Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "В" (часть 6, "ВЕС"-"ВИД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 6, "ВЕС"-"ВИД")

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ (лат. vestibulum - преддверие) - костная полость в лабиринте внутреннего уха, включающая 2 вестибулярных мешка и 3 полукружных канала. Выполняет функции сенсорных механизмов восприятия положения головы, ускорения и замедления движений собственного тела.

* * *

анализатор, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела. В. а. обеспечивает сохранение равновесия и.участвует в коррекции направления глаз при изменении положения головы. При сильных раздражениях В. а. (напр., вследствие качки) могут появляться признаки укачивания (головокружение, нарушение сердечной деятельности, тошнота). Улучшение деятельности В. а. достигается систематическими тренировками, во время которых производятся ритмические раздражения В. а. (специальные гимнастические упражнения, плавание, занятия на батуте, качели). Особую роль тренировка В. а. играет в подготовке человека к полноценной деятельности в некоторых особых условиях - космонавтов, высотников и т. д.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ ПРИПАДОК

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ ПРИПАДОК - припадок фокальной эпилепсии (или аура генерализованного припадка) с субъективным ощущением перемещения в пространстве (полёта, спуска, теловращения и т.п.). Эпилептический очаг локализуется в височно-теменной области.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ СИНДРОМ

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ СИНДРОМ (лат. vestibulum - преддверие) - системное головокружение. Симптомокомплекс расстройства образуют следующие основные признаки: 1. субъективное ощущение вращения окружающего в любой плоскости, 2. головная боль, 3. атаксия, 4. астазия, 5. расстройство конвергенции; 6. рвота. Расстройство проявляется в виде приступов и связано с нарушением функции преддверно-улиткового органа (в связи с местными сосудистыми, воспалительными процессами и другими органическими причинами). В психиатрической практике вестибулярный синдром встречается у пациентов с фокальной эпилепсией.

ВЕСТИФОБИЯ

ВЕСТИФОБИЯ - 1. навязчивый страх носить требуемую по погоде одежду; 2. любой страх не носить необходимую одежду, вызванный болезненными причинами.

ВЕСТФАЛЯ - ВИЛЬСОНА - КОНОВАЛОВА СИНДРОМ

ВЕСТФАЛЯ - ВИЛЬСОНА - КОНОВАЛОВА СИНДРОМ (по именам неврологов - C. F. O. Westphal, британского S. A. K. Wilson, 1878-1937, и Н. В. Коновалова, 1900-1966; синонимы - гепатолентикулярная дегенерация, гепатоцеребральная дистрофия) - наследственное заболевание, связанное с нарушением метаболизма меди, которая откладывается в головном мозге, печени, почках, роговице и др. В развитии клинической картины болезни выделяют преневрологическую и неврологическую (церебральные нарушения) стадии. Преневрологическая стадия может протекать бессимптомно или с висцеральными проявлениями (гепатомегалия, хронический гепатит, желтуха, холецистит, цирроз печени, гемолитическая желтуха с анемией, спленомегалия, пиелонефрит, почечная колика, хроническая пневмония, дегенеративно-дистрофические изменения костей, аменорея, гинекомастия, самопроизвольные аборты). Неврологическая стадия чаще всего дебютирует дрожанием рук, головы, усиливающимся при волнении, ригидностью мышц (общесогнутая установка туловища), дизартрией (речевые нарушения). Реже отмечаются писчий спазм, спастическая кривошея, мозжечковые нарушения, гиперкинезы лицевых мышц, затруднения при чтении. Больные становятся вялыми, сонливыми, апатичными (или, наоборот, пребывают в эйфории), быстро устают. Диэнцефальные нарушения включают ожирение или резкое похудание, колебания артериального давления, отеки нижних конечностей, нарушение менструального цикла у женщин. Для уточнения диагноза необходимы консультация офтальмолога (выявление кольца Кайзера - Флейшера темно-зеленого цвета по краю радужной оболочки), исследование обмена меди (повышение ее уровня в моче), определение уровня церулоплазмина в сыворотке (снижено). Возможна ДНК-диагностика, включая пренатальную (биопсия ворсинчатого хориона, амниоцентез, кордоцентез). Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение: купренил, препараты цинка, диета с низким содержанием меди способствуют стабилизации и регрессу симптомов.

C. F. O. Westphal. Uber eine dem Bilde der cerebrospinalen grauen Degeneration ahnliche Erkrankung des centralen Nervensystems ohne anatomischen Befund, nebst einigen Bemerkungen Uber paradoxe Contraktion. Archiv fUr Psychiatrie und Nervenkrankheiten, Berlin, 1883; 14: 87-134, 767-769.

S. A. K. Wilson. Progressive lenticular degeneratio. A familial nervous disease associated with cirrhosis of the liver. Brain, Oxford, 1912; 34: 295-507.

Н. В. Коновалов. Гепато-церебральная дистрофия. Москва, 1960.

ВЕСТФАЛЯ - ЛЕЙДЕНА АТАКСИЯ

ВЕСТФАЛЯ - ЛЕЙДЕНА АТАКСИЯ (по именам C. F. O. Westphal и немецкого врача E. V. Leyden, 1832-1910; синоним - церебеллит) - острая атаксия детского возраста, обычно возникающая вскоре после вирусной инфекции (чаще всего ветрянки) и проявляющаяся рвотой, нарушением ходьбы, тремором, нистагмом, дизартрией, стволовой дисфункцией, иногда угнетением сознания. Чувствительность и сила мышц не страдают. В большинстве случаев отмечается полное восстановление в течение нескольких недель или месяцев.

C. Westphal. EigentUmliche mit Einschlafen verbundene Anfalle. Archiv fUr Psychiatrie und Nervenkrankheiten, Berlin, 1877; 7: 631-635.

E. Leyden. Uber acute Ataxie. Zeitschrift fUr klinische Medicin, Berlin, 1891; 18: 576.

ВЕСТФАЛЯ НЕПОДВИЖНОСТЬ ЗРАЧКОВ

ВЕСТФАЛЯ НЕПОДВИЖНОСТЬ ЗРАЧКОВ - отсутствие реакции зрачков (на свет, конвергенцию) при эпидемическом энцефалите и кататоническом ступоре.

ВЕСТФАЛЯ ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ МЫШЕЧНЫЙ ФЕНОМЕН

ВЕСТФАЛЯ ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ МЫШЕЧНЫЙ ФЕНОМЕН (описан немецким неврологом и психиатром С. F. О. Westphal, 1833-1890) - сокращение (вместо происходящего в норме расслабления) мышцы при быстром пассивном ее укорочении (например, сохранение приданного положения стопы при ее пассивном тыльном сгибании); наблюдается при поражении экстрапирамидной системы.

C. F. O. Westphal. Uber eine dem Bilde der cerebrospinalen grauen Degeneration ahnliche Erankung des centralen Nervensystems ohne anatomischen Befund, nebst einigen Bemerkungen Uber paradoxe Contraction. Archiv fUr Psychiatrie und Nervenkrankheiten, Berlin, 1883; 14: 87-134.

ВЕСТФАЛЯ ПСЕВДОСТУПОР

ВЕСТФАЛЯ ПСЕВДОСТУПОР (описан С. F. О. Westphal; синоним - ступор кажущийся) - состояние обездвиженности по типу ступора, возникающее вследствие аффективно насыщенных бредовых и галлюцинаторных переживаний.

ВЕСТФАЛЯ СИМПТОМЫ

ВЕСТФАЛЯ СИМПТОМЫ - 1. симптом беспокойства зрачков (частая смена миоза мидриазом) при нейролюесе и постэнцефалитическим паркинсонизме; 2. отсутствие коленных рефлексов при спинной сухотке, некоторых формах прогрессивного паралича; 3. кататоноподобное оцепенение при аффективно насыщенных бредовом и галлюцинаторном расстройствах.

ВЕСТФАЛЯ СИНДРОМ

ВЕСТФАЛЯ СИНДРОМ (описан C. F. O. Westphal) - семейная форма гипокалиемического периодического паралича, связанного с патологией ионных каналов мышц. Манифестирует на втором десятилетии жизни приступами адинамии, сопровождающимися снижением уровня калия в крови, и нарастает к 20-35 годам. Тяжесть приступов варьирует от легкого преходящего паралича одной или нескольких групп мышц до полного паралича; продолжительность приступов от 6 часов до 2-3 дней с полным восстановлением через 1-2 часа. Проксимальные мышцы конечностей поражаются в большей степени; дыхательная мускулатура вовлекается крайне редко. Провоцирующими приступы факторами являются длительный отдых после больших физических нагрузок, холод, плотный обед, эмоциональные переживания и др. Обследование во время приступов выявляет брадикардию, снижение амплитуды зубцов Q и Т на электрокардиограмме; признаки миотонии на электромиограмме; содержание калия в крови в пределах 2-2,5 мэкв/л. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Введение препаратов калия восстанавливает мышечную силу, для предупреждения приступов назначают ацетазоламид и препараты калия.

C. F. O. Westphal. Uber einen merkwUrdigen Fall von periodischer Lahmung aller vier Extremitaten mit gleichzeitigem Erloschen der elektrischen Erregbarkeit wahrend der Lahmung. Berliner klinische Wochenschrift, 1885; 22: 489-491, 509-511.

ВЕСТФАЛЯ ТАБЕТИЧЕСКИЙ СИМПТОМ

ВЕСТФАЛЯ ТАБЕТИЧЕСКИЙ СИМПТОМ (описан С. F. О. Westphal) - отсутствие коленного рефлекса при спинной сухотке, прогрессирующем параличе.

C. F. O. Westphal. Uber einige durch mechanische Einwirkung auf Sehnen und Muskeln hervorgebrachte Bewegungs-Erscheinungen. Archiv fUr Psychiatrie und Nervenkrankheiten, Berlin, 1875; 5: 803-834.

ВЕСТФАЛЯ-БУМКЕ СИМПТОМ

ВЕСТФАЛЯ-БУМКЕ СИМПТОМ (Westphal, 1906; Bumke, 1928) - периодически наступающая неподвижность зрачков у пациентов с кататонией. Зрачки при этом спонтанно и периодически расширяются (на секунды, часы, дни), при этом они не реагируют на свет, конвергенцию и аккомодацию. Вестфаль обращает также внимание на изменение формы зрачков и нередко ригидность мышц тела.

ВЕТЕРАН

ВЕТЕРАН (лат. vetus - старый) - 1. участник минувших боёв; 2. заслуженный работник на каком-либо поприще.

ВЕТРЕНОСТЬ

ВЕТРЕНОСТЬ (древняя ассоциация непостоянности человеческого поведения с непостоянностью ветра, меняющего часто свои направления) - легкомысленность в любви. Может быть следствием похотливости, беспринципности, безволия, эпикуреизма. Типичная реакция на ветреность - осуждение, недоверие.

Но еще более она была ветрена или, скорее, безвольна и сама себя не помнила, когда, видя перед собою женщин, живущих в роскоши, сама пребывала в нищете и нужде (А. Прево, Манон Леско).

Фамусов. Скромна, а ничего кроме

Проказ и ветру на уме.

Лиза. Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…

(А. Грибоедов, Горе от ума)

ВЕТРЯНАЯ ОСПА

ВЕТРЯНАЯ ОСПА - инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой и везикулезной (пузырьковой) сыпью.

Наиболее часто встречается у детей в возрасте до 10 лет. Возбудитель - вирус, патогенный только для человека, который относится к семейству вирусов герпеса. Во внешней среде вирус погибает в течение нескольких часов.

Источником возбудителя инфекции является больной, начиная с последних 2 дней инкубационного периода и в период высыпаний (до 5-го дня). Заражение происходит воздушно-капельным путем при непосредственном контакте с больным. Передача возбудителей инфекции через вещи не наблюдается. Восприимчивость к ветряной оспе очень высока.

Клиническая картина. Продолжительность инкубационного периода 10 - 23 дня (чаще 13 - 17 дней). Продромальные явления выражены слабо: общее недомогание, субфебрильная температура тела, иногда кореподобная или скарлатиноподобная сыпь. Затем температура повышается до 38 - 39 °C, и почти одновременно на лице, конечностях и туловище появляется характерная сыпь, часто сопровождающаяся зудом. Высыпания могут также отмечаться на волосистой части головы, слизистых оболочках рта, глаз, носоглотки, наружных половых органов. Небольшие бледно-розовые пятна быстро превращаются в папулы и пузырьки (везикулы), окруженные зоной гиперемии и наполненные прозрачным содержимым. Пузырьки через 1 - 2 дня вскрываются, подсыхают, образующиеся корочки отпадают без образования рубцов через 1 - 3 нед. Характерно многократное «подсыпание» в течение 4 - 5 дней, поэтому уже на 2-й день на коже можно видеть элементы сыпи в разных стадиях развития. В конце периода высыпаний температура нормализуется.

Осложнения встречаются относительно редко. На слизистых оболочках на месте высыпаний образуются эрозии и язвочки. При появлении сыпи на роговице развивается кератит, при поражении слизистой оболочки гортани - ларингит. Присоединение вторичной инфекции может привести к развитию флегмон, абсцессов, рожи, стоматита, отита, лимфаденита, бронхопневмонии. К редким осложнениям относятся очаговый нефрит, серозный синовит, энцефалит и серозный менингит.

Лечение. Дети, больные ветряной оспой, в специфическом лечении не нуждаются, необходимо лишь оберегать ребенка от присоединения вторичной инфекции. При появлении зуда не следует допускать расчесывания, поэтому рекомендуется ребенку коротко обрезать ногти. Пузырьки смазывают 1 % спиртовым раствором бриллиантового зеленого или концентрированным 1 - 2 % раствором перманганата калия. В случае присоединения вторичной инфекции по показаниям назначают антибиотики и сульфаниламидные препараты. При развитии осложнений необходима госпитализация.

В связи с тем, что заразительность ветряной оспы очень велика, больные должны быть немедленно изолированы дома и контакт с ними других детей прекращен. Дети, бывшие в контакте с больными ветряной оспой, подлежат разобщению с 11-го по 21-й день с момента контакта.

ВЕЩЕСТВО Р

ВЕЩЕСТВО Р - полипептид, содержащийся в некоторых нейронах ганглия дорсальных корешков, в базальном ганглии, гипоталамусе и коре головного мозга. Предполагается, что это вещество действует как нейротрансмиттер и участвует в функционировании основных афферентных волокон клеток ганглия дорсальных корешков, которые принимают участие в проведении боли.

ВЗАИМНАЯ ЛЮБОВЬ

ВЗАИМНАЯ ЛЮБОВЬ - любовь, разделяемая партнерами, в результате чего оба получают удовольствие и радость (в отличие от односторонней, неудовлетворенной любви). Типичная реакция окружающих - доброжелательность, уважение, викарное удовольствие. Менее типичная - зависть, ревность, неприятие. Классические примеры такой любви - Ромео и Джульетта (образы, созданные Шекспиром), Наль и Дамаянти (индийский эпос), Тристан и Изольда (средневековый роман).

Любовь - это эгоизм вдвоем.

(Мадам де Сталь)

Я люблю тебя так, что не сможешь никак

Ты меня никогда, никогда разлюбить.

(Песня)

ВЗАИМНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

ВЗАИМНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ - особенность восприятия речи, свойственная детям. Состоит в смещении логического акцента, вызванное грамматическим построением фразы. Например. Мама говорит в зоопарке своему сыну:»Посмотри на лемура с хвостом, окрашенным кольцами». Ребёнок, уже знающий слово «лемур», склонен думать, что именно хвост лемура является наиболее существенной частью тела последнего.

ВЗАИМНОЕ (РЕЦИПРОКНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ

ВЗАИМНОЕ (РЕЦИПРОКНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ - 1. торможение действия одного нервного пути действием другого; 2. неспособность вспомнить слово, имя или образ вследствие активации другого слова, имени, образа; 3. торможение одной реакции возникновением другой, противоположной.

ВЗАИМНО-ОДНОЗНАЧНОГО СООТНЕСЕНИЯ ПРОЦЕДУРА

ВЗАИМНО-ОДНОЗНАЧНОГО СООТНЕСЕНИЯ ПРОЦЕДУРА - установление поэлементного соответствия двух дискретных множеств. В концепции развития операторного интеллекта Ж. Пиаже процедура В.-о. с. двух множеств характерна для последних подстадий дооперационального периода развития интеллекта. Дети 5-7 лет начинают использовать процедуру В.-о. с. для обоснования равенства количества элементов множеств. Выделяются три характерных периода становления обратимости этой процедуры, т.е. превращения ее в обратимую операцию: 1) глобальное сравнение двух дискретных множеств без поэлементного соответствия и без прочной эквивалентности (дети 4-5 лет); 2) наглядное поэлементное соотнесение без прочной эквивалентности (дети 5-6 лет), о чем свидетельствуют исправления ответов детей с правильного на неправильный в ситуации преобразования конфигурации одного из сравниваемых множеств; 3) операциональное соотнесение с прочной эквивалентностью (дети 6-7 лет). Операциональное В.-о. с. освобождается от ошибок оптического или наглядного соответствия и признается детьми при любых преобразованиях наглядной конфигурации множеств. Это свидетельствует о переходе ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта. А.Г.Лидерс

ВЗАИМНОСТЬ

ВЗАИМНОСТЬ - 1. в психологии ощущения - обобщение, согласно которому продолжительность воздействия стимула и его интенсивность взаимодействуют таким образом, чтобы вызывать появление ощущения (закон Бансена-Роско). Упомянутый закон предполагает, видимо, что появление в сознании ощущения самым непосредственным, вызванным очевидным до такой степени образом, что говорить об этом не имеет никакого смысла; 2. в когнитивной теории Пиаже - понимание ребёнком того, что можно нейтрализовать или контролировать один фактор с целью исследовать второй, а затем повторно вводить первый (такая способность появляется на стадии формальных операций мышления); 3. в теории морального развития Пиаже - понимание ребёнком того, что за любезность нужно «платить той же монетой»; 4. в теории баланса Хейдера - принцип социального восприятия, который гласит: если я знаю, что я нравлюсь вам, это увеличивает вероятность того, что и вы будете нравиться мне.

* * *

- расположение, любовь индивида к кому-л., кто тоже в свою очередь испытывает к данному лицу положительные чувства.

Мервиль первый заметил эту взаимную склонность и поздравил Ибрагима (А. Пушкин, Арап Петра Великого).

Ту назови своей звездой,

Что с думою глядит

И взору шлет ответный взор,

И нежностью горит.

(Е. Баратынский, Звезда)

Ср.:

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

(И. Крылов, Кукушка и Петух)

Ср. сродство душ, дуальное единство.

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ - взаимная зависимость друг от друга различных действий. Взаимовлияние могут оказывать действия, выполняемые как параллельно (совмещенно), так и последовательно. В первом случае характер взаимодействия зависит от условий выполнения действий (см. Совмещенная деятельность). Во втором случае характер взаимодействия определяется вероятностной структурой последовательности и длительностью интервала между отдельными действиями. Общие закономерности реагирования на будущий очередной сигнал в последовательности сводятся к следующему: 1) человек легко усваивает вероятностную структуру последовательности сигналов, но при этом завышает большие вероятности и снижает малые; 2) при прочих равных условиях время реакции и вероятность ошибки на сигналы большей вероятности меньше, чем на сигналы меньшей вероятности; 3) на значениях показателей реагирования сказываются как безусловные, так и условные вероятности появления разных сигналов в последовательности, причем условные вероятности влияют сильнее; 4) в зависимости от значимости различных сигналов человек может изменить стратегию реагирования от индивидуально оптимизирующей (учитывает вероятность сигналов каждого вида) до суммарно оптимизирующей (реагирует в соответствии с наиболее вероятным или более значимым сигналом) (см. также Поток сигналов). Общая закономерность влияния сигналов на параметры действий состоит в наличии оптимального значения интервала, при котором имеет место оптимальное время выполнения действий, характеризующееся минимальной вероятностью совершения ошибки. Возрастание интервала по сравнению с оптимальным значением приводит к монотонному увеличению как времени действия, так и вероятности ошибок. Убывание длительности интервала приводит лишь к увеличению вероятности ошибок. При этом есть предел, по достижении которого возникают пропуски, а затем наступает срыв деятельности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ - влияние функционирования одного анализатора на состояние другого. Наиболее полно изучены изменения функционального состояния одного анализатора в результате стимуляции другого. В. а. проявляется также в совместной работе анализаторов, дающих субъекту информацию .о таких сторонах окружающего мира, о которых ни один из этих анализаторов сам по себе не приносит информации (напр., бинокулярная оценка удаленности объекта в результате совместной работы зрительного и проприоцептивного анализаторов). В. а. проявляется также в том, что поступление сигнала по одному каналу или изменение состояния отдельного анализатора под влиянием внешних факторов приводит к изменению чувствительности других анализаторов. Напр., приятные запахи, вкус сладкого, удобное сидячее положение приводят к повышению чувствительности зрительного анализатора. Наоборот, громкие звуки, вкус горького, стоячее положение, облучение кожи различными лучами понижают его чувствительность. В. а. нужно учитывать также при предъявлении человеку полимодальных сигналов, т. е. сигналов, адресованных различным анализаторам. Это необходимо учитывать при построении полимодальных средств отображения информации.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (В ПСИХОЛОГИИ) -

процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения; сопряжение систем взаимных воздействий.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТНОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТНОЕ - один из видов социального взаимодействия, заключающийся в противодействии конфликтующих сторон и проходящий на фоне выраженных негативных эмоций, переживаемых ими по отношению друг к другу. Сутью В. к. выступает противодействие. Оно может происходить в трех сферах: общении, поведении или деятельности. Противодействие отличается от др. способов социального взаимодействия тем, что его целью является либо нанесение прямого ущерба интересам противоположной стороны, либо ограничение ее активности, т. е. ненасильственное сопротивление. В. к. чаще является более деструктивным по сравнению с др. видами социального взаимодействия. См. Сопротивление ненасильственное

* * *

процесс взаимных негативных воздействий индивидов, групп, движений, партий, этносов, стран друг на друга, в процессе которых сталкиваются между собой интересы, цели, устремления, ценностные ориентации соперничающих субъектов конфликта.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ - совокупное выражение естественно присущего нациям (национально-территориальным гражданским обществам, национальным государствам, культурно-национальным ассоциациям) состояния постоянных контактов и отношений в условиях многонациональной цивилизации. В. м. базируется: 1) в политической области - на принципе государственного суверенитета; 2) в духовной области - на признании национальной культуры и языка; 3) в экономической области - на обеспечении свободного предпринимательства. Оптимальным и бесконфликтным является В. м., которое складывается «по горизонтали», т. е. по принципу равенства и взаимности. Исторический опыт свидетельствует, что конфликтогенным является В. м. «по вертикали». При этом одна из взаимодействующих национальных сторон занимает место наверху пирамиды, др. - внизу. Такое В. м. рано или поздно приводит к межнациональным конфликтам.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ - влияние различных навыков друг на друга. Различают следующие Виды В. н.: 1) интерференция навыков - явление, препятствующее образованию навыков и возникающее при предъявлении обучаемому сходных задач, требующих различных способов их выполнения; 2) положительный перенос навыков - результат последовательного обучения комплексным действиям, когда ранее сформированные навыки благоприятствуют формированию последующих; 3) отрицательный перенос навыков - результат последовательного обучения комплексным действиям, когда ранее сформированные навыки отрицательно сказываются на формировании последующих. Организация и методы профессионального обучения должны создавать условия для положительного переноса навыков и исключать предпосылки к возникновению явлений отрицательного переноса и интерференции навыков.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - наиболее сложный вид взаимодействия, представляющий собой систему взаимообусловленных социальных действий, связанных взаимной (циклической) зависимостью, в которой действие одного субъекта является и причиной, и следствием ответных действий др. субъектов. Рассматриваемое явление определяется и как взаимное влияние социальных субъектов, осуществляемое посредством социальной деятельности. В основе В. с. лежат социальные действия, которые, будучи ориентированы на др. людей, затрагивают их жизнедеятельность, их интересы и вызывают ответную реакцию (Ю. Е. Волков, 2003). В. с. шире межличностного взаимодействия, т. к. в него могут вступить люди, разделенные пространством и временем. Читая Аристотеля, мы испытываем его социальное воздействие на нас, но вступить с ним во В. с. не имеем возможности. Конфликт является одним из видов В. с., возникающим при наличии противоречий у субъектов взаимодействия.

* * *

процесс взаимного Влияния людей или групп на сознание, ценностные ориентации, установки и поведение друг друга, в процессе которого происходит взаимное согласование действий, благодаря чему усиливается эффективность действий участвующих во взаимодействии индивидов и групп.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ - процесс обмена сообщениями между человеком и вычислительной машиной, обусловленный необходимостью последовательного и(или) параллельного выполнения человеком и машиной действий по совместному решению какой-либо задачи. Режим прямой связи для постановщика задач реализуется благодаря тому, что появились развитые системы автоматизации программирования и операционные системы, упростилась связь с машиной в результате введения индивидуальных удобных пультов (типа пишущих машинок, пультов на базе электронно-лучевой трубки и др.) и, кроме того, в результате передачи заказчику ряда пока еще не автоматизированных функций программиста и оператора. Эффективность различных форм взаимодействия определяется качеством, временем и стоимостью решения задач. Она зависит и от взаимопонимания человека и ЭВМ, психологической готовности человека к решению своих задач с помощью ЭВМ, доступности ЭВМ для человека, удобства связи с ЭВМ и быстроты ее реакции на сообщение, вводимое человеком. Организация эффективного взаимодействия является комплексной проблемой, стоящей и перед разработчиком, и перед пользователем ЭВМ. Частным видом взаимодействия является диалог человека с ЭВМ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ - основана на представлении о том, что нечто, воспринимаемое человеком, в значительной степени зависит от накопленных им ранее знаний и опыта. В эксперименте в комнате А. Эймса (помещении с асимметричными пропорциями, искажающими зеркальное отображение), установлено, что ожидания упомянутого искажения, действительно, приводят человека к ложным перцептивным заключениям. Но если таких ожиданий почему-либо нет или рядом находится рассеивающий их человек, восприятие не нарушается.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - документально не зафиксированные субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и взаимодействия. Структурной единицей неформальных взаимоотношений является неформальная социальная роль, представляющая собой комплекс стереотипов поведения человека по выполнению определенной функции, обеспечивающей соответственную социально-психологическую потребность коллектива. Критический набор неформальных ролей группы должен обеспечивать развитие и стабилизацию психологических состояний и свойств коллектива (Е. Г. Баранов, 1995).

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (В ПСИХОЛОГИИ)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (В ПСИХОЛОГИИ) -

субьективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субьектов. В психологии это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д. В. чаще делят на служебные (официальные) и внеслужебные (неофициальные) и смешанного типа.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВТОРИЧНЫЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВТОРИЧНЫЕ - относительно неглубокие и непродолжительные межличностные отношения.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ -субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ - связи и отношения, устанавливающиеся между представителями различных наций и народов и их труппами, которые регулируются на договорных началах.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЕ - система связей и отношений людей одной национальной общности, которые формируются в процессе этнического развития и регулируются традициями и нормами поведения, принятыми в их среде.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕРВИЧНЫЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕРВИЧНЫЕ - глубокие, стойкие и основанные на сильных эмоциональных связях межличностные отношения.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - настроенность двух или более людей на сочувственное отношение друг к другу, признание интересов друг друга и основанное на этом взаимное уважение.

Оба влюбленных чутьем понимали состояние друг друга, не открывая своих тайных опасений (О. Бальзак, Загородный бал).

Ср. эмпатия.

* * *

социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связаное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга. В. - основа особой доверительности в отношениях, возможности прогнозировать поведение партнера по общению.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ - этнопсихологическое явление, ядро которого составляет эмпа-тия (см.: Эмпатия этническая), сходство установок, близость и однотипность психики, черт национального характера, переживаний национально-психологических особенностей, традиций, образа жизни, обычаев представителей близких по этническим признакам наций и т. д., на основе которых возникают взаимные симпатии, доверительность межличностных отношений, психологическая совместимость межнационального или внутринационального взаимодействия.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ И ПРАВА

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ И ПРАВА - исторически обусловленное взаимовлияние морали и права. Атрибутивными сторонами взаимоотношения автономных, рациональных нормативно-ценностных систем права и морали являются: 1) взаимодополнительность, основанием которой служат общие приоритеты обеих систем, связанные с защитой основных ценностей цивилизованного общества, и 2) конфликт, являющийся проявлением тесных взаимоотношений, различающихся по своей внутренней природе феноменов. В правах человека наиболее полно проявляется взаимодополнительность права и морали, которая выстраивается вокруг принципа формального равенства, одинаково признаваемого политической этикой и правом. Здесь не возникает обычного конфликта между правом и моралью, связанного с разнонаправленностью этих нормативно-ценностных систем. В правах человека формируется уникальная в своем роде сфера морально-правового взаимодействия, где мораль и право проявляют качества, сближающие их между собой, и могут применить весь свой взаимодополнительный потенциал.

ВЗБАЛМОШНОСТЬ

ВЗБАЛМОШНОСТЬ (от балмошь «дурь, сумасбродство») - склонность к неуравновешенности, сумасбродству, к поведению с причудами, к непостоянству в поведении. Отношение к взбалмошности почти всегда отрицательное - досада, удивление и др. Ср. образ Кукшиной в «Отцах и детях» И. Тургенева. Ср. выражение У него семь пятниц на неделе.

Это был простой степной барин, довольно взбалмошный, крикун…грубый, но не злой (И. Тургенев, Дворянское гнездо)

Знаете, моя жена нервная, взбалмошная, нельзя судить строго… (А. Чехов, Переполох)

ВЗВОЛНОВАННОСТЬ

ВЗВОЛНОВАННОСТЬ - встревоженность, беспокойство.

И пленника младого грудь

Тяжелой взволновалась думой.

(А. Пушкин, Кавказский пленник)

Ср. музыку «Революционного этюда» Ф. Шопена.

ВЗГЛЯДЫ

ВЗГЛЯДЫ -

знания о каком-либо явлении, предмете, мире в целом в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам и т.д.

ВЗДОРНОСТЬ (ВЗДОРЛИВОСТЬ)

ВЗДОРНОСТЬ (ВЗДОРЛИВОСТЬ) (от вздор «ссора», ср. повздорить; родственно вздирать, ср. задирать кого-л.) - придирчивость, брюзгливость, склонность к ссорам. Типичная реакция - отрицательная (раздражение, дистанцирование и др.).

Собою парень молодец,

И статный, и проворный,

Не вздорный, не зазорный.

(А. Пушкин, Жених)

ВЗОРА СУДОРОГА

ВЗОРА СУДОРОГА - спазм глазодвигательных мышц с отведением глазных яблок в крайнее положение (вверх, в стороны) на длительное время (до нескольких десятков минут). Судорога взора наблюдается при органических заболеваниях нервной системы, при нейролептическом синдроме.

ВЗЯТЬ БЫКА ЗА РОГА

См. брать быка за рога.

ВЗЯТЬ ВИНУ НА СЕБЯ

ВЗЯТЬ ВИНУ НА СЕБЯ - не отмалчиваться в неприятной ситуации, если она возникла из-за вашего неправильного поведения, тем более если всем ясно, что это так, или скоро станет очевидным. Ср. интропунитивность.

ВЗЯТЬ НЕ ТОТ ТОН

ВЗЯТЬ НЕ ТОТ ТОН - позволять себе непочтительность в общении с лицом, стоящим выше по положению, грубые интонации, выражения, перебивать его и т. п. Некультурное поведение, объясняемое недостаточной воспитанностью или раздражением.

ВЗЯТЬ СЛОВО

См. брать слово.

ВИАЛЕТТО - ВАН ЛЭРЕ СИНДРОМ

ВИАЛЕТТО - ВАН ЛЭРЕ СИНДРОМ - см. Брауна - Виалетто - Ван Лэре синдром.

ВИБРАЦИИ ОЩУЩЕНИЕ

ВИБРАЦИИ ОЩУЩЕНИЕ (лат. vibrare - колебать; дрожать) - вид или модальность чувствительности к колебаниям тела или какой-либо его части. Диапазон вибрационной чувствительности человека располагается в континууме от 1 до 10 000 Гц. Человек способен различать частоту колебаний с точностью до 8-10%, а амплитуду колебаний - до 5 мкм. Наиболее высокая чувствительность к ощущениям вибрации наблюдается в дистальных отделах конечностей, различные части тела и органы отличаются порогом чувствительности к вибрации. Значение ощущений вибрации состоит, предположительно, в том, что человек с её помощью становится способным осуществлять некоторые сложные виды деятельности, такие, как слежение и преследование. Особенно большую роль ощущения вибрации играют у слепых и глухих людей, в том числе и в их психопатологии. В настоящее время некоторыми исследователями предполагается, что вибрационная чувствительность не является самостоятельным видом ощущения, а представляет собой лишь аспект кожной чувствительности, скорее всего, восприятие быстро перемещающегося с одного места на другое давления на кожу.

ВИБРАЦИОННАЯ БОЛЕЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИБРАЦИЯ

ВИБРАЦИЯ (лат. vibrare - колебать, качать; дрожать) - механические колебания различной частоты и амплитуды, создаваемые или испытываемые каким-либо телом или механизмом.

* * *

(от лат. vibrato - колебание, дрожание) - механические колебания твердых тел. В. характеризуется амплитудой и частотой, из которых выводят скорость и ускорение. Основными параметрами В. являются частота в Гц, вибросмещение в мм, виброскорость в см/с, виброускорение в см/с2 . В. может передаваться человеку непосредственно при прикосновении к вибрирующим предметам и через некоторые вторичные контактные предметы, такие как подлокотник кресла, рукоятки управления. Опосредованные воздействия В. проявляются В. приборов и их стрелок, что затрудняет считывание показаний приборов оператором. По влиянию на организм человека различают В. локальную (В. инструмента, органов управления) и общую (В. рабочего места, транспортного средства). Локальная В. инструмента при длительном и хроническом действии и превышении санитарно-гигиенических норм вызывает у человека вибрационную болезнь. Общая В. приводит к изменению функций ц. н. с, способствует развитию язвенной болезни и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Разработаны нормы допустимых уровней В., которые отражены в соответствующих нормативных документах (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, нормали).

ВИГИЛЬНОСТЬ (ПЕРЦЕПТИВНАЯ ВИГИЛЬНОСТЬ)

ВИГИЛЬНОСТЬ (ПЕРЦЕПТИВНАЯ ВИГИЛЬНОСТЬ) (от лат. vigil «бдительный») - настороженность, преднамеренная или бессознательная осторожность относительно возможности чего-л. отрицательного, бдительность. Ср. глядеть в оба, видеть во всем что-л., мнительность. Возможное проявление - сосредоточенное, временами тревожное выражение лица. Ср. ситуацию настороженности Мити относительно связи его отца с Грушенькой в «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевского.

ВИД И РОД

ВИД И РОД - классификационные единицы в систематике. В. - разряд предметов, явлений и т. п. с одинаковыми признаками. В. входит в состав более общего разряда - Р. - наряду с др. В. Понятия В. и Р. используются в классификации конфликтов. Напр.: В. - межличностный конфликт, Р. - социальный конфликт, тип - конфликт с участием человека, наряду со вторым типом конфликтов - зооконфликтами.

ВИД КОНФЛИКТОВ

ВИД КОНФЛИКТОВ - классификационная единица в типологии конфликтов. В. к. - совокупность конфликтов с одинаковыми признаками. Напр.: конфликты между большими социальными группами являются В. к. Они, в свою очередь, классифицируются на подвиды конфликтов: политические, этнические, религиозные, территориальные и др. Этот В. к. можно классифицировать и по др. основанию - интенсивности конфликта: конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. В отечественной конфликтологии строгой общей классификации В. к. пока не разработано. Однако существуют достаточно многочисленные частные классификации В. к.

Предыдущая страница Следующая страница