Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 2, "АТТ"-"АФФ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АТТ"-"АФФ")

АТТРАКЦИЯ

Аттракция (лат. attrahere - привлекать, притягивать) понятие, обозначающее возник новение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отно шения, оценка к-рого порождает разнообразную гамму чувств и проявляется в виде особой социальной установки на др. В эксперим. исследованиях изучаются мех анизмы формирования привязанностей и дружеских чу вств при восприятии др. человека, причины появления положительного эмоционального отношения, в частности, роль сходства характеристик субъекта и объекта восприятия, а также той ситуации, в к-рой они находятся: напр., влияние на формирование А. формально-динамических характеристик (близость партнеров по О., частота встреч, расстояние между ними); влияние условий взаимодействия («помогающее поведение», совместная деятельность). А. является одним из 3 факторов (наряду с властными полномочиями и авторитетом), характеризующих «значимого другого». Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994; Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003. Л. А. Карпенко

АУДИТОРИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АУДИТОРИЯ

Аудитория (лат. auditoria от audire - слушать) - 1) помещение в вузах, где проводятся занятия; 2) социокультурная общность слушателей публичного выступления (лекции, доклада, концерта, спектакля и т. п.); 3) социокультурная общность потребителей СМИ - читателей книг, газет, журналов; слушателей радио, звукозаписи; зрителей кино, ТВ, видеозаписи; пользователей Интернета и др. Слово «аудитория» пришло в рус. язык в сер. XVIII в. и сначала использовалось только в 1-м значении. С конца XVIII в. получило распространение 2-е значение, со 2-й пол. XIX в. - 3-е. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

АУДИТОРИЯ В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аудитория в массовой коммуникации - специфическая динамическая социокультурная общность, члены к-рой объединены практикой обращения к конкретному медиатексту (напр., книге, статье в газете, кинофильму, телепрограмме, радиопередаче и т. п.), либо к конкретному СМК, напр., к телеканалу, радиостанции, газете, журналу, интернет-сайту и т. п., либо к типу СМК (телевидению, радио, газетам, журналам, Интернету и др.). Теоретическое осмысление представлений об А. в м. к. началось только в XX в. Выделились 2 ключевые парадигмы рассмотрения А. в м. к.: теоретико-коммуникативная и эмпирическая. Теоретико-коммуникативная парадигма развивалась в три периода: I. Конец 1930-х - сер. 1950-х гг.; аудитория понималась как масса, т. е. большая по численности совокупность разрозненных, анонимных и пассивных реципиентов (т. е. лиц, принимающих сообщения), а массовая коммуникация определялась как однонаправленный процесс, идущий от коммуникатора, к-рый транслирует нек-рое сообщение по нек-рому каналу реципиентам для достижения планируемого эффекта (Г. Лассуэлл). II. Сер. 1950-х - сер. 1970-х гг.; происходит осмысление аудитории как совокупности микрообщностей (малых групп), члены каждой из к-рых связаны между собой информационным взаимодействием. Возникает так называемая «модель двухступенчатого потока коммуникации» (И. Кац, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и др.). Ключевую роль в ней играют «лидеры мнения» - персоны, наиболее чувствительные к информации, хорошо ориентирующиеся в массово-коммуникационных потоках и умеющие убедительно интерпретировать информацию. Сообщения от коммуникаторов воспринимаются в первую очередь лидерами мнения, а от них движутся к остальным членам малых групп в интерпретации лидеров мнения. Аудитория перестает пониматься как абсолютно пассивная масса. Появляются исследования явления обратной связи аудитории с СМК. Понятие «реципиент» постепенно начинает рассматриваться как ролевое. III. Сер. 1970-х гг. по настоящее время; складывается представление об А. в м. к. как о непрерывно меняющейся социальной общности (не тождественной самой себе в каждый момент времени), к-рую определяют также как общность динамическую и ролевую. Ее члены активны, им присущи навыки выбора. Эмпирическая парадигма рассматривает А. в м. к. преим. в рамках экономико-маркетингового и политико-пропагандистского дискурсов. В ее основе лежит представление об аудитории как о ресурсе в маркетинговых и политико-пропагандистских коммуникациях. Аудитория воспринимается лишь как объект воздействия в рекламных или PR-кампаниях, цель к-рых - влияние на поведение людей (потребительское, политическое и др.). СМИ, захватывая большие или меньшие объемы аудитории, могут предлагать их заказчикам (рекламодателям, полит. организациям и т. п.). На первый план выходит эмпирическая составляющая - непрерывные замеры аудитории, определяющие ее объем и структуру для отдельных СМК или их компонентов. Эмпирическая парадигма в исследованиях аудитории СМК стала складываться с 1920-х гг. в связи с развитием техники прикладных массовых опросов. Осн. вектор развития данной парадигмы был направлен, во-первых, на методико-технол. усовершенствование - поиск эффективных методов измерения объемов аудитории, во-вторых, на эмпирическое изучение закономерностей в поведении аудитории как специфической общности. В 1930-е гг. в США, Канаде и др. странах появляются специализированные центры, занимающиеся исследованиями аудитории СМК. Возникают и начинают широко внедряться специализированные методы опросов аудитории: в 1920-е гг. - личные интервью, почтовые и телефонные опросы, а в 19301940-х гг. - дневниковые панели и автоматизированные измерения радиоаудитории. С распространением ТВ в 1950-е гг. данные методы начинают применяться для исследований телеаудитории, а с появлением Интернета в 1990-е гг. - для исследований интернет-аудитории. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

АУДИТОРИЯ В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: КОНТАКТ

Установление и поддержание контакта с аудиторией, проявляющей интерес к удовлетворению своих духовных, информационных и коммуникативных потребностей, требует применения СМК опр. арсенала выразительных средств, а также знаковых (семиотических), семантических и коммуникативных кодов. Ограниченные возможности установления аффективного контакта со зрителем, отмеченные М. Маклюэном, телевидение, к примеру, компенсирует с помощью 1) использования художественных кодов и символов; 2) музыки; 3) эмоциональной выразительности коммуникаторов; 4) апелляции к универсальным психич. образованиям; 5) задействования эротического кода; 6) эксплуатации мифологических культурных сюжетов в кинопродукции «экшн»; 7) воспроизведения атмосферы внутрисемейных отношений (сериалы); 8) актуализации стереотипов властных форм поведения; 9) доминирования развлекательного дискурса, а также демонстрации нелепого и смешного как отсылки к фольклорным формам развлечений. Лит.: Мочалова Ю. В. Установление контакта с аудиторией в массовой коммуникации // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. Ю. В. Мочалова

АУДИТОРИЯ СМИ: ТИПОЛОГИИ

Существует множество оснований для классификации аудитории (А.) СМИ. В самом общем виде их разделяют на медиалогические, социально-демографические, психологические (включая социально-психологические), политологические, маркетологические и др. Медиалогические основания: об А. говорят в массово-коммуникационных процессах, как правило, исследуя одновременное включение людей в коммуникацию лишь с одним видом СМИ. Поэтому первое основание для классификации А. - разделение их на А. телевидения, радио, прессы, Интернета. В пределах каждого вида СМИ говорят об А. конкретного издания. В общей телевизионной А. выделяют А. отдельных телеканалов, в общей радиоаудитории - А. отдельных станций, в общей А. прессы - А. конкретных газет и журналов, в общей А. Интернета - А. отдельных сайтов. Далее можно рассматривать А. их составляющих - отдельных передач, кинофильмов, рубрик, страниц сайта. Социально-демографические основания: здесь наиболее часто при анализе А. учитывают след. основания: пол, возраст, уровень образования, уровень дохода, социальный статус, занятость, тип населенного пункта, где проживает представитель А. (крупный, средний, малый город, село и т. д.). В продвинутых, сложных исследованиях рассматривают до 20 социально-демографических параметров. Психол. основания представлены 2 категориями личностно-психологическими и социально-психологическими. В практике редакционных и маркетинговых исследований чаще всего используются такие основания, как экстра- и интровертированность, лидерские качества, склонность к инновациям, эгоистические и альтруистические черты личности, адекватность/неадекватность восприятия информации, когнитивные качества и др. Список психол. характеристик очень широк, и в принципе можно использовать любые из них в зависимости от задач исследования. В литературе по теории массовой коммуникации и теории маркетинга такие основания иногда называют психографическими. Политологические основания: они обычно оказываются в центре внимания во время исследований А. в период предвыборных кампаний. Здесь чаще всего используются такие основания, как приверженность тем или иным полит. взглядам (по шкале «правые/левые»), электоральные намерения (собираются голосовать за опр. кандидата, опр. партию), отношение к полит. лидерам и др. Маркетологические основания. Нередко для выделения (сегментации) А. СМИ используют потребительские основания приверженность той или иной товарной группе, марке, тому или иному виду товаров, бренду. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

АУДИТОРИЯ СМИ: ЦИКЛИЧНОСТЬ АУДИТОРИИ

Аудитория СМИ: цикличность аудитории - регулярное изменение параметров аудитории (А.) данного типа СМИ. Цикличность А. СМИ - одна из фундаментальных закономерностей в поведении А. как социальной общности. Она обусловлена, с одн. стор., цикличностью социальной жизни каждого человека и общества в целом, а с др. стор., циклической природой самих СМИ, одно из осн. свойств к-рых - периодичность выпуска. В социальной жизни человека и общества четко прослеживаются, по меньшей мере, три уровня цикличности - суточный, недельный и сезонный (годовой). Эти же циклы обнаруживаются и в поведении А. как целого. Цикличность А. СМИ ярче проявляется на макросоциальном, нежели на микросоциальном уровне. Отдельный человек в разные дни может по-разному структурировать свое время, однако независимо от индивидуального поведения А. данного вида СМИ, как целое, обнаруживает довольно строгую регулярность во времени от дня ко дню. На уровне конкретного СМИ данная закономерность проявляется слабее и наблюдается не всегда. К 2009 г. наиболее детально изучена цикличность А. телевидения, в неск. меньшей степени - А. радио и Интернета и сравнительно слабо - А. печатных СМИ. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

АУДИТОРИЯ СМИ: ЦИКЛИЧНОСТЬ АУДИТОРИИ ИНТЕРНЕТА (РУССКОЯЗЫЧНОГО)

Говорить о закономерностях общей аудитории всего Интернета еще не приходится - это глобальная задача, пока не решенная. Однако уже есть данные о поведении общей аудитории Рунета (русскоязычного сегмента Интернета) (О. а. Р.). Здесь также обнаружены три уровня цикличности: суточная, недельная и сезонная. Однако для их релевантной интерпретации следует учесть, что в отличие от телевидения и радио, доступ к к-рым имеет практически все население России, доступ к Интернету в 2008 г. имели около 30 % россиян с тенденцией к быстрому росту этого показателя. В осн. Интернетом в России пользуются на рабочих местах, реже - дома. Данные факты приводят к тому, что в течение суток пик О. а. Р. приходится на дневные часы: с 12:00 до 18:00. Минимум наблюдается в окрестностях 3:00 ночи. Не исключено, что, когда Интернет в России станет доступен подавляющему большинству населения, пики аудитории в течение суток могут сместиться. Недельный цикл проявляется в том, что в выходные дни среднесуточный объем О. а. Р. заметно падает. Сезонная цикличность выглядит неск. иначе, чем в случае телевизионной и радиоаудитории. Быстрый рост числа рос. пользователей Интернета на данном этапе его развития приводит не к падению объемов О. а. Р., а к замедлению или даже приостановке темпов ее роста в летний период. От лета к зиме же происходит ускоренное нарастание средненедельного объема О. а. Р. А. В. Шариков

АУДИТОРИЯ СМИ: ЦИКЛИЧНОСТЬ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Традиционно исследования аудитории (А.) печатных СМИ были сконцентрированы на частных А. отдельных изданий, и потому закономерности общей А. газет и журналов оставались вне рассмотрения. Однако в нач. 2000-х гг. в России стали проводить более широкие исследования обращения читателей к газетам и журналам. К нач. 2009 г. достоверно обнаружена цикличность обращения к печатным СМИ на 2 уровнях - суточном и недельном. Суточная цикличность проявляется в ежедневном нарастании объема общей читательской А. прессы в вечерние часы. Кроме того, есть второй, меньший по величине пик А. в поздние утренние часы. Минимум объема общей А. печатных СМИ приходится на интервал в окрестностях 3:00 ночи. Недельная цикличность проявляется в том, что среднесуточные значения объема общей А. прессы отличаются по будням и выходным - в выходные они меньше. Зафиксированы различия в поведении общей А. газет и общей А. журналов. Пик объема общей А. газет приходится на время в окрестностях 21:00, тогда как пик объема общей А. журналов приходится на интервал времени в окрестностях 22:00. Сезонная цикличность читательской А. России остается недостаточно изученной. Существует лишь эмпирически обоснованная гипотеза об уменьшении среднего объема А. печатных СМИ в летний период. Цикличность А. всех типов СМИ широко используется в практике СМИ, рекламной и PR-деятельности, а также в полит. технологиях. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

АУДИТОРИЯ СМИ: ЦИКЛИЧНОСТЬ АУДИТОРИИ РАДИО

Поведение общей аудитории радио (А. р.) в течение суток заметно отличается от поведения общей телеаудитории. Общая А. р. достигает своего суточного максимума в утренние часы, к-рый не столь сильно привязан к конкретному интервалу времени. Пик приходится на разное время по будням и выходным. В России в будние дни утренний пик А. приходится на интервал 7:00-8:00. По выходным он смещается на более позднее время. Новейшие исследования позволили обнаружить связь интервала времени, на к-рый приходится пик А., с доминированием в эфире того или иного типа радиостанций. Так, в местах, где преим. вещают обществ.-полит. радиостанции, содержание к-рых строится на устной речи, пик общей А. р. по будням приходится именно на 7: 00-8: 00 часов, а по выходным - на 8:00-10:00. Там же, где преим. вещают муз.-развлекательные станции, пик общей А. р. по будням наблюдается в интервале 10:00-11:00, по выходным - в интервале 11:00-12:00. Помимо утреннего пика, наблюдается также вечерний пик общей А. р., к-рый приходится на интервал 18:00-19:00, особенно хорошо заметный по будням. Минимум объема общей радиоаудитории приходится на интервал в окрестностях 3:00. Недельная цикличность проявляется в различии среднесуточных параметров аудитории по будням и выходным - среднесуточный объем общей радиоаудитории по выходным заметно ниже. Сезонная цикличность общей радиоаудитории выражена не столь заметно, как в случае общей телеаудитории, однако осн. тенденция та же - уменьшение общей А. р. от зимних к летним месяцам и нарастание от лета к зиме. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Шариков А. В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

АУДИТОРИЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

В отличие от социол. характеристик телеаудитории, выявляемых посредством социол. опросов, психол. портрет аудитории дает возможность ответить на вопросы «как смотрят?» и «почему (с какой целью) смотрят?», а также «с каким эффектом?». Такой портрет составляется с учетом анализа коммуникативного поведения зрителей, к-рое проявляется в 2 планах: внешнем (избирательность, частота, периодичность телесмотрения, предпочитаемое время просмотра телепрограмм) и внутреннем (наличие или отсутствие интереса, эмоциональное принятие/отторжение самой ситуации телеобщения). Коммуникативное поведение обусловливается коммуникативной установкой субъекта (как неосознаваемой готовностью к О.), к-рая проявляется в коммуникативной направленности (как сознательном стремлении к телеобщению, желании инициировать его и/или положительно реагировать на инициативу других, т. е. быть вовлеченным в ситуацию телекоммуникации; внеш. план), а также в коммуникативной позиции (индивидуально реализуемый стиль взаимодействия с партнером по О. и в коммуникативных ориентациях (неосознаваемые личностно обусловленные ожидания субъекта в отношении поведения партнера по О., определяющие выбор этого партнера). Психол. портрет телеаудитории включает в себя психол. характеристики, а именно: 1) индивидуально-типологические особенности, определяющие направленность активности личности; 2) личностные особенности и мотивационные тенденции; 3) социально-психол. установки, выражающиеся в иерархии ценностных ориентаций и структуре поведения в свободное время. Коммуникативное поведение телезрителей как субъектов опосредствованного О. сходно с их коммуникативным поведением в реальном, межличностном О., т. е. телекоммуникация может восприниматься и переживаться зрителями в кач. одного из видов межличностного О. Учет коммуникативных ориентаций телезрителей позволяет авторам телесообщений выстраивать психологически адекватную телекоммуникацию, рассчитанную на опр. тип аудитории. Лит.: Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Игры, в которые играют люди (психология человеческой судьбы). М., 1988; Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000. Т. Я. Аникеева

АУДИТОРИЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ: ЦИКЛИЧНОСТЬ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АУДИТОРИИ

В течение суток ежедневно наблюдается постепенное нарастание объема общей телеаудитории к вечернему времени, пик к-рого приходится на интервал в окрестностях 21:00. Затем объем аудитории (А.) снижается, достигая минимума в окрестностях 3:00. Недельная цикличность проявляется, прежде всего, в различии среднесуточного объема общей телеаудитории в будние и выходные дни. По выходным нарастание объема телеаудитории в течение суток наблюдается дважды: в окрестностях 11:00 и в окрестностях 21:00. Однако утренний пик заметно ниже вечернего. Сезонная цикличность проявляется в уменьшении средненедельного объема общей А. в летние месяцы и в увеличении его зимой. Сезонные изменения происходят не скачком, а постепенно: нарастание объема общей телеаудитории происходит с сентября по декабрь, а снижение - с марта по июнь. Данный факт указывает на то, что причина сезонной цикличности не определяется исключительно социальными факторами (напр., летними отпусками), а имеет сложную природу, сочетающую в себе как физич., так и социальные факторы. Иногда наблюдаются отклонения от строгой суточной и недельной цикличности. Часть из них обусловлена социокультурными факторами, напр., праздниками. Так, в России и странах бывшего СССР принято встречать Новый год дома, где обычно включен телевизор. Динамика А. в новогоднюю ночь существенно отличается от привычной динамики. В новогоднюю ночь пик А. приходится не на 21:00, а на полночь, когда происходит собственно встреча Нового года. При этом величина объема общей телеаудитории достигает своего годового максимума. Далее объем общей А. постепенно уменьшается. С середины дня 1 января поведение телеаудитории возвращается в привычное русло. Данное явление получило название «новогодней аномалии» в поведении телеаудитории. Исследования нач. 2000-х гг. привели к гипотезе о существовании цикличности общей телеаудитории, связанной с циклом солнечной активности (11-12 лет), а также внутрисуточных цикличностей с периодом от неск. минут до неск. часов. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России, 1997. № 1. А. В. Шариков

АУТЕНТИЧНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Аутентичность (А.) - способность человека в О. отказаться от разл. социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению (К. Роджерс). Аутентичное поведение в гуманистически ориентированных направлениях психотерапии предполагает цельное переживание клиентом, психотерапевтом непосредственного опыта, не искаженного психол. защитными механизмами. Мысли и действия при таком поведении согласованы с эмоциями. А. характеризует некую идеальную личность («функционирующую личность» - К. Роджерс, «целостную личность»), в противоположность невротической личности. На пути к А. осуществляется личностный рост. Наряду со способностью к безусловному принятию и эмпатии А. рассматривается как обязательная оставляющая эффективного О. клинического психолога со своим клиентом. В гештальт-терапии А. - это свобода в принятии своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни. Близкие понятия: «самоактуализация», конгруэнтность. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

АУТИЗМ

Аутизм (Bleuler, 1911) патологическое приводящее к выраженной дезадаптации изменение отношения к людям, выражающееся в уходе в себя, отгороженности от внеш. мира, потере эмоционального контакта с окружающими. При фактическом сохранении способности к обмену информацией, при данном расстройстве О. становится формальным, поскольку в нем отсутствует сопереживание, факты, расходящиеся с убеждением больного, им игнорируются, не учитываются интересы и потребности общества. При этом все усилия и имеющееся в распоряжении время тратится на беспредметное размышление или деятельность далекую от жизненных нужд. Рассматривается как один из типичных симптомов шизофрении, но может также наблюдаться при шизоидном расстройстве личности. Выделяется и аутизм детский (Kanner, 1943) - синдром нарушения развития в детском возрасте, характеризующийся выраженными затруднениями в установлении речевых и невербальных контактов с окружающими (в т. ч. с ближайшими родственниками). Лит.: Башина В. М. Аутизм в детстве. М., 1999; Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986; Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: Мотивация, общение, познание. М., 1991; Bleuler E. Руководство по психиатрии. М., 1993. Ю. Г. Тюльпин

АУТИЗМ КОЛЛЕКТИВНЫЙ

Аутизм коллективный - термин предложен Г. Мерфи для обозначения общей тенденции группы индивидов развивать и поддерживать какое-то конкретное убеждение или мнение, к-рое не соответствует объективной действительности. Такое «аутистическое» (в смысле ухода от реальности) мышление направлено на удовлетворение опр. потребностей группы. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Е. Н. Емельянов, Л. А. Карпенко

АФФИЛИАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ

Аффилиативная мотивация общения - мотив аффилиативного О. носит ярко выраженный социальный характер, т. к. достижение целей, побуждаемых этим мотивом, может быть осуществлено лишь во взаимодействии с др. людьми. Потребность в О. является общечеловеческой, она строится на фундаментальных основаниях стремления людей к сообществу и сотрудничеству. Известно деление мотива аффилиации (А.) на такие составляющие, как направленность на А. и боязнь отвержения (чувствительность к отвержению). Термины предложены А. Меграбяном, в основе их формирования лежит обобщенный жизненный опыт установления контактов и сформированные ожидания успешности или не успешности межличностного взаимодействия. Вместе с тем, ориентировка на собеседника порождает поиск в нем позитивных качеств, что способствует раскрытию личностного потенциала человека, с к-рым мы общаемся. У человека может быть также устойчивая ориентация и на поиск отрицательных черт у др. людей, замечающих больше слабости и недостатки, чем хорошие качества. Мотив А. представлен и в др. известных классификациях потребностей. Так, А. Маслоу в структуре человеческих потребностей рассматривает потребность в принятии, в эмоциональной близости, различая аффилиативную потребность (потребность в любви) 2 видов: дефицитарная (основанная преим. на удовлетворении собственных потребностей) и бытийная (удовлетворение собственных потребностей с учетом интересов и потребностей собеседника). Тесная связь между ожиданием и поведением отличает мотив А. от прочих мотивов, подобно мотиву достижения. Она оказывает также своеобразное обратное действие, приводящее к связи мотивов ожидания и привлекательности в случаях, когда партнером выступает незнакомый человек: чем сильнее ожидание успеха, тем выше положительная привлекательность. Т. о., привлекательность удачной или неудачной А. становится, в конце концов, величиной постоянной. Р. Бирн и его соавторы предложили перекрестную классификацию мотивов А., выделив 4 типа возможных мотивов. В первом случае, когда направленность на А. выше боязни отвержения, человек будет стремиться к др. людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Если ожидание успеха относительно невысоко, а ожидание неудачи велико, это мотив второго типа субъект будет избегать др. людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Индивидуальный опыт к-рого носит смешанный характер и, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфликта. А человек, у к-рого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного О. безразличие и незаинтересованность. При этом наличие высоко развитой потребности в эмоциональных, доверительных отношениях еще не говорит об однозначном достижении теплых, доверительных отношений, т. к. это процесс взаимный. Необходима не только высоко развитая потребность, но и умения, навыки, опр. личностные черты (бескорыстие, внимание), в результате чего собеседник отвечает взаимностью, т. е. необходимо аффилиативное поведение. Лит.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. И. В. Кузнецова

АФФИЛИАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

Аффилиативное взаимодействие и поведение - сумма действий, направленных на установление, поддержание и развитие межличностных отношений с целью формирования близких, доверительных отношений; отличается от аффилиативного поведения наличием выраженной потребности в аффилиации, в частности, потребности в эмоционально-доверительном О. Формирование аффилиативных отношений возможно при наличии опр. мотива, стоящего за поведением, в частности мотива аффилиации. Термин «взаимодействие» означает последовательность направленных друг на друга действий, к-рыми обмениваются партнеры. На процесс развития аффилиативных отношений могут оказывать влияние особенности самораскрытия, уровень благожелательности, альтруизма, уверенности, а также личностные особенности собеседников, история развития отношений, их культуральные ожидания, а также достигнутый уровень О. По мнению В. Н. Куницыной, аффилиативное взаимодействие достигается при включении в О. таких характеристик, как легкость, доверие, понимание и притягательность собеседника (эмоциональное притяжение). При отсутствии любой из этих характеристик контакты людей превращаются в формальные, лишенные легкости и доверия, начинают «обрастать» подозрениями, барьерами и психол. защитами. На соотношение аффилиативных характеристик О. и на «вклад» (вес) в них каждой влияют причины взаимодействия, длительность и уровень развития отношений между собеседниками. Так, напр., легкость О. зависит от темперамента, целей и обстоятельств взаимодействия, времени и места, степени открытости и коммуникативных умений партнеров. Кроме того, легкость О. во многом определяется вербальной и коммуникативной компетентностью (культурой речи, ее выразительностью, словарным запасом, экспрессией). Однако не всегда глубокое и разностороннее понимание партнера, высокий уровень проницательности является гарантией успешного О. Многие считают, что проницательный партнер - это трудный партнер О. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. И. В. Кузнецова

АФФИЛИАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аффилиативное общение - проявление через поведение заинтересованности, доброжелательности и т. п. при взаимодействии с партнером по О. В его основе может находиться как мотив аффилиации, так и мотив достижения, самоутверждения. В этом случае аффилиативное поведение выполняет инструментальную функцию. Аффилиация (А.) представляет собой психич. явление, мотив, побуждение, стремление к др. людям. В ее основе лежит внутр. потребность человека в эмоциональных и доверительных контактах, являющаяся движущей стороной О. Как правило, А. проявляется в стремлении установить близкие отношения, участвовать в совместных действиях, целью к-рых является процесс О., приносящий удовлетворение. Цель этой потребности может быть различной и даже взаимоисключающей (достижение близких отношений или/и использование собеседника в своих целях). Человек, стремящийся к А., должен добиться опр. созвучия своих переживаний и поступков с переживаниями и действиями партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию, приносящему удовлетворение и поддерживающему чувство собственной ценности. Цель такого взаимодействия можно определить как поиск принятия себя, дружеской поддержки и симпатии. Однако такая трактовка подчеркивает в отношениях лишь одну ее сторону, а именно получение, и пренебрегает другой, отдачей. Вот почему гораздо точнее определить цель мотива А. как взаимную и доверительную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. Потребность в О. с людьми можно рассматривать не просто как потребность в помощи, понимании, дружбе, а как реализацию потребности в человечности. О стремлении к А. можно судить по количеству позитивных речевых высказываний, по дружелюбному выражению лица, длительности контакта глаз, частоте кивания головой, по позе и жестикуляции, позитивной окраске голоса. Однако только по выраженному дружелюбному поведению мы не можем говорить о наличии этого мотива, т. к. в основе поведения могут лежать мотивы достижения, боязни отвержения, мотив достижения и др. Неумение правильно организовывать свое взаимодействие с окружающими людьми, низкая саморегуляция могут являться причиной нарушения межличностных отношений, особенно на начальных этапах, вплоть до разрыва. Особую роль играет взгляд. Зрительный контакт (т. е. встреча взглядов 2 людей или взгляд друг другу в глаза) выполняет множество функций, таких, как информирование и контроль близости. При любой беседе он является продуктом взаимодействия разнообразных сил приближения и избегания. Первое включает в себя потребность в обратной связи и получении аффилиативных сигналов, тогда как последнее (избегание) определяется страхом быть понятым или боязнью проявить то или иное внутреннее состояние. Длительность зрительного контакта связана с расстоянием между собеседниками. При минимальном расстоянии происходит ослабление контакта. Действуют и др. силы, напр., вежливость, мешающая свести зрительный контакт к нулю. Однако собеседники могут желать разного уровня А. Самое сложное для партнера - отклонить заявку на усиление сближения, не отвергая ее раз и навсегда. Это возможно, если принять один жест сближения, но ослабить А., передаваемую по др. каналу (напр., позволив держать себя за руку, перестать говорить на личные темы или отвести взгляд от партнера). Несимметричность в распределении ролей или далеко идущие желания превратить партнера в средство удовлетворения своих потребностей (напр., потребностей в независимости или зависимости, в превосходстве или уничижении, в силе или слабости) наносят ущерб доверительным отношениям или совсем их разрушают. Лит.: Буунк Б. П. Аффилиация, аттракция и близкие отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. И. В. Кузнецова

АФФИЛИАЦИЯ

Аффилиация (от англ. affiliation - присоединение, членст во) - социальное взаимодействие, заключающееся в присоединении к разл. социальным группам (в т. ч. с людьми незнакомыми или малознакомыми), с одн. стор., и поддержание межличностных отношений, приносящих удовлетворение, увлекающих и обогащающих обе стороны, с другой. Понятие введено Х. А. Мюрреем в 1938 г. и понималось им как взаимная доверительная связь, отношение приязни, принятия, дружеской поддержки и симпатии: «Заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться др. людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группам». Выделяются 2 стороны проявления А. - стремление к эмоционально-доверительному О. и стремление в присоединении, принадлежности к группе. В рамках первого направления изучения А. подчеркивается доверительность отношений с собеседником, изучается потребность в эмоциональных контактах, рассматриваются отношения, характеризующиеся ощущением эмоциональной близости, теплоты. В рамках второго подхода акцент внимания исследователей сосредоточен на потребности человека в социальных контактах, в принадлежности к опр. группе, при этом подчеркивается стремление искать общества других вне зависимости от чувств, к-рые испытываешь к референтной группе. Чувство принадлежности к какой-либо большой группе играет большую роль во взаимоотношениях, особенно в деловых и прочих объединениях. Ощущая духовную близость, человек предрасположен проявлять дружеские чувства к другим, верить им, быть терпимым. Вместе с ощущением, что он нравится, его любят и принимают, к нему приходят чувства безопасности, благополучия и спокойствия духа. Ради духовной близости человек подчиняется укладу группы и стремится вести себя таким образом, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к ней (через манеру одеваться, особенности языка, жаргон). Потребность в личностном, глубинном О. сохраняется в любом возрасте, однако у взрослых людей характеризуется более высокой избирательностью. Лит.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. И. В. Кузнецова

Предыдущая страница Следующая страница