Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОММУНИКАТИВНОЙ СЕТЬЮ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

И. Б. Ханина. Психодиагностическая функция О. состоит в том, что у любого человека, вступающего в О. с кем-либо, появляется возможность получать информацию о психике своего партнера, не создавая специальных условий для диагностики. Данный конкретный субъект наблюдает, слушает своего партнера и анализирует поступающую от того информацию (Панасюк, 2007). Исследования показали, что не только само О. существенно влияет на протекание психич. процессов, но и его формы и методы. Было показано, что лучшей коммуникативной сетью является кольцо (Beivelas, 1948). Лабораторный эксперимент в условиях реального учебного процесса в 10 студенческих группах (120 респондентов) в ММА им. И. М. Сеченова проходил при размещении студентов на занятиях «кругом» (но учебные комнаты не позволяли создать классическое «кольцо», коммуникативная сеть скорее напоминала «овал»). Вторым условием было оповещение или отсутствие оповещения о том, где будет сидеть преподаватель, т. е. в процесс формирования «кольца» никто не вмешивался. Характерно то, что студенты свои места не меняли. В ходе эксперимента было выявлено следующее: 1) рядом с преподавателем и напротив него занимали места хорошо подготовленные студенты; 2) слабо подготовленные студенты занимали места в дугах овала; 3) в том случае, если хорошо подготовленные студенты опаздывали на занятия, они все равно пытались сесть ближе к преподавателю; 4) в зависимости от предмета менялась расстановка студентов в «овале»; 5) было незначительное количество студентов, к-рые всегда были хорошо подготовлены к практическому занятию. В тех случаях, когда преподаватель заранее не обозначал места, где будет находиться, студенты начинали быстро менять свои места. Расстановка приобретала тот характер, о к-рой говорилось выше. Т. о., анализ коммуникативной сети позволяет выявить степень подготовленности студентов к практическим занятиям. Данный факт был проверен психосемантическим экспериментом, к-рый показал, что именно у подготовленных студентов происходит «подтягивание» семантики при оценке профессиональных стимулов к семантике преподавателя. Лит.: Панасюк А. Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Ханина И. Б. Сдвиг отношения к объекту как мера эффективности обучения // Тезисы науч.-практ. конф. «Связь науки с практикой - важный фактор повышения эффективности общественного производства. Ч. II. Гродно, 1982; Она же. Семантические факторы обучающего общения. М., 1986. И. Б. Ханина

НАПРАВЛЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ "ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ"

В. В. Пчелинова. Интервью ведется по схеме, включающей вопросы о 53 характеристиках трудовой активности. Через О. интервьюера с респондентом появляется возможность помочь ему найти список подходящих профессий и возможных мест работы. В данном случае О. имеет психодиагностическую функцию. Схема разработана для психол. консультирования по вопросам профессионального самоопределения (профконсультирования), основанного на системе профессиоведческих взглядов психолога (профконсультанта) как субъективной модели целостного мира специальностей и профессий (множества родственных специальностей, где родство определяется на базе сравнения сходства характеристик трудовой активности). Схема построена на основе предположения о возможности составления «Формулы профессии или специальности» (ФПС) - краткого описания психол. содержания специальности или профессии в буквенно-цифровом виде с использованием заглавных букв (литер) и цифр (порядкового номера) каждой характеристики трудовой активности. На подготовительном этапе профконсультации с помощью этой схемы профконсультант после прочтения соответствующих описаний формирует банк профессиоведческих гипотез - 2300 формул профессий и специальностей. Полученная матрица оценок (2300х53) факторизуется и проводится ее сравнение с факторными пространствами др. профконсультантов. Рекомендуется проводить 8 сеансов, каждый продолжительностью 3 часа. На первом-втором сеансе информационно-диагностического этапа профконсультант совместно с респондентом (желательно, а в большинстве случаев и необходимо присутствие членов его семейного или референтного окружения на всех сеансах) строит профконсультационные гипотезы - предположения о необходимости психол. помощи по выявлению особенностей ситуации профессионального становления. Для этого используется конфигурация из 8 позиций, образующих структуру ситуации профессионального становления. При наличии у респондента конфигурации полной структуры обоснования и согласования позиций профессионального становления строится профконсультационная гипотеза о проверке взаимного соответствия «Формулы профессиональных предпочтений» (ФПП) и «Формулы профессии или специальности» (ФПС). В этом случае респондент должен демонстрировать знание позиции старших членов семьи, легко ориентироваться в развитии семейных профессиональных сценариев на базе анализа генографического материала. Как правило, имеются самые разл. конфигурации структуры, и этим обусловлено разнообразие профконсультационных гипотез. Зачастую наблюдается чрезвычайно низкий уровень информированности о мире профессий в целом и о предпочитаемой специальности. На третьем - восьмом сеансах информационно-диагностические цели, направленные на выявление логико-психол. подготовленности респондента (и членов его окружения) к выполнению заданий из области сравнительного профессиоведения, дополняются критериально ориентированными заданиями по подбору примеров профессиональной деятельности, иллюстрирующих обсуждаемую характеристику трудовой активности. Критериями выступают профессиоведческологические эталоны актуализации умственных действий и действия по ориентированию в характеристиках трудовой активности на основе самонаблюдения, к-рое отражается в хронограммах респондента. Всего в ходе всех сеансов консультирования при проверке профориентационных гипотез оптанта - избираемых им характеристик трудовой активности обсуждается содержание 200-250 профессий и специальностей. На третьем сеансе выявляются предпочитаемые цели трудовой активности. На четвертом сеансе - выявляются предпочитаемые им средства труда. На пятом сеансе - предпочтения характера и организации труда, - на шестом сеансе - предпочтения контактов и вариантов ответственности в труде. На седьмом сеансе - предпочтения предметов труда, физич. и необычных условий труда. На восьмом происходит сравнение совокупности профориентационных гипотез респондента в виде ФПП, с профессиоведческими гипотезами консультанта, выраженными в виде ФПС. Список подходящих профессий и возможных мест работы уточняется, на его базе ведется формирование личных профессиональных планов респондента, намечаются пути их реализации, в т. ч. выбор вариантов образования. Лит.: Климов Е. А., Пчелинова В. В. Психология труда и инженерная психология. Программа и учеб. пособие. М., 1997; Пчелинова В. В. Основы профессионального самоопределения. Программа и учеб. пособие. М., 1998. В. В. Пчелинова

НАРОД

Народ - опр. достаточно многочисл. группа людей, отличающаяся общностью языка, культуры, территории, религии, истор. прошлого и др. Наличие указанных признаков следует рассматривать в совокупности, т. к. напр., общий язык - это важнейший признак, но существуют разные народы, использующие один и тот же язык: так шотландцы, ирландцы и валлийцы почти полностью переняли англ. яз., но англичанами не являются. Понятие Н. в широком смысле слова - это все население определенной страны. Н. часто понимается как «этнос», без использования строгих науч. критериев. В отдельных случаях понятие Н. применяется для определения и характеристики неск. этносов, проживающих в одном государстве. В истор. материализме Н. понимается как социальная общность, как творец истории, деятельность к-рого создает преемственность в поступательном развитии общества. В социальной психологии Н. - это общность людей, субъект общественных, в т. ч. межнациональных, отношений. Лит.: Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2007; Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. Аверинцев С. С., Араб-Оглы Э. А., Ильичев Л. И. и др. М., 1989. С. 386. Т. И. Пашукова

НАРОДНОСТЬ

Народность - это исторически сформировавшаяся языковая, эконом., территориальная и культурная общность людей. Н. исторически следует за родоплеменной общностью, формируется в процессе консолидации, слияния племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появления и развития классов. Н. обычно складывается из неск. племен, близких по своему происхождению и языку. Напр., древнерусская Н. состояла из племен древлян, вятичей, вислян, кривичей, полян. Для Н. характерна замена кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков - единым языком наряду с существованием ряда диалектов. В ходе усиления связей между племенами язык одного из них превращается в общий для Н. Существует точка зрения, что таким общим языком чаще всего становится язык более многочисленного или более развитого этнич. компонента. Каждая Н. имеет свое собирательное название и внутри нее возникают элементы общей культуры. А. Налчаджян обращает внимание на то, что по сравнению с племенем или племенными союзами людей в народности связывают уже не столько родственные и брачные отношения, сколько полит. институты, государство. В структуре Н. образуются обществ. классы. Находясь в составе государства, разные этносы подчиняются одинаковым законам, воспринимают общие представления и символику и участвуют в общегос. делах.Такая общность, как Н., типична для рабовладельческого (древнегреч., древнеегип. и др.), и феодального строя (древнерус., фр. и др.). В период формирования капиталистических отношений народности превращаются в нации, но не все. В колониях, как правило, процесс консолидации народности задерживался. Иногда народности не преобразуются в нации гл. о. из-за своей малочисленности. Лит.: Налчаджян А. А. Этногенез и ассимиляция (психологические аспекты). М., 2004; Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М., 1989. С. 388. Т. И. Пашукова

НАРУШЕНИЕ ВХОЖДЕНИЯ В ГРУППУ И БОЛЕЗНЬ

Нарушение вхождения в группу и болезнь - теорет. модель, делающая попытку объяснить, почему человек «выбирает» скорее эту, а не др. болезнь. Каждая болезнь в контексте данной теорет. модели, развиваемой Уильямом Шутцем в рамках Движения Человеческого потенциала, рассматривается как результат неосознанного конфликта в одном из осн. измерений человеческой жизни - присоединении, контроле, открытости. Если человек не работает со своим психол. конфликтом осознанно, с ним приходится иметь дело его организму. Теория развития группы («поиск - схватка - группа») в рамках рассматриваемого подхода характеризует стадию присоединения тем, что люди стремятся стать членами той или иной группы, ищут свое место в ней; стадия контроля часто сопровождается конфронтациями и схватками; третья стадия, открытости, в случае успеха результируется формированием зрелой группы. Модель группового развития предполагает, что в опр. периоды для групповой динамики становятся наиболее важными опр. области межличностного взаимодействия, хотя все эти области (присоединение, контроль, открытость) присутствуют постоянно. Разные системы органов тела, по утверждению У. Шутца, специальным образом соответствуют отношениям человека с внеш. миром. Неосознаваемый личностью конфликт «воплощается в теле». Физически проблема присоединения соответствует границе между собой и остальным миром, относится в осн. к периферии тела - коже, органам чувств (глазам, ушам, носу и рту), и к системам тела, осуществляющих обмен со средой - дыхательной, пищеварительно-выделительной. Установки человека по отношению к этим органам и системам органов подобны его отношениям присоединения к другим. Болезни кожи, органов чувств и др. рассматриваются в рамках данной теорет. модели как выражение неосознаваемого конфликта в обл. присоединения. Если у человека конфликт в сфере контроля, управления, то он развивает у себя болезнь скелетно-мышечной, нервной или эндокринной системы. К «болезням открытости» относят заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания половых органов (вагинизм, герпес и др.). Предполагается, что эти болезни появляются, когда имеется неосознаваемый конфликт в сфере любви и открытости, в особенности в сексуальном аспекте любви. В соответствии с теорет. представлениями У. Шутца, каждая болезнь является неосознанной попыткой справиться с жизненной ситуацией; она - часть стиля жизни пациента. Задача преобразования того, чему человек не отдает отчет, в полном осознании, превращении бессознательного в сознательное; благодаря этому болезнь может стимулировать положительные изменения в привычном образе жизни пациента. Поскольку заболевание рассматривается как проявление человека во всей его целостности (физич., психич., духовного и социального аспектов), то и лечение должно исходить из холической философии, постулирующей, что все в человеке взаимосвязано. Лит.: Шутц У. Совершенная ясность. Харьков, 2004. Н. Д. Творогова

НАРУШЕНИЕ КОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ

Нарушение контроля в общении - 2 осн. формы нарушений контроля О. (Глозман, 2002): 1) модально-специфические нарушения, ограничивающиеся контролем за собственной речью, связанные с нарушениями операциональных возможностей коммуникации и, прежде всего, средств восприятия речи при сенсорных формах афазии, но относительно не нарушающие возможностей восприятия ожиданий и реакций партнера по коммуникации и коммуникативной ситуации в целом; 2) генерализованные нарушения контроля О., связанные с общими нарушениями целенаправленности и контроля за своей деятельностью, наблюдающиеся, прежде всего, при поражениях лобных отделов левого и правого полушарий мозга и включающие как дефекты контроля за собственной речью, ее соответствием данной коммуникативной ситуации, так и контроля за восприятием окружающими собственной речи, ее соответствия их ожиданиям и коммуникативным действиям. Можно думать, что при модально специфических нарушениях контроля нарушается вычленение значимых ориентиров в реальной ситуации О., а при генерализованных нарушениях не формируется образ результата или формируется недостаточно четко и значимо, чтобы регулировать деятельность по выбору адекватных средств О. Лит.: Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М., 2002; Зейгарник Б. В. Нарушение спонтанности при военных травмах лобных долей мозга // Неврология военного времени. М., 1949 ; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969; Цветкова Л. С. Аудиовизуальные методики и их значение в восстановлении речи при афазии // Проблемы афазии и восстановительного обучения. М., 1975. Ж. М. Глозман

НАРУШЕНИЕ НОРМАЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Нарушение нормального процесса межличностного общения - это обоюдное осложнение О. и обострение отношений, психол. сторона к-рого обусловлена предрасполагающими личностными свойствами общающихся (к таким свойствам могут относиться неумеренное тщеславие и зависть, крайний эгоцентризм и нарциссизм и пр.). Н. н. п. м. о. - это пагубная для отношений смесь дефектного и одновр. деструктивного взаимодействия. Мотивация такого взаимодействия часто бывает неосознанно враждебной и разрушительной. Н.н.п.м.о. и «болезненные» взаимодействия возникают, когда в ходе контакта собеседник систематически обращает внимание на те стороны личности партнера, к-рых тот не осознает и к-рые противоречат его представлениям о самом себе. Напр., в неформальной группе человек, находящийся с кем-то в сложных межличностных отношениях и испытывающий фрустрацию по поводу неудовлетворения важных жизненных потребностей, может систематически преследовать избранную «жертву»: высмеивать публично, задевать достоинство в условиях, исключающих отпор и самозащиту (ситуация «козел отпущения»). Напряжения, вызванные такого типа О., могут создаваться в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Последствия подобного взаимодействия - неудовольствие и досада; агрессия или апатия, уход; внутр. беспокойство и страх; личностные изменения. Психол. основа этих изменений - самообман участника взаимодействия («помочь», «понять», «направить» и т. п.) относительно истинной цели преследования как результата сложившихся отношений вражды и опасения. Н. н. п. м. о., неспособность к глубокому психол. контакту свойственны людям с опр. личностной направленностью и особой структурой характера. Типичным примером нарушений является взаимодействие акцентуированных личностей. Акцентуации имеют общие черты с психопатиями, но главное отличие состоит в удовлетворительной адаптации акцентуированной личности к жизненным обстоятельствам. Существенные нарушения поведения, О., дезадаптация обнаруживаются лишь в трудных условиях. Напр., скрытая шизоидная акцентуация может обнаружиться в случае, когда к такому человеку настойчиво и бесцеремонно «лезут в душу», либо когда нужно за короткий срок вступить в большое количество тесных эмоциональных неформальных контактов, - задача, непосильная для людей с этим типом акцентуации. Удовлетворительная адаптация акцентуированных личностей проявляется в безошибочном выборе партнера для О., совместной работы и отдыха. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983. В. Н. Куницына

НАРУШЕНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ

Нарушение операциональных возможностей общения - нарушения, рассматриваемые в соответствии с концепцией процессуальности и фазной структуры порождения и восприятия речи. Мысль, порожденная опр. мотивом, проходит сложный и длинный путь, превращаясь в развернутое речевое сообщение, и не менее сложен путь от развернутого речевого сообщения к мысли. Понятно поэтому, «насколько сложный характер могут иметь те случаи, когда этот путь кодирования или декодирования сообщения нарушается в результате поломки тех или иных звеньев мозгового аппарата» (Лурия, 1975). Путь от мысли к речи «проходит через стадию внутр. речи, к-рая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи» (там же), где формируется глубинно-синтаксическая структура, внутр. программа высказывания (именно этот компонент нарушается, как известно, при динамической афазии). Затем эта программа разворачивается во внеш. речевое высказывание, опирающееся на поверхностную синтаксическую структуру. Важное значение имеет момент перехода от внутр. речи к внешней, т. наз. компонент «готовности к речи», т. е. «центрально управляемая настройка всей периферии произносительного механизма для выполнения предстоящего речевого движения», в частности, переход от свободного режима дыхания на специфически речевой (Абелева, 1976), к-рая нарушается у больных с заиканием. Процессы кодирования и декодирования поверхностной структуры также имеют сложное строение, включая фонетический анализ, нарушения к-рого составляют центральный механизм сенсорной афазии, кинетический анализатор, дефекты к-рого, приводят к возникновению эфферентной моторной афазии; кинестетический анализ фактор, лежащий в основе возникновения афферентной моторной афазии; объем акустического восприятия и слухоречевую память, связанные с симптомами акустико-мнестической афазии; дешифровку логико-грамматических отношений, нарушения к-рой составляют осн. фактор семантической афазии и др. компоненты (Лурия, 2000). Как известно, «всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности» (Выготский, 1983). Изменение личности, в свою очередь, негативно влияет на возможности О. больного, отягощая и усугубляя имеющиеся нарушения коммуникации, в силу механизма «порочного круга», когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализации даже имеющихся у больного возможностей О., а невозможность О. еще более усиливает «страх речи» и др. неврозоподобные изменения личности. Расширение возможностей коммуникации в ходе социальной реадаптации больного благоприятно влияет и на его личностные характеристики, прежде всего, на самооценку и личностные реакции и установки больного, что отражается и на поведенческом уровне (уменьшается «страх речи», увеличивается общая и вербальная активность больного), и в сфере межличностной перцепции и межличностных отношений с окружающими. Лит.: Выготский Л. С. Дефект и компенсация. Собр. соч. в 6 т. М., 1983; Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М., 2002; Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 2000. Ж. М. Глозман

НАРУШЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ

Нарушение саморегуляции в общении (self-regulation) - невозможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением, своим О. Термин начал применяться в социально-когнитивной теории А. Бандуры, к-рый разделял 2 группы факторов саморегуляции. Внеш. факторы: подкрепления и стандарты; внутр. факторы: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и активная реакция на себя. Самоэффективность - суждение относительно способности вести себя релевантно специфической задаче или ситуации. К Н. с. в о. (в пределах мед. нормы) приводит искажение восприятия результатов своих действий (преуменьшение, игнорирование последствий и неправильное истолкование своего поведения), отключение внутр. контроля (отделение в сознании своего поведения от его негативных последствий). Последнее достигается, по мнению А. Бандуры, переопределением причины своего поведения, смещением или распылением ответственности, искажением, умалением или игнорированием последствий своего поведения, обвинением и дегуманизацией жертвы. Н. с. в о. будет способствовать снижению эффективности О. личности. Лит.: Bandura A. Social-learning theory. Englewood Cliffs, NJ: PrenticeHall, 1977; Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности К. Левин и А. Бандура. СПб., 2007. Н. Д. Творогова

НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ПРИЧИНЫ

Причинами существенных признаков проблем в О. человека нередко являются заболевания, расстройства личности, неблагоприятная ситуация развития и др. Примерами нарушений О. в результате неблагоприятной ситуации развития могут служить дети-«Маугли», лишенные в сенситивный период развития О. с людьми и помещенные в обычные социальные условия, так и не приобретают навыков человеческого поведения, О. Дети, оказавшиеся с момента рождения в домах ребенка и лишенные материнского О., отличаются обедненной мимикой, сниженной эмоциональностью (явление эмоциональной депривации). Особенно тяжело отрыв от семьи переживают дети первых 3 лет жизни. Дети, помещенные на длительный период уже после окончания сенситивного периода в детский дом, интернат, стационар, проявляют эффект госпитализма даже в подростковом возрасте. Они испытывают тревогу, демонстрируют депрессивные реакции, нарушения поведения, сна, раздражительность, непослушание, расстройство пищевого поведения, речевые дефекты. Др. серьезной причиной нарушения О. оказывается негармоничный тип семейного воспитания (особенно гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический), нередко приводящий либо к невротическому развитию ребенка и порождающему акцентуированное поведение личности, в т. ч. и в сфере О., либо к психосоматическому заболеванию с неадекватным выражением эмоций. В большинстве случаев нарушения О. имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются или исчезают при коррекции осн. расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха, при обучении ребенка, находившегося ранее в условиях депривации, при коррекции образа жизни родителей и ребенка и их взаимоотношений. У детей встречается и такое отклонение психич. развития, при к-ром нарушение О. преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития, - это синдром раннего детского аутизма (РДА) (Kanner, 1943). РДА рассматривается не столько как результат психич. заболевания или неправильного воспитания, сколько как особый тип нарушения психич. развития, обусловленный исходной биологической дефицитарностью ребенка. Нарушения О. и социальной направленности личности могут рассматриваться и как существенные составляющие психол. синдрома шизофренического дефекта. При анализе социальной перцепции у взрослых больных шизофренией констатируют нерезко выраженный дефект адекватного восприятия и распознавания социальных признаков и эмоциональных состояний. У них снижены направленность и ориентировка на эти признаки, что, безусловно, затрудняет установление адекватных отношений с др. людьми. Коммуникативные способности и умения у них снижены и свидетельствуют о трудностях, к-рые они испытывают при решении проблем, связанных с анализом межперсональных отношений, уменьшена частота их О. При др. видах психич. заболеваниях (напр., психозах) процесс О. меняется в зависимости от состояния больного: от стремления к одиночеству и депрессии до гиперактивности во взаимодействии с окружающими людьми, отличающейся монологичностью и навязчивостью. В ряде психич. заболеваний имеет место нарушение речи. К вторичному типу нарушения О. у взрослых людей можно отнести проблемы, связанные с органическими изменениями мозга вследствие перенесенных сосудистых заболеваний (инсульта, нарушения мозгового кровообращения), инфекционных заболеваний, травм головного мозга, приводящих к нарушениям речи. При психопатиях, возникающих на фоне церебральных или нек-рых хронических соматических заболеваний, имеет место патологическое развитие личности, сопровождающееся нарушениями О. в зависимости от типа дисгармонии. Вторичные нарушения О. могут иметь место при психич. травмах и стрессах (напр., смерть близкого человека, неизлечимое заболевание, развод, горе, послеоперационные изменения внешности) и посттравматических расстройствах, сопровождающихся депрессивными состояниями, избеганием О. Эти нарушения могут уменьшаться как в результате медикаментозного лечения, так и при психотерапевтической и психол. коррекции. Лит.: Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987; Клиническая психология (специальная медицинская психология) / Под ред. Г. П. Котельникова и Г. Н. Носачева. Самара, 2005. Н. А. Русина

НАРУШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ЗВЕНА ОБЩЕНИЯ

Нарушения мотивационного звена общения - нарушения, рассматриваемые в нейропсихологии О. с позиций структурного подхода, к-рый выделяет след. компоненты мотивационного звена О. (Глозман, 2002): 1) ориентировку в ситуации О.; 2) коммуникативное намерение, соответствующее задачам, к-рые стоят перед субъектом или ставятся им самим в конкретной ситуации его жизнедеятельности, и определяемое мотивами осуществляемой или планируемой им деятельности; 3) осознание психол. реальности «Другого», данного целостного Я; 4) установку на «прочтение другого», на взаимонаправленность и взаимоотражение с целью формирования образа другого как объекта и субъекта взаимодействия с ним, как необходимое условие перехода от автокоммуникации к внеш. коммуникации. Можно выделить 2 формы нарушений мотивационного звена О.: обусловленные и не обусловленные дефектами операционального звена О. Нарушения операциональных возможностей О. (у больных с афазией и логоневрозом) могут быть связаны с реактивными изменениями прежде всего двух первых компонентов структуры мотивационного звена О. Речевые нарушения - препятствие, мешающее удовлетворению потребности в О., становятся для больного сверхзначимыми и вызывают у него комплекс отрицательных эмоциональных состояний, к-рые закрепляются и определяют дальнейшее патологическое поведение, включающее страх и обеднение речи (уже на этапе ее программирования), избегание речевых ситуаций, сужение круга контактов. При второй форме нарушений мотивации к О. у больных шизофренией, аутизмом и невротическим мутизмом (нарушения мотивации О. у таких больных не обусловлены дефектами операционального звена О.) страдают в первую очередь 2 последних компонента мотивационного эвена О. Искаженная мотивация О. приводит к искаженному использованию коммуникативных средств. Лит.: Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М., 2002; Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985; Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». М., 1975. Ж. М. Глозман

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Нарушения общения у пациентов с неврологической патологией - нарушения, обусловленные след. осн. факторами: дефект речевой функции, нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, мутизм, ограничение возможности О. у больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и др. функций, невротические и неврозоподобные расстройства, формирующиеся на фоне органической неврологической патологии. 1. Дефект речевой функции. Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на 2 типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, к-рые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, к-рые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи. 1) Расстройства фонационного оформления: а) дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; б) брадилалия - патологически замедленный темп речи; в) тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности; г) заикание (логоневроз) - нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; д) дислалия - нарушение звукопроизношения при норм. слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении; е) ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомофизиол. дефектами речевого аппарата; ж) дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное патологией иннервации мышц речевого аппарата (языка, мягкого неба, гортани, губ). При диз артрии речь становится неясной, смазанной, с носовым оттенком. Грамматический строй не нарушается. В тяжелых случаях речь непонятна, скорее превращается в нечленораздельное мычание (анартрия). 2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены 2 видами: алалией (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга) и афазией (полная или частная утрата речи, при к-ром частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и О. с окружающими при сохранности функций артикуляционного аппарата и слуха). 2. Мутизм. Акинетический мутизм характеризуется отсутствием внешне проявляемого контакта с окружающими из-за утраты сознания. Его развитие связывают с повреждением диэнцефально-мезэнцефальных образований и их стволовых активирующих компонентов. Истерический мутизм - отсутствие речи и попыток к произнесению слов. Возникает чаще всего после отрицательных эмоций у лиц с истерическими чертами характера. 3. Ограничение возможности О. у больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и др. функций. 4. Невротические расстройства на фоне текущего или резидуального органического поражения нервной системы с формированием социальных фобий, ограничительного поведения и др. эмоциональных и поведенческих расстройств, нарушающих межличностную коммуникацию. 5. Неврозоподобные расстройства, формирующиеся на фоне текущей органической неврологической патологии и ограничивающие О. по тем же закономерностям, что и предыдущая группа. Неврологи ческая патология в той или иной степени всегда приводит к нарушению качества жизни. Одним из важнейших аспектов жизнедеятельности, существенно страдающих у таких пациентов, является сфера межличностной коммуникации. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 2000 ; Неврология для врачей общей практики / Под ред. А. М. Вейна. М., 2002; Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002; Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / Ассоциация дефектологов. М., 2000. Е. А. Корабельникова

НАРУШЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРУШЕННОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ. НАПРАВЛЕНИЕ Ю. Б. НЕКРАСОВОЙ

Речевое О. - одна из осн. сфер жизнедеятельности человека, и нарушения в этой области влекут за собой тяжелые личностные расстройства. В конце 1960-х гг. для лечения подростков и взрослых (14-40 лет), страдающих тяжелой формой логоневроза в форме заикания, Ю. Б. Некрасова на основе метода эмоционально-стрессовой терапии К. М. Дубровского создала метод групповой логопсихотерапии - разновидность психотерапии, направленной на восстановление нарушенного речевого О. Суть данного метода лечения состоит в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психич. состояний, что способствует полноценному О. Были разработаны и обоснованы нетрадиционные методы и приемы творческой социореабилитации заикающихся подростков и взрослых (динамическая психотерапевтическая диагностика, библио-, символо-, кинезитерапия в индивидуальной и групповой формах и др.), а также проведен анализ психолого-педагогических основ процесса социореабилитации (1992). Позднее Н. Н. Скуратовская в диссертац. работе проанализировала роль состояний успеха в динамике социореабилитационного процесса (1993), Е. Ю. Рау исследовала особенности О. взрослых заикающихся (1995), Е. В. Татаринская - особенности эмоционального следообразования (1986). С конца 1980-х гг. Н. Л. Карповой в развитие метода Ю. Б. Некрасовой начата разработка системы групповой семейной логопсихотерапии, к-рая предусматривает активное включение в процесс «лечебного перевоспитания» на всех его этапах родителей и родственников пациентов (Карпова, 1990, 1998), Успешно проведенная уже в 30 комплексных группах (Москва, Таганрог, Самара, Новосибирск, Владивосток) работа с заикающимися детьми, подростками и взрослыми (7-45 лет) и их родителями и родственниками подтвердила, что данная система социореабилитации не только способствует восстановлению нарушенного речевого О., но и обеспечивает коррекцию поддерживающих заикание семейных отношений. На матле групп семейной логопсихотерапии выполнены диссертац. исследования: Ю. В. Александровой - «Самоотношение и отношение к Другому здоровой и невротической личности» (1999); Н. В. Волковой (Кисельниковой) - «Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций» (2005); А. Ю. Кругликовой- «Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива» (2006); И. В. Янченко - «Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе» (2006); А. А. Кисельниковым - «Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания» (2007); А. Д. Яковистенко - «Динамика речевых и личностных характеристик в процессе восстановления нарушенного речевого общения» (2008). Лит.: Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. М., 2005; Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. 2-е изд. М., 2003; Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. М., 2006; Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании. Науч.-практ. конф. памяти Ю. Б. Некрасовой. М., ПИ РАО, 14 окт. 2004. М.-Самара, 2006. Н. Л. Карпова

НАСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

Настроение общественное - преобладающее состояние чувств и умов т ех или иных социальных групп в опр. период времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, накладывающих отпечаток на поведение разл. коллективов, групп, слоев общества, а также классов, наций и даже народов. Н. о. проявляется во всех сферах социальной жизнедеятельности: на производстве и в быту, на демонстрации и на митинге, в мирное и в военное время. Одной из форм Н. о. является массовое настроение, способное захватить и объединить в одно социальное или полит. движение самые разл. социаль ные слои, группы и классы общества. Изучение Н. о. необходимо для проникновения в психол. истоки многообразных идеологических форм, для понимания социально-психол. механизмов массовых социальных движений. Н. о. характеризуется опр. предметной направленностью (политическое, эстетическое, религ. настроение и т. д.), а также характером и уровнем эмоционального накала (апатия, депрессия - подъем, энтузиазм). Наряду с глобальными проявлениями (массовые настроения, настроения слоев, классов и народов) Н. о. может носить и локальный характер, проявляясь в социально-психол. климате микросреды. Н. о. находит проявление и в жизнедеятельности личности в той мере, в какой ее настроение отражает социальные обстоятельства этой жизнедеятельности и выражает отношение личности к тем или иным явлениям и процессам, происходящим в обществе (напр., упаднические настроения в период социальной реакции). Лит.: Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. Л., 1981; Он же. Социальная психология. История и перспективы. СПб., 2010. Б. Д. Парыгин

НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ ИНТЕРАКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Невербальная коммуникация (англ. nonverbal communication) - система несловесных форм О. и взаимопонимания людей. Реализуется как интонационно-тембровыми особенностями голоса (просодическими характеристиками речи), так и выразительными движениями (жест, поза, мимика). Известна под терминами: экстралингвистическая и паралингвистическая коммуникация. В историческом плане Н. к. - сравнительно молодая наука, ее интенсивное развитие относится ко 2-й пол. ХХ в. В процессе речевого О. Н. к. осуществляется параллельно со словом (как бы «между слов») и составляет второй по отношению к слову информационный канал О., существенно дополняющий и видоизменяющий смысловое содержание речи. Этим определяется важная психол. роль Н. к. и ее сильное влияние на межличностные отношения (напр., в ситуации: радушные слова, произнесенные холодным, насмешливым или раздраженным тоном и т. п.). Н. к. отличается от вербальной речи целым рядом существенных психоакустических и психофизиол. особенностей: 1) эволюционной древностью происхождения, что доказывается, в частности более ранним формированием Н. к. в онтогенезе человека (согласно закону ГеккеляМюллера - онтогенез повторяет филогенез); 2) полисенсорной природой реализации при участии как голосовых средств (слуховой канал восприятия), так и выразительных движений (визуальный канал восприятия), а также путем кожно-тактильной рецепции, тепловой и хеморецепции (обоняние); 3) функц. независимостью от вербального канала, что проявляется в возможности воспроизведения и восприятия любых видов Н. к. независимо от семантики слова и дивергенции невербальной информации по отношению к вербальной (как, напр., в упоминаемой ситуации восприятия радушных слов, произнесенных холодным или раздраженным тоном). Физиол. основой независимости Н. к. по отношению к вербальной речи является функц. асимметрия латеральной локализации в мозгу центров речи и Н. к.: речевые центры (Брока и Вернике) расположены в левом полушарии мозга, а Н. к. осуществляется в осн. при участии функций правого полушария; 4) Н. к. характеризуется значительной непроизвольностью и подсознательностью проявления; 5) независимостью от языковых барьеров; 6) особенностями акустических средств кодирования и 7) физиол. механизмов декодирования мозгом (посегментный аналитический принцип восприятия речи и симультанный интегральный принцип оценки невербальной информации). В рамках канала Н. к. реципиенту передается до 9 осн. видов невербальной информации и сотни возможных их разновидностей о психол. и психофизич. свойствах и состояниях говорящего. Лит.: Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998; Он же. Невербальная коммуникация в системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы // Психология XXI века: учебник для вузов. М., 2003. В. П. Морозов

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ : ДИСКУРС-АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ : НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: КОММУНИКАТИВНЫЕ УРОВНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕНИИ : ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Интерпретация (И.) - один из важнейших механизмов познания др. человека в О., поскольку она направлена на понимание внутреннего, скрытого от непосредственного восприятия, сущностного в человеке (внешнее и внутреннее в человеке: проблема соотношения). В историческом аспекте в системе социально-психол. знания проблема И. в О. рассматривалась в русле социальной перцепции - восприятия и познания человека человеком, выделившейся в относительно самостоятельную область исследования в науч. школе А. А. Бодалева (1970-1980-е гг.). В его работах понятие «интерпретация» встречается вместе с такими понятиями, как «восприятие», «понимание», «познание», «отражение», «психол. объяснение» поступков, «интерпретация внутр. мира», «процесс психол. интерпретации человеком др. человека как личности». А. А. Бодалевым было задано общее направление исследований И как механизма познания, понимания человека человеком. В кач. самостоятельного явления, механизма И. рассматривается в работах В. Н. Панферова. Он ввел понятие «социально-психол. интерпретация личности», определив его как представление одного человека о другом, к-рое возникает в результате логического познания людьми друг друга и выражается в виде суждения. Содержание социально-психол. И. - это осн. характеристики личности: способности, характер, темперамент, потребности, интересы, социально-групповая, классовая и национ. принадлежность, социальный статус и т. п. В. Н. Панферов ввел понятие «способ социально-психол. интерпретации внешности». Трактовка И. в социальной психологии связана с психолингвистическим/лингвистическим подходами к этому явлению, в основе к-рых лежат герменевтические идеи, а И. предстает инструментом познания, процессом или результатом такого познания. Разница обусловлена объектом И. Если в лингвистике исследователи связывают И. с поиском смысла, адекватного замыслу автора текста или высказывания, с выявлением глубинной структуры текста, скрытой за его поверхностной структурой, то в социальной психологии И. связывается с нахождением, выявлением личностных и социальнопсихологических, не доступных прямому восприятию характеристик. Интерпретация невербального поведения (Н. п.) в О., ее содержание и степень адекватности определяются особенностями самого Н. п. (поведение экспрессивное ; интеракция невербальная) и фундаментальными характеристиками процесса И. Интерпретация Н. п. в О. - это творческий, мыслительный процесс, направленный на реконструкцию не всегда очевидных психол. и социально.-психол. значений, смыслов Н. п., на установление связей между ним и психол., социальнопсихол. характеристиками личности, группы. Границы И. задаются сложившимися у субъекта интерпретационными схемами, структура и содержание к-рых отражают взаимосвязи между опр. компонентами Н. п. и социально-психол. и психол. особенностями личности и всего контекста О. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростовн/Д, 1999; Панферов В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопр. психологии. 1974. № 2. В. А. Лабунская, Г. В. Сериков

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА И ОБЩЕНИЕ

Нейролингвистика отрасль психол. науки, стоящая на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, к-рые возникают при локальных поражениях мозга. Первые исследования в области нейролингвистики относятся ко 2-й пол. XIX - нач. XX в., когда на основе неврологических и патологоанатомических данных и лингвистического описания нарушений речи были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития науки характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам. Подлинное становление нейролингвистики связано с развитием нейропсихологии, с одн. стор., и функц. и порождающей лингвистики и психолингвистики - с др. В соответствии с представлениями, развиваемыми в нейропсихологии, нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение, к-рое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функц. перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Этот подход был реализован в работах А. Р. Лурии и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теорет. представлениями лингвистики и психолингвистики (напр., учением о фонеме Б. де Куртене, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и представлением о 2 видах связи языковых элементов Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона и др.). Нейролингвистические исследования позволили разделить все афазические нарушения на 2 класса с учетом первичных факторов: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора языковых элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой коры и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. В совр. нейролингвистике объект исследования расширился, в нее входят не только исследования патологии речи, но и исследования нормы и их проявлений в О. Это связано с расширением методов исследования: дихотического прослушивания, унилатерального предъявления зрительных стимулов, разработкой исследований речевых процессов в ходе их выполнения (онлайн-методы), что позволяет вести более детальный анализ особенностей речевого общения. В совр. нейролингвистике выявляется 2 направления. Для первого - когнитивно-психологического - характерен анализ речевых нарушений без обращения к локализации поражения. Второй подход структурно-функциональный - близок взглядам А. Р. Лурии. Он получил широкое распространение в связи с появлением новых методов нейровизуализации. Лит.: Ахутина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. Т. В. Ахутина

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕКРАСОВА ЮЛИЯ БОРИСОВНА

НЕКРАСОВА Юлия Борисовна (1931-2004) - российский психолог, логопед, создатель нового направления - логопсихотерапии. Докт. психол. наук (1992). После окончания дефектол. ф-та Моск. гос. пед. ин-та (1955) 10 лет проработала логопедом. В нач. 1960-х гг. после обучения у К. М. Дубровского начала развивать свою методику, органично объединившую элементы логопедии, психологии и психотерапии. В 1968 г. защитила канд. дис. «Применение комплексного (логопедического и психотерапевт.) воздействия при устранении заикания у взрослых». В 1992 г. - докт. дис.: «Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся». В 1974-1976 гг. была науч. сотр. НИИ дефектологии, с 1976 по 2000 г. - науч. сотр. Психол. ин-та РАО (до 1993 - НИИ ОПП АПН СССР), где проводила лечебные сеансы и работу с заикающимися. Совершенствовала свою методику логопсихотерапии, направленную на раскрытие и развитие творческого потенциала личности с опорой на положительные «саногенные» состояния. Сформулировала новые принципы подхода к диагностике; разработала новый метод исследования - динамическую психотерапевт. диагностику: сочетание библиотерапии со специально подобранными психол. тестами и опросниками. Предложила новое, более широкое психол. понимание болезни, введя понятие «внутр. картина здоровья». Разрабатывала разл. виды и стратегии библио-, кинези- и символотерапии, а также принципы логопсихотерапии. Она авт. и соавт. более 40 науч. работ по мн. аспектам восстановления нарушенного речевого О., в т. ч.: Лечение творчеством, 2006; о ее работе сняты научно-документальные фильмы «Человек может все» (1986), «Я, конечно, вернусь…» (1988). Н. Л. Карпова

НЕПОНИМАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

В основе непонимания (Н.) находится опр. дисгармония в отношениях, к-рая переживается личностью как стрессовая ситуация, сопровождающаяся негативными эмоциональными реакциями. Для многих людей.Н. - это несовпадение двух людей абсолютно во всем: в ценностях, интересах, взглядах на жизнь, целях и т. д. Помимо этого Н. рассматривается как результат восприятия и оценивания др. человека с эгоцентрических позиций. Часто причинами его возникновения в семье и на работе являются различия в характере, темпераменте людей, особенностях воспитания, уровне образования. Помимо этого Н. происходит из-за наличия выраженных эгоистических установок людей, проявляющихся в нежелании понять др. человека, стремлении настоять на своем мнении. О возникновении Н. в отношениях с др. людьми судят по собственным эмоциям. При этом начинают довлеть отрицательные эмоции, к-рые могут проявляться в жестах, восклицаниях и т. д. Показателем возникшего Н. является отсутствие согласия, невозможность прийти к единому мнению по какому-либо вопросу. В целом Н. переживается многими людьми как стрессовая ситуация. Чувства и эмоции могут отличаться по своей силе и направленности. Гамма чувств может быть самой разнообразной: от обиды до полного отрицания, от громкого крика, слез и истерик до тихого рыдания и всхлипывания. Появляется чувство разочарования, бессилия, неудовлетворенности, раздражения на др. человека, желание прекратить всякое О. с ним. Н. может сопровождаться чувством одиночества. Переживания проявляются в психосоматических реакциях: болит сердце, голова, поднимается давление и т. д. Примером активной стратегии совладания с Н. являются попытки человека найти компромисс и все-таки наладить О. Показательным является дальнейшее развитие взаимоотношений. Возникшее Н. влияет на характер взаимоотношений. Они становятся натянутыми, напряженными. Т. о., в основе Н. всегда находится нек-рое противоречие, разногласие, отсутствие единства, непринятие - одним словом, опр. дисгармония в отношениях с др. человеком, к-рая переживается как стрессовая ситуация, сопровождающаяся негативными эмоциональными реакциями и рассматривается с собственных эгоцентрических позиций. Лит.: Знаков В. В. Психология понимания. М., 2005. Т. Б. Юшачкова

НОСУЛЕНКО ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

НОСУЛЕНКО Валерий Николаевич (р. 1947) - российский психолог, спец. в обл. общей и инженерной психологии. Конкретные интересы касаются психофизики, психологии восприятия и О. Докт. психол. наук (2004). Окончил Моск. ин-т радиоэлектроники (1970). До 1977 г. работал на инженерных должностях. С 1974 г. работает в ИП АН СССР (ИПАН СССР), где в 1980 г. защищает канд. дис.: «Взаимодействие операторов в задаче оценки сигналов». С 1982 по 1990 г. - уч. секр. ИПАН СССР, с 1990 г. по наст. вр. - вед. науч. сотр. Ин-та психологии Рос. академии наук (ИП РАН). В кач. приглашенного проф. работал во Франции в Парижском ун-те Рене Декарта (Париж - 5, 19931995), в Ун-те Париж - 8 (1997) и Национ. ин-те прикладных наук (INSA, Франция, 1998). С 2001 г. по наст. вр. - ассоциативный чл. лаборатории «Параграф» Ун-та Париж - 8. С 2005 г. по наст. вр. - чл. науч. совета межд. программы «Когнитивные технологии» (Франция). В 2004 г. защитил в ИП РАН докт. дис. «Психофизика восприятия естественной среды». С 2007 г. по наст. вр. - гл. науч. сотр. Моск. гор. психол.-пед. ун-та (по совместительству). С 1974 г. начал исследования в рамках возглавляемых Б. Ф. Ломовым общеинститутских науч. тем, связанных с психофизикой и психологией труда, с анализом деятельности операторов в технических системах и системах управления. В защищаемой в 1980 г. канд. дис. он представил новый эксперим. подход к исследованию взаимодействия операторов в задаче оценки сигналов. Впервые О. испытуемых было включено в структуру психофизич. эксперимента, результаты к-рого подтвердили гипотезу о влиянии О. на процесс психофизич. оценивания. В последующие годы (1980-1987) исследовались особенности совр. акустической среды и роль технических средств в формировании образа объектов среды. С 1993 г. по наст. вр. - рук. межд. исслед. программы «Познание и общение» (Фонд «Дом наук о человеке», Франция); В результате было разработано новое направление - «экологическая психоакустика». 1995-2006 гг. участвовал в разработке основ перцептивнокоммуникативного подхода к исследованию восприятия естеств. среды; им введено понятие «воспринимаемого качества объектов среды»; завершена разработка концепции воспринимаемого качества; пересмотрены проблемы предмета и метода психофизики в рамках задач изучения восприятия естеств. среды. В этот период он руководит психол. группой в проекте «Лаборатория когнитивного дизайна» (Франция, 1999-2004). Носуленко опубл. Более 110 науч. работ, из них 57 на англ. и фр. языках. Осн. труды: Психологические исследования общения (сб. науч. тр., в соавт.), 1985; Вербальное кодирование в познавательных процессах (в соавт.), 1986; Психология слухового восприятия, 1988; Проблемы экологической психоакустики (сб. науч. тр., отв. ред.), 1991; Системность, восприятие, общение, 2004; Психофизика восприятия естественной среды: смена парадигмы экспериментального исследования // Эпистемология & Философия науки. 2006. Т. VII. № 1; Rubinstein aujourd’hui. Nouvelles figures de l’activitй humaine (P. Rabardel- eds). Toulouse-Paris: Octarиs - Maison des Sciences de l’Homme, 2007. Л. А. Карпенко

Предыдущая страница Следующая страница