Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Р" (часть 16, "РОМ"-"РЯД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 16, "РОМ"-"РЯД")

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ ЭФФЕКТ

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ ЭФФЕКТ - увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей (или других людей) препятствовать встречам, обесценивать, разлучать их, ставить преграды для возможного вступления в любовные или супружеские.

* * *

увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток разлучить их.

Ср.:

Вскоре Том встретил юного парию деревни, Гекльберри Финна, сына местного пьяницы. Гекльберри внушал искреннюю ненависть и страх всем местным маменькам, так как был лентяй и сорванец… и так как все их дети восхищались им, искали его запретного общества. Том не отличался в этом отношении от остальных порядочных мальчиков деревни, то есть завидовал отверженному, но славному положению Гекльберри, с которым ему тоже было строжайше запрещено играть. Натурально он играл с ним при всяком удобном случае (М. Твен, Похождения Тома Сойера).

РОПТАТЬ

РОПТАТЬ - изъявлять свое неудовольствие или обиду. Прежде чем это делать, нужно внимательно проанализировать свою позицию, установить, насколько объективны ваши обиды или претензии.

РОРШАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОРШАХА ТЕСТ

РОРШАХА ТЕСТ - один из первых проективных тестов, разработанный швейцарским психоаналитиком Г. Роршахом (1921). Существует чрезвычайно сложная формализованная система подсчёта и интерпретации ответов испытуемых на стимульный материал (пять - ахроматических, два - окрашенных в какой-то один цвет и три - разного цвета чернильных пятен). При анализе результатов тестирования руководствуются следующими основными критериями: 1. что видит обследуемый в предъявленных ему парах-изображениях (силуэты людей, зверей, предметов); 2. использует ли он при создании образа объектов отдельные детали или изображение в целом; 3. что преобладает в ответе - цвет, форма, движение и др. Предполагается, что реакции на цвет отражают эмоциональную чувствительность к стимуляции, реакции на форму и расположение пятен рассматриваются как показатель общей ориентации в жизни, ответы с упоминанием реакции на некое движение указывают на тенденцию к интроверсии, оригинальность ответов свидетельствует о развитом интеллекте, причудливый характер реакций выявляет невротические тенденции и т.п. Фактически до сих пор, несмотря на необозримую литературу о результатах применения психологами и клиницистами теста Роршаха, не имеется никаких доказательств хотя бы удовлетворительной степени валидности этого метода исследования. Тем не менее нельзя исключить возможность того, что в клинических условиях тест вполне способен существенно расширить знание о личности и возможных реакциях пациента, однако это, полагают, связано не столько с разрешающей способностью теста, сколько с проницательностью самого клинициста.

* * *

один из проективных тестов, позволяющий исследовать личность на основе анализа результатов интерпретации ею разноообразных пятен, провоцирующих проявление фантазии при создании зрительных образов. В данной фантазии проявляются установки личности, свойственная ей мотивация, что и служит основанием для ее психодиагностики.

РОРШАХА ТЕСТ РАНЖИРОВАНИЯ

РОРШАХА ТЕСТ РАНЖИРОВАНИЯ - упрощённая вариация теста Роршаха. Испытуемому поочерёдно предлагают одну из 10 таблиц с чернильными пятнами со списком из 9 возможых ответов и просят его проранжировать последние согласно адекватности описания каждого пятна.

РОССОЛИМО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОССОЛИМО - МЕЛЬКЕРССОНА - РОЗЕНТАЛЯ СИНДРОМ

РОССОЛИМО - МЕЛЬКЕРССОНА - РОЗЕНТАЛЯ СИНДРОМ - см. Мелькерссона - Розенталя синдром.

РОССОЛИМО МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ

РОССОЛИМО МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ (Россолимо, 1909) - тест, направленный на изучение состояния внимания, некоторых видов памяти, осмысления и пространственной комбинаторики.

РОССОЛИМО РЕФЛЕКС

РОССОЛИМО РЕФЛЕКС (описан российским неврологом Г. И. Россолимо, 1860-1928) - патологический рефлекс: подошвенное сгибание пальцев стопы при постукивании по подошвенной поверхности их дистальных фаланг; указывает на поражение пирамидных путей. Сходный феномен на кистях, заключающийся в сгибании концевой фаланги и приведении большого пальца при ударе по кончикам пальцев свободно свисающей кисти и также наблюдаемый при пирамидном синдроме, называют кистевым аналогом рефлекса Россолимо.

Г. И. Россолимо. К патологии спинальных рефлексов. Журнал неврологии и психиатрии, 1902; кн.1-2, с. 239.

РОСТ

РОСТ (общеславянск.) - 1. вообще - постепенное прогрессивное увеличение; 2. увеличение размера отдельного организма или его частей; 3. увеличение эффективности или компетентности функции; 4. дифференциация и усовершенствование частей и/или функций; 5. в математике - увеличение функции или кривой; 6. развитие, созревание личности. Антонимы: Регрессия, Атрофия, Деградация.

РОСТ ЛИЧНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОСТА ГОРМОН

РОСТА ГОРМОН - соматотропный гормон гипофиза (СГ), участвующий, среди прочего, в регуляции приёма пищи, вызывает преобразование гликогена в глюкозу.

РОСТА ПРИНЦИП

РОСТА ПРИНЦИП - в теории К.Роджерса гласит: эмоциональный и интеллектуальный рост может происходить у всех людей нормально только тогда, когда они будут освобождены от принуждения, произвольного социального давления, наказания, страха перед наказанием, цензуры и других ограничений.

РОСТОКИНСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

РОСТОКИНСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор юридических наук. в 2008 г. в Московском государственном лингвистическом университете защитил докторскую диссертацию по теме: «Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: уголовно-правовые и криминологические проблемы» Специальность: 12.00.08 - юридические науки.

РОСТУНОВ

Александр Тимофеевич (р. 1920) - белорусский психолог, специалист в области инженерной психологии и психологии труда. Д-р психологических наук (1983), профессор (1988). Закончил Военную академию артиллерийской радиолокации. В настоящее время заведует отделом Национального института образования Республики Беларусь. Научная деятельность Р. связана с проблемами формирования профессиональной пригодности специалистов операторского профиля к деятельности в обычных и экстремальных условиях. Методологически исходным является положение о том, что системно-образующий характер процесса профессионализации обусловливается закономерностями трудовой деятельности, которая, будучи социальной по природе, зависит от способностей личности, от возможностей развития и компенсации профессионально важных свойств. Определяющим признаком профессиональной пригодности человека являются его способности к выполнению какой-либо деятельности или нескольких дея-тельностей, к открытию и созданию новых ее типов. В качестве условий формирования профессиональной пригодности выделяются: соответствующая мотивация, структура качеств личности, сочетание сенсорных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов психики, своеобразно преломляющихся и развивающихся в конкретных видах деятельности человека. Процесс формирования профессиональной пригодности рассматривается Р. как система, включающая в свой состав 4 функционально взаимосвязанные подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка, профадапта-ция. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, имеет несколько подсистем (блоков) более низкого ранга, обеспечивающих функционирование как соответствующей подсистемы, так и системы в целом. Основой построения системы формирования профпригодности специалиста выступает психологический анализ и прогнозирование деятельности как условия обеспечения функционирования подсистем. Р. автор трудов: Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров, 1982, Формирование профессиональной пригодности, 1984. Специальный блок работ посвящен проблемам профориентации молодежи и ее психологической подготовки к трудовой деятельности: Ориентация школьников на военные профессии , 1984; Военно-профессиональная ориентация молодежи, 1988; Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии, 1995. Р. И. Водейко

РОТА - БЕРНГАРДТА СИНДРОМ

РОТА - БЕРНГАРДТА СИНДРОМ (по именам неврологов - российского В. К. Рота, 1848-1916, и немецкого M. Bernhardt, 1844-1915; синоним - парестетическая мералгия) - обусловленный поражением наружного кожного нерва бедра симптомокомплекс: боль, онемение и покалывание по переднебоковой поверхности бедра. Основная причина - сдавление нерва в области выхода на бедро (на уровне паховой складки) при ожирении, беременности, ношении корсета или тугого пояса, длительном пребывании в неудобной позе. Лечение включает устранение провоцирующих факторов, снижение массы тела, инъекции местного анестетика и кортикостероида в зону сдавления нерва. В тяжелых случаях прибегают к декомпрессии или пересечению нерва.

M. Bernhardt. Uber isoliert im Gebiete des N. cutaneus femoris externus vorkommende Paresthesien. Neurologisches Zentralblatt, Berlin, 1895; 14: 242-244.

W. K. Roth. Meralgia paraesthetica. Berlin, 1895.

РОТА ПЯТНА

РОТА ПЯТНА (описаны швейцарским патологом М. Roth, 1839-1914) - округлые или овальные кровоизлияния в сетчатку с белыми участками в центре; наблюдаются при инфекционном эндокардите, тяжелой анемии, коллагенозах.

M. Roth. Uber Netzhautaffectionen bei Wundfiebern. I. Die embolische Panophthalmitis. Deutsche Zeitschrift fUr Chirurgie, Leipzig, 1872; 1: 471-484.

РОТАВИРУСНЫЙ ГАСТРОЭНТЕРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОТАЦИЗМ

РОТАЦИЗМ - картавость, неправильность в произношении звука »р». Рассматривается как признак косноязычия, если сохраняется в возрасте после 6-7 лет.

РОТМАННА - МАКАИ СИНДРОМ

РОТМАННА - МАКАИ СИНДРОМ (по именам немецкого патолога M. Rothmann, 1868-1915, венгерского хирурга E. Makai; синонимы - спонтанный подкожный липогранулематоз, спонтанный панникулит) - быстро развивающиеся отграниченные, симметричные, болезненные, плотные на ощупь, подвижные подкожные узлы, сливающиеся в плоские, подвижные инфильтраты на конечностях и туловище. Этиология не установлена. Течение благоприятное. Возможна спонтанная регрессия.

M. Rothmann. Uber EntzUndung und Atrophie des subcutanen Fettgewebes. Archiv fUr pathologische Anatomie und Physiologie und fUr klinische Medicin, 1894; 136: 159-169.

E. Makai. Uber Lipogranulomatosis subcutanea. Klinische Wochenschrift, 1928; 7: 2343-2346.

РОТМУНДА-ТОМСОНА СИНДРОМ

РОТМУНДА-ТОМСОНА СИНДРОМ (описан немецким офтальмологом A. Rothmund, 1830-1906, позднее - английским дерматологом M. S. Thomson, 1894-1969; синоним - синдром атрофической пойкилодермии и катаракты, врожденная пойкилодермия) - наследственное заболевание, облигатный признак которого - поражение кожи (телеангиэктазии, рубцы, прогрессирующая эритема, очаги пигментации, депигментации, атрофии). Повышенная чувствительность к солнечному свету может обусловить появление буллезных высыпаний и участков поражения на туловище. Другие проявления: катаракта, как правило, зонулярная, проявляющаяся в возрасте 2-7 лет; дистрофия роговицы; низкий рост; непропорционально маленькие кисти и стопы. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение: витамины А, В, С, фотозащитные кремы, по показаниям - ретиноиды и др.

A. von Rothmund Jun. Uber Cataracten in Verbindung mit einer eigenthUmlichen Hautdegeneration. [Albrecht von Graefes] Archiv fUr Ophthalmologie, 1868; 14: 159-182.

M. S. Thomson. A hitherto undescribed familial disease. British Journal of Dermatology, Oxford, Supplement, 1923; 35: 455-462.

РОТОРА СИНДРОМ

РОТОРА СИНДРОМ (по имени филиппинского терапевта А. В. Rotor, 1907-1988; синонимы - идиопатическая гипербилирубинемия типа Ротора, хроническая семейная негемолитическая желтуха с конъюгированным билирубином) - наследственное заболевание с сочетанным нарушением функции экскреции (постмикросомальная гепатоцеллюлярная желтуха) и функции захвата гепатоцитами билирубина. Манифестирует в детском возрасте нерезко выраженной хронической желтухой, периодическим потемнением мочи. Возможны жалобы на боль в правом подреберье, диспепсические расстройства, пониженный аппетит, при осмотре может выявляться гепатомегалия, при обследовании - умеренное повышение содержания в крови связанного билирубина, задержка выделения печенью введенного внутривенно бромсульфалеина, повышенное выделение почками копропорфирина при отсутствии других функциональных и морфологических изменений печени. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Течение доброкачественное, прогноз благоприятный. Обострения отчетливо связаны с провоцирующими факторами (физическое перенапряжение, прием алкоголя, интеркуррентные инфекции и др.). Лечение симптоматическое, необходимо исключение провоцирующих факторов.

A. B. Rotor, L. Manahan, A. Florentin. Familial non-hemolytic jaundice with direct van den Bergh reaction. Acta medica Philippina, Manila, 1948; 5: 37-49.

РОТТЕР

РОТТЕР (Rotter) Джулиан Б. (р. 1916) -американский психолог, специалист в области клинической психологии, психологии здоровья, психологии личности, социальной психологии, теории социального научения. Образование получил в Бруклинском колледже (бакалавр по химии, 1937), ун-те Айовы (магистр, 1938), и Индианском ун-те (д-р философии, 1941). Во время Второй мировой войны служил в качестве военного психолога. После войны присоединился к Джорджу Келли в ун-те Огайо (1945-1963), после чего был приглашен на должность профессора в Коннектикутский ун-т. В 1968 г. получил награду подразделения клинической и патологической психологии АРА: За выдающийся вклад в науку и профессионализм в клинической психологии. В 1969 г. Р. - президент отделения личностной и социальной психологии АРА, в 1970 г. - президент отделения клинической психологии АРА. С 1974 по 1977 г. состоял в совете АРА. В 1976-1977 гг. Президент Управления по охране окружающей среды. Был редактором-консультантом: Journal of Applied Psychology, Journal of Abnormal and Social Psychology, Psychological Bulletin. P. наиболее известен как теоретик социального научения. Полагал, что существуют индивидуальные различия, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Ввел понятие ожидание, т.е. уверенности или субъективной вероятности того, что определенное поведение людей в данной психологической ситуации будет каким-то образом подкреплено. В этой связи Р. выделил два типа людей: среди первых те, кто уверен, что сможет проконтролировать и повлиять на получаемые подкрепления - это люди с интернальным (внутренним) ло-кусом контроля (интерналы); среди других те, кто считает, что подкрепления - дело случая или судьбы - это люди с эк-стернальным (внешним) локусом контроля (экстерналы). Р. разработал Шкалу интернальности-экстернальности (1966) для измерения этих индивидуальных различий. Экспериментально ему удалось показать, что экстерналы более беспомощны, у них более слабая мотивация, они более склонны к конформизму. Наиболее оптимальным является внутренне-внешний локус контроля, такие люди обладают относительной стабильностью; было опровергнуто мнение, что интерналы обладают меньшей адаптивностью, это оказалось не так. Р. разработал также ряд личностных опросников: Градация устремленности, Бланки незаконченных предложений, Шкала межличностного доверия. Основные труды: Social learning and clinical psychology, 1954; Clinical psychology, 1964; Personality, 1975; The development and applications of social learning theory: selected papers, 1982. СВ. Ильина, Л.А. Карпенко

РОХЕЙМ

РОХЕЙМ (Roheim) Геза (1891-1953) -венгерско-американский психоаналитик, этнограф и антрополог. Один из создателей психоаналитической антропологии. Профессор антропологии Будапештского ун-та (1919). Учился в Берлине, Лейпциге и Будапеште. В 1915-1916 гг. прошел курс дидактического психоанализа у Ш. Ферен-ци. В течение последующих 12 лет практиковал психоанализ в Будапеште. В начале 20-х гг. опубликовал первые работы по психоаналитической антропологии. В 1928 г. при финансовой поддержке М. Бонапарт организовал экспедиции по психоаналитическому и антропологическому изучению племен аборигенов. Провел полевые исследования в Центральной Австралии, на острове Норманби (Меланезия), Новой Гвинее, в Африке и Северной Америке, где изучал индейцев племени Юма. Был первым профессионально подготовленным психоаналитиком, работавшим в примитивных обществах. Принял и развивал идеи 3. Фрейда о первобытной орде и роли инфантильного опыта. Эмпирически подтвердил некоторые предположения 3. Фрейда о природе и сущности первобытной культуры и религии. Поддерживал взгляды М. Клейн. Развивал психоаналитические идеи об Эдиповом комплексе. Придавал большое значение пренатальному (утробному) периоду развития человека. Считал, что ретардация зрелости (продленное детство, замедленное развитие) и перманентный инфантилизм обусловливают соответствующие формы человеческого общежития и явления культуры. Утверждал, что история основана на Эросе и что каждый человек никогда не расстается с желанием быть любимым. Интерпретировал чуринги как символы человеческого эмбриона и мужского полового органа, а могилу - как символ материнского чрева. Вслед за 3. Фрейдом определял культуру н цивилизацию как совокупность всего того, что в человеке и человечестве превышает животный уровень. Считал, что социальная дифференциация начинается с выделения первой древнейшей профессии - знахаря-шамана, основанной на заболевании (неврозе). Полагал, что культурная деятельность порождается сублимацией инстинктов, а сама культура является системой психической защиты. Утверждал структурную и коренную идентичность невроза и цивилизации. В 1932-1938 гг. преподавал психоанализ и антропологию в Будапештском ин-те психоанализа. После переезда в Америку занимался психоанализом в Вустере и Нью-Йорке. С 1940 г. преподавал в Нью-Йоркском психоаналитическом ин-те и занимался частной психоаналитической практикой. Автор книг: Австралийский тотемизм (1925), Анимизм, магия и Божество (1930), Происхождение и функции культуры (1943), Психоанализ и антропология (1950), Врата мечты (1952), Магия и шизофрения (1955) и др. В. И. Овчаренко

РОШЕ СИМПТОМ

РОШЕ СИМПТОМ (по имени французского хирурга H. G. L. Rocher, род. в 1876; синоним - симптом «выдвижного ящика») - признак повреждения крестообразных связок коленного сустава: при согнутом коленном суставе и фиксированном надколеннике голень (большеберцовая кость) легко смещается кпереди (при повреждении передней крестообразной связки) или кзади (при повреждении задней крестообразной связки).

РУБАН ЛАРИСА СЕМЕНОВНА

РУБАН ЛАРИСА СЕМЕНОВНА - доктор социологических наук, профессор. В 1997 г. в Институте социально-политических исследований РАН защитила докторскую диссертацию по теме: Развитие конфликта-консенсуса в полиэтнических регионах (социологический анализ-прогноз)» Специальность: 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы. Исходя из системного подхода и гомеостатической концепции развития общества считает, что критические ситуации, такие как политические революции, социальные катастрофы, миграции новой культуры, влекут за собой новое познание, а в менее драматических случаях - новый опыт. Установила, что особенностью социализации взрослого населения в России в современный момент является его ресоциолизация (в связи со сменой идеологем, ценностных и поведенческих установок и норм жизнедеятельности, т. е. социальной дезориентацией), протекающая в условиях социальной изоляции большинства населения (до 90 %), фрустрации и депривации значительных слоев общества, что в период жесточайшего экономического кризиса чревато социальным взрывом. Обосновала, что национальное самосознание является одним из основных компонентов социализации в условиях многонационального региона. Формирование национального самосознания как отдельного индивида, так и национального сознания различных национальностей в целом включает этапы: 1) национальной самоидентификации; 2) развития национального и интернационального компонентов в национальном самосознании; 3) формирования политической культуры, в т. ч. в сфере национальных отношений, включающей оценку политической ситуации, отношение к системе политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов, симпатий и антипатий, убеждений.

РУБАХИН

Владимир Федорович (1921 - 1985) - российский психолог, специалист в области психологии труда и инженерной психологии. Один из создателей инженерной психологии в СССР. Д-р психологических наук (1970), профессор. Закончил аспирантуру Военно-педагогического ин-та Советской Армии, около 30 лет прослужил в Вооруженных силах. С 1973 г. был зам. директора Института психологии АН СССР, одним из инициаторов создания которого он являлся. Много сил отдавал укреплению связи психологической науки с практикой, внедрению достижений психологии в различные отрасти народного хозяйства. Проводил психологический анализ процесса дешифрирования аэрофотоснимков (1950-е гг.), что отражено в его канд. дис. Наиболее весом его вклад в исследование проблем переработки информации человеком и изучение проблемы психологии принятия решений. Экспериментально и теоретически обосновал структурно-эвристическую концепцию переработки информации (Психологические основы переработки первичной информации , 1974). Стоял у истоков разработки таких новых областей, как психология управления, экономическая психология. Выделил и описал особенности управленческой деятельности: ее творческий характер, протекание в условиях дефицита информации, в часто меняющейся обстановке; прогностическое содержание управленческих задач; значительный удельный вес коммуникативных функций; высокая ответственность за принимаемые решения и связанные с этим значительные энергетические затраты и уровень психической напряженности ее субъектов и т.д. Обозначил круг проблем психологии управления, определил их иерархию и взаимодействие в рамках целостной структуры отрасли. Автор трудов: Психологические аспекты управления, в соавт., 1973; Психология управления (всоавт. с Б.ФЛомовым), 1976. В.А. Кольцова

РУБИН

РУБИН (Rubin) Эдгар По (1886-1951) -датский психолог, психофизиолог, представитель гештальтпсихологии. Автор концепции о соотношении фигуры и фона. Образование получил в колледже Соломанна, затем с 1904 по 1911 г. изучал философию в ун-тах Копенгагена (магистр психологии, 1910; д-р философии, 1915). Здесь, после успешного прохождения конкурса, стал проводить исследования симультанного светового контраста под руководством А. Леманна (1911 - 1914). Работал в лаборатории Г. Мюллера, затем, вместе с Д. Катцем, - под руководством Э. Гуссерля. В 1916-1922 гг. работал в качестве доцента и преподавателя Копенгагенского ун-та, а с 1922 г. - профессором экспериментальной психологии (как преемник А. Леманна руководил психологической лабораторией). Был президентом Интернационального конгресса по психологии в Копенгагене. Своей знаменитой работой Визуально воспринимаемые фигуры (Synsoplevede figuer. Kobenhavn, 1915) о соотношении фигуры и фона оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теории гештальт-психологии. Дал описание субъективных признаков фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше запоминается, фон кажется чем-то непрерывным, находящимся позади фигуры, фигура воспринимается как предмет, а фон - как материал, изменение одного только фона может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон. Создал классическое двойственное изображение - Вазу Рубина, которая кажется то бокалом, то двумя лицами (1921). Основные труды P.: Zur Psychophisik der Geradheit / Z. f. Psychol. 1922, 90; Die Nichtexistenz der Aufmerksamkeit / Ber. u. d. 9 Kongr. f. exper. Psychol., Mbnch., 1926; Gerauschverschwiebungsversuche / Acta Psychol. 1932, 4, и др. В рус. пер.: Несуществующее внимание / Хрестоматия по вниманию, М., МГУ, 1976. И.М. Кондаков

РУБИНА ФИГУРА

РУБИНА ФИГУРА - реверсивая (лат. reversus - обратный) фигура Е. Рубина, которая воспринимается либо как ваза, либо как два изображённых в профиль лица. Встречаются пациенты, утверждающие, что они могут одновременно воспринимать все изображения (возможно, это указывает на расщепление восприятия).

РУБИНСТЕЙНА-ТЕЙБИ СИНДРОМ

РУБИНСТЕЙНА-ТЕЙБИ СИНДРОМ (Rubinstein, Taybi, 1963) - редко встречающаяся хромосомная аномалия (предположительно, это микроделеция аутосомы 16, возникающая в период гаметогенеза), проявляющаяся олигофренией (редко интеллект бывает нормальным), агрессивностью, задержкой роста, микроцефалией, множественными аномалиями лица, глаз, внутренних органов, пальцев рук и ног. Выявляются, кроме того, иммунодефицит, повышенное содержание меди в крови, у четверти пациентов наблюдаются припадки. Специфического лечения и эффективных методов профилактики заболевания ныне не существует

РУБИНШТЕЙН МОИСЕЙ

Матвеевич (1878-1953) - российский психолог и педагог, д-р педагогических наук, профессор (с 1918). Закончил философское отделение Фрайбургского ун-та (Германия, 1905). Вернувшись в Россию, преподавал психологию и философию в ун-те Шанявского (с 1908), на московских Высших женских педагогических курсах (с 1909). После сдачи магистерского экзамена при Московском ун-те работал там приват-доцентом (1912), ас 1918 г. - профессором. Был организатором и первым ректором Восточно-Сибирского унта в Иркутске (1918-1920). С 1923 по 1941 г. преподавал в вузах Москвы. В 1941 - 1943 гг. заведовал кафедрой педагогики и психологии в Красноярском педагогическом ин-те. В 1943-1951 гг.- профессор кафедры психологии в МГПИ имени В.И. Ленина. Профессиональная научная деятельность Р. была связана с теоретическими проблемами воспитания и обучения, проблемами возрастного развития, особенностями формирования отдельных сторон развивающейся личности. В решении теоретических проблем воспитания Р. опирался на исторический опыт развития педагогических идей. Главной целью воспитания считал формирование цельной, гармонически развитой личности. Развитие личности связывал с процессом развития человеческой культуры, подчеркивал необходимость воспитания творца культуры. Возрастное развитие рассматривалось им как единый процесс, все звенья которого закономерно связаны. Исходя из этого обосновывал необходимость создания единой цельной системы образования, охватывающей все возрастные группы, начиная с дошкольного возраста. Целесообразным завершением ее должна быть просветительная работа среди взрослых. Важное значение Р. придавал дошкольному периоду детства, анализировал проблемы дошкольного воспитания. Большой материал собран и обобщен им по психологии юношеского возраста, показаны типические черты этого возрастного периода, выделены и сформулированы соответствующие принципы педагогического воздействия. Р. исследовал процессы формирования отдельных сторон и качеств личности в различные возрастные периоды: процессы нравственного и эстетического развития, полового воспитания, трудового обучения, формирования социально-правовых представлений, развития читательских интересов и др. Основные труды Р.: Идея личности как основа мировоззрения. Критико-философский очерк, М., 1909; Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой, М., 1913, 1920; История педагогических идей в ее основных чертах, М., 1916, Иркутск, 1922; Эстетическое воспитание детей , М., 1924; Социально-правовые представления и самоуправление у детей, М., 1925; Психология, педагогика и гигиена юности /совм. с В.Е. Игнатьевым, 1925; Половое воспитание с точки зрения интересов культуры, М.-Л., 1926; Юность. По дневниковым и автобиографическим записям , М., 1928; Воспитание читательских интересов у школьников, М., 1950. А.А. Никольская

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУБИНШТЕЙНА - ТЕЙБИ СИНДРОМ

РУБИНШТЕЙНА - ТЕЙБИ СИНДРОМ (описан американскими врачами - педиатром J. H. Rubinstein, род. в 1925, H. Taybi, род. в 1919) - наследственное заболевание: специфическое лицо и умственная отсталость, широкий I палец кистей и стоп. Характерны задержка психомоторного и речевого развития; низкий рост; отставание костного возраста; черепно-лицевые особенности (микро- и брахицефалия; выступающий лоб с низким ростом волос; поздно закрывающиеся роднички; арковидные брови; антимонголоидный разрез глаз - наружные углы глаз расположены ниже внутренних; птоз; эпикант; длинные ресницы; косоглазие; широкие переносица и спинка носа; загнутый книзу кончик носа; гипоплазия крыльев носа; гримаса, напоминающая улыбку; тонкая верхняя губа; смещение верхней челюсти назад; высокое нёбо; расщелины нёба, язычка, реже - губы; аномалии количества и роста зубов; деформированные ушные раковины); широкие терминальные фаланги I пальцев кистей и стоп, многопалость стоп; частичная синдактилия пальцев кистей и стоп; аномалии грудины и ребер; различные деформации позвоночника; гирсутизм; ярко-красный невус на коже лба, затылка, шеи; пороки внутренних органов (дефекты перегородок сердца; аплазия или удвоение почек; гидронефроз; дивертикул мочевого пузыря; крипторхизм) и др. При цитогенетическом исследовании в ряде случаев выявляют микроделецию сегмента р13.3 хромосомы 16. Тип наследования - предположительно аутосомно-доминантный. Лечение симптоматическое.

J. H. Rubinstein, H. Taybi. Broad thumbs and toes and facial abnormalities. A possible mental retardation syndrome. American Journal of Diseases of Children, Chicago, 1963; 105: 588.

РУБИТЬ С ПЛЕЧА

РУБИТЬ С ПЛЕЧА - говорить прямо и резко (о чем-либо отрицательном). Обычно характерно для простого человека. Ср. резать правду-матку. Указывает на недостаточную коммуникативную компетентность. Может привести к психологическому дискомфорту, к неправильной ответной реакции. Целесообразная реакция - стараться оценить существо, истинность сказанного, а не форму выражения.

РУБРОФОБИЯ

РУБРОФОБИЯ (лат. ruber - красный, греч. phobos - страх) - 1. навязчивый страх красного. Синоним: Эритрофобия; 2. любой страх красного, наприме, возникающий у пациента с символическим мышлением, если он отождествляет красный цвет с некоей угрозой.

РУБЦОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУГАТЬ

См. бранить.

РУГАТЬСЯ

Следует любой ценой удерживаться от этого, так как это осложняет отношения надолго или навсегда. В случае присутствия при ругани других лиц, им целесообразно не вмешиваться или только успокаивать повздоривших. Вряд ли стоит полностью становиться на чью-то сторону.

РУДА СИНДРОМ

РУДА СИНДРОМ (Rud, 1927) - редко встречающаяся и наследственно детерминированная патология (с неизвестным типом генетической трансмиссии), проявляющаяся следующими основными врождёнными признаками аномалии внутриутробного развития: ихтиоз, идиотия, припадки. Специфического лечения, эффективных методов профилактики заболевания ныне не существует. Синоним: Руда триада.

РУДИК

Петр Антонович (1893-1983) -российский психолог. Д-р психологических наук (1963), профессор, чл.-кор. АПН СССР. Родился в семье крестьянина. В 1915 г. окончил философское отделение историко-филологического фак-та Московского ун-та. С 1919 г. работал в Центральном ин-те физической культуры, где создал кафедру психологии. В 1963 защитил докт. дис: Психологические проблемы в физическом воспитании и спорте. Был одним из инициаторов развития психологии спорта в России. Занимался проблемами психологии личности спортсмена, психологических особенностей физических упражнений, производственной гимнастики и спортивной тренировки, психологии соревновательной деятельности и особенностей эмоционально-волевых процессов. ИМ. Кондаков

РУДИМЕНТ

РУДИМЕНТ (лат. rudimentum - зачаток, начальная ступень) - 1. то же, что рудиментарный, то есть недоразвитиый и утративший свои функции орган, находящийся на историческом пути к своему исчезновению (например, третье веко, волосяной покров на теле); 2. пережиток, след исчезнувшего явления; 3. в психопатологии - остатки психопатологического феномена, в целом исчезнувшегося под влиянием психофармакотерапии.

РУКА «МАГНИТНАЯ» ШУСТЕРА

См.: Рефлекс хватательный дистантный.

РУКА МОРВАНА

Трофические расстройства тканей руки в виде деформации пальцев. При этом утолщена кожа ладони, возникновение безболезненных панарициев, иногда отпадение пальцевых фаланг. Проявляется при сирингомиелии (см.).

РУКА ТАЛАМИЧЕСКАЯ

Син.: Синдром Хиллемана. Одно из проявлений таламических синдромов (см.). При поражении вентролатеральнего ядра таламуса в связи с расстройством проприоцептивной чувствительности (см.) на противоположной стороне тела, особенно в руке, возникает ее сенситивный парез. Рука при этом спонтанно фиксируется в типичном положении: плечо прижато к туловищу, предплечье и кисть согнуты, кисть пронирована, основные фаланги пальцев согнуты, остальные разогнуты, а пальцы независимо друг от друга совершают вычурные непроизвольные, медленные движения, напоминающие гиперкинезы при атетозе (псевдоатетоз).

РУКОВОДИТЕЛЬ

РУКОВОДИТЕЛЬ - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. P. несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера P. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, a также представляет группу (коллектив) в др. организациях. Р. является ключевой фигурой в организации, влияющей на профилактику, генерирование и конструктивность развития конфликтов в коллективе. Примерно 78 % конфликтов в организации происходит между Р. и подчиненными. Степень объективной конфликтности должностей сотрудников организации различна. В коллективе потенциально наиболее конфликтогенной является должность первого Р. Это доказано конфликтологами-психологами в результате эмпирических исследований. Данный факт связан с тем, что у Р. существует более интенсивное взаимодействие с др. членами коллектива. У него объективно возникает больше противоречий с сотрудниками. Поэтому для Р. одним из профессионально важных качеств является конфликтоустойчивость, умение конструктивно разрешать проблемные ситуации социального взаимодействия.

РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУКОВОДСТВО

РУКОВОДСТВО -

деятельность направленная на координацию усилий людей при их совместном достижении определенной цели (см. лидерство).

РУКОВОДСТВО ПО ДИАГНОСТИКЕ И СТАТИСТИКЕ (1, 2, 3, 3R, 4) (DSM)

РУКОВОДСТВО ПО ДИАГНОСТИКЕ И СТАТИСТИКЕ (1, 2, 3, 3R, 4) (DSM) - официальная система классификации психологических и психиатрических расстройств, которую готовит и издаёт американская Психиатрическая Ассоциация. За более чем полувека Руководство пережило 5 изданий, последнее из них положено в основу Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Число идентифицируемых психических расстройств увеличилось за указанный период времени от приблизительно 100 до более 300, то есть втрое. Это объясняют тем, что в определении категорий психиатрии важную роль играют социальные, культурные и даже политические факторы. Это не означает, разумеется, что в психиатрии ничего не меняется по существу и что научный, а не номенклатурный прогресс в ней стал невозможным в плане открытия неизвестных ранее психических расстройств.

РУКОСТЬ

РУКОСТЬ (handedness) - обозначение преимущественного владения одною из рук. 90% людей, предположительно, предпочитают правую руку. Доля леворуких в населении составляет около 10% и со временем она увеличивается. Рукость - косвенное указание на доминантное полушарие. У 40% леворуких речевой центр находится в правом полушарии, у небольшой их части - в обоих полушариях. Леворукими, из известных людей, были (считаются) Леонардо да Винчи, Микеланджелло, Я. Мудрый, А. Невский, М.И, Кутузов, Г.Трумэн, Абама и др. Если леворукость, думает Ш.Браун, это «загадка», то амбидекстрия - «более трудная загадка». Амбидекстром, по свидетельству очевидцев, является Всевышний, творивший мужчин левой, женщин - правой рукой. Ш.Браун (2005) перечисляет 10 тестов для определения того, какая рука является ведущей: 1. письмо; 2. «зажигание спичек; 3. подметание пола веником; 4. рисование (карандашом); 5. открывание банки или коробки (с крышкой); 6. пользование ложкой, 7. ножом, 8. ножницами, 9. зубной щёткой и 10. бросание (мяча, камня и др.).

РУМИНАЦИЯ

РУМИНАЦИЯ (лат. ruminatio - повторение, пережёвывание) - расстройство у маленьких детей в виде возвращения пищи из желудка обратно, наружу или в рот, нередко с повторным её пережёвыванием и проглатыванием. Тошноты при этом не бывает, характерны насильственные позы тела младенцев. В упорных случаях расстройства может наступить нарушение питания вплоть до кахексии. Рядлом исследователей рассматривается как симптом невропатии (см.). Синонимы: Срыгивание, Мерицизм. Термином руминация психическая некоторые исследователи метафлорически обозначают навязчивое мудрствование.

* * *

Длительное, многократное пережевывание периодически проглатываемой и произвольно срыгивемой пищи. Проявляется при некоторых формах психопатологии.

РУМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

Фиксация внимания на одной и той же «назойливой» мысли.

РУМПЕЛЯ - ЛЕЕДЕ СИМПТОМ

РУМПЕЛЯ - ЛЕЕДЕ СИМПТОМ (в отечественной литературе Кончаловского - Румпеля - Лееде симптом, по именам терапевта М. П. Кончаловского, 1875-1942, немецких врачей Th. Rumpel, 1862-1923, С. Leede, 1882-1964; синоним - симптом жгута) - появление множественных петехий на коже плеча и предплечья после сдавливания плеча в течение 5 минут резиновой манжеткой сфигмоманометра c постоянным давлением 90-100 мм рт. ст. В норме в круге диаметром 5 см, очерченном на внутренней поверхности предплечья, может возникнуть не более 10 мелкоточечных кровоизлияний; большее количество петехий свидетельствует о повышении проницаемости сосудов (например, при васкулитах), тромбоцитопении или тромбоцитопатии.

T. Rumpel. Photographien von Scharlachkranken mit multiplen Hautblutungen. Deutsche medizinische Wochenschrift, Berlin, 1909; 35: 2297.

St. C. Leede. Hautblutungen, durch Stauung hervorgerufen als diagnostisches Hilfsmittel.

MUnchener medizinische Wochenschrift, 1911; 58: 293-295.

М. П. Кончаловский. Случай геморрагического диатеза. Труды Московского Терапевтического Общества, 1911, с. 232.

РУМЯНЦЕВ БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ

РУМЯНЦЕВ БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор. В 1998 г. в Институте труда Министерства труда и социального развития РФ (Москва) защитил докторскую диссертацию по теме: Социально-экономические проблемы регулирования трудовых споров и конфликтов в условиях рыночной экономики» Специальность: 08.00.07 - экономика труда. Обосновал, что в условиях рыночных отношений неизбежны противоречия экономических интересов между субъектами трудовых отношений: работодателями, наемными работниками и государством. Эти противоречия являются первопричиной трудовых конфликтов и споров в различных формах и остроте их проявления. И пока в обществе будут господствовать рыночные отношения, им с неизбежностью будут сопутствовать трудовые конфликты и споры. В связи с этим их урегулирование становится постоянной заботой государства, сообществ предпринимателей и представителей наемных работников. Доказал, что социальное партнерство является важным способом регулирования конфликтов и споров. Однако формированию зрелых субъектов социального партнерства в России мешают объективные и субъективные причины: рост безработицы, задержки зарплаты, финансовая неустойчивость, банкротства представителей бизнеса, невиданная поляризация общества по доходам, проникновение криминала в экономику, коррупция государственных чиновников, «забвение» правительством социальных проблем при проведении реформ, включая собственные обещания. Предложил разработать систему государственного управления сферой социально-трудовых отношений, предусматривающую комплексное решение задач по социальной защите наемных работников от профессионального риска, установление необходимых для этого гарантий. Выступил инициатором разработки и принятия федерального закона о службах охраны и гигиены труда, регламентирующего все стороны деятельности этих служб, устанавливающего нормативы и порядок их кадрового и ресурсного обеспечения. Считает, что урегулирование трудовых конфликтов и споров будет зависеть в современной России от оптимального сочетания рыночных и государственных регуляторов в развитии экономики и социальной политики.

РУССИ - ЛЕВИ СИНДРОМ

РУССИ - ЛЕВИ СИНДРОМ (описан французскими патологом G. Roussy, 1874-1948, и неврологом G. Levy, 1886-1935; синонимы - наследственная арефлекторная дистазия, синдром атаксии-арефлексии) - редкий вариант наследственной полиневропатии, проявляющийся в детские или юношеские годы медленно нарастающей атрофией и слабостью мышц голеней, затем кистей, арефлексией (сухожильные рефлексы на ногах отсутствуют уже на ранней стадии заболевания, на руках остаются сохранными более длительное время); расстройством температурной и болевой чувствительности в дистальных отделах конечностей; постуральным тремором и легкой сенситивной атаксией (дистазией), вызванной нарушением глубокой чувствительности; слабостью перонеальной группы мышц, следствием чего является нарушение тыльного сгибания стопы или ее отвисание; кифосколиозом. По своим клиническим проявлениям занимает промежуточное положение между невральной амиотрофией Шарко - Мари - Тута и атаксией Фридрейха; молекулярно-генетические исследования показали, что синдром Руси - Леви является вариантом первого типа болезни Шарко - Мари - Тута. Течение заболевания относительно доброкачественное. Лечение: антихолинэстеразные препараты, аминокислоты, витамины группы В, АТФ, массаж, лечебная физкультура, при необходимости - ортопедическое лечение.

G. Roussy, G. Levy. Sept cas dune maladie familiale particuli?re: Troubles de la marche, pieds bots et areflexie tendineuse generalisee, avec, accessoirement, legcre maladresse des mains. Revue neurologique, Paris, 1926; 1: 427-450.

РУССКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССОФОБИЯ

РУССОФОБИЯ - патологическая, в значительной мере неосознаваемая ненависть к индивидам, которые идентифицируют себя с русской многонациональной культурой, а также к самой этой культуре и её символам (русскому языку, русской литературе и др.). Тенденция усматривать её проявления там, где на самом деле их нет, представляет собой как бы обратную сторону этого расстройства, но в сущности своей всё ту же перманентную паранойю, каковой в действительности руссофобия и является.

РУСТА СИНДРОМ

РУСТА СИНДРОМ (по имени австрийского анатома и хирурга J. N. Rust, 1775-1840; синоним - болезнь субокципитальных позвонков) - боль в затылке, ригидность затылочных мышц, отек в субокципитальной области у больных с разрушением структуры двух верхних шейных позвонков вследствие туберкулеза, метастазирования опухолей и др. Больной с трудом удерживает голову в вертикальном положении. Нередко наблюдаются признаки невралгии тройничного нерва и паралич подъязычного нерва с атрофией мышц языка, нарушением речи и затруднением приема пищи. При параличе блуждающего нерва возможны сердечно-легочные симптомы (одышка, тахикардия и др.). Диагноз подтверждают рентгенологически: выявляют деструкцию затылочной кости и верхних шейных позвонков.

РУСТИЦКОГО - КАЛЕРА СИНДРОМ

РУСТИЦКОГО - КАЛЕРА СИНДРОМ (болезнь Калера, по именам отечественного хирурга О. А. Рустицкого, род. в 1839, и австрийского терапевта O. Kahler, 1849-1893; синонимы - миеломная болезнь, множественная миелома) - опухолевое заболевание крови: разрастание плазматических клеток с увеличением продукции неизмененного иммуноглобулина, реже легких цепей (белок Бенс-Джонса) или тяжелых цепей и разрушением костной ткани. Болеют преимущественно люди пожилого возраста. Множественные очаги остеолиза (следствие роста опухоли в кости или выделения злокачественными плазматическими клетками фактора, стимулирующего разрушение костной ткани остеокластами) могут обусловить боли в костях, гиперкальциемию и наклонность к спонтанным переломам позвонков, ребер, других длинных костей. Поражение почек обусловлено нефротоксичностью легких цепей, гиперкальциемией, гиперурикемией, отложением амилоида; формирование «миеломной почки» приводит к развитию почечной недостаточности. Вследствие гранулоцитопении и снижения содержания в крови нормальных иммуноглобулинов часто развиваются бактериальные инфекции - пневмонии, пиелонефрит и др. Развитие вторичного амилоидоза может обусловить сердечную недостаточность, увеличение языка. При обследовании, как правило, выявляют значительное повышение СОЭ. Анемия, тромбоцито- и лейкопения развиваются вследствие инфильтрации костного мозга миеломными клетками. Иногда в периферической крови обнаруживают единичные плазматические клетки. При биохимическом исследовании обычно выявляют гипонатриемию, гиперкальциемию, повышение содержания креатинина, мочевины, лактатдегидрогеназы. Характерны гиперпротеинемия, протеинурия. При электрофорезе белков сыворотки и мочи обнаруживают М-градиент (особенностью миеломы Бенс-Джонса является отсутствие гиперпротеинемии и М-градиента в крови, последний выявляется только в моче). При исследовании пунктата костного мозга выявляют его инфильтрацию плазматическими клетками (более 30 %). Для обнаружения очагов остеолиза выполняют рентгенологическое исследование костей черепа, грудной клетки, лопаток, таза, длинных трубчатых костей. Лечение: химиотерапия, иногда - лучевая терапия, плазмаферез. Средняя продолжительность жизни больных - около 4 лет.

О. Rustizky. Multiples myelom. Dtsch. Z. Chir., 1873; 3: 162.

O. Kahler. Zur Symptomatologie des multiplen Myeloms. Beobachtung von Albumosurie. Prager medicinische Wochenschrift, Prague, 1889; 14: 33-35, 44-49.

РУЧАТЬСЯ

См. поручиться. Подчас ручаются легкомысленно, нисколько не думая о том, что ручательство окажется пустым, понимая, что реальной ответственности ручающийся не несет. Поэтому такое речевое поведение часто выглядит несолидно и не вызывает доверия. И за родного брата не ручайся (Словарь Даля).

РЫБНИКОВ

Николай Александрович (1880-1961) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1943, по совокупности работ), профессор (1945), чл.-кор. АПН РСФСР (1947). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1910). С 1912 по 1961 г. работал в Институте психологии при Московском ун-те (ныне ПИ РАО). Научные исследования Р. посвящены характеристикам возрастных особенностей ребенка на основе анализа языкового развития, игровой деятельности, формирования творческих потенций, интересов и жизненных идеалов. Р. - составитель словаря русского ребенка, в основу которого легли материалы из собранных по его инициативе дневников родителей, отражающих различные стороны детского развития. Другими направлениями исследований были: вопросы жизненного самоопределения в юношеском возрасте и проблема выбора профессии; процессы овладения детьми навыками чтения, письма, счета; изучение мнемических процессов и поиск путей их совершенствования. Много внимания Р. уделял методам исследования; им был разработан биографический метод. В последний период деятельности занимался исследованием проблем отечественной истории психологии. Положил начало систематической разработке историографии русской и советской психологии. Основные труды Р.: Биографии и их изучение, 1920; Психология и выбор профессии, 1923; Методы изучения ребенка, 1923; Язык ребенка, 1926; Словарь русского ребенка, 1926; Навыки чтения, письма и счета у современного школьника, 1929; Память, ее психология и педагогика, 1930; и др. А. А. Никольская

РЫГАТЬ

Отрицательное коммуникативное действие, которого нельзя допускать в общении. Если это произошло, следует извиниться.

РЫЖОВ ОЛЕГ АЛЕКСЕЕВИЧ

РЫЖОВ ОЛЕГ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор философских наук, профессор. В 2000 г. в Военном университете МО РФ (Москва) защитил докторскую диссертацию по теме: Политические конфликты современности: теория и практика» Специальность: 09.00.10 - философия политики и права. Провел исторический анализ философско-политологической рефлексии проблем социального конфликта. Представил авторское видение теоретико-методологических основ исследования политического конфликта: природы, содержания, классификации, динамики развития. Выделил условия перерастания мирных форм протекания конфликта в вооруженные и функционирования вооруженных конфликтов в современном политическом процессе. Определил критериальные и содержательные основания классификации внутриполитических вооруженных конфликтов. Обосновал влияние основных тенденций современного исторического процесса на изменение характера протекания вооруженных политических конфликтов. Определил сущность и особенности функционирования системных элементов механизма управления политическим конфликтом. Разработал систему методов предотвращения и урегулирования политических конфликтов.

РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ

РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ - орган управления машиной, предназначенный для выполнения ступенчатых переключений и плавного динамического регулирования одной или двумя руками. Их применяют для быстрого переключения при коротком ходе, средних или больших усилиях. Минимальная длина свободной части Р. у. (вместе с рукояткой) в любом положении для захвата пальцами должна быть не менее 50 мм, для захвата всей кистью не менее 150 мм. Форма и размеры рукояток Р. у. должны обеспечивать максимальное удобство их захвата и надежное удержание в процессе управления. Для одновременного выполнения нескольких управляющих действий можно применить Р. у. в комбинации с другими органами управления. На рабочем месте Р. у. необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости моторного поля оператора. Для использования рычагов точного и непрерывного регулирования необходимо создавать опору локтю, предплечью, запястью руки. Р. у., применяемые для дискретных переключений, должны иметь надежную фиксацию промежуточных и конечных положений.

РЬЕ ГРЫЖА

РЬЕ ГРЫЖА (по имени французского хирурга XIX в. L. Rieux) - разновидность внутренней грыжи: ущемление петли тонкого кишечника в ретроцекальном пространстве. Проявляется клиникой низкой тонкокишечной непроходимости. Лечение хирургическое.

РЭКЕТ

РЭКЕТ - вымогательство денег (др. материальных ценностей), осуществляемое путем угроз и насилия, под страхом расправы. В российском законодательстве термин «Р.» не используется.

* * *

острая форма межгруппового конфликта, Представляющего собой агрессивные действия конфликтной группы (рэкетиров) по изъятию денег, дорогих вещей или других ценностей у жертвы (индивида, предприятия, фирмы и т.п.) путем шантажа и вымогательства с применением угроз и насилия.

РЭППА - ХОДЖКИНА СИНДРОМ

РЭППА - ХОДЖКИНА СИНДРОМ (описан впервые R. S. Rapp и W. E. Hodgkin) - наследственное заболевание: эктодермальная ангидротическая дисплазия с расщелиной губы и нёба. Характерны нарушение потоотделения со склонностью к гипертермии - с раннего детского возраста; сухая, тонкая кожа; редкие, ломкие волосы; гипоплазия и дистрофия ногтей и зубов; нарушение прорезывания зубов; запавшая переносица; узкий нос; маленький рот; малые размеры верхней челюсти; расщелины губы, нёба, язычка; рецидивирующие гнойные отиты, конъюнктивиты. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Лечение симптоматическое.

R. S. Rapp, W. E. Hodgkin. Anhidrotic ectodermal dysplasia: autosomal dominant inheritance with palate and lip anomalies. Journal of medical genetics, 1968; 5: 269-272.

РЮДИН

РЮДИН (Rudin) Эрнст (1874-1952) -немецкий психиатр и генеолог. Представитель психиатрических исследований наследственности. После окончания гимназии в Св. Галлене получил образование в ун-тах Женевы, Неаполя, Дублина, был ассистентом у Э. Блейера в Цюрихе, у Э. Кре-пелина в Гейдельберге, у Г. Оппенгейма в Берлине, затем с 1900 г. приступил к самостоятельной работе в тюремной больнице Моабит (Берлин) и в психиатрической больнице в Базеле. С 1907 работал научным ассистентом в психиатрической клинике Мюнхена, где в 1909 стал гл. врачом и защитил докт. дис. для замещения должности доцента по теме психических нарушений при заключении под стражу (Uber die klinischen Formen der Seelenstorungen bei zu lebenslandicher Zuchthausstrafe Verurteilten). С 1911 приступил к работе над проблемой наследственности и семьи, которая сделала его одним из наиболее авторитетных представителей психиатрических исследований наследственности, прежде всего шизофрении. С 1916 г. - руководитель гене-алогическо-демографического отделения Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене. С 1925 по 1928 г. - ординарный профессор в Базеле. С 1928 г. - директор ин-та генеалогии и демографии Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене. Принял участие в разработке медицинской части комментариев к национал-социалистическому Закону о стерилизации душевнобольных молодых людей (1933), а также в его практической реализации, чем бесповоротно скомпроментировал себя в глазах научной общественности. И. М. Кондаков

РЮЛЬФА ИНТЕНЦИОННАЯ СУДОРОГА

РЮЛЬФА ИНТЕНЦИОННАЯ СУДОРОГА (описана в 1913 немецким неврологом J. Rulf) - вариант кинезигенной пароксизмальной дискинезии; проявляется тонической или тонико-клонической судорогой, возникающей при быстром произвольном, но неподготовленном движении, продолжается несколько секунд.

РЮМКЕ ПСЕВДОШИЗОФРЕНИЯ

РЮМКЕ ПСЕВДОШИЗОФРЕНИЯ (описана в 1958 нидерландским психиатром H. C. Rumke) - психическое расстройство, обуcловленное соматогенным или психогенным влиянием, но внешне напоминающее клиническую картину шизофрении. Обычно наблюдается при соматических заболеваниях или отравлениях. Иногда шизофреноподобную симптоматику обнаруживают при невротических расстройствах. В случаях, когда по симптоматике не удается осуществить дифференциальную диагностику с шизофренией, установить истинную причину психоза обычно позволяет характер его течения.

РЮМКЕ ЧУВСТВО ШИЗОФРЕНИИ

РЮМКЕ ЧУВСТВО ШИЗОФРЕНИИ (Rumke, 1957) - специфическое и рассматриваемое как диагностически значимое переживание, якобы возникающее у врача-психиатра во время его контактов с больным шизофренией. Интуитивная диагностика шизофрении, даже если она бывает адекватной и действительно свойственна некоторым, обычно очень немногим профессионалам, объективно не может рассматриваться как существенный клинический критерий данного заболевания.

С

РЯВКНУТЬ

В обычных речевых условиях неприемлемо, в частности, в производственной деятельности. Только при чрезвычайных обстоятельствах.

РЯД

РЯД (общеславянск.) - любая цепочка связанных между собой стимулов, объектов, явлений.

РЯДИТЬСЯ

РЯДИТЬСЯ - договариваться об оплате труда. Ср. торговаться. С позиции нанимаемого некультурно запрашивать слишком много (это сродни воровству), здесь должен быть сугубо объективный расчет. Рядись не стыдись, а работай не ленись (поговорка).

РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ -

результат группировки единиц выборочной совокупности по одному количественному признаку с указанием численности каждой группы. Р.р. называются дискретными, если они основаны на прерывно меняющемся группировочном признаке, и интервальными (редуцированными, сведенными в группы), если они основаны на непрерывно изменяющемся признаке. Графическое отображение рядов распределения осуществляется с помощью гистограмм.

Предыдущая страница Следующая страница