Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ - процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которая поступает и перерабатывается по ходу выполнения действия и необходима только для достижения цели данного конкретного действия. О. п. часто отождествляют с кратковременной памятью. Однако при внешней схожести этих двух видов памяти между ними есть существенное различие. В основу выделения кратковременной памяти как отдельного вида памяти лежат временные параметры (время предъявления и сохранения информации - ив этом отношении О. п. часто является и кратковременной), в основе же О. п. лежит не столько временной, сколько «деловой» характер. О. п. обслуживает текущее действие человека, и после его выполнения она теряет свою актуальность. Поскольку выполняемые оператором действия, как правило, составляют десятки и даже единицы секунд, то процессы О. п. являются кратковременными. В этом проявляется ее сходство (но не тождество) с кратковременной памятью. При оценке качества работы О. п. измеряют ее объем, точность, скорость запоминания и длительность сохранения, анализируют характер ее оперативных единиц. Объем О. п. есть показатель количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала. Он измеряет количество оперативных единиц, с которыми одновременно может работать оператор. Точность является показателем идентичности воспроизводимого и предъявлявшегося материала. Она измеряется по воспроизведению в процессе решения задач тех элементов, которые необходимы для достижения цели действия. Скорость запоминания характеризует то время или число повторений, которое требуется для запоминания всей необходимой для решения задачи информации, а длительность сохранения определяется тем максимальным временем, в течение которого предъявленный материал сохраняется без появления искажений, препятствующих решению оперативной задачи. При оценке длительности сохранения, в отличие от кратковременной памяти, где наибольший интерес представляют абсолютные показатели времени, в О. п. важно соответствие длительности сохранения материала общей продолжительности действия. Поэтому при изучении временных характеристик О. п. основная проблема заключается в поиске условий, при которых возможно обеспечение длительности сохранения информации от ее предъявления до осуществления цели действия без увеличения времени оперативного запоминания. Оптимальным же вариантом длительности времени оперативного запоминания считаются случаи, когда последнее совмещено с перцептивными и мыслительными операциями. На продуктивность работы О. п. существенное влияние оказывают объективные параметры предъявляемого материала и условия деятельности. Эти параметры делятся на четыре группы: информационные (количество предъявляемой информации, информативность стимулов, способ кодирования), структурно-пространственные (степень компактности, характер группировки), по признаку модальности (зрительные, слуховые), временные (длительность и характер экспозиции). Наибольший удельный вес (до 48%) по степени влияния имеют информационные параметры. Избыточность информации (в отличие от памяти ЭВМ) приводит к увеличению объема памяти, количеству усвоенной информации, увеличению скорости запоминания и пропускной способности памяти. Вместе с тем следует отличать избыточную информацию от иррелевантной (не относящейся к ситуации). Последняя ухудшает продуктивность О. п. Продуктивность памяти зависит также от информативности стимулов (см. Количество информации), которая определяется вероятностью их появлений. Установлено, что лучше всего запоминаются символы, появляющиеся с наименьшей и наибольшей вероятностью. Это явление связано с общей способностью живых организмов откликаться на более информативные (маловероятные, неожиданные) или хорошо известные (ожидаемые) раздражители. К структурно-пространственным параметрам относится способ организации материала. Более эффективным оказывается такой способ, который в большей степени позволяет использовать правила мнемотехники. На качество запоминания оказывает также влияние место, занимаемое тем или иным символом в предъявляемой последовательности. Установлено, что символы, находящиеся в начале и конце сообщения, запоминаются лучше, чем те, которые расположены в середине последовательности. Это необходимо учитывать при организации предъявления информации оператору: наиболее важная информация должна находиться в начале или конце предъявляемой последовательности стимулов. В общем случае продуктивность зрительной памяти выше, чем слуховой. Это обусловлено тем, что по зрительному каналу возможно параллельное предъявление информации, а по слуховому - только последовательное. Последнее ограничивает возможности слуховой памяти. Из временных параметров на продуктивность О. п. наибольшее влияние оказывают время экспозиции и ее характер (последовательное или параллельное предъявление сигналов). Увеличение времени экспозиции улучшает продуктивность О. п., а параллельное предъявление сигналов оказывается более предпочтительным, чем последовательное при их одинаковой длине (С. П. Бочарова).

В начало словаря