Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "П" (часть 25, "ПРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 25, "ПРО")

ПРОБАНД

ПРОБАНД (нем. Proband) - индивид, первым привлекающий внимание исследователей каким-то расстройством, и с которого начинается изучение модели генетической передачи внутри семьи этого же или сходного, родственного c выявленным у него расстройства. Синонимы: Пропозит, Индекс случая.

ПРОБЛЕМ КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК

ПРОБЛЕМ КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК - самоотчётный личностный опросник, который содержит список типичных проблемных ситуаций (например, имеющих отношение к деньгам, межличностным отношениям, учёбе, работе, сексу и др.). Индивид выбирает, какие из указанных проблем в данное время свойственны ему.

ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА (греч. problema - задача, задание) - 1. теоретический или практический вопрос, требующий исследования, а также решения, которого не существует (в отличие от задачи, для решения которой нужно воспользоваться уже существующим знанием); 2. в психиатрии и психологии - это обычная в работе психиатра и психолога диагностическая ситуация «кота в мешке», в которой только некоторые из имеющихся в ней компоненты известны, и необходимо установить или определить неизвестные либо почему-либо отсутствующие переменные с тем, чтобы решить поблему дагноза, планировать вытекающие из последненго практические действия, предметно решать многие другие задачи, в том числе и вопросы терапии, прогноза.

* * *

[греч. problcma - задача, задание] - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. В отличие от задачи, П. осознается как такая противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, а диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, с помощью которой может быть осуществлено разрешение этого противоречия. Разрешение диалектических противоречий, являющихся стержнем П., выступает источником развития научных теорий. Если в проблемной ситуации центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в П. - противоречие. Понятие учебной П. является одним из центральных понятий проблемного обучения. А.А.Вербицкий

* * *

(от греч. probl?ma - преграда, трудность, задача) - возникающий в ходе изучения чего-л. вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания м. б. представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к постановке новых П. Жизненный, конструктивный характер содержания отличает их от «псевдопроблем» - вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью. B научном познании способы разрешения П. совпадают с общими методами исследования. На современном этапе развития в отечественной конфликтологии больше нерешенных, чем решенных П.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с.- это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Под проблемой обычно понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: 1) цель, т. е. ориентировочную основу для решения задач; 2) условия, в которых задается данная цель; 3) потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Проблемы нет там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. П. с. часто возникают в деятельности операторов игровых систем управления, операторов-руководителей, операторов-исследователей.

* * *

ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудноразрешимый вопрос.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ [греч. problema - задача, задание] - организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием П. о. является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. Особенности мыслительного взаимодействия субъекта учения с познаваемым объектом зависят от характеристик учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности, включающей диалогическое общение и взаимодействие педагога и обучающихся. Тем самым принцип проблемности реализуется в П. о. как в содержании учебного материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности. Первое достигается разработкой системы учебных проблем (иногда их называют проблемными задачами, заданиями), отражающей реальные противоречия науки, практики и самой учебной деятельности; второе - построением П. о. по диалогическому типу, где и педагог, и обучающиеся проявляют личностную, интеллектуальную и социальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу предлагаемых вариантов решений. В П. о. осуществляется косвенное управление познавательной деятельностью, в котором участвуют и сами обучающиеся. Средством такого управления служат проблемные и информационные вопросы, заранее заготовленные педагогом или появляющиеся в ходе порождения, анализа и разрешения проблемных ситуаций. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного учащимся знания, отношения, способа действия; информационные вопросы обращены к прошлому знанию, известному обучающимся и необходимому для понимания проблемной ситуации и включения в процесс ее разрешения. В совместной деятельности с педагогом и соучениками обучающийся не просто перерабатывает и усваивает сообщаемую информацию, он переживает процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, закономерностей и условий действия и поступка, какличностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию учебного предмета. Поскольку проблемные ситуации могут создаваться не только на материале прошлых проблем, имевших место в истории науки и социальной практики, но и в контексте будущей для учащихся ПТУ, студентов техникума или вуза трудовой деятельности, П. о. способствует трансформации познавательной мотивации в профессиональную. Практика показала, что П. о. не оформилось в самостоятельный тип, охватывающий все виды и формы учебной работы, однако обусловило признание и реализацию принципа проблемности как одного из ведущих и необходимых в любом виде развивающего обучения. А.А.Вербицкий

ПРОБЛЕМНЫЙ РЕБЁНОК

ПРОБЛЕМНЫЙ РЕБЁНОК - такое поведение ребёнка, что взрослые не могут с ним эффективно взаимодействовать (если, разумеется, у самих взрослых нет проблемного поведения).

ПРОВАЛ СОЗНАНИЯ

ПРОВАЛ СОЗНАНИЯ - краткий период, в течение которого человек не сознает, что его окружает.

Опять сознание Ромашова заволокло плотным, непроницаемым мраком. Сразу, точно без малейшего перерыва, он увидел себя в большой зале с паркетным полом… (А. Куприн, Поединок)

Ср. дереализация, лакуна.

ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ

ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ - установление согласия выборочных значений некоторой случайной величины с определенными вероятностными предположениями о ее характеристиках (математическое ожидание, дисперсия и др.) или распределения в целом. При этом формируются проверяемое предположение (нулевая гипотеза) и альтернативное ему, а все множество возможных выборок разбивается по определенному правилу (критерию) на две части, одна из которых объявляется критической для проверяемой гипотезы. Если наблюдаемая выборка попадает в критическую область, проверяемая гипотеза отвергается. Для П. с. г. разработаны и широко применяются на практике (в том числе и в инженерной психологии) различные критерии согласия.

ПРОВОДИМОСТЬ

Изменения в биологической ткани, вызванные раздражителем, не ограничиваются местом его воздействия, но, возникнув, быстро распространяются на соседние участки мембраны. Свойство, присущее прежде всего нервным клеткам, которые проводят биоэлектрические сигналы двух типов - потенциалы местные (см.) и потенциалы действия (см.).

ПРОВОКАЦИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

ПРОВОКАЦИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ - характеристика поведения ребёнка, провоцирующего жестокое обращение с ним со стороны своих родителей. Типичный пример: гебоидное поведение подростка, когда родители окончательно теряют терпение, не знают, что им с ним делать и, чувствуя свою беспомощность, а также понимая, что им не дождаться помощи со стороны, теряют самоконтроль, действуют совершенно несвойственным им обычно образом. Или мать, потерявшая надежду на исправление сына-наркомана, фактически подталкивает его к самоубийству, прямо говоря, что ей, другим людям и ему самому будет лучше, если он уйдёт из жизни. Такие родители, чаще всего не являясь жестокими людьми, обычно испытывают стойкое и интенсивное чувство вины за своё поведение, и, говоря языком клинических терминов, проявляют несомненные признаки выраженного посттравматического стрессового расстройства. Наиболее часто указанное поведение наблюдается у детей с оппозиционно-вызывающим поведением, патохарактерологическими реакциями протеста, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, серьёзными физическими недостатками, чрезмерной плаксивостью, психопатоподобными нарушениями поведения, нервной анорексией.

ПРОВОКАЦИЯ КОНФЛИКТА

ПРОВОКАЦИЯ КОНФЛИКТА - использование частной Ситуации, которую можно интерпретировать как проявление враждебности оппонента для развязывания Полномасштабного конфликта с ним. Именно приграничная провокация была использована гитлеровской Германией для развязывания в 1939 г. войны с Польшей, переросшей затем во Вторую мировую войну.

ПРОГЕРИЯ

ПРОГЕРИЯ (греч. progeros - преждевременное старение) - см. Вернера синдром, Гетчинсона-Гильфорда синдром.

* * *

Преждевременное старение, обусловленное дисфункцией гипоталамо-гипофизарной системы.

ПРОГЕРИЯ ВЗРОСЛЫХ

См. Синдром Вернера.

ПРОГЕРИЯ ДЕТСКАЯ

Син.: Синдром Гетчинсона-Гилфорда. Проявления постарения с раннего детства. При этом кожа атрофична, волосы седые, дистрофия ногтей. Рано останавливается рост, несмотря на то что эпифизарные хрящи еще не окостенели. В результате пропорциональная карликовость. Дети поздно начинают ходить, говорить, но интеллект их обычно соответствует возрасту. Долго сохраняются молочные зубы. Характерны слабая выраженность скелетных мышц, недоразвитие половой системы, признаки общего атеросклероза, уже в детском возрасте возможны нарушения мозгового кровообращения. Уплощена сахарная кривая. Возможны гидроцефалия, контрактуры. Прогноз неблагоприятный, больные редко достигают 20-летнего возраста. Предполагается наследование по аутосомно-рецессивному типу. Описали в 1886 г. английские врачи J. Hutchinson (1828-1913) и H. Gilford (1851-1941).

ПРОГЕСТЕРОН

ПРОГЕСТЕРОН (лат. pro - раньше, в пользу; gestatio - беременность) - гормон, продуцируемый жёлтым телом после овуляции, а также плацентой во время беременности.

* * *

гормон беременности, выделяемый желтым телом яичников, плацентой и в небольшом количестве надпочечниками. Он подготавливает слизистую матки к имплантации - внедрению в нее оплодотворенной яйцеклетки - зародыша. П. обеспечивает нормальное протекание беременности и тормозит выработку новых яйцеклеток в яичнике.

ПРОГНОЗ

ПРОГНОЗ - научно обоснованное, вероятностное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления (Прогностика: Терминология. М., 1990).

* * *

(греч. prognosis - предвидение, предсказание) - 1. достаточно обоснованное предположение относительно дальнейшего течения и/или исхода болезни (другого расстройства) или восстановления определённой функции - прогноз клинический. При этом прогноз может быть краткосрочным, то есть касаться настоящего приступа или текущего рецидива болезни, и долгосрочным, относящимся к исходу заболевания в целом. Точные прогнозы являются убедительным свидетельством подлинного знания клинической характеристики расстройства; 2. в более общем смысле - предсказание (не предсказательство!) хода и/или результата определённого процесса (образовательного, экономического, касающегося заболеваемости и т.д.), которое может быть эмпирическим, статистическим, интуитивным, математическим и др. См. Предсказание; 3. в психоанализе - предсказание течения заболевания. Аналитики считают, что неврозы имеют плохой прогноз, то есть они являются хроническими заболеваниями, начинающимися в детстве, при которых спонтанное выздоровление маловероятно. Само по себе исчезновение симптомов аналитик может расценить как результат незначительного изменения в психопатологии больного, поскольку источник таких симптомов остаётся за пределами досягаемости терапевтических процедур.

ПРОГНОЗ CЕНИЛЬНОЙ ДЕМЕНЦИИ

ПРОГНОЗ CЕНИЛЬНОЙ ДЕМЕНЦИИ -

Прогноз сенильных деменции крайне неблагоприятный в связи с неизбежностью возникновения глубокого слабоумия, маразма и гибелью больных в пределах 8-10 лет от появления первых клинических признаков деменции. Несколько лучше прогноз при особенно позднем начале старческой деменции (после 80-85 лет). В этих случаях темп нарастания слабоумия более медленный.

ПРОГНОЗ БОЛЕЗНИ

Обоснованное предвидение о дальнейшем течении и исходе болезни.

ПРОГНОЗ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

ПРОГНОЗ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА -

Прогноз пресенильных деменций крайне неблагоприятный вследствие фатального и быстрого распада психической деятельности и наступления смерти в ближайшие несколько лет от начала болезни.

ПРОГНОЗ ГЕНИЯ

ПРОГНОЗ ГЕНИЯ - метод прогнозирования, основанный на комбинации интуиции, понимания и удачи.

ПРОГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ

ПРОГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ - любой прогноз альтернативного типа: или/или.

ПРОГНОЗ ИНВОЛЮЦИОННОЙ ДЕПРЕССИИ

ПРОГНОЗ ИНВОЛЮЦИОННОЙ ДЕПРЕССИИ -

Хотя функциональные психозы позднего возраста не приводят к слабоумию, их прогноз неблагоприятный вследствие затяжного или хронического, многолетнего течения. Клиническое выздоровление наблюдается исключительно редко. Особенно неблагоприятны в прогностическом отношении острые состояния старческой спутанности, которые часто предшествуют летальному исходу.

ПРОГНОЗ МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА

ПРОГНОЗ МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА -

Прогноз при маниакально-депрессивном психозе в целом благоприятный, так как фазы болезни заканчиваются полным восстановлением здоровья, социального статуса и трудоспособности.

При затяжных фазах и при значительном сокращении светлых промежутков прогноз ухудшается. Это выявляется и при континуальном течении, при котором наблюдается переход из одной фазы в другую без светлых промежутков.

Для оценки прогноза имеет значение возраст, к которому относятся начало заболевания, клинические проявления первой фазы. Отмечено если первая фаза маниакальная, то статистически подтверждается монополярное течение с несколькими фазами.

При рано начавшемся заболевании с монополярными маниями к 50-60 гг. может наступить выздоровление, при монополярных депрессиях это наблюдается реже, но частота фаз в пожилом возрасте уменьшается. Прогноз при биполярном течении хуже, реже наблюдается выздоровление.

У больных, страдающих маниакально-депрессивным психозом, сравнительно часто наблюдаются соматические осложнения, у них обнаруживаются гипертоническая болезнь и диабет.

ПРОГНОЗ НАРКОМАНИЙ И ТОКСИКОМАНИИ

ПРОГНОЗ НАРКОМАНИЙ И ТОКСИКОМАНИИ -

В области нарко- и токсикомании существуют две прогностические задачи: оценка вероятности развития зависимости у тех, кто начал злоупотребление, и прогноз при сформировавшихся наркоманиях и токсикоманиях.

Вероятность развития привыкания зависит от личности, от социального окружения и вещества, которым начали злоупотреблять. Наиболее высок риск при неустойчивой и эпилепто-идной акцентуации характера, при резидуальном органическом поражении головного мозга, при наличии наркоманов и токсикоманов в непосредственном окружении (считается, что один наркоман приобщает к злоупотреблению наркотиками в среднем 5 человек), а также при гедонистических установках (постоянное желание наслаждаться жизнью и развлекаться) в семье и привычных компаниях. Зависимость возникает приблизительно у 5-10 % лиц, которые еще подростками стали злоупотреблять ингалянтами, у 10-20 % начавших с транквилизаторов, у 40 % лиц, попробовавших внутривенное введение опиатов, и у 60-80 % - эфедрона или первитина.

Прогноз при сформировавшихся наркоманиях и токсико-маниях зависит от их вида и стадии. При опийной, эфедроно-вой и первитиновой наркоманиях прогноз малоблагоприятен. Рецидивы в большинстве случаев наступают вскоре после окончания лечения. Часть наркоманов возобновляет злоупотребление наркотиками сразу же после выхода из больницы. Ремиссии длительностью более одного года при II стадии не превышают 20 %. Рецидивы наступают от любых эмоциональных стрессов или при возобновлении контактов с наркоманами. Среди наркоманов и токсикоманов значительно выше, чем среди остального населения, уровень суицидов и смерти от несчастных случаев. Высока также смертность от передозировки наркотиков и от соматических осложнений. Социальный прогноз также неблагоприятен: высокая преступность, паразитический образ жизни, личностная деградация.

ПРОГНОЗ НЕВРОЗОВ

ПРОГНОЗ НЕВРОЗОВ -

Неврозы как временные функциональные заболевания протекают благоприятно и заканчиваются выздоровлением.

Однако при выраженных акцентуациях характера, недостаточном уровне зрелости личности, соматической отягощенности и неразрешимой психотравмирующей ситуации появляется тенденция к затяжному течению и переходу в невротическое развитие личности.

Именно при недостаточной зрелости личности обнаруживаются затруднения в оценке ситуации, преобладает ее аффективная оценка, наблюдаются ригидность, неспособность создать новую жизненную доминанту.

С появлением полиморфизма в невротических расстройствах, и особенно патохарактерологической симптоматики, терапевтические возможности уменьшаются.

Дальнейшее расширение симптоматики при аномальных развитиях личности происходит под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений между больным и психо-травмирующей средой, в которую включаются не только продолжающая существовать основная травмирующая ситуация, ее последствия, но и реакция на собственное состояние здоровья, свою несостоятельность, что еще более затрудняет терапию и реабилитацию.

ПРОГНОЗ ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ

ПРОГНОЗ ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ -

При сформировавшемся алкоголизме с физической зависимостью прогноз малоблагоприятен. После лечения ремиссии длительностью более одного года составляют 50-60 %. Эффект значительно выше лишь у тех, кто активно хочет излечиться. Именно поэтому некоторые модные целители, широко пропагандируемые средствами массовой информации, сообщают о поразительных результатах - 90-100 % вылеченных. К ним часто обращаются и они уже сами отбирают тех, кто стремится к излечению. Эффект лечения на первой стадии выше, чем на второй стадии. Но своевременному лечению на первой стадии препятствует алкогольная анозогнозия - больные не считают себя таковыми и уверены, что если они захотят, то сами в любой момент бросят пить.

Продолжительность жизни у больных алкоголизмом в среднем на 15 лет короче, чем в общей популяции. Они умирают от тяжелых травм, полученных в нетрезвом состоянии, высок уровень суицидов. Среди соматических заболеваний смертность наиболее велика от сердечной недостаточности, гипертонической болезни, инсультов и цирроза печени.

ПРОГНОЗ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ВСЛЕДСТВИЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРОГНОЗ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ВСЛЕДСТВИЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ -

Прогноз психических нарушений при катастрофах и стихийных бедствиях различен в зависимости от характера ситуации, своевременности оказанной помощи, величины утрат и потерь, наличия или отсутствия тяжелых соматических поражений, личностных особенностей потерпевшего.

ПРОГНОЗ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМАХ

ПРОГНОЗ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМАХ -

Прогноз болезни при черепно-мозговых травмах неоднозначен. Существует ряд признаков, свидетельствующих о благоприятном прогнозе:

1) полное стихание основного активного травматического процесса и его осложнений и отсутствие выраженных общемозговых нарушений;

2) локальность поражения и парциальность дефекта психики (изолированные явления выпадения, единственный синдром или нерезко выраженные изменения психики);

3) сравнительная сохранность интеллекта и социально-трудовых установок личности;

4) молодой возраст больного;

5) отсутствие тяжелых сопутствующих нервных и соматических заболеваний и выраженных черт психопатии у больного до травмы;

6) своевременное привлечение к труду в соответствии с интересами больного и в доступной профессии. Показателями прогредиентного течения травматического

процесса следует считать следующие:

1) продолжающееся снижение интеллекта с наступлением у некоторых больных органического слабоумия;

2) выраженные, стойкие или нарастающие изменения личности по органическому типу;

3) длительные или впервые возникающие через многие месяцы и годы после черепно-мозговой травмы психозы с гал-люцинаторно-параноидными, ипохондрическими и депрессивными синдромами;

4) учащающиеся или впервые возникающие через несколько лет эпилептиформные проявления;

5) усиливающаяся астенизация больного со снижением работоспособности. Однако длительная терапия и правильное трудоустройство и при прогредиентном течении приводят к стабилизации и обратному развитию отдельных болезненных симптомов.

Прогноз при последствиях черепно-мозговой травмы ухудшается в связи с присоединившимся алкоголизмом.

ПРОГНОЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ОБЩИХ И МОЗГОВЫХ ИНФЕКЦИЯХ

ПРОГНОЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ОБЩИХ И МОЗГОВЫХ ИНФЕКЦИЯХ -

Острые инфекционные психозы обычно проходят бесследно. Однако после инфекционных заболеваний, сопровождающихся острыми симптоматическими психозами, наблюдается состояние эмоционально-гиперестетической слабости с выраженной астенией, лабильностью аффекта, непереносимостью громких звуков, яркого света. В неблагоприятных случаях инфекционный делирий протекает с глубоким помрачением сознания, резко выраженным возбуждением, принимающим характер беспорядочного метания (мусситирующий делирий), и заканчивается летально. Прогностически неблагоприятным является сохранение подобного состояния при падении температуры тела. Протрагированные психозы приводят к изменениям личности по органическому типу. Так, токсическая и септическая формы скарлатины могут осложняться энцефалитом или менингитом. Особенности течения психоза и его исход зависят от возраста заболевшего и состояния реактивности организма.

Прогноз энцефалитов чаще неблагоприятный. Снижается трудоспособность, появляется психопатизация с асоциальными формами поведения. Иногда отмечается шизофреноподоб-ная симптоматика.

При менингитах нередко наряду с развитием психопатопо-добных расстройств с расторможенностью, патологией влечений имеют место интеллектуально-мнестические нарушения, судорожные пароксизмы.

ПРОГНОЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ОПУХОЛЯХ МОЗГА

ПРОГНОЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ОПУХОЛЯХ МОЗГА -

Прогноз психических нарушений при опухолях, как и общий прогноз, зависит от гистобиологии опухоли, этапа развития заболевания, локализации опухоли, правильности топической диагностики и возможности хирургического вмешательства, возраста и соматического состояния больного.

Хирургическое лечение в фазе субкомпенсации приводит к летальности в 5,5 % случаев, в фазе умеренной декомпенсации - в 20,9 %, в фазе грубой декомпенсации - в 38 %.

Динамика психических нарушений после оперативного вмешательства различна: в одних случаях после радикальных операций с удалением участков мозга наблюдается адекватное поведение с возвращением к профессиональной деятельности, в других наблюдается формирование более или менее выраженного психоорганического синдрома.

ПРОГНОЗ ПСИХОПАТИЙ

ПРОГНОЗ ПСИХОПАТИЙ -

При расстройствах личности прогноз зависит от их тяжести и социального окружения. При длительных и почти непрекращающихся декомпенсациях, несмотря на улучшение условий жизни («глубокие психопатии» по Б. В. Шостаковичу), социальный прогноз неблагоприятен: паразитический образ жизни, пьянство, употребление наркотиков, преступления, нередко тяжкие, приводят к деградации личности. Если декомпенсации вызваны действительными психическими травмами и непродолжительны, то больше надежды на возможность депсихопатизации со временем. При расстройствах личности также высок риск суицидов.

ПРОГНОЗ ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

ПРОГНОЗ ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ -

Истинные перверсии практически не поддаются коррекции. Психотерапия позволяет ослабить депрессивную реакцию, если собственная перверсия воспринимается как тягостная неполноценность. Следует учитывать, что частота суицидов среди страдающих перверсиями значительно выше, чем в общей популяции. Прогноз при ложных перверсиях и сексуальных девиациях значительно лучше: во многих случаях они поддаются психотерапевтической коррекции, а некоторые из них, проявляющиеся в период полового созревания, проходят сами при взрослении с началом нормальной половой жизни.

ПРОГНОЗ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

ПРОГНОЗ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ -

Прогноз зависит от тяжести течения основного соматического заболевания, характера его течения, эффективности проводимых терапевтических манипуляций, наличия или отсутствия предшествующих повреждающих факторов, степени сохранности структуры и функции головного мозга. Имеет значение также время начала и интенсивность терапии самих соматогенных нарушений (например, своевременное назначение ноотропных препаратов при обнаружении признаков психоорганического синдрома).

ПРОГНОЗ ШИЗОФРЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА - вид деятельности Субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ - разработка системы обоснованных предположений о возможном будущем возникновении и развитии конфликтов. П. к. основывается на специальных научных исследованиях. Принципиальной трудностью в прогнозировании социальных конфликтов является предвидение вариантов развития мировоззренческих установок, социокультурных ценностей и, на основании этого, прогноз проявления новых потребностей. Поэтому достоверными м. б. прогнозы на тот промежуток времени, пока не меняются потребности, а точнее ценности общества (А. Р. Тагиров, 1995). П. к. зависит от нравственной платформы конфликтолога, его мировоззренческих установок. В конфликтологии П. к. осуществляется в отношении конкретных единичных конфликтов, конфликтности социумов различного масштаба, конфликтности отношений в обществе в целом. Прогностическая модель развития конфликтов является важным этапом в подготовке управленческого решения по урегулированию конфликта. Она разрабатывается конфликтологом наряду с описательной, эволюционно-динамической, объяснительной и моделью целей управления конфликтом. Типовой прогноз развития конфликта включает три сценария: наилучший вариант возможного развития конфликтной ситуации, наихудший и наиболее вероятный. По каждому из этих вариантов прогнозируются ближайшие, отсроченные и перспективные возможные сценарии развития событий. Всего разрабатывается девять моделей возможного развития конфликта.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ -

специальное исследование конкретных перспектив развития профессиональной пригодности.Прогнозирование имеет вероятностную оценку и строится на изучении структуры личности,структуры деятельности и на соотнесении этих структур.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА - система обоснованных предположений о возможных вариантах развития конфликта в ближайшем и отдаленном будущем. П. м. р. к. могут разрабатываться для конфликтов всех уровней - как конкретных, так и их видов. Конфликтолог может структурировать прогнозируемое будущее в развитии любого конфликта в виде матрицы из девяти типовых моделей. Они отличаются по содержанию и глубине прогноза. Содержательный прогноз осуществляется по трем основным вариантам: наилучший, наихудший и наиболее вероятный. Динамика каждого из этих вариантов прогнозируется на ближайшее, отсроченное и перспективное будущее.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ - система обоснованных предположений о возможных вариантах развития объекта управления в будущем. П. м. р. о. у. носит дважды вероятностный характер. Во-первых, не полностью достоверна информация о состоянии, тенденциях и факторах развития объекта управления, на основе которой разрабатывается П. м. р. о. у. Во-вторых, еще менее достоверен сам прогноз развития организации в будущем. П. м. р. о. у. обладает целым рядом характеристик, такими как вариативность, достоверность и глубина прогноза во времени.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - степень успешности правила, теории, теста и т.д. в создании точного прогноза того, что может быть в будущем..

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ - документальное изложение целей, основных задач, методологических оснований и гипотез анализа тех или иных явлений (процессов) в конфликтном взаимодействии, с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез. П. и. к. является первым и одним из наиболее важных восьми этапов исследования конфликтов. См. Этапы исследования конфликтов В процессе разработки П. и. к. решается восемь главных проблем. 1. Обоснование и формулировка проблемы. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Определение цели изучения. 4. Логический анализ основных понятий (операционализация понятий). 5. Выдвижение рабочих гипотез. 6. Определение задач исследования. 7. Составление стратегического плана исследования. 8. Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных. Первые шесть пунктов П. и. к. составляют ее методологическую часть, последние два - процедурную (В. А. Ядов). П. и. к. во многом определяет качество конфликтологического исследования. Время, затрачиваемое на разработку П. и. к., нередко сопоставимо со временем, расходуемым на проведение непосредственно исследования.

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГРАММЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ПРОГРАММЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (mental health programm) - 1 в западной психологии - технологии сбережения психического здоровья, связанные с представлениями об адекватной их терапии (Фелнер, 2005); 2. программы охраны психичесского здоровья, основанные на гармонизации общественных отношений, устранении социальной дискриминации, бездомности, бедности и др.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (от лaт. progressus - движение вперед и regressus - возвращение) - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П. - тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному - в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Будучи диалектически противоположными, П. и р. связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. Диалектическое соотношение П. и р. проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только П., но и Р., и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие - лишь одно из возможных направлений развития сложных системных объектов. Понятия «П.» и «Р.» - интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это важно применительно к анализу особенностей П. социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие «П.» применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества. Суть общественного П., его цель - человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития. В конфликтологии проблема обоснования конфликтов П. и р. в процессе их макроэволюции является одной из ключевых. Если в качестве критерия оценки конфликтов взять количество гибнущих в них людей или животных, то зооконфликты окажутся гораздо более конструктивными по сравнению с конфликтами у человека. Поэтому П. в развитии конфликтов, в лучшем случае, неочевиден. Природа гораздо реже бывает жестока и никогда - злонамеренна по сравнению с человеком. Как образно выразился один из мыслителей: «П. - это бег человечества по кругу с быстро возрастающей скоростью».

ПРОГРЕССИВНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

ПРОГРЕССИВНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. progressio - возрастание и relaxatio - облегчение, расслабление) - форма телесноориентированной психотерапии. Автор - Э. Джекобсон (1922). Основана на обучении пациентов произвольно расслаблять те мышцы, которые оказываются напряженными в тревожных, эмоциогенных и конфликтных ситуациях. На начальных этапах освоения метода пациенты стараются осознать и научиться дифференцировать ощущения, которые возникают при выборочном напряжении и расслаблении определенных видов мышц. Затем, на протяжении шести основных этапов, происходит тренинг расслабления - мышц рук, ног, дыхательных мышц, мышц лба, глаз, органов речи. Приемы расслабления, которыми пациенты овладевают в спокойной обстановке, затем применяются в моделируемых стрессовых ситуациях. Метод, достаточно эффективный сам по себе, часто используют вместе с др.

ПРОГРЕССИВНЫЙ ПАРАЛИЧ В ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ПРОГРЕССИВНЫЙ ПАРАЛИЧ В ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ -

В исключительных случаях встречается прогрессивный паралич юношеского возраста на основе заражения сифилисом в раннем детстве.

Обычно же, когда говорят о детском или юношеском (юве-нильном) прогрессивном параличе, то имеют в виду заболевание, развившееся на почве врожденного сифилиса.

Прогрессивный паралич на основе врожденного сифилиса может начаться уже в 6-7 лет, но чаще болезнь дебютирует в возрасте 12-15 лет или несколько позже. Ювенильный прогрессивный паралич имеет ряд особенностей: здесь обычно отсутствует так называемая неврастеническая стадия, болезнь часто начинается остро, с эпилептиформных припадков, не бывает бредовых идей и спонтанных ремиссий, очень быстро нарастает общее слабоумие с особенно тяжелыми нарушениями речи вплоть до полной ее утраты, когда больные могут издавать лишь отдельные звуки. Возможно и постепенное начало заболевания. Клиника ювенильного паралича обычно соответствует дементной форме: больные становятся апатичными и бездеятельными, очень быстро теряют прежние знания и интересы, обнаруживают все более нарастающие расстройства памяти.

Иногда болезнь может начаться как бы среди полного здоровья, но чаще на фоне той или иной патологии: недоразвития внутренних органов, задержки общего физического развития, адипозогенитальной дистрофии. Могут отмечаться явления задержки психического развития.

При ювенильном прогрессивном параличе гораздо чаще, чем у взрослых, встречаются мозжечковые симптомы, симптомы атрофии зрительных нервов, полная арефлексия зрачков.

ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РЕГРЕССА ГИПОТЕЗА

ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РЕГРЕССА ГИПОТЕЗА - гипотеза, согласно которой шизофрения возникает в результате процесса активной конкретизации, то есть целенаправленного возврата на нижние уровни психодинамической и поведенческой адаптации, который может повлечь кратковременное избавление от тревоги, но в то же время быть чреватым рецидивами неадекватного поведения и утратой способности сохранить интеграцию личности и гибкие отношения с социальной средой. Гипотеза в сущности лишь констатирует тенденцию пациентов к социальному дрейфу в силу нарастающего упадка активности и инициативы пациентов, прилагая в качестве объяснения лишь механизм «целенаправленной» регрессии, хотя регрессия не является прерогативой одной только шизофрении и отнюдь не всегда или даже у подавляющего большинства пациентов является осознанной, возникающей помимо произвольных усилий пациентов к регрессивному поведению. Случаи целенаправленного регресса, если они существуют вообще, к шизофрении и многим другим психическим расстройствам никакого отношения обычно не имеют.

ПРОГРЕССИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ

ПРОГРЕССИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ - нарушение самовосприятия, когда пациент наяву или в сновидении осознаёт себя находящимся в более позднем возрасте, чем он есть на самом деле. Например, некоторые депрессивные пациенты молодого и среднего возраста ощущают себя, по их словам, состарившимися на 5-10 и более лет или даже глубокими стариками либо в сновидении пациент чувствует себя много старше, нежели он есть в действительности.

ПРОДОЛГОВАТОГО МОЗГА СИНДРОМ ПОРАЖЕНИЯ

ПРОДОЛГОВАТОГО МОЗГА СИНДРОМ ПОРАЖЕНИЯ - симптомокомплекс, включающий следующие основные признаки: 1. нарушения функции жизненно важных центров (сердечно-сосудистые и дыхательные нарушения); 2. бульбарные нарушения (периферические параличи мышц, иннервируемых 9, 10, 11 и 12 черепными нервами с афонией, дизартрией, дисфонией и т.д.) и 3. альтернирующие синдромы (Авелиса, Бабинского-Нажотта и др.).

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ - самая нижняя часть головного мозга, продолжающаяся далее спинным мозгом. Содержит нервные центры, контролирующие жизненно важные функции организма, а также ретикулярную формацию, которая как бы генерирует психическую энергию и в этом смысле рассматривается как «центр сознания».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛОВОГО АКТА

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛОВОГО АКТА - время от начала коитуса до семяизвержения. Нормальный половой акт, если его не прерывают, в среднем длится 1-3,5 минуты.

ПРОДРОМАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ПРОДРОМАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (греч. prodromos - бегущий впереди) - 1. самая ранняя, латентная стадия течения болезни, на которой заболевание протекает в скрытом для клинического распознавания виде, практически бессимптомно или с появляющимися эпизодически и на короткое время отдельными симптомами расстройства.. Длительность этой стадии при многих заболеваниях, особенно психиатрических, не поддаётся точному определению, выявление пациентов в этот период болезни остаётся в настоящее время практически недоступным, в том числе или даже тем более объективными методами исследования. Практика лечения заболевания на продромальной стадии их развития фактически отсутствует. За продромальным следует инициальный период течения болезни, когда появляются отчётливо выраженные и доступные обнаружению, но являющиеся малоспецифическими (во всяком случае, считающиеся таковыми) признаки и симптомы заболевания; 2. период, длящийся между появлением самого первого симптома или признака болезни, с одной стороны, и, с другой стороны, развитием полного или типичного её симптомокомплекса.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ - деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. П. д. д. формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие П. д. д. определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность и т.д. Н. И. Ганошенко

ПРОДУКТИВНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

ПРОДУКТИВНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА - см. Позитивная психопатологическая симптоматика.

ПРОДУКТИВНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА ШИЗОФРЕНИИ

ПРОДУКТИВНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА ШИЗОФРЕНИИ -

У большинства больных шизофренией выявляются бред и галлюцинации.

Шизофренический бред отличается особой неправдоподобностью, абсурдностью содержания и часто явным несоответствием поведения тематике бредовых идей. Возможны любые варианты бреда по содержанию. Вместе с тем, ряд бредовых фабул встречается преимущественно или почти исключительно у больных шизофренией: бред психического воздействия, реформаторский, особого значения, космический, антагонистический.

Из обманов восприятия типичны псевдогаллюцинации, особенно вербальные, комментирующего или антагонистического содержания. Зрительные псевдогаллюцинации, тактильные, обонятельные, висцеральные и другие обманы восприятия бывают значительно реже.

Существенное место среди клинических проявлений шизофрении занимают психические автоматизмы, особенно идеа-торные, которые возникают почти исключительно при этой болезни: симптом открытости, обрывы, эхо, наплывы мыслей, чужие, параллельные мысли, симптом разматывания воспоминаний.

Почти все галлюцинаторно-параноидные синдромы достаточно типичны для шизофрении: паранойяльный, парафрен-ный синдромы, Кандинского-Клерамбо. Реже встречается вербальный галлюциноз.

Кататонические и гебефренные расстройства возникают, в основном, в рамках шизофрении.

Мании и депрессии у больных шизофренией бывают достаточно часто. Шизофреническим маниям и депрессиям свойственен ряд особенностей. У больных шизофренией преимущественно развиваются атипичные мании: гневливая, непродуктивная, дурашливая, неистовая. Для шизофренических депрессий характерны эндогенные качества (сезонность возникновения, витальная окраска, суточные колебания аффекта), а также кататонические включения, бредовая симптоматика, не являющаяся вторичной по отношению к меланхолическому аффекту (бред преследования, воздействия) и психические автоматизмы.

Состояния помраченного сознания при шизофрении бывают относительно редко. У подавляющего большинства больных сознание оценивается как ясное либо формально ясное. В тех случаях, когда расстройство сознания развивается, оно носит онейроидный характер. Реже возможно аментивноподобное помрачение сознания.

ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ

ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ -

качественная характеристика обьема памяти, быстроты запоминания, точности воспроизведения; эффективность рабочего соотношения долговременной и кратковременной памяти.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (ТЕСТЫ)

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (ТЕСТЫ) -

(от лат. projectio - выбрасывание вперед) методики исследования личности, построенные главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, например специфику мотивации или систему личностных смыслов и т.д. Наиболее известные проективные тесты - тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест анализа продуктов творчества и др.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (в психологии развития) [лат. projectus - выступающий, выдающийся вперед] - методы исследования личностных и эмоциональных осо- бенностей ребенка, основанные на прин- ципе проекции, сформулированном 3. Фрейдом. П. м. широко используются в практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей разного возраста, но особенно большое значение приобретают при работе с детьми. Большинство других методов изучения личностных особенностей (анкеты, опросники, клиническая беседа и др.) основано на самоотчете испытуемого. Эти методы не могут применяться при исследовании детей, еще не способных к рефлексии собственных переживаний и состояний. П. м. не требуют такой рефлексии. При работе с детьми как в диагностических, так и в психотерапевтических целях часто используются проективные игры со специальными наборами игрушек (куклы, кукольная мебель, посуда и др.). Разработаны детские аналоги «взрослых» проективных тестов. Так, существует детский вариант теста Розенцвейга для изучения реакции на фрустрацию. Создан Детский апперцептивный тест CAT (Child Apperception Test; L. Bellak) - аналог Теста тематической апперцепции ТАТ; в нем испытуемому предлагается составить рассказы по стандартному набору картинок, изображающих животных в различных ситуациях, потенциально значимых для ребенка (кормление, наказание и т.п.). При исследовании детей широко применяются проективные рисуночные тесты: «Дом - дерево - человек» (J.N. Buck), «Рисунок семьи» (W. Wolff; W. Hulse), «Динамический рисунок семьи» (R. Burns, S. Kaufman), «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич) и др. А.Л.Венгер

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. proectio - бросание вперед...) - один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Поэтому ответы на задания, используемые в П. м. не могут быть альтернативными (напр., правильно-неправильно), здесь возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для испытуемого цель исследования замаскирована, что уменьшает возможность произвести желательное впечатление о себе. Для П. м. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. При этом личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны стимулы (ситуации), побуждающие ее к активности. Основной инструмент (стимульный материал) используемый при применении П. м.- это т. н. проективные тесты. Различают следующие группы таких тестов: 1) конститутивные - структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр., тест чернильных пятен Роршаха); 2) конструктивные - создание из оформленных деталей осмысленного целого (напр., тест Мира); 3) интерпретативные - истолкование какого-либо события, ситуации (напр., тематический апперцепционный тест); 4) катартические - осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (напр., психодрама); 5) экспрессивные - рисование на свободную или заданную тему (напр., тест «Дом -дерево -человек»); 6) импрессивные - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (напр., цветовой тест Люшера); 7) аддитивные -завершение предложения, рассказа, истории (напр., методика завершения предложения). П. м. возник в результате стремления исследователей наложить ограничения на возможность испытуемого искажать результаты обследования в благоприятном для себя плане, повысить объективность его ответов. В то же время этот метод оставляет возможность искажения результатов со стороны экспериментатора (в виду отсутствия четкой интерпретации полученных результатов). Кроме того, традиционные требования по надежности и валидности к проекционным методикам неприменимы, поэтому строго говоря отнесение их к категории тестов является весьма условным.

Предыдущая страница Следующая страница