Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "П" (часть 27, "ПРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 27, "ПРО")

ПРОТАГОНИСТ

ПРОТАГОНИСТ - участник конфликта, который не является его инициатором, а предпринимает ответные действия на инициативное конфликтное поведение первой стороны.

ПРОТАНОПИЯ

ПРОТАНОПИЯ (греч. protos - первый, первоначальный, первичный; opsis зрение) - пониженная чувствительность к свету длинных волн (красного цвета), возникающее в результате недостаточности в сетчатке пигмента, поглощающего этот цвет.

* * *

Врожденная частичная цветовая слепота, при которой отсутствует только восприятие красного цвета.

ПРОТЕСТ

ПРОТЕСТ - индивидуальные или коллективные публичные (иногда демонстративные) действия с целью показа неприятия, неодобрения тех или иных решений или действий (личности, организации, власти, общества). П. может выражаться в рамках правовых действий (напр., протест защиты в ходе судебного разбирательства) и антиконституционными действиями (бунты, восстания).

* * *

решительное возражение против чего-либо; открыто заявленное нежелание что-либо делать, сопровождающееся соответствующими действиями или выражением готовности их совершить.

ПРОТЕСТ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ)

ПРОТЕСТ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ) - коллективные действия людей, приобретающие манифестационную форму с целью неодобрения тех или иных общественных явлений или поведения лиц. Протест, как правило, проявляется в экстремальных ситуациях и выражается в психологическом напряжении, недовольстве. Люди, борясь за свои интересы и будучи лишены непосредственных и эффективных средств борьбы с правительством или другими отчужденными от них институтами или группами, часто выбирают именно эту форму конфликта. Протест не обязательно выражается в форме агрессии или насилия.

ПРОТИВНИК

ПРОТИВНИК - 1) субъект взаимодействия (индивид, социальная группа, организация, государство), враждебно относящийся к кому-л. или чему-л., противодействующий им; 2) участник спортивного состязания с кем-нибудь.

ПРОТИВОБОРСТВО

ПРОТИВОБОРСТВО - См. Конфликтное противодействие.

* * *

взаимодействие субъектов Социального взаимодействия, характеризующееся Нанесением взаимного ущерба.

ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ СТОРОНЫ

ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ СТОРОНЫ - участники конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга. См. Оппонент

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ - 1. реакция индивида, обратная той, которую предполагает воздействие со стороны (например, негативизм); 2. в психоанализе - замена неприемлемого импульса или чувства на противоположные импульс или эмоцию. Синоним: Формирование реакции.

* * *

- общение, поведение или деятельность, имеющие целью выразить несогласие с оппонентом, ограничить его активность или нанести ему материальный, моральный, иной вид ущерба. П. - это общение и действия, направленные против др. человека, группы, государства, общества. П. в общении, в процессе которого участники общения не переживают по отношению друг к другу негативных эмоций, является дискуссией, спором и т. п. П. наряду с противоречием и негативными эмоциями выступает одним из главных условий возникновения конфликтов. П. имеет шкалу интенсивности. Наименее интенсивное П. - корректный спор. Наиболее интенсивное П. - физическое уничтожение противника. Интенсивность П. определяет остроту конфликта. Важной психологической особенностью П. являются трудности в прогнозировании его последствий. Реакцию человека на П. ему гораздо труднее предугадать по сравнению с реакцией на воздействие со стороны др. объектов. Одной из особенностей П. является его тенденция к эскалации. На акт П. подвергшийся ему дает более жесткий ответ, реакция на это часто бывает еще более интенсивной и т. д. См. Эскалация конфликта

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЕ (от фр. balancй - уравновешенный) - третий этап открытого развития конфликта, в ходе которого устанавливается относительное равновесие в интенсивности действий оппонентов. Они продолжают противодействовать, однако общая интенсивность борьбы снижается. Стороны (или хотя бы одна их них) осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются. В затяжных социальных конфликтах П. с. - наиболее длительный этап.

ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫЕ СРЕДСТВА - то же, что Контрацептивы.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

ПРОТИВОПОКАЗАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ -

обоснование тех или иных психических причин (уровень развития качеств личности, ее психофизиологических функций и т.д.), являющихся помехой для успешной профессиональной или иной (учебной, спортивной и т.д.) деятельности. В п.п. особо учитываются качества, свойства, функции личности плохо компенсируемые другими качествами и психофизиологическими функциями. Обычно п.п. оформляется в виде списка как приложение к профессиограмме конкретного специалиста.

ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ РЕАКЦИЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ)

ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ РЕАКЦИЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) - процесс формирования негативного отношения к объекту (личность, нация, народность) на основе бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, какого-либо явления, которые при бесстрастном рациональном восприятии не должны были бы отвергаться.

В результате П.р. нередко формируются отношения представителей того или иного народа, полностью противоположные вытесненным в бессознательное. Так, за фасадом крайней любезности может скрываться неосознанная враждебность и др. Например, в период советско-польских отношений под прикрытием интернационализма, внешней любезности в отношениях правящей ПОРП и КПСС, соответствующих правительств скрывались недоговоренности, противоречивые чувства в отношениях между двумя нациями. После распада СССР в определенных кругах Польши проявилась типичная противоположная реакция к советскому, а порой и русскому. При этом часто забывались, отрицались общность экономических интересов, единая принадлежность к славянским народам.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ - парные сущности, взаимоисключающие и именно в силу этого взаимоисключения предполагающие наличие друг друга, сопряженные друг с другом, составляющие два полюса в рамках некоторого единого основания. Диалектика исходит из того, что отношение П. составляет внутреннюю основу существования всей действительности. В отличие от истолкования соотношения П. как сосуществования того или иного типа воспроизводства, диалектика рассматривает отношения П. как динамические противоречия, предполагающие активное взаимодействие, столкновения, борьбу противоположных начал, приводящие к изменению первоначального состояния предмета, сторонами которого выступают эти противоположные начала и к устранению самих этих П. в их исходной форме. Энгельс пытался осуществить материалистическую интерпретацию гегелевской диалектики, рассматривая ее в качестве универсального закона природы, общества и мышления, известного как закон единства и борьбы противоположностей, в рамках которого истолковывались все многообразные формы соотношения П. Между тем критики этой универсализации, в частности Поппер, указывали, что многие примеры действительно существующих бинарностей П., скажем, магнитные полюса, ассимиляция и диссимиляция веществ, интеграл и дифференциал в математике и пр., не м. б. истолкованы в духе борьбы П. B то же время было бы неоправданно априори отрицать возможность диалектической интерпретации соотношения П. в определенных ситуациях. Философское учение о противоречиях, противоположностях, их единстве и борьбе является краеугольным в методологических основах конфликтологии. Противоположностями в конфликте выступают не оппоненты, как это может показаться на первый взгляд, а их разнонаправленные цели, интересы, позиции, мнения, установки и т. п. В борьбу вступают не цели и мнения, а их носители - люди. Поэтому определение конфликта как столкновения интересов неверно. Наличие П. может приводить к борьбе оппонентов, а может и не вызывать ее. Задача конфликтолога в процессе урегулирования конфликта - примирение П., организация их «мирного сосуществования».

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - 1. нечто обратное тому, что утверждается или воспринимается; 2. в логике - любое из двух суждение, таких, что, если одно из них является истинным, то другое не может быть истинным, хотя оба они могут оказаться ложными. Например. Для суждения «все составители словарей - педанты» формальной противоположностью будет такое: «никто из составителей словарей не является педантом». И оба эти суждения в их категорической форме являются ложными. Однако диалектическим противоречием (см.) первому суждению будет следующее суждение: «не все составители словарей являются педантами».

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - 1. вообще - несовместимые, исключающие друг друга требования к кому-либо; 2. в психоанализе - согласно Bateson et al. (1956), детство будущих шизофреников характеризуется повторяющимся опытом попадания в силки противоречивых требований, расставляемых обычно их матерями. Тем самым ребёнок оказывается в ситуациях, из которых нет выхода, и при этом ни один из членов семьи ребёнку не помогает, никто не компенсирует поведение матери, не исправляет его и не разъясняет его ребёнку. В результате ребёнок теряет способность распознавать логику мышления взрослых, воспринимать нюансы, позволяющие получать инсайт в отношении мотивов и воспринимать различия между явными и скрытыми значениями. В дальнейшем это понятие стало использоваться также при объяснении невротического поведения. Объективных подтверждений данная позиция не имеет и носит голословный характер.

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ СТИЛЬ ПРИВЯЗАННОСТИ

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ СТИЛЬ ПРИВЯЗАННОСТИ - поведение индивида по отношению к другому человеку, когда он и ищет близости с ним и отвергает ее. Ср. ситуацию в произведении Р.Н. Гюнтекина «Птичка певчая». Ср. амбивалентность.

ПРОТИВОРЕЧИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ - 1. характеристика взаимодействия или беседы, содержащих непоследовательность, несообразности, несовместимые одна с другой вещи; 2. в логике - любое из двух суждений, таких, что, если одно из них истинно, то другое обязательно является ложным, то есть оба они не могут быть одновременно ложными и истинными. В повседневном словоупотреблении термины «противоположность» и «противоречие» чаще всего употребляются как тождественные.

* * *

разные точки зрения на проблему, различные позиции, которые вызывают противостояние партнеров и желание доказать свою правоту.

* * *

См. реципация.

ПРОТИВОРЕЧИЕ ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ - противоречие, сущность которого состоит в том, что одна и та же территория оказывается пространством, на котором соперничающие стороны стремятся добиться своего легального доминирования. «Сторонами» здесь чаще всего выступают этнические элиты, а «легальное доминирование» предполагает обладание ими предпочтительным доступом к политической власти и престижным секторам экономики. Попытки отдельных национал-экстремистских сил «заострить» проблемы спорных территорий несут в себе потенциальную возможность возобновления конфликтов или периодического обострения общественно-политической ситуации в тех или иных субъектах региона. Эти П. э. особенно ярко проявляются в этнических и этнотерриториальных конфликтах. Трудности разрешения этнических конфликтов объясняются мощным присутствием в их природе иррациональных мифотворческих факторов и эмоциональной коллективной мобилизации, которые трудно поддаются элементарным переговорам и разрешению, как, к примеру, в случае с трудовыми конфликтами.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

ПРОТИВОРЕЧИЯ (в широком смысле) - ситуация взаимодействия противоборствующих, препятствующих существованию или осуществлению друг друга процессов, тенденций, явлений, позиций и установок (в человеческой жизнедеятельности). B этом широком, по существу обыденном значении П. без труда можно отыскать и в природе, и в обществе, и в сознании, и в познании. Неправомерная абсолютизация П. как источника развития всего сущего имела место и в формулировке Энгельсом закона единства и борьбы противоположностей как некоего универсального закона бытия. Многочисленные попытки представить предметы наук, изучающих разные сферы реальности, по всеобщей модели развития (однозначно через П.) не приводят к успеху, хотя выявление многообразия всякого рода П. и конфликтов, безусловно, является конструктивной познавательной задачей. Развитие методологии науки в направлении разработки методов разрешения П. и конфликтов между различными теоретическими концепциями и исследовательскими программами вписывается в более общую перспективу исследования возможностей конструктивного взаимодействия различающихся, а зачастую и конфликтующих традиций, программ, установок познания в целом. Очень важное значение имеет разработка «конфликтологии» как междисциплинарной научной области, охватывающей различные сферы человеческой жизнедеятельности и общения. Развитие культуры анализа и разрешения конфликтов, П. в человеческом обществе, П. между человеком и природой является одной из глобальных задач современной цивилизации, связанных с самим существованием человечества. Конфликт является одним из способов развития, завершения, разрешения П. Конфликт подчиняется общим законам, установленным философами для возникновения, развития и завершения П.

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ - разногласия в отношениях между этническими группами, общностями.

Социальные субъекты, отличающиеся друг от друга, в зависимости от конкретных условий либо достигают согласия, либо вступают в междоусобные противоречия из-за материальных и духовных различий, неодинаковых возможностей и условий для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей своей общности, группы.

П.м. имеют различное содержание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются территориальные противоречия между этническими группами и общностями. П.м., носящие политический характер, например, стремление этноса к политическим изменениям (включая самые радикальные - создание независимого государства), являются деструктивным и дестабилизирующим социальным фактором в обществе. Возникающие на основе обострения данных противоречий межэтнические конфликты (см.: Межэтнические конфликты) приобретают затяжную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженный конфликт.

П.м. между этническим большинством и меньшинством в границах государства разрешаются путем ин-ституционализации межэтнических отношений (см.: Институционализация межэтнического конфликта), закрепления законодательным путем прав, гарантий, обязанностей граждан. Многие П.м. разрешаются путем достижения национального согласия (см.: Национальное согласие), компромисса, регулирования процессов удовлетворения интересов и потребностей конкретных этнических групп, общностей.

Современные экономические отношения включают в себя конкуренцию, соревнование по проблемам производства, торговли товарами, обладания и использования природных ресурсов. Обладание природными ресурсами, их использование является одним из актуальных П.м. между этническим большинством и меньшинством в современных обществах. Создание культурной автономии, политической, территориально-государственной единицы, совершенствование парламентской и избирательной системы, использование федеральных типов государственной структуры - все это является формами разрешения П.м.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ - конфликтный характер политических и военных отношений соперничающих государств (их коалиций), определяемый противоборством в политической области и острым соперничеством на достигнутом уровне военных потенциалов (в количестве и качестве вооружений, и прежде всего ракетно-ядерных и высокоточных, в темпах их разработки, производства и развертывания в вооруженных силах). П. в. п. характерно проведением жесткой информационной политики, явно враждебной по отношению к государству-противнику, экономическими и дипломатическими действиями, направленными на подрыв его позиций в мировом сообществе. Оно является основой и главной причиной стратегического противостояния между конфликтующими государствами. Стратегическое противостояние в мирное время обходится, как правило, без военных инцидентов, но может использоваться для оказания военного давления. Оно заключается в создании направленных друг против друга группировок ВС и в постоянном противоборстве между ними за военное превосходство. С началом войны это противоборство выливается в прямое военное столкновение сторон. От характера стратегического противостояния зависит острота взаимоотношений и в политической области. В совокупности они образуют источник напряженности во всех регионах, где сталкиваются государственные и военные интересы сторон.

ПРОТИВОСУДОРОЖНЫЕ СРЕДСТВА

ПРОТИВОСУДОРОЖНЫЕ СРЕДСТВА - класс лекарственных препаратов, используемых для прекращения и/или предупреждения судорожных припадков при эпилепсии и других заболеваниях. К ним относятся (см.): Фенобарбитал, Бензонал, Гексамидин, Бензобамил, Дифенин, Триметин, Этосуксимид, Пуфемид, Карбамазепин, Клоназепам, Ацедипрол, Ламотриджин, Топиромат, Хлоракон, Метиндион, Фелбамат, Хлоралгидрат, Диакарб, Вигабатрин. Синоним: Антиконвульсанты (см.).

ПРОТИВОТРЕВОЖНЫЕ ЛЕКАРСТВА

ПРОТИВОТРЕВОЖНЫЕ ЛЕКАРСТВА (antianxiety drugs) - транквилизаторы (minor tranquilizens) и анксиолитики (аnxiolitics) - см.

ПРОТОПОПОВА ТРИАДА

ПРОТОПОПОВА ТРИАДА - в психопатологии - признаки преобладания тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, свойственные преимущественно меланхолической (тоскливой) депрессии (Протопопов, 1920): мидриаз, тахикардия и склонность к запорам.

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП (греч. protos - первый, первичный, первоначальный; typos - отпечаток, форма, образец) - 1. оригинальный, первоначальный образец, тип или форма чего-либо, с чем сравнивают или от которого производят другие или более поздние образы, объекты, структуры; 2. считающийся наиболее типичным образец класса или категории вещей.

ПРОТРОМБИНОВЫЙ ИНДЕКС

ПРОТРОМБИНОВЫЙ ИНДЕКС - показатель соответствия принятого за норму протромбинового времени и такового у обследуемого индивида (имеется в виду время свёртывания сыворотки крови в присутствии тромбопластина и солей кальция). Имеет определённое значение при лечении пациентов с нарушениями кровообращения, а также при проведении психофармакотерапии, особенно нейролептиками.

ПРОФЕССИОНАЛ:

ПРОФЕССИОНАЛ: -

1. Субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально положительно предвосхищающий ее социально ценный результат, имеющий стенически окрашенное осознание обязательности достижения социально фиксированной цели профессиональной деятельности, представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами последней,осознающий систему межличностных отношений в процессе производства, зависимостей трудозатрат, вложенную в объект, орудия,условия труда и конечный продукт профессиональной деятельности. Выделяют несколько моделей профессионала:

· нормативную,составляется на основе нормативных документов,

· экспективная, составляется с учетом мнений экспертов,

· эмпирическая - модель реально существующего в определенных условиях типичного профессионала.

2. Человек, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. П. дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. П. специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). П. конфликтолога проявляется, во-первых, в его умении предупреждать конфликты в личной жизнедеятельности, а если они все же возникли - в конструктивном их разрешении. Во-вторых, в способности его в роли третьего лица оказать помощь в профилактике реальных конфликтов, их конструктивном урегулировании. В-третьих, в знании методологии, теории, методов и методик конфликтологии, прежде всего отечественной, умении проводить эффективные исследования реальных конфликтов.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛИЧНОСТИ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛИЧНОСТИ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ - средства определения профессионализма личности, достигшей высокого уровня квалификации, сознательно изменяющей и развивающей себя в ходе своей профессиональной деятельности, вносящей индивидуальный творческий вклад в свою профессию, нашедшей индивидуальное предназначение в своей профессии, ориентированной на высокие достижения, гармонично сочетающей личные интересы и интересы общества. (В.М.Дьячков, А.К.Маркова).

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ -

специфические особенности произношения,характерные обороты,нелитературные формы речи,свойственные для группы,объединенной профессиональной деятельностью.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ -

процедура оценки деловых качеств специалиста, определение соответствия работающего человека некоторым эталонным качествам. В зависимости от разных задач аттестация может быть направлена на: определение уровня и ступени профессионализма, установление квалификационного разряда, соответствия занимаемой должности, соответствия возможному кадровому выдвижению и т.д.

Аттестация выполняет в целом следующие функции:

· диагностическую, или оценочную - изучение и оценка деятельности, поведения, личности специалистов в целях их наиболее правильного использования;

· прогностическую функцию, которая заключается в определении возможностей, способностей работника к дальнейшему росту, совершенствованию, в уточнении перспектив каждого конкретного работающего человека;

· корректирующую функцию, которая состоит в определении каких либо специальных мероприятий или конкретных направлений работы по изменению некоторых элементов деятельности и поведения специалистов;

· воспитательную функцию, то есть воздействие на личностные качества работник, в первую очередь на эмоционально-волевую сферу, направленность личности.

(Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы аттестации руководителей производственных коллективов. В кн. "Социальная психология и общественная практика" Под ред. Е.В.Шороховой, М., 1985.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ -

начальный этап профессионального самоопределения,проявляющийся в объединении индивида с другими субъектами профессиональной деятельности или профессиональной группой на основании установившейся эмоциональной связи,а так же включение в свой внутренний мир и принятие как собственных их норм,ценностей, образцов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ [лат. professio - род занятий; фр. orientation - установка] - 1) Комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности их будущей специальности. 2) Сознательный выбор человеком профессии, отвечающей его интересам и предполагаемой успешности, в результате ознакомления со спецификой избранной профессии. В отечественной практике сложились две формы П. о. Первая из них- это П. о. на узкой базе, состоящая в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащимся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии и т. д. Вторая форма - это П. о. на широкой базе, состоящая в ознакомлении молодых людей, еще не сделавших свой выбор, с миром профессий. К. М.Гуревич

* * *

(от франц. orientation - установка) - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРА - сложный целенаправленный процесс, включающий профессиональную ориентацию и отбор, обучение, дальнейшее совершенствование профессионального мастерства с учетом психологических особенностей личности, ее мотивов и интересов (тренировка), а также формирование производственных коллективов для их совместной деятельности. Предварительным этапом П. п. о. является профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку людей к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание им помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Следующим этапом П. п. о. является профессиональный отбор - допуск людей к определенному виду деятельности на основе диагностики их профессиональных способностей. Профессиональный отбор носит преимущественно статистический характер, т. е. речь может идти о большей или меньшей вероятности совпадения прогноза, сделанного при отборе, с фактическими показателями обучения и качеством работы по специальности. Проведение профотбора позволяет допустить к дальнейшему обучению лишь тех лиц, у которых имеются наилучшие предпосылки для овладения специальностью. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает системой знаний, навыков и умений. Какой именно должна быть эта система у оператора, зависит от его профиля, т. е. содержание обучения определяется последующей операторской деятельностью. Однако эффективность операторской деятельности определяется не только характеристиками отдельных операторов, но и слаженностью коллектива, умением операторов взаимодействовать между собой, психологической совместимостью в группе. Поэтому организация групповой деятельности, формирование производственных коллективов также является одной из составляющих П. п. о. Важное место в системе П. п. о. занимают также тренировки. Их проведение связано с необходимостью поддержания на заданном уровне приобретенных в процессе обучения умений и навыков. Основным средством проведения тренировок являются тренажеры.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКАОПЕРАТОРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКАОПЕРАТОРА - свойство человека-оператора, определяемое совокупностью специальных знаний, умений и навыков, обуславливающих его способность выполнять определенную деятельность с определенным качеством. П. п. ч.-о. является результатом его профессиональной подготовки и составным элементом готовности к действию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ - совокупность (структура) достаточно стойких, однако изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. При оценке П. с. следует исходить из целостного представления об индивидуальной структуре личности (К. К. Платонов).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА - нравственная обязанность неразглашения компрометирующих кого-то сведений, которые известны вследствие специфических профессиональных занятий. Это относится к юристам, врачам, священникам (тайна исповеди) и др. Ср. деонтология.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ (ЗНАЧИМЫЕ) КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ (ЗНАЧИМЫЕ) КАЧЕСТВА - отдельные динамические свойства личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. П. в. (з.) к. являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности. Определение и оценка П. в. (з.) к. имеют большое психодиагностическое значение, они оказывают существенное влияние на результаты деятельности, поэтому их обязательно следует учитывать при профессиональном отборе. По изменению уровня П. в. (з.) к. можно судить о функциональном состоянии оператора, поэтому они являются одним из его показателей. При изучении П. в. (з.) к. следует учитывать, что некоторые из них могут быть природными и относительно стабильными (напр., типологические свойства нервной системы), другие наоборот, подлежат развитию и тренировке (многие психические качества). Поэтому специально направленное формирование и совершенствование таких П. в. (з.) к. и их коррегирование (коррегирующая тренировка) могут активно проводиться при подготовке к будущей деятельности. Целесообразность проведения такой тренировки особенно возрастает в тех случаях, когда достаточно высокая мотивация к овладению профессиональной деятельностью противостоит низкому развитию П. в. (з.) к. В ряде других случаев низкий уровень П. в. (з.) к. может быть нейтрализован путем производственной компенсации. Однако часто бывают случаи, когда недостаточно выраженные П. в. (з.) к. не подлежат ни тренировке, ни компенсации. Тогда нужно вести речь о непригодности данного человека к данному виду деятельности, хотя на другой работе он может быть хорошим специалистом.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА -

совокупность психических,психофизиологических свойств человека необходимых для успешного овладения данной профессией.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: -

1. Система педагогических воздействий на человека со стороны общества, которая направлена на формирование необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств личности. 2. Процесс и результат овладения обучающимся профессией и соответствующей квалификацией, освоения научных знаний, умений и навыков, личностных способностей. 3. Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных профессиональных уровней. П.О. любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ -

процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого осуществляется профессиональное образование. П.О. осуществляется с помощью образовательных программ, разработанных и реализуемых государственными и негосударственными образовательными учреждениями. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и образовательного уровня, подготовку специалиста соответствующей квалификации. Это программы начального, среднего, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ -

процесс,характеризующий динамику необратимых изменений личности,ее основных мотивационно-потребностных,когнитивных,эмоционально-волевых,характерологических компонентов в ходе профессионализации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ -

одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального самоопределения выступают:

· устойчивая профессиональная "Я-концепция".

· готовность совершить профессионально значимую деятельность,

· факты совершения этой деятельности,

· осознание личности значимости своей деятельности.

* * *

осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией (см. Удовлетворенность трудом). В психологическом плане П. с. означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные ri: физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. П. с. начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически П. с. можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс П. с. не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ - рациональное слушание, подразумевающее большее владение умениями восприятия на слух и понимания. Подразумевает соблюдение ряда правил и навыков, выработанных на их основе, на их практическом применении. Прежде всего вряд ли целесообразно напряженно слушать, стараясь достигнуть достаточного понимания, речь, не доступную вам по причине языковой некомпетентности (например, итальянскую речь, если вы не знаете итальянского языка) или предметной некомпетентности (например, доклад о новейшем исследовании какой-то проблемы математики, если вы не математик). Слушать нужно то, в чем вы как-то компетентны; но если вы знаете, что степени вашей компетентности может не хватить для предстоящего слушания, ее нужно постараться каким-то образом повысить до этого времени, подготовить себя, например, просмотреть соответствующую литературу по теме. Ведь будет нерациональной тратой времени прийти на лекцию знаменитого ученого и мало что понять из того, что он говорит, констатировать лишь свое безнадежное отстояние.

Слушатель-профессионал (таковыми являются, например, ученые, многие политики, управленцы и др.) должен обладать умением без особого труда надолго удерживать внимание при слушании кого-либо - порядка 20-30 минут, уметь экономить его расход, сбавлять напряжение в менее существенных местах слушаемой речи, определять которые он тоже может безошибочно.

Необходимо тщательно следить за невербаликой говорящего (за интонацией голоса и всеми движениями частей тела), соотнося невербальную и вербальную информацию. Кроме того, это означает так называемое чтение с губ (с лица), которое позволяет, если мы что-то недослышали, корректировать смысл недослышанных слов по соответствующим звукам, движениям губ, выражениям лица.

Слушающий субъект должен проявлять внутреннюю речевую активность, не только стараясь понять слышимое, но и широко осмыслить его, поместив в контекст своего личного опыта, эрудиции, речевой и остальной ситуации. Слушатель-профессионал должен обладать таким важным свойством, как аналитическая широта восприятия устной речи, т. е. высокой степенью критичности, аналитичности ума, что дает правильное и объективное понимание сказанного, вместо поверхностного его усвоения.

Разумеется, критичность и аналитизм при восприятии чужой речи не должны порождать субъективных оценок, возникновение и развитие паразитических ассоциаций и другие ошибки слушания. Должен быть натренирован механизм вероятностного прогнозирования, который одинаково незаменим и при чтении, и при аудировании. Вопрос лишь в том, чтобы он был достаточно безошибочным, т. е. если «взялись» предугадывать мысли автора по началу высказывания, то хорошо, когда вы угадываете. Но опытный слушатель знает, что вовсе не всегда это следует делать: иногда вместо своего скороспелого окончания чужой мысли лучше подождать и узнать, что же все-таки хотят вам сказать.

Кроме развитой антиципации (вероятностного прогнозирования слушаемой речи), у слушателя-профессионала должно быть развито умение реципации (см.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ -

динамичный многоуровневый процесс состоящий из четырех ступеней :

1. Формирование профессиональных намерений.

2. Профессиональное обучение.

3. Профессиональная адаптация.

4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

Выделяют четыре сквозных линий проф.становления:

1. Овладение операционной основой профессиональной деятельности.

2. Мотивационно - потребностная сфера профессионального становления.

3. Профессиональное самоопределение.

4. Профессиональная индивидуализация личности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ -

совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними,выявленных в ходе профессионально психологического отбора,кандидата на воинскую службу , психологического изучения и сопровождения военнослужащего в ходе воинской службы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР В ОРГАНАХ ФПС РОССИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР В ОРГАНАХ ФПС РОССИИ -

система мероприятий, направленный на осуществление качественного комплектования штатных воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально-важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу по призыву и контракту, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСКИНЕЗИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСКИНЕЗИИ -

своеобразные функциональные двигательные нарушения, проявляющиеся в изолированных расстройствах высококоординированных движений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ -

индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. П.С. являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Выделяют общие и специальные профессиональные способности, многосторонние, полимодальные специальные способности (например, инженер-поэт, математик-скульптор) и одномодальные способности. Общим для полимодальных способностей является творческость, наличие ярких образов, способность к представливанию, чувство материала, легкость образования ассоциаций, перенос и др.

1. Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.).

2. Специальные профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. С.П.С. определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). С.П.С. возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными.

Профессиональные способности могут быть актуальными и потенциальными.

Актуальные профессиональные способности - это те, которые уже сегодня реализуются в деятельности.

Потенциальные способности проявляются при возникновении перед человеком новых проблем, требующих новых решений, а также при поддержке человека со стороны окружающих, что стимулирует актуализацию потенциальных способностей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ: -

1. Система профессиональных знаний, взглядов, проявляющаяся в осознанной потребности поступать в соответствии с имеющимися знаниями. 2. Позитивное отношения к профессиональным знаниям с точки зрения личностного смысла.Психологическими условиями перехода знаний в убеждения считаются система отношений ответственной зависимости между членами коллектива,эмоциональное переживание,осознание профессиональных знаний,закрепление их в привычных формах поведения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ -

выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями,исходящими из ценностей сформированных профессиональной деятельностью.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС -

форма проявления познавательной потребности,обеспечивающая профессиональную направленность личности на осознание целей профессиональной деятельности и тем самым способствующая ориентировке,ознакомлению с новыми фактами,более полному и глубокому отражению действительности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ - спазм мышц, на которые приходится основная нагрузка при выполнении некоторых профессиональных обязанностей («писчий спазм», «спазм парикмахера», «спазм скрипача» и т.п.). Относится к так называемым системным неврозам. Природа расстройства состоит, предположительно, в сочетании роли наследственных, конституциональных, психогенных этиологических факторов и в систематическом перенапряжении определённых мышечных групп (Ходос, 1974). В лечении профессионального невроза используются транквилизаторы, психотерапия, физиотерапия, временное прекращение профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: -

1. Вытекающее из практики профессиональной деятельности чувственно-эмпирическое познание объективной действительности. 2. Единство знаний, умений, навыков. Профессиональный опыт выступает и как процесс практического воздействия человека средствами профессиональной деятельности на внешний мир,и как результат этого воздействия в виде знаний, навыков, умений, эмоционального переживания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - отбор людей по Определенным качествам для занятий той или иной профессией.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР, ПРОФОТБОР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР, ПРОФОТБОР - комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Другими словами, П. о.- это выбор лиц, наиболее подходящих для данного вида деятельности. Потребность в профотборе вызвана ограниченностью педагогических возможностей развития ряда профессионально важных (значимых) качеств человека, а также наличием круга специальностей, которые предъявляют к человеку некомпенсируемые требования. Это относится в первую очередь к тем его качествам, которые весьма устойчивы в силу своей генетической обусловленности (природные качества). Профотбор обусловлен индивидуальными различиями между людьми. Существование различий по состоянию здоровья и физического развития, общему развитию (интеллекту), наличному уровню знаний, умений и навыков, психологической направленности (мотивации), психологическим свойствам (память, мышление, психомоторика и др.) позволяет в принципе оптимально решать задачи профессиональной ориентации и отбора. П. о. имеет большое значение не только для обеспечения качественной эксплуатации сложных технических систем, но и для сохранения здоровья и профилактики профессиональных заболеваний у работающих людей. Это относится в первую очередь к тем категориям работников, деятельность которых протекает в экстремальных условиях (повышенное нервно-эмоциональное напряжение, гиподинамия, дефицит времени, различного рода перегрузки и др.). Профотбор направлен на то, чтобы отобрать для этих условий лиц с особыми свойствами, позволяющими выполнять функциональные обязанности с высоким качеством и без опасного для здоровья перенапряжения основных систем организма. В основе принятия решения в профотборе лежит оценка профессиональной пригодности которая может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям (включая и показатели физической подготовленности); по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с учетом показателей, отражающих социальное лицо претендента (социально обусловленные черты личности); по психологическим показателям. С учетом этого профотбор включает соответственно следующие виды: медицинский, образовательный, социальный и психологический отбор. Последний представляет наибольший интерес в плане психологии труда и инженерной психологии.

ПРОФИЛАКТИКА

ПРОФИЛАКТИКА (греч. prophilaktikos - предохранительный) - основополагающее и традиционное направление в политике отечественного здравоохранения, возникшее в нашей стране после Октябрьской революции 1917 г., основанное выдающимися врачами и делающее упор на разработку, поддержку, практическую реализацию мероприятий, которые имеют целью существенное снижение заболеваемости населения, включая психиатрическую. В течение считанных лет в послереволюционной России удалось ликвидировать многие заболевания и минимизировать заболеваемость вообще при сравнительно небольших бюджетных затратах. Поразительные возможности профилактики были продемонстрированы в области превенции инфекционной патологии. Постепенно, хотя и слишком медленно это направление занимает господствующие высоты в сознании общественности и в том, что касается предупреждения психиатрической заболеваемости. Первичная профилактика нацелена на предупреждение развития каких-либо заболеваний, устранение патогенных факторов, укрепление здоровья населения. Вторичная профилактика ориентирована на раннее выявление патологии, на лечение заболеваний в начальных стадиях их развития, на предупреждение рецидивов и хронификации заболевания. Третичная профилактика имеет целью социальную реабилитацию инвалидизированных заболеванием пациентов.

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА -

Профилактика алкоголизма может быть разделена на государственно-общественную и медицинскую.

Административными и законодательными мерами государство стремится регулировать потребление алкоголя с тем, чтобы ограничить пьянство и снизить распространенность алкоголизма, которые наносят обществу и материальный, и моральный ущерб. На протяжении истории человечества неоднократно предпринимались крайние меры - полное запрещение продажи и даже употребления спиртных напитков. Необходимы рациональные административные и юридические меры, регулирующие потребление спиртных напитков. Должно строго преследоваться появление в нетрезвом виде в общественных местах, на работе, прогулы в связи с пьянством, сурово наказываться зачинщики пьяных скандалов и драк. Особенно строго должно наказываться вождение транспорта или выполнение любой работы в нетрезвом состоянии, создающее опасность для жизни и здоровья других людей. При совершении правонарушений алкогольное опьянение рассматривается судом как отягчающее обстоятельство. Официально существующий до сих пор у нас запрет на продажу всех спиртных напитков лицам в возрасте до 21 года практически трудно выполним и лишь вызывает у молодежи протест.

Медицинская профилактика главным образом основывается на санитарном просвещении - разъяснении вреда и опасности злоупотребления алкоголем для здоровья и благополучия людей.

Существуют две принципиальные установки антиалкогольного просвещения - на полную трезвенность и на «культурное», ограниченное употребление алкоголя. Полное воздержание от алкоголя достижимо лишь среди определенных контингентов (члены общества трезвости, бывшие алкоголики, опасающиеся рецидива, спортсмены и культуристы). Для широкой популяции более приемлемо ограниченное потребление алкоголя, допускающее в определенных условиях легкую степень опьянения. Медицинская информация должна дать сведения о соматических болезнях или ситуациях, где даже такое употребление должно быть полностью исключено.

Группы высокого риска развития алкоголизма могут выявляться по разным признакам - социальным (члены семьи или непосредственное окружение больных алкоголизмом, представители некоторых профессий, постоянно имеющие контакт со спиртом или алкогольными напитками), психологическим, биологическим (дети больных алкоголизмом). К группе высокого риска относятся все злоупотребляющие алкоголем (пьянство без зависимости).

Эти группы требуют специального внимания. Наиболее эффективным считается привлечение их в общества, сочетающие групповые дискуссии под руководством нарколога и психолога с организацией привлекательного для них проведения досуга.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ -

Для предупреждения гипертонической болезни очень большое значение имеет устранение всех факторов, вызывающих состояние аффективного напряжения. Урегулированные семейные отношения, правильная организация труда и отдыха, физические упражнения, пищевой режим, исключение интоксикаций - все эти факторы способствуют профилактике гипертонической болезни, а в начальных стадиях дают и хороший терапевтический эффект.

Лечение гипертонической болезни должно быть комплексным и строго индивидуальным.

Медикаментозная терапия гипертонической болезни всегда должна сочетаться с продуманной психотерапией, диетотерапией, правильно организованным режимом дня с твердым соблюдением режима труда и отдыха, лечебной физкультуры.

При неврозоподобной и психопатоподобной симптоматике особенно показаны различные седативные средства (препараты валерианы, пустырника), а также транквилизаторы, производные бензодиазепина: элениум (либриум), диазепам (седуксен, валиум), оксазепам (тазепам), мезапам (рудотель), феназепам.

В начальных стадиях болезни может быть полезной также терапия электросном. Для лечения гипертонических психозов показаны препараты фенотиазинового ряда, из которых применяется тизерцин (левомепромазин, нозинан), в некоторых случаях (при резком возбуждении, стойких бредовых идеях, выраженном аффективном напряжении) - аминазин (хлор-промазин, ларгактил). Однако при введении этих препаратов надо помнить о возможном очень быстром гипотензивном эффекте вплоть до ортостатического коллапса, поэтому вводить их надо с большой осторожностью, под контролем за артериальным давлением.

При острых сосудистых психозах, протекающих с состоянием спутанности, показаны ноотропные препараты, пираце-там (ноотропил) внутримышечно или перорально. Применяются эти препараты и при инсультах: в остром периоде парентерально, затем перорально на протяжении 1-2-х месяцев. Для лечения постинсультных состояний показан также аминалон (гаммалон) перорально.

Пирацетам (ноотропил) и аминалон (гаммалон) назначаются также при развитии психоорганического синдрома.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ МОЗГОВЫХ АРТЕРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ОБЛИТЕРИРУЮЩЕМ ТРОМБАНГИИТЕ

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ОБЛИТЕРИРУЮЩЕМ ТРОМБАНГИИТЕ -

Рекомендуются полное исключение алкогольных напитков и курения, покой, следует оберегать больного от волнений. Показана терапия комплексом витаминов группы В и С, поливитаминами, антикоагулянтами, препаратами йода, сульфатом магния, лекарственными средствами спазмолитического и сосудорасширяющего действия.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИФИЛИСА

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИФИЛИСА -

Профилактика такого заболевания как сифилис (в частности сифилис мозга) заключается в общем снижении заболеваемости сифилисом и активном его лечении.

Лечение сифилиса мозга необходимо начать по появлению первых признаков. Терапия заболевания осуществляется специфическими противосифилитическими препаратами, по комплексной методике: используются антибиотики (пени-циллины, эритромицин), препараты висмута, а также йода (бийохинол, бисмоверол, йодистый калий, йодистый натрий).

Кроме специфического лечения, необходимо общеукрепляющее лечение, особенно витаминотерапия. Специфическое лечение нужно проводить под постоянным контролем за соматическим состоянием больного с динамическим проведением анализов крови, мочи и ликвора.

Предыдущая страница Следующая страница