Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТЕО"-"ТЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТЕО"-"ТЕР")

ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА (ДЖ. МИД, Г. БЛУМЕР)

ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА (ДЖ. МИД, Г. БЛУМЕР) -

теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики. Согласно т.с.и. поведение индивида определяется в основном тремя главными переменными: структурой личности (I), ролью (me) и референтной группой (self), что перекликается с теорией личности З.Фрейда.

ТЕОРИЯ СЛУХА ГЕЛЬМГОЛЬЦА

ТЕОРИЯ СЛУХА ГЕЛЬМГОЛЬЦА - Дифференциация звуков на высоте объясняется тем, что звучащий тон приводит к соответствующим колебательным движениям по принципу резонанса лишь те волокна базальной мембраны улитки, длина и натяжение которых обусловливают соответствующую частоту их собственных колебаний. Разработал немецкий физиолог H. Helmholtz (1821-1894).

ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ

ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ (theory of mind) - положение о том, что поведение людей в первую очередь основано на их собственных представлениях, намерениях и психическом состоянии, а не на получаемой информации о чём-либо, часто случайной и недостоверной.

ТЕОРИЯ СОЛИДАРНОСТИ

ТЕОРИЯ СОЛИДАРНОСТИ - солидаристская концепция права, разработанная в начале ХХ в. французским профессором Л. Дюги. В соответствии с Т. с. люди связаны друг с другом узами взаимозависимости. Каждая группа выполняет определенную роль в обществе. Эта объективная реальность ведет людей к созданию режима всеобщей солидарности. В результате объективной необходимости и ее осознания формируется базовая норма всеобщей солидарности, которая является основой права: не делать ничего, что нарушает социальную солидарность, и делать все возможное для ее реализации и увеличения. Главное в Т. с. - это понимание права как общественного порядка, основанного на общих интересах и солидарности людей. Согласно теории Л. Дюги (в отличие от общественного договора) право вытекает из общественной солидарности, стоит над государством, и государство подчиняется ему. Каждый имеет обязанности и притом по отношению ко всем, но никто не имеет никакого права в собственном смысле слова: «никто не имеет другого права, кроме права всегда выполнять свой долг».

ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВЫВОДА

ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВЫВОДА (correspondent inference theory) - теория, согласно которой люди создают внутренние атрибуции о другом человеке, если: а) в его поведении проявляется мало уникальных эффектов; б) его поведение не совпадает с их ожиданиями.

ТЕОРИЯ СОХРАНЕНИЯ САМООЦЕНКИ

ТЕОРИЯ СОХРАНЕНИЯ САМООЦЕНКИ (self-evalution maintenance theory) - теория, согласно которой поведение другого человека может угрожать нашей Я-концепции и что уровень угрозы зависит как от близости этого человека, так и от того, в какой степени его поведение затрагивает наши интересы.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - теория Биба Латанэ, согласно которой сила влияния других людей объясняется действием нескольких факторов.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (social learning theory) - теория, согласно которой люди учатся социальному поведению (например, агрессии), наблюдая за действиями других людей и подражая им.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ РОТТЕРА

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ РОТТЕРА -

теоретические взгляды американского психолога Дж. Роттера (J.В. Rotter) в рамках бихевиоризма. Согласно им каждая возможная альтернатива действия имеет определенный поведенческий потенциал (ВР), который зависит как от (1) силы ожидания (Е), что поведение Х в ситуации S1 приведет к подкреплению Ra, так и от (2) ценности RV подкрепления Ra в ситуации S1. Роттер представил его в виде формулы:

ВР х,s1,ra = f (E x, ra, s1 &RV a, s1), или сокращенно , BR = f(E&RV). Среди возможных в данной ситуации альтернатив действия имеет успех та, у которой выше поведенческий потенциал (ВР). Данная теория применена в практике социального научения.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА (social exchange theory) - теория, согласно которой люди оценивают свои отношения с другим человеком в соответствии с: а) вознаграждениями и затратами на них, б) от того, каких взаимоотношений они, как им кажется, заслуживают, и в) от шансов найти более удовлетворяющие взаимоотношения с другим человеком.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ - теория Л. Фестингера, согласно которой люди воспринимают и осознают себя, сравнивая себя с другими.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТОЛЧКА

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТОЛЧКА (social impact theory) - теория, согласно которой уровень конформности по отношению к социальному влиянию зависит от: а) силы оказывающей влияние группы; б) непосредственности такого влияния и в) численности группы.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ - теория Г. Тэджфела и Дж. Тернера, объясняющая возникновение внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации.

ТЕОРИЯ СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (Е. ТРИСТОН, T. TRIST; К. БЭМФОРТ, K.BAMFORT; И ДР.)

ТЕОРИЯ СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (Е. ТРИСТОН, T. TRIST; К. БЭМФОРТ, K.BAMFORT; И ДР.) -

система научно-психологических взглядов, возникшая на основе цикла экспериментальных исследований английских психологов факторов повышения производительности труда шахтеров. Они пришли к выводам: технические и социальные факторы роста производительности труда тесно взаимосвязаны; в любой трудовой ситуации существует общая функциональная система - социотехническая; эта система является открытой и должна поддерживать для своего развития отношения с окружающей средой; проектирование производственного процесса должно включать выделение главной задачи социотехнической системы, определение границ системы, условий пограничного контроля и групповой регуляции работниками трудового процесса перехода "сырья" в "готовый продукт". Композиционный конвейерный метод, внедренный на шахтах Англии и давший высокий производственный эффект - аналог бригадного подряда в нашей стране. Анализ этого метода привел психологов к выводу: работники должны сами выбирать методы работы и гибко адаптироваться к требованиям среды и самой задачи; влиять на процесс выпуска продукции; группа должна иметь право изменять выходной продукт в критической ситуации, получать информацию о действительном положении дел, принимать решения до наступления серьезных негативных изменений.

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ (equity theory) - положение, согласно которому люди чувствуют себя более счастливыми в таких взаимоотношениях, когда вознаграждения и затраты человека и его вклад в отношения приблизительно равны вознаграждениям, затратам и вкладу другого человека.

ТЕОРИЯ СРАВНЕНИЯ

ТЕОРИЯ СРАВНЕНИЯ (social comparison theory) - положение, согласно которому люди определяют свои способности и установки, сравнивая себя с другими людьми.

ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ - система математических методов, позволяющих выявить законы (правила), по которым принимаются решения в технике связи, общей теории систем, экономике и др. Весьма полезным являются методы Т. с. р. при исследовании процессов принятия решения в сложных высокоорганизованных технических системах и организмах. Т. с. р. позволяет оценить функционирование таких систем в реальных условиях с точки зрения оптимальности поведения, определяемого оптимальной моделью, построенной в рамках Т. с. р. В общем случае Т. с. р. рассматривает выбор поведения (стратегии) наблюдателя при изменяющихся состояниях внешней среды (природы). Задача статистического решения возникает тогда, когда на основе наблюдения случайного процесса необходимо сделать статистический вывод. Т. с. р. вводит критерий оптимальности выбора поведения наблюдателя (стратегий): критерий максимального правдоподобия, максимальной апостериорной вероятности, максимального среднего риска (критерий Байеса), минимаксный, критерий максимизации ожидаемого выигрыша. Применение того или иного критерия определяется конкретными условиями решаемой задачи. Указанные критерии определяют способы построения оптимальных (в системах выбранного критерия) математических моделей решающих систем, оперируя со следующим набором функций: 1) множество возможных состояний природы (множество наблюдений и распределение их вероятностей); 2) множество возможных стратегий наблюдения (множество возможных решений) и распределение их вероятностей; 3) множество функций риска, связанных с ценностью или стоимостью потерь наблюдения в случае определенного выбора стратегии; 4) множество правил выбора решения, которое определяется выбранным критерием и является в известном смысле оператором преобразования множеств наблюдений и решений, может иметь стохастический анализ. В психологии Т. с. р. применяется для исследования процессов обнаружения сигналов человеком и некоторых других процессов восприятия им внешней информации, исследования и описания процессов человеческого поведения.

ТЕОРИЯ СТАТУСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ТЕОРИЯ СТАТУСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК - теория Дж. Бергера, С. Розенхольца и Дж. Зелдича, объясняющая как возникают статусные различия.

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОГО БАЛАНСА Ф. ХАЙДЕРА

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОГО БАЛАНСА Ф. ХАЙДЕРА -

одна из когнитивных теорий, обьясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для обьяснения поведения другого, своих действий (концепция приписывания причин) на уровне житейской психологии. Центральная идея теории: дисбаланс вызывает в личности напряженность и одновременно актуализирует силы восстановления баланса. Поэтому анализ отношений индивида строится путем составления, прогнозирования возможного баланса и дисбаланса как в диаде, так и в триаде - Р-О-Х, где Р - воспринимающий субьект, О - другой субьект, Х - обьект. Взаимодействие этих элементов составляет когнитивное поле, и задача заключается в выявлении ситуаций, условий достижения баланса. На основе данного подхода проведено немало оригинальных исследований, в том числе в области массовых коммуникаций (Р - респондент, О - средство массовой информации, комментатор, Х - явление о котором идет речь).

ТЕОРИЯ ТРАВМАТИЗМА К. МАРБЕ

ТЕОРИЯ ТРАВМАТИЗМА К. МАРБЕ -

система взглядов на причины несчастных случаев, травм немецкого психолога К. Марбе (Вюрцбургская школа) суть которых заключается в том, что ранее полученные травмы порождают предрасположенность организма к последующим в силу образования соответствующей установки. Так после серии неудач у человека возникает установка на неудачу; после серии удач - на очередную удачу, что повышает вероятность успеха при прочих равных условиях. Отсюда Марбе сделал вывод: люди с хорошей переключаемостью установок будут иметь малую подверженность несчастным случаям, люди же с плохой переключаемостью установк будут как бы "отставать" в своем приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому они с большей вероятностью подвержены несчастным случаям. К. Марбе считал способность к переключению установок врожденной.

ТЕОРИЯ ТРАНСПОРТНАЯ ШМИДТА-МАНЦА

ТЕОРИЯ ТРАНСПОРТНАЯ ШМИДТА-МАНЦА - Теория патогенеза развития застойного диска зрительного нерва. При повышении внутричерепного давления цереброспинальная жидкость проникает в субарахноидальное пространство зрительного нерва. Скапливаясь в нем, она постепенно образует булавовидное расширение, сдавливающее нервные волокна. При этом прежде всего страдают волокна зрительного нерва, расположенные вблизи от его поверхности. Параллельно в зрительном нерве наступает затруднение главным образом венозного кровообращения.

ТЕОРИЯ ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ

ТЕОРИЯ ФРУСТРАЦИИ-АГРЕССИИ (frustration-agression theory) - теория, согласно которой фрустрация, то есть ощущение того, что кто-то или что-то мешает достичь желаемой цели, увеличивает вероятность агрессивной реакции.

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ - концепция организации процессов в целостном организме, взаимодействующих со средой. Разработана П. К. Анохиным. В основе Т. ф. с. лежит представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой. Функциональная система - это определенная организация активности различных элементов, приводящая к достижению соответствующего полезного результата. Она формируется в процессе проб и ошибок (генетически и в индивидуальном обучении) и подвергается соответственному отбору. Соотношение со средой современных организмов представляет собой иерархию функциональных систем, усложнявшуюся в процессе эволюции. Согласно Ф. с. т. в основе поведения - активного отношения организма со средой - лежат качественно специфические системные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности. Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между "стимулом" и началом "реакции" выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, т.е. выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия); достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой. Трактовка нейромеханизмов поведения как функциональных систем была выдвинута И. М. Сеченовым и развита А. А. Ухтомским. Близкие идеи содержит физиология активности Н. А. Бернштейна.

ТЕОРИЯ ЦВЕТНОГО ЗРЕНИЯ ГЕРИНГА

В сетчатке имеются три субстанции, каждая из которых воспринимает по два цвета: красный и зеленый, желтый и синий, белый и черный. В зависимости от спектрального состава света, падающего на сетчатку, происходит анализ или синтез одной или более из этих субстанций, что и обусловливает ощущение цвета. Описал в 1872 г. немецкий физиолог K. Hering (1834-1918).

ТЕОРИЯ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ ГЕЛЬМГОЛЬЦА

ТЕОРИЯ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ ГЕЛЬМГОЛЬЦА - Теория, предполагающая существование в глазу особых рецепторных элементов для восприятия красного, зеленого и фиолетового цветов. Восприятие же любого другого цвета объясняется взаимодействием этих элементов. Предложил немецкий физиолог H. Helmholtz (1821-1894).

ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (Г. ХОМАНС), (ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА ХОМАНСА)

ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (Г. ХОМАНС), (ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА ХОМАНСА) -

бихевиористская теория, обьясняющая взаимодействие людей в диаде. Суть теории: взаимодействие людей в диаде детерминировано вознаграждением (позитивным подкреплением) и издержками (негативным подкреплением); вознаграждением выступают и сентименты - знаки чувств, установок (кивки, поцелуи, рукопожатие и др.), и сама деятельность, операнты; устойчивость взаимодействия зависит от того насколько принцип "ты - мне, я - тебе" "справедлив", насколько пропорционально распределены между членами диады издержки и вознаграждения. Данная теория основывается на модифицированном законе эффекта Торндайка и имеет много общего с теорией взаимодействия исходов.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕЙМСА-ЛАНГЕ

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕЙМСА-ЛАНГЕ - Теория, согласно которой возникновение эмоций обусловлено состоянием внутренних органов и поведенческими реакциями. По мнению Джеймса, «мы печальны потому, что плачем, боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся». При этом Ланге особое значение придавал состоянию иннервации сосудов. Теория предложена независимо друг от друга в 80-х гг. XIX в. американским психологом W. James (1842-1910) и датским психологом C. Lange (1834-1900).

-----------------------------------

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕЙМСА-ЛАНГЕ -

философско-психологическая теория, рассматривающая возникновение эмоциональных состояний как следствие определенных движений, жестов, физиологичческих изменений, а не наоборот. По У. Джеймсу, мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся. Периферические органические изменения, которые обычно рассматриваются как следствие эмоций, обьявлены их причинами. Согласно этой теории, чтобы достичь положительных эмоций, надо сперва искусственно заставить себя улыбаться - и тогда постепенно появятся положительные эмоции. Критика и развитие т.э.д.л. связана с именами Ч. Шеррингтона, У. Кеннона, Л.С. Выготского и др.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ

Концепция, согласно которой эмоции определяются актуальными потребностями и возможностью их удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Теория представлена в 1964 г. отечественным физиологом П.В. Симоновым. Им же предложена формула, по которой выраженность эмоции прямо пропорциональна интенсивности потребности, помноженной на разность между необходимой и имеющейся информацией о возможности ее удовлетворения. В связи с этим им предложена формула Э = П (Ин - Ии), в которой Э - эмоции, П - потребность, Ин - информация необходимая, Ии - информация имеющаяся.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ (ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ П.В. СИМОНОВА)

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ (ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ П.В. СИМОНОВА) -

отечественная информационная теория эмоций на десятилетия опередившая подобные выводы зарубежных ученых. Ее суть: эмоция есть отражение (функция от) какой-либо актуализированной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субьект оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта. Это можно выразить и в виде формулы: Э = f (П, (Ин - Ис)...), где f - функция; П - актуализированная потребность; Ин - информация наличная о путях удовлетворения актуализированной потребности; Ис - информация необходимая для ориентации индивида в ситуации и удовлетворения актуализированной потребности.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА - БАРДА

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА - БАРДА -

теоретические взгляды У. Кеннона и Ф. Барда, согласно которым за организацию эмоциональных реакций отвечает таламус, центры эмоций расположены в подкорке, возбуждение этих центров придает познавательной деятельности коры эмоциональную окраску. Данная теория в известной степени отождествляет эмоции с физиологическими процессами. Такой подход положил начало многим сенсационным открытиям. Теоретически таламической теории эмоций противостоит корковая теория эмоций (М. Арнолд).

ТЕОРИЯ ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ТЕОРИЯ ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ - название условного подхода к изучению и описанию эргатических систем, развиваемое В. В. Павловым. Одним из ключевых понятий Т. э. с. является эргаграмматика. Она представляет формализованное выражение законов, определяющих физические свойства функционирования исследуемой системы на выбранном базисе, определяющем ее тип. Для описания и исследования процессрв в эргатических системах используются различные уровни абстракций, определяемые типом составляющих систему элементов и удобством их описания на данном уровне (эвристический, информационный, логический, динамический, абстрактно-алгебраический и т. п.). Методы исследования эргатических систем носят преимущественно теоретико-экспериментальный характер, позволяющий путем совместного использования теоретических и экспериментальных процедур обеспечить синтез системы, оптимальной в определенном смысле. Одной из важных задач Т. э. с. является оптимальное распределение функций между человеком-оператором и техническим устройством. В последние годы получил развитие т. н. организмический подход к разработке и исследованию эргатических систем, идея которого состоит в использовании результатов эволюционного развития живых организмов и человека и их математической формализации в качестве объективной основы для создания современных эргатических систем. В Т. э. с. изучаются две основные разновидности систем - эргаматы и эргатические организмы.

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ (греч. theos - бог, sophia - мудрость) - религиозно-мистическое учение о постижении божества через откровение и о существовании реальной возможности непосредственного общения с потусторонним миром.

ТЕПЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕПЛОВОЙ УДАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРАПЕВТ

ТЕРАПЕВТ (греч. therapeutes - ухаживающий /за больным/) - 1. любой обученный специалист в области лечения болезней и других патологических состояний; 2. сокращение от термина «психотерапевт»; 3. специалист в области внутренней патологии.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛУБ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛУБ (греч therapeia - забота, уход, лечение) - форма психотерапии психиатрических пациентов во внебольничных условиях в процессе их социальной реабилитации. Используются приёмы индивидуальной и коллективной психотерапии, сочетающиеся с поддерживающим лечением психотропными препаратами. Работу проводят психиатры, психотерапевты, клинические психологи, социологи.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ (РАБОЧИЙ) АЛЬЯНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - см. Морено метод психодрамы.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФУРОР

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФУРОР - в психоанализе - пренебрежительное название терапевтического энтузиазма.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОКНО

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОКНО - в психофармакотерапии - диапазон концентрации лекарственного препарата в плазме, представляющих наибольшую терапевтическую ценность. Нижней границей диапазона является доза, вызывающая только плацебо эффекты, верхняя - тот предел, выше которого побочные эффекты и осложнения терапии оказываются сильнее лечебного действия препарата.

«ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОКНО»

Промежуток времени, в процессе которого лечение патологического процесса может быть наиболее эффективным. См. Инфаркт мозга.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (англ. therapeutic community) - в психиатрии - социальная, культурная обстановка, созданная с терапевтическими целями, в которой находятся пациенты, нуждающиеся в лечении и реабилитации. Предполагается, что социальная среда, если она должным образом организована, может оказывать значительное и благоприятное воздействие на больных. Главными задачами такого сообщества являются преодоление тенденции к зависимости от врача и лекарств, поощрение инициативы к выздоровлению и чувства личной ответственности за результаты лечения, включение в систему нормальных социальных отношений. Как указывает М.М.Кабанов (1985) основная задача персонала заключается в управлении социальной ролью пациентов, в постоянном взаимодействии медицинских работников с душевнобольными. По выражению M. Jones (1966), концепция терапевтического сообщества обеспечивает максимальное использование лечебных способностей пациентов и персонала.

ТЕРАПИЯ

ТЕРАПИЯ - 1. общее название любой отрасли науки и медицины, занимающейся лечением заболеваний и других патологических состояний; 2. общее название всех способов и форм лечения болезней и расстройств. Термин используется с уточнениями, на которые указывается далее; 3. раздел медицины, изучающий различные аспекты внутренних болезней (их генезис, динамику, методы исследования и т.п).

ТЕРАПИЯ АВЕРСИВНАЯ

ТЕРАПИЯ АВЕРСИВНАЯ (лат. aversatio - отвращение, неприязнь) - основанное на принципах бихевиоризма использование реакции отвращения, как безусловного стимула, при лечении некоторых нарушений поведения (например, сексуальных девиаций, влечения к алкоголю). Ранее применялись или применяются в настоящее время такие аверсивные стимулы, как электрошок, удары электрическим током, физическая боль, отталкивающий запах, рвота (принудительная маскированная сенсибилизация), мысленное представление чего-то неприятного (простая маскированная сенсибилизация).

ТЕРАПИЯ АКТИВНАЯ

ТЕРАПИЯ АКТИВНАЯ - любой терапевтический подход, в котором терапевт играет активную, направляющую роль. Например, рациональноэмотивная терапия. Синоним: Директивная терапия.

ТЕРАПИЯ ВЫСВОБОЖДЕНИЕМ

ТЕРАПИЯ ВЫСВОБОЖДЕНИЕМ - любая терапевтическая процедура, основанная на признании терапевтической ценности высвобождения глубоких скрытых, эмоциональных конфликтов. Фактически клиента поощряют открыто и активно выражать свои негативные эмоции и отношения к кому- или чему-либо (например, в игровой терапии, гештальттерапии, психодраме).

ТЕРАПИЯ ГЕННАЯ

ТЕРАПИЯ ГЕННАЯ - восстановление функции или замена отдельных генов с целью устранения или предотвращения развития определённых расстройств и дефектов. Рассматривается как начало новой эры в терапии, с нею связываются надежды на излечение множества наследственно детерминированных расстройств.

ТЕРАПИЯ ГРУППОВАЯ

ТЕРАПИЯ ГРУППОВАЯ - терапия, в которой основную роль играет влияние определённым образом организованной группы пациентов.

ТЕРАПИЯ ДИРЕКТИВНАЯ

ТЕРАПИЯ ДИРЕКТИВНАЯ (лат. dirigere - направлять) - см. Терапия активная.

ТЕРАПИЯ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИЕЙ

ТЕРАПИЯ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИЕЙ - проблемно-ориентированный метод консультирования жертв стрессовой ситуации, состоит в оказании эмоциональной поддержки и побуждении к разговору о впечатлениях и психотравмирующих переживаниях во время некоего кризиса.

ТЕРАПИЯ НАЗНАЧЕНИЯ

ТЕРАПИЯ НАЗНАЧЕНИЯ - термин Д.Морено, обозначает методику групповой терапии, согласно которой пациенты после социометрического анализа распределяются по малым группам на основании мнения терапевта о том, с кем из них пациент мог бы лучше общаться для достижения терапевтического эффекта.

ТЕРАПИЯ ПАССИВНАЯ

ТЕРАПИЯ ПАССИВНАЯ - любая терапия, в которой терапевт занимает пассивную позицию и не делает попыток управлять ходом терапии или направить изменения, происходящие с клиентом. Например, клиентцентрированная терапия К.Роджерса.

ТЕРАПИЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ

ТЕРАПИЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ - амбулаторное лечение психиатрического пациента после выписки его из стационара, имеющее целью поддержание состояние ремиссии и предупреждение рецидива болезни.

ТЕРАПИЯ ПРИВИВКОЙ СТРЕССА

ТЕРАПИЯ ПРИВИВКОЙ СТРЕССА - когнитивно-поведенческий подход к лечению, представляющий способ самообучения, сфокусированный на изменении тех высказываний о самом себе, которые люди делают в условиях стрессовой ситуации. В первой фазе терапии пациент вместе с терапевтом исследует свои верования и установки относительно проблемных ситуаций. Во второй фазе лечения заучиваются более адаптивные формулы самоутверждения. В третьей фазе лечения усвоенные новые стратегии применяются на практике.

ТЕРАПИЯ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ

ТЕРАПИЯ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ - имеет целью изменить неадаптивные мыслительные процессы пациента, от которых, как предполагается, зависят неадаптивные эмоциональные реакции и, следовательно, поведение.

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ (milieu therapy) - общее название терапевтических мероприятий, при которой осуществляется направленный контроль социальной среды с тем, чтобы преобразовать и сделать её более адекватной относительно потребностей пациентов в самостоятельном функционировании. Важное значение придаётся созданию сплочённого коллектива пациентов с общими интересами, максимально возможного предоставления больным самостоятельного статуса, осуществление принципа самообслуживания и самоуправления, преодоление авторитарных тенденций медицинского персонала, если такие тенеденции существуют, в его взаимоотношениях с пациентами. Терапия средой является (во всяком случае, так должно бы быть) весьма существенным аспектом обстановки в том числе стационарного психиатрического учреждения.

ТЕРАПИЯ ТАНЦЕМ

ТЕРАПИЯ ТАНЦЕМ - использование физического и эстетического аспектов танца в качестве терапевтического средства, устраняющего эмоциональное напряжения и способствующего отреагированию психотравмирующих комплексов. Особенно часто используется в работе с детьми.

ТЕРАПИЯ УТРОБНОГО КРИКАМ

ТЕРАПИЯ УТРОБНОГО КРИКАМ - разработанный А.Яновым (1972) метод терапии, основанный на представлениях З.Фрейда и Ж.Брейера том, что роды являются ранней психологической травмой. Включает следующие этапы: а) первые три недели - это «отрезание» прошлых привичных взаимоотношений (пациент не работает, ни с кем не общается); б) воспоминание на потяжении нескольких сеансов негативных переживаний детского периода жизни с воспроизведением соответствующих эмоциональных и двигательных проявлений; в) обобщение опыта психотерапии в условиях группового общения.

ТЕРАПИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ

ТЕРАПИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ - использование любого физического агента в терапевтических целей (массаж, высокая температура и т.п.).

ТЕРАПИЯ ФИКСИРОВАННРЙ РОЛИ

ТЕРАПИЯ ФИКСИРОВАННРЙ РОЛИ - метод Дж.Келли, ориентирован на способность пациента посмотреть на окружающий мир глазами человека, затем стать таким человеком и вести себя в соответствии с новым образом.

ТЕРАПИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

ТЕРАПИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ - вариант психотерапии, не направленный на устранение каких-то конкретных симптомов расстройства, а имеющий своей первоочередной целью предотвращение их появление посредством осознания своего «способа бытия в мире». Основной в такой терапии является задача терапевта вернуть человека к самому себе, задуматься о смысле своей жизни, понять, что этот смысл - вовсе не чья-то досужая выдумка или книжная вещь, но что он существует на самом деле и состоит в том, чтобы жить согласно своей внутренней природе, нести за это личную ответственность перед самим собой, поступать в соответствии с тем, чем человек является на самом деле, отбросив при этом все сковывающие его поведение маски и роли. Терапевт не даёт при этом каких-то конкретных советов, исходя из понимания того, что смысл существования у каждого человека свой и его может почувствовать только тот, кто пытается его найти. Человеку нужно понять также, что смысл его жизни - это не то, что однажды можно найти и потом продолжать жить деле счастливо, без помех и в своё удовольствие. Это, подчёркивается, постоянный поиск, непрекращающаяся в течение всей жизни внутренняя работа, продолжающаяся в самых разных обстоятельствах, даже наиболее благоприятных. Роль терапевта состоит главным образом в том, чтобы показать пациенту, каким образом ему следует или лучше всего исследовать себя, как анализировать свои убеждения, поступки, ценности с тем, чтобы в любой ситуации сохранить свою аутентичность и отбросить то, что препятствует осмысленному существованию. Сократические диалоги - это, пожалуй, исторически первый опыт экзистенциальной терапии.

ТЕРМЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРМИН

ТЕРМИН (лат. terminus - предел, граница) - 1. слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке, технике, искусстве и др.; 2. в логике - составной элемент суждения (субъект - логическое подлежащее; предикат - логическое скауемое) или силлогизма.

ТЕРМИНАЛЬНАЯ БЛЯШКА

ТЕРМИНАЛЬНАЯ БЛЯШКА (лат. terminalis - конечный) - увеличенная, подобная кнопке структура в конце ветвей аксона, содержащая нейротрансмиттеры. Синонимы: Терминальная луковица, Терминальная кнопка, Синаптическая луковица, Конечная луковица, Кнопка.

«ТЕРМИНОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

«ТЕРМИНОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ» - первое и пока единственное отечественное издание, содержащее систематизированное описание терминов, используемых в инженерной психологии (Медведев В. И., Парачев А. М. Терминология инженерной психологии.- Л.: ВМАим. С. М. Кирова, 1971.- 112 с). На основе общего подхода к терминологии инженерной психологии как упорядоченной системе терминов, включающих понятия теории систем, теории деятельности, психологии, физиологии и др. наук, используемых для о.писания отношений между человеком и управляемой им техникой, в работе представлены 594 термина. Эти термины относятся к анализу СЧМ и включают описание деятельности оператора, сигналов и средств труда оператора. При анализе структуры оператора даны термины, относящиеся к его личности и индивидуальным свойствам. В специальных разделах работы представлена терминология к описанию состояний оператора и характеристик познавательных процессов.

ТЕРНЕРА СИМПТОМ

ТЕРНЕРА СИМПТОМ (Грея Тернера симптом, описан английским хирургом G. G. Turner, 1877-1951) - возможный признак геморрагического панкреатита или ретроперитонеального кровотечения: появление ограниченных участков цианоза боковых отделах живота. См. также Куллена симптом.

G. G. Turner. Local discoloration of abdominal wall as a sign of acute pancreatitis. British Journal of Surgery, London, 1920; 7: 394-395.

ТЕРНЕРА СИНДРОМ

ТЕРНЕРА СИНДРОМ - см. Шерешевского-Тернера синдром.

ТЕРПЕНИЕ

ТЕРПЕНИЕ (первоначальное значение терпеть - «неметь, твердеть, застывать») - безропотное и стойкое перенесение чего-л. неприятного (невзгод, страданий и др.) в течение долгого времени, надеясь на лучшее. Ср. ожидание.

В терпении является сила и величие духа; Терпение есть признак кротости, смирения, снисхождения; Терпенье исподволь свое возьмет (Словарь Даля).

Китаец терпеньем берет (там же).

Бог терпел - и нам велел (пословица).

Ср.: терпеть не могу кого-л., чего-л., нетерпимость, никакого терпения нет.

Встречаясь с бабушкой, я все более сознательно восхищался ее душою… «Терпеть надо, Олеша». Это все, что она могла сказать мне в ответ на мои повести о безобразиях жизни, о муках людей, о тоске - обо всем, что меня возмущало (М. Горький, В людях).

На картинах олицетворения терпение изображалось как женщина зрелого возраста, сидящая на камне, несущая ярмо на плечах, с соединенными ладонями, с выражением боли на лице, с босыми ногами, стоящими на связке колючек.

Терпение есть трудолюбие души (Авва Фаласий).

ТЕРПИМОСТЬ

ТЕРПИМОСТЬ - свойство личности, умение спокойно и терпимо относиться к чему-л. (напр., чужому мнению). Т. способствует предотвращению конфликтов.

* * *

- терпение по снисхождению, по милосердию в отношении чужих религиозных, нравственных, политических убеждений. Ср. толерантность.

* * *

(общеславянск. «терпети» - первоначальное значение: «неметь, твердеть, застывать») - характеристика индивида, предоставляющего значительную свободу взглядам и поведению другим людям, находящимся под его контролем. Терпимость - один из важных аспектов мудрости. Антоним: Авторитаризм.

ТЕРПИМОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость, если ваши убеждения расходятся: по крайней мере, не вступать в резкую конфронтацию. Можно использовать мягкий намек на свое несогласие. Один из видов терпимости - не возражать собеседнику, но и не выражать согласия. Также этичен прием ухода от разговора - можно сказать: Я с вами не согласен, но не будем спорить или Это вопросы слишком сложные, и мы с вами их вряд ли решим и т. п. Нужно быть очень сильным, чтобы быть нетерпимым (Вольтер). Хороший тон (речевой этикет) предписывает не заводить разговоров по серьезным вопросам (религии, политики и др.), если коммуниканты расходятся в убеждениях. См. нетерпимость.

Тет-а-тет. См. разговор тет-а-тет.

Предыдущая страница Следующая страница