Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛЕКСИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

К недостаткам общего характера, портящим все говорение, особенно заметно монологическое, прежде всего относится лексический барьер. Лексический барьер - это бедность словарного запаса субъекта и, следовательно, использование малого числа слов в его речи. Многие носители родного языка, в том числе многие носители очень развитого современного русского языка, имеют активный словарь (личный свой вокабуляр) в размере 400 слов, а средний его размер (для типичного, обычного носителя родного языка) признают, устанавливают подсчетами в размере 1000-1200 слов. Это то количество слов, которым такой человек реально пользуется при говорении. При аудировании, чтении он пользуется еще и пассивным словарем, который у него составляет 5-6 тысяч слов. И та и другая средние цифры представляются очень маленькими, если их относить к серьезному высокообразованному современному человеку, который, конечно, должен владеть свободным говорением на очень многие темы. Ведь слов в развитом современном языке (в частности, в русском) - несколько сот тысяч, возможно, более миллиона, в том числе, бесспорно, несколько десятков тысяч общенародных, а не узкоспециальных. Высокообразованному человеку необходимо знать все общенародные слова, хотя бы пассивно, но в определенных условиях пользоваться ими в своей собственной устной и письменной речи. Также он должен знать и основные термины многих наук и производств (а это еще несколько тысяч слов) и тоже употреблять их в соответствующих разговорах и выступлениях. Естественно, что невеликий словесный багаж, отсутствие практики свободного многоразового, постоянного включения по необходимости десятков тысяч слов в свою речь ведет к затруднениям в выражении мысли, к пресности, банальности речи, к скрадыванию содержательных деталей, к неумению развернуть освещение темы. Изживание этого недостатка происходит за счет обогащения, причем резкого обогащения состава своего индивидуального вокабуляра - посредством вдумчивого чтения многих книг, газет; посредством бесед по содержанию прочитанного, активного использования в дальнейшем массы усвоенных слов.

Систематическое чтение обязательно «выходит» на говорение - дает ему пищу (темы, материал), средства (новые слова и выражения). Накапливается запас слов и словосочетаний, откладываются в памяти и осознаются все новые стилистические средства и возможности, наращивается предметная компетенция - все больше появляется в голове того, о чем можно сказать, распределяясь в долговременной памяти по отдельным темам. Сначала это может быть при переходе от отложившегося материала чтения к преимущественно репродуктивной речи субъекта на разные темы, особенно если содержание читаемого имело существенное интеллектуальное, духовно-нравственное влияние, но затем, вследствие его дальнейшего анализа во внутренней речи, наступает этап ассимиляции этого содержания и характерных языковых и речевых средств его выражения, что поведет к продукции речи на эти темы.

Для развития всех качеств говорения важна и чужая устная речь, ее аудирование - наличие собеседников, особенно таких, которые сами умеют хорошо говорить и у которых этому можно поучиться, задающих в диалоге высокий уровень речи. Также полезно регулярно слушать высококачественную монологическую речь - великолепных ораторов, лекторов. Но не меньшее значение для развития навыков говорения, для усвоения набираемого, наращиваемого из внешних речевых источников словаря, стилистики, стилистических средств имеет внутренняя речь - постоянная привычка размышлять про себя беззвучной неартикулируемой вербальной речью (внутренняя речь в варианте внутреннего проговаривания) - как репетиция будущих внешних речей, монологических и диалогических.

В начало словаря