Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "С" (часть 29, "СНО"-"СОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 29, "СНО"-"СОЛ")

СНОВИДЕНИЯ РАБОТА

СНОВИДЕНИЯ РАБОТА - термин З.Фрейда, обозначает процесс превращения скрытого содержания сновидения в явное, манифестное.

СНОВИДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ

СНОВИДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ - в психоанализе - рассматривается содержание сновидения двух типов: а) явное, то есть известное самому сновидцу; б) скрытое, то есть отражающее глубинные, вытесненные аспекты внутренней динамики, которое становится известным в результате интерпретации его аналитиком.

СНОВИДЕНИЯ ЭРОТИЧЕСКИЕ

СНОВИДЕНИЯ ЭРОТИЧЕСКИЕ - возникающие во сне сцены эротической направленности, часто сопровождающиеся ночными поллюциями и оргазмом. Регулярная половая разрядка наяву ведет к полному исчезновению С. э. С возрастом частота С. э. может увеличиться, что связано со снижением числа половых актов в реальной жизни.

СНОВИДНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОЗНАНИЯ

СНОВИДНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОЗНАНИЯ - см. Онейроид, Ониризм.

СНОПОДОБНЫЕ СОСТОЯНИЯ

СНОПОДОБНЫЕ СОСТОЯНИЯ - термин J. H. Jackson (1870), обозначает эпилептические пароксизмы, в которых пациенты переживают, в основном, разнообразные ощущения дереализации и деперсонализации, включая явления метаморфопсии, развитие насильственных представлений и восприятий, иногда - и зрительные обманы восприятия. Сноподобные состояния описаны в качестве ауры вторично-генерализованных припадков, а также психических припадков височной эпилепсии.

СНОТВОРНЫЕ СРЕДСТВА

СНОТВОРНЫЕ СРЕДСТВА - группа лекарственных средств, которые вызывают сон в результате общего (неизбирательного) подавления активности ЦНС. Некоторые из таких средств классифицируются также как седативные (гипноседативные) средства, в малых дозах они оказывают успокаивающее, а в больших дозах - снотворное действие. В настоящее время к снотворным средствам относят барбитураты и некоторые транквилизатры, лказывающие седатвное действие (радедорм, феназепам, реладорм, рогипнол и др.).

СОБЛЮДАТЬ ДЕКОРУМ

Соблюдать внешнее, показное приличие, не проявляя слишком явно своих отрицательных эмоций по отношению к собеседнику, к его действиям и высказываниям. Так, например, несмотря на возмущение скандальным посетителем, его вежливо стараются убедить, улыбаются ему и т. п. Заслуживает положительной оценки.

- И Саша уже с ненавистью смотрел на свою молодую жену и шептал ей: «Это они к тебе приехали… черт бы их побрал!» «Нет, к тебе! - отвечала она, бледная, тоже с ненавистью и со злобой. - Это не мои, а твои родственники!» И обернувшись к гостям, она сказала с приветливой улыбкой: «Милости просим!» (А. Чехов, Дачники).

СОБЛЮДАТЬ НЕВОЗМУТИМОСТЬ

Одно из правил речевого общения культурных людей предписывает им не реагировать бурно на различные неадекватные действия других лиц. Ср. в французском кинофильме «Американец в Париже» экстравагантная старуха неожиданно спрашивает у респектабельной английской леди: «Скажите, вы собираете порнографические открытки?» и та ей отвечает спокойно-невозмутимым тоном и с таким же выражением лица: «Нет, не собираю».

СОБСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРОЕКТ

СОБСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРОЕКТ - экспериментальный проект, особенно при использовании психофармакотерапии в психиатрии, когда неоднократно меняющиеся терапевтические процедуры в отношении каждого пациента оцениваются с точки зрения эффективности лечения.

СОБЫТИЕ

СОБЫТИЕ (со-бытие) - 1. явление, фрагмент действительности, имеющее начало, окончание и определённую внутреннюю динамику. Термин в таком его понимании повсеместно встречается в психологии со множеством оттенков значения; 2. любой поступок или результат деятельности индивида, оказывающие значительное, иногда определяющее влияние на его будущую судьбу (окончание учебного заведения, вступление в брак, преступление, издание книги и т.п.); 3. в философии - термин, который, по Хайдеггеру, центрирует «на себе новаторскую метафизическую процедуру разъяснения «скрытого отношения Бытия и Времени», а также ряд важных проблемных полей (вопросы смысла, значения, сущности, бытия, времени и др. философии постмодернизма».

СОВЕСТИТЬ

СОВЕСТИТЬ - взывать к совести кого-либо до совершения им предполагаемого неблаговидного поступка или после его совершения. Сомнительное речевое поведение в отношении многих людей, от которого лучше воздержаться ввиду его банальности и неэффективности, например в отношении пьяниц, взяточников, эгоистов. Что того и совестить, у кого нет совести? (Словарь Даля). Ср. стыдить.

СОВЕСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТЫ, СОВЕТОВАТЬСЯ

Соотносите предмет, по которому вы хотите получить совет, и личность советчика: со специалистом, знатоком советуйтесь по делу, в котором он компетентен, по бытовым вопросам - с бывалым человеком. Спрашивай не старого, а бывалого (Словарь Даля). Не советуйтесь с заинтересованным в этом же деле, а также с болтуном. По конфиденциальным вопросам можно советоваться лишь с очень порядочным и знающим человеком. Дающий советы должен тщательно взвешивать их, учитывая личность адресата: то, что хорошо выполнил бы советчик, может плохо выполнить его собеседник, не имея соответствующего опыта и по другим причинам. В очень сложных, рискованных ситуациях лучше воздержаться от советов, не брать на себя ответственность за возможные негативные последствия.

СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ В ГРУППЕ

СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ В ГРУППЕ - способность людей работать вместе и успешно решать задачи, требующие от них хорошего взаимопонимания и согласованности действий.

СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ

СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ - взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и др. значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик. Критерием C. м. является непосредственная удовлетворенность партнеров результатом и, главное, - процессом взаимодействия, когда каждый из них оказывается на высоте требований др. и не требуется специальных усилий на установление взаимопонимания. С. м., как правило, сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения, уверенности в благоприятном исходе будущих контактов. С. м. позволяет бесконфликтно преодолевать возникающие противоречия в отношениях. Особую роль С. м. играет в сложных условиях совместной жизнедеятельности (космическом полете, экспедиции, альпинистском походе и т. д.), т. е. когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства, количества участников, необходимых для ее реализации.

* * *

оптимальное соотношение личностных особенностей, психических качеств людей требованиям оптимизации их общения и деятельности.

СОВМЕСТИМОСТЬ СЕКСУАЛЬНАЯ

СОВМЕСТИМОСТЬ СЕКСУАЛЬНАЯ - соответствие сексуального поведения партнеров, являющееся результатом интеграции социального, психологического, социально-психологического и биологического обеспечения взаимодействия в сфере интимных отношений. Социальное обеспечение C. с. определяется степенью социализации сексуальности, уровнем общей и сексуальной культуры партнеров, усвоением сексуальных и общественных норм, что проявляется в выработке сексуальных установок, потребностей, в кинетике и позах полового акта, в отношении и оценке своей сексуальности. Психологическое обеспечение С. с. определяется наличием y партнеров соответствия во влиянии на развитие и проявления их сексуальности психических факторов (осознаваемых и неосознаваемых актов) и личностных особенностей. Социально-психологическое обеспечение C. с. обусловлено парным характером сексуальной функции, формированием социальной малой группы (семьи), a также социальных ролей, стереотипов мужественности и женственности. Биологическое обеспечение С. с. детерминировано анатомо-физиологической сохранностью морфофункциональных структур и систем, осуществляющих регуляцию сексуальной функции, a также наличием соответствия физиологических сексуальных реакций, обусловленных темпераментом, типом половой конституции и высшей нервной деятельности. С. с. - важное условие предупреждения супружеских конфликтов, в т. ч. разводов.

СОВМЕСТИМОСТЬ-НЕСОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ

СОВМЕСТИМОСТЬ-НЕСОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ - взаимное приятие (неприятие) двух или более индивидов в общении, совместной деятельности вследствие возможности (невозможности) сочетания их интересов, потребностей, ценностных ориентации, характеров - их сходства или взаимодополняемости либо противоположного действия. Ср. пример совместимости личностей д’Артаньяна и трех мушкетеров в романах А. Дюма и несовместимости Печорина и Грушницкого в «Герое нашего времени» М. Лермонтова.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (в социальной психологии) - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительные признаки С. д.: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта, в т. ч. обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции; 2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата C. д., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в С. д. индивидов; 3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между всеми; 4) разделение процесса C. д. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей; 5) возникновение в процессе C. д. межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием C. д., межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. Большинство конфликтов в организации возникает в условиях С. д. Источником конфликтов в являются противоречия С. д.: разные цели у участников С. д., расхождение в оценке вклада каждого в общий результат, принятие конфликтогенных управленческих решений, несоответствие прав и обязанностей и др. Оптимизация С. д. в организации является важным условием профилактики конфликтов.

СОВОКУПНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКАЯ

СОВОКУПНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКАЯ - совокупность объектов или явлений общественной жизни, объединенных общей связью, но различающихся по ряду варьирующихся признаков. Эти объекты или явления представляют собой элементы (единицы) С. с. Так, население будет С. с., элементами которой являются жители какой-л. страны в определенное время, что служит объединяющей их в С. с. качественной основой. Однако жители различаются по социальному положению, по полу, возрасту, семейному положению, образованию и др. признакам. Наличие разносторонних и многообразных форм отношений и связей между объектами обусловливает возможность выделения ряда частных С. с. для одних и тех же объектов. Напр., из общей совокупности конфликтов м. б. выделены частные совокупности сначала по одному, затем по др. признаку и т. д. (по уровню напряженности, длительности, количеству участников).

СОВРАЩЕНИЕ/РАСТЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ

СОВРАЩЕНИЕ/РАСТЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ (sexual abuse) - включает инцест, сексуальное насилие, сексуальные ласки, демонстрацию половых актов и вовлечение в порнографию несовершеннолетних.

СОВРЕМЕННЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХИАТРИИ

СОВРЕМЕННЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХИАТРИИ -

К разделам психиатрии относятся.

1. Детская, подростковая и гериатрическая психиатрия - разделы клинической психиатрии, посвященные особенностям клиники, течения, лечения и профилактики психических расстройств в соответствующем возрасте.

2. Наркология включает диагностику, лечение и профилактику алкоголизма, наркоманий, а также токсикоманий. В настоящее время в западных странах психиатров, специализирующихся в данной области, называют «аддикционистами» (от англ. addiction - «пристрастие»).

3. Судебная психиатрия. Данный раздел разрабатывает основы судебно-психиатрической экспертизы и занимается проблемами предупреждения общественно опасных действий психически больных.

4. Социальная психиатрия. Данный раздел сосредоточивает свое внимание на изучении роли социальных факторов в возникновении, течении, лечении и профилактике психических заболеваний. Кроме того, данный раздел посвящен разработке научных основ организации психиатрической помощи.

5. Транскультуральная (кросс-культуральная) психиатрия занимается сравнительным исследованием особенностей расстройств психики и уровня психического здоровья среди различных наций, культур и слоев общества.

6. Ортопсихиатрия. Этот раздел объединяет подходы психиатрии, психологии и других медицинских, а также социальных наук к исследованию и терапии нарушений поведения. Отдельное внимание уделяется профилактическим мерам, сконцентрированным на предупреждении данных нарушений у лиц детского возраста.

7. Биологическая психиатрия - теоретическая область изучения биологических механизмов формирования психичеcких расстройств и действия лекарственных и некоторых других биологических методов лечения.

К разделам психиатрии также относятся сексопатология и суи-цидология. Последняя подразумевает изучение причин и разработку мер по предупреждению самоубийств, а также суицидального поведения, предшествующего самоубийствам.

Особыми научными дисциплинами, смежными с психиатрией, являются психотерапия, медицинская психология и психофармакология.

СОВРЕМЕННЫЙ РАСИЗМ

СОВРЕМЕННЫЙ РАСИЗМ - завуалированные, тщательно скрываемые расовые и/ или элитарные предрассудки. Например, замаскированые в тогу свободы, демократии, прав личности идеи доминирования интересов одной какой-то, избранной нации. Так, в самом начале развязанной Западом против СССР холодной войны на первой конференции по созданию Организации Объединённых наций в Сан-Франциско в апреле 1945 г. советник Черчилля Адоган, ещё недавно, как и его шеф, русофоб, называвший И.В.Сталина «великим человеком», так сказал о делегации русских:»Как можно работать с этими животными?». Понимание собственных ценностей расистами, как они убеждены сами, является наиболее правильным, таким, которое можно и даже необходимо навязывать, в том числе и военной силой другим народам, хотя давно известно, что «благодеяний не навязывают» (beneficia non obtruduntur). В 1947 г. уже 60% американцам, ещё несколько лет назад восхищавшимися подвигами народов СССР в войне с гитлеризмом, привили идеологию антикоммуниза. Запад накрыла волна массового помешательства, в котором он противопоставил себя всему остальному миру. Холодная война принесла множество бедствий населению нашей страны и прежде всего к психологической регрессии, деморализации, распаду коллективистского сознания, коллаборационизму, в первую очередь среди «элиты» общества (фр.collaboration - сотрудничество, совместные действия). Не завершилась она и поныне. Всего за 70 лет существования коммунистического режима страна все эти годы находилась в состоянии войны (из них 20 лет - «горячей войны»). Под знаком современного расизма осуществляется мировая политика, где главным игроком являются США, а главным врагом - Россия. Придёт и очень скоро, когда Россию заменит Китай, стввший под руководстом Компартии КНР наиболее активно развивающихся стран мира. Другая ипостась современного расизма - это социальный расизм, деление людей на богатых и бедных, пропасть между которыми велика и продолжает углубляться в ряде стран, включая РФ, где дискриминация по имущественному признаку даже по меркам капиталистических стран приобрела уродливые формы.

СОГЛАСИЕ

Положительное явление - продуманное согласие человека, которого убедили в необходимости какого-то действия; отрицательное - вымученное, вынужденное, легкомысленное, непродуманное, из-за незнания дела. Ср. разрешение, позволение. Не следует добиваться согласия любым путем, во что бы то ни стало, так как согласившийся по понятным причинам может от него позже отказаться или будет плохо соблюдать его.

СОГЛАСИЕ ГРУППОВОЕ

СОГЛАСИЕ ГРУППОВОЕ - единство взглядов, характеризующее людей, объединенных в группу. Термин «С. г.» введен Т. Ньюкомом и означает сходство картины мира, позиций и отношений членов группы. В соответствии с этой концепцией, возникшей на базе интеракционизма, С. г. устанавливается в процессе непосредственных взаимодействий людей путем взаимного принятия членами группы позиций и ролей друг друга. Утверждается, что разные индивиды, включенные в группы, со временем спонтанно начинают одинаковым образом оценивать сложившуюся ситуацию, происходящие события и явления, социальные объекты. С. г. практически сводит на нет возможности возникновения внутригрупповых конфликтов. В данной концепции С. г. фактически особо не выделялись значимые стороны совместной, социально ценной деятельности, и не рассматривались в качестве сущности оценки С. г. и групповой сплоченности. В отечественной социальной психологии было предложено понимание С. г. как ценностно-ориентационного единства.

* * *

единство взглядов людей, объединенных в группу, межличностное взаимодействие, солидарность в оценке явлений и событий; каждый индивид группы проникнут соответствующим сознанием. Ср. обычную ситуацию в семье, когда супруги и дети имеют общие интересы, взгляды и морально поддерживают друг друга. Ср. идентификация коллективистская.

СОГЛАСИЕ (КОНСЕНСУС)

СОГЛАСИЕ (КОНСЕНСУС) - общность веры, традиций, Целей, точек зрения в отношении ситуации, места, времени или другой группы. Выражается в солидарности и коллективной деятельности.

СОГЛАСИЕ МОЛЧАЛИВОЕ

СОГЛАСИЕ МОЛЧАЛИВОЕ - форма волеизъявления субъекта международного права, не выраженная явно. Отсутствие возражения в установленных нормами международного права случаях равносильно международному согласию. С. м. проявляется как позиция государства по отношению к агрессивным действиям др. государства в том или ином регионе по развязыванию вооруженного конфликта.

СОГЛАСОВАНИЕ ПОЗИЦИЙ

СОГЛАСОВАНИЕ ПОЗИЦИЙ - третий этап переговорного процесса, заключающийся в выработке компромиссной концепции (вариантов вмещения проблемы) или определении круга вопросов из числа поднимавшихся в ходе переговоров, которые могут войти в предполагаемое итоговое решение. Включает две фазы: согласование общей формулы и согласование деталей.

СОГЛАСОВАННОСТЬ

СОГЛАСОВАННОСТЬ - внутреннее соответствие убеждений и действий, поведения индивида. Ср. выражение цельная личность. См. Когнитивный диссонанс. Ср. паратаксис.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ - вообще - нечто, находящееся в чём-либо другом. Например, информация, воспринимаемая органами чувств, представленная в сновидениях, материал коммуникационных сообщений и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - основная социальная характеристика группы. Выявляется в результате ответа на вопросы: что, как и во имя чего делает группа. Первый вопрос касается целей и задач групповой деятельности, второй - способов ее организации, третий - ценностного содержания. Наиболее существенной характеристикой групповой деятельности является ее социально-ценностное содержание, общественный смысл.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т. е. C., и способа существования и выражения этого C., его различных модификаций, т. е. Ф. Понятие «Ф.» употребляется также в значении внутренней организации C., и в этом значении проблематика Ф. получает дальнейшее развитие в понятии структуры. С. - вполне определенный, т. е. взятый в единстве с его структурой материальный субстрат, специфический для данного рода явлений. Структура, внутренняя упорядоченность - необходимый компонент C. C изменением структуры, организации существенно меняются C. объекта, его физические и химические свойства. Ф., фиксируя многообразные модификации C., способы его существования и проявления, тоже обладает определенной структурой. Взаимодействие C. и Ф. в процессе развития обязательно включает как воздействия различных компонентов C. на Ф., так и различных компонентов Ф. на C. с учетом объективной субординации C. и Ф. Во взаимосвязи C. и ф. C. представляет ведущую, определяющую сторону объекта, а Ф. - ту его сторону, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения C. и конкретных условий его существования. Единство C. и Ф. относительно, преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия между ними. B результате появляется несоответствие между C. и Ф., которое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой Ф., адекватной изменившемуся C. При этом разрешение противоречия между C. и Ф. может происходить различными путями - от полного отбрасывания старых Ф., переставших соответствовать новому C., до использования этих старых Ф. существенно изменившимся C. Но и в последнем случае Ф. не остается прежней. Она д. б. модифицирована, приспособлена к новому C. Противоречие между C. и Ф. существует и тогда, когда уже имеется новая Ф., предоставляющая развитию C. широкие возможности, но само C. еще не способно в достаточной мере их реализовать. Конфликт является одной из Ф., в которой может развиваться социальное взаимодействие, выступающее в данном случае в качестве С. С др. стороны, конфликт может рассматриваться и как С. взаимодействия, проявляющееся в разных Ф.: словесной ссоры, физического насилия, вооруженного насилия и т. п. Установление диалектических взаимосвязей С. и Ф. конфликтов - важное условие их описания и объяснения.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ - 1. область значения общего термина или понятия, образуемая всеми теми терминами и понятиями, которые являются обязательно истинными, исходя из их принадлежности к этой области; 2. менее формально - приблизительный эквивалент термина коннотативное значение; 3. совокупность отражённых в понятии свойств объекта.

СОДЕРЖАНИЕ ЯВНОЕ И СКРЫТОЕ

СОДЕРЖАНИЕ ЯВНОЕ И СКРЫТОЕ - термины, пришедшие в научные тексты из глубинной психологии. Явным рассматривается содержание, представленное определённым текстом (например, высказыванием). Скрытым называется содержание, которое, как предполагают, лежит в основе явного, но оно замаскировано, выражено в символической форме. Любой текст (рассказ, сновидение и т.п.) содержит нечто скрытое, понимание чего требует специального исследования. Даже научный текст имеет два плана содержания: то, что стало известно и открыто сообщается, и то, что находится «за кадром», остаётся неизвестным, нераскрытым («знание умножает незнание», как указывал ещё Зенон), и «в любом тексте о решённой проблеме содержится сообщение минимум о двух других новых проблемах, которые ещё только предстоит решить».

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-АДРЕСУЕМАЯ ПАМЯТЬ

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-АДРЕСУЕМАЯ ПАМЯТЬ - термин, используемый в теоретических моделях памяти, обозначает предположение, согласно которому некоторые (по крайней мере) компоненты памяти могут быть описаны как набор реестров мест хранения информации, каждый из которых имеет свой «адрес», по которому определяется место расположение этого места в памяти и его содержание.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТОМ

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТОМ - обоснование и формулирование системы последовательно решаемых задач, выполнив которые, конфликтолог достигнет поставленных целей. С. р. по у. к. дает возможность ответить на вопрос: «Что делать?». Управление конфликтом - чрезвычайно сложный процесс в силу слабой изученности конфликтов и необходимости учета действия многих, но трудно прогнозируемых факторов. Поэтому чем более детально конфликтолог определит, что надо делать для того, чтобы урегулировать конфликт, тем эффективнее будет его работа. В результате принятия С. р. по у. к. разрабатываются программа-максимум, программа-минимум и реалистическая программа. Каждая из них включает три этапа, заключающихся в достижении ближайших, промежуточных и конечных целей.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - обоснование и формулирование той системы последовательно выполняемых задач, решив которые, мы достигнем поставленных целей. Если модель целей описывает фиксированное, необходимое, конечное состояние объекта управления, то содержательное решение раскрывает, что нужно сделать, чтобы этого состояния достичь. Цель - статическая характеристика необходимого конечного состояния организации. Содержательное решение - динамическая характеристика процесса движения организации от исходного состояния к необходимому. Процесс принятия содержательного решения труднее структурировать по сравнению с процессами подготовки решения. Это связано, во-первых, с большой сложностью и разнообразием объектов управления. Во-вторых, - с огромным количеством факторов, которые существуют, а также могут появиться и повлиять на управляемое развитие организации. В-третьих, - с трудностью прогнозирования всех последствий управленческих воздействий на организацию. Поэтому можно дать лишь самую общую характеристику основных этапов принятия содержательного решения.

СОЖАЛЕНИЕ

СОЖАЛЕНИЕ - низкая степень огорчения, печали по поводу чего-л., в частности, по поводу неприятностей у других; чувство в связи с размышлением о том, что что-то было бы лучше, если бы индивид вел себя иначе, если бы были другие обстоятельства.

Сожаление - вкрадчивое зло, это презрение подвидом нежности или же оскорбительная нежность (О. Бальзак, Шагреневая кожа).

Ср. вальс «Оборванные струны», французскую песню «Опавшие листья». Ср. соболезнование.

* * *

(англ. sorrow - печаль, горе) - 1. чувство досады, недовольства, согласно которому всё легко могло получиться лучше происшедшего, если бы события пошли по иному, желаемому руслу. Чем более происшедшее рассматривается «задним умом» как нечто предотвратимое, тем сильнее выражено, дольше длится и становится дезадаптивнее чувство сожаления. В таком значении термин используется чаще с негативными коннотациями как характеризующее недальновидного человека; 2. в психоанализе - «производная эмоция, одна из ретроспективных эмоций желания; одним словом, это особая форма грусти, по сути, грусти, источником которой является чувство любви, и потому грусти мягкой» (McDougall, 1908); 3. чувство печали, огорчения, вызванное утратой чего-либо, сознанием невозможности изменить или осуществить что-либо; 4. жалость, сочувствие, сострадание к кому-либо.

СОЖАЛЕНИЕ ПРЕДВОСХИЩАЮЩЕЕ

СОЖАЛЕНИЕ ПРЕДВОСХИЩАЮЩЕЕ - сомнение в правильности сделанного выбора («как бы не пожалеть об этом потом»).

* * *

- чувство неуверенности, сомнения в правильности принятого и осуществляемого решения, сочетающееся с мыслью о том, что позже об этом придется пожалеть. Это может быть у женщины при выборе мужем одного из ухаживающих за ней мужчин, при устройстве на одно из двух имевшихся для выбора мест работы. Ср. в песенке о том, как человек наелся любимого блюда - макарон: Потом мне будет плохо, но это уж потом!

СОЗАВИСИМОСТЬ

СОЗАВИСИМОСТЬ - чрезмерная, иррациональная и неосознаваемая привязанность к проблемной личности (маргинальной социальной группе), тенденция во всём идти у неё на поводу и склонность выполнять неадекватные её требования вместо того, чтобы действовать в соответствии с собственными потребностями и требованиями реальности, что обычно только ухудшает положение объекта созависимого отношения. Особенно часто встречается у родителей по отношению к их детям с отклонениями в психике, личности и поведении. Например, такие родители категорически отказываются от консультации врача-психиатра или даже достаточно агрессивно относятся к таким рекомендациям, в частности, если они исходят от педагога.

СОЗДАНИЕ КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ

СОЗДАНИЕ КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ (scapegoating) - тенденция, которую проявляют фрустрированные, несчастные или несостоятельные люди, смещая свою агрессию на социальные группы, которые им антипатичны, чётко выделяются из всех других и являются на самом деле относительно бесправными. «Козлами отпущения» могут стать женщины, молодёжь, пенсионеры и т.д., если с этими группами людей связывают оправдания собственной некомпетентности.

СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - состояние духа, при котором может наступить духовное познание, прозрение; самоуглубление, внимательное, сосредоточенное и продолжительное вглядывание в себя или в предмет.

В теперешнем его созерцательном состоянии была для него какая-то приманка. Он прилеплялся воспоминаниями и умом к каждому внешнему предмету, и ему это нравилось: ему все хотелось что-то забыть, настоящее, насущное… (Ф. Достоевский, Идиот)

Религия есть истина в созерцании, тогда как философия есть истина в сознании (В. Белинский, Письмо к Д.П. Иванову).

Ср. вокальное произведение С. Рахманинова «Здесь хорошо».

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как oбщественно-историческому существу. Эмпирически C. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование С. индивида. С. характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда - С. чего-л.), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. С. любого индивида уникально, оно обусловливается внешними по отношению к С. и не зависимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид). В регуляции поведения человека в конфликтах участвуют четыре эволюционно связанных уровня психического отражения: бессознательное, подсознание, С. и сверхсознание. В разных конфликтах или на разных этапах развития одного конфликта степень влияния каждого из этих уровней психики на поступки индивида изменяется. Общей закономерностью является более существенная роль бессознательного и подсознания в детерминации поведения личности в конфликтах по сравнению с деятельностью. Это вызвано более значительным разрушающим влиянием стресса, обычно сопровождающего конфликты, на С. Сравнительные исследования влияния разных эволюционных уровней психического отражения на возникновение и динамику конфликтов важны как для профилактики, так и для регулирования конфликтов.

-----------------------------------

СОЗНАНИЕ - высшая форма отражения действительности, сознание - продукт деятельности головного мозга.

Человеческое сознание вырабатывается в результате исторического развития. Сознание не только отражает происходящие события объективного мира, оно также использует запас знаний для создания способов переработки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека. При формировании сознания человека необходимо человеческое окружение, наличие человеческого общества. Дети, прожившие и развивавшиеся среди животных, не обнаруживают признаков сформировавшегося человеческого сознания.

Физиологической характеристикой сознания, согласно И. П. Павлову, является оптимальная деятельность в данный момент определенного участка коры больших полушарий мозга, которая (если предположить, что кости черепа прозрачны) в виде яркого пятна перемещается по поверхности мозга. Данная мысль о подвижности очага наиболее оптимальной активности сознания подтверждается электроэнцефалографическими исследованиями.

Сознательная деятельность - деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения ее задач, с учетом всех особенностей ситуаций и последствий деятельности как для индивидуума, так и для общества.

Автоматизированный акт - способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся действие. Эта способность вырабатывается в процессе исторического развития человека и является целесообразной.

В основе акта автоматизации лежат следы нервных процессов, возникшие в процессе тренировки.

Под бессознательной деятельностью понимают, с одной стороны, такие ее формы, когда человек недостаточно осознает цель, задачи и последствия своей деятельности. Совершенствование в историческом развитии человека познания явлений и событий обогащает знания, но многое остается непознаваемым.

* * *

- одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование С. индивида. С. характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда - С. чего-либо, см. Интенция), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. С. любого индивида уникально, оно обусловливается внешними по отношению к С. и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид). Изучение С. сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, которое осознается либо в результате специальной процедуры "доведения до С.", либо косвенно - в виде искажений С.). По данным самонаблюдения, С. лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря С. перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому С. либо рассматривалось как общее "бескачественное" условие существования психики и обозначалось, по существу, метафорически ("свет С.", "поле С.", "С. - общий хозяин психических функций" и т.д.), либо столь же неправомерно отождествлялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в том числе экспериментальном) изучении С. вообще не могло быть речи, во втором - этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что С. для научной психологии - вообще фикция (У. Джеймс). Вторая трудность вытекает из первой: С. (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций С. (из-за его "бескачественности") не удается "расчленить" и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик С., по которым его можно было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенные единицы времени, сравнивать С. за определенные отрезки времени). Важной для конструктивного анализа С. явилась восходящая к И. Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем С., накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом. На протяжении веков психологический анализ С. отражал различия в философском понимании его природы. Структуры С. индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Структура совместной деятельности порождает структуру С., определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая опосредствованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм; предметность. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

* * *

(словообразовательная калька лат. сonscientia - осведомлённость, круг осведомлённых лиц; сознание, понимание, убеждение; совесть /например, «совесть стоит тысячи свидетелей/; дурная совесть, чувство вины) 1. характеристика физиологически нормального состояния в виде активного психологического функционирования, когда, как обычно говорят, человек пребывает «в ясном сознании и твёрдой памяти», то есть он «не потерял сознание»; 2. те аспекты психической жизни, на которые направлено в данный момент внимание индивида. В этом смысле различают предметное сознание (направленное на окружающий мир) и самосознание (сознание происходящего во внутрипсихической области); 3. компонент психики, доступный самонаблюдению, интроспекции; 4. в психоанализе - область психики, доступная осознанию, способность пассивно воспринимать собственные акты психического. При этом не всегда понятно бывает понятно и нуждается в уточнении, имеется ли в виду первичное самоосознание, то есть непосредственное знание того, что индивид делает, или понятие относится к рефлексивному самоосознанию, то есть обращению внимания на собственные психические процессы с целью самоисследования. Тенденция пренебрегать значимостью функций сознания послужило основой для широкой экзистенциалистской критики в адрес фрейдовского психоанализа, не говоря уже об экзистенциализме, в котором употребление этого термина осуждается; 4. высшая форма отражения человеком действительности, совокупность психических процессов, позволяющая индивиду ориентироваться в действительности, во времени и в собственной личности; сознание обеспечивает преемственность опыта, единство и многобразие поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности. А.Р.Лурия, следуя Л.С.Выготскому, полагает, что сознание - это сложная структурная единица, имеющая смысловую функцию; 5. форма психической деятельности индивида, посредством которой первичная информация, содержащаяся в сенсорных стимулах, переводится в новую, символическую систему значений об окружающим мире и внутриличностной области благодаря мышлению и речи. Сознание, в таком его представлении, проявляется тем, что индивид приобретает способность выделять себя из окружающей действительности, различать воображаемое и реальное, субъективное и объективное, общаться с другими людьми посредством обмена значениями и смыслами, получая тем самым способность к рефлексии и произвольно менять направление как своей внутренней, так и внешней активности. Развитие сознания теснейшим образом связано с бессознательным (включая «подсознание» и«надсознание») и функционированием Я индивида, при этом имеется в виду, что сознание развивается благодаря усвоению информации, источником которой является социальная, культурная среда обитания. Наиболее ранней формой сознания у человека является существующая у него до развития речи и речевого мышления - предсознание или бодрственное сознание. См. Бессознательное; 6. в философии - а) в рамках материалистической философии - термин характеризует важнейший системный компонент человеческой психики, функционирование которого обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщённые знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования; б) в феноменологии - сознание описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Вычленяется дорефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через пласт бессознательного», и рефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика)».

* * *

- восприятие внешней и внутренней реальности, характеризующееся такой психической деятельностью человека, при которой мыслеобразование становится знанием этой реальности. В психоанализе сознание является не сущностью, а качеством психического и единственным источником, освещающим глубины человеческой психики.

В работе «Толкование сновидений» З. Фрейд выделил три сферы или системы психического аппарата: сферы сознания, предсознательного и бессознательного. Сознание рассматривалось им как «чувственный орган для восприятия психических качеств». Он исходил из того, что в бодрствующем состоянии сознание доступно раздражению в двух пунктах: из периферии психического аппарата, то есть из системы восприятия и из раздражений приятного и неприятного чувства, являющихся психическими качествами при изменениях энергии внутри этого аппарата. Отсюда вытекало предположение З. Фрейда о том, что «приятные и неприятные ощущения автоматически регулируют ход процессов заполнения сознания». Впоследствии возникла необходимость сделать представления более независимыми от ощущений неудовольствия, в результате чего система предсознательного оказалась наделенной качествами воспоминаний о словах. Благодаря качествам этой системы «сознание, бывшее до сих пор лишь чувственным органом для восприятий, становится таковым и для части наших мыслительных процессов». Таким образом, как считал основатель психоанализа, образовались две чувственные плоскости: одна, обращенная к восприятиям, другая - к предсознательным мыслительным процессам.

Для З. Фрейда эффект сознания являлся лишь отдаленным психическим результатом бессознательного процесса. Не случайно он подчеркивал, что «отказ от чрезмерной оценки сознания становится необходимой предпосылкой всякого правильного понимания происхождения психического». Это означало, что сознание рассматривалось им с точки зрения наличия предварительной бессознательной стадии, а привилегия сознательной деятельности - как скрывающая от человека его глубинные психические проявления. Вместе с тем З. Фрейд считал, что все возможные случаи отклонения от сознания и неполного проникновения в него являются психоневротическими феноменами. Поэтому «все разнообразие проблем сознания охватывается взглядом лишь при расчленении истерических процессов мышления».

З. Фрейд критически отнесся к тем концепциям, в соответствии с которыми не проводились различия между сознанием и бессознательным, а вместо этого предлагалось рассматривать сознание с точки зрения различных степеней осознанности (ясное сознание, темное сознание, бессознательное сознание). В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) он выступил против представлений о делимости сознания и о том, что отдельные мысли могут образовывать особую область сознательного, выделившуюся из сознательной психической деятельности и ставшей чуждой для нее. Подобные представления рассматривались им как основанные на неправильном употреблении понятия «сознательное». В связи с этим основатель психоанализа подчеркивал, что мы не имеем никакого права настолько распространять смысл этого понятия, чтобы обозначать им «такое сознание, о котором обладатель его ничего не знает». Кроме того, замечал он, «существование бессознательного сознания кажется мне еще менее приемлемым».

В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд развил свои представления о сознании. Прежде всего он подчеркнул, что «психоанализ не может считать сознание сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать». Сознание является поверхностью психического аппарата и представляет собой систему, пространственно ближе всего расположенную к внешнему миру. Сознание - это восприятия, приходящие извне, то есть чувственные восприятия, и изнутри, то есть то, что называется ощущениями. Быть сознательным - описательный термин, относящийся к непосредственным и надежным восприятиям.

С психоаналитической точки зрения, все знание человека связано с сознанием. Бессознательное можно узнать только путем перевода его в сознательное. Но сознательным может стать только то, что когда-то уже было сознательным восприятием и что, помимо чувства изнутри, хочет стать сознательным. Следовательно, сознательным может стать нечто при помощи следов воспоминания. В то же время следует иметь в виду, что сознание связано как с внешними, так и внутренними восприятиями. Ощущения и чувства делаются сознательными только тогда, когда оказываются в системе восприятия. Словом, говоря о сознании, З. Фрейд соотносил его с восприятиями внешнего и внутреннего мира и тем самым вводил в структуру психического аппарата систему «восприятие-сознание». Именно эта система рассматривалась им в качестве ядра Я, где Я представлялось связной организацией психических процессов личности.

В «Очерке о психоанализе» (1940), написанном в 1938 г., но опубликованном после смерти, З. Фрейд отмечал, что сознательные процессы находятся на периферии Я, однако внутренние процессы в Я также могут приобретать свойство сознательного, чему способствует работа функций речи, обеспечивающая устойчивую связь материала Я с отпечатками в памяти зрительных и слуховых восприятий. Идеи и мыслительные процессы могут стать сознательными, но для этого требуется специальная методика - «проверка на реальность». Таким образом, как считал З. Фрейд, уравнение «восприятие = реальности (внешнему миру)» уже не подходит. Ошибки, которые могут при этом возникнуть, называются галлюцинациями. Они характерны для сновидений и для некоторых психических заболеваний.

В конечном счете З. Фрейд утверждал, что психология сознания способна понять нормальную функцию психики не в большей степени, чем значение сновидений. В ее распоряжении находятся данные сознательного самовосприятия, но этого оказывается недостаточно для постижения сложности психических процессов, раскрытия их взаимосвязей и нарушений. В отличие от психологии сознания психоанализ основывается на гипотезе о психическом аппарате, расположенном в пространстве, структурированном и развивающемся в соответствии с потребностями жизни, которые «обусловливают сознание лишь в определенной точке и при определенных условиях». Отталкиваясь от данной гипотезы, психоанализ предлагает технические приемы «заполнения пробелов в явлениях нашего сознания».

* * *

Совокупность психических процессов, обеспечивающих осознание себя, ориентацию в пространстве, времени и окружающей обстановке. Это возможно при наличии определенного уровня бодрствования и познавательных функций. Сознание зависимо от функционального состояния ретикулярной формации покрышки моста и среднего мозга. Расположенные здесь активирующие структуры ретикулярной формации определяют уровень бодрствования и поддержание тонуса коры большого мозга.

* * *

высшая, свойственная только человеку форма психического отражения сформировавшаяся в антропогенезе и общественно-историческом периоде развития человека в трудовой деятельности при постоянном языковом общении с другими людьми. С. представляет собой способность человека понимать окружающий мир, происходящие в нем процессы и явления. Атрибуты С.: познание, переживание, отношение. Функции С.: когнитивная, регулятивная и коммуникативная. Структура С.: знание, ощущение, восприятие, воображение, мышление.

* * *

высший уровень развития психики и форма отражения действительности, свойственные только человеку. Как уровень психики С. есть результат общественноисторического развития человека и прежде всего общественно-производственной деятельности и речевого общения. Как форма психического отражения С. проявляется в осознании человеком окружающего мира и самого себя. Активность С. выражается в познавательной и практической, преобразующей объективный мир деятельности человека.

СОЗНАНИЕ АКТИВНОСТИ «Я»

СОЗНАНИЕ АКТИВНОСТИ «Я» - Сознание активности всех видов собственной психической деятельности. Основной элемент самосознания иногда нарушается при некоторых формах психической патологии.

СОЗНАНИЕ АКТИВНОСТИ Я

СОЗНАНИЕ АКТИВНОСТИ Я - термин К.Ясперса, обозначает представление собственной активности в сознании индивида, чувство, благодаря которому свои побуждения, эмоции, личные усилия воспринимаются как принадлежащие собственному Я, локазизуются во внутриличностном пространстве. Иными словами, можно предположить, что К.Ясперс подразумевает здесь осознавания факта активности собственного бессознательного. Индивид воспринимает свои побуждения как его личные желания или как то, посредством чего он сам принуждает себя действовать вопреки непосредственному желанию. При нарушении самоосознавания собственные усилия не воспринимаются (они не представлены в сознании собственной идентичности, пациент недостаточно ясно ощущает их или не ощущает совсем), воспринимаются как некое постороннее принуждение как изнутри (как «внутренний гипноз», «внутренее колдовство»), так и извне (субъективное ощущение внешнего «овладения», «гипнотического воздействия»), ощущаются как раздвоенные (пациенту кажется, что он одновременно делает разные вещи) либо действия других людей пациент воспринимает как происходящие по его воле. См. Нарушения самоосознавания

СОЗНАНИЕ АЛЬТЕРНИРУЮЩЕЕ

СОЗНАНИЕ АЛЬТЕРНИРУЮЩЕЕ (лат. alternatio - чередование) - термин П.Жане, обозначает нарушение сознания своей идентичности, при котором пациент поочерёдно осознаёт себя то одной, то совершенно другой личностью, которая не помнит о существовании первой. Вариант истерического (диссоциативного) расстройства. Синонимы: Множественная личность, Диссоциативное расстройство идентичности.

* * *

См. Сознание раздвоенное.

СОЗНАНИЕ АФФЕКТИВНО-СУЖЕННОЕ

Син.: Сознание суженное. Остро развивающееся резкое ограничение объема сознания с сохранением лишь эмоционально значимых связей с окружающим пространством. Наблюдается при выраженных аффективных состояниях, чаще у людей с истерическими чертами личности.

СОЗНАНИЕ БОЛЕЗНИ

СОЗНАНИЕ БОЛЕЗНИ - знание, понимание пациентом того, что он болен, в частности, болен психически.

СОЗНАНИЕ БРЕДОВОЕ

СОЗНАНИЕ БРЕДОВОЕ - термин К.Ясперса, обозначает вторжение в сознание пациента бредовой идеи с таким её содержанием, относительно которого пациент не имел и не имеет в данный момент никакого чувственного опыта. Вариант первичного бреда.

* * *

Убежденность в особом значении каких-либо событий или явлений, которые могут быть предвестником грядущей, неотвратимой беды. Возможна бредовая вера в значимость собственных, основанных на собственной некомпетентности и фантазии идей и изобретений (мысли об изобретениях, о спасении человечества и т.п.).

СОЗНАНИЕ ДЕМАРКАЦИИ «Я»

СОЗНАНИЕ ДЕМАРКАЦИИ «Я» (фр. demarcation) - представление в сознании границы, отделяющей внутриличностное пространство от того, что воспринимается как внешний мир. Обычно эта граница и в норме воспринимается изменчивой, это зависит от позиции, с которой индивид воспринимает проявления собственного Я. При нарушениях самоосознавания она вариирует в широких пределах: от утраты сознания собственного Я до включения в сознание собственной идентичности внешних объектов (например, окружающие люди воспринимаются как находящиеся во внутриличностном пространстве). См. Внутриличностная область.

СОЗНАНИЕ ДОЛГА

СОЗНАНИЕ ДОЛГА - сознание необходимости совершения определенных действий, предполагаемых религиозными или нравственными правилами.

Mapи-Анжелика и Мари-Эжени… воспитаны были набожной и ограниченной женщиной, которая, согласно классическому выражению, была проникнута сознанием долга по отношению к дочерям (О. Бальзак, Дочь Евы).

СОЗНАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ «Я»

СОЗНАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ «Я» - представление в сознании собственного Я как всегда одинакового, независимо от возраста, жизненной ситуации, настроения и вообще психического состояния индивида.

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - понятие традиционно связывавшееся с общественным сознанием принципом дихотомии или производности (выведения С.и. из общественного, культуры и т. д.). Основным критерием определения С.и. является его определение как сознания личности (в противоположность безличному его определению). Только при таком подходе возможно раскрытие его многоуровневости - бессознательное, неосознаваемое, осознанное, сознательное, надсознательное, его многофункциональности (отражение, отношение, переживание, знание, регулятор деятельности, отношений и жизни в целом), и его многомодальности - как процесса, свойства, структуры, способности личности. Основными методологическими проблемами и принципами, ведущими к уточнению его определений и раскрытию сущности является проблема социальной детерминации сознания, проблема его развития (наиболее разработанная в антропогенетическом и онтологическом аспектах), проблема связи его отражательных, коммуникативных и др. характеристик.

СОЗНАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ

СОЗНАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - в социальной психологии - надиндивидуальное мнение, убеждение, побуждение, отношение, которое формируется в группе не путём арифметического сложения позиций отдельных людей (как это происходит при голосовании), а посредством интеграции индивидуальных проявлений её членов (например, «коллективная воля», «групповое сознание»).

СОЗНАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ Я

СОЗНАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ Я - представление в сознании собственного Я как всегда неизменного, не прерываемого вторжением в сознание ощущения какой-либо другой, болезненной идентичности. При этом пациент патологическую идентичность может воспринимать как подлинную, аутентичную, в то же время доболезненное Я - как нечто чуждое, например, принадлежащее кому-то другому.

СОЗНАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

СОЗНАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ - структуры сознания, в которых представлены модели поведении я, которые регулируют отношения людей между собой, социальными группами и обществом. См. Моральное развитие.

СОЗНАНИЕ РАЗДВОЕННОЕ

Син.: Сознание альтернирующее. Расстройство сознания, при котором больной осознает себя то одной, то другой личностью. Наблюдается чаще при истерическом психозе.

СОЗНАНИЕ СВОЕГО НЕДОСТОИНСТВА

СОЗНАНИЕ СВОЕГО НЕДОСТОИНСТВА - понимание своего более низкого статуса - социального, духовного, нравственного и чувство скромности, уничижения в связи с этим. Ср.:

И если я, чем менее вас стою,

Тем более люблю и рад страдать 

Чего хочу? - Назвать вас госпожою.

(Л. Камоэнс, Элегия)

Ведь я червяк в сравнении с ним, с лицом таким 

Его сиятельством самим.

(П. Беранже)

«Может быть, ему скучно со мною?» Она испугалась. «Я знаю, я только глупая девчонка, а он знаменитость» (Г. Манн, Гретхен).

Ср. самоуничижение, комплекс неполноценности.

СОЗНАНИЕ СПУТАННОЕ

СОЗНАНИЕ СПУТАННОЕ - помрачение сознания (согласно критериям К.Ясперса), свойственное острому психотическому состоянию (делирий, аменция и др.). Иногда говорят о галлюцинаторной спутанности сознания, кататонической и других формах спутанности сознания, однако разграничения подобного рода используются сравнительно редко. См. Спутанность сознания.

СОЗНАНИЕ СУМЕРЕЧНОЕ

Возникает внезапно и также внезапно завершается, продолжается от нескольких минут до нескольких часов. В период сумеречного сознания характерно неполное восприятие окружающего. Поведение нецеленаправленное, лишенное конечного смысла, хотя внешне может казаться достаточно упорядоченным. С.с. чаще проявляется как психический эквивалент эпилептического припадка, возможно при сосудисто-мозговой патологии, внутричерепной опухоли, патологическом опьянении, «лунатизме» (см.), может возникать и при патологическом аффекте, при особой форме реактивного психоза - истерическом сумеречном расстройстве сознания, для которого характерно еще и наличие галлюцинаций кататимного содержания (отражающих желательную ситуацию). При С.с. возможны галлюцинации, иногда устрашающего характера, бредовые переживания, бредовая интерпретация отдельных восприятий, что может определять их поведенческие реакции и, в частности, опасные для себя и окружающих поступки. Обычно период сумеречного сознания больным амнезируется.

СОЗНАНИЕ ФЛУКТУИРУЮЩЕЕ

СОЗНАНИЕ ФЛУКТУИРУЮЩЕЕ (лат. fluctuari - колебаться) - термин К.Ясперса, обозначает значительные колебания ясности сознания вплоть до его утраты в течение очень коротких интервалов времени (секунд, минут), свойственные психопатии и многим острым и хроническим психозам. Автор термина ссылается на П.Жане, который называет это явление «затмением ума» (eclipses mentales).

СОЗНАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ «Я»

СОЗНАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ «Я» - представление в сознании собственного Я как единой, монолитной структуры, в которой разные её стороны взаимосвязаны, взаимозависимы и функционируют в рамках неделимого целого.

СОЗНАНИЕ ЯСНОЕ

СОЗНАНИЕ ЯСНОЕ - термин, указывающий на то, что индивид адекватно ориентируется во времени, в месте, обстановке, ситуации и собственном Я. Нарушение ориентировки в том или ином отношении (например, в себе самом, во времени или в месте пребывания) может иметь место и при ясном сознании в результате нарушения отдельной психологической функции (например, памяти, восприятия, суждения и др.).

СОЗНАНИЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ

СОЗНАНИЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ - термин К. Ясперса, обозначает нарушение самоосознавания, которое характеризуется вживанием пациента в воображаемую роль, не обязательно теряя при этом сознание своей идентичности. Среди таких «ролей» пациенты К.Ясперса называют столь экзотические, как «персонификация волны», «скачка молодого горячего жеребца», «земледелие», «юная сестра царицы Суламифь в возвышенной песне». Некоторые пациенты, особенно дети с игровым перевоплощением вживаются в ту или иную роль столь глубоко, что на некоторое время теряют представление о своём истинном Я.

СОЗНАНИЯ НАРУШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЗНАНИЯ ПОМРАЧЕНИЕ

СОЗНАНИЯ ПОМРАЧЕНИЕ - термин К.Ясперса (1923), обозначает психотическое состояние с фрагментацией сознания, когда остаются «только единичные, изолированные акты; сознание оказывается совершенно раздробленным», его «содержание становится в высшей степени противоречивым (например, возникают быстро меняющиеся и не согласующиеся друг с другом бредовые идеи) - так что ничего нельзя вспомнить».

СОЗНАНИЯ РАССТРОЙСТВА ОБЪЕКТИВНЫЕ СИМПТОМЫ

СОЗНАНИЯ РАССТРОЙСТВА ОБЪЕКТИВНЫЕ СИМПТОМЫ - критерии нарушения сознания, впервые сформулированные К.Ясперсом (1923). Это: 1. отрешённость от реального внешнего мира - больные теряют способность воспринимать и понимать происходящее вокруг них, не могут сосредоточить на чём-либо своё внимание и действуют, невзирая на реальную ситуацию; 2. дезориентированность - ложная ориентировка в месте пребывания, во времени и иногда в собственной личности. Дезориентировка она генетически тесно связана с первым признаком; 3. утрата связности, делающая поведение пациентов непонятным, психологически необоснованным; 4. расстройство способности примечать и запоминать наряду с затруднённым мышлением, а впоследствии, по выходе из состояния помрачения сознания, - амнезией.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - сознание необходимости соблюдать интересы общества, государства и в связи с этим необходимости отказа от своей личной выгоды, от действий в сугубо личных интересах. Ср. несознательность, чувство долга.

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ - 1. наиболее общее значение - характеристика психического состояния индивида, в котором он способен: а) представлять себе собственные ощущения и восприятия; б) воспринимать свои мысли, чувства и побуждения; в) реагировать на стимулы не рефлекторным образом, а в соответствии со своими убеждениями, ценностями и интересами; 2. обдуманный, спланированный, целенаправленный; 3) в психоанализе - осознаваемый в данный момент, в противоположность тому, что скрыто в подсознании и в бессознательной сфере. По Фрейду, основная роль сознания - это «роль органа чувств для восприятия психических качеств», сознание «является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному психическому акту и которое никогда ничего не изменяет в нём, если оно не наступает».

СОЗРЕВАНИЕ

СОЗРЕВАНИЕ - 1. в самом общем виде - процесс развития, ведущий к состоянию зрелости организма. Термин имеет разные коннотации, отражающие различия в существующих подходах к решению основной проблемы - соотношения вкладов наследственности и среды в процесс созревания: а) созревание как сугубо биологическое развитие, результаты которого заранее предопределены генетическими факторами и при определённых условиях неизбежны; б) созревание как процесс, происходящий в генетически заданных условиях; роль среды сводится в этом случае, во-первых, к инициации процесса развития, к функции триггера, и, во вторых, к влиянию на динамику биологических процессов созревания; в) созревание как процесс взаимодействия факторов среды обитания и наследственности. Во всех приведённых трактовках общим считается то, что имеется в виду определённый биологический вид живого существа (растение, насекомое, млекопитающее и др.). Синоним: Онтогенез. Антоним: Дизонтогенез.

СОЗРЕВАНИЯ ТЕОРИИ

СОЗРЕВАНИЯ ТЕОРИИ - теории, рассматривающие психическое развитие индивида от рождения до достижения им зрелости как эндогенный процесс, детерминированный биологическим созреванием морфологических структур мозга в соответствии с врожденной наследственной программой. Последовательность и содержание стадий психического развития, согласно С. т., оказываются полностью предопределены последовательностью и динамикой созревания соответствующих отделов центральной нервной системы. Новые психические явления и формы развития выступают как результат развертывания генетически заданной программы созревания. Различные варианты С. т. определяются решением вопроса о том, каков вклад наследственности и среды в процессы созревания и развития. Исторически первоначальное представление о полной независимости процессов созревания от внешних средовых влияний (К. Бюлер, Д. Хебб) было почти полностью преодолено к 60-м годам XX в. Общепринятым становится положение о необходимости средовых воздействий для осуществления даже самых простых и примитивных форм созревания. Однако сторонники С. т. ограничивают роль среды «пусковым сигналом», запускающим биологически предопределенный процесс развития, реализуемый в пределах врожденных условий (А. Гезелл). С. т. подчеркивают приоритет генетических наследственных влияний по сравнению со средовыми влияниями, опытом, воспитанием и научением. В последние десятилетия теории развития как созревания получили как бы «второе рождение» благодаря успехам генетики. Эта позиция наиболее ярко представлена в работах психолингвиста Н. Хомского, согласно которому речевые способности врождены человеку в виде лингвистических структур, задающих универсальные грамматические нормы и правила функционирования языка и обеспечивающих по мере их созревания усвоение индивидом все более сложных форм речи. Существенным недостатком С. т. является упрощенное понимание самого процесса созревания, как однозначно детерминированного фактором наследственности. В современной науке накоплены факты, свидетельствующие о значении активности субъекта для процесса созревания. К настоящему времени уже имеются доказательства того, что между степенью зрелости структуры и уровнем ее функционирования существуют сложные отношения. Хотя определенный уровень морфологической зрелости структуры и необходим для начала функционирования, само функционирование органа, определяющееся характером деятельности субъекта, в значительной мере ускоряет процесс созревания. Основными положениями С. т., подвергаемыми критике в отечественной психологии, являются стремление биологизировать процесс психического развития человека, рассматривать его как подчиненное общим закономерностям онтогенетического развития всех животных видов, без выделения качественного своеобразия онтогенеза человека; недостаточный учет роли среды, в том числе социальной, как источника развития, задающего социально детерминированные формы высших психических способностей; игнорирование как активной деятельности самого субъекта, так и обучения, обеспечивающих присвоение и интериоризацию этих способностей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). О.А.Карабанова

СОКОЛЯНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЛИДАРНОСТЬ

СОЛИДАРНОСТЬ (от лат. solidus - прочный) - согласие во мнениях, готовность к взаимной ответственности за единогласное решение и действия.

Предыдущая страница Следующая страница