Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "П" (часть 19, "ПОХ"-"ПРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 19, "ПОХ"-"ПРЕ")

ПОХОДКА «ЛИСЬЯ»

Больной при ходьбе несколько перекрещивает ноги, ставя ступни на одну и ту же прямую. Наблюдается при поражениях лобных долей мозга.

ПОХОДКА «ПЕТУШИНАЯ»

См. Походка перонеальная.

ПОХОДКА «УТИНАЯ»

Син.: Походка Тренделенбурга двусторонняя. Возникает при поражении мышц тазового пояса и проксимальных отделов ног. Больной при ходьбе переваливается с ноги на ногу. Характерна для миопатии.

ПОХОДКА «ШТАМПУЮЩАЯ»

См. Степпаж.

ПОХОДКА АТАКТИЧЕСКАЯ

Син.: Походка мозжечковая. Походка пьяная. Больной с поражением мозжечка идет неуверенно, широко расставляя ноги, шаги неравномерные по длине, при этом его «бросает» из стороны в сторону. В случае преимущественного поражения полушария мозжечка во время ходьбы отклоняется главным образом в сторону патологического очага. Неустойчивость особенно выражена при крутых поворотах.

ПОХОДКА ВЕРНИКЕ-МАННА

См. Походка гемипаретическая.

ПОХОДКА ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ

Син.: Походка Вернике - Манна. Характеризуется избыточным отведением паретичной ноги в сторону, в результате чего она при каждом шаге описывает полукруг (нога «косит»).

ПОХОДКА ИСТЕРИЧЕСКАЯ

Извращенная, обычно изменчивая походка, не похожая на различные варианты ее нарушений, обусловленных органической неврологической патологией. Одним из ее вариантов может быть походка метущая (см.).

ПОХОДКА МЕТУЩАЯ

Син.: Походка Тодда. Походка, при которой больной переступает одной ногой, а другую, выпрямленную, подтягивает за собой. Обычно является признаком истерии. Описал немецкий врач R. Todd (1809-1860).

ПОХОДКА МОЗЖЕЧКОВАЯ

Больной с поражением мозжечка в связи с атаксией (см.) ходит неуверенно, широко расставляя ноги. При этом в случае поражения червя мозжечка его «бросает» из стороны в сторону, а при патологическом процессе в полушарии мозжечка он отклоняется в сторону этого полушария. Тенденция к падению больного особенно выражена, если в процессе ходьбы он совершает резкие повороты.

ПОХОДКА ПЕРОНЕАЛЬНАЯ

Син.: Походка петушиная. Походка «штампующая». Степпаж. При поражении малого берцового нерва больной высоко поднимает ногу, выбрасывает ее вперед и резко опускает. Возникает при периферическом параличе мышц, иннервируемых малоберцовым нервом.

ПОХОДКА СЕНСИТИВНАЯ АТАКТИЧЕСКАЯ

Син.: Походка табетическая. Проявление нарушения проприоцептивной (глубокой) чувствительности обычно при поражении задних канатиков спинного мозга. Больной не чувствует положения ног в пространстве. При сохранной мышечной силе во время ходьбы пациент все время смотрит вниз и зрением контролирует положение своих ног. В связи с низким мышечным тонусом при ходьбе проявляется переразгибание коленных суставов (genu recurvatum), что было отмечено, в частности, при спинной сухотке (tabes dorsalis). Движения при ходьбе резкие, шаги сопровождаются хлопающим звуком, несоответствие длины и высоты шагов. Затруднения при ходьбе резко нарастают в темноте. Может быть проявлением некоторых внутрипозвоночных опухолей, различных видов спинноцеребеллярной дегенерации, фуникулярном миелозе (проявлении дефицита витамина В##12###).

ПОХОДКА СТАРЧЕСКАЯ

С возрастом на фоне дисциркуляторной энцефалопатии возникают определенные изменения походки в связи с затруднением удержания равновесия. При этом во время ходьбы туловище наклоняется вперед, надплечья приспущены, колени слегка согнуты, уменьшается размах рук (диадохокинез), шаг укорочен.

ПОХОДКА ТАБЕТИЧЕКАЯ

См. Походка сенсорная атактическая.

ПОХОДКА ТОДДА

См. Походка метущая.

ПОХОДКА ТРЕНДЕЛЕНБУРГА

В результате слабости мышц, обеспечивающих отведение бедра, у больного при ходьбе проявляется перекошенность таза. Обычно выявляется при миопатии.

ПОХОДКА ТРЕНДЕЛЕНБУРГА ДВУСТОРОННЯЯ

См. Походка «утиная».

ПОХОТЬ

ПОХОТЬ - чувственное половое желание.

Этот господин… постиг искусство нежить на языке каждое грязное слово, которое он поет, высасывать из него всю непристойность… Он заставляет слово «лю-бовь» звучать как «по-хо-ть». В этом его искусство, и это сделало его богачом и любимцем светского общества (А. Уолферт, Банда Тэккера).

Ср. танец Саломеи из оперы Р. Штрауса «Саломея».

Блуд подобен псу: если будешь ласкать его, не отойдет от тебя, а если погонишь, убежит (Ефрем Сирин).

Страсть блудная покоится на пресыщении (Нил Синайский).

Ср. либидо, сладострастие.

ПОЧЕСЫВАТЬ ЗА УХОМ

ПОЧЕСЫВАТЬ ЗА УХОМ - непроизвольный жест вульгарного характера, знак озадаченности, недоумения, недовольства собеседником.

ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ - патологическое состояние, при котором почки частично или полностью утрачивают способность поддерживать постоянство химического состава внутренней среды организма. В результате в организме нарушаются содержание и распределение воды и солей, задерживаются нелетучие кислоты и азотистые продукты обмена. Возникают условия для артериальной гипертензии, анемии, кровоточивости, дефицита витамина D, извращается гормональная регуляция (у детей задерживаются рост и половое созревание). Устойчивое снижение функции почек на 70 % и более ведет к уремии - самоотравлению организма, сопровождающемуся вторичными нарушениями обмена и прогрессирующей общей дистрофией.

Острая почечная недостаточность (ОПН) характеризуется бурным началом, сравнительно коротким циклическим течением и часто полным обратным развитием. Практически во всех случаях острое нарушение функции почек сопровождается развитием уремии. Тяжелая ОПН может быть необратимой и тогда неизбежно переходит в хроническую. Хроническая почечная недостаточность (ХПН) начинается обычно постепенно и имеет прогрессирующее течение. В конечной стадии ХПН для сохранения жизни больного применяют методы очищения крови или проводят трансплантацию почки.

В тяжелых случаях, сопровождающихся анурией, рано появляются признаки интоксикации - жажда, сухость и жжение во рту, стойкая одышка, помрачение сознания, двигательное беспокойство, приступы мышечных судорог с потерей сознания. В запущенных случаях может развиться уремическая кома.

ПОЧТЕНИЕ

ПОЧТЕНИЕ (родственно слову честь, почет) - глубокое уважение. Возможное проявление - снятие головного убора, поклон, пожимание руки двумя руками, целование руки.

Ср.:

Необъятные просторы вызывают почтение, которое предполагает начинающееся чувство боязни… Возвышенное предполагает всегда чувство начинающегося страха… (Гельвеций, О человеке)

ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ

ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ - проявление глубокого уважения, выражающееся в подборе слов и в тоне речи. Положительное поведение, если производится по отношению к достойному человеку и искренно. Хуже чисто формальная почтительность. Чрезмерная и неадекватная почтительность может внушить подозрение в подобострастии.

Целесообразная реакция - нужно дать как-то знать собеседникам, что вы заметили оказываемую вам почтительность.

ПОШЛОСТИ

ПОШЛОСТИ - безвкусная глупость, нравственная низость. Пошлые выражения не должны иметь место в речи культурного человека. Ср. После сытного обеда по закону Архимеда нужно лечь и полежать (дома после обеда). Если б было все равно, то бы лазили в окно, а то ходят в двери (в ответ на реплику Мне все равно). «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я - морда твоя» (А. Чехов, Жалобная книга), «кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю» (там же). Ср. плоские шутки.

ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНЦЕПЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЯСНАЯ ИЗВИЛИНА

ПОЯСНАЯ ИЗВИЛИНА - кортикальная часть лимбической системы, которая проходит вдоль боковых стенок борозды, разделяющей полушария головного мозга, и прямо над мозолистым телом. Участвует в регуляции эмоционального поведения, в усвоении и запоминании навыков реакций избегания.

ПРАВА МЕНЬШИНСТВ

ПРАВА МЕНЬШИНСТВ - права группы меньшинств, которые по разным причинам имеют в обществе особые интересы, отличные от стремлений большинства граждан, а порой и несущие в себе вызов целостности государства, социальному строю, господствующим морально-политическим воззрениям. Среди меньшинств часто выделяют этнические, мировоззренческие (напр., коммунисты, экстремисты, феминисты и т. п.), сексуальные. При авторитарных режимах права таких меньшинств не признаются, отрицаются. Любые попытки заявить о себе часто встречаются репрессиями, часто приводящими к конфликтам. В условиях демократии существование П. м. обычно признается, однако возможности по их самоорганизации, формированию собственных партий и движений могут приобретать спорный характер.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. П. ч. - важнейшая общечеловеческая ценность, а степень их реализации - основной показатель демократичности и прогрессивности общественного строя. П. ч. подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и др.; всего регламентируемых П. ч. около 40. При тоталитарном режиме П. ч. носят в основном разрешительный характер, при демократическом - регистрационный. Нарушение или ограничение П. ч. - одна из причин социальных конфликтов.

ПРАВДИВОСТЬ

ПРАВДИВОСТЬ - любовь к правде, проявляемая в общении. Достойное поведение. Украшай себя правдою, старайся всякому говорить истину (Геннадий Константинопольский). Правду говорить - никому не угодить (Словарь Даля). Простите на правдивом слове (там же). Честный человек - всем враг (Бальзак). Истину, как и детей, нельзя рожать без болезни (Н. Гнедич). Если бы я имел полную горсть истин, я поостерегся бы ее открыть (Фонтенель). Ср. говорить правду-матку.

ПРАВИЛА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ

ПРАВИЛА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ (Display rules) - существующие в каждой культуре негласные правила, определяющие уместность проявления эмоций.

ПРАВИЛО

ПРАВИЛО (общеславянск «правити» - устанавливать, поправлять, направлять) - 1. положение, выражающее определённую закономерность; 2. отправное положение, руководящий принцип; 3. норма поведения; 4. формальное выражение, которое кодифицирует и определяет некоторый набор отношений.

ПРАВИЛО БАБИНСКОГО

Истерия хотя и может «копировать» органические заболевания, однако копия при этом всегда отличается от оригинала. Предложил французский невропатолог J. Babinski.

ПРАВИЛО БЕРГОНЬЕ-ТРИБОНДО

См. Закон Бергонье.

ПРАВИЛО ВАЛЬДЕЙЕРА

В сформировавшемся организме ткань, развивающаяся из определенного зародышевого листка, в норме не преобразуется в тканевые структуры, возникающие из другого зародышевого листка. Установил немецкий анатом H. Waldeyer.

ПРАВИЛО ДЕЙЛА

Все окончания аксона одного нейрона всегда выделяют идентичный медиатор (нейропротектор). Установил английский физиолог и фармаколог H. Dale.

ПРАВИЛО МАГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

ПРАВИЛО МАГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ - правило, согласно которому некое совершённое действие обязывает индивида к тому, чтобы затем искать ему оправдание и тем самым менять свои убеждения и ценности, если это действие противоречило прежним убеждениям человека.

ПРАВИЛО ЭВАЛЬДА

Плоскость вестибулярного нистагма (см.) и его направленность подчинены следующим закономерностям: 1) направленность нистагма соответствует плоскости полукружного канала, в котором происходит ампулопетальное (к ампуле) или ампулофугальное (от ампулы) перемещение эндолимфы; 2) в горизонтальных полукружных каналах ампулопетальный ток по энергии раздражения преобладает над ампулофугальным, а в вертикальных - наоборот, что и определяет направленность нистагма. Горизонтальный вестибулярный нистагм всегда «бьет» в сторону раздражаемого лабиринта».

ПРАВО

ПРАВО (в узком значении) - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком понимании охватывает правовые отношения и права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. П. возникает в государственно-организованном обществе и закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское П., трудовое П.); регламентирует формирование, порядок, деятельность представительских органов, органов государственного управления (конституционное П., административное П.), определяет процедуру решения конфликтов, меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения (уголовное П., процессуальное П.), воздействует на формы межличностных отношений (семейное П.). Особой ролью отличается международное П., создаваемое путем соглашений между государствами и регламентирующее отношения между ними.

ПРАВО НА ЛЕЧЕНИЕ

ПРАВО НА ЛЕЧЕНИЕ (right to treatment) - официальное право пациентов, особенно попавших в больницу против своей воли, получать адекватное лечение. Право на лечение касается в первую очередь психиатрических пациентов, реальная же проблема состоит в том, как оно обеспечивается и защищается.

ПРАВО НА ОТКАЗ ОТ ЛЕЧЕНИЯ

ПРАВО НА ОТКАЗ ОТ ЛЕЧЕНИЯ (right to refuse treatment) - законное право отказаться от некоторых неприемлемых для себя форм лечения, если пациент достаточно компетентен в таких вопросах и сохраняет способность осознавать значение своих решений, действий и их последствия.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - в политико-юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. В П. г. существует демократическая система регулирования социальных противоречий и конфликтов, т. к. такое государство - неотъемлемый элемент демократии. Идея П. г. выдвигалась еще античными мыслителями. Философская основа теории П. г. сформулирована И. Кантом.

ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА СИНДРОМ ПОРАЖЕНИЯ

ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА СИНДРОМ ПОРАЖЕНИЯ (Бабенкова, 1971) - характеризуется 3 группами симптомов. 1. Синдром искажения восприятия своего тела или аутометаморфопсия представляют следующие признаки: а) анозогнозия; б) аутотопагнозия; в) нарушение ориентировки в правой и левой сторонах; г) пальцевая агнозия; д) ощущение отчуждённости частей своего тела; е) двигательные иллюзии; ё) ощущение разделения тела на отдельные части и некоторые другие симптомы. 2. Психические нарушения представляют: а) конфабуляции, другие ложные воспоминания; б) эйфория; в) патологическая, неуместная и неумная шутливость; г) снижение способности критически оценивать проявления собственного болезненного состояния; д) нарушения ориентировки; е) галлюцинации; ё) психомоторное возбуждение. 3. Автоматизированные движения или паракинезии в здоровых конечностях при наличии пареза или плегии в противоположных конечностях.

ПРАВОСЛАВИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Вначале П. не имело единого церковного центра. Впоследствии оформилось несколько самостоятельных православных церквей (сейчас их 15), каждая из которых имеет специфику, однако придерживается общей системы догматов и обрядности. Среди верующей части населения П. преобладает в Греции, в ряде стран, образовавшихся в результате распада союзной Югославии (Сербия, Македония, Черногория), в Румынии, Болгарии, на Кипре. На территории бывшего СССР последователи П. превалируют среди верующих в России, Украине, Белоруссии, Грузии. П. начало складываться с IV в. как официальная религия Византийской империи. Размежевание в христианстве между П. (восточным христианством) и католицизмом (западным христианством) проявилось после раздела Римской империи на Западную и Восточную Римскую империи (395 г.) и было связано с различием в историческом, социально-экономическом, политическом, культурном развитии обеих частей империи. Углубление расхождений привело к конфессиональному конфликту и формальному разделению христианской церкви на Западную (Римско-католическую) и восточную (Восточно-католическую, или Греко-православную) в 1054 г. Вероисповедную основу П. составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых семи Вселенских соборов и труды Отцов Церкви II-VIII вв.). Принципы П. изложены в 12 пунктах Символа веры, принятого на первых двух Вселенских соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.). Постулатами вероучения П. являются догматы: триединства Бога, Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Догматы не подлежат изменению по содержанию и форме.

ПРАВЫЕ И ЛЕВЫЕ

ПРАВЫЕ И ЛЕВЫЕ - аналогия расстановки сил, берущая свое начало со времен Великой французской революции 1789-1793 гг. и созданного ею парламента, в котором борющиеся силы в зале заседания парламента располагались так: слева сидели революционеры, в центре - представители колеблющейся власти, а на правом фланге находились консерваторы, выступающие за монархию. В современных условиях диада П. и л. претерпела определенную эволюцию. Левыми считаются те, кто критикует капиталистический строй, выступает за политические перемены. Правые отстаивают частную собственность и буржуазную государственность. Появились группы т. н. крайних левых, которые критикуют традиционных левых за потерю революционного потенциала, делая ставку на насильственные методы политической борьбы. В целом понятие «П. и л.» применяется в качестве инструмента анализа расстановки социально-политических сил, характеристики партий.

ПРАДЕРА-ВИЛЛИ СИНДРОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РОДИТЕЛЕЙ

ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РОДИТЕЛЕЙ - основные стратегии взаимодействия и взаимоотношений родителей с детьми. Выделяют три основных П. в. р. 1. Практики, основанные на приоритете силы: физические наказания, лишение привилегий и материальных ресурсов, словесное давление, командование ребенком в опоре на физическую силу и/или свою возможность распоряжаться материальными ресурсами, подавление воли ребенка. Предполагается, что механизм, обеспечивающий согласие с родительскими увещеваниями, кроется в страхе наказания. 2. Практики, основанные на лишении любви. Родитель выражает недовольство действиями ребенка или неодобрение их в ясной форме, но исключающей физическое воздействие. Напр., он может игнорировать ребенка или отказаться говорить с ним, осмеять ребенка, выразить антипатию по отношению к нему, изолировать ребенка. 3. Практики, основанные на обмене информацией между родителем и ребенком. Характеризуются попытками родителя рассуждать вместе с ребенком, в надежде добиться от него понимания, почему ему следовало бы поменять поведение. Родитель снабжает ребенка рациональными категориями для формирования различных типов реакции на окружающее. В воспитании используются три группы тактик с преобладанием одной из них. Согласно эмпирическим исследованиям, лучшие результаты дает преобладание в воспитательном процессе практик, основанных на обмене информацией между родителем и ребенком. Преобладание в воспитательном процессе практик, основанных на утверждении силы, приводит к невысоким результатам. Данные относительно результативности частого применения наказаний, связанных с лишением знаков родительской любви, противоречивы.

ПРАКТИКУМ РЕФЛЕКСИВНЫЙ

ПРАКТИКУМ РЕФЛЕКСИВНЫЙ - способ диагностики и развития профессионально значимых качеств личности.

Методика П.р. основана на моделировании ситуаций затруднения в профессиональной деятельности и актуализации рефлексивных процессов. Главными принципами данной методики являются включение личностных компонентов в процесс становления профессионального самосознания, развитие и совершенствование приемов и способов саморегуляции в профессиональной деятельности, использование участниками индивидуальной самодиагностики

По способу поиска знаний П.р. принадлежит к активным методам обучения, что означает включение участников в позицию творческого поиска проблем и способов их решения.

П.р. используется в процессе профессионального консультирования, повышения профессиональной квалификации и переквалификации кадров, профессионально-психологического сопровождения педагогического процесса в вузе.

В ходе П.р. происходит усиление потребности и способности в построении позитивной Я-концепции, самопринятия в профессии; осознание человеком неадекватности своего поведения в определенных профессиональных ситуациях, неудовлетворенность прежними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению (приходящей на смену кратковременной отрицательной мотивации досады, обиды), готовности к усвоению нового.

В процессе П.р. новые профессиональные качества первоначально возникают и закрепляются в модельных ситуациях, а затем переносятся в реальные профессиональные условия.

Наиболее эффективной формой П.р. являются активные формы группового обучения. Анализ практических профессиональных ситуаций побуждает участников сделать определенный выбор, включиться в профессиональный консилиум при сопоставлении других точек зрения. Другой вариант работы в П.р. представляет собой проигрывание разных профессиональных ролей, позиций, обмен ролями, разбор конфликтов во взаимоотношениях ролей.

Результативность П.р. определяется освоением общечеловеческих, нравственных ценностей, овладением рефлексивными знаниями, переводом их в неосознанные мотивы поведения. К наиболее важным особенностям общения специалистов, прошедших П.р., следует отнести диалогичность общения с подчиненными, проникновение, стремление и способность помочь при разрешении их личностных проблем.

ПРАКТИКУМЫ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРАКТИКУМЫ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ - учебные пособия для студентов вузов, предназначенные для проведения лабораторных и практических занятий. Основными из них являются следующие. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии / Под ред. Б. А. Душкова.- М.: Высшая школа, 1983.- 240 с, с ил. Пособие содержит описание 18 лабора- торных работ, посвященных исследованию вопросов приема и переработки информации человеком, осуществлению им управляющих воздействий, контролю состояния оператора. Большое внимание уделяется исследованию характеристик средств отображения и ввода информации, отработке навыков в проведении инженерно-психологической оценки рабочих мест операторов. Для каждой работы приводятся необходимые теоретические сведения, описываются условия и порядок выполнения работы, приводится содержание отчета о выполненной работе. Практикум по инженерной психологии / Под ред. А. А. Крылова и В. А. Ганзена,- Л.: ЛГУ, 1978.- 168 с. Пособие содержит описание 23 лабораторных и практических работ по следующим темам: средства отображения информации, знаковая форма отображения информации, прием и переработка визуальной информации, прием речевых и звуковых сигналов, инженерно-психологическая оценка. В начале каждой работы даются необходимые теоретические сведения и указания по выполнению работы. Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под реда,- . А. Крылова, Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой.- Л.: ЛГУ, 1983.- 208 с. Существенно переработанный вариант ранее выпущенного пособия (1978 г.; см. выше). По сравнению с ним в данное пособие включены лабораторные и практические занятия по психологии труда. В инженерно-психологическую часть включены занятия по инженерно-психологическому проектированию, которые ранее отсутствовали, а в остальных занятиях значительно больше внимания уделено процессам приема и переработки информации оператором. Общий объем практикума составляет 34 занятия. Из них - 18 лабораторных занятий, проведение которых предполагается в лабораторных условиях, и 16 практических занятий, ориентированных на проведение их в производственных условиях или на реальных технических объектах. Смирнов Б. А. Инженерная психология. Практические занятия.- Киев: Вища школа, 1979.- 191с. Пособие содержит описание десяти практических занятий по решению задач расчетного характера. Даны задачи по применению математических методов в инженерной психологии: для обработки результатов эксперимента и проведения инженерно-психологических измерений косвенными методами, для построения математических моделей деятельности оператора с использованием аппарата теории информации, массового обслуживания и сетевого планирования, оценки быстродействия и надежности СЧМ, расчета геометрических и светотехнических характеристик пульта управления, для определения экономической эффективности инженерно-психологических решений. По каждому занятию приводится его цель, даны необходимые теоретические сведения, приведен пример решения типовой задачи и даны задачи для самостоятельного решения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль практической психологии, имеющая дело с оказанием психологической помощи клиентам с использованием методов, методик, приемов, знаний и принципов теоретической возрастной психологии. Основными видами работы практического возрастного психолога являются психолого-педагогическое консультирование, психолого-педагогическое обследование, психолого-педагогическая коррекция и психолого-педагогическое просвещение, а также профилактическая и развивающая работа. В качестве клиентов практического возрастного психолога выступают родители, обращающиеся к психологу по поводу психологических проблем своих детей или проблем из области родительско-детских отношений; сами дети и подростки - в случае их добровольного самостоятельного обращения к психологу за помощью; люди других возрастных групп - в случае, если в центре их запроса к психологу стоят объективные и субъективные трудности, связанные со способом прохождения ими нормативных возрастных кризисов. Организационными формами существования практической возрастной психологии являются: учебные заведения - факультеты психологии государственных и негосударственных университетов и институтов и других вузов, готовящие специалистов с квалификацией «практический психолог» (или «педагог-психолог») со специализацией по возрастной психологии; научные и методические центры практической возрастной психологии; психологические службы, развертываемые в системе дошкольного и школьного образования, а также соответствующие подразделения психологических служб, развертываемых в системе профориентации, занятости населения, социальной помощи семье и детству; периодические и непериодические издания по практической возрастной психологии. А.Г.Лидере

ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - термин, введенный французским антропологом Л. Леви-Брюлем для характеристики мышления представителей доцивилизованных обществ, принципиально отличного от логического мышления современных людей. Данный термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), а не проявления мышления в практической жизни. Отсутствие логики коллективных представлений Л. Леви-Брюль объяснял на основе понятия партиципации, согласно которому принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться одновременно. Ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина - следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в П. м. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При П. м. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением П. м. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир.

* * *

(приставка пpa- в значении «до, пред») - логическое мышление низшего качества, несовершенное - когда причинно-следственные отношения между явлениями усматривают в более широком числе случаев (если события происходят смежно во времени и пространстве). К этому относятся различные суеверия. Ср. у субъекта может возникнуть мысль, что его постигла неудача в каком-то деле оттого, что он надел несчастливый костюм, поскольку когда он надевал другой, был успех; что если в одном месте была неудача, то, значит, в этом месте не повезет и в следующий раз и т. п.

* * *

этап развития мышления в филогенезе, предшествующий образованию четких, непротиворечивых речевых логических структур, функционированию мышления по формально-логическим законам: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их обьясняется в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку "причина - следствие" и тогда, когда они просто совпадают по времени. Понятие "п. м." введено Л.Леви-Брюлем.

ПРЕВЕНТИВНЫЙ

ПРЕВЕНТИВНЫЙ ( лат. praeventum - упреждать, предупреждать) - относящийся к профилактике. В отдельных случаях термин используется с уточнениями. Например, превентивная симуляция. Синоним: Предупреждающий.

ПРЕВОСХОДСТВА КОМПЛЕКС

ПРЕВОСХОДСТВА КОМПЛЕКС - необоснованная, нереалистическая убеждённость индивида в том, что он в чём-то значительно превосходит окружающих его людей. Обычно сочетается с недооценкой или осознанным умалением достоинств, достижений, прав и интересов других людей. Рассматривается, гипотетически, как защита от комплекса и/или чувства неполноценности. Люди, действительно выделяющиеся среди окружающих какими-либо выдающимися качествами и даже вполне это осознающие, большей частью не нуждаются в ощущении своего превосходства, большей частью они скромны, умеренны и на них этот термин обычно не распространяется.

ПРЕГНАНТНОСТЬ

ПРЕГНАНТНОСТЬ -

см.: гештальт.

ПРЕДАННОСТЬ

ПРЕДАННОСТЬ - искренняя любовь и верность, совмещающаяся с искренней, чистосердечной покорностью.

Он так много говорил о ней и до того ее расхваливал, что я сразу понял - он предан ей телом и душой (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Уже четыре месяца Жак и Северина жили в атмосфере все возраставшей страсти… Они будто состязались в самоотверженной преданности (Э. Золя, Человек-зверь).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ (УДОВОЛЬСТВИЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ И КОНЕЧНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ И КОНЕЧНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ - в психоанализе - разграничение удовольствия на: а) то, которое вызвано нарастающим напряжением под влиянием сексуальных ласк, рассматриваемых как остаточные проявления инфантильной сексуальности (предварительное удовольствие) и б) то, которое связано со спадом напряжения (конечное удовольствие). Факт предварительного удовольствия противоречит идее З.Фрейда о принципе удовольствия, согласно которому рост инстинктного напряжения не вызывает страдание, как должно бы быть, а, напротив, а также потому, что появление некоего желания, что не менее очевидно, может зависеть и от внешней стимуляции, а не только от внутреннего давления со стороны инстинкта.

ПРЕДВЕСТНИКИ БОЛЕЗНИ

ПРЕДВЕСТНИКИ БОЛЕЗНИ - кратковременные психотические вспышки, возникающие в продромальном периоде течения шизофрении, нередко возникающие задолго до её манифестации. Синоним: Форпостсиндромы.

ПРЕДВЕСТНИКИ ПРИПАДКА

ПРЕДВЕСТНИКИ ПРИПАДКА - соматопсихические симптомы общего, недифференцированного характера, нередко за несколько суток предшествующие развитию эпилептического припадка. Это такие явления, как головные боли, нарушения сна, слабость, ощущение разбитости, изменение настроения, снижение аппетита, упадок общей активности, миоклонии и т.п. Некоторые пациенты по этим признакам узнают о приближении времени наступления припадка, заранее готовятся к нему, предпринимая необходимые меры предосторожности. Предвестники припадка рекомендуется отличать от ауры - начальной фазы эпилептического припадка.

ПРЕДВЕСТНИКИ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОГО ПРИПАДКА

Субъективные проявления в форме предвестника, выражающиеся беспричинной сменой настроения, растерянностью, тревогой, страхом, подавленностью, мыслями о надвигающемся «конце света». При этом характерны эмоциональные и вегетативные расстройства, иногда отдельные мышечные подергивания (см. симптом Сегена). Эти проявления могут возникать за несколько часов, а иногда за сутки и более до генерализованного тонико-клонического эпилептического припадка (см.).

ПРЕДВЗЯТОСТЬ

ПРЕДВЗЯТОСТЬ - 1. отсутствие беспристрастности, предубеждённость, изначальная склонность к определённой позиции, доопытная готовность к тому или иному выводу. Например, у пациента со сверхценной или бредовой идей; 2. в эксперименте - любой систематический фактор, который приводит к ошибке; 3. в тестировании - любой аспект теста, содержащий скрытые предпочтения. Например, тест на коэффициент интеллекта, если он даёт неодинаковые результаты на людях разной расовой принадлежности, может считаться предвзятым.

ПРЕДВИДЕНИЕ

ПРЕДВИДЕНИЕ - умение заранее учитывать, предполагать возможность появления какого-либо явления или события. В деятельности оператора, напр., большое значение имеет П. хода управляемого процесса. В зависимости от профессионального опыта уровни П. могут быть различными. Элементарный уровень - это определенные последовательности основных фаз процесса в связи с предполагаемыми действиями (напр., в момент времени t возникает событие а: нужно выполнить действие х, в результате которого возникает событие а). На более высоком уровне предусматривается несколько различных возможных вариантов процесса и приблизительно (на основе прошлого опыта) оцениваются их вероятности (напр., в момент времени t возможны события а или д, если появится а, нужно выполнить действие х, в результате которого возникает событие а; если появиться событие д, нужно выполнить действие у, в результате которого возникает событие д и т. д.). Умение предвидеть не является некоторым натуральным качеством человека. Оно формируется в процессе накопления профессионального опыта. Этому умению нужно и можно обучать. П. является важнейшим элементом планирования деятельности, которое включает помимо П. также и оценку человеком его собственных возможностей, т. е. самооценку, и определение оптимальных путей использования своих резервов (Б. Ф.Ломов). Близким к понятию П. является антиципация.

ПРЕДВИДЕНИЕ (ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ)

ПРЕДВИДЕНИЕ (ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ) - способность Человека определять заранее, предугадывать то, что произойдет или должно будет произойти в будущем, предсказывать ход событий. Предвидение, с одной стороны, связано с биологическими свойствами человека, с другой - с приобретаемым жизненным опытом.

ПРЕДДВЕРИЕ ВЛАГАЛИЩА

ПРЕДДВЕРИЕ ВЛАГАЛИЩА - щелевидное пространство, ограниченное с боков большими и малыми половыми губами.

Предыдущая страница Следующая страница