Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "З" (часть 6, "ЗЕН"-"ЗОН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 6, "ЗЕН"-"ЗОН")

ЗЕНЬКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕРКАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ ТЕСТ

ЗЕРКАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ ТЕСТ - тест, в котором испытуемому нужно обвести контур объекта (например, ромба), видя лишь его отражение в зеркале.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО - обратное написание букв и слов (с правильной их ориентацией в зеркальном отражении). Некоторые авторы наблюдали такое письмо у пациентов с шизофренией, ранним детским аутизмом.

ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕРНИСТЫЙ СЛОЙ

ЗЕРНИСТЫЙ СЛОЙ - 1. четвёртый слой коры больших полушарий со множеством малых биполярных клеток, обладающих короткими аксонами; 2. пятый и седьмой слои сетчатки глаза с зернистой структурой.

ЗИГЛЕР

ЗИГЛЕР (Zigler) Эдвард (р. 1930) -профессор психологии и директор Исследовательского Центра Психологии развития ребенка и Социальной Политики (Йельский ун-т, Нью-Хэвен, США), правительственный консультант по вопросам защиты прав ребенка и семьи (Министерство здоровья США). Образование получил в ун-те Миссури (Канзас, 1954 г.), докт. дис. защитил в ун-те Техаса (Остин, 1958 г.). С 1959 г. преподает в Йельском ун-те. 3. является одним из наиболее известных детских психологов США, принимающих активное участие в формировании официальной политики по вопросам общего и специального школьного образования. Он автор более 600 книг и статей, чл. правлений более 20 различных правительственных и общественных организаций, деятельность которых посвящена вопросам детского нормального и девиантного развития и общего и специального школьного образования. Профессиональная деятельность 3. в психологии и педагогике осуществляется в русле трех основных направлений. Прежде всего, его работы оказывают существенное влияние на теоретические представления об умственной отсталости и практическую политику специального образования для умственно отсталых детей (А developmental approach to adult psychopathology / with Glick, M./, N.Y., Wiley, 1986). 3. был одним из первых, кто предложил рассматривать умственно отсталого ребенка как целостного человека, соединяя усилия и знания медиков, психологов и педагогов и привлекая представления о законах нормального развития для понимания и стимулирования движущих сил развития умственно отсталых детей. Он был одним из вдохновителей и организаторов Йельского проекта организации сетей социальной поддержки для семей, воспитывающих умственно отсталых детей. Результаты этого проекта показали, что создание таких сетей не только оказывает развивающее и стимулирующее влияние на самих детей, но также несет в себе образовательный положительно-эмоциональный заряд для родителей и педагогов умственно отсталых детей (Understanding mental retardation / with Hoddap, R./, N.Y., Cambridge University Press, 1986). 3. также считаетсясти одним из создателей психологического направления, известного как психопатология развития (developmental psychopathology). Теоретические работы 3., связанные с сопоставлением законов нормального и девиантного развития, составили золотую библиотеку этого направления. Они позволили обогатить психологию нормальности и девиантности его работами по психологии и педагогике умственной отсталости. 3. является одним из основателей и идеологов движения Поддержка на Старте (Head Start), начавшегося в 60-е годы в рамках государственной программы Война с бедностью и продолжающегося до сих пор (Head Start: The inside story of Americaстиs most successful educational experiment /with, Muenchow, S./, N.Y., Basic Books, 1992). Задачей этого движения является разработка образовательных и социальных программ и создание сетей социальной поддержки для детей из наиболее обездоленных слоев американского общества. 3. - лауреат 50 различных государственных и общественных премий и наград, среди которых почетные звания Герой Образования и Инноватор Образования. Е.Л. Григоренко

ЗИГОТА

ЗИГОТА (греч. zygote - соединённая в пару) - клетка, образующаяся при слиянии двух половых гамет (женской и мужской) в процессе оплодотворения. Остаётся неясным, контролируется ли процесс слияния половых клеток таким образом, чтобы предотвращать участие в нём генетически неполноценных гамет. Из зиготы в последующем развивается новый организм (или организмы, обычно монозиготные близнецы), некоторая часть продуктов деления зиготы («стволовых клеток») сохраняется, как предполагают, как резервная в разных органах и тканях организма до 40-50 лет и более.

ЗИГРИСТА ПЯТНЫШКИ

ЗИГРИСТА ПЯТНЫШКИ (описаны швейцарским офтальмологом A. Siegrist, 1865-1947) - признак гипертонической ретинопатии: неравномерные цепочечные скопления пигмента в сетчатке глаза, похожие на шнурки четок, уложенные вдоль белых и уплотненных (склерозированных) сосудов сосудистой оболочки. Является неблагоприятным прогностическим признаком.

A. Siegrist. Beitrag zur Kenntnis der arterosklerose der Augengefasse. In: IX Int. Cong. Ophthalmol., 1899: 131-139.

ЗИКА АНГИИТ

ЗИКА АНГИИТ (описан американским патологом P. M. Zeek; синоним - гиперсенситивный ангиит) - заболевание из группы глубоких аллергических васкулитов; проявление гиперчувствительности к антибиотикам, сульфаниламидам, сывороткам, йодидам и другим аллергенам. Начало острое, с высокой лихорадкой. Поражаются внутренние органы, чаще - почки, сердце, легкие, селезенка; возможно системное поражение многих внутренних органов; кожные проявления - пурпура, воспалительные пятна, узелки с некрозом, геморрагические пузыри, трансформирующиеся в эрозивно-язвенные элементы; может развиться полиартрит; в сосудах и окружающих их тканях преобладают некротические изменения. Возможен быстрый летальный исход. Показана ранняя массивная глюкокортикоидная терапия.

P. M. Zeek, C. C. Smith, J. C. Weeter. Studies on periarteritis nodosa. III. The differentation between the vascular lesions of periarteritis nodosa and hypersensitivity. [The] American journal of pathology, 1948; 24: 889-917.

ЗИММЕЛЬ ГЕОРГ

ЗИММЕЛЬ ГЕОРГ (1853-1918) - немецкий философ и социолог, один из основоположников современной социологии конфликта. В своих работах З. выделил относительно устойчивые формы взаимодействия, лежащие в основе общественных отношений, такие как конкуренция, договор, авторитет, подчинение, сотрудничество; рассматривал конфликт как вид конкуренции, спор, разногласие, психологически обусловленное явление, как одну из форм социализации; развитие культуры определял через ряд конфликтов (содержания и формы, души и духа, «субъективной» и «объективной» культур); указал на наличие у конфликта интегрирующего аспекта, вследствие которого разрешается «дивергентный дуализм» и достигается некоторое единство; доказал, что конфликт является необходимой предпосылкой развития общества и поэтому он функционален; определил роль третьей стороны в конфликте.

ЗИНЧЕНКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗИПФА ЗАКОН

ЗИПФА ЗАКОН - обобщение, согласно которому существует равновесие между однородностью и различием (сам автор закона страдал, похоже, аритмоманией, натолкнувшей его на это обобщение). Например, это соотношение между частотой слова в тексте и такой же частотой соответствующего явления действительности (графически оно отражено кривой Зипфа). Считается, что это соотношение является результатом определённых стохастических процессов, а не выражением биологического "наименьшего усилия", как думал Д.К.Зипф.

ЗЛО

ЗЛО - отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению, является противоположностью добра. З. именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека. Различают З. физическое (болезнь, стихийные бедствия и т. п.), социальное (войны, экономические кризисы, др. общественные катаклизмы) и моральное (жестокость, лживость, безнравственность и др. пороки). В индивидуальном и общественном сознании З. редко выступает открыто, как явная злонамеренность. З., как правило, скрывает себя под личиной добра (А. А. Гусейнов, 2001). З. в той или иной степени является условием возникновения или причиной большинства конфликтов. Человечество борется со З. уже несколько тысячелетий, правда, без явного успеха. Вместе с тем, такая борьба необходима, поскольку без нее З., скорее всего, окончательно восторжествует. Разработка методов профилактики З. и борьбы с ним является прямой задачей конфликтологии и конфликтологов.

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЙ

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЙ - 1. характеристика быстро прогрессирующего и не поддающегося эффективной терапии заболевания; 2. в психоанализе - иногда говорят о злокачественной истерии - возможно, частично из-за той бессознательной озлоблённости, которая при этом часто присутствует у аналитика, чувствующего своё бессилие.

ЗЛОНАМЕРЕННОСТЬ

ЗЛОНАМЕРЕННОСТЬ - желание причинить зло, вред, в том числе объективно немотивированно, не с целью отомстить. Может сочетаться с завистью, комплексом неполноценности, обидой, разочарованием в объекте. Типичная реакция - подозрение, осторожность, тревога, возмущение.

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ - индивидуально-психологическая особенность личности, состоящая в том, что человек не забывает причиненное ему др. зло и нанесенные обиды, а также не прощает их. З. является одной из личностных причин конфликтов. С др. стороны, безнаказанность стимулирует зло к новым, более масштабным злодеяниям. Много ярких примеров, подтверждающих это, можно найти в современной российской и мировой истории. Поэтому З. является конфликтогенной чертой личности, если причиненное зло мелкое, случайное, эпизодическое. Всякое серьезное зло должно быть наказано. З. следует отличать от мстительности. Зло можно помнить, но не мстить за него.

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ (ЗЛОПАМЯТСТВО)

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ (ЗЛОПАМЯТСТВО) - долгое воспоминание обид, оскорблений, причиненного вреда, неумение искренно простить и желание отомстить. Типичная реакция - досада, сожаление, настороженность, вигильность, недоверие. По Иоанну Дамаскину, злопамятство - это упорный, надолго остающийся гнев.

Будучи от природы не злопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору, и рану, мной от него полученную (А. Пушкин, Капитанская дочка).

При вспыльчивом характере, прямоте в обращении, граничившей с деспотизмом, и непреодолимом упрямстве она была непримирима и злопамятна (Г. Мопассан, Испытание).

Ее муж был груб со мною много раз - а главное, он был мировым судьей и сажал меня в тюрьму за бродяжничество. Да это еще не всё. Это миллионная доля. Он выпорол меня! - выпорол перед тюрьмой, как негра!… Надругался надо мной и умер. Но я вымещу на ней (М. Твен, Похождения Тома Сойера).

ЗЛОРАДСТВО

ЗЛОРАДСТВО - радость индивида в связи с чужим горем, неприятностями у другого, в связи с недостатками других лиц. Может сочетаться с завистью, неприязнью, презрением, но также и с положительным эмоциональным восприятием объекта, в том числе друга или любимого родственника. Может сочетаться с чувством справедливости - в случае удовлетворения наказанием, бедой другого из-за неправильного поведения. Типичная реакция при восприятии злорадства - сочувствие единомышленника или же горечь, смирение, презрение (как к низменному чувству). Может быть следствием обиды, зависти, ревности, ненависти, связано с комплексом неполноценности. Злорадство может быть смешано с удовлетворенным чувством справедливости. Ср. ситуацию в «Очерках бурсы» Н. Помяловского, когда затравленный недоброжелательством соучеников подросток радуется в душе, если кому-то из них приходится плохо.

Задетая притворной холодностью Максимилиана и кокетливыми улыбками незнакомой итальянки, она не удержалась от ядовитой насмешки, что всегда доставляло ей злорадное удовольствие (О. Бальзак, Загородный бал).

Ей было стыдно, горько, и она за миллион не согласилась бы говорить в присутствии посторонней женщины, соперницы, лгуньи, которая стояла теперь за картиной и, вероятно, злорадно хихикала (А. Чехов, Попрыгунья).

В невзгодах наших лучших друзей мы находим нечто даже приятное для себя (Ларошфуко, Максимы и моральные размышления).

Смиренный не завидует успеху ближнего и не радуется его падению (Ефрем Сирин).

Ср. зависть.

ЗЛОРЕЧИЕ, ЗЛОЯЗЫЧИЕ, ЗЛОСЛОВИЕ

ЗЛОРЕЧИЕ, ЗЛОЯЗЫЧИЕ, ЗЛОСЛОВИЕ - склонность ругать заглазно. Ср. образ Собакевича в «Мертвых душах» Н. Гоголя, страдавшего этим недостатком. Часто имеет место в беседах с «перемыванием косточек». Может указывать на общую склонность к мизантропии или на завистливый характер, комплекс неполноценности, и вряд ли субъекту надо это сознательно или несознательно показывать.

- Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал (А. Пушкин, Капитанская дочка).

Ив спальной комнате твоей не злословь богатого, потому что птица небесная может перенесть слово твое, и крылатая - пересказать речь твою (Библия, Мудрость царя Соломона).

ЗЛОСЛОВИЕ

ЗЛОСЛОВИЕ - характеристика речи, содержащей оскорбления, клевету, навет, посягательство на унижение чувства достоинства кого-либо. Вариант вербальной агрессии.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ - в наркологии - избыточное употребление психоактивных субстанций (алкоголя, наркотиков, табака и др.), предшествующее появлению зависимости от них (см. Зависимость) и не имеющее чётких границ от послднего.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ БАРБИТУРАТАМИ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ БАРБИТУРАТАМИ - зависимость от барбитуратов.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ГАЛЛЮЦИНОГЕНАМИ И ХОЛИНОЛИТИЧЕСКАЯ ТОКСИКОМАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ СЛОВАМИ (ВАРВАРИЗМАМИ)

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ СЛОВАМИ (ВАРВАРИЗМАМИ) - Речь от этого становится, с одной стороны, не очень понятной, а с другой стороны - внушающей мысль, что говорящий хочет щегольнуть своей высокой образованностью. Так, например, изъясняются персонажи комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир»: Оставьте такие разговоры. Разве нельзя о другом дискюрировать?; Я капабельна с тобою развестись; Черт; меня возьми, ежели я помышляю его менажировать; Я индиферан во всем том, что надлежит до моего отца и матери; персонажи произведений K.M. Станюковича: …нельзя отрицать такое видимое отличие цивилизованного человека от мизерабля.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ - зависимость от психоактивных лекарственных препаратов.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ТРАНКВИЛИЗАТОРАМИ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ТРАНКВИЛИЗАТОРАМИ -

Транквилизаторы могут служить для усиления алкогольного опьянения или к ним регулярно прибегают, чтобы «успокоиться», «отвлечься от неприятностей». К ним обращаются, чтобы заменить наркотики, когда невозможно их достать и нужно облегчить абстиненцию. Наиболее привлекательны для этих целей бензодиазепины: реланиум, нитразепам, аль-празолам (ксанакс), клоназепам. Большие дозы транквилизаторов, в несколько раз превышающие терапевтические, способны вызывать своеобразное опьянение. Вначале наступает чувство необычного приятного покоя, затем нарастает оглушение (отвечают с задержкой, переспрашивая, речь делается смазанной, походка - неустойчивой), которое переходит в глубокий продолжительный сон, а иногда и в сопор. Но впоследствии пробуждаются обычно даже без специальной помощи.

Токсикомания может развиться при длительном регулярном приеме. Постепенно возрастает доза, требуемая для «успокоения» и нормального сна. Вынужденный перерыв после длительного злоупотребления приводит к бессоннице, кошмарным сновидениям, постоянному чувству тревоги и беспокойства. Описаны редкие случаи физической зависимости после продолжительного злоупотребления транквилизаторами в больших дозах. В абстиненции появляются судорожные подергивания мышц, случаются эпилептические припадки и острые психозы со спутанностью.

ЗНАК

ЗНАК - 1. указание на некоторое явление, событие, процесс. Если знак сам является частью явления, он называется сигналом (например, огонь есть сигнал горения). В случаях; когда знак имеет произольный социальный или культурный компонент, он обозначается обычно как условный знак или символ; 2. признак болезни или её симптом (в психоанализе эти понятия различаются; 3. событие, способное вызывать ту же ответную реакцию, что и другое, смежное с ним (например, условный стимул в Павловских условных рефлексах); 4. жест, используемый вместо слова или понятия; 5. математическая формула, описывающая некую вычислительную операцию или набор таких операций; 6. слово, представляющее некое явление; 7. в астрономии - один из 12 знаков зодиака (созвездий, расположенных в том поясе небесной сферы, по которой движутся Солнце, Луна, большие планеты и большинство малых; зодиакальным созвездиям с древности приписывалась способность влиять на судьбы людей.

* * *

материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя другого предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение з. принимает форму понятия. Наука о з. - семиотика.

* * *

компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентации в объектах внешнего мира и управления собственным поведением и поведением других людей. Возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке структуры всех психических процессов в результате применения 3., заменяющих отдельные звенья деятельности; причем 3. перестраивает деятельность человека и ее способы, а орудие труда - объект деятельности и лишь отчасти саму деятельность. Орудийные и знаковые опосредствования составляют одну из специфических человеческих черт психики. Возникая как средство социальной связи и воздействия на других, опредмечивая и объективизируя идеальный образ действия, 3. дает возможность человеку преобразовывать собственное поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом; иными словами, 3. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции. 3. выступает в двух планах: в социальном - как продукт истории человеческой культуры (язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и др.) и в психологическом - как орудие психической деятельности конкретного человека (напр., в инженерной психологии 3. применяется как средство формирования сигналов, несущих информацию оператору).

ЗНАКОВ ЯЗЫК

ЗНАКОВ ЯЗЫК - 1. язык жестов у глухих и слабослышащих людей; 2. невербальные коммуникации, выражающие непосредствнное эмоциональное отношение человека к тому, о чём говорится или что имеется в виду.

ЗНАКОВАЯ ИНДИКАЦИЯ

ЗНАКОВАЯ ИНДИКАЦИЯ - один из способов (наряду с графической и стрелочной индикацией) представления визуальной информации оператору. С помощью знаков отображается информация о принадлежности управляемого объекта к тому или иному классу, о состоянии объекта, о различных его количественных параметрах. При этом используются различные виды знаков: буквы и цифры, абстрактные фигуры, условные символы. В последнем случае для формирования знака используют правила мнемоники. На практике используют два способа построения условных знаков: индуктивный и дедуктивный. В первом случае в качестве основы берется изображение обозначаемого объекта и затем путем упрощения одних символов и усиления других оно превращается в условный символ. При построении знаков вторым способом в качестве основы берутся абстрактные геометрические фигуры, в которые вводятся дополнительные элементы (буквы, цифры, штрихи и т. д.). Главную роль в опознании знака играет его контур. Количество дополнительных элементов знака должно соответствовать количеству признаков или свойств отображаемого объекта. В случае избыточности элементов наблюдается неоднозначность приема информации: человек приписывает объектам несуществующие признаки. При недостаточности элементов снижается надежность приема информации: при декодировании человек путает одни знаки с другими. Сложность знака оценивается по числу входящих в него элементов. Знак, состоящий только из контура (напр., геометрические фигуры), считается простым; знак, включающий кроме контура один дополнительный элемент (внешняя или внутренняя деталь, буква, цифра), является средним по сложности; знак, включающий несколько дополнительных элементов, считается сложным. Степень сложности знаков по-разному влияет на характеристики их различения и опознания. Скорость и точность различения ухудшаются по мере усложнения знака. Опознание же, наоборот, осуществляется тем лучше, чем сложнее знак. В условиях неограниченного времени наблюдения угловой размер простого знака должен быть не менее 15-18, сложного знака - 30 - 46. Размер наименьшего дополнительного элемента сложного знака должен быть не менее 8. При коротких экспозициях размер контура знака должен быть не менее Г, дополнительных деталей 30 - 40. Формирование знаков может проводиться способами знакосинтезирования, знакомоделирования либо знакогенерации. В соответствии с этим различают знакосинтезирующие, знакомоделирующие и знакогенерирующие индикаторы. Для отображения сложных сообщений с помощью 3. и. применяются формуляры. Для отображения количественных и качественных характеристик используется кодирование отображаемой информации.

ЗНАКОВЫЙ ИНДИКАТОР

ЗНАКОВЫЙ ИНДИКАТОР - индикатор, информация на котором отображается в знаковой форме (буквы, цифры, геометрические фигуры, условные знаки и др.). В зависимости от принципа формирования знака (символа) 3. и. можно разделить на знакомоделирующие, знакогенерирующие и знакосинтезирующие. Знакомоделирующие индикаторы основаны на использовании набора готовых знаков, с помощью которых информация отображается на экране или носителе информации (электролюминесцентные индикаторы, ЭЛТ, печатающие устройства и др.). Знакогенерирующие индикаторы основаны на использовании в основном ЭЛТ. В них знаки генерируются в процессе отображения и воспроизводятся на экране с помощью луча. Знакосинтезирующие индикаторы основаны на синтезе (образовании) знака из отдельных дискретных элементов. Образование знака осуществляется путем зажигания или гашения соответствующих индикаторных элементов. В знакомоделирующих и большинстве знакогенерирующих индикаторах требуемые знаки (чаще всего буквы и цифры) формируются из отдельных дискретных элементов: линий (сегментов), точек, строчек телевизионного растра. На качество воспроизведения знаков влияет число элементов, служащих для формирования знака. Установлено, что для качественного считывания цифро-буквенного алфавита число сегментов должно лежать в пределах 8-16. При растровом способе оптимальное число строчек растра, приходящееся на один знак, равно 10. Увеличение числа строк свыше 10 уже не приводит к увеличению точности считывания знаков. При точечном способе образования знаков оптимальной считается матрица 5x7 или 6x9. Дальнейшее увеличение размеров точечной матрицы уже не приводит к повышению качества чтения знака. При этом оптимальное отношение высоты знака к диаметру точки лежит в пределах от 7:1 до 13:1. Взаимное перекрытие точек уменьшает точность считывания. Для получения изображения с иллюзией непрерывной яркости необходимо, чтобы расстояние между точками не превышало 1. Читаемость знаков, образованных сегментным, растровым или точечным способом, практически одинакова. Это относится к знакам без перекрытия отдельных элементов. В противном случае штриховые символы имеют некоторое преимущество по точности опознания по сравнению с точечными знаками. При этом преимущество тем больше, чем больше процент перекрытия знаков. Для отображения знаков могут использоваться различные типы индикаторов: электролюминесцентные, вакуумные (накальные и люминесцентные), газоразрядные, жидкокристаллические, тиратроны тлеющего разряда, светоизлучающие диоды, лампы накаливания (проекционные и светодиодные), ЭЛТ. При их создании должны учитываться инженерно-психологические требования к знаковой индикации.

ЗНАКОМИТЬСЯ

ЗНАКОМИТЬСЯ - узнавать имя друг друга и становиться знакомыми. По старому правилу, знакомятся через посредника - человека, знающего обоих данных лиц и как бы гарантирующих им порядочность каждого из них (грубое нарушение этого правила - когда порядочного человека знакомят с сомнительной личностью). «Прежде чем знакомить двух лиц, нужно спросить каждого отдельно, желает ли он этого» (Жизнь в свете, дома и при дворе, СПб., 1890). «Молодую особу всегда представляют старшей, низшую по положению - высшей, мужчину представляют женщине… исключая, если мужчина высокопоставленное или духовное лицо» (там же). Ср. в «Мертвых душах» Н. Гоголя: Позвольте мне вам представить жену мою», - сказал Манилов, - душенька! Павел Иванович! Манилов понимает так, что Чичиков - важная персона и принижает значимость своей жены.

Самому предлагать знакомство - нетактично {Давайте познакомимся: я такой-то), так как это отдает навязчивостью и может поставить в неловкое положение собеседника, если он по какой-то причине не желает себя называть или если ему неприятен знакомящийся.

ЗНАКОПЕЧАТАЮЩИЙ ЭЛП

ЗНАКОПЕЧАТАЮЩИЙ ЭЛП - индикаторный ЭЛП, предназначенный для отображения информации в виде цифр, букв, топографических и других символов. В 3. ЭЛП электронный пучок первоначально направляется с помощью отклоняющей системы на определенный участок трафарета (знаковой матрицы) - металлической пластинки с набором микроотверстий (обычно их число 64 или 128), имеющих форму воспроизводимых символов. После прохождения соответствующего отверстия пучок приобретает в поперечном сечении вид символа, затем отображается электронной линзой и второй отклоняющей системой в желаемом месте люминесцентного экрана. В результате на экране прибора в месте падения луча высвечивается четкое изображение символа, соответствующее поступившему на прибор электрическому сигналу. Быстродействие 3. ЭЛП составляет 105 знаков/с. Поскольку для создания немелькающего изображения запись информации необходимо повторять со скоростью не менее 20 раз в секунду, то предельный объем отображаемой информации не превышает 5000 знаков .3 .ЭЛП применяется в основном на бортовых и наземных радиолокационных станциях различного назначения. В настоящее время наблюдается явная тенденция к сокращению их применения.

ЗНАМЕНИТЫЙ

ЗНАМЕНИТЫЙ (рус., от «знать имя») - имеющий узнаваемые многими людьми внешний облик, названия фамилии, имени. Часто используется в негативном контексте («печально знаменитый»), это заметил уже Ф. Петрарка (1304-1374): «Чаще шторм бывает более знаменитым, чем ясная и тёплая погода». Политика «массовой культуры», проводимая для оглупления населения и отвлечения его внимания от реальных социальных проблем, привела, к созданию, в числе прочих, института и «фабрик» так называемых знаменистой, достаточно одиозных в интеллектуальном, эстетическом и нравственном плане фигурантов СМИ. Так, давно потерявшая свой и до этого не слишком выдающийся голос эстрадная певица Пугачёва ныне несравненно более знаменита, нежели лауреат Нобелевской премии Ж.Алфёров или космонавт, дважды герой Советского Союза С. Савицкая.

ЗНАНИЕ

ЗНАНИЕ - информация о событиях, ситуациях прошлого, настоящего и возможного будущего, о моделях поведения, навыках, которой владеет индивид или социальная группа.

* * *

- проверенный практикой результат познания действительности. Информация, отражающая в психике человека окружающий мир и его самого, различается по степени ее достоверности. С этой т. зр. можно выделить мнение, веру, предположительное З., научное З. Мнение - субъективная оценка человеком (группой) какого-л. предмета, явления. Мнение обосновано, но не достоверно. Вера - сознательное признание чего-л. истинным. Вера субъективно является истиной, однако объективно она не доказана, часто ошибочна. Предположительное З. - обоснованная, частично доказанная информация об окружающем мире. Одним из видов такого З. является здравый смысл. Научное З. - информация, достоверность которой доказана научными методами, проверена практикой. Конфликтология, в силу молодости науки, пока оперирует всеми видами информации, не проводя жесткой границы между ними по степени достоверности. Важной задачей науки является фиксация и непрерывное наращивание научного З. о конфликтах. «В глубоком знанье жизни нет - я проклял знаний ложный свет…» (А. С. Пушкин).

* * *

преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.

ЗНАНИЕ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

ЗНАНИЕ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ - это акмеологическое знание (см. знание акмеологическое), поскольку оно интегративно и технологично. З. г.-т. - одно из необходимых условий, благодаря которому процесс развития субъекта профессиональной деятельности осуществляется наиболее эффективно и технологично. З. г.-т. служит основой для разработки гуманитарных технологий. Применяется как теоретическое, теоретико-прикладное и практическое знание. Выполняет ценностно-мировоззренческую, духовно-ориентирующую функции развития. Содержит комплекс сведений о социокультурной среде, целостности Я-профессионала как индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности, а также о средствах, способах освоения деятельности, методах воздействия и самовоздействия.

ЗНАНИЕ "КАК"

ЗНАНИЕ "КАК" - процедурное (см.) знание, то есть знание того, как именно делать что-либо.

ЗНАНИЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ

ЗНАНИЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ - знание, получаемое по каналам обратной связи.

ЗНАНИЕ "ЧТО"

ЗНАНИЕ "ЧТО" - декларативное (см.), фактическое знание, то есть знание, которое индивид может декларировать, выразить в форме определённого суждения.

ЗНАНИЯ

ЗНАНИЯ -

психическое образование, представляющее проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Процесс овладения З. проходит ряд этапов:

· восприятие,

· осмысление,

· запоминание

· и применение на практике.

ЗНАХАРСТВО

ЗНАХАРСТВО (восточнославянск., от «знаха» - знаток, ведун, вещун, колдун) - распространённое и поныне лечение с помощью колдовских приёмов, основанных на когнитивных моделях палеомышления (см.). До известной степени знахарство может быть эффективным для пациентов, которые на него ориентированы, однако негативные его последствия, по мнению большинства исследователей, могут быть весьма значительными, особенно если речь идёт о серьёзной патологии, требующей квалифицированной и тем более неотложной медицинской помощи, не говоря уже о том, что пациенты знахарей находятся в состоянии глубокой психологической регрессии и нередко зависимости от тех, чьими жертвами им довелось стать.

ЗНАЧЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ (общеславянск., от слова «знак») - 1. количество или величина, выраженные числом; 2. информация о чём-то объективно существующем, о его роли в происходящем (термин смысл передаёт скорее личную ценность объекта или такой информации для индивида).

* * *

принятое индивидами, носителями данной культуры, смысловое содержание того или иного знака.

ЗНАЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗНАЧЕНИЕ КОННОТАТИВНОЕ

ЗНАЧЕНИЕ КОННОТАТИВНОЕ (лат. connoto - имею дополнительное значение) - значение, которое подразумевается в данном контексте. Например, выражение "да" на самом деле может означать "нет", если оно сопровождается жестами отрицания.

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНТНОЕ

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНТНОЕ (лат. referre - сообщать) - конкретный объект или конкретное событие (то есть референт), обозначенное словом.

ЗНАЧИМОСТЬ

ЗНАЧИМОСТЬ - 1. степень важности значения для понимания, разъяснения чего-либо, например, значимость симптома для диагностики, прогноза, понимания причины расстройства; 2. значимость слова - число ассоциаций, порождаемое им за одну минуту.

ЗНАЧИМОСТЬ СИГНАЛА

ЗНАЧИМОСТЬ СИГНАЛА - одна из важных психологических характеристик сигнала, которая определяется отношением содержащейся в нем информации к смыслу решаемой субъектом задачи. Обычно человек-оператор имеет дело с несколькими уровнями 3. с, которые либо устанавливаются им самим, либо даются в готовом виде. В обоих случаях 3. с. является одним из определяющих факторов классификации элементов информационной модели.

ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОБ

ЗОБ (син.: струма) - патологическое увеличение щитовидной железы. Появление зоба служит признаком таких заболеваний, как диффузный токсический зоб, спорадический нетоксический зоб, эндемический зоб, аутоиммунные тиреоидиты и др.

Принято выделять пять степеней увеличения щитовидной железы: от I степени (железа визуально не увеличена, при глотании пальпируется только ее перешеек) до зоба V степени (щитовидная железа увеличена очень сильно, в некоторых случаях она свисает с шеи в виде мешка). Если функция щитовидной железы не нарушена и в ее ткани нет узлов, то увеличение железы I и даже II степени в неэндемичных по зобу областях считается вариантом нормы. Истинным зобом, т. е. бесспорным патологическим увеличением щитовидной железы, является увеличение железы III степени, определяемое визуально (так называемая толстая шея), и IV-V степени.

Зоб бывает диффузным, узловым и смешанным. При диффузном зобе вся ткань железы поражается равномерно, при узловом зобе изменение ткани щитовидной железы носит очаговый характер. Узлы могут быть единичными и множественными, от окружающей ткани железы они отграничены тонкой соединительнотканной капсулой. Увеличение щитовидной железы может происходить как за счет нарастания числа эпителиальных клеток, так и за счет увеличения количества коллоида, содержащегося в фолликулах железы. В последнем случае зоб имеет чаще узловатое строение с очагами некроза, обызвествления и разрастания соединительной ткани. Правая доля щитовидной железы обычно увеличивается больше левой. При отсутствии воспалительных изменений и малигнизации зоб, особенно узловой, обычно подвижен по отношению к окружающим его тканям.

При эндемическом зобе (эндемической зобной болезни) разрастание ткани щитовидной железы нередко сопровождается снижением ее функциональной активности. Болезнь распространена в определенных географических зонах (некоторые районы Урала, Сибири, Средней Азии и др.), характеризующихся недостаточностью йода в окружающей среде (вода, почва, пищевые продукты).

Клинические проявления зоба зависят от функционального состояния щитовидной железы, от степени ее увеличения и сдавления ею окружающих органов. При большом зобе смещение и сдавление трахеи и возвратного гортанного нерва является причиной затрудненного дыхания и осиплости голоса. При диффузном токсическом зобе характерны жалобы больных на утомляемость, раздражительность, потливость, сердцебиение и другие симптомы тиреотоксикоза. При эндемическом зобе нередко отмечают клиническую картину гипотиреоза, т. е. пониженной функции щитовидной железы, что обусловлено дистрофическими изменениями в ее железистой ткани.

При наличии узлов производят чаще оперативное вмешательство. Если зоб сопровождается йодной недостаточностью, то лечебным и профилактическим мероприятием является назначение препаратов йода. В ряде случаев показано применение препаратов щитовидной железы (тиреоидина) или синтетических аналогов гормонов щитовидной железы - тиреокомба, тиреотома и др.

ЗОБ ДИФФУЗНЫЙ ТИРЕОТОКСИЧЕСКИЙ

Син.: Гипертиреоз. Болезнь Гревса. Болезнь Базедова. Характерны зоб, экзофтальм, тахикардия. Лицо больного напряженное, взгляд «гневный», глаза блестят, верхние веки отечны. Характерны глазные симптомы Грефе (см.), Мебиуса (см.) и др., тремор, ощущения «внутренней дрожи», раздражительность, нарушения сна, повышенная утомляемость, вегетативные расстройства. Описали: в 1839 г. ирландский врач R. Graves и в 1840 г. немецкий терапевт К. von Basedow.

ЗОБ ДИФФУЗНЫЙ ТОКСИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОБ ДИФФУЗНЫЙ ТОКСИЧЕСКИЙ (БАЗЕДОВА БОЛЕЗНЬ, ЗОБ ДИФФУЗНЫЙ ТИРЕОТОКСИЧЕСКИЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОЛЛИНГЕРА - ЭЛЛИСОНА СИНДРОМ

ЗОЛЛИНГЕРА - ЭЛЛИСОНА СИНДРОМ (описан американскими хирургами R. M. Zollinger, 1903-1992, и E. H. Ellison, 1918-1970; синоним - гастринома) - опухолевое заболевание, характеризующееся повышенным содержанием гормона гастрина в сыворотке крови, повышенным кислотообразованием в желудке и язвами желудочно-кишечного тракта. Обусловлено гормонально-активной опухолью из клеток так называемой АПУД-системы (апудома) в поджелудочной железе, стенке двенадцатиперстной кишки и др. Проявления: множественные, трудно рубцующиеся язвы главным образом двенадцатиперстной кишки, склонные к рецидивированию, нередко - эзофагит, поносы, стеаторея, похудание. Злокачественные гастриномы могут метастазировать в печень, кости. Для уточнения диагноза определяют содержание гастрина в сыворотке крови и биоптате слизистой оболочки желудка. Локализацию опухоли уточняют с помощью ультразвукового исследования, компьютерной томографии. Лечение: постоянная антисекреторная терапия (ингибиторы протонной помпы или блокаторы H2-гистаминовых рецепторов), в случае установленной локализации опухоли - хирургическая операция (по показаниям - гастрэктомия).

R. M. Zollinger, E. H. Ellison. Primary peptic ulcerations of the jejunum associated with islet cell tumors of the pancreas. Annals of Surgery, Philadelphia, 1955; 142: 709-728.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ - одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в пословицах и поговорках многих народов: «(Не) Поступай по отношению к др. так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово - взаимность. Не делай др. того, чего не желал бы себе». З. п. н. есть формула отношения человека к себе через его отношение к др. З. п. н. является одной из ранних реакций человечества на заметное повышение деструктивности социальных конфликтов по мере развития цивилизации, реакции на ужасы войны и убийств. Реализация З. п. н. на практике позволила бы избежать подавляющего большинства социальных конфликтов, по крайней мере, всех, которые приводят к гибели и физическим страданиям людей. То, что З. п. н. известно не одну тысячу лет и не оказывает никакого заметного влияния на практику социальных отношений все это время, позволяет сделать два вывода. Во-первых, не стоит рассчитывать на то, что прогресс в развитии конфликтологии как науки вызовет соответствующее улучшение реальных социальных отношений. Во-вторых, исследуя конфликты, необходимо вскрывать их глубинные причины, ибо без устранения последних профилактика конфликтов затруднительна, если вообще возможна. Важно определить не столько то, что нужно делать для регулирования конфликтов, сколько то, как это делать. Технологии - ключевая проблема конфликтологии.

ЗОЛОФТ

ЗОЛОФТ (Zoloft) - антидепрессант нового поколения. Активное вещество - сертралина гидрохлорид. Является специфическим ингибитором реаптейка (см.) серотонина, слабо влияет на обратный захват норадреналина и дофамина. Не обладает значительным стимулирующим, седативным, антихолинергическим и кардиотоксическим эффектами действия, не влияет на психомоторную активность, не усиливает действия катехоламинов. Золофт показан к применению для лечения тяжёлых депрессий с тоской, тревогой, но по своей эффективности он несколько уступает классическим трициклическим антидепрессантам. По некоторым данным, золофт наиболее эффективен при лечении соматизированных и атипичных депрессий. Имеются сведения об успешном применении золофта для профилактики рецидивов приступов большой депрессии. Могут быть некоторые побочные явления терапии (слабость, снижение аппетита, тремор, диарея, аллергия и др.). Синонимы: Люстрал, Стимулотон.

ЗОМАН

ЗОМАН (нем.) - отравляющее вещество нервно-паралитического действия. См. Зарин.

ЗОМБИ

ЗОМБИ (афр.) 1. в афр. мифологии - оборотень, восставший из могилы; 2. человек, прошедший процедуру зомбирования (программирования колдунами племени вуду); 3. неспециальное значение - индивид, который слепо верит кому-либо и ведёт себя под его влиянием.

ЗОММЕРА СЕКТОР

ЗОММЕРА СЕКТОР - часть примыкающей к боковому желудочку дуги Аммонова рога, в которой обнаруживаются наиболее серьёзные повреждения ганглиозных клеток при эпилепсии.

ЗОНА

ЗОНА (греч. zone - пояс) - 1. пространство между какими-либо границами; 2. в сексологии - область высокой эротической чувствительности; 3. в психоанализе - области тела, раздражение которых доставляет сексуальное удовлетворение (в основном, рот, анус, уретра, гениталии).

ЗОНА G

ЗОНА G - участок нижней трети передней стенки влагалища, обладающий высокой эротической чувствительностью.

ЗОНА S

ЗОНА S - эрогенная зона передней стенки нижней трети влагалища, которая при обычном половом акте не раздражается.

ЗОНА БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

ЗОНА БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ - количественный показатель возможности хронической интоксикации. Устанавливается диапазоном между порогом хронического токсического действия и средней летальной дозой препарата.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОНА ВАРИАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

ЗОНА ВАРИАТИВНОГО РАЗВИТИЯ [лат. varisге - менять, делать разнообразным] - спектр возможных направлений развития ребенка, определяемый его участием в жизни детского сообщества. Понятие 3. в. р. предложено в русле социальной психологии детства для описания процесса развития ребенка в детской субкультуре. Суть его заключается в следующем: если семья и вообще взрослые обеспечивают зону ближайшего развития ребенка, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов данной культуры, то группа сверстников, детская субкультура обусловливает 3. в. р., задавая одновременное существование и «перекличку» разных культур, иных логик, и обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах (В.В. Абраменкова). В современной историко-культурной ситуации неопределенности, при которой расшатываются традиционные механизмы передачи знаний, расширяется 3. в. р., при которой дети начинают ориентироваться не только на взрослых, но в большей степени на продвинутых сверстников. 3. в. р. - зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций, может быть расширена посредством «вариативного образования» (А.Г. Асмолов), направленного на предоставление личности веера возможностей выбора жизненных целей, активизирующего ее поисковую активность, апробирующего «необщие пути» выхода из неопределенной ситуации в культуре. В. В.Абраменкова, А. Г.Асмолов

ЗОНА ГРАФФЕНБУРГА

ЗОНА ГРАФФЕНБУРГА - то же, что Зона G.

ЗОНА ДОСЯГАЕМОСТИ

ЗОНА ДОСЯГАЕМОСТИ - часть моторного поля рабочего места человека-оператора, ограниченная дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе. Размеры 3. д. определяются для различных фиксированных рабочих поз: стоя, сидя, лежа и т. д. Конкретные размеры и геометрическая форма 3. д. зависят от специфики конкретной исполнительской деятельности (роль предметных условий, характер психологически представленной задачи, состав активизируемых по отношению к конкретной задаче и условиям биологических, психофизиологических и других возможностей и особенностей человека). Так, максимальные размеры рабочего пространства при психологической установке сохранять высокую подвижность звеньев скелетно-мышечного аппарата составляют для фиксированного положения тела, мм: сидя - 2350x1840x1550, стоя- 2200x2070x2160, лежа- 1650х 1250x850. Геометрическая форма поверхности, ограничивающая рабочее пространство, имеет сложную кривизну и не содержит ни в одном из них циркульных или иных простых математических кривых.

ЗОНА ИННЕРВАЦИИ АВТОНОМНАЯ

Участок тела, иннервация которого обеспечивается только одним определенным нервом. По сути дела, эта центральная зона его иннервации, так как в иннервации периферических отделов этой зоны обычно участвуют и другие (соседние) нервы.

Предыдущая страница Следующая страница