Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Э" (часть 12, "ЭРУ"-"ЭТН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 12, "ЭРУ"-"ЭТН")

ЭРУДИЦИЯ

ЭРУДИЦИЯ (от лат. eruditio - ученость, просвещенность) - глубокое знание в какой-либо области или многих областей. Различают эрудированность в ряде наук или областей культуры и эрудированность в одной науке или области культуры. Э. свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии личности, развитости ее духовных сил, памяти, мышления. Э. является результатом кропотливой и настойчивой работы, систематической учебы, научного поиска, собственных раздумий над проблемами. Глубокая Э.- характерная черта подлинного ученого.

ЭСКАЛАЦИЯ АФФЕКТИВНОСТИ

ЭСКАЛАЦИЯ АФФЕКТИВНОСТИ - чрезмерная экспрессивность истериков, связанная со стремлением к разрядке избыточной мотивации, с одной стороны, и потребностью подавить окружающих своими эмоциями. Пациенты тем самым взвинчивают себя до такой степени, что теряют самоконтроль и без посторонней помощи успокоиться далее часто не могут.

ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА

ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА - развитие конфликта «по Вертикали», нарастание его остроты и размаха, связанное с обострением конфликтных отношений.

* * *

(от лат. scala - лестница) - один из основных этапов открытого развития конфликта, прогрессирующее во времени изменение интенсификации противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов на интересы друг друга (помехи, давление, насилие) выше по интенсивности, чем предыдущие. Часто конфликт после первого инцидента развивается дальше как череда конфликтных событий. Взаимные конфликтные действия видоизменяют, усложняют первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Схема развития Э. к.: переход от переговоров к борьбе - борьба накаляет эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия - это ведет к интенсификации борьбы и т. д. Э. к. характеризуется: сужением когнитивной сферы в организации поведения и деятельности; вытеснением адекватного восприятия друга образом врага; ростом эмоционального напряжения; переходом от аргументов к претензиям, личным выпадам; применением насилия; потерей первоначального предмета разногласий; ростом иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризацией; деиндивидуализацией и делегитимизацией оппонента; расширением границ конфликта; увеличением количества участников. Психологическим механизмом Э. к. является регрессия сознания. См. Регрессия сознания (в конфликте).

ЭСКАПИЗМ

ЭСКАПИЗМ (англ. escape - бежать, спастись) - невротическое бегство от реальности, например, в мир фантазий.

ЭСКИРОЛЯ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ЭСКИРОЛЯ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (Esquirol, 1838) - методологические положения учения J. E. D. Esquirol, которые включают следующие требования к психиатрическому исследованию: 1. анализ симптомов психического расстройства; 2. поиски причин психического расстройства; 3. изучение течения психического расстройства и возможных его исходов; 4. формулирование общих принципов терапии психического расстройства.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать, рассматривать изображения, иллюстрации в книгах. В подростково- юношеском возрасте они становятся способными хотя бы частично улавливать те эмоции, которые поэты, художники, композиторы вкладывают в свои произведения, без чего теряется способность чувствовать смысл эстетических объектов, они превращаюся в нагромождение деталей ихображаемого.. В психопатологии роль психического расстройства на эстетическое восприятие изучена недостаточно, но известно, что часто она снижается или даже извращается.

* * *

[феч. aisthetikos относящийся к чувственному восприятию] - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, т.е. с особым эмоциональным отношением (базирующемся на восприятии ценности индивидуального человеческого существования). Подобное отношение формируется у ребенка в общении со взрослым, в условиях специально организованного воспитания и обучения (на основе различных конституциональных предпосылок). В ходе такого обучения детям открывается неутилитарная ценность всего окружающего, появляется чувство эмоционально-духовной сопричастности воспринимаемому, т.е. развивается эстетическое отношение к миру. Э. р. начинается уже в раннем возрасте. Существуют определенные возрастные особенности в развитии у ребенка эстетического отношения к миру. Маленькие дети могут переживать, например, чувство радости при восприятии ярко окрашенных предметов, или при выполнении собственных ритмических движений, а также обнаруживать определенную чувствительность к отдельным произведениям литературы, музыки, живописи. С помощью взрослого ребенок постигает содержание произведений искусства как специфического продукта человеческой культуры. В дошкольном и младшем школьном возрасте эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются, в основном,переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия, а наибольшее значение для детей имеют изображенные в них события. В подростковом возрасте и в юности отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами, раскрывающими сложный внутренний мир человека и воплощенными в художественных особенностях произведениями. Важную роль в Э. р. цетей играет их собственная художественная деятельность: рисование, лепка, музицирование и др. Н. И. Ганошенко

ЭСТРОГЕНЫ

ЭСТРОГЕНЫ - общее название стероидных гормонов, продуцируемых яичниками, в меньшей степени корой надпочечников и в очень малом количестве яичками: 1. эстрадиол, 2. эстрон и продукт их метаболизма 3. эстриол. Эстрогены ответственны за морфогенез половых желёз и развитие большинства женских вторичных половых признаков, формирование грудных желёз, созревание половых органов, отложение жира в теле и циклические изменения в матке во время менструального периода. Рост подмышечных и лобковых волос определяется андрогеном андростенедионом.

* * *

женские половые гормоны (эстрадиол, эстриол, эстрон), вырабатываемые фолликулами яичников, плацентой, частично корой надпочечников и семенниками. Э. способствуют развитию вторичных половых признаков, подготовке репродуктивной системы к беременности. Подобно андрогенам, Э. оказывают многостороннее влияние на обмен веществ.

ЭСХАТОЛОГИЯ

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos - последний, конечный логия) - учение о конечных судьбах мира и человека. Пока что это не наука, а скорее смутные и часто мрачные предчувствия того, что ждёт человечество и мир в будущем.

ЭТАЛОН

ЭТАЛОН (фр. etalon) - 1. образцовая мера единицы измерения; 2. отправная точка, стандарт, на которые опираются при принятии решения; 3. основа, на которой что-то строится или к которой присоединяется.

ЭТАП

ЭТАП (фр. etape) - 1. отдельный момент, стадия в развитии чего-либо; 2. отрезок дистанции в спортивных состязаниях; 3. пункт для отдыха, питания, медицинской помощи на пути следования войск.

ЭТАП КОНФЛИКТА

ЭТАП КОНФЛИКТА (фр. йtape) - отдельный момент, отрезок времени, часть периода в динамике конфликта, отличающийся от др. структурными и динамическими характеристиками.

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА (от франц. etape - стадия...) - отдельные стадии выполняемой оператором деятельности. Обычно выделяют четыре Э. д. о. 1. Прием информации. Содержанием этапа является формирование перцептивного (чувственного) образа реальной ситуации. Выполняемые действия: обнаружение, различение, опознание, декодирование. В результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта; информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения. 2. Оценка и переработка информации. Содержанием этапа является формирование оперативного образа. Выполняемые действия: сопоставление заданных и текущих параметров (режимов) СЧМ, анализ и обобщение информации, выделение критичных объектов и ситуаций, определение очередности обработки информации и т. п. 3. Принятие решения. Содержанием этапа является формирование последовательности целесообразных действий для достижения дели на основе преобразования исходной информации. Выполняемые действия: поиск, выделение, классификация и обобщение информации о проблемной ситуации; сопоставление текущих (оперативных) образов с эталонами и оценка сходства между ними; коррекция образов; выбор эталонной гипотезы или построение ее; принятие принципа и программы действий. 4. Реализация принятого решения. Содержанием этапа является осуществление управляющих воздействий путем использования выходных «каналов» человека: моторного (двигательного) и речевого. Выполняемые действия: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки (ноги) к органу управления и манипуляции с ним. На каждом из этапов оператор выполняет самоконтроль своих действий, который является важным средством повышения надежности работы оператора. Первые два этапа в совокупности называют получением информации, последние два - ее обслуживанием (реализацией). Обслуживание может быть немедленным, когда оператор фактически переходит от первого этапа к последнему (действие по схеме «стимул-реакция»), либо отсроченным, развернутым во времени, когда оператор фактически выполняет все четыре этапа.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА - основные структурно-логические компоненты процесса его исследования. Известно восемь основных этапов научного анализа конфликтов (В. А. Ядов). 1. Составление программы исследования конфликтов. 2. Определение конкретного объекта изучения (выборка). Невозможно изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего нас аспекта конфликтного взаимодействия. Если, напр., конфликтолога интересует состояние конфликтности взаимоотношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все взаимоотношения между всеми без исключения сотрудниками. Да это и не нужно делать, т. к. состояние конфликтности взаимоотношений в организации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации. Выборка - часть генеральной совокупности, которая реально изучается. 3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов, которая представляет собой систему методов и процедур, используемых в процессе изучения конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации. 4. Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оценка достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. 5. Сбор первичной конфликтологической информации сопровождается контролем достоверности и надежности получаемых данных. 6. Качественная и количественная обработка собранных данных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, но может и выходить за их рамки. На данном этапе основной метод - содержательный теоретический конфликтологический анализ. Значительно расширяет его возможности обоснованное и грамотное использование математических методов, компьютерной техники. 7. Анализ и объяснение полученных результатов заключаются в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодействия. 8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций завершают процесс исследования. Для повышения эффективности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии.

ЭТАПЫ ПСИХИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ

ЭТАПЫ ПСИХИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ - существуют разные систематики психического развития. Так, Г.К.Ушаков (1973) различает: 1. моторный этап психического созревания, на котором ребёнок овладевает своим телом (длится в течение 1-го года после рождения); 2. сенсомоторный этап психического созревания, на котором формируются важнейшие двигательные навыки, включая речь (длится с 1-го года до 3-х лет); 3. аффективный этап психического созревания, на котором происходит дифференциация эмоциональных реакций (длится от 3-х до 12 лет); 4. идеаторный этап психического созревания, на котором формируются высшие уровни мышления, чувства, самосознания. По мнению В.В.Ковалёва (1979), следует различать такие этапы психического развития. 1. соматовегетативный этап развития, на котором ребёнок овладевает телом, созревают нервные механизмы контроля внутренними органами, развивается сенсомоторное мышление, начинается развитие речевого мышления. Кроме того, в это время быстро развивается речь, формируются основные привязанности, происходит половое отождествление (возраст до 3-х лет после рождения). 2. психомоторный этап развития, на котором формируются сложные моторные навыки, в том числе школьные навыки, развивается наглядно - образное мышление (длится с 4-х до 10 лет). 3. аффективный этап развития, на котором происходит созревание и дифференциация эмоциональной сферы, развивается образное мышление (длится с 7 до 12 лет). 4. эмоционально-идеаторный этап развития, на котором формируются высшие формы умственной деятельности, чувства, самосознание (длится с 12 до 18-20 лет). Выделение упомянутых этапов развития имеет существенное значение для понимания и систематики психических расстройств в детском и подростково-юношеском возрасте.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА - периоды наиболее интенсивного увеличения массы головного мозга у детей: 1. от трёх до десяти месяцев; 2. от двух до четырёх лет; 3. от шести до восьми лет; 4. от четырнадцати до шестнадцати лет. В итоге масса мозга с 400 грамм при рождении увеличивается до 1600 грамм к моменту окончания пубертатного периода. Указанные периоды роста мозга совпадают по времени с критическими периодами развития детей, во время которых они становятся наиболее уязвимыми к различным вредностям и когда чаще впервые возникают психические отклонения.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ - согласно Г.К.Ушакову (1973), существует пять таких этапов: 1. бодрственное сознание (первый год после рождения); 2. предметное сознание (от 1-го года до 3-х лет); 3. индивидуальное сознание (возраст от 3-х до 9 лет); 4. коллективное сознание (возраст от 9 до 16 лет); 5. социальное сознание (возраст от 16 до 22 лет).

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА - различаемые по эффективности и осознанности компонентов действия промежутки процесса формирования навыка. Выделяют шесть этапов: 1) начало осмысления (понимание цели, смутное понимание средств, грубые ошибки исполнения); 2) сознательное, но неумелое использование (осознание средств и способов выполнения, неустойчивость выполнения при концентрации внимания, много лишних компонентов); 3) автоматизация (повышение качества исполнения при ослаблении интенсивности внимания, устранение лишних компонентов); 4) высокоавтоматизированный навык (точное экономное, устойчивое выполнение, превращение действия в элемент более сложного действия); 5) деавтоматизация (возвращение на второй этап); 6) вторичная автоматизация (возвращение на четвертый этап).

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ -

В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов (Ушаков Г. К.):

- до 1 года - бодрствующее сознание;

- от 1 года до 3 лет - предметное сознание;

- от 3 до 9 лет - индивидуальное сознание;

- от 9 до 16 лет - коллективное сознание;

- от 16 до 22 лет - рефлексивное, высшее социальное сознание. Первый этап формирования сознания характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом наблюдаются первые реакции на окружающую среду - первые элементы сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании и др. В этом возрасте описаны своеобразные состояния сытого бодрствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окружающими, не реагирует на слова матери, хотя не спит и глаза у него открыты, мимика ребенка выражает полное удовлетворение.

На втором этапе формирования сознания (предметное сознание) главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Сознание ребенка дополняется представлениями о предметах и явлениях, объем этих представлений увеличивается с того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На данном этапе формирования сознания ребенок пока не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «я».

На третьем этапе формирования сознания (индивидуального) появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, отдифференцирование от других предметов действительности. Сознание собственного «я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.

Для четвертого этапа формирования сознания (коллективного) характерно появление более дифференцированных представлений о предметах действительности, о себе, о простейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде становятся отчетливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания.

На пятом этапе формирования подросток приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и их последствий. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста, а именно к 20-22 годам.

ЭТАПЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЭТАПЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - см. Эмоции.

ЭТИКА

ЭТИКА (греч. ethos - обычай; характер) - 1. философское учение о морали, причинах и условиях возникновения моральных норм, сущности, а также понятийных и императивных её форм. Предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальной этики - нравственности под углом зрения социальной жизни; индивидуальной этики - моральная жизнь отдельных индивидов; 2. система норм нравственного поведения индивида, социальной группы, например, врачебная этика. Самым поразительным и невольно вызывающим восхищение является то факт, что возникшая, повидимому, ещё в дописьменной древности этика врача и по настоящее время является высочайшим достижением человеческого разума, в отличие от бесчисленных вариантов узко-профессиональной корпоративной этики; 3. биомедицинская этика - междисциплинарная область исследований, имеющая своим предметом ценностные аспекты деятельности врачебного сообщества, этические проблемы взаимоотношения врача и пациента, вопросы социальной политики в области здравоохранения, а также трансплантации органов, применения новых технологий деторождения, клонирования, генной инженерии, использования бластомеров (стволовых клеток) в лечебных целях и др.; 4. общекультурные факторы социальной среды.

* * *

(от греч. ethike, от ethos - обычай, нрав, характер) - философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и Э., которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией. «Этика» Спинозы - учение о субстанции и ее модусах. Э. - наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной Э. как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее Э. гетерономной, исходящей из каких-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В ХХ в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» Э. долга разработали «материальную» (содержательную) Э. ценностей. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла, морального конфликта, морального выбора.

ЭТИКА БИЗНЕСА

ЭТИКА БИЗНЕСА - философская дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Представляет собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких как организаторское поведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг. Наиболее разрабатываемыми вопросами в Э. б. являются следующие: проблема этического релятивизма, взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, проблема антропоцентризма, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые др. К началу 80-х гг. ХХ в. Э. б. стала важнейшим предметом изучения для профессионалов бизнеса и менеджмента. По Э. б. издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США, а также некоторые университеты включили Э. б. в свои учебные программы.

Изучение Э. б. в вузах ставит своей целью повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентаций и этических стандартов бизнеса, овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни. В настоящее время курс Э. б. включен в учебные планы некоторых вузов России (МГИМО, РЭА им. Г. В. Плеханова, МАСИ и др.). Нарушение российским бизнесом Э. б. является одной из типичных причин конфликтов не только в организации, но и на более высоком уровне. Бизнес, пренебрегающий Э. б., обществу не нужен. Он конфликтогенен, вреден морально и бесперспективен экономически.

ЭТИКА КОНФЛИКТОЛОГА

ЭТИКА КОНФЛИКТОЛОГА (греч. еthike от ?thos - нрав, обычай) - реализация конфликтологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения, этического кодекса конфликтолога. В исследовательской деятельности Э. к. заключается в соблюдении нравственных правил и принципов поведения ученых. Деятельность конфликтолога как посредника предполагает соблюдение ряда норм. См. Этический кодекс конфликтолога

ЭТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЭТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ - совокупность норм и правил внутри - и межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп.

В процессе совместной деятельности люди вступают между собой в нравственно-психологические отношения не только как члены каких-либо политических, профессиональных, демографических или культурных общностей, организаций и общественных движений, но и в качестве граждан государств, представителей определенных народов (этносов, национальностей). В результате складывается система их нравственных обязанностей, требований к жизни, деятельности и поведению, образуя особую этику, которую обычно называют Э.н.о.

В настоящее время сложились определенные представления о содержании такой этики, основные требования к которой сводятся к следующему:

1) Есть народы большие и малые по численности, находящиеся на разных уровнях культурно-исторического и этнического развития, но нет народов больших и малых по духовно-нравственному потенциалу, по их способности к дальнейшему развитию и совершенствованию; национальная личная автономия индивида является - важным моментом обнаружения им своей общественной сущности, а уважение национальных чувств и традиций- конкретным выражением человеческого достоинства;

2) Моральной оценке и суду подлежат не народ или нация, а отдельный индивид, независимо от своей национальной принадлежности; условием такой оценки может быть только личная автономия индивида, которую он впервые обретает в рамках существования нации.

Э. н. о. морально осуждает любые формы национальной дискриминации, ненависти и розни, национальное или расовое превосходство, утверждение исключительности или, наоборот, ощущение этнической неполноценности. Она не приемлет политики, ведущей к местничеству, национальной ограниченности и замкнутости, оскудению самобытности культурного братства народов.

Нормы и ценности Э. н. о. ориентируют на сотрудничество и солидарность народов в ходе их прогрессивного развития, в случаях их социальных потрясений или природных катастроф, на осуществление требований социальной справедливости в сфере национальных отношений, на преодоление иждивенческих настроений, стимулирование инициативы, разумное использование природных и других ресурсов национальных регионов.

Э. н. о. является составной частью культуры межнационального общения (см.). В процессе такого общения люди разных национальностей находят "общий язык", обмениваются действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями.

ЭТИКА ПСИХОЛОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ЭТИКА ПСИХОЛОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ -

реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношении с коллегами , научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. Наряду с универсальными этическими принципами и нормами, значимых для всех категорий ученых 9научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных; отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, от поспешных выводов на основе непроверенных данных; отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами в науке и т.д.), ученый психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемого, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности неразглашения сообщенных респондентами сведений, следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. В том случае, если во избежание сознательного или не осознаваемого искажения даваемых испытуемым требуется скрыть от него научные цели, то о них должно быть сообщено по завершению эксперимента. Если участие в исследовании предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому должна быть предоставлена безоговорочная возможность при желании отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права слагать с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.

ЭТИКЕТ

ЭТИКЕТ - совокупность правил хорошего тона, в том числе речевых.

- Что до того, как вести себя, соблюсти тон, поддержать этикет, множество приличий самых тонких… то в этом они опередили даже дам петербургских и московских (Н. Гоголь, Мертвые души).

- Ловко и тонко, то с далекими подходами, то с неожиданной, сбивающей сына с толку прямизной [Марфа Андреевна] расспрашивала его: где он, у кого бывает в Петербурге, каких людей знает, и, наконец, прямо спросила: а с кем же ты живешь? Плодомасов понял, что вопрос материн предложен не в прямом его смысле, и гвардейская этикетность его и собственная скромность возмутились этим бесцеремонным вопросом (Н. Лесков, Старые годы в селе Плодомасове).

ЭТИКЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ЭТИКЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ - установленный порядок, набор правил, определяющий поведение людей, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности.

Э. н. является устойчивым и общепринятым порядком поведения. Правила Э. н. воплощают внешнюю "нормативную" культуру поведения, являются соглашением между представителями нации об общепринятых формах поведения. Особое значение приобретает Э. н при поведении людей в ходе праздничных мероприятий, во время которых он приобретает ритуальный характер.

Элементы Э. н. тесно взаимопереплетены с национальными традициями и обрядами. Э. н. является формой общественного контроля за поведением каждого человека. Нарушение правил Э. н. влечет за собой санкции общества по отношению к индивиду, нарушившему правила.

Э. н. принадлежит к общей культуре этнической группы, общности. Уровень овладения правилами и нормами Э. н., отношение индивида к ним, использование правил Э. н. в процессе взаимоотношений с другими индивидами свидетельствует об этнической идентичности.

Многочисленные правила Э. н. классифицируются в соответствии со сферами общественной жизни, в которых осуществляется жизнедеятельность индивида: Э. н. определяет правила, регулирующие порядок знакомства, приветствия, прощания; правила ведения беседы, посещения и приема гостей, поведения за столом; правила взаимоотношений между людьми разных поколений; правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной; семейные, родственные отношения и т. д.

ЭТИКЕТ ПИСЬМА (КУЛЬТУРА ПИСЬМА)

Нельзя писать слишком длинно и сумбурно (бытовое письмо и др.). Следует соблюдать правильное оформление письменной работы (оставление полей, нумерация страниц и др.), полное соблюдение правил орфографии и пунктуации; не должно быть множества сокращений (только общепринятые). Один из важных признаков культуры письма - четкий и аккуратный почерк. Неразборчивый почерк - характерная черта небрежности, неуважительности (пишущий и не думает о том, что чтение им написанного вызовет у кого-то затруднения), поэтому к его сообщению тоже могут отнестись неуважительно: в написанное неряшливо не будут вникать, вообще не будут читать.

ЭТИМОЛОГИЯ

ЭТИМОЛОГИЯ (греч. etymon - истина логия) - 1. происхождение слова; 2. раздел языкознания, изучающий происхождение слов и иных лингвистических форм.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ CЕНИЛЬНОЙ ДЕМЕНЦИИ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ CЕНИЛЬНОЙ ДЕМЕНЦИИ -

Многие геронтопсихологи относят сенильную деменцию к эндогенно-органическим психическим заболеваниям и рассматривают ее как выражение патологического старения всего организма и мозга.

Определенное значение в развитии сенильной деменции придается наследственным факторам. Доказано, что риск возникновения такого типа психических расстройств у родственников больных старческим слабоумием существенно выше, чем у остального населения.

Известная роль в развитии сенильной деменции отводится тяжелым соматическим заболеваниям. Предполагается, что возникновению сенильной деменции способствуют возрастная недостаточность иммунных систем и аутоиммунные процессы, приводящие к деструктивным изменениям в центральной нервной системе.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ АЛКОГОЛИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА -

В этиологии болезней Альцгеймера и Пика определенное значение придается генетическим факторам. У большинства больных пресенильными деменциями наследственность психопатологически не отягощена. Вместе с тем выявляются семейные случаи болезней Альцгеймера и Пика. Для родителей, братьев и сестер лиц, страдающих болезнями Альцгеймера и Пика, риск возникновения пресенильной деменции выше, чем в общем населении.

При этих формах психической патологии обнаружены разнообразные отклонения в синтезе белков и их функциях на клеточном уровне, установлены нарушения взаимодействия нейротрансмиттерных систем, сниженная концентрация аце-тилхолина, катехоламинов и повышенное содержание некоторых микроэлементов в мозговых тканях. С этими биохимическими сдвигами гипотетически связывают атрофию головного мозга, являющуюся анатомической основой болезней Альц-геймера и Пика.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ -

Гипертоническая болезнь - одно из самых распространенных заболеваний, с которым встречаются врачи многих специальностей, в том числе и психиатры. Вопросы этиологии и патогенеза гипертонической болезни, так же как ее профилактика и лечение, относятся к числу чрезвычайно актуальных проблем современной медицины. Гипертоническая болезнь возникает в результате более или менее интенсивных и длительных состояний психического напряжения, вызываемых различными психогенными (психотравмирующими) моментами. Проще говоря, изменения сосудистого тонуса, лежащие в основе гипертонической болезни, обусловлены (путем очень сложных нейрогумо-ральных механизмов) психогенно возникающими нарушениями высшей нервной деятельности. Однако психогенно вызванные состояния аффективного напряжения, имеющие огромное значение в происхождении гипертонической болезни, не являются единственным патогенным воздействием. Имеют значение и такие факторы, как наследственные особенности, возрастное предрасположение, эндокринные сдвиги. Гипертоническая болезнь может быть связана также с поражением сосудов почек снижением почечного кровотока.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ИНВОЛЮЦИОННОЙ ДЕПРЕССИИ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ИНВОЛЮЦИОННОЙ ДЕПРЕССИИ -

В настоящее время наиболее широко распространена концепция, в соответствии с которой функциональные психозы позднего возраста возникают в результате сочетанного действия целой группы факторов, прямо или косвенно связанных с инволюцией. К важнейшим из них относят, наряду с биологическим и психологическим старением, психические травмы и соматические вредности. Определенная роль в генезе этих психозов отводится неблагоприятным социально-психологическим последствиям старения: уход на пенсию, социальная изоляция, жилищно-бытовое и экономическое неблагополучие. За рубежом получила признание гипотеза, в соответствии с которой функциональные психозы позднего возраста (особенно инволюционные параноиды) рассматриваются как неосознаваемые защитные реакции личности на ситуацию старения.

На настоящий момент доказана наследственная предрасположенность к различным функциональным психозам позднего возраста. Многим больным инволюционной депрессией преморбидно свойственны черты тревожной мнительности, гипотимный эмоциональный фон. Большинство больных инволюционным параноидом изначально отличаются бескомпромиссностью, прямолинейностью, неуживчивостью, психической инертностью.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ КЛИМАКТЕРИЧЕСКИХ НЕВРОЗОПОДОБНЫХ РАССТРОЙСТВ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ КЛИМАКТЕРИЧЕСКИХ НЕВРОЗОПОДОБНЫХ РАССТРОЙСТВ -

Неврозоподобные расстройства - одно из ведущих и типичных проявлений патологического климакса. Они являются следствием наступающих в ходе климакса нейроэндокринных сдвигов, нарушения, а в дальнейшем и прекращения гормональной функции яичников. Определенное патогенетическое значение придается нарушениям деятельности диэнцефалона, гиперфункции щитовидной железы и общим процессам старения.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА -

До настоящего времени этиологические факторы развития маниакально-депрессивного психоза неизвестны, однако выявлено несколько закономерностей в развитии этого заболевания. К ним относятся наследственное предрасположение, биохимические и биологические изменения в организме, возраст, пол и конституционные особенности. Этим факторам придается то или иное значение в различных предположениях развития заболевания, но в единую гипотезу они пока не объединяются.

Риск заболевания маниакально-депрессивным психозом у сибсов и дизиготных близнецов составляет 20-25 %, у монозиготных - 66-96 %, в связи с этим высказывается предположение о доминантной передаче болезни с эффектом одного гена и его неполной пенетрантностью. Существует точка зрения, что именно пол определяет эту пенетрантность и именно у больных женщин. Высказывается гипотеза, что возможна связь сцепления генов, участвующих в развитии аффективных психозов, с Х-хромосомой.

Патогенез маниакально-депрессивного психоза связан с нарушением синаптической передачи в системе нейронов гипоталамуса и других базальных отделов мозга, которые связаны с формированием таких особенностей психики, как бодрствование, скорость психических реакций, фон настроения, аффективные состояния. В центре внимания оказывались аминовые системы дофамина, норадреналина, фенил-этиламина и серотонина. Возникновение депрессии пытались объяснить нехваткой нейромедиаторов (норадреналина и се-ротонина) в синаптических щелях. Это соответствовало инги-бированию обратного захвата нейромедиаторов трицикличе-скими антидепрессантами. Однако постепенно выяснилось более сложное и комплексное действие антидепрессантов, нельзя было не учитывать роль пре- и постсинаптических рецепторов и активность других ферментов, в том числе моно-аминоксидазы.

Результаты биохимических исследований при маниакально-депрессивном психозе противоречивы. По-видимому, основное биологическое нарушение состоит в дезинтеграции комплексного взаимоотношения центральных систем, связанного со сдвигами и количественными отклонениями цир-кадных ритмов биогенных аминов и их метаболитов.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМАХ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМАХ -

В остром периоде черепно-мозговой травмы все расстройства обусловлены механическим повреждением и отеком мозговой ткани, развивающимися гемодинамическими нарушениями и гипоксией мозга. Считают, что диффузный невоспалительный отек развивается в первые дни, достигая наибольшей выраженности к середине первой недели.

Определенное значение придается блокаде проведения импульсов в синапсах, сдвигам в медиаторном обмене и нарушению функции ретикулярной формации ствола мозга и гипоталамуса.

При легких травмах мозга наблюдается незначительное нарушение структуры нервных клеток, которое может не привести к их гибели, функция их через некоторое время восстанавливается; при тяжелых травмах нервные клетки необратимо повреждаются и гибнут, место их замещается либо соединительной тканью (глиозный рубец), либо жидкостью (киста).

В ряде случаев наблюдается нарушение синаптических связей между нервными клетками - травматическая асинапсия.

Патогенез психических нарушений отдаленного периода черепно-мозговой травмы различен, характер и выраженность расстройств обусловлены тяжестью травмы, возрастом больного, дополнительными вредностями. Большое значение имеют повторные травмы, присоединившийся алкоголизм и патологический сосудистый процесс. Возникновение состояний помраченного сознания и пароксизмальных расстройств связано чаще всего с ликвородинамическими нарушениями и локализацией травматического поражения.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ -

Причинами аддиктивного поведения являются социально-психологические факторы. Основные мотивы начала злоупотребления разделяют на гедонистические (желание испытать необычно приятное состояние), атарактические (стремление «забыться», «отключиться от неприятностей», ослабить действие эмоциональных стрессов) и субмиссивные (подчинение влиянию других людей, конформность в компаниях).

Природа психической зависимости остается невыясненной. Согласно гипотезе И. П. Анохиной, она связана с дефицитом дофамина и норадреналина в гипоталамической области мозга. Гипотеза предполагает существование единого патогенетического механизма зависимости от всех известных веществ - от алкоголя до опиатов. Однако далеко не все средства, используемые злоупотребляющими, способны заменять друг друга. В патогенезе опийных наркоманий нельзя не учитывать существование «эндогенных опиоидов» - эндорфинов и энкефалинов и специальных опиатных рецепторов в мозге, способных их связывать. Стимуляторы типа эфедрина и пер-витина химически сходны с эндогенными катехоламинами.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ОБЩИХ И МОЗГОВЫХ ИНФЕКЦИЯХ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ОБЩИХ И МОЗГОВЫХ ИНФЕКЦИЯХ -

Психозы в течение общих инфекционных заболеваний и внутримозговых инфекций возникают не всегда. Развитие психоза определяется особенностями инфекции. Например, при таких заболеваниях, как сыпной тиф, бешенство, психозы развиваются всегда. Другие инфекционные заболевания (дифтерия, столбняк) значительно реже сопровождаются психическими расстройствами. Существует точка зрения, что острые психозы с помрачением сознания развиваются при воздействии интенсивных и непродолжительных вредных факторов, протрагированные же психозы, близкие по клинической картине к эндоформным, возникают при длительном воздействии этих факторов (Э. Крепелин). Важную роль в развитии психоза играет возраст больного. У пожилых людей инфекционные психозы протекают абортивно, в то время как у детей они отличаются большой остротой. Женщины чаще подвержены инфекционным психозам. Стойкие необратимые психические нарушения при инфекционных заболеваниях определяются морфологическими изменениями в головном мозге.

Клиническая картина психических расстройств отражает степень интенсивности и прогредиентности поражения головного мозга. В основе эпидемического энцефалита лежат сосудисто-воспалительный и инфильтративный процессы в сером веществе головного мозга. Хроническая стадия сопровождается дегенеративными изменениями в нервных клетках и вторичным разрастанием глии. В основе лейкоэнцефалита лежит атрофия белого вещества больших полушарий мозга.

Возбудителями энцефалитов являются различные вирусы, бактерии, риккетсии, грибы, простейшие, гельминты.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ СИФИЛИСЕ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ СИФИЛИСЕ -

Этиологическим фактором, приводящим к развитию патологии, является бледная трепонема. По характеру патологических изменений выделяют следующие виды сифилитического поражения мозга.

Менингиты и менингоэнцефалиты. Наиболее характерно поражение мягкой мозговой оболочки (лептоменингит), заключающееся в инфильтрации ее ткани лимфоцитами, плазматическими клетками и фибробластами. Нередко патологический процесс из мягкой мозговой оболочки проникает по сосудам к соединительным перегородкам в вещество мозга, вызывая явления менингоэнцефалита. Преимущественная локализация лептоменингита - основание мозга, и лишь иногда встречается воспаление мягкой оболочки выпуклой (конвекситатной) поверхности больших полушарий.

Эндартерииты. Наступает пролиферация интимы (разрастание эндотелия), инфильтрация клеточными элементами среднего и адвентициального слоев сосудистой стенки. Указанные изменения в одних случаях могут привести к разрыву сосуда с последующим кровоизлиянием (инсульт), в других - к облитерации его просвета, нарушению питания соответствующих участков мозга и гибели нервной ткани. Закупорка крупных церебральных сосудов приводит к образованию в мозге очагов размягчения.

Изолированные гуммы. Гуммозные узлы возникают в результате разрастания грануляционной ткани вокруг облитерирован-ных сосудов в веществе мозга и мягкой мозговой оболочке. Бывают единичными и множественными и в зависимости от величины могут более или менее глубоко проникать в ткань мозга. Особенно глубоко проникают в мозг солитарные гуммы, так как они иногда достигают размера грецкого ореха и даже более. Клиническая картина при этом нередко сходна с клиникой опухолей мозга.

Несмотря на выраженные патологоанатомические данные, патогенез сифилиса мозга нельзя связывать только лишь с локальными повреждениями. Патогенетические механизмы зависят и от токсических воздействий, и от изменения реактивности организма (в частности, характерных для третичного периода явлений неспецифической аллергии), и от расстройств обмена веществ (общих и местных), таких, например, как обнаруженное гистохимическими методами исследования изменение углеводного обмена в мозге.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ -

Причиной реактивных психозов является психическая травма. Следует отметить, что психическая травма не у каждого человека вызывает реактивный психоз и даже не всегда у одного и того же человека. Все зависит не только от психической травмы, но и от ее значимости в данный момент для данного человека и еще от состояния нервной системы этого человека. Легче возникают болезненные состояния у людей, ослабленных соматическими болезнями, длительным недосыпанием, утомлением, эмоциональным напряжением.

Для таких реактивных психозов, как аффективно-шоковые реакции, не имеют большого значения преморбидные особенности личностей. В данной ситуации действует сила и значимость психической травмы - угроза жизни.

При истерических психозах болезнь возникает по механизмам внушения и самовнушения и по механизмам защиты от непереносимой для личности ситуации. В возникновении истерических психозов, по-видимому, играет роль механизм представления о психических болезнях, распространенный у недостаточно грамотных и образованных людей: «сошел с ума», «превратился в ребенка». Истерические психозы утратили свое своеобразие и четкость. В ситуациях субъективно значимых главная роль принадлежит преморбидным особенностям личности.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОПАТИЙ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОПАТИЙ -

Выделяют три разные в этиопатогенетическом отношении группы психопатий.

1. Конституциональные («ядерные») психопатии. Обусловлены генетическими факторами. Обычно у кого-то из родителей, сиблингов или других кровных родственников удается выявить сходные психопатические черты. Предполагается, что психопатические качества передаются от матери к сыну, от отца к дочери. Конкретные механизмы наследования не установлены.

Для конституциональных психопатий характерны раннее, в детском возрасте появление патохарактерологических свойств, часто вне связи с неблагоприятными ситуационными влияниями, а также особая глубина и стабильность психопатических черт. К конституциональной группе относятся почти все случаи шизоидной и паранойяльной психопатий.

2. Органические психопатии являются результатом патологического формирования личности, обусловленного ранней церебрально-органической недостаточностью, которая связана с внутриутробными, перинатальными и постнатальными нейроинфекциями, нейроинтоксикациями и черепно-мозговыми травмами.

Органическое происхождение чаще, чем другие типы психопатий, имеют возбудимый, истерический, неустойчивый варианты патологии характера.

3. Нажитые («краевые») психопатии обусловлены длительными неблагоприятными микросоциальными влияниями в детстве и отрочестве. Имеют значение неполный дом, конфликты между родителями, неблагополучная обстановка в коллективе сверстников. Однако особенно велика роль неправильного воспитания. В разных исследованиях (В. Я. Гиндикин, А. Е. Личко) было показано, что различные варианты неправильного воспитания способствуют формированию разных патохарактерологических изменений. Например, эмоциональное отвержение (воспитание по типу «Золушка») может стать источником астенических черт характера, воспитание по типу «кумир семьи» - истерических. Гиперопека облегчает возникновение психастенических качеств, а гипоопека, безнадзорность - возбудимых.

Нажитые психопатии отличаются от конституциональных более медленным формированием, меньшей глубиной и стойкостью проявлений.

Во многих случаях прямое отнесение психопатии к конституциональной, органической группам или к группе нажитых психопатий было бы искусственным. Очень часто психопатии формируются под влиянием целой констелляции разных биологических и ситуационных вредностей.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ -

В этиологии соматогенных психических расстройств участвуют как соматогенные, так и психогенные факторы. В цепочке патогенетических звеньев участвуют различные вредные факторы: гипоксия, дисциркуляторные сдвиги, чаще - на уровне нарушения микроциркуляции, различные расстройства ионного равновесия, эндокринные сдвиги, токсико-аллерги-ческие воздействия, иммунные изменения. Значительная роль, помимо влияния патологического процесса в целом, принадлежит преморбидным особенностям личности и психотравми-рующим воздействиям в виде реакции на болезнь.

Разнообразные психотравмирующие факторы играют большую роль в целом ряде психосоматических заболеваний, таких как тяжелые сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, некоторые эндокринные заболевания.

Влияния личностных факторов, в той или иной мере участвующих в формировании соматогенных расстройств, неблагоприятно сказываются на течении основного заболевания, что усиливает тяжесть психогенных нарушений.

В этиологии и патогенезе также играют роль возрастные и половые различия.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ШИЗОФРЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ЭПИЛЕПСИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ АНОРЕКСИИ И БУЛИМИИ

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ АНОРЕКСИИ И БУЛИМИИ -

Этиология нервной анорексии и следующей за ней нервной булимии изучена недостаточно. По данным многочисленных авторов, они имеют многомерный характер. Большое значение придается семейной ситуации (доминирующая роль матери), преморбидным особенностям больных, наличию в анамнезе частых заболеваний желудочно-кишечного тракта, влиянию микросоциальных факторов. Имеют значение такие черты личности, как аккуратность, упрямство, стремление к самоутверждению, активность, нередко в сочетании с ригидностью и нерешительностью, чрезмерной привязанностью к матери. Значимы психогенные факторы, влияние окружающей микросоциальной среды. Большую роль играет дисгармонически протекающий пубертатный период.

Патогенез характеризуется сложным взаимовлиянием психических и соматических факторов. Развивающееся истощение и эндокринные нарушения отягощают психическое состояние, и между психогенными и соматогенными патогенетическими механизмами создается нечто вроде циркулярной зависимости.

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ОПУХОЛЯХ МОЗГА

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ОПУХОЛЯХ МОЗГА -

Причиной психических нарушений при опухолях мозга является сам опухолевый процесс, повреждающий мозг. В формировании психических нарушений, с одной стороны, играют роль факторы, обусловленные самой опухолью, ее локализация, гистобиологическая природа, особенности темпа роста, отек и набухание мозга, нарушения ликвородинамики, повышение внутричерепного давления, и с другой - состояние организма больного, его возраст, перенесенные ранее травмы и инфекции, эндокринные сдвиги конституциональные особенности личности, соматические заболевания.

Опухоли по локализации делятся на супратенториальные (больших полушарий) и субтенториальные (задней черепной ямки), а также на внемозговые (экстрацеребральные) и внут-римозговые (интрацеребральные), выделяются также еще внутрижелудочковые опухоли.

Среди опухолей больших полушарий около 75 % - внутри-мозговые и 25 % - внемозговые (оболочечно-сосудистые).

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ СИФИЛИСА

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ СИФИЛИСА -

Этиологическим фактором является бледная трепонема. Сифилитическая этиология прогрессивного паралича доказана клинически и лабораторно. Японский исследователь Ногу-чи обнаружил бледные спирохеты в мозге больных прогрессивным параличом.

Патогенез прогрессивного паралича остается невыясненным. Заболевают только 5-10 % лиц, страдающих сифилисом. Существуют различные предположения о роли наследственной предрасположенности, влиянии дополнительных вредных факторов, существовании особых нейротропных штаммов спирохет. Патогенез во многом определяется сложными изменениями реактивности организма. Весьма важную роль играет отсутствие или недостаточность лечения.

Прогрессивный паралич характеризуется следующими основными изменениями в мозге:

1) дегенерацией и атрофией нервной ткани (клеток и волокон);

2) воспалительными изменениями в оболочках и сосудах головного мозга;

3) пролиферативной реакцией со стороны глии.

Не все эти процессы начинаются одновременно: в I стадии болезни отмечаются воспалительные явления (диффузный лептоменингоэнцефалит), на более поздних этапах появляются дистрофические нарушения.

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У БОЛЬНЫХ СПИДОМ

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У БОЛЬНЫХ СПИДОМ -

Основные этиологические и патогенетические звенья, приводящие к возникновению у больных СПИДом психических расстройств, в настоящее время связывают с двумя факторами:

1) психическим стрессом при получении больным информации об имеющемся у него неизлечимом заболевании и связанными с ним семейными и социальными проблемами;

2) общей интоксикацей, а также тяжелыми поражениями ткани головного мозга.

Патологическая анатомия. Вирус СПИДа обладает выраженными нейротропными свойствами и может быть выделен непосредственно из мозговой ткани. По данным патоморфо-логических исследований те или иные изменения тканей головного мозга обнаруживаются в 60-90 % наблюдений.

Собственно патоморфологические изменения включают распространенную демиелинизацию, диссеминированные перивас-кулярные изменения, реактивный глиоз, микроочаговые инфаркты мозга. Эти нарушения отмечаются практически во всех структурах мозга, что и обусловливает сходство клинической картины нейроСПИДа с другими нозологическими формами, в основе которых лежат близкие в патоморфологическом отношении поражения ткани мозга. Патоморфологические изменения мозга при СПИДе могут напоминать вирусные энцефалиты различной природы, нейросифилис, токсоплазмоз, диссемини-рованные метастатические поражения, рассеянный склероз.

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ МОЗГОВЫХ АРТЕРИЙ

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ МОЗГОВЫХ АРТЕРИЙ -

Этиология и патогенез атеросклероза полностью пока еще не выяснены. Определенное значение имеет нарушение ли-пидного обмена (особенно холестеринового), приводящее к отложению липидов во внутренней оболочке артерий с последующим реактивным разрастанием соединительной ткани. Вследствие поражения сосудистой стенки происходят различной тяжести расстройства мозгового кровообращения, вызывающие те или иные поражения нервной ткани.

Для объяснения механизма поражения сосудов был предложен ряд теорий, в частности так называемая инфильтрационная теория, согласно которой ведущая роль в развитии сосудистых изменений при атеросклерозе принадлежит инфильтрации стенок артерий липидами, циркулирующими в крови.

Однако в последние годы стали появляться исследования, свидетельствующие о том, что липидной инфильтрации часто предшествуют первичные изменения физико-химического состояния сосудистой стенки (накопление в интиме мукополисаха-ридов, жирных кислот, неэкстрагируемого коллагена, частичная гипоксия тканей сосудистой стенки, изменения ее проницаемости и проникновение белков плазмы в толщину интимы).

В возникновении психических нарушений несомненное значение имеют такие факторы, как гипоксия мозга или разрушение и гибель участков нервной ткани вследствие ишемии либо кровоизлияния в мозг. Дополнительными вредными факторами, влияющими как на основное заболевание, так и на возникновение и тяжесть психических нарушений, могут быть конституционально-генетические особенности, различные интоксикации, инфекции, общесоматические заболевания, эндокринные сдвиги, общие нарушения обменных процессов, особенности питания и образа жизни, в том числе длительный и тяжелый, без необходимого отдыха интеллектуальный или физический труд.

ЭТИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ВСЛЕДСТВИЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ЭТИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ВСЛЕДСТВИЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ -

Постоянным этиологическим фактором, вызывающим психические нарушения при стихийных бедствиях и катастрофах, является психическая травма, тем более мощная, если бедствие носит массовый характер, имеет большую разрушительную силу, наступает внезапно (эффект неожиданности, внезапности). В то же время психогении при экстремальных ситуациях бывают не единственным вредным фактором: нередко они сопровождаются травмами головного и спинного мозга, травматическими токсикозами, ожогами, ранениями, кровопотерями.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КОНФЛИКТОЛОГА

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КОНФЛИКТОЛОГА - совокупность норм, правил и принципов деятельности конфликтолога, которые он обязан соблюдать при работе с конфликтом. Пока не имеет законченного оформленного вида. Тем не менее, в сообществе конфликтологов уже выработан ряд принципиальных положений, регулирующих их деятельность. К ним относят: нейтралитет по отношению к участникам конфликта; беспристрастное изучение проблемы; сохранение непредвзятой независимой позиции; конфиденциальность по отношению к информации личного порядка; доброжелательное отношение к оппонентам; принятие моральной ответственности за исход конфликта; соотношение интересов клиентов с интересами организации и общества; принятие только тех заданий, которые находятся в компетенции специалиста-конфликтолога. Кроме того, иногда указываются и др. правила поведения конфликтолога-консультанта: оказывать клиенту помощь в разработке практических решений; знакомить клиента с применяемыми методами и технологиями; не помогать клиенту при обстоятельствах, которые могут повлиять на объективность, независимость и честность с т. зр. профессионала; не оказывать услуги клиенту, если он одновременно консультируется с др. специалистом по конфликтам; не рекламировать свою деятельность, ссылаясь на успехи клиента без его согласия; сообщать клиенту неприятные факты и мнения, даже при возможности конфронтации с ним; отказывать клиенту в оказании услуг при отсутствии достаточного для совместной работы доверия с его стороны; оставаться собой, вести себя в соответствии с собственными ценностями, ожидая того же от клиента.

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА - обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые, наиболее значимые особенности языка, культуры, религии, быта. Обособляясь по национально-этническому, религиозно-общинному, языковому, культурно-бытовому признаку, такие группы образуют субэтнические, этноконфессиональные, этнолингвистические общности, которые со временем начинают претендовать на определенный этнополитический статус.

Мировая практика показывает, что от статуса, от положения этнических меньшинств зависит прочность социально-политического бытия. В нестабильной ситуации наибольший дискомфорт ощущают именно этнические группы, которые особо нуждаются в уверенности относительного обеспечения своих прав без ущемления и унижения, без риска потерять собственную самобытную культуру. Межэтнические отношения - это вид межгрупповых отношений, исторически предшествовавший всем остальным видам; Поэтому он наиболее глубоко связан с предысторией человечества, с теми психологическими закономерностями организации социального действия, которые зародились в глубине антропогенеза, развивавшегося через противопоставление "мы"-"они" по признаку принадлежности в первую очередь к этнической группе.

* * *

- часть, «осколок» этноса, которая в силу ряда причин отделена от ядра этноса и функционирует вне его. Специфические черты Э. г.: не имеет собственных государственных образований и поэтому лишена правового механизма суверенизации; люди расселены на больших расстояниях друг от друга, однако сохраняют основные этнические черты, это общности людей, отделенные от своего этноса вследствие миграции, эмиграции, депортации, изменения границ и проживающие в др. регионах, возможно, образуя этнокультурные ареалы. В современном мире продолжаются дезинтеграционные, часто конфликтные процессы, способствующие образованию новых Э. г. С др. стороны, стремление к консолидации Э. г. часто провоцирует этнические, этнотерриториальные конфликты.

* * *

(греч. ethnikos - племенной, народный) - 1. ранее термин обозначал группу людей, которые были биологически связаны между собой; 2. ныне термин означает любую, чаще относительно небольшую группу людей с общими культурными традициями и ощущением идентичности. Этнические группы могут быть расовыми, но принадлежность к расе не является их облигатным признаком. Например, они могут объединяться преимущественно историей и традицией (евреи), географией (скандинавы), историей, географией и культурой (русские), социологическим определением расы (афроамериканцы), религией (мусульмане) и др.

Предыдущая страница Следующая страница