Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Ч" (часть 3, "ЧРЕ"-"ЧХА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 3, "ЧРЕ"-"ЧХА")

ЧРЕВОУГОДИЕ

ЧРЕВОУГОДИЕ - склонность к обжорству для получения через это удовольствия. В художественной литературе есть несколько известных образов чревоугодников: монах брат Горанфло (А. Дюма, Графиня де Монсоро), Гаргантюа и Пантагрюэль (одноименное произведение Ф. Рабле), Петр Петрович Петух (Н. Гоголь, Мертвые души, том 2).

ЧРЕЗМЕРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ

ЧРЕЗМЕРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ - перцептивное/когнитивное нарушение, характеризуется неспособностью различать главное и второстепенное. См. Обстоятельность мышления.

ЧРЕЗМЕРНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ

ЧРЕЗМЕРНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ - перцептивное/когнитивное нарушение, характеризуется тенденцией жёстко исключать альтернативные реакции или выборы. См. Ригидность мышления.

ЧРЕЗМЕРНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

ЧРЕЗМЕРНОЕ ОБОБЩЕНИЕ - расширение моделей употребления слова таким образом, что оно распространяется за пределы того, что оно обозначает. В норме такое явление часто наблюдается у маленьких детей. Расстройство указывает на проблемы с операцией обобщения, как и на неспособность находить обобщающий термин для определённой группы объектов.

ЧРЕЗМЕРНОЙ ТРЕВОГИ РАССТРОЙСТВО

ЧРЕЗМЕРНОЙ ТРЕВОГИ РАССТРОЙСТВО - тревожное расстройство у детей, при котором они обнаруживают чрезмерное беспокойство в обычных, повседневных ситуациях, особенно в ситуациях разлуки с близкими людьми и угрорах появления теких ситуаций (дома, в детском саду, в учёбе в школе, в поездках куда-нибудь, при рождении младшего сына или младшей сестры, в спорте, общении и т.п.). Такие дети обычно предъявляют жалобы психосоматического характера, будучи неспособными ещё к рефлексии и осознаванию собственных эмоций, но тем не менее, по их поведению видно, что они испытвают крайнее беспокойство и волнение.

ЧТЕНИЕ

ЧТЕНИЕ (общеславянск. от «чисти», «чьту» - почитать, читать) - 1. вообще - процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Этот процесс представляется весьма сложным и во многом не слишком понятным, что иллюстрируют следующие два примера: а) во-первых, процесс чтения зависит от формата письма, то есть системы письменности. Например, чтобы читать по-английски, необходимо декодировать фонетические связи, существующие между знаками письма и звуками речи, то есть перевести письменную речь в устную (спеллингование - от англ. spell - читать или произносить слова по буквам). В русском языке это делать ещй труднее. В логографической (иероглифической) системе письменности такой трудности не существует, там каждый письменный знак соответствует определённому понятию; б) во-вторых, чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический, то есть понимание прочитанного. Например, один человек свободно владеет языком, но не умеет на нём читать, а другой может читать, но не понимает значения многих слов, и оба эти случая представляют разные умения, необходимые для чтения одному человеку; 2. более широко - процесс извлечения информации также из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ и жестов, азбуки Морзе и др.

ЧТЕНИЕ ИНДИКАТОРА

ЧТЕНИЕ ИНДИКАТОРА - считывание показания индикатора, отображение этого показания в сознании оператора и отнесение его к отображаемому индикатором свойству объекта. Процесс Ч. и. характеризуется временем безошибочного чтения, погрешностью (разностью между истинным значением параметра и результатом, полученным оператором) , точностью (величиной, обратной погрешности чтения), надежностью (вероятностью невыхода ошибки чтения за допустимые пределы). На результаты чтения оказывают влияние технические характеристики индикатора, определяющие его читабельность, индивидуальные характеристики оператора, условия работы (освещенность, расстояние до индикаторов, их расположение на панели и т. п.).

ЧТЕНИЯ ДИАПАЗОН

ЧТЕНИЯ ДИАПАЗОН - приблизительно - объём письменного текста, который может быть воспринят за одну паузу фиксации (см.). Обычно воспринимается от 7 до 10 знаков одновременно. На самом деле это число может быть и другим, как меньшим, так и большим, поскольку на него влияет размер шрифта, расстояние до текста, способность воспринимать буквы за пределами фовеа и др. В психопатологии известны, например, слуховые галлюцинации, которые, возникая у пациентов во время чтения, сообщают информацию текста, расположенного в другой, удалённой его части, изображение которой попадает в периферийные зоны сетчатки.

ЧТЕНИЯ РАССТРОЙСТВО РАЗВИТИЯ

ЧТЕНИЯ РАССТРОЙСТВО РАЗВИТИЯ - вариант расстройства развития академических навыков, характеризующийся ослаблением способности научиться читать. Обычно (не всегда) термин используется в отношении детей, которые значительно отстают (на 2 или более ступени) от норм их возраста и образовательного уровня, но при этом не обнаруживают признаков умственной отсталости, иной определённой психиатрической и неврологической патологии.

ЧУВАШИ

ЧУВАШИ - представители коренной национальности республики Чувашия.

Чуваши отличаются большой сплоченностью внутри своей этнической общности и в то же время стремлением строить взаимоприемлемые отношения с представителями других народов, заимствовать у них элементы культуры, миропонимания и образа жизни.

Они ровны в своем поведении, слабоконфликтны, исполнительны, старательны в выполнении служебных и общественных обязанностей. Для них характерны высокая работоспособность, настойчивость в достижении поставленных целей. Интересы коллектива и своей группы принадлежности чуваши обычно ставят выше личных.

ЧУВАШОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

ЧУВАШОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА - доктор политических наук. В 2007 г. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова защитила докторскую диссертацию по теме: Структура и динамика социально-политических конфликтов в современном российском обществе». Специальность: 23.00.02 - политические науки.

ЧУВСТВА

ЧУВСТВА - высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций: так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту.

* * *

переживание человеком своего отношения к явлению окружающей действительности, к другим людям и их поступкам, к самому себе и своим действиям. Могут быть устойчивыми, кратковременными - эмоциями.

ЧУВСТВА ГНОСТИЧЕСКИЕ

ЧУВСТВА ГНОСТИЧЕСКИЕ - термин А.А.Меграбяна (1959), обозначает высшие эмоции, связанные с познавательными процессами (любознательность, пытливость, чувство радости от удачной мысли, решения задачи и т.п.).

ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ

ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ - чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. включают единство рационального и эмоционального и формируются под влиянием социального окружения, путем усвоения личностью общественно принятых норм и правил. Ч. н. регулируют отношения между людьми на основе оценки, осознания нравственных ценностей. Они обладают широким диапазоном форм выражения и участвуют во всех нравственных реакциях и проявлениях личности. Как и др. чувствам, им присуще ориентировать личность на моральные ценности и активизировать ее в поступках и действиях. Ч. н. ориентируют человека на интуитивный выбор нравственных ценностей, норм, правил, мотивацию поступков и поведения. Культура Ч. н. предполагает самообладание, доброжелательность, участие, доверие, взаимное расположение, словом, комплекс тех нравственно-психологических качеств, которые необходимы человеку для обеспечения и регуляции его отношений с др. людьми. Ч. н. личности реализуют себя через культуру нравственного поведения.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.

ЧУВСТВЕННОСТЬ

ЧУВСТВЕННОСТЬ - чрезмерная склонность к получению сексуального удовольствия.

Чувственность женщин можно скорее повысить не через удальство и ловкость, а более непосредственно воздействуя на душу - делать комплименты, воздействуя этим на нарциссизм, притрагиваясь, воздействуя этим на мазохизм (X. Дейч, Психология женщины).

Ср. французский фильм «И Бог создал женщину» Ср. похоть.

ЧУВСТВЕННЫЙ

ЧУВСТВЕННЫЙ - 1. имеющий отношение к органам чувств. Например, чувственный бред или бред восприятия; 2. имеющий отношение к получению удовольствия от ощущений, особенно «плотских», эротических. Ощущения, заметим, могут быть и неприятными, например, боль; 3. эмоциональный тон ощущения, образа восприятия.

ЧУВСТВЕННЫЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ

ЧУВСТВЕННЫЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ - в психоанализе - тенденция считать, что термин «чувственный» относится к любому удовольствию сексуального характера, а «чувствительный» - к удовольствию от сублимированной деятельности, которая качественно отличается от несублимированной.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОЕ К ДАВЛЕНИЮ НА ПЯТНО

ЧУВСТВИТЕЛЬНОЕ К ДАВЛЕНИЮ НА ПЯТНО - любое маленькое пятно на коже с низким порогом чувствительности в отношении давления в сравнении с соседними участками кожи. Имеется тесная связь между такими пятнами и отдельными кожными волосками, при этом большинство пятен располагается с «наветренной» стороны волосков.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВИБРАЦИОННАЯ

Син.: Сейсмостения. Способность ощущать вибрацию.

ЧУВСТВО

ЧУВСТВО - точные модели использования этого термина выявить достаточно трудно, так как он используется в самых разных контекстах - 1. любое переживание или явление психического (ощущение, наглядный образ, представление, феномен сознания и др.). В данном случае явно имеется в виду факт осознавания нейропсихологических актов, которые только после этого предстают как психологические феномены; 2. эмоциональное состояние, устойчивое эмоциональное отношение к какому-либо человеку, объекту, явлению (любовь, благодарность, глубокая неприязнь, чувство долга, чувство ответственности и др.). Чувство в таком его понимании предполагает определённые действия со стороны испытывающего их человека; 3. категория высших эмоций, связанных с познанием, нравственностью, религиозностью, эстетическим восприятием; 4. в теории Вундта - одно из трёх измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы; 5. вера во что-то, не подтверждающаяся опытом, реальным свидетельством существования чего-либо; 6. интуицияшестое чувство»); 6. в теории Р.Б.Кэттела - приобретённая структура, черта, которая сосредоточивает на себе и опосредует внимание и реакции на классы объектов тем или иным характерным образом; 7. в психоанализе - «организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о некоем субъекте» (McDougall, 1908). Автор этого определения полагает, что у человека существует только три чувства: это любовь, ненависть и эгоизм.

* * *

Форма эмоциональных отношений и переживаний, носящих предметный характер и имеющих относительную устойчивость. Чувство связано с представлением об определенных людях, предметах и явлениях. Оно может не совпадать с сиюминутной эмоциональной реакцией на них, так как имеет более устойчивый, стабильный характер.

* * *

особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

ЧУВСТВО БЕСПРЕДМЕТНОЕ

ЧУВСТВО БЕСПРЕДМЕТНОЕ - состояние физиологического возбуждения, которое индивид определяет как беспокойство, волнение или некий аффект, однако не может связать его с какой-то определённой конкретной причиной и определить его модальность.

* * *

(в психиатрии). Общее название аффективных состояний, возникающих беспричинно, без связи с ситуацией и не имеющих определенного содержания.

ЧУВСТВО БЕССИЛИЯ (СОЗНАНИЕ СВОЕГО БЕССИЛИЯ)

ЧУВСТВО БЕССИЛИЯ (СОЗНАНИЕ СВОЕГО БЕССИЛИЯ) - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения. Возможное проявление - скрежет зубов, сжимание рук в кулаки.

Никакими силами невозможно было изгладить то, что произошло между Севериной и стариком… Он жестоко страдал от бессилия сделать так, чтобы этого не было (Э. Золя, Человек-зверь).

И вместе с чувством бессилия в ней поднималась ярость против этой щуплой барыньки, которая что-то смущенно лепетала (там же).

Ср. отчаяние.

ЧУВСТВО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

ЧУВСТВО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО - субъективное ощущение того, что сознательное Я базируется на неком источнике психической энергии, динамизирующей субстанции собственного Я, в сознании последняя представлена чувством собственной активности, ощущением того, что побуждения к деятельности находятся в неразрывной связи с сознанием собственного Я.

ЧУВСТВО ВИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУВСТВО ДВУХМЕРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ

Син.: Дермолексия. Поверяется путем выяснения способности больного определять характер элементарных геометрических фигур (круг, крест, треугольник и т.п.), цифр или букв, которые обследующий вычерчивает тупым предметом (спичка, карандаш и т.п.) на коже пациента.

ЧУВСТВО ДИСКРИМИНАЦИИ

ЧУВСТВО ДИСКРИМИНАЦИИ - способность больного воспринимать несколько (обычно два) одновременно наносимых раздражения тела. Проверять его можно с помощью циркуля Вебера, состоящего из двух заканчивающихся иглами браншей, которые можно раздвигать или сближать по градуированной линейке. В норме способность к дискриминации различна на разных участках тела и варьирует в пределах от 1 мм (на языке) до 6-7 см (на коже спины, плеча или бедра).

ЧУВСТВО ЛОКАЛИЗАЦИИ

Проверяется путем выявления способности больного к определению локализации наносимых ему тактильных раздражений, больному предлагается указать место прикосновения к его телу. В норме ошибка при этом не должна превышать 1 см. Расстройство чувства локализации называется топанестезией.

ЧУВСТВО ЛОКТЯ

ЧУВСТВО ЛОКТЯ (от практики шествия военных в парадном строю, когда люди соприкасаются друг с другом локтями) - чувство товарищества и готовность к взаимной поддержке. Ср. групповая солидарность.

ЧУВСТВО МАССЫ

Син.: Барестезия. Способность больного дифференцировать массу различных предметов. При проверке его целесообразно пользоваться идентичными по размеру и форме предметами, имеющими разный вес. В норме заметным оказывается изменение веса на 1/40. Для определения чувства массы могут быть применены гирьки разного веса с равными площадями опоры и объемом или барестезиометр.

ЧУВСТВО МЫШЕЧНО-СУСТАВНОЕ

Син.: Кинестезия. Чувство позы. Чувство положения. Ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, обусловленное импульсами, поступающими в центральную нервную систему от периферических проприорецепторов.

ЧУВСТВО НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

ЧУВСТВО НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ - см. Неопределенность.

Все отступились от меня, страшная неизвестность меня давит (А. Дружинин, Полинька Сакс).

Ср. тревога, ожидание.

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУВСТВО ОБРЕЧЕННОСТИ

ЧУВСТВО ОБРЕЧЕННОСТИ - состояние человека, когда он понимает, что скоро должен умереть или что ему суждена неполноценная жизнь.

Эта беспросветность. Этот тупой, но нестерпимый гнет. Ужас и отчаяние, постоянно, неотвязно владеющие всеми - смельчаками и трусами, склонными к браваде и впавшими в полное безразличие… - всеми, кто вынужден еще думать и ждать (Т. Драйзер, Американская трагедия).

Ср. «Жалобу Манон» из оперы Ж. Массне «Манон», арию Каварадосси из оперы Дж. Пуччини «Тоска».

ЧУВСТВО ОВЛАДЕНИЯ

ЧУВСТВО ОВЛАДЕНИЯ - психопатологический феномен, при котором проявления своей активности (желания, побуждения) воспринимаются как вызванные внешними по отношению к собственной психике силами, как некое принуждение действовать помимо своей воли. Является признаком синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

ЧУВСТВО ОТКРЫТОСТИ

ЧУВСТВО ОТКРЫТОСТИ - психопатологический феномен, при котором пациент ощущает, что не только он сам осознаёт проявления своей психики, но о них так же хорошо и столь же непосредственно становится известным и окружающим людям, каким-либо персонифицированным высшим существам. Нередко бывает так, что чувство открытости распространяется на неосознаваемые проявления психического. Например, идеи преследования в начале их появления пациенты усматривают в действиях и высказываниях окружающих и лишь позднее осознают такие идеи как принадлежащие им самим. Является признаком синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

ЧУВСТВО ПОЗЫ

См. Чувство мышечно-суставное.

ЧУВСТВО ПОЛОЖЕНИЯ

См. Чувство мышечно-суставное.

ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ

ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ - мучительное ощущение бесчувствия, переживание безвозвратной утраты возможности чувствовать, переживать.

* * *

- нарушение способности осознавать собственные эмоции и чувства. Синоним: Болезненное бесчувствие.

ЧУВСТВО ПРЕВОСХОДСТВА

ЧУВСТВО ПРЕВОСХОДСТВА - см. Комплекс превосходства.

Ср.:

Говорит, тебя, мужика сиволапого, чистоте и порядку учу (Ф. Достоевский, Село Степанчиково и его обитатели).

ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО

ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО - способность к переживанию и состояние переживания удовольствия, восхищения, восторга от красоты (природы, произведений искусства, внешнего вида человека).

Такая способность изображена в отношении персонажей в рассказе И. Тургенева «Певцы» и в маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Лицо, подобно вам, любящее пышность и обладающее склонностью к прекрасному, должно регулярно устраивать у себя концерты по средам или четвергам (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

Ср. вкус 1.

ЧУВСТВО ПРОСТРАНСТВЕННОЕ

Разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять местоположение источника раздражения в пространстве.

ЧУВСТВО СДЕЛАННОСТИ

ЧУВСТВО СДЕЛАННОСТИ - психопатологический феномен, при котором собственные психические акты (ощущения, эмоции, представления, мысли, побуждения) осознаются как вызванные некими внешними силами, как протекающие бесконтрольно и с ощущением насильственности их появления. При этом хотя бы отчасти может быть сохранено понимание того, что соответствующие проявления психического принадлежат собственному Я, отчуждение касается лишь динамических его аспектов. Например, пациент чувствует, как его мысли, а не чьи-то чужие, возникают под влиянием извне. Нередко такое чувство трансформируется в бред психического и/или физического воздействия. Является признаком синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА - уважение к себе, видение в себе положительных качеств и в связи с этим нежелание индивида быть униженным, совершать что-л. постыдное. Возможное проявление - поднятая (неопущенная) голова. Может сочетаться с возмущением. Изображение чувства собственного достоинства - в образе Дубровского-старшего в повести А. Пушкина «Дубровский», в образе Чалыкушу в романе «Птичка певчая» Р.Н. Гюнтекина. Ср. японские девушки высшего сословия носили у груди кинжал, которым они или оборонялись при попытке их изнасиловать, или убивали себя при таких обстоятельствах. В последнем случае девушка быстро перевязывала себе нижние конечности поясом, чтобы труп нашли в скромной позе, с прилично сложенными ногами. Этим образом девушки пеклись о целомудрии, но не считалось его нарушением обнажать себя, чтобы при этом кто-л. видел их наготу (см. И. Нитобе, Бушидо, Душа Японии). Ср. поэму В. Шекспира «Обесчещенная Лукреция». См. картину Ф. Гойи «Жена Мигуэля Бермудеса». Ср. гордость, смирение, тщеславие.

ЧУВСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ

ЧУВСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ - ощущение индивидом своего неравенства с людьми определенной социальной группы, части общества.

…Он [князь] с первого разу дал почувствовать всю необъятную разницу между им и его гаерами, назначенными для его удовольствия (А. Герцен, Сорока-воровка).

Ср. демократичность кого-л., сегрегация, социальная дистанция.

ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ - см. Справедливость.

«Вот прислушайтесь-ка к их [матросов] словам и скажите, что еще могло бы так их взволновать… Вера? Любовь? Высокие идеалы? Добро? Красота? Истина?» «В них оскорблено врожденное чувство справедливости» (Дж. Лондон, Морской волк).

Ср. обида.

ЧУВСТВО СТЫДА

ЧУВСТВО СТЫДА - аффективное проявление, сопровождающееся замешательством, смущением, беспокойством и являющееся защитой от непристойных желаний, аморальных побуждений, асоциальных форм поведения.

Чувство стыда рассматривалось З. Фрейдом в связи обсуждением типических сновидений, в частности сновидений о наготе. В работе «Толкование сновидений» (1900) он отмечал, что сновидец может видеть себя разгуливающим среди других людей, будучи голым или плохо одетым, без всякого сопутствующего чувства стыда. Однако типичными являются такие сновидения, когда субъект ощущает стыд и смущение, но не может изменить неприятной ситуации. «Речь идет главным образом о неприятном ощущении стыда, о том, что субъект хочет скрыть свою наготу, но не может». Причем типичным является то, что люди, которых стыдится спящий, всегда чужие, и они или не замечают наго-875 ты, неопрятности, или делают безразличные физиономии, или носят торжественные маски. Такое противоречие между чувством стыда у спящего и безразличием окружающих людей часто проявляется в сновидении. По мнению З. Фрейда, морализирующая тенденция подобных сновидений обнаруживает смутное сознание того, что в скрытом содержании сновидения речь идет о недозволенных желаниях, подвергшихся вытеснению.

Анализ невротиков показывает, что в основе таких сновидений лежит воспоминание раннего детства. Ребенок не стыдится своей наготы, и даже у детей старшего возраста можно наблюдать, что раздевание не вызывает у них чувства стыда. По мнению З. Фрейда, дети часто обнаруживают эксгибиционистские наклонности. «Это детство, лишенное чувства стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь самый рай не что иное, как массовая фантазия о детстве человека. Поэтому-то в раю люди и ходят обнаженными и не стыдятся друг друга до того момента, когда в них пробуждается страх быть изгнанными из рая, - начинается половая жизнь и обычная работа».

В современной психоаналитической литературе нет единой точки зрения на понимание чувства стыда. Одни психоаналитики рассматривают чувство стыда через призму страха человека, возникающего у него в результате реального или возможного осуждения со стороны окружающих его людей за скрытые эксгибиционистские желания или непристойные бессознательные фантазии. Другие - соотносят его с механизмом защиты Я. Третьи - трактуют стыд как аффективную реакцию на внутренние запреты Сверх-Я или расхождения с его идеалами.

ЧУВСТВО ТРЕХМЕРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ

Син.: Стереогноз. Для его определения в руку закрывшего глаза пациента с сохранным восприятием элементарных ощущений вкладывается тот или иной знакомый ему предмет (монета, канцелярская скрепка, ключ, английская булавка и т.п.), при этом ему предлагается ощупать предмет и назвать его. Расстройство стереогноза - астереогноз, или нарушение трехмерно-пространственного чувства.

ЧУВСТВО ЮМОРА

ЧУВСТВО ЮМОРА - способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Ч. ю. неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, напр. замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-л. человеке, кажущуюся значительность кого-л. и не соответствующее ей поведение и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Ч. ю. предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления (пошлость, цинизм и т. д.). Отсутствие или недостаточная выраженность Ч. ю. свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности. Ч. ю., с одной стороны, способствует профилактике конфликтов, поскольку человек, им обладающий, видит комическую сторону возникающих противоречий и может позволить себе не относиться к ним всерьез. С др. стороны, Ч. ю. м. б. конфликтогенным, если оно выражается в основном в подшучивании над окружающими. Ч. ю. безопаснее, если оно направлено, прежде всего, на себя и свое восприятие действительности. Заметно снижает конфликтогенность Ч. ю. его уместность, т. е. соответствие особенностям конкретной ситуации социального взаимодействия.

ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП

ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП - один из гипотетических типов личности К.Г.Юнга.

ЧУЖДОСТЬ

ЧУЖДОСТЬ - духовная удаленность индивида от кого-л., чего-л.

Мы не стали друг другу чужды, Григорий Михайлыч, мы можем еще понять друг друга (И. Тургенев, Дым).

Как далека та ночь!

И как далек мне ты!

(Романс)

Ср. отчуждение.

ЧУКЧИ

ЧУКЧИ - представители одного из тунгусских народов, населяющего территорию Чукотского полуострова и побережье Охотского моря.

Они отличаются патриархально-родовым укладом жизни, добросовестным отношением к труду, настойчивостью и аккуратностью в выполнении своих обязанностей, организованностью и сплоченностью в трудовых коллективах, доброжелательностью в отношениях с представителями других национальностей.

ЧУМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУМИКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ЧУМИКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - доктор политических наук, профессор. Более 15 лет занимается политологическими аспектами современной конфликтологии. В 1995 г. в Академии труда и социальных отношений защитил докторскую диссертацию по теме: Конфликт в системе социально-политических процессов переходного периода» Специальность: 23.00.02 - политические институты и процессы. Автор многих публикаций по проблеме конфликта. Рассматривает социальный конфликт как постоянно присутствующий и не поддающийся устранению динамический тип социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей. Управление конфликтом подразумевает урегулирование, разрешение, подавление или даже инициирование некоторого конфликта в интересах общества в целом либо его отдельных субъектов. Правильно организованное управление придает конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию политических, социальных, экономических и нравственных потерь; оптимизацию тех или иных сфер общественной жизни. Выявил и описал противоречивые тенденции трансформации общества из тоталитарного состояния в демократическое. Сглаживание таких противоречий и гармонизация социально-политических отношений возможны за счет создания механизма адекватной передачи «конфликтного сигнала» «снизу вверх», который, в свою очередь, тесно связан с системами баланса властей и представительства интересов всех социальных групп населения в институтах государственной власти. Обосновал, что результативность управления социально-политическим конфликтом зависит от правильно сконструированной макротехнологии. Конфликт оптимизируется тем более успешно, чем в большей степени приоритет отдается не частным поступкам отдельных индивидов или процедурам, а созданию условий, при которых достижение желаемой цели становится предопределенным совокупностью многих факторов.

ЧУПРИКОВА

Наталия Ивановна (р. 1928) - российский психолог, психофизиолог, д-р психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1951). С 1953 г. работает в психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 г. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время - ведущий научный сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования, выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей. В 1957 г. она защищает канд. дис. Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека, а в 1969 г. - докт.: Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словесных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга (Познавательная активность в системе процессов памяти, М, 1989, ред. и соавт.). Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровне-вой нервной организации - от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека. Сформулирована идея о сознании как высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности мозга (Психика и сознание как функция мозга, М, 1985). В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор монографий: Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека, М., 1967; Умственное развитие и обучение, М., 1995; Психология умственного развития: принцип дифференциации, М., 1997. В.А. Кольцова

ЧУРИНГА

ЧУРИНГА (автрал.) - священная эмблема тотема в виде плоского камня или дощечки у аборигенов Австралии.

ЧУТКИЙ

ЧУТКИЙ (общеславянск. «чути» - слышать, ощущать) - 1. термин У.Джемса, обозначает класс людей, которых отличают идеализм, оптимизм, интеллектуализм, рациональное мышление, религиозность и вера в существование доброй воли. У.Джемс противопоставляет таких индивидов практичным людям, которых он характеризует как материалистов, реалистов, пессимистов и скептиков, фаталистов или ни во что не верующих людей. Исследования с помощью факторного анализа не подтверждают предположений У.Джемса; 2. внимательный, предупредительный, деликатный, заботливый и тонко чувствуюший.

ЧУТКОСТИ ТРЕНИНГ

ЧУТКОСТИ ТРЕНИНГ - название ряда квазитерапевтических групповых процедур, первоначально разработанных К.Левиным и Р. Липпиттом в 1940-х гг. для изучения динамики групп и ролей её членов. Позднее эти методы слились со многими другими в рамках движения за человеческий потенциал и там окончательно «затерялись в причудах и фантазиях». Синоним: Т-группы.

Ш

ЧУТКОСТЬ

ЧУТКОСТЬ - восприимчивость, отзывчивость, внимательность к чувствам других, деликатность.

Он часто покидал комнату жены, когда Вертер сидел у нее…потому, что чувствовал, как тягостно тому его присутствие (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Со мной она была бы счастливее, чем с ним!… В нем нет чуткости… Как бы это объяснить! Он не способен всем сердцем откликнуться, ну, скажем, на то место любимой книги, где наши с Лоттой сердца бьются согласно… (там же)

Соня обняла Наташу и поцеловала ее. Наташа вопросительно взглянула на нее. - Что ты? Что такое случилось?… Очень дурное для меня?.. Что такое? - спрашивала чуткая Наташа (Л. Толстой, Война и мир).

Я человек нервный, чуткий; когда меня любят, то я чувствую это даже на расстоянии (А. Чехов, Ариадна).

* * *

- тонкость чувств, в том числе проявляемая в речи и в речевом общении. Близко к понятию тактичность.

ЧУХРИЕНКО СИМПТОМ

ЧУХРИЕНКО СИМПТОМ (по имени отечественного хирурга Д. П. Чухриенко) - признак острого панкреатита: боль, возникающая при толчкообразных движениях брюшной стенки снизу вверх и спереди назад ребром ладони хирурга, поставленной поперек живота больного ниже пупка.

ЧУЧМАРЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧХАРТШПВИЛИ

Шалва Ноевич (1910-1979) - грузинский психолог, д-р психологических наук (1956), профессор (1957). Закончил педагогический фак-т Кутаисского педагогического ин-та. В 1955-1957 гг. был проректором и заведующим кафедрой педагогической психологии Кутаисского педагогического ин-та. С1958 по 1979 г. руководил отделом педагогической психологии Института психологии им. Д.Н.Узнадзе АН Грузии. Засл. деятель науки, лауреат Государственной премии им. Я. Гогебашвили. Исследовал вопросы педагогической психологии, психологии поведения и мотивации и психологии установки. Ч. - автор оригинальной концепции воли, суть которой заключается в постулировании двух энергетических источников деятельности человека, соответствующих импульсивному и волевому поведению. В качестве мотива волевого поведения выступают объективные ценности, приобретающие побудительную силу в процессе воспитания. Ч. изучил процесс формирования воли через систематическое осуществление так называемого двойного поведения . Им разработана оригинальная методика альбома для измерения силы выдержки у детей. Обоснована динамическая модель установки, согласно которой установка имеет текучую, изменяющуюся в соответствии со спецификой ситуации структуру, обеспечивающую целесообразность поведения. Ч. применил ряд новых методик при экспериментальном исследовании эффектов установки. Автор трудов: Проблема мотива волевого поведения, 1958; Некоторые опорные проблемы психологии установки, 1971; Социальная психология воспитания, 1974. И. В. Имедадзе

Предыдущая страница Следующая страница