Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Р"
En.: To discharge resistance Эриксон отмечает, что в случае неудачи у пациента появляются дополнительные шансы на успех. Сопротивление исчезает, как по волшебству, как будто пациент, удовлетворившись тем, что доказал свою способность к сопротивлению, согласился играть снова. Эриксон иногда сознательно пользовался подобной стратегией предварительной неудачи (Erickson & Rossi, 1979), и пациент как бы разряжал свое сопротивление. Иногда, прежде чем просто начать внушение, он предлагал пациенту несколько видов внушения на выбор и просил отбросить некоторые из них. Другая разновидность этого способа заключается в «установке громоотвода» (Erickson & coll., 1976). Здесь происходит кристаллизация на каком-нибудь одном слове всей агрессивности пациента, накопленной им в результате директивной позиции терапевта. В примере Ноэми мы находим разработанный пример такой процедуры. Подобным же образом метод последовательного отрицания способствует индукции у некоторых трудных пациентов (Erickson & Rossi, 1981). |
En.: Rapport Гипнотический опыт, предполагающий и личную вовлеченность, и отстраненность, не может существовать без интенсивной психологической связи между партнерами. Месмер говорил о раппорте, пытаясь дать определение природе «магнетической» связи, подчеркивая, что она исключает всех прочих людей. Мы сохраняем это название, сознавая однако, что природа связи может быть очень разной в каждом отдельном случае. Мы также можем предположить, что данный опыт будет в той или иной степени обращен к опыту более древнему, или архаическому (и укоренен там). Ференци упоминал об отцовском и материнском типах раппорта (Sabourin, 1985). Фрейд и некоторые его последователи (Gill и Brenman, 1959; Kubie и Margolin, 1944) видели в нем связь, обусловленную механизмами психологической регрессии или имеющую природу либидо. Здесь вполне уместен вопрос, правомерно ли анализировать природу гипнотической связи в терминах трансфера (см. Erickson & Rossi, 1981). Новый гипноз стремится быть просто упражнением, в котором один взрослый ведет другого через опыт, и это происходит при условии доверительных отношений. В новом гипнозе принято считать, что только поведение самих гипнотизеров лежит в основе «массивных» трансферентных феноменов (Henry Ey, 1963), которые могли быть описаны (см.: артефакты). |
En.: Questioning Расспрос является превосходным средством косвенного внушения. 1. Расспрос позволяет вводить открытые внушения: «Что сейчас произойдет? Как ваше бессознательное поступит с этой проблемой? Произойдет ли это? Или вот это? Или что-то другое?» 2. Расспрос способен активизировать цепочки психологических ассоциаций: «Удовлетворены ли вы этим ощущением комфорта?» Можно предположить, что спрошенный таким образом пациент оживит свои давние воспоминания. 3. Расспрос позволяет вводить косвенные внушения (Erickson & coll., 1976): «Сколько времени потребуется вам, чтобы войти в транс? Как вы узнаете, что вошли в транс? Что вы хотели бы сейчас испытать в этом трансе, пока он продолжает углубляться?» (Erickson & Rossi, 1979). Или еще: «Как вы узнаете, в какой момент вы входите в транс, Мария?» (Erickson, 1983/1986). Умело задавая вопросы, вполне возможно произвести полную гипнотическую индукцию. Б этом случае Эриксон советует использовать соскальзывание в типе вопросов: вначале вопросы адресуются пациенту, обладающему сознанием и волей; постепенно в них начинают упоминаться виды поведения, не достижимые волевым усилием, так что пациенту, чтобы ответить на них, приходится переходить к гипнотическому типу функционирования. 4. Расспрос может использоваться для терапевтических целей (Cudicio.1988). |
En.: To ratify Ратифицировать означает дать пациенту заметить, что нечто происходит (см.: признаки). Ратификация не обязательна, но она часто положительно влияет на продолжение гипноза. Пациент как бы говорит себе: «Что-то происходит... но все хорошо... я могу двигаться дальше... Вслух пациент, конечно же, этого не произносит (см. Erickson & coll., 1976). Обычно ратификация производится в момент окончания индукции, если только его можно определить. Что же в действительности ратифицируется? Все, что появляется, то есть феномены, возникающие спонтанно. Например: «Вы заметили, что ваше дыхание стало медленнее и ровнее? Вы знаете, что мышцы вашего лица...» и т. д. Ратифицируются также непроизвольные ответы: «Видите, ваш палец подает знак «да»...» и т. д. (Erickson & Rossi, 1981). Ратификация может быть непрямой: «Если вы достигли транса, то ваше бессознательное может дать знак, приподняв одну из ваших рук...» (Erickson & coll., 1976). |
En.: Regression См.: раппорт. |
En.: Recapitulation Вызвать повторную индукцию гипноза можно, просто попросив пациента, уже имеющего такой опыт, вспомнить все происходившее как можно детальнее: «Не могли бы вы вспомнить комнату, где вы находились... кресло... голос, который вы слышали... воспоминания, пришедшие к вам, и т. д.» Индукция с помощью резюме может применяться к людям, резистентным в настоящий момент, но в прошлом имевшим удовлетворительный гипнотический опыт. Это особенно необходимо пациентам, воспринявшим от их «гипнотизера» постгипнотическое внушение не быть гипнотизируемым другим лицом. Мы внушаем находящемуся в гипнозе пациенту использовать резюме, чтобы обучить его самогипнозу. |
En.: Relaxation Понятие релаксации полезно для понимания и практики гипноза, но в данном случае нередко происходит ошибочное смешение двух феноменов. Я называю релаксацией противоположный состоянию волнения тип нейровегетативной деятельности, для обучения которому существует специальная методика (Godin, 1957). Схематически, с физиологической точки зрения, это состояние соотносимо с активизацией парасимпатической системы (Benson, 1975). В большинстве гипнотических индукций наблюдается прохождение через состояние релаксации, которому оператор способствует, чтобы облегчить наступление гипноза. В традиционном гипнозе часто прибегают к перечислению, одного за другим, сегментов тела: «Ваш лоб расслабляется, ваша спина расслабляется, ваши руки... и т. д.» (см.: восприимчивость). С другой стороны, Вайтценхоффер не водит проявлений релаксации в методах индукции с помощью левитации руки (1988,1). В начале гипнотического сеанса мы используем слова, напоминающие о снятии напряжения или о комфорте (интерконтекстуальное внушение) и таким образом способствуем релаксации. При продолжении опыта нейровегетативная деятельность пациента начинает зависеть от вызываемых образов. Если пациент вообразит, что бежит стометровку, он обнаружит признаки симпатотонии (отсюда - предосторожности при работе со слабыми пациентами). Многие врачи, не осмеливающиеся произнести слово гипноз, говорят о релаксации или используют другие выражения, напоминающие о релаксации. Некоторые смешивают в одном действии практику релаксации, предложенную, к примеру, Шульцем (Schultz, 1956/1958), и гипноз. Я же, напротив, полагаю, что следует выбирать: новый гипноз - это тонкий метод, тогда как методы релаксации имеют характеристики стандартной процедуры (см. наш пример). Тем не менее, эти подходы могут успешно использоваться в ходе одного и того же сеанса. Релаксация может также служить альтернативой гипнозу в тех редких случаях, когда пациенты не достигают необходимой степени отстраненности, которая подразумевается при гипнотическом функционировании. |
En.: Ressources 1. Практика нового гипноза постоянно свидетельствует о том, что мы располагаем внутренними ресурсами, о которых не подозреваем. Гипнотическое функционирование - один из этих природных ресурсов, который, в свою очередь, позволяет высвобождать новые ресурсы. Ресурсы состоят из забытых навыков, из потенциальных незавершенных программ или еще не использованных данных. Весь наш прошлый опыт всегда что-то дает нам; даже наши неудачи, если решиться их пересмотреть, содержат полезные составляющие. Эриксон сравнивал все эти ресурсы с «большим хранилищем», из которого мы должны научиться черпать. «Подход Эриксона нацелен на мобилизацию и использование личного репертуара возможных ответов пациента для получения терапевтически значимых ответов, ранее недостижимых для пациента» (Erickson & Rossi, 1981, предисловие). Благодаря гипнозу становится возможным фокусирование на этих ресурсах и появление полезных психологических ассоциаций. Иногда перенос таких навыков является результатом сознательного намерения, иногда же включение нужных процессов происходит автоматически и бессознательно. Наше умение в области гипноза далеко превосходит наши знания в этой же области. 2. Слово «ресурс» имеет, по-видимому, великолепный резонанс. Очень многие пациенты при его упоминании «ощущают... нечто». (С этого момента их речь становится, как правило, менее ясной, но не важнее ли тот факт, что нечто начинает происходить?) |
En.: Frame of reference Понятие референтных рамок очень важно в психологии, и в частности, в эриксоновской психотерапии. Речь идет об имеющихся у нас бессознательных воззрениях, управляющих нашим поведением. Отдельно взятые поступки трудно понять, если не соотносить их с системой отсчета (Watzlavick & coll., 1967/1972). Референтные рамки - это метаструктура, придающая смысл словам, используемым на первом уровне. (Erickson & Rossi, 1981). Это понятие близко к тому, что мы называем бессознательной установкой. Нам нелегко составить представление о референтных рамках наших пациентов и научиться уважать их. Услышанные слова сами по себе ничем нам не помогут: «Слова «Прекрасный день сегодня» для земледельца могут означать, что пришло время косить, а для жениха - нечто совсем другое... В психотерапии нас интересуют именно референтные рамки» (Erickson & Rossi, 1981). Эриксон предлагает нам учиться этому. Он посвящает воззрениям пациентов многие страницы своих все более лаконичных записей. «Таким образом, - заключает он, - вы учитесь уважать системы и референтные рамки других людей» (Erickson & Rossi, 1981). Эриксон предлагает с этой же целью расспрашивать пациентов о наиболее неожиданных событиях в их жизни (Erickson, Rossi & Rossi, 1976). Появление психологической проблемы связано с тем, что сознание пациента охватывает только первый уровень и не может постичь метаструктуру (см. изменение). Только косвенный подход [и гипноз] могут работать на этом уровне. Эти метауровни имеют некоторое отношение к правому полушарию, они проявляются в символах, в создании образов, в иррациональных формах жизненного опыта (Erickson & Rossi, 1981). Главная цель терапии - обогащать референтные рамки (Watzlavick & coll., 1967/1972), то есть расширять жизненные горизонты пациентов (Erickson, Rossi & Rossi, 1976). Изменение референтных рамок является главным элементом психотерапии в нашем ее понимании. По сути, скачок с логического уровня на уровень более высокий - это единственное изменение, дающее возможность вырваться из системы (Watzlavick & coH., 1974/1975). |
En.: Language 1. Следуя Эриксону, мы полагаем, что обычная речь может быть тонким и эффективным рабочим инструментом. В нашем подходе это дает определенные преимущества: - простая, понятная пациенту речь или, что еще лучше, речь, свойственная самому пациенту, несомненно позволяет установить с ним наилучшую психологическую связь (Watzlawick, 1978/1980); - согласно нашей гипотезе, гипноз и психотерапия являются делом самого пациента. Мы только предоставляем ему возможность совершить эту работу. Пациент может эффективно действовать, только используя присущую ему речь (Erickson, 1983/1986); - мы замечаем, что только простой язык может служить общим знаменателем для ныне существующих научных языков. Для нас это возможность широкого и в некотором роде мультидисциплинарного взгляда на проблему, что не исключает возможности продолжить исследования в рамках других школ, привносящих свои концептуальные ценности. 2. Эриксон пользуется преимущественно простонародным языком или языком детства, «чтобы добраться до глубины источников, таящихся в душах пациентов». Он подыскивает «мифопоэтические» приемы (не основанные на каких-либо концепциях), такие, как аналогия, метафора, загадки, шутки и всевозможные игры на словесном и образном уровнях. Взаимодействуя таким образом, он дает возможность преодолеть привычные референтные рамки или дополнить их (Erickson & Rossi, 1979). 3. Невербальный язык является неотъемлемой частью инструментария терапевта (Erickson, 1983/1986). |