Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЛИДЕР

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛИДЕР

ЛИДЕР (англ. leader - ведущий, руководитель) - любой индивид, занимающий позицию доминирования, имеет власть или определяющее влияние в социальной группе. Термин обычно уточняется прилагательным, характеризующим вид рассматриваемого лидера или лидерства. В тех нередких случаях, когда это уточнение опускается, термин может использоваться в манипулятивных целях, при этом эксплуатируются такие коннотации термина, как «самый активный», «наиболее компетентный и ответственный», «обладающий качествами руководителя», «знающий всё лучше других», «альфа-самец» и т.п.

* * *

(от англ. leader - ведущий) - член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается и закрепляется особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии приняты различные классификации Л.: по содержанию деятельности (Л. - организатор, Л. - программист, Л. - исполнитель); по сфере проявления активности (Л. универсальный, Л. ситуативный); по направленности деятельности (эмоциональный Л., деловой Л.) и т. д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).

Существует понятие «харизматического Л.», т. е. обладающего высшей степенью развития личности и способности воздействия на людей.

* * *

член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

* * *

(от англ. leader - ведущий) - член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии приняты различные классификации л.: 1) по содержанию деятельности (л.организатор, л.программист, л.исполнитель); 2) по сфере проявления активности (л. универсальный, л.ситуативный); 3) по направленности деятельности (эмоциональный л., деловой л.) и т.д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).

* * *

(от англ. leader - ведущий) - член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Л. является наиболее авторитетной личностью, реально играющей центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Л. может быть одновременно руководителем группы, а может им и не быть. Очень часто понятия «Л.» и «руководитель» отождествляются, что является неправомерным. Основные различия между ними сводятся к следующему. 1) Руководитель назначается официально, а Л. выдвигается неофициально, стихийно. 2) Руководителю законом даны определенные права и полномочия, Л. не обладает системой установленных законом санкций, используя которые, он мог бы воздействовать на ведомых. 3) Руководитель представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее отношениями с другими группами, Л. ограничен в сфере своей деятельности в основном рамками внутригрупповых отношений. 4) Руководитель перед законом несет ответственность за состояние дел в группе и результаты ее деятельности, Л. никакой персональной ответственности за плохую работу группы или за то, что в ней происходит, перед законом не несет. Признаком хорошей организации группы является совмещение роли Л. и руководителя в одном лице. Если же этого не наблюдается, то взаимоотношения между ними в зависимости от уровня группового развития могут как способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы, так и приобретать конфликтный характер.

* * *

(от англ. leader - ведущий) - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л. - вдохновитель и Л. - исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т. д. Л. играет важную роль в урегулировании конфликтов в организации. Во-первых, от его индивидуальных особенностей зависит количество и содержание конфликтов, возникающих у него с окружающими. Во-вторых, Л. влияет на социально-психологический климат в коллективе и тем самым на конфликтность взаимоотношений. В-третьих, Л. чаще других участвует в урегулировании проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях др. членов группы.

В начало словаря