Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОБЩ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОБЩ")

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ : КАН-КАЛИК В. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ: КОНДРАТЬЕВА С. В.

Осн. исследования С. В. Кондратьевой связаны с характером педагогического воздействия (П. в.) на развитие личности учащегося. П. в., регулируемое психич. образом формирующейся личности и складывающееся в процессе взаимодействия с ней, является сложным структурным целым, включающим интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты. Какой из этих компонентов выдвигается на первый план в зависимости от учебновоспитательной ситуации и индивидуальности учителя. Выявлено, что главная особенность О. учителей- мастеров - П. в., основанное на знании и понимании личности ребенка, умение предвидеть результаты своих воспитательных воздействий и в связи с этим определять стратегию и тактику в Пед. О. с классом в целом, отдельными учащимися и подгруппами. Отражение личности учащегося учителем-мастером осуществляется в 2 планах: 1-й прием оперативно-текущей информации - обусловливает применение тактических (оперативных) воздействий при решении отдельных учебно-воспитательных задач. 2-й - отражение устойчивых качеств личности, ее основных состояний - определяет стратегию П. в., к-рому подчинены все тактические приемы, обусловленные первым планом отражения. В исследованиях, выполненных под руководством С. В. Кондратьевой, определены доминирующие П. в. по отношению к учащимся разл. успешности в обучнии. Модификация и обобщение программы наблюдения П. в. и системы анализа Пед. О. позволили создать специальную программу наблюдения поведенческих аспектов непосредственного О. учителя с учащимися на уроках, к-рая включает следующие блоки: позитивные воздействия, организующие воздействия, дисциплинирующие воздействия, воздействия предельной авторитарности, характер обращения к ученикам, вопросы учителя, проявление активности ученика, реакция учителя на вопросы учеников, реакция на ответ ученика, слушание ответа (С. В. Кондрать ева, Н. Фландерс, Л. М. Путято). Анализ непосредственного Пед. О. учителя с учащимися разной успешности в обучении позволил выявить след. тенденции: А) С понижением успеваемости уменьшается частота П. в. в целом и прежде всего позитивных и организующих, уменьшаются частота постановки вопросов учителем учащимся, количество случаев обращения к ученикам по имени. Б) С понижением успеваемости уменьшается проявление активности учащихся. В) С понижением успеваемости у учителя уменьшается проявление интереса к вопросам учеников, уменьшается количество реакций на ответы слабых учащихся, проявления качественного анализа ответов слабых учащихся. Т. о., следует констатировать наиболее выраженную пассивность учителей в Пед. О. со слабыми по успеваемости учащимися. Было выявлено, что наиболее оптимальным является Пед. О. со средними по успеваемости учениками. Исследования эффективности П. в. подтвердил, что характер реакции ученика можно объяснить влиянием «внутренних условий» воздействия. Игнорирование учителем изменений в психическом развитии ребенка, тех «внутренних условий», от к-рых зависит характер взаимодействия педагога и ученика, приводит к взаимному непониманию, отчуждению и конфликтным ситуациям. Лит.: Вербова К. В. Психология труда и личности учителя: учеб. пособие. Гродно, 1991; Кондратьева С. В. Учитель-ученик. М., 1984; Кондратьева С. В., Ковалевский П. А., Ковалев Б. П., Даукша Л. М. Профессионализм в педагогическом общении: монография / Под ред. С. В. Кондратьевой. Гродно, 2003; Путято Л. М. Педагогическое общение учителя с учениками различной успешности в обучении. Минск, 1999. Л. М. Даукша

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ: ЛЕОНТЬЕВ А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ: МАКАРЕНКО А. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ: СУХОМЛИНСКИЙ В. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБМАН В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Как свидетельствуют многочисл. исследования, обман является постоянной составляющей человеческих взаимоотношений. По нек-рым оценкам, обман «присутствует» в 25-30 % наших разговоров. Известно также, что человеческая способность различать обман в разных ситуациях не особенно высока. В процессе взаимодействия следует различать 2 взаимосвязанные стороны: обманывание и распознавание обмана. Обман (Обм.) - это сообщение, посылаемое с целью создать у коммуникативного партнера ложное, искаженное понимание ситуации. Ложность, искаженность может достигаться разными путями: сообщаемое может не соответствовать фактическому (тому, что произошло в опр. пространстве и времени), может быть неполным (недосказанным, скрывающим часть информации), может быть неясным (многозначимым, допускающим множество интерпретаций), непрямым, преувеличенным, и т. п. Существует широкое разнообразие практик/тактик Обм., однако для понимания сути межличностного Обм. важно подчеркнуть 2 его особенности: а) намеренность, интенциональность - ненамеренное, неосознанное искажение информации не классифицируется в межличностной коммуникации как Обм.; и б) направленность интенций и действий на другого - обманывая, мы стремимся ввести в заблуждение другого, не себя. Др. сторона коммуникативного взаимодействия в межличностном Обм. - распознавание Обм. Обманывающий активен и маневрирует действиями. Действия обеих сторон - по проверке подозрений и по регулированию страха обнаружения - могут быть осознанными и осуществляться как контролируемое поведение, но не менее часто они осуществляются неосознанно, когда человек не контролирует свое поведение. Помимо утечки, на реализацию Обм. и его «успешность», эффективность влияет целый ряд др. условий и факторов межличностного взаимодействия. Среди них исследователи выделяют: интерактивность (interactivity) - близость, непосредственность и немедленность взаимодействия (насколько взаимодействие между партнерами не опосредовано и не отодвинуто по времени); удовлетворение - нарушение ожиданий участников взаимодействия; предрасположенность поверить / не поверить собеседнику; интенсивность разговора (conversational demand); мотивация на Обм. и/или на раскрытие Обм.; способности, умения, опыт (skills) нек-рые участники обладают более богатым поведенческим репертуаром, более широким набором поведенческих техник/тактик, что помогает им обманывать с большим успехом; цель - ради чего предпринимается Обм. Понимание Обм. как коммуникативного явления коммуникативного взаимодействия, коммуникативного события - помогает полнее осознать, почему нам бывает сложно распознать Обм. в практике человеческих отношений. В коммуникативном понимании, Обм. не статичен, а динамичен; реализуется не по жестко заданному сценарию, а производится в ходе взаимодействия участников; является «продуктом» действий не одного человека, а создается путем взаимного влияния обеих участвующих сторон - и говорящего, и слушающего. Межличностный Обм., с коммуникативной точки зрения, - это «совместное творчество сторон». Лит.: Знаков В. В. Феномен макиавеллизма и феномен вранья // Вопр. психологии. 1999. № 6; Он же. Психология понимания правды. СПб., 1999 ; Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб., 1997; Экман П. Психология лжи. СПб., 1999. О. И. Матьяш

ОБОДРЕНИЕ

Ободрение (фр. encouragement) - базисный аттитюд к жизни, считающийся необходимым для успешного существования. Термин введен А. Адлером и Р. Дрейкурсом. Если детей кто-то из их окружения не будет ободрять, то у них могут сформироваться аттитюды слабости и обреченности на поражение. Ободрение помогает ребенку осознать, что его нынешняя «неполноценность» является преходящей и что у него есть все шансы преуспеть в жизни. Оптимистическое отношение к жизни совершенно необходимо для успеха, тогда как пессимистическое отношение обрекает на неудачу. Дрейкурс утверждал, что: «Дети нуждаются в ободрении так же, как растения нуждаются в воде». Ободрение необходимо и взрослому человеку, испытывающему трудности в социальных контактах, в О. с самим собой, попавшему в кризисную ситуацию. Необходимо использовать все альтернативные пути для создания доброжелательной атмосферы дома, в школе, на работе, в обществе. Лит.: Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002; Adler A. Individual psychology // C. Murchinson (Ed.). Psycologies of 1930. Worchester, Mass., 1930; Dreikurs R. Individual psychology: the Adlerian point of view // Wepman, J. M. and Heine R. W. (Eds). Concepts of personality. Chicago, 1963. Н. Д. Творогова

ОБОЗОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ОБОЗОВ Николай Николаевич (р. 1941) - российский психолог, спец. в обл. социальной психологии, ученик Б. Г. Ананьева. Ректор Академии психологии, предпринимательства и менеджмента, докт. психол. наук, проф., действ. чл. Межд. академии психол. наук, Балтийской пед. академии, Межд. кадровой академии. Осн. науч. интерес - пограничные проблемы дифференц. и социальной психологии (межличностное взаимодействие и отношения, совместимость и сработанность людей). Впервые в психологии изучил и дифференцировал явления совместимости и сработанности, ввел понятие сработанности. Создал оригинальную концепцию типологии личности, по к-рой люди дифференцируются на мыслителей, собеседников и практиков (М-С-П). О. разрабатывал аппаратурно-техническое моделирование О., совместной деятельности, сотрудничества, соперничества, межгрупповой конкуренции. С 1989 г. занимался внедрением дистанционного просвещения и обучения психологии. Авт. более 150 науч. трудов. Осн. труды: Межличностные отношения; Психология работы с людьми; Психология менеджмента; Мужчина женщина?!; Практическая психология: От тела к душе; Психология внушения и конформности; Психология управлением группой; Психология власти и лидерства; Психотренеригротехник; Психология человека; Психология делового общения; Личность: Акцентуация характера. Л. А. Карпенко

ОБРАЗ ДРУГОГО

Образ другого - это целостный психич. акт, обладающий всеми свойствами результата отражения: пространственно-временной локализацией, предметностью, целостностью, константностью, обобщенностью, структурностью. Образ другого является теоретико-методологическим основанием социально-перцептивного подхода и единицей анализа процесса непосредственного и опосредованного О. Главным своеобразием здесь выступает то, что в психич. образ включается характеристика психол. качеств личности, к-рая не дана воспринимающему субъекту в той же непосредственности, как, напр., физич. свойства объекта. Однако именно эти качества следует рассматривать как главный предмет познания людьми друг друга. Т. о., процесс познания людьми друг друга является процессом актуализации психол. содержания личности, к-рое закрепляется признаками внешности, поведения и деятельности человека в обществ.-трудовой практике людей. Т. П. Скрипкина

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЩЕНИЕ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБУЧАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ

Обучающее общение - целенаправленное формирование профессионального видения мира. О. о. рассматривается как процесс, обеспечивающий учебную деятельность в высшей школе, субъекты к-рого относятся к социономическому типу профессий «человек-человек». Профессиональное видение мира - это система взаимоотношений специалиста-профессионала с объектами мира. Структура профессионального видения мира обусловлена: а) профессиональной семантикой; б) особенностями профессионального отражения ситуаций; в) особенностями профессионального межличностного восприятия; г) профессиональными аспектами О. Профессиональное видение мира формируется в реальном учебном процессе, - выделяются его главные звенья и в соответствии с ними рассматриваются функции О. о.: 1) формирование профессионального языка; 2) практическая деятельность студентов. Формирование 1-го звена профессионального видения мира - профессиональной семантики - происходит через О. о. в диаде «преподаватель-студент»: на основе «алгоритмов категоризации» профессиональные декларативные значения перестраиваются в профессиональные реально действующие. О. о. является основой деятельности будущего специалиста не только с профессиональными объектами, но и показывает способы взаимодействия с коллегами. Формирование через О. о. 2-го звена профессионального видения мира не является универсальным, поскольку в О. о. меняются стратегии и тактики, связанные с особенностями профессии и специальности внутри профессий. Конечный результат - формирование профессионального видения мира - должен соответствовать государственным образовательным стандартам по специальности. О. о. связано с педагогическим О., к-рое рассматривается как О. преподавателя со студентами на занятиях и вне их, а также как взаимодействие преподавателя со студентами в целях формирования последних как субъектов профессиональной деятельности. Лит.: Научно-педагогические резервы совершенствования обучения и воспитания студентов в медицинском вузе. М., 1984. И. Б. Ханина

ОБЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ : МАСТЕРСТВО

Можно выделить 2 близких, но разных типа, в к-рых проявляется мастерство О. - гений и гроссмейстер. 1. Гений (лат. genius - у древних римлян дух-покровитель каждого человека, сопровождающий его от самого рождения) - человек, обладающий высшей степенью природной одаренности в коммуникативной сфере, уникальной творческой способностью к эффективному О. в разл. жизненных ситуациях. В основе гениальности в сфере О. лежит пластичность человека, его умение адекватно подстраиваться к разл. собеседникам и аудиториям. Гениальность в сфере О. базируется не столько на коммуникативной компетентности, сформированной в результате специальной подготовки, как у гроссмейстера О., сколько на непосредственности, естеств. непредвзятости, искренности, оригинальности, инстинктивном следовании человека своим спонтанным импульсам. Гений О. располагает к себе собеседников способностью к глубокой эмпатии, точным пониманием их состояний и потребностей, вызывает доверие и симпатию, как бы обезоруживает их, снимая барьеры О., преодолевая привычные социальные стереотипы. Коммуникативная эффективность человека, обладающего гениальностью в сфере О., усиливается путем его участия в специальных тренингах О. и приобретения разностороннего социального опыта. Гениальность в сфере О. наряду с высокой социальной активностью являются мощным потенциалом для успешного карьерного роста и выдающихся достижений человека в обществ. деятельности. 2. Гроссмейстер О. (нем. GroЯmeister - большой мастер) - человек, достигший высокого уровня мастерства в сфере О. Такой человек обладает высокой коммуникативной компетентностью, владеет искусством эффективного О. Человек, к-рого можно назвать гроссмейстером О., всегда способен выбрать и применить стратегии, техники и приемы О., оптимальные для сложившихся жизненных ситуаций, О. с разл. собеседниками и аудиториями. К важнейшим составляющим мастерства в сфере О. относятся: установление сотрудничества с людьми на основе партнерской позиции; умение внимательно слушать и расспрашивать собеседников; четко и ясно формулировать свои сообщения, ориентируясь на интересы и особенности слушателей; правильно понимать невербальные проявления др. людей и адекватно пользоваться собственными средствами невербальной коммуникации; делать эффектные комплименты, успешно предотвращать и преодолевать конфликтные ситуации и т. д. Мастерство в сфере О. формируется на основе интеграции социально-психол. знаний, коммуникативных навыков, жизненного опыта человека, его ценностных ориентаций, поведенческих стратегий и т. п. Важнейшую роль в развитии мастерства в сфере О. играет специальное обучение в форме тренинга О., а также соответствующее самообразование. Лит.: Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1980; Леви В. Искусство быть собой. М., 1971; Он же. Искусство быть другим. М., 1973; Ясвин В., Дерябо С. Гений общения. М., 1999. В. А. Ясвин

ОБЩЕНИЕ : ОНТОГЕНЕЗ - ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ : ОНТОГЕНЕЗ - МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ : СТРУКТУРА И МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ : ФУНКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ АУТИСТИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Если аутизм, аутизация - термины, обозначающие болезненное развитие, то аутистичность (А.) - свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии. В. Е. Каган предлагает рассматривать А. в кач. барьера, защищающего от О. на глубоком личностном уровне. Отмечены такие свойства непатологического аутистического мышления, как предпочтительная ориентировка на внутр. критерии, снижение и утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, к адекватному эмоциональному реагированию, к проигрыванию разнообразных ролей. Главным стержнем рассматриваемой черты личности, обусловливающей дефицит О., является недостаточность О., неконтактность, В общую картину их О. входят след. признаки: чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, др. люди воспринимаются как угроза; отгороженность от внеш. мира; самоизоляция; непереносимость взгляда в глаза (один из важных признаков), взгляд мимо людей, сквозь них; повышенная сенситивность; симбиотическая привязанность к матери; застреваемость, неловкость, прилипаемость, отгороженность, отвергаемость, негибкость. А. ребенка как черта его личности может быть скорректирована совместными усилиями родителей и психотерапевтов. Причины появления этой черты различны. Одной из главных считают угнетение функций правого полушария мозга, его гипоактивацию и вследствие этого задержку аутоидентификации. Аутистичные дети, как правило, первые, а часто и единственные в семье. Характерными чертами такой семьи являются гиперопека, форсированная интеллектуализация в детстве, наличие депрессивного отца. Семья часто бывает неполной, глубоко конфликтной. Плохо влияет на ребенка частичная материнская депривация и сепарация в раннем возрасте. Нарушения коммуникации между родителями в семье могут вызывать аутистичные формы О. у ребенка. Об этом говорят факты, полученные в лонгитюдном исследовании Л. Л. Баз и О. В. Баженовой. Нарушения О. у детей проявлялись в след. формах: низкая потребность в О., затруднение вступления в контакт, отсутствие адекватных реакций на обращение взрослого, слабое развитие адекватных возрасту средств О. и др. А. как личностная черта отражается на всей сфере контактов человека; дефицитность О. такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутистичного ребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный А. Однако такой ребенок обладает компенсаторными механизмами, к-рые при благоприятных отношениях в семье позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников. Психол. портрет аутистичного человека: по сравнению с интровертами и отчужденными у них больше личных проблем, они более консервативны, подозрительны и сверхопекаемы. Как и отчужденные дети, они испытывают глубокую неудовлетворенность О. в близком кругу и потенциально конфликтны. А. приводит к недостаточности социальных связей и мешает контактности; неудовлетворенность О. выражается в чувстве одиночества и зависимости от других; сенситивность снижает легкость О. и влияние на людей. Адаптивность достигается благодаря достаточной эмоциональной устойчивости и сдержанности, осторожности в О. Если контактность и адаптивность аутистичных людей столь же невысоки, как у интровертов, то совместимость у них значительно ниже. Причина этого - в агрессивности и потенциальной конфликтности. В целом успешность О. этой группы довольно невысокая - на уровне глубоко застенчивых людей и тех, кто страдает от чувства одиночества. Лит.: Баз Л. Л., Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психол. журн. 1996. № 1; Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981; Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. СПб., 1991; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001. В. Н. Куницына

ОБЩЕНИЕ В PR-КОММУНИКАЦИЯХ

Общение в PR-коммуникациях - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, возникающих в результате совместной деятельности и включающих в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений. Главная функция О. в PR-коммуникациях - организация взаимодействия разл. социальных групп (фирм, клиентов, партий, избирателей, гос. органов, коммерческих структур и т. п.), представляющая собой частный случай межгруппового взаимодействия. О. в PR-коммуникациях не имеет установленных норм, особенно ценным является креативный характер О., поэтому в PR-коммуникациях присутствует весь колорит форм и видов О. Остановимся на ключевых характеристиках О. в PR-коммуникациях. 1. Личное О. требует от PR-специалиста установки на передачу информации в той форме, к-рая будет максимально удобна для восприятия аудиторией; безупречного владения приемами эффективного невербального О. (мимика, жесты, манеры и разнообразные формы поведения); знания в области массовой и общей психологии; наличие таких качеств, как коммуникабельность и стрессоустойчивость. Публичное О. определяется законами массовой коммуникации, выбранным каналом (СМИ: печатные, аудиовизуальные, онлайновые) и формой О. (PR-мероприятия: мероприятия для СМИ, презентации, официальные приемы, выставки, конференции и семинары, спонсорство и благотворительность, кризисные ситуации, ЧП). 2. Письменное О. в PR-коммуникациях осуществляется посредствам: пресс-релизов (информация готовая к публикации), пресс-китов (информационные мат-лы для прессы, по форме схожи с пресс-релизом, по сути - краткий справочник для прессы по теме); информационных писем для целевой аудитории; корпоративных изданий; брошюр, справочников; ежегодных отчетов. Устное О. требует владения приемами устной речи в след. формах: публичная дискуссия, выступление, проведение пресс-конференции, интервью, проведение переговоров, межличностная коммуникация. О. в PR-коммуникациях часто носит запланированный характер с четко опр. целями и задачами, поэтому часто применяются манипулятивные технологии. (Возможные след. техники и приемы манипулирования: сокрытие информации, предоставление ложной информации, стереотипизация проблемы и ситуации, использование ассоциаций, эффекта популярности, оценка псевдоэкспертов и др.) Лит.: Почепцов Г. Г. Паблик-рилейшнз для профессионалов М.-Киев, 1999. Т. В. Чухрова

ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ МИГРАНТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ В МНОГОМЕРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В. Ф. МОРГУНА

О. рассматривается как межличностное взаимодействие (субъект-субъектные отношения, или взаимоотношения), к-рые могут выступать либо как процесс О., либо как деятельность О. Это различение определяется местом О. в структуре жизнедеятельности личности. Если в данной системе содержанием (предметами) направленности личности является материальный или идеальный объект общего труда, способ или средство ее общего осуществления, то вплетенное в них О. выступает как процесс О. - важное условие реализации трудовых и игровых отношений (последние, как показали М. Мид, К. Станиславский, Дж. Морено, И. Хейзинга и др., свойственны не только детям, но и взрослым). Если же в системе жизнедеятельности содержанием направленности личности является человек, тогда, в строгом смысле, О. в м. к. л. выступает или как деятельность О. с др. человеком, к-рый выступает «субъектным предметом» восприятия и понимания (социальной перцепции, по А. А. Бодалеву), или как самодеятельность О. человека с самим собой или с др. человеком о самом себе. Личность в многомерной концепции рассматривается как активно осваивающий и сознательно преобразующий природу, общество и собственную индивидуальность человек, к-рый имеет уникальное динамическое соотношение пространственно-временных ориентаций, потребностноволевых переживаний, содержательных направленностей, уровней овладения опытом и форм реализации деятельности. Этим соотношением осуществляется свобода субъектного самоопределения личности в ее поступках и мера ответственности за их последствия (включая и подсознательно непредвиденные) перед природой, обществом и своей совестью. Графическую онтологизацию многомерной структуры личности (Л) образует пересечение (в «узле» по А. Н. Леонтьеву или «хронотопе» - по М. М. Бахтину) 5 векторов-инвариантов: 1) пространственно-временных ориентаций (О) (на прошлое, настоящее, будущее); 2) потребностно-волевых эмоциональных (Э) переживаний (негативные, амбивалентные, позитивные); 3) содержательных направленностей (Н) личности (деловая, на О., игровая, самодеятельная - направленность на саму себя); 4) уровней (У) овладения опытом (обучение, воспроизведение, познание, творчество); 5) форм (Ф) реализации деятельности (моторно-двигательная, перцептивно-наглядная, речевая, умственная). Данная многомерная структура личности может быть представлена в виде символической формулы: Л = f (ОxЭxНxУxФ). В контексте пространственно-временных ориентаций личности можно выделить О.: а) биографическое (когда интересует прошлое партнера); б) О. «здесь и теперь» (настоящее); в) О. относительно перспектив (будущее). Потребностно-волевые эмоциональные переживания в О. определяют отношения субъектов взаимодействия не просто как межличностное, а как эмоциональное отношение: позитивное - до прекрасного, возвышенного, любви; амбивалентное - от безразличия до трагического и комического; негативное - до безобразного и низменного. Инвариант уровней овладения опыта раскрывает О.: педагогическое (обучение), репродуктивное (воспроизведение), познавательное (учение, познание), креативное (творчество). Инвариант форм реализации деятельности предусматривает О.: интерактивное (напр., приветствие в тактильной форме - рукопожатие, объятия, поцелуй), перцептивное (приветствие на расстоянии - кивок головой, взмах руки), коммуникативно-речевое (словесное приветствие), воображаемое, «мнимый диалог» (приветствие в мысленной форме, когда любой контакт затруднен, опасен или невозможен). Лит.: Монистическая концепция многомерного развития личности / Сост. В. Ф. Моргун. Полтава,1989; Мотивация разносторонней деятельности учащихся // Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Аракелова. М., 1990 ; Моргун В. Ф., Седых К. В. Делинквентный подросток. Полтава, 1995. В. Ф. Моргун

ОБЩЕНИЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Общение в пенитенциарных учреждениях - учреждениях закрытого типа - происходит в условиях социальной изоляции при строгом соблюдении жестких режимных требований к осужденным. Это с неизбежностью приводит к деформации О. среди осужденных, что требует дополнительных мер воспитательного воздействия. Выделяют неск. видов деформации О.: изоляционную, нравственную и криминальную. Лит.: Сухов А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993; Он же. Реальная социальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2004. А. Н. Сухов

ОБЩЕНИЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: КРИМИНОГЕННОЕ

Криминогенное общение (К. о.) в среде осужденных - особый вид О., деформированного в условиях социальной изоляции. Оно характеризуется повышенной стрессогенностью, конфликтностью, жесткой ролевой заданностью и конспиративностью, используется для установления незаконных связей, обмена преступным опытом, создания предпосылок, выработки плана, распределения ролей, определения места, времени и способов умышленного совершения преступлений. Концептуальным подходом к объяснению К. о. в среде осужденных является понятие о деформации О. в условиях социальной изоляции. Деформация О. осужденных ведет к изменению всех его компонентов: информационного, перцептивного и интерактивного. Оно во многом конспиративно и условно, строится на основе взаимной договоренности опр. круга участников О. о системе кодирования, декодирования и технологии маскировки знаков, приобретающих только им понятный смысл. К. о. проявляется и в виде конфликтов, массовых эксцессов и др. явлениях на межличностном, групповом и массовом уровнях. Практическое значение исследования К. о. состоит в том, что оно ориентирует на устранение деформации О. осужденных на основе их ресоциализации, т. е. формирования у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, потребности в позитивных связях и ценностях. Кроме того, дальнейшее изучение К. о. должно способствовать разработке надежных методов документирования преступных связей и сообщений, психич. насилия и предъявления их в кач. доказательств на этапе судебного разбирательства. Информационная природа организованной преступности превращает К. о. в одно из ключевых понятий юридической психологии. Лит.: Бронников А. Г. Татуировки осужденных. Их криминалистическое значение. М., 1980; Кудрявцев С. В. Изучение преступного насилия // Психол. журн. 1988. № 2; Сухов А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993. А. Н. Сухов

ОБЩЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ: ОЖИДАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

Многолетние исследования восприятия образа полит. лидера жителями рос. городов и сел разных сословий (исследования проводились межкафедрально й исследовательской группой психологии массовых коммуникаций ф-та психологии МГУ имени М. В. Ломоносова под рук. докт. психол. наук Л. В. Матвеевой) показывают, что ожидания людей по отношению к личности полит. деятеля обнаруживают как минимум 2 ценностно-стилевые модели авторитетного поведения политика. В первом случае категориальная структура восприятия образа политика выявляет патерналистские ожидания избирателей, означающие готовность людей видеть в полит. лидере «Отца Отечества». Факторизация первичных данных методики семантического дифференциала конкретной группы представителей целевой аудитории избирателей может презентировать сочетание в первом факторе таких ценностно-смысловых категорий, как: 1) «сила личности политика»; 2) «хороший хозяин»; 3) «патернализм». 2-й фактор очень часто характеризует морально-этическую позицию полит. деятеля. В зависимости от региона возможны смысловые вариации названия фактора, напр. «патриотизм, доброта» или «интеллигентность, религиозность». 3-й фактор являет категорию «открытости» личности политика, умение выстраивать симметричные отношения с избирателем (Матвеева и др., 2008), быть доступным в О. с электоратом. Во 2-м случае для дифференциации образов идеального и плохого полит. лидера принципиально важными могут оказаться 2 первых фактора: «сила личности, лидерство», а также «нравственно-этическая позиция политика». В кач. 3-го фактора может актуализироваться категория харизмы внеш. облика политика, напр. «привлекательность». 4-м фактором, как и в 1-м случае, иногда выступает «дипломатичность». Т. о., наши исследования менталитета представителей рос. избирателей подтверждают факт предпочтения разл. людьми одной из 2 стилевых моделей самореализации полит. лидера, - в рамках складывающихся и оформляющихся в настоящее время таких традиций полит. культуры, как патерналистской и демократической. Лит.: Гринберг Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1998; Матвеева Л. В., Трубецкой А. Ю., Мочалова Ю. В. и др. Динамика образа политического лидера в менталитете молодежной телеаудитории (1997-2008) // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т. 2. Ю. В. Мочалова

ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ В РАСШИРЕННОЙ СРЕДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ: ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница