Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕТ"-"МОД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МЕТ"-"МОД")

МЕТОДИКА "ФУНКЦИОНАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДИКА "ЦВЕТОВОЕ ЗЕРКАЛО ОТНОШЕНИЙ"

Г. Фрилинг. Модификация В. Н. Кононовой. Цветовое зеркало отношений - проективная методика, предназначенная для индивидуальной и групповой психол. диагностики любого человека, начиная с возраста 4 лет. В индивидуальном режиме методика служит для определения личностных качеств человека, в т. ч. отличительных характеристик мышления и особенностей эмоционально-мотивационной сферы; для оценки текущего состояния ребенка и прогноза его психич. развития. В групповом режиме методика позволяет определить наиболее отвергаемых членов группы и то, какими их воспринимают остальные, неприязненные отношения, индивидуальную несовместимость или, напротив, симпатии, взаимопонимание. Методика позволяет давать прогноз эффективности руководства коллективом - насколько руководитель понятен и доступен для подчиненных; особенности его интеллекта и коммуникативных качеств. Теорет. основой теста послужили идеи И. Гете о психол. сущности цвета и его модель цветового круга в форме шестиконечной звезды; идеи В. М. Вундта о ранжировании цветовых стимулов в эксперим. психологии; идеи В. Кандинского о цветовой символике, о глубоком влиянии на личность воспринимаемых человеком цветов, их оттенков и сочетаний. Также Г. Фрилинг использовал идеи К. Г. Юнга, разработавшего неклиническую типологию личности. Г. Фрилинг создал модель «Большого цветового круга», расширил количество тестовых цветов до 23, уточнил их оттенки и установил соответствие опр. тестовых цветов психич. функциям и установкам. На основе проведенного корреляционного анализа В. Н. Кононова построила восьмилучевую цветовую модель структуры личности со стержневыми осями «любить» (чувство, ощущение) и «знать» (мышление, интуиция); разработала алгоритм для компьютерного способа интерпретации, включающий графический профиль структуры личности на восьмилучевой цветовой модели и 14 разделов словесных интерпретаций. Стимульный материал представлен в виде буклета, содержащего 2 идентичных набора из 23 цветных квадратов, размещенных в строго опр. порядке. Процедура включает выбор 2 цветов, к-рые респонденту нравятся больше всего, с выкладыванием карточек на фоновом поле, по центру сектора; отвержение цветов, от 1 до 3. Далее респондент совершает 6 выкладок карточек предпочтительных цветов и отвечает на вопрос, всегда ли ему нравятся выбранные в самом начале 2 «самых красивых» цвета. Продолжительность выполнения теста - 10-15 мин. Возможно и групповое обследование: экспериментатор поочередно называет фамилии членов группы, а респондент показывает цвет, к-рый ассоциируется с образом этого человека (не по внешности, а по характеру). Для детей младшего возраста применяются цветовые ассоциации ребенка с Добрым и Злым Зверем, со значимыми взрослыми и сверстниками. В режиме индивидуального тестирования взрослого «Цветовое зеркало» позволяет оценить след. показатели: 1) текущее психоэмоциональное состояние; 2) выраженность осн. психич. функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция) и установок (экстраверсия, интроверсия); 3) эскизное описание характера; 4) сферу страхов, проблем, неосознаваемого отвергаемого материала; 5) обычный для данного человека подход к решению жизненных проблем; 6) стратегию и тактику О. в обычной жизни; 7) характерные особенности стремления к цели; 8) энергетическое обеспечение психич. процессов; 9) наличие признаков негативного и/или оптимального развития личности; 10) широту мировоззрения и жизненных установок; 11) ведущие жизненные установки и мотивы действий. Возможности применения методики достаточно разнообразны: она позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности клиента, а также их динамику при проведении психокоррекционной работы. Лит.: Кононова В. Н. Цветовое Зеркало. Модификация теста Г. Фрилинга. (Психологический инструментарий). М., 2006. В. Н. Кононова

МЕТОДИКА "ШКАЛА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ"

Методика "Шкала дифференциальных эмоций" (ШДЭ). К. Изард. Адаптация А. Б. Леоновой. Предназначена для выявления осн. эмоций. Теорет. основой является модель К. Изарда, согласно к-рой существуют 10 фундаментальных эмоций, определяющие компонентный состав самых разнообразных проявлений эмоциональной жизни человека. К ним относятся эмоции интереса/возбуждения, радости/удовольствия, удивления, горя/страдания, гнева/ярости, отвращения, презрения, страха/ужаса, стыда/застенчивости, вины/раскаяния. Методика ШДЭ восполняет существующий в прикладной психодиагностике дефицит средств, позволяющих получить одномоментный срез целой палитры текущих эмоциональных переживаний. Использование такого методического инструмента дает возможность анализировать аффективные компоненты регуляции текущей деятельности и О., к-рые отражают особенности проецирования мотивационных установок в наличной ситуации. В состав методики ШДЭ включено 30 пунктов - частных монополярных шкал, представленных прилагательными и краткими деепричастными оборотами, соответствующими разным оттенкам эмоциональных переживаний («внимательный», «радостный», «унылый», «чувствующий неприязнь», «напуганный» и т. п.). Респонденту предлагается оценить степень выраженности каждого эмоционального переживания по пятибалльной шкале - от полного отсутствия (1 балл) до максимально сильного (5 баллов). Для оценки каждой из 10 фундаментальных эмоций, составляющих набор базовых показателей методики, используются по 3 частные шкалы. Количественные значения по каждому исходному показателю рассчитываются на основе суммации баллов по 3 частным шкалам, характеризующим степень выраженности опр. эмоции. Удобной формой для качественного анализа результатов является построение «профиля эмоций» по всем 10 базовым показателям, пики на к-ром соответствуют наиболее ярко окрашенным видам аффективных переживаний. Для более общей характеристики типа эмоциональных переживаний, доминирующих в конкретной ситуации, производится расчет производных показателей по укрупненным блокам оценок: А - актуализированных позитивных эмоций (интерес, радость, удивление); Б - острых проявлений негативных эмоций (горе, гнев, отвращение, презрение); В - относительно устойчивого фона тревожно-депрессивных переживаний (страх, стыд, вина). Интерпретация данных строится на основе соотнесения оценок, полученных по обобщенным показателям и выделенным «пикам» на профиле базовых эмоций, в комплексе позволяющим составить детализированный психол. портрет актуального эмоционального состояния обследуемого. Леонова А. Б., Капица М. С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю. К. Стрелкова. М., 2003; Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007. А. Б. Леонова

МЕТОДИКА "ШКАЛА СОСТОЯНИЙ"

Методика "Шкала состояний" (ШС) . Э. Гроль, М. Хайдер. Перевод с нем. яз. А. Б. Леоновой. Адаптация А. Б. Леоновой. Русскоязычная адаптация одной из первых методик субъективного шкалирования переживаний текущего состояния человека построена по принципу семантического дифференциала Ч. Осгуда. Методика предназначена для диагностики степени благополучия/субъективного комфорта состояния, переживаемого человеком в конкретный момент времени, на основании рефлексивных оценок самочувствия (сильный, слабый, истощенный, вялый и пр.) и эмоционально окрашенных переживаний текущего настроения (веселый, радостный, взволнованный, скучный и т. п.). Выявление состояний необходимо для оценки готовности человека к деятельности и О. Методика ШС состоит из 10 биполярных шкал, полюса каждой из к-рых обозначены противоположными по своему значению прилагательными, описывающими характерными признаки «хорошего» или «плохого» субъективного состояния (напр., «сильный-слабый», «сонныйбодрый», «веселый-грустный», «скучный-заинтересованный»). Для оценки степени выраженности переживаний по каждой паре признаков используется центрированная 7-балльная шкала с фиксированной нейтральной оценкой «0» и тремя градациями степени выраженности в сторону каждого из полярных переживаний - 1) слабой, 2) умеренной и 3) сильной. На бланке методики оценочные шкалы представлена респонденту в цифровой симметричной форме («3 2 1 0 1 2 3»), к-рая при подсчете результатов тестирования трансформируется в градуальную последовательность от 1 до 7 баллов, где значение «1 балл» соответствует максимально выраженной негативной оценке проявления состояния отдельной для каждой пары признаков. В кач. осн. показателя методики ШС используется индекс субъективного комфорта/дискомфорта состояния (ИСК), к-рый рассчитывается по сумме баллов, отмеченных респондентом по всем 10 шкалам. В дополнение к этому рекомендуется проводить анализ данных по отдельным шкалам с выделением тех субъективных переживаний, к-рые получили максимальные и минимальные оценки при шкалировании, и характеризуют качественное своеобразие синдрома проявлений текущего состояния. Методика ШС дает возможность выносить диагностические суждения о степени субъективного комфорта/дискомфорта актуального состояния как 1) низкого («плохое самочувствие»), 2) сниженного («ухудшение самочувствия»), 3) приемлемого («норм. самочувствие»), 4) высокого («хорошее самочувствие»). Лит.: Леонова А. Б., Капица М. С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю. К. Стрелкова. М., 2003; Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007. А. Б. Леонова

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ. А. М. КУЗНЕЦОВА

Определяет диапазон зрительно воспроизводимых и коммуникативно-значимых движений человеческого тела, включая оценку разнообразия невербального репертуара, сенситивность к восприятию невербальной информации и самоуправлению невербальным репертуаром, В кач. экспертов можно привлекать одного из родителей или руководителей, педагогов, друга и самого оцениваемого. Методика основана на том, что через невербальную коммуникацию передается достаточное количество информации. Мнения исследователей в ее количественном измерении колеблется от 50 % до 93 %. Невербальная коммуникация детерминируется социокультурными нормами. Методика состоит из 20 вопросов и дает возможность диагностировать 3 параметра невербального О.: 1) Общая оценка невербального репертуара человека с т. зр. его разнообразия, гармоничности, дифференцированности. Количественная оценка данного параметра может варьироваться от 9 до -9 баллов; 2) Чувствительность, сенситивность человека к невербальному поведению другого (эксперта-наблюдателя), способность к адекватной идентификации. Количественная оценка варьируется от 28 до 7 баллов; 3) Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации О. Количественная оценка варьируется от 23 до 2 баллов. На основе суммарных оценок по 3 анализируемым параметрам определяется общий показатель уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека. Этот показатель может варьироваться от 0 до 60 баллов. Далее проводится качественный анализ структуры невербальной коммуникации респондента. Лит.: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. О. Б. Крушельницкая

МЕТОДИКА "ЭМОТИВНЫЕ АССОЦИАЦИИ"

Л. Н. Рожина. Предназначена для выявления у людей степени развитости понимания разл. эмоциональных состояний. Умение понимать разл. эмоциональные состояния является необходимым условием для налаживания процесса взаимодействия с др. людьми. Методика существует в 3 вариантах. 1) Вариант - «Вербально-эмотивные состояния. В данном случае респондент должен описать те эмотивные ассоциации, к-рые возникают у него на слова, задаваемые экспериментатором. Также могут быть использованы предложенные экспериментатором списки слов. В этом случае появляется возможность структурировать индивидуальные переживания респондентов. Индивидуальные описания можно также структурировать по полу, возрасту, профессии и т. д. 2) Вариант «Образно-эмотивные ассоциации». Респондентам предъявляется набор специально подобранных репродукций картин, и они должны описать тот эмоциональный смысл, к-рый у них возникает от каждой репродукции. При описании эмоций также можно предложить респондентам тот же список, что и в варианте 1. 3) Вариант «Синонимические ряды». Респонденты должны самостоятельно назвать синонимы для конкретных эмоциональных состояний. Здесь также возможно структурирование по полу, возрасту, профессии и т. д. Лит.: Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: Учебно-методическое пособие. Минск, 1999. К. В. Кулешова

МЕТОДИКИ-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ "УМЕЮ ЛИ Я СЛУШАТЬ?"

Л. М. Митина. Чтобы понять, насколько хорошо или насколько плохо вы слушаете своих учеников, сделайте след. упражнения: 1-е упражнение. Учитель должен прочитать 15 утверждений и соотнести насколько они отражают его поведение во взаимоотношениях с учениками по след. схеме: часто ( ), иногда ( -), никогда (-). При подсчете результатов за каждый совпадающий с утверждением ответ («часто») приписывается 1 балл, за каждый несовпадающий ответ («никогда») - 0 баллов, за ответ «иногда» - 0,5 балла. Суммируются все баллы, полученные на каждое утверждение. Норма - 7-9 баллов, более 9 - выше нормы, менее 7 - ниже нормы. 2-е упражнение. Учитель анализирует свое поведение на уроке с помощью ответов на 10 вопросов. Чем больше у учителя обнаруживается совпадений в его поведении, тем меньше, по существу, он слушает и слышит своих учеников. Умение слушать ученика создает основу для взаимопонимания, доверия, уважения. Подобный анализ автоматически не делает учителя лучше. Но он дает представление о собственных действиях учителя и заставляет его быть начеку относительно последствий своих действий. Разумеется, учитель может осуществлять какой-то анализ и на уроке. Он наблюдает за реакцией учеников и тем самым узнает о результатах произведенных им действий. Но это очень непросто - управлять обстановкой на уроке, замечать реакцию каждого ученика, и еще более трудно точно оценивать значимость своих действий. Данные методики-упражнения в какой-то степени позволяют учителю лучше понять происходящее на уроке и повышают вероятность более полного понимания значимости педагогического О. в развитии личности ребенка, а значит, свои цели учитель сможет осуществлять с большим успехом. Лит.: Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. Л. М. Митина

МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПИЛОТОВ

Н. В. Якимович, А. С. Белан. Анализ речевых переговоров пилотов в полете дает возможность через вербальную коммуникацию оценивать их психофизиол. состояние при выполнении деятельности. Выделяют 3 вида анализа речевой деятельности: акустический, лингвистический, семантический. Акустический анализ определяет частоту звучания голоса в герцах, лингвистический изучает структуру построения фраз и интонации голоса, семантический исследует смысловое содержание высказываний. Акустический анализ речевой информации. С помощью специальной аппаратуры (разработанной Центром речевых технологий в Санкт-Петербурге) определяется наиболее типичная, т. е. популярная для данного человека частота тона его голоса по методу Фурье, где используется метод резонанса частот. Затем определяется частота наиболее характерная для обычного рабочего состояния пилота (фоновая частота), после чего определяется частота, с к-рой он говорил в период развития опасной полетной ситуации. Рассчитывается разница между этими частотами и определяется доля полученного прироста или снижения в процентном выражении к фоновому уровню. Превышение фонового уровня на 20-30 % свидетельствует об умеренном изменении психофизиол. состояния, а большая доля превышения указывает на существенное изменение состояния, причем в сторону усиления процессов возбуждения. Такие же процентные ориентиры используются и для анализа ситуаций, где наблюдалось понижение частоты тона голоса, только при этом говорят уже об изменении состояния в сторону тормозных процессов. Эти процентные градации были получены А. С. Беланом из анализа реальных материалов расследования авиапроисшествий, где была возможность верифицировать сделанные выводы у тех членов экипажа, к-рые выжили после аварии. Лингвистический анализ. Сравнивается привычная грамматика (согласование слов по падежам, числам, родам) и стиль построения речи (обрывочность, нетрадиционная расстановка слов) с теми, что проявились в опасных ситуациях. К тому же этот анализ включает изучение интонаций, к-рые звучали в речи во время критических моментов полета (уверенные или неуверенные, спокойные или раздраженные, крики, брань, междометия и т. п.). Семантический анализ. По смысловому содержанию речевых высказываний можно судить о направленности мышления пилота на тот или иной предмет деятельности, а также увидеть, как движется мысль пилота при формировании его решений, что при этом замечается пилотом, а на что не обращается внимания, как работает память. Признаки изменения психич. деятельности извлекаются из очень мелких и мало заметных деталей речи. Однако при комплексном их рассмотрении появляется возможность определить, в какую сторону изменились умственные действия, а именно, стали ли они менее логичными и адекватными по отношению к полетной ситуации, появились ли в них признаки скачкообразности, прерывистости, замедленности, а также утратили ли они контроль со стороны сознания и стали менее критичными под влиянием эмоций. Т. о., именно речь становится тем ключом, посредством к-рого можно открыть «дверь» во внутр. мир пилота, увидеть скрытую от нас «картину» функционирования его психики до и во время развития опасной полетной ситуации и правильно определить его состояние. Исследование психич. деятельности пилотов по их речи дает возможность ответить на вопрос, были ли допущенные в полете ошибки из-за расстройства сознания (по причине развившего неблагоприятного психич. состояния), или же они были совершены на фоне полной сохранности умственной дееспособности (в обычном рабочем состоянии), и, значит, явились проявлениями типичных для данной личности недостатков мышления, к-рые остались незамеченными при профотборе. Лит.: Якимович Н. В., Белан А. С., Дяченко А. С. Практическое применение комплексного метода оценки состояний у членов экипажа в полете // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Вып. 18. М., 2006. Н. В. Якимович, А. С. Белан

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ АУДИТОРИИ СМК

Методы измерения аудитории СМК - играют особую роль в массово-коммуникационной практике, являясь одной из форм обратной связи изданий с аудиторией и выполняя целый ряд производственных функций, среди к-рых выделяются: функция демонстрации значимости издания, функция корректировки содержания и формы издания, функция ценообразования при продаже на медиарынке как в рекламном, так и в потребительском секторе (розничная продажа и абонентская плата). М. и. а. СМК относятся к категории количественных и направлены на определение ряда стандартных аудиторных параметров, различающихся для разных типов СМК. Данная группа методов позволяет получить ответ на вопрос «Сколько человек обратилось к тому или иному СМК в заданный период времени?» При этом методы измерения аудитории не позволяют получить ответ, почему эти люди обратились к измеряемому СМК и как они относятся к нему. Все методы измерения аудитории разделяют на 2 большие группы: опросные и автоматизированные. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ АУДИТОРИИ СМК: АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ АУДИТОРИИ СМК: ОПРОСНЫЕ

К опросным методам относят личное интервьюирование, телефонное интервьюирование, анкетирование (самозаполнение) и метод дневниковой панели. Анкетирование может осуществляться через прямую раздачу анкет для самозаполнения, с помощью почтовой рассылки (почтовый опрос), по электронной почте, а также на сайте Интернета (онлайновый опрос). Метод дневниковой панели предполагает, что в течение нек-рого времени одни и те же люди (постоянная выборка) регулярно отвечают на одни и те же вопросы. Стандартизация параметров достигается, с одн. стор., стандартизацией требований к выборке, ее размеру и структуре, а с др. стор., стандартизацией вопросов, задаваемых респондентам, а также стандартизацией процедур ввода и алгоритмов обработки собранной информации. Все опросные методы несут в себе погрешность, обусловленную, во-первых, статистической природой выборочного опроса и, во-вторых, специфической погрешностью каждого метода. Так, метод личного интервьюирования предполагает вопрос о том, что конкретно читал (слушал, смотрел) респондент в течение последних суток (последних 7 дней, последних 30 дней). Такая постановка вопроса апеллирует к памяти респондента, к-рый, за редким исключением, не может вспомнить все свои обращения к СМК. Кроме того, он не всегда может идентифицировать то, что читал, слышал, смотрел (напр., включив радио, он мог найти подходящую для него музыку и не обратить внимания, на какой станции транслировалась эта музыка; станцию, скорее всего, он назовет наугад). Др. техника опроса, обычно в виде телефонного интервьюирования, предполагает выявление обращения к СМК в момент опроса. Но здесь возникают иные ограничения, порождающие погрешность метода: во-первых, ограничение во времени (ночью проводить такой опрос невозможно), во-вторых, ограничение в локализации респондентов (обычно звонят на домашний телефон, а обращение к СМК возможно не только дома; попытки же позвонить на мобильный телефон чаще всего вызывают недовольство респондентов). Тем не менее, эти методы остаются актуальными и достаточно широко используются в практике СМК. Более того, только эти методы на данном этапе развития применимы для измерения аудитории печатных СМК. В зависимости от потребностей и от финансовых возможностей конкретного медиарынка опросные методы применяют либо в режиме «ad hoc» (лат. «к случаю», имеется в виду разовый опрос), либо волнами, либо в ежедневном непрерывном режиме. Минимальный размер волны для электронных СМК одна неделя, для печатных СМК - один месяц. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ

Механизмы взаимодействия, препятствующие личностному росту - интроекция (англ. introjection), конфлуэнция (англ. confluence), ретрофлексия (англ. retroflexion), проекция (англ. projection); рассматриваются в рамках движения за развитие человеческого потенциала Фрицем Перлзом как препятствия процессу роста, т. е. в терминологии гештальта - как препятствия процессу расширения самосознания личности. Интроекция (включение, «проглатывание целиком») - механизм, посредством к-рого люди усваивают нормы, установки, способы действия и мышления, к-рые не являются их собственными и к-рые они усваивают недотаточно полно для того, чтобы сделать их своими. Интроекция проявляет себя в использовании местоимения «я», когда реально подразумевается «они». Интроецирующий делает то, что другие хотели бы заставить сделать его; ему трудно провести грань между тем, что он в действительности чувствует и тем, что чувствуют другие. Концепции и установки, к-рые он «заглатывает», несовместимы друг с другом, порождая внутр. конфликты. Конфлуэнция (слияние) - отсутствие ощущения границы между собой и своим окружением. Этот механизм делает невозможным здоровый ритм контакта с партнером по О. и его прерывания, к-рый предполагает способность адекватно воспринимать др. человека как другого. Человек с патологической конфлуэнцией не знает, кто совершает какие действия и по отношению к кому. Конфлуэнция проявляет себя в использовании местоимения «мы», хотя реальный смысл остается под вопросом. Ретрофлексия - «поворачиваться резко назад навстречу чему-то». Ретрофлексирующие люди поворачиваются лицом к себе, вместо того, чтобы направлять свою энергию на свое окружение. Они расщепляют себя и становятся одновр. и субъектом, и объектом своих поступков. Ретрофлексирующий является «мишенью» всех своих действий, делает с собой то, что хотел бы делать с другими. Ретрофлексия проявляет себя в использовании рефлексирующего sic - «меня». Проекция - приписывание др. лицу, животному или предмету качеств, чувств или намерений, к-рые коренятся в самом человеке. Стремление сделать других ответственными за то, что исходит из Я. Тем самым человек может иметь дело с реальными чувствами, не признавая или не осознавая, что пугающая его идея или действие принадлежит ему самому. Проекция может начать восприниматься как некая внеш. сила, от к-рой исходит угроза. Проекция проявляет себя в использовании местоимения «оно» и «они», хотя реально подразумевается «я». Проецирующий может совершать по отношению к другим то, что ему кажется, они делают с ним, возлагая на других ответственность за то, исходит из самого человека. Проекция подразумевает и отказ от собственных импульсов, желаний и поступков, т. к. человек помещает то, что принадлежит Я, за пределы последнего. Лит.: Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Психоаналитические теории личности. Зигмунд Фрейд и постфрейдисты. СПб., 2007; Perls F. S. The Gestalt approach: Eyewitness to therapy. Ben lomond, CA: Science and Behavior books; N. Y., 1976. Н. Д. Творогова

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Механизмы лечебного действия групповой психотерапии - система и внутр. закономерности организации эффективного лечения путем использования возможностей взаимодействия психотерапевта и группы, а также членов группы в О. друг с другом. М.л.д.г.п. одними из первых изучались Р. Корзини и Б. Розенберг (1955). Осн. пути исследования М.л.д.г.п.: а) опрос пациентов, прошедших курс групповой психотерапии; б) изучение теорет. представлений и опыта групповых психотерапевтов; в) проведение эксперим. исследований (выявление взаимосвязи между разл. переменными психотерапевтического процесса в группе и эффективностью лечения). И. Ялом в кач. осн. механизмов выделил: 1) сообщение информации: в процессе О. с другими и знакомства с их проблемами клиент получает разнообразные сведения об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия и пр.; 2) внушение надежды: появление надежды на успех терапии под влиянием улучшения дел у др. пациентов и собственных достижений; успешные, продвинутые в психотерапии клиенты служат остальным в кач. позитивной модели; 3) универсальность страданий: понимание клиентом того, что он не одинок, что др. члены группы также имеют проблемы в О., переживания по его поводу; такое понимание повышает самооценку; 4) альтруизм: помогая другим в процессе групповой психотерапии, клиент ощущает себя способным быть полезным и нужным, учится проявлять себя в О., демонстрирует помогающее О.; 5) корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: клиент осознает свои модели поведения, проблемы и переживания, идущие от родительской семьи; это дает возможность терапевтической переработки проблемы клиента; психотерапевт, моделируя семейную ситуацию клиента, выступает в роли его отца или матери, а др. участники в роли братьев, сестер и др. членов семьи; 6) развитие техники межличностного О.: клиенты имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать более конструктивные способы поведения и О.; 7) имитационное поведение: клиент может обучиться более конструктивным способам О. за счет подражания психотерапевту и др. успешным членам группы; 8) интерперсональное влияние: получение новой информации о себе за счет обратной связи (расширению образа Я); возникновение в группе эмоциональных ситуаций, с к-рыми клиент ранее не мог справиться, их осознание, анализ; 9) групповая сплоченность: привлекательность группы, чувство принадлежности к ней, доверие, принятие группой и взаимное принятие друг друга; рассматривается как фактор, аналогичный отношениям "психотерапевт клиент" в индивидуальной психотерапии; 10) катарсис: отреагирование сильных чувств в группе. М.л.д.г.п. охватывают 3 сферы изменений - когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы О. личности. Лит.: Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Г. Л. Исурина

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОДНОЙ И ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

МИД Джордж Герберт (1863-1931) - американский философ, социолог, социальный психолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма. Образование получил в Оберлин-колледже (бакалавр, 1883), Гарвардском ун-те (1888). Изучал психологию и философию в Лейпциге и Берлине (1888-1889). С 1892 г. и до конца жизни преподавал социальную психологию в ун-те Чикаго, хотя и не имел ученой степени. Будучи в Германии, испытал сильное воздействие идей прагматизма и сначала самоопределял свою концепцию как «социальный бихевиоризм». Однако фактически он заложил теорет. и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Гербертом Блумером в 1937). Вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи, выражая идеи прагматизма, подчеркивал, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде. Но знакомство в Чикагском ун-те с теорией социального взаимодействия Георга Зиммеля оказало решающее влияние на его теорет. воззрения. Взяв за основу взгляды Зиммеля, он развил его идею об обществе «как построенном на обмене жестами и символами» и из этой посылки выстроил свою теорию символического интеракционизма. Осн. понятие теории символического интеракционизма - взаимодействие (интеракция) как обмен системой символов (прежде всего жестов и языка) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем «обобщенного другого». Высшей стадией социализации, с его т. зр., является формирование социального рефлексивного Я, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внеш. социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутр. самоконтроля. Концепция Мида оказала значит. влияние на дальнейшее развитие социальной психологии. Не имея формального статуса, Мид не опубликовал ни одной своей книги. Несмотря на это он имел большое влияние, и его лекции были собраны и опубликованы уже после его смерти. Осн. труды: The philosophy of the present. Chi., 1932, 1934; Mind, Self and Sosiety /ed. C. W. Morris, 1934; Movements of thought in the nineteenth century. Chi., 1950; The social psychology… / Ed. by A. Strauss. Chi., 1956; On Social Psychology: Selected Papers, 1977. Л. А. Карпенко

МИМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОГОМЕРНЫЙ ОПРОСНИК МОТИВАЦИИ ЛЮБВИ . В. Ф. МОРГУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Мобильный телефон как средство общения - принципиально отличается от др. технических средств, включая стационарные телефоны, уже тем, что он находится в симбиозе со своим пользователем, перемещаясь вместе с ним во времени и пространстве. МТ предоставляет возможность сочетать аудиообщение с обменом короткими текстовыми сообщениями (SMS - short message service). МТ выполняет весьма многообразные функции: передача сообщений и/или обмен информацией (информационный диалог); «передача» и/или «обмен» эмоциями, признаниями, конфиденциальными сведениями (исповедный диалог); обозначение присутствия «здесь и теперь» (аналог фатического диалога); проведение дискуссий и использование «догоняющей аргументации» (дискуссионный диалог); призыв о помощи в экстренных случаях; побуждение собеседника к действию; контроль за владельцем мобильника и даже его собеседниками; компенсация дефицитов в О. (создание собственного SMS-чата - поэзии, сплетен и пр.); помощь в О. застенчивым, а также людям с нарушением речи и слуха; виртуальное О. с неизвестными людьми, способ заводить знакомствам (на рос. рынке с 2001 г. существует служба SMS-знакомств). МТ - средство О. его владельца с самим собой с помощью обмена SMS, игр, перечитывания и обдумывания сохраненных SMS-посланий (один из способов уединения). А. В. Мудрик

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТОМ В МЕДИЦИНСКОЙ СРЕДЕ

Основные модели: 1) три «P»: «physician-prescription-patient» (врач-рецепт-больной»), 2) три «C»: «consultant-contract-client» (консультант-контракт-клиент). Эти 2 модели различаются, прежде всего, по степени активности пациента, фокусировке отношений, позициям пациента и терапевта, стилям О. между ними. Введение понятия «клиент» в отношении обратившегося за помощью многие связывают с клиент-центрированной терапией К. Роджерса. Также выделяют 3 модели О. врача с пациентом: руководство, партнерство и контрактное О. 1) Руководство это властная модель с жесткой структурой при ведущей роли врача. Врач доминирует во взаимоотношениях, занимает активную лидерскую позицию, в терминологии Э. Берна имеет позицию «Родителя» в О. Вся ответственность, как юридическая, так и психологическая, и моральная лежит на враче. Больной при этом пассивен, зависим, малоактивен, в терминологии трансактного анализа имеет позицию «Ребенка». Сокращение дистанция в О. между ними недопустимо. Врач ведет себя закрыто и официально. 2) Партнерская модель О. в диаде «врач-больной» более демократична. Она предполагает активное участие пациента в лечебном процессе. Степень его ответственности и самостоятельности повышается. В основе такого О. лежит эмпатический подход к пациенту. Сопереживание определяет большую степень открытости, как пациента, так и врача. 3) При контрактной (договорной) модели процесс лечения контролируется обоими его участниками. Юрид. ответственность за результаты лечения несет врач, но психол. ответственность в опр. мере лежит на пациенте. Врач согласовывает с пациентом этапы лечения и предъявляет к нему условия сотрудничества в процессе терапии. Для всех 3 моделей характерны общие принципы О. Взаимоотношения в процессе О. врача и пациента в каждом конкретном случае складываются индивидуально, в зависимости от особенностей состояния и личности, как пациента, так и врача. На формирование взаимоотношений влияют половые и возрастные различия, уровень образования, социальный статус, религ. убеждения, характер заболевания. Лит.: Бедрин Л. М., Урванцев Л. П. Психология и деонтология в работе врача. Ярославль, 1988; Дреер К. Хороший врач. Учебник основной позиции врача. М., 2005; Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002; Клиническая психология (специальная медицинская психология) / Под ред. Г. П. Котельникова и Г. Н. Носачева. Самара, 2005; Магазанник Н. А. Искусство общения с больным. М., 1991; Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология. М., 2008. Н. А. Русина

Предыдущая страница Следующая страница