Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "У" (часть 4, "УПО"-"УСК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 4, "УПО"-"УСК")

УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕЗНАКОМЫХ СЛОВ

Вид пситтацизма. Это может привести к недоразумению, поставить в смешное положение. Ср. в оперетте: «Ты просто вундеркинд», «А что это такое?» «Не знаю», «А зачем же тогда говоришь?» «А слово хорошее!»

УПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ТЕОРИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ТЕОРИЯ - в социальной психологии - теория, согласно которой многие действия людей побуждаются не мотивом быть последовательным, а желанием казаться последовательным.

УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ

УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ - набор приёмов, используемых индивидом с тем, чтобы влиять на впечатление, которое он оказывает на окружающих.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ - целенаправленное Воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и Разрешению конфликтных столкновений, разногласий Отдельных лиц и социальных групп.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ - сознательная деятельность, осуществляемая по отношению к конфликту на всех этапах его возникновения, развития и завершения, имеющая целью изменение (как правило, улучшение) естественной динамики конфликта. У. к. включает два основных направления деятельности: профилактику конфликтов и их завершение. Профилактика конфликтов включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, предотвращение. Выделяют такие управляющие воздействия на конфликт, как ослабление, разрешение, урегулирование, пресечение, гашение, преодоление и устранение конфликта.

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ - процесс воздействия на развитие межэтнического конфликта.

В зависимости от видов межэтнических конфликтов (см.: Межэтнические конфликты) могут применяться и соответствующие методы управления ими.

Латентный (скрытый) межэтнический конфликт и открытый имеют различный характер проявления и, соответственно, действия его субъектов (см.: Субъекты межэтнического конфликта) отличаются своими методами и формами.

По динамике развития межэтнические конфликты классифицируются на умеренный и интенсивный. Умеренная конфронтация поддается в большей степени управлению, т. к. противоборствующие стороны не достигли наивысшего уровня как при интенсивной конфронтации, когда стороны перешли к полному отрицанию интересов друг друга.

Значительное количество межэтнических конфликтов приобретает глубоко укоренившийся характер, для которого свойственен периодический переход из латентного состояния в открытое. Межэтнические конфликты подобного вида требуют продуманного и тщательного регулирования процесса межэтнических отношений с целью своевременного предупреждения возникновения открытой формы конфронтации.

Обычно выделяют следующие основные модели У. м. к.: сотрудничество, избегание уступок, компромисса, соревнования. Каждая из перечисленных моделей У. м. к. является эффективной при использовании в определенной конкретной ситуации.

У. м. к. предполагает осмысление характера развития межэтнического конфликта, прогнозирование вариантов его развития, выбор и экспериментальную апро бацию желаемой модели завершения конфликта, определение методов и средств по удовлетворению интересов конфликтующих сторон с целью завершения межэтнического конфликта.

У. м. к. должно осуществляться как каждым из конфликтующих субъектов, часто действующих в своих интересах и планирующих уступки другой стороны, так и третьей стороной, не принимающей непосредственно участия в противоборстве, но преследующей свой интеpec.

Третьей стороной может быть посредник (см.: Посредничество в межэтническом конфликте), а также и другие государства, стремящиеся осуществлять У. м. к. в своих интересах. Многонациональные государства осуществляют управление процессом взаимоотношений между нациями посредством национальной политики.

Наряду с У. м. к. можно выделить регулирование, оптимизацию, манипулирование межэтническим конфликтом.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНФЛИКТАМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНФЛИКТАМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ - целенаправленный полисубъектный процесс позитивного изменения межличностных отношений участников конфликтного взаимодействия, состоящий в согласованной коррекции противоречий и формировании антиконфликтной направленности субъектов в ходе совместной деятельности. В качестве объекта У. п. к. о. выступает процесс конфликтной деятельности, на выявление и коррекцию дисфункциональных параметров которого направлено взаимодействие субъектов управления. Основные принципы У. п. к. о.: антиконфликтной дискретности, субъектно-объектной сбалансированности, акцепторогенной системности, межфакторной взаимообусловленности, поуровневой дифференциации. Технология У. п. к. о. содержит когнитивный, субординационный, коммуникативный, дидактический и формирующий компоненты. Она состоит из трех этапов, на каждом из которых задействованы определенные функции: 1-й этап - разработка (диагностическая, прогностическая и информационно-аналитическая функции), 2-й этап - реализация (организационно-распорядительная, локализующая, стабилизирующая и стимулирующая функции) и 3-й этап - контроль (функция педагогического контроля) (Е. Е. Тонков, 2000).

УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ ОПЕРАТОРА

УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ ОПЕРАТОРА - система воздействий, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний оператора. У. с. о. имеет целью предупреждение снижения работоспособности и сохранение здоровья человека путем нормализации его функционального состояния. Множество воздействий на человека может включать в себя коррекцию режимов труда и отдыха, воздействие внешними раздражителями, различные виды психической саморегуляции (Г. П Маныпин). Коррекция режимов труда и отдыха заключается в представлении перерывов для отдыха в зависимости от наступления неблагоприятного состояния. Время назначения перерыва должно приходиться на начальные периоды изменения состояния. Важным является также определение длительности перерыва и способа его проведения. Воздействие внешними раздражителями является в настоящее время наиболее распространенным способом нормализации состояния. К числу таких воздействий относятся функциональная музыка, аэронизация воздушной среды, электро- и светопунктура, цветозвуковая релаксация, применение специально подобранных фармакологических средств и др. Эффективным средством нормализации состояния является снятие возникающей в процесс работы нервно-психической нагрузки и утомления. Для этого используются методы индивидуальной и групповой психотерапии. Одним из способов реализации такого подхода является создание на предприятиях комнат психологической разгрузки. К числу методов психической саморегуляции, способствующих нормализации состояния, относятся нервно-мышечная релаксация, аутогенная и идеомоторная тренировка, самогипноз, специализированная гимнастика и др.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ - деятельность государственных, общественных или частных субъектов по урегулированию, разрешению, подавлению или даже инициированию конфликта в интересах общества в целом либо его отдельных субъектов. Правильно организованное У. с.- п. к. придает конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь; оптимизацию сфер общественной жизни (А. Н. Чумиков, 1995). Деятельность по оптимальному У. с.- п. к. включает: институциализацию (установление норм и правил разрешения конфликта), легитимизацию (постановку институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной готовности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила), структурирование конфликтующих групп (создание условий для проявления и организационного закрепления коллективных субъектов - носителей тех или иных интересов) и редукцию конфликта, т. е. его ослабление за счет перевода на др. уровень.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕШЕТКА

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕШЕТКА - разработанная Американскими специалистами в теории менеджмента Р.Блейком и Дж.С.Мутон теоретическая матрица типологических методов и способов управления внутригрупповыми взаимодействиями, в том числе и конфликтными, помогающая найти наиболее эффективные направления и приемы управленческого влияния на предотвращение, развертывание и урегулирование Внутригрупповых конфликтов.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ -

организаторские и коммуникативные качества личности отличающиеся высокими знаниями, навыками, умениями процесса планирования, организации и руководства коллективной деятельности, обеспечивающие подбор, расстановку, воспитание кадров, мотивацию успешной деятельности, достижения поставленной цели.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ СЧМ

УПРАВЛЯЕМОСТЬ СЧМ - свойство системы, характеризующее состояние ее физических и функциональных элементов, обеспечивающих условие оптимальной деятельности человека в процессе управления техникой. У. СЧМ формируется на основе ряда комплексных показателей, характеризующих: 1) соответствие распределения функций между человеком (группой людей) и техникой оптимальной структуре их взаимодействия при достижении поставленных целей; 2) соответствие конструкции техники и организации рабочего места оптимальной психофизиологической структуре деятельности по ее управлению; 3) соответствие содержания задаваемой техникой деятельности по управлению оптимальному уровню сложности и разнообразия действий человека; 4) соответствие задаваемой техникой напряженности деятельности минимальной напряженности, при которой достигается наивысшая эффективность управления; 5) соответствие задаваемых техникой требований к качеству деятельности по управлению оптимальным точностным, скоростным и надежностным возможностям человека; 6) соответствие задаваемой техникой ритмов трудовых процессов оптимальной временной структуре действий работающих людей.

УПРАВЛЯЕМЫЙ ИЗВНЕ

УПРАВЛЯЕМЫЙ ИЗВНЕ - в социологии - тенденция соответствовать социальным ценностями и быть очень чувствительным к ожиданиям и предпочтениям других людей. Согласно Рейзману, культура современного урбанистического общества способствует такой управляемости извне. Синоним в психологии: Экстраверт.

УПРАВЛЯЕМЫЙ ИЗНУТРИ

УПРАВЛЯЕМЫЙ ИЗНУТРИ - в социологии - тененция реагировать согласно интериоризованному набору целей и ценностей. Синоним в психологии: Интровертированный.

УПРАВЛЯЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТОРА

УПРАВЛЯЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТОРА - действия, посредством которых оператор реализует принятое решение, т. е. вводит необходимую для управления информацию в машину. Для этой цели используются «выходные» каналы человека: двигательный (моторный) или речевой. Подавляющее число управляющих действий оператор осуществляет посредством движений. Речевое управление машиной используется -гораздо реже (см. Речевой ввод информации). , Любое, даже самое простое управляющее движение складывается из ряда элементарных движений, объединенных механизмом центральной регуляции в единую структуру. Эти элементарные движения, по мнению А. В. Запорожца, можно разделить, исходя из выполняемых ими функций, на три группы: 1) рабочие (или исполнительские) движения, посредством которых осуществляется требуемое воздействие на орган управления; 2) гностические (ориентировочно-исследовательские) движения, направленные на познание объекта и условий действия, к которым относятся осязательные (ощупывающие), измерительные, пробующие, контролирующие движения; 3) приспособительные движения, обеспечивающие установку рабочей позы, руки, способствующие точности и устойчивости движения, позволяющие осуществлять его с меньшими энергетическими затратами и более целесообразно включать в общую систему деятельности. В процессе формирования навыков удельный вес движений различных групп в общем двигательном акте изменяется. В самом начале выработки двигательных навыков обычно преобладают гностические и приспособительные движения, затем они все более органично связываются с рабочими движениями, и их уже становится трудно выделить. При этом движение делается более плавным и стабильным. Однако все три группы движений, независимо от уровня навыка, в той или иной мере всегда присутствуют в двигательном акте. Поэтому при разработке формы органа управления необходимо обеспечивать его соответствие не только рабочим, но и двум другим вспомогательным группам движений. Ограничение возможностей выполнения гностических и приспособительных движений может препятствовать успешному выполнению двигательного акта.

УПРАЖНЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, п рамках которой осуществляются вес компоненты процесса учения (научения) - уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, - либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествую!У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его - в зависимости от достигнутой меры автоматизации - в умение или навык. У. может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе У. А. И.Подольский

* * *

повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения (научения): уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, либо одной из процедур (наряду с объяснением и заучиванием), которые предшествуют собственно У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает уяснение и закрепление, а также обобщение и автоматизацию, что приводит в конечном итоге к полному овладению действием и превращению его - в зависимости от достигнутой степени автоматизации - в умение или навык. У. может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе У.

УПРАШИВАТЬ

Ср. умолять.

УПРОЩЕННОСТЬ

УПРОЩЕННОСТЬ - несоответственная поверхностная оценка чего-либо, возникшая из неполного понимания и упрощения. Этого следует остерегаться, входя в чье-то сложное положение и представляя его со своей точки зрения, давая свои советы. Также вникая в смысл художественных произведений. Ср., одна из учительниц литературы на вопрос «В чем смысл романа ?. Достоевского „Братья Карамазовы"» ответила «Распад дворянской семьи»; на вопрос, какое основное содержание комедии А. Грибоедова «Горе от ума», ученик ответил: «Рассказывается о том, как Чацкий приехал в дом Фамусова, хотел посватать его дочь, но увидел, что она не любит его, и уехал».

УПРЯМСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПУСТИТЬ

УПУСТИТЬ - забыть что-то сказать в речи. От забывчивости, от неумения заранее составить план речи, продумать, что сказать.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ -

свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие У.н.п введенное И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующих в сочетании с другими (с силой, и подвижностью нервной системы) тип высшей нервной деятельности.

* * *

свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Первоначально У. н. п. (И. П. Павлов) рассматривалась как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующая совместно с ее силой и подвижностью тип высшей нервной деятельности. Позднее (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын) У. н. п. стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из ее первичных свойств (сила, подвижность, динамичность, стабильность). Наряду с новой интерпретацией У. н. п. был предложен и новый термин - «баланс нервных процессов».

УРАНИЗМ

УРАНИЗМ (по имени Урана, в древнегреческой мифологии бога неба, супруга Геи (Земли), отца рожденной без матери Афродиты, по приказу Геи оскопленного и свергнутого собственным сыном Кроносом) - термин, предложенный для обозначения однополой любви у мужчин ганноверским чиновником К. Г. Ульрихсом (K. H. Ulrichs, 1825-1895), который был первым исследователем гомосексуальности в Германии. Под псевдонимом Numa Numantius он опубликовал многочисленные «Антропологические очерки о мужской половой любви» под причудливыми названиями («Vindex», «Inclusa», Leipzig, 1864; «Vindicta», «Formatix», «Ara Spei», Leipzig, 1865; «Gladius Furens», Kassel, 1868; «Memnon», Schleiz, 1868; «Incubus», Leipzig, 1869; «Argonauticus», Leipzig, 1869; «Araxes», Schleiz, 1870; «Uranus», Leipzig, 1870; «Kritische Pfeile», Stuttgard, 1879), в которых выступал за свободу гомосексуализма и доказывал врожденный характер гомосексуальности (автор сам проявлял гомосексуальные наклонности; известен также «урнингской» поэзией, опубликованной под названием «Auf Bienchen FlUgeln» - «На крылышках пчелы», Leipzig, 1875). Мужчин, подверженных уранизму, называли урнингами (затем, по аналогии, женщин-лесбиянок - урниндами). После введения термина «гомосексуальность» (М. Бенкерт, 1869), термин «уранизм» постепенно вышел из употребления.

I. Bloch. Das Sexualleben unserer Zeit in seinen Beziehungen zur modernen Kultur. Berlin, 1908, 559-560.

УРАНОФОБИЯ

УРАНОФОБИЯ (урано греч. phobos страх) - 1. навязчивый страх смотреть в небо; 2. любой страх смотреть на небо, вызванный болезннными причинами. Например, под впечатлением страха сообщений астроноов о столкновении Земли с кометой или астероидом.

* * *

Навязчивый страх смотреть на небо.

УРАЦИЛ

УРАЦИЛ - нуклеотид, входящий в состав рибонуклеиновой кислоты (РНК).

УРБАХА-ВИТТЕ СИНДРОМ

УРБАХА-ВИТТЕ СИНДРОМ (Urbach, Wiethe, 1924) - редкая генетическая патология с аутосомно-рецессивным типом наследования. Симптомокомплекс расстройства характеризуют следующие основные признаки: 1. поражение кожи и слизистых оболочек; 2. наличие в них желтоватых протеино-липоидных отложений; 3. папилломатоз; 4. поражениее гортани и голосовых связок («охрипший голос»); 5. двусторонний внутричерепной кальциноз («крылья ангелочка»); 6. позднее выпадение молочных зубов; 7. нарушения белкового и углеводного обмена. Наблюдаются также эпилептические припадки (большие, психомоторные), значительное снижение памяти, явления психического инфантилизма при относительно интактном интеллекте. Специфического лечения, эффективных методов профилактики заболевания ныне не существует, носительство анормального рецессивного гена фенотипически себя никак не обнаруживает.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА - процесс завершения конфликта, в разрешении противоречия которого принимает участие третья сторона, один из способов управления конфликтом.

* * *

частичное разрешение конфликта, прекращение острой борьбы сторон. При этом могут сохраняться внутренние причины, побуждающие к конфликту.

УРЕЗОНИВАТЬ

Ср. упрашивать, уговаривать. Пытаться уговорить разумно, взывая к разуму, к логике прежде всего. Положительное поведение, если не слишком затягивается.

УРЕМИЯ

Клинический синдром, развивающийся при расстройстве азотовыделительной функции почек.

УРЕТРА

УРЕТРА - канал, через который моча выходит из мочевого пузыря.

УРЕТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

УРЕТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (греч. urethra - мочеиспускательный канал) - термин средней лигиГ.А.Мюррея, обозначает мочеиспускание, энурез и уретральный эротизм. Автор термина предполагает, что данный комплекс может быть связан с комплексом Икара.

УРЕТРАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УРЕТРИТ

УРЕТРИТ - воспаление мочеиспускательного канала. Симптомами У. являются боль и жжение при мочеиспускании, а также гнойные выделения. При У. рекомендуется обильное питье, из рациона исключаются пряности, острые блюда, алкоголь.

УРНИНГ

УРНИНГ (англ. urning) - педераст.

УРОВЕНЬ

УРОВЕНЬ - 1. положение или ранг в некотором континууме. Например, уровень интеллекта; 2. однородная концентрация вещества в теле, в крови. Например, сорержание в крови глюкозы; 3. количество, измеряемое относительно определённой единицы измерения, например, уровень децибелов; 4. измерение эффективности выполнения чего-либо, например, скорость чтения, уровень достижений.

УРОВЕНЬ АНАЛИЗА КОНФЛИКТА

УРОВЕНЬ АНАЛИЗА КОНФЛИКТА - ориентир для анализа конфликтных явлений. Возможно выделение пяти У. а. к. 1. Социально-философский У. а. к., самая общая методологическая основа, определяющая направленность исследований конфликта на все др. У. а. к. 2. Социологический У. а. к., где изучается детерминация конфликтов с помощью объективных социально-экономических закономерностей и влияние социальных ценностей, установок больших общностей (масс, рас, этнических групп, социально-профессиональных групп) на индивидуальное и групповое поведение оппонентов в конфликте. 3. Социально-психологический У. а. к., исследование социально-психологических механизмов осознания противоречий в процессе совместной деятельности, конфликтного взаимодействия, технологии разрешения конфликтов. 4. Индивидуально-психологический У. а. к., исследование влияния индивидуально-психологических особенностей личности на возникновение и развитие конфликта, а также обратное влияние опыта конфликтных отношений на формирование личностных особенностей и свойств. 5. Биопсихологический У. а. к., выявление влияния на конфликтность личности и социальных групп бессознательного и подсознательного уровней психики, а также биологического начала в поведении человека.

УРОВЕНЬ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ - вероятность ошибочно отвергнуть основную проверяемую гипотезу, когда она верна. В теории статистической проверки гипотез У. з. называется вероятностью ошибки первого рода. Понятие У. з. возникло в связи с задачей проверки согласованности теории с опытными данными. При выборе У. з. следует учитывать ущерб, неизбежно возникающий при использовании любого критерия значимости. Если У. з. чрезмерно велик, то основной ущерб будет происходить от ошибочного отклонения правильной гипотезы; если же У. з. мал, то ущерб будет, как правило, возникать от ошибочного принятия гипотезы, когда она ложна. Практически при обычных статистических расчетах в качестве У. з. выбирают вероятности в пределах от 0,01 до 0,1. Значения У. з. меньше 0,01 используются, напр., при статистических выявлениях токсичных медицинских препаратов, а также в др. случаях, когда первостепенное значение приобретает гарантия от ошибочного отклонения проверяемой гипотезы.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ - уровень желаемых достижений человека. Имеет определённую связь с самооценкой. При низкой самооценке предпочитается низкий уровего достижений, при высокой - высокой низкий уровень, но здесь отсутствует линейная завзисимость. Исследователь с невысокой самооценкой может посягнуть на решении очень сложных задач, индивид с высокой оценкой довольсьтвуется тем, как есди станет футболистом средней лиги..

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ -

установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности.

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ (trait anxiety) - основной уровень тревооги, которая привносит индивиду в его восприятия и оценку различных событий его жизни. Встречаются тревожные и в то же время мужественные в реальной ситуации люди и лица без признаков высокой тревожности и малодушные и боязливые в конкретных жизненных обстоятельствах..

УРОВНИ ПСИХОТЕРАПИИ И ЗАДАЧИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ У ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

УРОВНИ ПСИХОТЕРАПИИ И ЗАДАЧИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ У ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ -

1-й уровень - эмоциональная стимуляция, оживление психомоторики, активация общения, налаживание коммуникаций, установление эмоциональных связей между больными.

2-й уровень - выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения, повышение социальной уверенности.

3-й уровень - достижение правильных представлений о своей болезни, нарушениях поведения.

4-й уровень - раскрытие содержательной стороны внутренних психологических конфликтов.

Задачи 1-го уровня решаются психомоторными группами. Обсуждение с целью получения эффекта «общности переживаний».

Задачи 2-го уровня - организация группы встреч. Эмоциональные связи, понимание друг друга, эмоциональный опыт.

Задачи 3-го уровня - группы психодинамические: диалоги, игры, дискуссии по тем или иным проблемам.

Задачи 4-го уровня - вербальные дискуссии и конфронтации.

По мере приближения к более высоким уровням круг показаний будет сужаться и зависеть от функционального состояния больного. В этой связи организация успешно работающего психотерапевтического коллектива (имеется в виду врачей психологов, социологов) является важнейшим условием для подготовки больного к амбулаторному этапу, его более успешной адаптации к среде и сокращению сроков госпитализации.

Время врача-одиночки прошло. Один из принципов реабилитации - разносторонность усилий, создание реабилитационных бригад. Специалисты реабилитационной программы должны работать согласованно, чтобы все проводимые мероприятия были взаимосвязаны. Это взаимный обмен информацией, разработка тактики, дополнительные шаги по отношению к тому или иному больному, работа с сотрудниками отделений, с семьями больных. Психиатр - центральное звено, психотерапевты - руководящее звено процесса, психолог, социолог-котерапевт имеют такой же силы голос и право, как и врач. В работе со средним и младшим звеном следует развивать Роджеровский подход к больному, иначе все усилия терапевтической лечебной среды пойдут насмарку:

1) уважение к личности;

2) понимание, эмпатия;

3) терпимость (толерантность).

УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА - линии конфликтного взаимодействия, отличающиеся уровнем социальных субъектов. Выделяют межличностный, межгрупповой и межгосударственный У. с. к.

УРОВСКАЯ БОЛЕЗНЬ

УРОВСКАЯ БОЛЕЗНЬ (от названия р. Уров, басс. Амура, где в середине XIX в. обнаружена у многих местных жителей) - то же, что Кашина - Бека синдром.

УРОДСТВА И ДЕФЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ЧЕРЕПА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УРОДСТВО

УРОДСТВО - тяжелый врожденный порок развития, обезображивающий внешний облик и часто несовместимый с жизнью. Причины У. - наследственность, неблагоприятные факторы, воздействующие на зародыш в первые 6-12 недель беременности: алкоголизм родителей, курение, венерические заболевания, употребление некоторых лекарств, а также воздействие радиоактивных веществ.

УРОЛАГНИЯ

УРОЛАГНИЯ (уро греч. lagneia - похоть, сладострастие) - сексуальная девиация, характеризуется эротическим возбуждением от запаха, вкуса мочи сексуального партнёра или наблюдения за человеком, который совершает акт уринации. Синоним: Урофилия.

УРОЛОГИЯ

УРОЛОГИЯ - область медицины, изучающая болезни органов мочевой системы, занимающаяся их профилактикой, диагностикой и лечением.

УРОФОБИЯ

УРОФОБИЯ (уро греч. phobos - страх) - 1. навязчивый страх позыва на мочеиспускание в самых неподходящих для этого обстоятельствах; 2. любой страх непроизвольного мочеиспускания в неподходящем для этого месте, вызванный болезнными причинами. .Например, у пациента с циститом или аденомой предстательной железы.

* * *

Навязчивый страх позыва на мочеиспускание в неподходящий момент.

УСВОЕНИЕ

УСВОЕНИЕ - включение во внутриличностную область новых знаний, умений, жизненного опыта их ьдругих, внешниъ источноков..

* * *

- основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У. подлежат все содержательные компоненты человеческого поведения - и побудительно-мотивационные, и операциональные. У. значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является У. нравственных норм поведения. У. предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле этого слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия (в виде образца, орудий, плана выполнения и т. п.)- Эти условия могут задаваться и неявным образом (например, включаться в поведение других людей). Эффективность У. - его качество, прочность и скорость - зависит от полноты ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирования действия. Реализация этих моментов наряду с У. нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов У. - новых действий, понятий и форм поведения - во многом зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта У. видов деятельности. А.И.Подольский

* * *

основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способов действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У. подлежат все содержательные компоненты человеческого поведения - и побудительно-мотивационные (см. Мотивация) и операциональные (см. Операция). У. значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. У. предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета, что требует первоначальной объективизации условий осуществления этого действия (в виде образа, орудий, плана выполнения и т. п.). Эти условия могут задаваться и неявным образом (напр., включая в поведение других людей). Эффективность У., его качество, прочность и скорость зависят от полноты ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирования действия. Реализация этих моментов наряду с У. нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов У. новых действий, понятий и форм поведения зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта У. видов деятельности.

УСКОРЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

УСКОРЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ (loose associacions) - ускоренный темп мышления с быстрым переключением с одного целевого представления на другое, с одной темы разговора на другую без того, чтобы суметь её завершить и в нужном месте поставить логическую точку. Синонимы: Тахифрения, Скачка идей.

УСКОРЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

УСКОРЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ - в психоанализе - обозначение ускорения процессов мышления и движений, особенно час то имеющих место при маниакальном расстройстве настроения.

УСКОРЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

УСКОРЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ - увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Крайним проявлением данного расстройства является скачка идей.

Предыдущая страница Следующая страница