Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "О" (часть 7, "ОЛИ"-"ОПИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 7, "ОЛИ"-"ОПИ")

ОЛИГОФРЕНИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕСОВМЕСТИМОСТЬЮ КРОВИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (РЕЗУС-КОНФЛИКТ)

ОЛИГОФРЕНИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕСОВМЕСТИМОСТЬЮ КРОВИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (РЕЗУС-КОНФЛИКТ) -

Несовместимость по резус-фактору (Шг-фактор) матери и ребенка приводит к возникновению у последнего гемолитической болезни, следствием чего может быть, наряду с другой патологией, и олигофрения.

Патогенез гемолитической болезни объясняется резус-конфликтом, когда при отсутствии Шг-фактора у матери и наличии резус-фактора у отца ребенок наследует отцовскую особенность и становится резус-положительным. В таком случае в организме матери вырабатываются антирезус-агглютинины, что ведет к гемолизу эритроцитов плода. Олигофрения вследствие перенесенной гемолитической болезни может быть выражена в разной степени, отмечаются и тяжелые степени психического недоразвития. Наблюдаются также судорожные припадки, поражения слуха, косоглазие, нистагм, атаксия, атетоз, гемиплегия.

ОЛИГОФРЕНИЧЕСКИЙ ПЛЮС

ОЛИГОФРЕНИЧЕСКИЙ ПЛЮС - термин Т.П.Симсон (1948), обозначает олигофреноподобный психический дефект, возникающий при начале шизофрении в возрасте ребёнка до 3 лет (Е.Блейлер указывает, что 1% всех случаев заболевания шизофренией приходится на 1-й год жизни после рождения). Нормальное психическое и умственное развитие ребёнка с началом заболевания прерывается, падает активность, нарастают аутизм, эмоциональный и интеллектуальный дефицит, наблюдаются другие расстройства (сна, питания, моторики, речи, вегетативной регуляции и др.). С окончанием приступа и по мере развития ремиссии психическое состояние и поведение пациентов в той или иной степени стабилизируется на неопределённое время - до возникновения очередного обострения или приступа шизофрении. Формирование песихического дефекта объясняется повреждением эволюционно более молодых и наиболее сложных психофизиологических структур головного мозга, обеспечивающих развитие интеллекта, эмоционально-мотивационной сферы, поведения (Сухарева, 1974). Значительная часть случаев пфропфшизофрении (см.), то есть «привитой» шизофрении, позднее возникающей на фоне олигофрении, является, как предполагают некоторые исследователи, лишь продолжением перенесённой в раннем детстве шизофрении. Не исключается, кроме того, сочетание олигофрении с эпилепсией - олигоэпилепсия и сочетание олигофрении с аффективными психозами - олигофреноциклотимия.

ОЛИГОФРЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЛИГОФРЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С ВРОЖДЕННЫМ ИХТИОЗОМ И СПАСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ (СИНДРОМ РАДА)

ОЛИГОФРЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С ВРОЖДЕННЫМ ИХТИОЗОМ И СПАСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ (СИНДРОМ РАДА) -

При этой разновидности олигофрении глубокое слабоумие, чаще всего в виде идиотии, сочетается с ихтиозом - ороговением кожи, приобретающей вид рыбьей чешуи (ихтиози-формная эритродермия), и спастическими нарушениями, в нижних конечностях.

Патогенное воздействие могут оказать также такие факторы, как ионизирующая радиация, вирусные инфекции, некоторые интоксикации.

ОЛИГОФРЕНИЯ ИХТИОЗОФОРМНАЯ РУДА

Характерна триада признаков: ихтиоз, эпилепсия, олигофрения. При этом манифестным симптомом является ихтиоз (ихтиозоформная эритродермия), проявляющаяся на 3-4-м году жизни. Судорожные эпилептические припадки чаще возникают во втором десятилетии, однако могут проявляться и значительно раньше, что обычно сопровождается более выраженными признаками отставания в развитии психической сферы. Нередко основные проявления О.и.Р. сочетаются с пигментным ретинитом, алопецией, гипертиреозом, гипогонадизмом, гипогликемией, полиневропатией, удлиненными трубчатыми костями, арахнодактилией. При морфологических исследованиях выявляются диффузное поражение головного мозга в частности хроматолиз клеток Беца, аномальные двухъядерные нейроны, недоразвитие глиальных элементов, скопления олигодендроглии в лобной зоне коры. Тип наследования аутосомно-рецессивный или сцепленный с полом. Описал в 1927 г. датский врач Е. Rud.

ОЛИГОФРЕНИЯ ПРИ ВРОЖДЕННОМ СИФИЛИСЕ

ОЛИГОФРЕНИЯ ПРИ ВРОЖДЕННОМ СИФИЛИСЕ -

К задержке психического развития может приводить и сифилис. Психическое недоразвитие при этом может быть выражено по-разному, зачастую в степени дебильности. Возможно сочетание слабоумия с эпилептиформным синдромом. При постановке диагноза большим подспорьем являются различные признаки врожденного сифилиса, такие, как полулунные вырезки на верхних средних резцах, неправильная форма остальных зубов, седловидный нос, радиарные белого цвета рубчики вокруг углов губ («усы кота»), специфические паренхиматозный кератит и хориоретинит, атрофия зрительного нерва, поражения слухового аппарата, участки лейкодермы различной локализации и, в частности, вокруг шеи («ожерелье Венеры»), неправильная форма черепа, гнездная плешивость, отсутствие мечевидного отростка, саблевидные голени, поражения внутренних органов. Совершенно не обязательно, чтобы все эти симптомы имелись у каждого больного, но сочетание каких-либо из этих признаков с задержкой умственного развития всегда должно настораживать в отношении врожденного сифилиса.

Характерны и неврологические симптомы: нарушения зрачковых реакций, симптомы поражения черепных нервов, параличи. Лабораторные исследования при врожденном сифилисе иногда могут давать и негативный результат, что особенно свойственно так называемому дистрофическому сифилису.

Специфическое лечение необходимо проводить во всех случаях. При наличии активного сифилитического процесса эффект будет несравненно выше, чем при сифилисе «дистрофическом», при котором имеется лишь результат прошлого нарушения.

ОЛИГОФРЕНИЯ, СЦЕПЛЕННАЯ С Х-ХРОМОСОМОЙ

Проявляется у лиц мужского пола, получивших содержащую рецессивный дефектный ген Х-хромосому от матери, являющейся его кондуктором.

ОЛИГОФРЕНИЯ ФЕНИЛПИРОВИНОГРАДНАЯ

См. Фенилкетонурия.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА (олигофрено греч. paidos - дитя, ago - веду) - раздел дефектологии, разрабатывает методы обучения и воспитания умственно осталых детей.

ОЛИГУРИЯ

ОЛИГУРИЯ (олиго греч. uron - моча) - уменьшение суточного количества выделяемой почками мочи.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ НЕОДУШЕВЛЁННЫХ ПРЕДМЕТОВ РАССТРОЙСТВО

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ НЕОДУШЕВЛЁННЫХ ПРЕДМЕТОВ РАССТРОЙСТВО - термин А.В.Снежневского, обозначает симптом, связанный с проекцией вовне собственных эмоций и чувств. Окружающая обстановка воспринимается при этом с ощущением её одушевления: холодной, отчуждённой, зловещей, таинственной, печальной, радостной, как бы кем-то подстроенной, в чём-то искусственной, неестественной. Чувство собственной девитализации (умирания, смерти) нередко также впервые обнаруживается в том, что всё окружающее начинает казаться безжизненным, мёртвым, отмеченной печатью гибели, смерти. Во всех таких случаях, скорее всего, наблюдаются проявления аллопсихической деперсонализации, при которой собственные эмоции и чувства воспринимаются пациентом как находящиеся за пределами его внутриличностного пространства.

ОЛИЦЕТВОРЁННОГО ВОСПРИЯТИЯ ФЕНОМЕН

ОЛИЦЕТВОРЁННОГО ВОСПРИЯТИЯ ФЕНОМЕН - мнимое ощущение присутствия рядом какого-то живого существа, чаще всего какого-то незнакомого человека. Возникает, как правило, в вечернее время и, в основном, в ситуации, когда пациент остаётся наедине с собой, почему-то чаще всего дома или, что бывает несколько реже, перед тем, как него войти. Как правило, пациент в это время вполне осознаёт, что на самом деле никого возле него нет, и тем не менее он почти физически и обычно со страхом, а порой и с ужасом, ощущает чьё - то близкое и опасное присутствие. Мнимое существо, как представляется пациенту, обычно не двигается, оно молчит и пристально, большей частью недоброжелательно на него смотрит. Иногда это существо, по словам пациетов, будто бы подаёт какие-то знаки или беззвучно что-то говорит. Нередко, как сообщают некоторые пациенты, они ощущают присутствие рядом с собою какого-то бесплотного, потустороннего объекта (духа, демона и др.), а иногда собственной души, или утверждают, что в облике мнимого существа на самом деле скрывается какое-то совсем другое. Расстройство возникает, предположительно, вследствие отчуждения актов самонаблюдения. При усилении расстройства оно может трансформироваться в зрительную галлюцинацию или бред постороннего присутствия (см.). Синоним: Симптом постороннего физического присутствия, впервые описанный К.Ясперсом (1923).

ОЛПОРТ ГОРДОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЛПОРТ ФЛОЙД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОМЕГА МЕЛАНХОЛИКОВ

ОМЕГА МЕЛАНХОЛИКОВ - термин Schule H. (1898), обозначает кожную складку между бровями в виде греческой буквы «омега» у дeпрессивных пациентов.

ОМСКАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ ЛИХОРАДКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНЕЙРОИД

ОНЕЙРОИД (греч. oneiros - сон, cновидение; eides - подобный, похожий) - сновидное помрачение сознания. См. Онейроидные состояния, Синдром онейроидный.

* * *

Сноподобное нарушение сознания, во время которого больной испытывает бредовые, грезоподобные переживания. В зависимости от их фабулы они могут сопровождаться обездвиженностью или возбуждением. Несмотря на помрачение сознания, воспоминания о пережитом в период онейроидного состояния могут быть сохранны.

ОНЕЙРОИД ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

ОНЕЙРОИД ОРИЕНТИРОВАННЫЙ (греч. oneiros - сон, сновидение; orientalis - восточный) - относительно неглубокое онейроидное помрачение сознания, в котором сохраняются частичная ориентровка в окружающем и контакт с внешним миром.

ОНЕЙРОИД (СНОВИДНОЕ РАССТРОЙСТВО СОЗНАНИЯ)

ОНЕЙРОИД (СНОВИДНОЕ РАССТРОЙСТВО СОЗНАНИЯ) (от греч. oneiros «сновидение», буквально онейроид - «подобное сновидению») - сочетание ярких фантастических переживаний с частичным восприятием реального окружающего мира. Ср. подобное состояние умирающего Андрея Болконского (Л. Толстой, Война и мир), больного горячкой Раскольникова (Ф. Достоевский, Преступление и наказание). Ср. пограничные состояния.

ОНЕЙРОИДНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНИРИЗМ

ОНИРИЗМ (греч. oneiros) - расстройство сознания, связанное с нарушением сна (Regis, 1894). Проявляется сновидениями, которые пациенты вполне отождествляют с реальными событиями. Во время сновидения исчезает чувство сна, пациенты, по их сообщениям, ощущают себя бодрствующими или им кажется, что они проснулись, а после утреннего пробуждения в течение длительного иногда времени им продолжает казаться, что они вовсе не спали, а всё увиденное во сне проиходило в действительности. На самом деле, по наблюдениях окружающих, пациенты крепко спят, порою храпят, разговаривают во сне, их трудно разбудить. Поведение после пробуждения некоторое время может быть неадекватным, иногда оно целиком определяется содержанием сновидения. Критическое отношение к болезненному состоянию у некоторых пациентов появляется спустя несколько часов, дней, иногда его не бывает и спустя многие годы. К ониризму относятся, вероятно, и такие болезненные состояния, во время которых пациенты сохраняют контакт с реальностью, могут вести с кем-нибудь связную беседу, ничем неадекватным не обращая на себя внимания присутствующих людей. В то же время пациенты ощущают себя находящимися в мнимой, порой фантастической обстановке и им кажется, что они там ведут себя в соответствии с нею. По окончании болезненного эпизода, длящегося в пределах нескольких часов, амнезии обычно не бывает, но выясняется, что мнимые впечатления запоминаются значительно лучше, нежели реальные, и, кроме того, в силу неизвестных причин они достаточно часто и сами собой вспоминаются на протяжении нескольких месяцев и даже лет. Впервые и с клинической достоверностью такие состояния описал Ф.М.Достоевским у князя Мышкина, страдавшего эпилепсией, в романе «Идиот» (1868).

ОНИХАЛГИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ

ОНИХАЛГИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ (греч. onyx - ноготь, algos - боль) - болевой синдром, при котором воображаемая боль локализуется в месте имевшегося ранее и утратившего свою актуальность физического повреждения ногтей, концевых фаланг (травмы, воспаления и т.п.). См. Боли хронической синдром.

ОНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНО (ID)

ОНО (ID) -

один из компонентов структуры личности по З.Фрейду (см.: Психоанализ, Фрейдизм), сосредоточение в бессознательном инстинктивных (сексуальных, агрессивных и т.д.) побуждений, влечений, влияющих на поведение личности, ее психическую активность и заставляющих личность спонтанно удовлетворять их независимо от осознанных отношений субьекта к внешней реальности. Структура личности по З.Фрейду включает следующие инстанции: О., Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Особенность о. заключается в отсутствии для него логических законов, временных отношений, в неосознаваемости и противоречивости его импульсов. Управлять им можно путем осознания вытесненных влечений и их трансформации (сублимации, катарсиса и др.) с помощью психоаналитических методов.

ОНТОГЕНЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ

ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ - в психоанализе - гипотеза о том, что формула «филогенез повторяет онтогенез» применима и к психологическому развитию человека. Как отмечает Jones (1930), «...когда психоаналитические методы применяются к данным, полученным от диких племён, а также из мифологии и археологии, трудно не признать тот факт, что имеется чрезвычайно большое сходство между фантазиями и психическими особенностями наших детей раннего возраста с тем, что, как можно предположить, было характерно для человечества в первобытные времена; идеи каннибализма, инцеста и отцеубийства являются наиболее значимыми из тех, на которые я ссылаюсь. Сам Фрейд рассматривает эти выводы - быть может, весьма некритично - в духе ламаркизма».

ОНТОГЕНЕЗ ЭМОЦИЙ

ОНТОГЕНЕЗ ЭМОЦИЙ -

В онтогенезе эмоций выделяется четыре этапа.

Первый этап (период новорожденности) характеризуется преобладанием инстинктов и прежде всего инстинкта самосохранения (включая пищевой).

Второй этап - этап органического чувствования. Основой его является переработка информации от экстеро- и интеро-рецепторов и возникновение нестойких образных представлений о действительности с переживаниями ребенка: удовлетворения-неудовлетворения, приятного-неприятного. Из данных чувств формируется отношение ребенка к близким.

Третий этап - развитие эпикритических эмоций в период с 3-х до 12-14 лет. Связь развивающихся эмоций с органическими потребностями преобладает еще продолжительное время, и с 10-12 лет эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение. Продолжается совершенствование эпикритиче-ских эмоций, в эмоциональных реакциях начинает преобладать корковая коррекция органических потребностей и влечений.

Четвертый этап - формирование высших человеческих эмоций, полное развитие которых достигается к 20-22 годам.

К этому периоду чувства становятся подвластны рассудку, иными словами, корригируются интеллектуальной деятельностью. В этот период становится возможным подавление внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений.

ОНТОЛОГИЯ

ОНТОЛОГИЯ - (от греч. on, ontos - сущее и logos - учение), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

* * *

(греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, наука) - 1. в философии - метафизические изыскания, занимающие общими проблемами существования, бытия вообще, независимо от определённых объектов, конкретных событий и явлений. Автором термина считается Р.Гоклениус (1613). Термин понимается очень широко: от онтологических дискуссий о существовании Бога, реальности понятий и категорий до концептуальных теорий сознания и бессознательного. Синоним: Эпистемология; 2. в психоанализе - наука о бытии; изучение бытия. Согласно американскому экзистенциальному аналитику R.May (1967), человек обладает четырьмя онтологическими характеристиками: а) «он стремится сохранить некий центр»; б) «эта центрированность человека зависит от того, достаточно ли у него сил, чтобы утвердить её, то есть она не удерживается автоматически, как у растений и животных»; в) «у него есть потребность и возможность выйти за пределы своей центрированности и принимать участие в других существах»; г) самосознание - та ступень развития психики живых существ, которая позволяет человеку осознавать, что он и есть то самое существо, которое имеет центр, удерживает его, принимает участие в других живых существах и, посредством использования абстрации и символов, переступает границы непосредственно данной ситуации. Экзистенциалисты-философы и аналитики критикуют З.Фрейда за то, что он пренебрегает онтологией и что его поглощённость прошлым и бессознательным привела к игнорированию проблем сознания и самосознания.

ООН МИРОТВОРЧЕСКИЕ АКЦИИ

ООН МИРОТВОРЧЕСКИЕ АКЦИИ - комплексная и всесторонняя деятельность Организации Объединенных Наций по регулированию как международных, так и внутренних конфликтов. Мировое сообщество впервые начало приобретать опыт воздействия на конфликтные ситуации, возникающие на внутренней почве, на юге Африки в 50-е гг. ХХ в. В дальнейшем ООН расширило задачи, которые решались с помощью миротворческих акций. Среди направлений деятельности ООН выделяются: содействие прекращению массовых нарушений прав человека, поддержка оппозиционных политических сил, без участия которых разрешение конфликта было бы невозможным, содействие ООН развитию политического диалога между враждующими сторонами во внутренних конфликтах, принудительные действия ООН в отношении угрозы миру и актов агрессии (эмбарго на поставки оружия, организаци международной кампании за введение санкций против виновника конфликта, создание системы мер контроля за имплементацией решений ООН, за выполнением государствами-членами принятых на себя обязательств, новации в проведении операций по поддержанию мира). Часто применяются принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил и служащие устранению угроз международной безопасности. Получили свое развитие контрольные функции ООН. Успешность ООН м. а. показывает, что сам процесс урегулирования конфликта во многом зависит от степени антагонизма интересов противоборствующих сторон, их готовности к диалогу, степени их «усталости» от конфликта. В 90-е гг. ХХ в. эффективность ООН м. а. несколько снизилась из-за возрастающей активизации США в различных частях мира, где имели место региональные конфликты. Наиболее яркие примеры - балканский конфликт, война в Ираке.

ОПАСЕНИЕ

ОПАСЕНИЕ (древнерус. опасъ - осторожность, защита) - 1. предчувствие, мысленное «схватывание» угрожающей сути какого-то стимула или события; отличается от осмысления, которое предполагает значительную степень рефлексии, интерпретации и понимания тенденций развития ситуации; 2. тревога относительно возможных будущих событий.

* * *

(связано по смыслу с оnac - «осторожность, защита» и пасти) - предчувствие или предугадывание неприятного. Ср. страх.

ОПЕКА

ОПЕКА (польск. оpieca - опека, попечение, забота; управление)- 1. обеспечение поддержки, питания, крова, защиты и т.п. молодому, слабому, беспомощному индивиду со стороны государственных, общественных, религиозных организаций, частных лиц; 2. тенденция кого-либо поступать таким же образом; 3. оказание материальной и психологической помощи признанному судебным решением недееспособным психиатрическому пациенту, защита его прав интересов лицом, назначенным опекуном. Опекун назначается опекунским советом при местной администрации, который контролирует деятельность опекуна.

ОПЕРАНТ

ОПЕРАНТ (лат. operatio - дело, действие; влияние, воздействие; милосердие, деятельная любовь) - в бихевиоризме - любое поведение, которое демонстрирует организм и которое может быть охарактеризовано в терминах его воздействия на окружающую среду. Операнты, в отличие от респондентов (в данном контексте - реакций на стимул), существуют без предшествующих стимульных условий.

ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ

ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ [лат. operatio - действие, дело] - одна из бихевиористических теорий обучения. Термин «О. о.» введен американским психологом Б.Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей. В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. В результате этого образуются так наз. инструментальные условные реакции. Скиннер считал О. о. основным механизмом приобретения навыков животными и человеком. Согласно его концепции, на принципах О. о. может быть построено все обучение ребенка, включая обучение различным формам социального поведения. Этот подход лег в основу метода воспитания и психотерапии, ставящего в качестве главной задачи модификацию поведения человека, т.е. выработку у него «правильных» социальных навыков и разрушение «неправильных». А.И.Подольский

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ - обозначение особого пути образования условных связей). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. Это различение Скиннер проводит безотносительно к биологическому смыслу условных рефлексов. При этом упускается из виду важнейшая роль активной ориентировочной деятельности животного, с помощью которой оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами внешней среды и собственными движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования условных рефлексов, как оперантных, так и респондентных.

* * *

(лат. оperatio) - см. Обусловливание.

ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ВОСПРИЯТИЯ

ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ВОСПРИЯТИЯ (оперативная единица информации) - компактное, семантически целостное образование, формирующееся в результате перцептивного действия и создающее возможность практически одномоментного (симультанного) целостного восприятия объектов и ситуаций, независимо от числа содержащихся в них признаков. Конкретно О. е. в. выступает как содержание единичного акта перцепции (восприятия). Развитие восприятия связано со сменой О. е. в., которая выражается в преобразовании групп случайных, частных признаков в структурные, целостные. О. е. в. в своем развитии трансформируется в перцептивные и мнемические схемы, а также в оперативные единицы памяти. Содержание О. е. в. может меняться в процессе обучения, в результате чего происходит формирование новых, более крупных единиц. Напр., человек, приступивший к изучению телеграфного кода, воспринимает на слух каждую отдельную точку или тире как самостоятельную О. е. в. По мере обучения человека О. е. в. становятся короткие последовательности этих звуков, образующие буквы, а затем и более длинные последовательности, составляющие слова и даже словосочетания. Формирование О. е. в., основанное на объединении, обобщении и перекодировании информационных элементов с учетом смысловых связей между-цими, дает выигрыш в скорости восприятия, разгру-. жает оперативную память человека.

ОПЕРАТИВНАЯ НАСТРОЙКА

ОПЕРАТИВНАЯ НАСТРОЙКА - программирование ведущих параметров, характеристик деятельности, определяющих эффективность достижения цели в заданных условиях: точность, темп, напряженность, стабильность, продолжительность, способ, стиль деятельности. Для психологии центральным является изучение путей и условий собственно психической настройки, в первую очередь настройки осознанной, произвольной,характеризующей человека как субъекта деятельности, который сознательно программирует и регулирует свое поведение. Вместе с тем под О. н. подразумевается явление целостной психофизиологической подготовленности человека к деятельности, к работе. Так, О. н. проявляется не только в сознательном, волевом намерении выполнить деятельность, но и в создании определенного функционального уровня нейродинамических систем организма, в создании и поддержке необходимых биохимических предпосылок этой деятельности и др. О. н. всегда конкретна: изменение цели или условий деятельности приводит к изменению О. н. Неопределенность, неконкретность цели деятельности, недостаточное знание условий ее осуществления препятствуют формированию О. н. Чем большим опытом выполнения данной работы в определенных условиях обладает человек, тем адекватнее его О. н. Будучи предпосылкой достижения и поддержки заданных характеристик деятельности, О. н. во многом определяет эффективность деятельности в целом. По своему содержанию понятие О. н. в ряде случаев довольно близко к таким понятиям, как готовность к действию, психологическая готовность.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАТИВНОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

ОПЕРАТИВНОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ - зона, характеризующая пространственные пределы возможности получения зрительной информации в условиях одной фикции, т. е. при не перемещающемся глазе. Объем О. п. з. является динамичным. Он определяется структурой фиксируемых объектов, их плотностью в поле зрения, сложностью задач, решаемых наблюдателем. В ряде случаев, напр, при определении времени информационного поиска, считают, что объем О. п. з. ограничен, с одной стороны, объемом восприятия (4 - 6 элементов), а с другой стороны, пространственными характеристиками зрения (размерами зоны ясного видения). Однако следует иметь в виду, что при отсутствии вынужденной фикции величина О. П; з. уменьшается и составляет при поиске около 10 градусов. В итоге под объемом О. п. з. в данном случае следует считать то количество предметов (но не более 4 - 6), которое одновременно попадает в зону, ограниченную углом в 10 градусов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

ОПЕРАТИВНЫЙ

ОПЕРАТИВНЫЙ (лат. operatio) - 1. относящийся к действиям (например, хирургическим); 2. способный быстро, во-время исправить или направить ход дел в нужном направлении; 3. практически осуществляющий что-либо.

ОПЕРАТИВНЫЙ ОБРАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПОКОЙ

ОПЕРАТИВНЫЙ ПОКОЙ - состояние полного покоя, являющееся, однако, не абсолютной бездеятельностью, а результатом скрытого процесса физиологической активности, обеспечивающее готовность к немедленному действию (напр., состояние спортсмена на старте). В деятельности оператора состояние О. п. может наблюдаться в двух видах. Во-первых, это заранее не регламентированные паузы, естественным путем возникающие в процессе труда оператора; это те промежутки времени, в течение которых оператор не занят обработкой поступающей информации и осуществлением управляющих воздействий. Ввиду случайного характера поступающих к оператору сигналов, требующих его реакции, и случайного характера времени реагирования на них оператора появление этих пауз .(их периодичность и продолжительность) также является случайным и поэтому заранее однозначно не может быть регламентировано. Появление таких пауз способствует кратковременному отдыху оператора, восстановлению сил, снятию утомления и напряжения и поэтому является положительным явлением. Для количественного учета (в статистическом плане) при проектировании и организации трудовых процессов используются такие показатели, как коэффициент загруженности и период занятости. Во-вторых, состояние О. п. имеет место на высокоавтоматизированных производствах, когда в нормальных условиях технологический процесс протекает автоматически без участия человека, который наблюдает за ходом его протекания и должен немедленно приступить к экстренным действиям в случае отклонения процесса от нормы. При этом он должен осуществить резкий переход от монотонной работы (см. Монотония) в условиях О. п. к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок. Поэтому работа оператора в режиме ожидания (дежурства) при ее внешне кажущейся простоте является довольно тяжелой для организма и предъявляет повышенные требования ко многим психологическим и физиологическим свойствам человека: его бдительности, готовности к немедленному действию, эмоциональной устойчивости, характеристикам памяти, оперативного мышления и т. п.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПОРОГ

ОПЕРАТИВНЫЙ ПОРОГ - количественная характеристика (или разность характеристик) сигналов, обеспечивающая максимальные для данных условий скорость и точность приема и переработки информации оператором. Скорость и точность различения сигналов минимальны, а утомление наступает быстро в том случае, когда характеристики сигналов (интенсивность, длительность воздействия, пространственные параметры, интервал различения) близки к пороговым, установленным в психофизиологии (нижнему абсолютному порогу или дифференциальному порогу). С увеличением дивергенции (расхождения) этих характеристик по сравнению с дифференциальным порогом скорость и точность различения возрастают, так же как и при повышении-интенсивности, длительности или размера сигнального раздражителя по сравнению с нижним абсолютным порогом. Однако существуют некоторые «переломные точки», за пределами которых скорость приема информации не увеличивается. Напр., при различении яркости двух визуальных одновременно предъявляемых сигналов «переломная точка» соответствует пятикратному увеличению минимальной разницы; при различении длины линий - десятикратному; при опознании простых фигур - девяти - двенадцатикратному. Наибольшая величина дивергенции, при которой скорость и точность различения достигают максимального значения, определяется как порог оптимального различения, или О. п. Оптимальное соотношение О. п. и абсолютных психофизиологических порогов установлено еще недостаточно строго. Для большинства инженерно-психологических расчетов рекомендуется величину О. п. брать в 10-15 раз больше величины дифференциального порога.

ОПЕРАТОР

ОПЕРАТОР (лат. operatio) - 1. любой индивид, часть или его аспект (например, бессознательный комплекс), который осуществляет некоторое действие или процесс; 2. в математике и статистике - любой символ, обозначающий операцию, которая будет выполняться с другими символами или числами.

* * *

человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметруда, машиной и внешней средой посредством информационной модели и органов управления. В инженерной психологии О. рассматривается как звено СЧМ, осуществляющее определенную обработку информации. Психофизиологические качества О. во многом влияют на эффективность, надежность, быстродействие и др. характеристики СЧМ (см. также Деятельность человека-оператора, Анализ деятельности оператора, Проектирование деятельности оператора).

ОПЕРАЦИИ КОГНИТИВНЫЕ

ОПЕРАЦИИ КОГНИТИВНЫЕ - см. Мышления операции.

ОПЕРАЦИЙ ИССЛЕДОВАНИЕ

ОПЕРАЦИЙ ИССЛЕДОВАНИЕ - любой подход к анализу сложной системы с тем, чтобы определить её общий способ действия и максимизировать её эффективность. Синоним: Операциональное исследование.

ОПЕРАЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ

ОПЕРАЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ [лат. орегаtio - действие, дело] - 1) В теории деятельности, развитой А.Н. Леонтьевым - овладение способом осуществления практического или внутреннего (умственного) действия, связанным с объективными условиями выполнения этого действия. По своему происхождению человеческие О. (как внешнедвигательные, так и внутренние, умственные) являются трансформированными действиями. Такая О. первоначально формируется как сознательное, подчиненное ясно выраженной цели действие. После освоения действия и включения его в состав более сложных действий, исходное действие сокращается и автоматизируется, превращаясь в способ выполнения этих более широких действий, т.е. в собственно О. 2) В концепции Ж. Пиаже, с психологической точки зрения, О. - это действия, которые перенесены внутрь, обратимы и скоординированы в системе, подчиняющейся законам, которые относятся к ней как к целому. В построении О. Пиаже выделяет четыре основные этапа (стадии): 1. Сенсомоторный период (0-2 года). 2. Период дооперациональной мысли (от 2 до 7 лет). 3. Конкретные операции (от 7 до 11-12 лет). 4. Пропозициональные, или формальные операции (от 11-12до 14-15лет). Пиаже утверждает, что «логика взрослых», т.е. полностью равновесное операциональное мышление, окончательно формируется к 14-16 годам. С другой стороны, в качестве объяснительных схем для психологических фактов Пиаже использует особые, частично разработанные им самим, собственно логические операциональные структуры. На уровне конкретных операций Пиаже указывает на восемь структур алгебры логики - операциональных группировок (термин Пиаже), которые исчерпывают каталог конкретных О., а на уровне формальных О. - на 16 бинарных О. двузначной пропозициональной логики (соответственно, 256 тернарных операций, и т.д.), объединенных в равновесную структуру группы INRC, а также на операциональные схемы комбинаторных О. и О., связанных с установлением пропорций и механического равновесия, с вероятностями и т.д. А.Г.Лидере

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - 1. Методическое направление, сводящее теоретическое значение к эмпирическим процедурам измерения. 2. Процесс превращения теории или концепции в практический инструмент, пригодный для использования в ходе эмпирического конфликтологического исследования. Для получения максимально значимых результатов конфликтолог в ходе О. раскрывает суть исследования в более понятных аспектах, чтобы все опрашиваемые одинаково понимали точный смысл поставленных перед ними вопросов. (И. О. Тюрина, 2003). О. заключается в максимально точном описании того, по каким эмпирическим показателям, критериям и индикаторам можно однозначно оценить то или иное явление, определяемое в концепции либо теории.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ - описание эмпирических процедур оценки конфликта или его характеристики, описываемые данным понятием. О. п. состоит в определении того, что конкретно эмпирически должен измерить конфликтолог для оценки свойства конфликта, раскрываемого операционализируемым понятием. О. п. - важнейший, закономерный этап в развитии конфликтологических концепций и теорий. Результаты О. п. оформляются в виде матрицы, в которой перечисляются показатели, критерии и индикаторы оценки процесса или объекта, описываемого понятием, а также эмпирических процедур измерения данных показателей, критериев и индикаторов.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ - точка зрения, согласно которой понятия науки должны выражаться в терминах конкретных операций (физических, измерительных). Разработана П. Бриджменом, за что в 1946 г. он получил Нобелевскую премию. Например, «интеллект» при таком подходе есть то, что измеряется тестом интеллекта, «голод» - определённое число часов лишения пищи и т.д. Оборотной стороной операционализма оказалась невозможность дать операциональное определение многих понятий психологии и психопатологии, и, как следствие этого, отрицание важности исследования внутренних аспектов жизни человека. Хотя П.Бриджмен познее расширил круг операций вербальными и действиями с символами, это не приблизило его к понимания процессов, протекающих во внутриличностной области. Термин содержит негативные коннотации и обычно используется оппонентами данного методологического подхода.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ - термин Ж. Пиаже, обозначает конкретные операции и формальные операции мышления детей. Синоним: Операторное мышление.

ОПЕРАЦИОННАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

ОПЕРАЦИОННАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ - разновидность напряженности оператора, являющаяся результатом сложности выполняемой работы (большая информационная нагрузка, трудности различения сигналов, сложность зрительно-двигательной координации и т. п.). О. н. возникает и развивается по мере осуществления деятельности человека как функция ее сложности; это - напряженность делового характера. При определении О. н. возможны два подхода. В первом случае анализируют нагрузку, предъявляемую оператору. Для этого проводится инженерно-психологический анализ условий деятельности оператора, оценивается сложность его работы, вызванная информационной нагрузкой. Для оценки уровня напряженности в этом случае можно использовать предельно допустимые нормы деятельности оператора. Количественно величина О. н. оценивается вероятностью превышения каким-либо показателем информационной нагрузки своего предельного значения. Во втором случае оценивают реакцию организма на предъявляемую информационную нагрузку. Для этого проводят физиологическое исследование уровня затрат организма, т. е. определяют интегральный ответ организма на весь комплекс производственных нагрузок. Таким способом может быть количественно оценена общая напряженность. Некоторые трудности при этом составляет выделение О. н. из общего уровня напряженности.

ОПЕРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПОДАВЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ

ОПЕРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПОДАВЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ (operating process) - требующие немалых порой усилий попытки отвлечься от неприятных мыслей, переключить внимание на что-то другое, что пациентам с психиатрическими расстройствами удаётся далеко не всегда либо они не пытаются это делать, если считают, что в этом нет надобности.

ОПЕРАЦИЯ

ОПЕРАЦИЯ (от лат. operatic - действие) - понятие, употребляемое в инженерной психологии в двух смыслах. 1. Психологическая О.- одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, способ выполнения действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие может быть реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия. Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления другого действия, обеспечивающим достижение новой цели. Сознательная О. первоначально формируется в качестве действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.). Согласно некоторым взглядам, О.- это интериоризированные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. 2. Производственная О.- наименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью на одном рабочем месте или группой при помощи однотипных инструментов, приспособлений или сочетаний трудовых приемов. С психологической точки зрения производственная О.- это предметное действие, процесс переработки информации о текущем состоянии объекта (заготовки, полуфабрикаты) для осуществления целесообразных (преобразующих, управляющих) воздействий на них. Производственные О. делятся на основные и вспомогательные. ОсновныеО. направлены на заданное преобразование деталей или информации, вспомогательные О. обеспечивают условия для такого преобразования. Последние допускают применение большого числа непроизводительных приемов: время их выполнения более вариативно. Анализ производственных О., выполняемых одним человеком, носит преимущественно психофизиологический характер. При изучении О., выполняемых группой людей, применяются также методы социальной психологии. Полученные в результате этого изучения данные - характер раздражителей (модальность, сенсорные характеристики), осуществляющих сигнальную функцию при выполнении производственных О.; пространственные характеристики (особенности двигательного маршрута рабочих органов); оптимальный темп работы; факторы, определяющие отношение рабочего к производственной О. (содержательность, сложность, повторяемость), используются при проектировании производственных О. Таким образом, понятие О: в первом (психологическом) значении используется в общей психологии, отчасти в эргономике при построении психологической теории деятельности; в инженерной психологии и психологии труда понятие О. используется преимущественно во втором значении и в большинстве случаев совпадает с понятием действие.

ОПЕРАЦИЯ (В ПСИХОЛОГИИ)

ОПЕРАЦИЯ (В ПСИХОЛОГИИ) -

(от лат. operatio - действие) - единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной, ситуации. Понятие о. как единицы деятельности введено А.Н.Леонтьевым.

ОПИАТНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ

ОПИАТНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ (греч. opus - сок) - специфические постсинаптические рецепторы в различных частях мозга (передней части миндалевидного ядра, центральных серых областях, гипоталамусе), которые принимают или на которые воздействуют наркотики опиатной группы (естественные, полу- и синтетические), а также эндогенные опиаты (эндорфины).

Предыдущая страница Следующая страница