Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АВТОМАТ

En.: Automaton

Гипноз эстрадный и в меньшей степени гипноз традиционный иногда создают иллюзию о возможности превращения пациента в робота по приказу гипнотизера.

Согласно Льебо (1866), «усыпленный» превращается в автомат. Чтобы показать, как может выглядеть этот феномен, процитируем Бернгейма (1916): «Таковы двигательные феномены внушения. Чрезмерно подчиняемые (sic) пациенты, обнаруживающие эту столь частую особую внушаемость, напоминают настоящие автоматы, приводимые в действие волей оператора. Я говорю: «Встаньте» - и он встает; один это делает медленно, другой - после некоторого колебания или после повторного императивного внушения; возможны разные варианты. Я говорю: «Идите» - он идет. «Садитесь» - он садится. Я говорю: «Вы больше не можете двигаться» - и он останавливается, как пригвожденный к полу. Вы можете идти только назад, но не вперед» - ой пятится. «Ваша правая нога парализована» - он волочит эту ногу и хорошо владеет другой. «Ваши ноги больше не могут держать вас» - он падает, как парализованный».

Заключение Бернгейма очень интересно и снимает обвинения с гипноза, не признавая за ним подобную власть (Bernheim, 1916): «Все вышеописанные феномены: моторные, сензитивные, сенсорные, иллюзии, галлюцинации - являются производными от этой присущей людям внушаемости; мозг способен воспроизводить их во время сеанса, так же, как он воспроизводит их спонтанно; вот что я стремился выявить в каждом из этих феноменов. Так называемый гипнотический сон вовсе не обязателен для их появления».

Подобные феномены, конечно, существуют, но для их возникновения достаточно соответствующего внушения и внушаемости пациента. Гипноз, с нашей точки зрения, это нечто совсем другое.

АВТОМАТИЗМ

En.: Automatic response

Согласно Вайтценхофферу, гипноз представляет собой переход с уровня сознательно-волевой деятельности на уровни, где в большей или меньшей степени преобладают автоматизмы (1988, II, стр. 9).

По его мнению, гипнотическое внушение - это разновидность коммуникации, вызывающая появление автоматизмов. Автоматизм может быть направлен на достижение определенной цели, на решение проблемы и создавать впечатление сознательного, осмысленного действия. Гипнотизер по своему выбору может либо привести автоматизм в действие, либо дать ему проявиться спонтанно, он может также направлять его, изменять, включать в цепь других автоматизмов и в результате создавать более сложный искусственный автоматизм (Weitzenhoffer, 1988).

Поскольку только феномены, появляющиеся без участия воли, заслуживают называться гипнотическими, новый гипноз принимает эти определения.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

En.: Automatic writing

Среди классических возможностей гипноза существует и возможность писать автоматически, иногда не зная содержания написанного. Сюрреалисты, не обращала к гипнозу, увлекались этой игрой, дававшей, как им казалось, удивительные результаты.

Милтон Эриксон часто пользовался этим подходом в клинических исследованиях (Erickson & Rossi, 1979); Эрнест Хилгард также использовал автоматическое письмо в своих поисках, например, для подтверждения феномена скрытого наблюдателя.

Эта практика обычно требует много времени и тренировки, поэтому я рекомендовал бы ее просто как курьез. В рамках упражнений, предлагаемых нашим студентам, редко кто из испытуемых не достигает начальной стадии каракуль, но потом мало кто может прочитать написанное.

В клинике автоматическое письмо может послужить вступлением к знакомству с бессознательным. Эриксон любил рассказывать историю молодой женщины, неожиданно для себя написавшей: «Могу ли я выйти замуж за Гарольда?» - тогда как она была помолвлена с другим (Rosen, 1982/1986). И она вышла замуж за Гарольда

АВТОРИТАРНЫЙ (ПОДХОД)

En.: Authoritarian (approach)

Гипноз Долгое время ассоциировался с авторитарным подходом, и многие эстрадные гипнотизеры имеют обыкновение говорить приказным тоном. Среди медиков такое тоже еще встречается, но в более мягкой форме.

В новом гипнозе почти не используется прямой подход, и если это все-таки происходит, то выглядит примерно так: «Не согласитесь ли вы...?», «Я хотел бы...». Обороты типа «Я хочу, чтобы...» используются в исключительных случаях (см. пример Ноэми). Эриксон не отвергает авторитарный подход полностью, он может использоваться в определенных случаях (Erickson, 1986). Психотерапия зачастую состоит в том, чтобы дать возможность пациенту испытать нечто новое. Поэтому язык приказаний иногда может оказаться нужнее, чем язык рекомендаций (Watzlawick, 1988).

АКТИВИЗИРУЮЩЕЕ ВНУШЕНИЕ

En.: Activating suggestion

Активизирующее внушение основывается на предположениях, которые делает терапевт. Оно не является полностью открытым и не имеет точной направленности, как прямые или косвенные внушения.

Среди активизирующих внушений преобладают аллюзии, метафорические внушения и многоуровневая речь. Эффекты этих внушений частично предсказуемы, в зависимости от исходного предположения. Пациент может их принять или отвергнуть, исходя из своих собственных данных.

Как и при других видах внушения, эти предложения не являются собственно гипнотическими, но в рамках гипноза они порождают особый вид активности, возможно, только потому, что это соответствует установке пациента.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

En.: Ambivalence

Амбивалентность - это свойственная человеку установка, при которой мы хотим чего-либо и одновременно желаем противоположного. Например, мы хотим измениться и одновременно отвергаем изменение; мы хотим двигаться вперед и в то же время нам хочется сопротивляться... Искусство терапевта вообще и гипнолога в частности состоит в умении приспособиться к этому факту и научиться давать выход (поочередно или одновременно) этим противоречивым стремлениям пациента. Проблема скорее практическая, нежели теоретическая, поскольку в действительности мы имеем дело с сопротивлением и способами его преодоления.

Например, терапевт в определенный им момент позволяет сопротивлению выразиться, одновременно удовлетворяя двум устремлениям: одна рука может левитировать, в то время как другая сопротивляется (см. пример Ноэми). Использование парадокса также может быть решением проблемы (см. также Erickson & Rossi, 1981).

АМНЕЗИЯ

En.: Amnesia

Амнезия, то есть забывание того, что происходило во время гипнотического сеанса, является частью специфических феноменов гипноза, с которыми иногда приходится встречаться. Она наступает либо после соответствующего внушения, сделанного во время гипноза (см. традиционная индукция), либо (у некоторых пациентов) спонтанно (при этом трудно быть уверенным, что не было безмолвного внушения, отвечающего ожиданиям пациента). Согласно Брэйду, амнезия - это неотъемлемая часть того, что он называл гипнозом. Однако в настоящее время слово «гипноз» употребляют вне связи с массивной амнезией, которая, кстати, встречается все реже и реже.

Это забывание, коль скоро оно возникает, может быть тотальным и тревожить пациента, который не знает, что он мог совершить или что с ним могли сделать, какие внушения могли быть внедрены в его психику без его ведома (постгипнотическое внушение). Впрочем, еще Бернгейм заметил и Фрейд подтвердил это, что такое забывание, против ожидания, не является необратимым, и некоторые негипнотические, требующие терпения подходы помогают восстановить забытое.

Определенный свет на эти феномены пролили опыты Эрнеста Хилгарда (см. скрытый наблюдатель).

Амнезия как таковая не является обязательной составляющей нового гипноза. Тем не менее, если оператор в ходе сеанса посчитал полезным восстановить в памяти пациента некоторые забытые им события, в конце сеанса он может найти удобным (и оправданным) попросить пациента забыть их снова. В еврей практике мы просим пациента помнить то, что может быть ему полезно, и забыть остальное (см. шаблонные фразы).

Гипнотическую амнезию не следует смешивать с широко используемой процедурой структурированной амнезии.

АНАЛОГИЯ

En.: Analogy

Аналогия - это сравнение, призванное облегчить психологическую работу. В отличие от метафоры пациент видит здесь логическую связь.

Аналогии гипнотической ситуации часто используются перед сеансом, чтобы демистифицировать этот феномен: «Это можно сравнить с ситуацией в зале ожидания, когда вы перестаете обращать внимание на окружающее...»

Во время гипноза терапевт часто прибегает к аналогиям, например, при левитации руки он спрашивает: «Какой другой части вашего тела ваше бессознательное могло бы придать стремление двигаться?» (Robinot, 1988).

В терапевтическом плане аналогии используются часто, например, аналогию между существующей тревожащей ситуацией и другими ситуациями, заведомо безопасными или уже ставшими таковыми.

Как отмечали Эриксон и Росси, «аналогия - психотерапевтическое средство, эффективное постольку, поскольку оно обращено одновременно к сознанию и к бессознательному» (Erickson & Rossi, 1976).

АНАМНЕЗ, ANAMNESE

An.: Anamnesis

Анамнез, или предварительная беседа, в обычном медицинском понимании касается прошлых страданий и болезней. Для Милтона Эриксона это означало нечто совсем другое.

К вопросу: «Когда вы почувствовали себя плохо?» - он не забывал добавлять: «А когда вы хорошо себя чувствуете?» или «Опишите мне, что требуется для того, чтобы стало лучше...» и т. д. Он был убежден, что упоминание о позитивном опыте должно вызывать благоприятные ассоциации и на этом следует акцентировать внимание.

Эриксон также считал, что разрешение симптома может не иметь никакой связи с причиной его возникновения. «Следовательно, прошлое не интересовало его с точки зрения поиска в нем причин страданий или симптомов, как ключа к выздоровлению. Как изменить прошлое, исходя из существующей реальности - вот в чем существо вопроса; прошлое - это непосредственно то, что должно быть пересоздано с помощью расширения и усиления скрытых возможностей, проявляющихся при общении с терапевтом. Другими словами, прошлое нужно не расшифровывать, а переплавлять под нажимом будущего» (Roustang, 1990).

«Вероятные ресурсы и описание мироощущения пациента - вот что его в конечном счете интересовало» (Van Dick, 1980). Во время сбора анамнеза «терапевт знакомится с объемом жизненного опыта пациента, с его навыками, которые могут быть использованы в дальнейшем. Пациенты являются пленниками систем, не позволяющих им использовать собственные возможности в своих интересах. Этот навык у людей пока еще не на высоте» (Erickson & Rossi, 1979).

Отметим также, что сбор анамнеза для любого гипнотерапевта - это момент, который стараются использовать для того, чтобы установить контакт с пациентом.

И, наконец, в гипнозе минимум анамнеза позволит уберечься от необдуманных действий (см. предосторожности в гипнозе).

АНЕСТЕЗИЯ

En.: Anesthesia

Изменение чувствительности - один из специфических феноменов гипноза. Помимо всего прочего, гипноз позволяет добиваться полной или частичной потери чувствительности (см. обезболивание).

Эти феномены в определенной степени могут быть получены путем прямого внушения: «Я уколю вас, и вы ничего не почувствуете».

Милтон Эриксон на 3-м международном конгрессе в Париже в 1965 году представил ряд гипнотических процедур, позволяющих обучать пациента контролю над своей болью (Erickson, 1967).

По сообщению английского хирурга Эсдайля (1846), при вызываемых им посредством магнетических пассов гипнотических состояниях, длившихся около двух часов, ему удавалось добиваться у туземцев-бенгальцев спонтанной анестезии всей поверхности тела с одновременной каталепсией. (Трудно проверить, не было ли там немого внушения. Нам не удавалось воспроизвести этот феномен.)

АПОЛЛОН ДЕ БЕЛЛАК

Статуя Аполлона де Беллака, образца исключительной красоты, никогда не существовала. Зато упоминания о его существовании позволяют пациентам становиться красивее и лучше (Giraudoux, 1947).

1. В Институте психических исследований Пало Альто не без юмора называли «приемом Беллака» психотерапевтический прием, позволявший добиваться терапевтических изменений при заметной экономии средств. Вот пример, приведенный Вацлавиком и его коллегами (1974/1975): невротик, страдавший фобией, боялся заходить в крупные магазины, опасаясь обморока. Терапевту удалось уговорить его «в виде опыта» зайти в магазин и самому растянуться на полу, как только он почувствует, что обморок приближается. Пациент повиновался... но ни разу не имел случая произвести такой опыт, поскольку тщетно ожидал повторения знакомых ощущений В другом примере молодая служащая жаловалась на трудный характер своего начальника, но терапевты предположили, что она сама неосознанно провоцировала конфликты. Они убедили ее дождаться ближайшей ссоры и обратиться к патрону со словами: «Я хотела бы сказать вам... хотя это и нелегко... что когда вы так со мной разговариваете, мне неприятно» - и покинуть комнату раньше, чем он успеет ответить (Watzlawick & coll., 1974/1975). Легко догадаться, что ей так и не представился случай последовать этому совету, поскольку ее патрон «изменился» и стал вежливым и приятным в обращении.

Прием Беллака психологически очень поучителен, он помогает объяснить такое понятие, как «установка», от которой зависит психологическая перестройка или, по меньшей мере, перестройка типов психологических трансакций, что очень близко.

Мы считаем, что благотворным воздействием гипноза мы часто бываем обязаны именно изменению установки и что каждый раз, когда это возможно, работа с внутренней позицией пациента является наиболее верным подходом.

2. Может быть, Аполлон де Беллак - всего лишь интересная метафора гипнотического феномена, о сущности которого мы не перестаем себя спрашивать?

АРТЕФАКТЫ

En.: Artefacts

Феномен гипноза невозможно изучать, не обращаясь к контексту опыта. Если в действиях терапевта проявляется или подразумевается та или иная установка, то, как нам теперь кажется, и гипнотический ответ также испытывает влияние этой составляющей.

В эпоху Фрейда во время гипноза было в обычае говорить с пациентом командным или по меньшей мере отеческим тоном. Появлявшаяся психологическая регрессия не могла не быть связана с этим.

Как не вспомнить обольщающую позицию классических гипнотизеров, их падкость на реакции «обожания» со стороны пациентов, их многочисленные белее или менее безобидные прикосновения, прежде чем делать заключения о природе перенося? во время гипноза? Фрейд заинтересовался проблемой эротизации гипнотической ситуации, когда одна пациентка «упала в его объятия» после сеанса. Насколько я знаю, в новой гипнотической практике такого никогда не случается

Все, что не обязательно и нежелательно в гипнозе, заслуживает, по моему мнению, названия артефакта (Godin, 1991a),

Здесь затрагивается важная проблема: не слишком ли часто гипноз смешивают с другими психологическими феноменами, тесно с ним связанными?

АССОЦИАТИВНАЯ ПЕТЛЯ

En.: Associative loop См.: Ассоциировать.

АССОЦИИРОВАТЬ, ОБЪЕДИНЯТЬ

En.: To associate

1. Ассоциирование (говорят также сцепление) внушений, или предложений является существенным механизмом любого гипноза.

К тому, что в настоящий момент происходит или неизбежно должно произойти, присоединяют внушение, которое хотят видеть реализованным. Например: «С каждой ступенью лестницы [воображаемой], по которой вы спускаетесь, ваше состояние углубляется...», или: «В то время как ваша рука опускается, она становится все более напряженной...» и т. д. (см. установка).

Поскольку внушенные феномены провоцируют друг друга, можно говорить об ассоциативной петле. «Чем сильнее это произойдет, тем полнее это наступит, и чем полнее это наступит, тем сильнее... и так далее». Ассоциация и ассоциативная петля, создавая кумулятивный эффект, дают начало тем необычным феноменам, которые наблюдаются в гипнозе и для объяснения которых нет необходимости говорить об особых процессах.

Новый гипноз тоже использует ассоциирование феноменов, но более сдержанно: «С каждым вдохом вы сейчас расслабляетесь все больше...» Эриксон рекомендует также объединять произносимые нами фразы союзами, даже если логически это не совсем оправданно (см.: составное внушение).

2. Иногда ассоциирование нескольких вопросов в их временной последовательности позволяет использовать ассоциативные механизмы для упорядочивания психики.

В одном из примеров Эриксон намеренно объединяет два вопроса: «Была ли вам знакома эта тревога, когда вы были ребенком?» и «Какой ваш любимый вид спорта?» (Erickson, 1983/1986). Такие формулировки благодаря своей временной последовательности задают направление, в котором будет совершаться внутренняя работа.

3. См.: цепи ассоциаций.

Следующая страница