявляемые при компьютерной и магнитно-резонансной томографии признаки диффузной атрофии коры головного мозга, внутренней гидроцефалии в виде расширения мозговых желудочков.

ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА -

Распознавание пресенильных деменций основывается на возникновении в предстарческом возрасте прогрессирующего слабоумия тотального типа. Более раннему выявлению типичных для этих заболеваний интеллектуально-мнестических нарушений и расстройств высшей корковой деятельности способствует применение экспериментально-психологических методик. Диагностическое значение имеет компьютерная томография, обнаруживающая атрофию головного мозга, внутреннюю гидроцефалию, расширение желудочков мозга. При разграничении болезней Альцгеймера и Пика учитывают их клинические особенности, приведенные выше, и различия в локализации мозгового атрофического процесса, определяемые при помощи компьютерной томографии (атрофия преимущественно теменных и височных областей при болезни Альцгеймера и лобно-височных - при болезни Пика).

ДИАГНОСТИКА И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ ШИЗОФРЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА

ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА - деятельность по определению сущности и особенностей конфликта на основе его исследования, а также совокупность принципов, приемов и методов изучения конфликта. Д. к. заключается в разработке описательной, эволюционно-динамической и объяснительной моделей конфликта.

* * *

знание основных Параметров конфликтного столкновения (состава Участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития Взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

ДИАГНОСТИКА НАРКОМАНИЙ И ТОКСИКОМАНИИ

ДИАГНОСТИКА НАРКОМАНИЙ И ТОКСИКОМАНИИ -

Диагноз наркомании особенно ответственен, так как по существующим законам он подразумевает обязательное лечение без согласия больного. Наркомании и токсикомании диагностируются на основании признаков психической или физической зависимости, перечисленных ниже. Лабораторные методы диагностики не разработаны. Если в крови, моче, слюне обнаруживают какой-либо наркотик или иное токсичное вещество, то это свидетельствует только об его употреблении, но не о наличии зависимости. Для диагностики предложены биологические пробы - провокации абстиненции, например, введением антагониста морфина (налоксон, налорфин) при подозрении зависимости от опиатов.

ДИАГНОСТИКА ОЛИГОФРЕНИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница