Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭГО-НАБЛЮДАТЕЛЬ

En.: Ego observer

В большинстве трансов, говорил Эриксон, «всегда сохраняется некая постоянно присутствующая часть пациента, которая спокойно наблюдает и бодрствует. [...] Поэтому некоторые пациенты уверяют, что не были загипнотизированы, так как смешивают это самонаблюдение с состоянием ясного сознания в обиходном значении этого слова» (Erickson & coll., 1976).

Мы видим это в практике нового гипноза: пациент остается бдительным и наблюдает. Возникает вопрос, бывает ли иначе при других формах гипноза. Существование обширной амнезии после некоторых видов гипноза, казалось бы, свидетельствует в пользу этого. Но даже и в таких случаях тот факт, что пациента невозможно заставить сделать все что угодно, подтверждает постоянное присутствие бессознательной бдительности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

En.: Experimental resistance

Опыт с детьми позволяет нам лучше проиллюстрировать то, что мы расцениваем i «сопротивление, спровоцированное оператором».

Эриксон показывал ребенку разноцветные шарики и предлагал выбрать один, но : лял, что может предсказать, какой будет сделан выбор, и даже записывал его на клочке ( ги. Дети обожают подобные вызовы. Эриксон уточнял: «Видишь, ты можешь выбрать г красный, голубой с желтыми полосами, зеленый с белыми полосами, фиолетовый и т. д.» I бы случайно он называл все, кроме зеленого. Разумеется, именно зеленый и будет вь (Егюкэоп & coll., 1976).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (ГИПНОЗ)

En.: Experimental (hypnosis)

Экспериментирование - это залог научного подхода. К сожалению, строгая научность до последнего времени связывалась только с традиционным гипнозом. Вайтценхоффер утверждает, что психологи-экспериментаторы интересовались внушением потому, что эта переменная лучше всего поддавалась измерению (1989,1). Но гипноз в этом контексте предстает скорее как некая техника, позволяющая устранить независимого арбитра в пациенте, чем как упражнение, развивающее свободные ассоциации.

В эксперименте независимая переменная может быть легко представлена стандартизованными ритуалами, тогда как терпеливые индивидуальные индукции, учитывающие конкретные потребности пациентов и приспособленные к их реакциям, никогда не смогут быть закодированы. Промежуточные переменные, представляющие ценность для нового гипноза, - это установки, ожидания, мотивации не принимаются в расчет. Что касается зависимой переменной, то она до сих пор была представлена наблюдением за внушенным поведением пациентов.

Для нас гипноз - это личный опыт, во время которого важно только то, что переживается пациентом (Erickson & Rossi, 1981), а не выполнение им чьих-либо просьб. Клинициста скорее интересуют эффекты, полученные в результате того, что было активизировано во время упражнения. Другими словами, экспериментирование законно, но пока не ясно, каким образом оно могло бы уловить нюансы изменчивой психической деятельности при клиническом гипнозе.

ЭМОТИВНОСТЬ

En.: Emotivity

Различие между пациентом резистентным и пациентом эмотивным чисто теоретическое. Тем не менее, имея дело с трудными пациентами, иногда следует делать выбор между двумя тактиками.

В действительности пациент резистентен постольку, поскольку нам вместе с ним не удалось найти адекватной установки и нужного языка. В таком случае логично попытаться последовательно использовать различные подходы. Впрочем, это не является абсолютным правилом. Некоторые эмотивные пациенты, будучи чрезмерно мотивированы, при попытке достичь отстраненности испытывают квазиконституциональные затруднения, поскольку вое новое повергает их в состояние тревоги. В этих случаях будет правильным продолжить тот же простой подход в сочетании с утомляющим пациента многословием, позволяя ему «израсходовать адреналин». Другими словами, нужно просто запастись дополнительным временем. Разумеется, наши слова и наше отношение к происходящему должны ободрять пациента настолько, насколько он в этом нуждается (см. пример с эмотивным пациентом).

ЭРОТИЗАЦИЯ ГИПНОТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

En.: Erotic stimulation the hypnotic situation

Присущи ли отношениям, возникающим во время гипноза, любовные или эротические элементы?

1. Данная идея, получившая вульгарное распространение, не совсем лишена оснований. Этому в значительной степени послужила не всегда верная практика первых гипнотизеров. С самого начала в секретном донесении королю (Bailly, 1784) магнетизм был признан опасным для состояния нравов. Отметив особо, что именно мужчины всегда гипнотизируют женщин, автор донесения описывает гипнотическую практику того времени в следующих выражениях: «Человек, который гипнотизирует, обычно сжимает колени женщины своими; колени и все нижние части тела, таким образом, соприкасаются. Рука лежит на подреберье, иногда - ниже, над областью яичников. Таким образом, одновременно осязаются многие части тела, в близком соседстве с наиболее чувствительными из них. [...] Близость становится все более тесной, дыхание смешивается, все физические ощущения мгновенно разделяются, и взаимное влечение полов должно действовать с наибольшей силой; неудивительно, что кровь воспламеняется. [...] Тем временем кризис продолжается, в глазах мутится. [...] Веки становятся влажными, дыхание укорачивается, прерывается, грудь быстро поднимается и опускается. [...] У живых и чувствительных женщин крайней степенью, пределом самых нежных чувств часто являются конвульсии. За этим следует изнеможение, упадок сил, разновидность сна чувств, являющегося необходимым отдыхом после сильного волнения».

Другие авторы не преминули разъяснить, что «магнетическими полюсами являются в особенности груди, с которыми следует обходиться заботливо и любезно» (Polet, 1784). Этот в высшей степени остроумный автор рассказывает историю, произошедшую с неким отцом Эрвье, который спросил пациентку: «Вы ничего не начинаете чувствовать, мадемуазель?» - и услышал в ответ: «А вы, отец мой?» (цит. по: Laurence & Perry, 1988).

Позже гипнотические техники изменились, но прикосновения и соблазняющие установки продолжали играть в индукции значительную роль. Следует признать, что подобные установки способствуют гипнозу. Вспомним, что еще Фрейд был озадачен, когда одна из пациенток при пробуждении обвила его шею руками. После этого Фрейд сравнил гипноз с состоянием любви: «Соответствие налицо. Та же покорность, та же податливость, то же отсутствие критики по отношению к гипнотизеру, как по отношению к объекту любви. То же исчезновение личной инициативы: ни малейшего сомнения, гипнотизер занял место идеального «Я». [...] Просто в гипнозе отношения еще более ясны и интенсивны, так что легче объяснить любовное состояние гипнозом, чем наоборот» (Фрейд, цит. по Шертоку, 1984).

2. В новом гипнозе отношения между партнерами, насколько мне известно, более не содержат подобных характеристик.

ЭСДАЙЛЬ

Эсдайль был английским хирургом, практиковавшим в Бенгалии (около тысячи операций, из которых триста - достаточно сложных). Он использовал единственный метод обезболивания - месмеризм (Esdaile, 1850). Методика, которую применял Эсдайль, была очень поучительной; продолжительность одной попытки составляла от одного до двух часов, порой требовались многие дни «месмеризации». Эсдайль особенно настаивает на важности физического контакта: «Садитесь так, чтобы вы могли дотронуться своим лицом до его лица и в случае необходимости положить свою руку на его эпигастрий. [...] Спокойно повторяйте процедуру в течение четверти часа, не переставая осторожно дышать на голову и глаза пациента. Осуществляются продольные пассы, затем руки располагаются поверх и по сторонам желудка. Могут помочь пот и слюна [sic]. Желательно не проверять эффект, разговаривая с пациентом. [...] Впоследствии спящий как бы пробуждается от кошмара и ничего не может вспомнить».

Пациенты Эсдайля (которые плохо представляли себе, что происходит, часто даже не знали, что будут прооперированы) демонстрировали каталепсию и анестезию всего тела. Эсдайль отмечал также, что при гипнотической анестезии снижается потеря крови и вероятность послеоперационных инфекционных осложнений.

ЭСТРАДА

En.: Music-hall

Гипноз как представление - это карикатура на традиционный гипноз; гипнотизер как бы отдает приказания вдруг поглупевшему пациенту, который их исполняет (см. автомат).

Отбор лиц, пригодных для того, чтобы служить мишенью, является определяющим фактором эстрадного гипноза. Лица внушаемые или невнушаемые, но с установкой на подчинение, как бы получают возможность усыпить в себе всякую способность к критике и делегировать другому свою личную инициативу.

Всегда заметно, что начальные внушения касаются только простых, банальных идеомоторных актов. Но поскольку идея оформлена как приказание, ее идеодинамическая реализация выглядит как покорность. Такие импликации, повторяясь, становятся успешнее и убедительнее и усиливают эффективность внушения, приводя к передаче власти гипнотизеру (см. соскальзывание при внушениях.)

Поскольку очевидно, что на подобных спектаклях гипнотизируемые не обязательно являются «подставными лицами», эти феномены чрезвычайно интересуют психологов, несмотря на то, что речь здесь идет скорее о внушении, чем о гипнозе. Диссоциация психических функций и подключение бессознательных видов поведения превращают такие представления в особую разновидность гипнотического опыта.

ЭТИКА

En.: Ethics

Чтение этой работы ясно показывает, что практика гипноза ставит этические проблемы, и эти проблемы очень различаются для традиционного и для нового гипноза. Не следует забывать, что многие считают гипноз аморальным и опасным.

Анри Эй (Henri Ey, 1963, предисловие) выдвигает моральную проблему «взлома личности, порабощения пациента через его отношение к хозяину-гипнотизеру». Если подобные выражения теперь, может быть, и вызывают смех, то сама проблема вторжения является подводным камнем, который мы должны научиться обходить. Дикая практика внушения, которой не чужд ни один из видов гипноза, ставит правовые проблемы, даже если она вполне благонамеренна.

Практика гипноза в рамках клиники не дает надежных рецептов. Как отмечает Орн (Опте, 1972), терапевт, использующий гипноз, должен, как и другие врачи, действовать в союзе со здоровыми желаниями и стремлениями пациента, но для неумелого терапевта вполне очевидна опасность объединиться с деструктивными аспектами личности пациента и усилить его деструктивное поведение.

С учетом всего этого становится ясно, что гипноз должен быть достоянием квалифицированных профессионалов: медиков, психологов и некоторых представителей парамедицинской практики в жестких этических рамках той профессии, где они официально признаны. Респектабельные гипнотические общества фиксируют этические принципы в своих уставах.

Предыдущая страница Следующая страница