Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ХАРАКТЕР

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР - совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.

В психоанализе характер человека рассматривается чаще всего с точки зрения периодов и фаз психосексуального развития ребенка или защитного образа действия, проявляющегося в реакциях индивида на те или иные жизненные ситуации.

Понятие «характер» использовалось З. Фрейдом с момента становления психоанализа. В частности, в работе «Толкование сновидений» (1900) он апеллировал к таким понятиям, как «невротический характер» и «комплекс человеческого характера». В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он дал следующее определение характера: «То, что мы называем «характером» человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбуждений и составляется из фиксированных с детства влечений, из приобретенных благодаря сублимированию и из таких конструкций, которые имеют своим назначением энергичное подавление перверсных, признанных недопустимыми душевных движений».

В дальнейшем З. Фрейдом было предпринято психоаналитическое рассмотрение одного из типов характера. Так, в работе «Характер и анальная эротика» (1908) он обратил внимание на особый тип людей, у которых имеет место комбинация определенных черт характера, а также наблюдается ряд особенностей, проявлявшихся у них в детском возрасте. Эти особенности связаны с отправлениями одной из физиологических функций организма в раннем детстве и последующим формированием некоторых устойчивых черт характера взрослого человека. По мнению З. Фрейда, в характере таких людей обнаруживается, как правило, присутствие следующих трех черт: «они аккуратны, бережливы и упрямы».

Аккуратность означает не только физическую чистоплотность, но и добросовестность в исполнении различного рода мелких поручений и обязательств. Бережливость может превращаться в скупость, упрямство - в упорство, к которому легко присоединяются наклонности к гневу и мстительности. Формирование этих черт характера связано, как считал основатель психоанализа, с гиперэрогенностью задней проходной зоны, имевшей место в раннем детстве, в младенческом возрасте и проявляющейся в задержках стула, манипуляции с продуктами испражнения. Аккуратность, бережливость и упрямство представляют собой непосредственные и постоянные продукты сублимирования анальной эротики. В этом отношении можно говорить об анальном характере человека. В целом, по словам З. Фрейда, «особенности характера представляют собой или неизменно продолжающие свое существование первичные влечения, продукты их сублимирования, или же являются новообразованными, имеющими значение реакции на эти влечения».

Представления основателя психоанализа об анальном характере человека получили свое дальнейшее развитие и уточнение у ряда психоаналитиков, включая К. Абрахама, Э. Джонса, Х. Хаттинберга, Й. Сад-гера и др. По аналогии с этими представлениями и в зависимости от стадий психосексуального развития ребенка психоаналитики стали выделять оральный, анальный, фаллический, генитальный типы характеров. Однако на начальной стадии развития психоаналитической терапии внимание в основном акцентировалось не на характере пациента, а на его невротических симптомах. Для психоаналитика интерес представляли в первую очередь как симптомы пациента, так и стоящие за ними влечения, а также психические связи между бессознательными желаниями и невротическими симптомами. По этому поводу З. Фрейд замечал, что «когда врач лечит нервнобольного психоанализом, то интерес его в первую голову направлен совсем не на характер пациента».

С развитием психоаналитической теории и терапии стало все более очевидно, что характер человека существенно сказывается не только на его жизнедеятельности, но и на прохождении курса лечения. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) З. Фрейд подчеркнул, что изменения в аналитической технике привели к необходимости рассмотрения не только невротических симптомов, но и тех сопротивлений, которые оказывает пациент в процессе лечения. Эти сопротивления тесно связаны с характером человека, в значительной степени обусловлены им. Таким образом, «характер приобретает особые права на интерес со стороны врача». Исходя из такого понимания, З. Фрейд предпринял попытку описания некоторых черт характера, представляющихся на первый взгляд неожиданными, типа «крушения во время успеха», но вполне объяснимыми, если к ним подходить с позиций психоаналитического толкования бессознательного чувства вины.

Рассмотрение проблемы характера нашло отражение в исследованиях А. Адлера (1870-1937). В работе «О нервическом характере» (1912) он подчеркнул, что изучение невротического характера - важная часть психологии неврозов. По мнению А. Адлера, невротический характер представляет собой «продукт и средство исполненной недоверия, предусмотрительной психики, которая усиливает его ориентацию, чтобы избавиться от чувства неполноценности». Такая попытка терпит крушение вследствие внутренних противоречий, разбивается о барьеры культуры или о права других людей.

А. Адлер считал, что невротический характер вырастает не сам по себе из биологических или конституциональных, изначально заданных сил, а получает свое развитие благодаря компенсирующей настройке в психике. Он развивается под давлением неуверенности, а его склонность персонифицировать себя оказывается сомнительным успехом защитной тенденции. Словом, характер - это «готовый к применению «интеллигентный шаблон», который защитная тенденция использует так же, как готовности к аффекту и болезни». Анализируя характер, можно вскрыть предысторию пациента и понять настоящее и будущее его. При терапевтическом лечении прежде всего следует разоблачать сопротивление пациента против врача «как старый невротический шаблон» и таким образом упразднять невротическое предубеждение.

Проблематика характера занимала важное место в исследовательской и терапевтической деятельности В. Райха (1897-1957). Его представления о характере содержались в таких книгах, как «Импульсивный характер» (1924) и «Характероанализ» (1933). В первой работе подчеркивалась необходимость исследования типов характера, имеющих принципиальное значение для теории и терапии неврозов характера, вызванных сдерживанием влечений, и импульсивных неврозов. Во второй работе обосновывалась мысль, в соответствии с которой психоаналитическое исследование способно предложить новые точки зрения на учение о характерах и, исходя из этого, получить новые терапевтические результаты. Если в первых психоаналитических попытках (З. Фрейд, Э. Джонс, К. Абрахам) речь шла об объяснении инстинктивной основы отдельных типичных черт характера, то В. Райх предложил рассматривать характер как целостное образование. Именно характер пациентов служит их сопротивлению против раскрытия бессознательного (сопротивление характера), то есть можно сказать, что в процессе лечения отражается происхождение характера. Поэтому важно понимать и объяснять не отдельные невротические симптомы и черты характера, а природу и суть характера как такового.

По мнению В. Райха, характер состоит в хроническом изменении Я, которое может быть описано как укрепление. «Степень подвижности характера, способность в зависимости от ситуации раскрываться навстречу окружающему миру или замыкаться от него - в этом заключается различие между структурой характера, устойчивой по отношению к реальности, и невротической его структурой». Образование характера зависит не столько от того, что влечение и отказ сталкиваются между собой, сколько от того, каким способом это происходит, в какой момент возникают образующие характер конфликты и благодаря каким инстинктам. Как считал В. Райх, «характер в первую очередь обнаруживает себя как нарциссический механизм защиты». Исходный пункт формирования характера - защита от реальных опасностей, его конечная функция - защита от опасности влечения, от страха перед застоем и ослабление энергии влечения. Окончательное качество характера определяется двояко: качественно, той ступенью развития либидо, на которую оказал влияние процесс образования характера вследствие внутренних конфликтов, то есть специфического места фиксации либидо и, следовательно, можно различать депрессивные (оральные), связанные с неврозом навязчивых состояний (садистско-анальная фиксация), мазохистские, генитально-нарциссические (фаллические), истерические (генитально-инцестуозные) характеры; количественно, посредством экономики либидо, зависящей от качественного предназначения.

В общем плане В. Райх проводил различие между невротическим (связанным с оргастической импотенцией) и генитальным (способным к оргазмной разрядке) характером. С точки зрения качественных различий оба характера являются идеальными типами. С точки зрения количества возможного удовлетворения либидо невротический и генитальный характеры можно понимать как усредненные типы. Реальные характеры представляют собой смешанные формы обоих типов характера.

Для Э. Фромма (1900-1980) характер - это «эквивалент утраченной человеком инстинктивной детерминации животного». Характер побуждает человека думать, действовать и чувствовать определенным образом. Структура характера определяет мысли, идеи и поступки человека. С точки зрения аналитической психологии характер, в динамическом его смысле, можно определить как «одну из форм проявления человеческой энергии, возникающую в процессе адаптации потребностей человека к определенному образу жизни в конкретном обществе». По своей значимости проблема структуры характера выходит за рамки отдельного индивида, и, следовательно, можно говорить не только об индивидуальном, но и о социальном типах характера. Как считал Э. Фромм, социальный характер представляет собой «ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры», в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому принадлежащие к одной и той же культуре люди отличаются друг от друга. Понятие социального характера не является статическим, то есть простой суммой каких-то особых черт. Его можно понять только в связи с функциональной деятельностью людей в обществе с присущими ему социальными структурами.

С точки зрения Э. Фромма, функция социального характера состоит в оформлении энергии членов общества таким образом, чтобы они действовали в соответствии с требованиями социальной системы. Вместе с тем социальный характер - это базис, из которого определенные идеи и идеалы черпают свою силу и привлекательность. Таким образом, «социальный характер - это промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями и идеалами».

Представления Э. Фромма об индивидуальном и социальном типах характеров содержались во многих его работах, в частности в книгах «Бегство от свободы» (1941), «Человек для себя» (1947), «Из плена иллюзий» (1962) и др. Он исходил из того, что формирование индивидуального характера определяется совокупностью экзистенциальных и индивидуальных переживаний, а также переживаний, обусловленных культурой, темпераментом и физической конституцией человека. Существование социального характера не отменяет понятие индивидуального характера. При этом следует иметь в виду, что индивидуальные специфические отличия обусловлены особенностями личностей родителей, с одной стороны, психическими и материальными особенностями, присущими социальной среде, в которой растет ребенок, с другой стороны.

В современной психоаналитической литературе значительное внимание уделяется проблеме расстройства характера и патологическим нарушениям его. Клинические аспекты характера составляют важную часть психоаналитической теории и практики.

* * *

(греч. charakter - черта, особенность) - 1. первоначальное значение - «надпись» или «маркировка, отличающая одну вещь от другой»; 2. вообще - отличительная черта, признак кого- или чего-либо; 3. в психологии - «совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности с типичными для неё моделями поведения» (Психология, 1990). Когда-то Платон и Аристотель, предлагали определять характер человека, сравнивая последнего с животным. Например, широкий нос и добродушные глаза обозначали глупость. Характер, считает Е.Блейлер, «определяется почти исключительно аффективностью, с особенно крепким постоянным комплексом представлений и воспоминаний». Характер представляет собой как бы исполнительную инстанцию личности, определяя, в основном, стиль, но не линию, направление её поведения, то есть то, как именно человек что-то делает или на что-то реагирует, но он не сообщает ровно ничего о том, что, зачем и под влиянием каких внутренних факторов этот человек что-то делает или почему он таким образом реагирует реагирует на некий стимул. Например, в ситуации несогласия с кем- или чем-либо один человек взрывается, сатанеет, другой отстраняется и остаётся равнодушным, третий выказывает своё презрение и уязвлённое самолюбие, четвёртый пользуется случаем продемонстрировать окружающим свои лучшие качества, пятый погружается в размышление о происходящем. Кто-то отшутится и оставит всё как есть, кому-то станет неприятно за поведение другого или в случившемся он обвинит самого себя и и т.д. Но, заметим, раздражительность И.Гёте это не то же самое, что раздражительность умственно отсталого индивида. Тем самым характер представляется как бы механическим, бессистемным набором мало- или вовсе несвязанных одна с другой черт или привичных моделей поведения, которые в одних ситуациях проявляются чаще, более ярко, в других - реже и менее заметно или не проявляются вовсе. С этим связаны трудности в идентификации характерологических типов, ныне различают от 3-х до 16 типов характера. Природа развития характерологических черт не установлена, наиболее интенсивно это проблема разрабатывается, пожалуй, в психоанализе. Аналитики предпочитают думать, что эти черты формируются в конечном счёте как проявление влияния бессознательных тенденций на. поведение человека. Но предполагается также, что черты характера фиксируются, если соответствующие модели поведения воспринимаются в определённых ситуациях индивидом как защищающие его, дающие ему определённые преимущества, позволяющие ему избежать неприятностей. Фиксация анормальных или, точнее, достигающих степени анормальности черт характера определяется, предположительно, как генетическими и конституциональными факторами, так и факторами преимущественно социально-психологической среды. Ныне не существует метода, с помощью которого можно точно определить, какой из этих двух последних факторов является важнейшим в том или ином конкретном случае. Э.Кант считал, например, характер врождённым образованием, а Т.Рибо и Ф.Палан - социально детерминированным. Обычно характер складывается в тот период жизни, когда личность не достигает высот своей зрелости (обычно это происходит к окончанию пубуртатного возраста), так что многие люди в зрелом возрасте сетуют на свой характер, бывают им недовольны, воспринимают его как некую помеху, если чувствуют, что поступают почему-то не так, как им следовало бы. Некоторые авторы склонны отождествлять термины «характер» и «личность», например, К.Ясперс, а также автопы психологической энциклопедии (М., 2007). Классическая характерология, наиболее ярким представителем кототорой был Л.Клагес, на которую возлагалось очень много надежд, фактически исчерпала потенциал своего развития. Так, попытки установить роль характера в возникновении психических расстройств и нарушений поведения не дали сколько-нибудь значительных результатов. В связи с неопределённостью, существующей в плане содержания, объёма и разграничения этих понятий («характера» и «личности»), ныне возобладала тенденция к вымыванию из лексикона психиатрии термина «характер» и заменой его термином «личность»; 3. в психопатологии - обозначение признаков, свойственных определённому патологическому событию, явлению. Например, «бред с характером преследования»; 4. твёрдая, сильная воля, упорство в достижении чего-либо; 5. проявление неуживчивости, избалованности, своеволия; 6. образ, содержащий типичные, обобщённые черты какой-либо группы людей. Например, «национальный характер» (отсюда выражение характерный - с ударением на второй гласной «а»); 6. в психоанализе - свойства человека, которые позволяют отнести его к одному из существующих характерологических типов. Это обусловлено тем, что определённые черты характера можно понимать или как: а) производное тех или иных фаз развития либидо и Эго, или как б) аналог симптомов, то есть защитный образ действия. В соответствии с «а» формируется оральный характер, анальный характер, фаллический характер, генитальный характер, а с «б» - истерический, фобический, шизоидный, обсессивный характер. Отсюда термины: невроз характера, расстройство характера, анализ характера.

* * *

Социально-психологические особенности личности, сформированные на основе унаследованных факторов, а также в процессе воспитания и обучения.

* * *

(от греч. charakter - черта, признак, примета, особенность) -индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, имеющих определенную направленность, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. Х. - многомерное психическое свойство личности, которое воспитывается в течении всей жизни.

Проявляется в отношении к обществу, труду, другим людям, к самому себе. Х. складывается в соответствии с темпераментом. Физиологической основой Х. является своеобразный "сплав" (выражение И.П. Павлова) типологических свойств высшей нервной деятельности и систем временных связей, возникающих в коре головного мозга под влиянием условий жизни и деятельности человека. Х. - единство индивидуального и типического.

* * *

(от греч. charakter - печать, чeкaнка, заpубка) - подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении c др. людьми (экспрессивные проявления Х.). Х. выступает как форма проявления личности (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Х. человека оказывает существенное влияние на его поведение в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Еще большее воздействие на конфликты, в которых участвует человек, оказывают акцентуации Х., т. е. чрезмерная выраженность отдельных его черт. См. Акцентуация характера

* * *

(от греч. charakter - черта, признак, особенность) .- индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека. Свойства X. проявляются в определенных жизненных ситуациях (напр., трудолюбие - в труде, общительность - в общении с другими людьми и т. п.). В каждой черте X. выражается отношение человека к определенным обстоятельствам и сторонам действительности. X. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений X. С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты X. В структуре X. выделяются четыре основные группы черт: 1) выражающие отношение к коллективу и отдельным . лицам (общительность, откровенность, стремление к лидерству и др.); 2) выражающие отношение к труду (трудолюбие, добросовестность и пр.); 3) выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость и т. п.); 4) выражающие отношение к самому себе (самолюбие, тщеславие, самокритичность и др.). Свойства X. формируются в процессе воспитания, социализации и деятельности человека, они не зависят от наследственности. Проявление X., формируясь в деятельности, постепенно «автоматизируется», т. е. постепенно сокращается или исчезает этап сознательного обоснования своего поведения (см. также Акцентуации личности).

В начало словаря