Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 4, "ОБЩ"-"ОПР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 4, "ОБЩ"-"ОПР")

ОБЩЕНИЕ: МОТИВАЦИЯ

Потребность в О. является одной из ранних в процессе онтогенетического развития и высоко значимых потребностей личности, эффективное ее удовлетворение обеспечивает успешное психич. развитие ребенка, а низкий уровень удовлетворения, депривация потребности приводит к существенной задержке психич. развития. На последующих этапах психич. развития, в подростковом и юношеском возрасте актуальной становится потребность в признании другими, особенно личностно значимыми лицами, в формировании личностной позиции, создании позитивного имиджа, в самореализации в ближайшей социальной среде, потребность в социальной идентификации, активном включении в разл. референтные группы, стремление снять тревогу, переживание неопределенности своего статуса, избежать психол. изоляции. В период старости, в ситуации одиночества обычно актуализируется потребность в эмоциональных контактах и соответствующих формах О., включая нередко незнакомых людей. Мотивация О., как и др. видов психич. активности, выступает в 2 осн. типах: функционально обусловленной потребности в самом процессе О. как реализации соответствующего потенциала - и потребностях результативно-целевого типа (потребность в получении информации, оказании опр. влияния на др. людей и т. д.). Мотивация, логика и феноменология рутинных, нормативных форм О. существенно отличается от мотивации и логики процесса О. в особых, экстремальных, стрессовых условиях, ситуации неопределенности, дефицита времени: в последних ситуациях мотивация О. характеризуется высокой значимостью, нередко выходящей за пределы функц. возможностей личности, что приводит к интенсификации, аффективному характеру О., неадекватности нек-рых реакций. Низкий функц. уровень реализации процесса О. (зона депривации функц. потребности - профессии типа оператора) актуализирует высоко значимую потребность в процессе О., а очень высокий уровень функц. перегрузки (публичные профессии), как правило, приводит к актуализации потребности в функц. покое, отдыхе, переключении на др. деятельность. Оптимальной в акмеологическом плане является нек-рая средняя зона, к-рая характеризуется относительной гармонией мотивационных образований и функц. возможностей, потребностей и способностей и является зоной продуктивного поступательного развития личности в О. Образ жизни с гарантией успешного удовлетворения потребности в О. приводит к существенному снижению субъективной актуальности такой потребности при сохранении объективной важности, а затруднения, преграды, психол. барьеры реализации О. приводят к актуализации высокой субъективной значимости потребности в О. Однако осознанная человеком устойчивая блокада возможности норм. О., практическая невозможность его в течение нек-рого периода времени также может по логике адаптивного процесса привести к существенному снижению субъективной значимости данной потребности, что позволяет снизить негативные переживания и соответствующие функц. затраты. Структура мотивации О. в значительной степени зависит от типологического склада личности. Экстраверты ориентированы на более интенсивное и широкое по кругу лиц О.; интроверты ориентированы на менее интенсивное О. и относительно узкий круг лиц доверительного О. Лит.: Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. М., 2005; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. В. Г. Асеев

ОБЩЕНИЕ: ОНТОГЕНЕЗ

Онтогенез О. обычно подразделяется на неск. этапов, к-рые совпадают с общепринятой периодизацией возрастного развития: О. в дошкольном детстве; О. в младшем школьном возрасте; О. в подростковом возрасте, О. в юношеском возрасте, О. взрослых и О. пожилых людей. Каждый из названных этапов О. имеет собственные психол. характеристики и потому отличается друг от друга. Эти особенности раскрываются в нижеслед. статьях. Т. П. Скрипкина

ОБЩЕНИЕ: ОНТОГЕНЕЗ - ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: ОНТОГЕНЕЗ - ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: ОНТОГЕНЕЗ - ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ

О. пожилых имеет свои особенности, к-рые связаны как с физиол. процессом старения, так и с образом жизни пожилых людей. Вступление в пожилой возраст сопровождается для одних резким, для других плавным изменением рода занятий, образа и стиля жизни, материального положения и др. условий жизнедеятельности. Самое главное событие для большинства пожилых людей, коренным образом меняющее их образ жизни, картину мира и положение в обществе, - выход на пенсию. Собственно, для многих именно этот факт знаменует наступление старости - очередного жизненного цикла. Как правило, старики живут замкнуто и их жизнь бедна событиями. Мышление их не стимулируется потребностями активного труда или свежими взглядами. Особенно если жизнь ограничена стенами дома и узким кругом друзей. Хорошими собеседниками бывают только те пожилые люди, к-рые активны, живут в ногу со временем, много читают и размышляют над прочитанным. Исследователи установили, что проживание в одиночестве или в замкнутом обществе (напр. в домах престарелых), отрицательно влияет на иммунную систему тех, кто достиг «золотого возраста». Прежде всего лишенные разновозрастного О. пожилые люди перестают видеть смысл в своем существовании, не понимая, для чего и для кого они еще живут на этой земле. Также негативно влияют смерти и болезни, к-рые пожилому человеку приходится наблюдать, живя и общаясь только с малым кругом своих ровесников. Исследования одиноких пожилых людей также выявили их осн. психол. проблемы: они испытывают трудности в О. с социальными работниками и соседями; склонны к самоубийству; часто страдают от депрессии в связи с крушением идеалов юности и всей жизни; переживают чувство вины перед умершими близкими; испытывают страх перед смертью и страх быть недостойно погребенными. Образ жизни пожилых людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создает общество. Активно занимаясь обществ. деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле полезно привлекать людей старшего поколения к работе разл. обществ, к организации встреч, передач по радио и телевидению специально для пожилых людей, к работе с детьми и молодежью и так далее. Но осн. повседневной деятельности пенсионеров гл. обр. становится дом, здоровье, пассивный отдых и развлечения. Как показано в ряде исследований, О. стариков и пожилых людей часто характеризуется рядом негативных особенностей: отсутствие внимательности к другому, невозможность сосредоточения на том, что он говорит и что чувствует; у многих появляется эгоцентризм, к-рый связан с неуверенностью в себе, чувством одиночества, убежденностью в своей абсолютной правоте и отсутствием способности к переключению на др. т. зр.; пожилой человек часто оказывается не в состоянии долго сосредотачиваться и внимательно следить за тем, что говорит собеседник; речь пожилого человека часто невнятна, а слова неразборчивы, поэтому старым людям обязательно надо прислушиваться, чтобы лучше слышать; многие пожилые люди в разговоре отличаются исключительным многословием, т. к. с возрастом становится труднее сформулировать мысль, - человек вынужден часто повторяться, упоминать разные мелочи, говорить долго и путано; пожилые люди с трудом участвуют в групповой беседе, если одновр. говорят неск. человек, - они плохо понимают смысл происходящего разговора, не сразу включаются в него и отвечают на заданный вопрос. Лит.: Комли М. Учиться слушать. Азбука общения для работающих с пожилыми людьми. М.,1999; Психологические особенности пожилого человека. В помощь социальному работнику. М., 1998; Старость. Популярный справочник. Пер. с польского. М., 1996. Т. П. Скрипкина

ОБЩЕНИЕ: ОНТОГЕНЕЗ - ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: ПСИХОДИАГНОСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: СИСТЕМНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: СТИЛЬ

Общение: стиль - типичная форма реагирования в человеческих контактах, обусловленная индивидными, личностными, социальными факторами, имеет большое значение для становления и успешного развития человеческих взаимоотношений, для создания благоприятного психол. климата на работе и вне ее ; это важный регулятор поведения. В отеч. психол. литературе имеются фундаментальные работы по формированию индивидуального стиля деятельности (Климов, 1969). Индивидуальный стиль рассматривается как присущая данному человеку система психол. приемов и способов деятельности с учетом природных, индивидных и личностных характеристик. Эта система используется человеком стихийно или сознательно в целях эффективного приспособления к существующим условиям и позволяет компенсировать те особенности личности, к-рые мешают успеху деятельности. Стиль О. - это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия - в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психол. влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов. Сформированный устойчивый индивидуальный стиль О. свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства, достигнутом данным человеком. Стиль допускает дальнейшее обучение новым умениям и навыкам О., приемам воздействия и влияния на людей, способам снятия напряженности и приспособления, адаптации, преодоления испытываемых трудностей. Особое влияние на стиль О. человека накладывает профессиональная деятельность, требующая интенсивного и разностороннего О. Поэтому можно говорить о своеобразно организованном и профессионально-типичном стиле О. педагога, врача, режиссера, экскурсовода, тренера, следователя и т. д. Стиль О. имеет внешние (экспрессивные) и интенсивностные характеристики, своеобразную эмоционально-волевую окраску, определяемую темпераментом, психофизиол. и личностными особенностями человека, арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств. Он обладает также содержательными характеристиками, в к-рых отражаются: а) доминирующая мотивация личности (потребность в О. и принятии, в эмоциональной поддержке, в самоутверждении); б) специальные способности к сопереживанию и пониманию др. людей (мягкость, доброжелательность, терпимость или жесткость, рационализм, эгоцентризм, приписывание недостатков, предубежденность); в) уровень собственного достоинства (навязывание своих мнений, навязчивое и публичное самооправдание или естественность и спонтанность; признание своих ошибок и недостатков или амбиция и отстаивание «чести мундира»; г) направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействий на людей (манипуляторский, демократический, партнерски-уступчивый стили). В стиле О. многое определяется прирожденными особенностями человека, такими как темперамент, нейродинамические особенности, деятельность эндокринной, гуморальной, кровеносной систем. Опр. тип темперамента обусловливает высоко- или низкоэкспрессивный стиль О., а также открытость или закрытость стиля, специфические жесты (закрытый стиль - человек прикрывает рот, опускает глаза и т. д.; открытый стиль - раскрытые ладони, прямой взгляд и т. п.). Лит.: Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001. В. Н. Куницына

ОБЩЕНИЕ: СТИЛЬ И ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент накладывает отпечаток на стиль О. Индивидуальные особенности человека, определяемые темпераментом, выражаются в эмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к внеш. выражению чувств, быстроте движений, общей подвижности, чувствительности (сенситивности), уравновешенности. Типичные особенности поведения людей в ситуации О., таковы: Холерик - человек неугомонный, нетерпеливый, с огромным запасом нервной и психич. энергии, к-рая определяет его высокую работоспособность, подвижность, активность во всех сферах жизнедеятельности. Им свойственна импульсивность. Они высокоэмоциональны, страстны, аффективны, плохо управляют своими чувствами, в О. гневливы, обидчивы, причем состояние гнева и обиды у них сохраняется долго. Вследствие высокой возбудимости, импульсивности и свойственной им резкости они конфликтны, агрессивны, не умеют и не могут ждать. В целом стиль О. холерика по эмоционально-волевой окраске отличается высокой экспрессивностью, яркостью и богатством используемых средств, причем осн. черты этого стиля - активность, импульсивность, агрессивность, обидчивость, неугомонность - не зависят от положения и статуса собеседника, партнера. Сангвиник - быстрый, общительный, уравновешенный, живой, как правило, с постоянно ровным хорошим настроением, иногда их называют «солнечными людьми». В О. при обидах отходчив, быстро переключается и эмоционально и интеллектуально; порой, не закончив одного дела, хватается за другое, не укрепив одних отношений, заводит новые знакомства. Такие люди легко ориентируются в новой обстановке, быстро вступают в контакты. Флегматик - уравновешенный, спокойный, замкнутый, миролюбивый, неэмоциональный. Его миролюбие в О. зачастую оборачивается своего рода миротворчеством - в коллективе при нем реже возникают столкновения по пустякам, ссоры. Флегматик, как правило, во всем надежен: в работе, в человеческих отношениях. В О. медлителен, но все хорошо планирует. В контактах избирателен, но малоинициативен; очень терпелив, спокоен, его трудно вывести из себя, это настоящие «мастера ожидания». Меланхолик - ранимый, чувствительный, впечатлительный человек; вследствие высокой чувствительности он быстрее утомляется, раздражителен. В сфере человеческих отношений его чувствительность оборачивается деликатностью. Меланхоликам свойственны «вокальная» и «экспрессивная» сдержанность в О.: тихий голос, немногословность, скудость жестов и мимики. Замкнутость и скрытность в отношениях; скованность и застенчивость, нерешительность, постоянные сомнения; в контактах - высокая избирательность и осторожность. Для меланхолика характерны раздражительная слабость в трудных ситуациях или при эмоциональном перевозбуждении, впечатлительность, зависимость от настроения, тревожность, но он способен к высокой сосредоточенности и филигранности исполнения. Т. о., в ситуации О. представители разных типов темперамента проявляют разл. свойства, сильные и слабые стороны темпераментов могут уравновешиваться в процессе воспитания и самовоспитания. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001. В. Н. Куницына

ОБЩЕНИЕ: ТИПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: УРОВНЕВАЯ СТРУКТУРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В экологическом подходе в кач. исходного основания для О. как объекта и предмета психол. исследования используется системное отношение «человек - окружающая среда (природная, социальная)». Это отношение конкретизируется в виде ситуаций учебного, коммуникативного, профессионального и т. п. взаимодействия человека с окружающей природной и/или социальной средой. Выделяется 6 базовых типов экопсихол. (в данном случае - коммуникативного) взаимодействия: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъект-совместный и субъект-порождающий (Панов, 2004, 2007). Напр., указанные типы коммуникативного взаимодействия применительно к ситуациям профессионального О. выглядят так: 1) объект-объектный тип - взаимодействие в системе «чиновник-клиент» имеет сугубо абстрактный и формальный характер и характеризуется пассивной позицией каждого из участников, и в этом смысле объектностью с обеих сторон; 2) объект-субъектный тип - чиновник занимает пассивную позицию при обсуждении дела клиента и, по сути, подчиняется тем требованиям, к-рые предъявляет к нему клиент; 3) субъект-объектный, когда, напротив, чиновник активно воздействует на клиента, занимающего позицию объекта, пассивно принимающего воздействие со стороны чиновника; 4) субъект-субъектный, когда компоненты системы «чиновник-клиент» активно взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может иметь разл. аспекты, сосуществующие и сменяющие друг друга или же, напротив, исключающие друг друга: а) субъект-обособленный, когда и чиновник, и клиент занимают активную позицию, пытаясь убедить другого в необходимом ему решении проблемного вопроса, но при этом не учитывая и не принимая во внимание мнение (субъектность) др. стороны, вследствие чего диалог между ними оказывается невозможным, каждый в споре остается «при своем». Поэтому собственно взаимодействия между ними не получается; б) субъект-совместный, когда взаимодействие между чиновником и клиентом имеет характер конструктивного диалога и в этом смысле совместного действия. Взаимодействие носит характер «встречи и диалога с Другим», подчиненных совместному достижению какой-либо цели, выполнению общей задачи и т. д. Субъектное воздействие одного субъекта на другого в системе «чиновник-клиент» строится здесь с учетом субъектных особенностей этого др. субъекта (ценности, установки, способы действия и т. п.). Однако подобный учет интересов другого не предполагает и не требует изменения своей собственности субъектности; в) субъект-порождающий, когда взаимодействие в системе «чиновник-клиент» имеет совместно-распределенный характер, в ходе к-рого происходит взаимное изменение исходной позиции каждого из участников диалога, подчиненное нахождению приемлемого для обеих сторон решения вопроса. Важно отметить, что порождение субъектности здесь проходит неск. этапов, важнейшими из к-рых являются порождение субъектности единого (совокупного) субъекта совместно-распределенного действия, а затем и порождение обновленной субъектности каждого из его со-субъектов после освоения и выполнения этого действия. Аналогично может быть проведен анализ коммуникативного взаимодействия в системах «учитель-учащийся», «руководитель-подчиненный», «родители-ребенок», «образовательная среда - учащийся» и т. д. Лит.: Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М., 2004; Он же. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. В. И. Панов

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

Общительность - качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т. е. процесс О., взаимодействия и построения отношений между людьми. Понятие Общит. связано с терминами коммуникативность, контактность, но является более операциональным определением (высказыванием, выражением), к-рое применяется многими исследователями в разл. сферах науч. и практической деятельности (психология О., психотехнологии О. и др.), а также часто используется для описания характеристики др. человека в обыденной жизни (житейская психология, обыденная психодиагностика). Общит. рассматривается как многофункц. качество личности и исследуется в разл. областях: психологии и психодиагностики личности, общей и соц. психологии, психологии индивидуальности. В психодиагностике проводятся замеры степени выраженности качества Общит., устанавливается его объективная оценка и самооценка, связи и зависимости с рядом др. личностных качеств; разрабатываются специальные диагностические принципы, позволяющие распознавать Общит. по признакам и показателям и др. В области психологии личности устанавливаются закономерности образования ряда личностных качеств, в т. ч. факторы (положительные, отрицательные), влияющие на Общит., а также учитываются индивидуальные представления человека о собственной общительности, самовыражение общительности, презентация общительности. В сфере социальной психологии проблема Общит. рассматривается как одна из центральных (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов, Н. Н. Обозов и др.) - затрагиваются аспекты, связанные с актуализацией Общит. как качества личности при выдвижении социальных ожиданий, требований среды. В последнее время в имиджелогии Общит. рассматривается при создании образа (облика, образца, эталона), наиболее «выгодного» или «удобного» типа, читаемого в глазах воспринимающих его как желаемый конструкт, привлекательный паттерн. Попытки отнести Общит. к концептуальным базовым направлениям представлены в теориях черт (Р. Кеттел), концепциях качеств личности (А. Г. Шмелев, В. Ф. Петренко, Л. Б. Филонов). Перспективным направлением при изучении Общит. является установление механизмов, позволяющих оптимальным образом реализовать собственную индивидуальность: оперирование величинами реальных качеств (степенью выраженности); учет потенциальных возможностей качеств; актуализация глубинных резервов (скрытых ресурсов) качеств; прослеживание динамики изменения собственной индивидуальной конструкции качеств; выделение особых (нужных) качеств; усиление нек-рых (требуемых) качеств; угашение (нежелательных) качеств; придерживание латентных качеств; распределение и перераспределение качеств; сочетание качеств; переключение с одних качеств на другие; настояние на строго заданных качествах; выделение доминантного качества; создание броского качества; опосредование одних качеств другими; компенсация качеств. Генеральная роль Общит. представлена через социально-значимые и личностно-значимые функции, что позволяет каждому человеку не только реализоваться в обществе через О., но разрешить посредством О. свои личностные потребности. Лит.: Ананьева Н. А. Характеристики лиц, претендующих на «общительность» // Социально-психол. и этико-правовые аспекты в исследовании личности. Межвузовский сб. науч. тр. Елец, 2002; Она же. Диагностические принципы распознавания коммуникативных качеств личности // Ученые записки. Рос. гос. социального ун-та. № 5. Спецвып. М., 2006. Н. А. Ананьева

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ-ЗАМКНУТОСТЬ

1) свойства человека, 2) социальные установки личности - характеристики субъекта О., от к-рых зависят интенсивность и устойчивость его стремления к контактам с окружающими, быстрота их установления, а также избегание О. и затрудненность в установлении и поддержании контактов. Общит.-Замкн. как свойства человека, имея генетически предопределенный характер, будучи одним из проявлений экстра- и интроверсии (экстраверты - общительны; интроверты могут быть общительными, но по большей части замкнуты), мало подвержены влияниям среды и воспитания, однако они могут в нек-рой степени изменяться в онтогенезе. Общит.-Замкн., не характеризуя содержательно личность (ее ценностные ориентации, мировосприятие, самоотношение и пр.), могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию у нее тех или иных норм, стереотипов и сценариев поведения и пр. Общит.-Замкн. следует рассматривать и как социальные установки, ибо они могут по-разному проявляться в О. на разл. возрастных этапах, с разл. партнерами, в разл. сферах жизнедеятельности, в разл. ситуациях. Общит. Замкн. как социальные установки на участие в процессе О. развиваются и формируются у человека (как у экстравертов, так и у интровертов) под влиянием опр. условий. Одни и те же условия могут, как повлиять на формирование общительности или замкнутости, так и остаться нейтральными (напр., физич. недостатки: хромота, заикание, плохое зрение, непривлекательная внешность - особенно у девушек и женщин - могут привести к Замкн., если они фиксировались с ранних лет окружающими; в то же время человек с подобными недостатками может отличаться и повышенной Общит., ибо О. становится опр. компенсацией дефицитов, порождаемых его физич. недостатком). В разные возрастные периоды развития человека Общит. и Замкн. как социальные установки могут сменять друг друга, находиться в разл. соотношении, проявляться или не проявляться в конкретных ситуациях; по-разному проявляются в сфере свободного О. и в О. в тех или иных сферах жизнедеятельности (так, при наличии опр. интересов замкнутый человек может проявлять не свойственную ему в др. случаях Общит., стремясь к совместной работе, игре, спорт. занятиям с партнерами, имеющими идентичные интересы). А. В. Мудрик

ОДИНОЧЕСТВА ЧУВСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДИНОЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНТОПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Онтопсихология общения - только оформляющаяся область науч. исследований на стыке онтопсихологии и психологии О. Основы онтопсихологии - науки о сущности человека с позиций ее соответствия законам бытия, гармонии, нравственности и духовности - были заложены экзистенциально-гуманистически ориентированными зарубеж. и отеч. психологами (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мэй, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн и др.). Большое внимание уделялось уникальности, самоценности личности, роли высших бытийных ценностей и О. в ее существовании и развитии. О.о. реализует ценностно-смысловой подход к О., ее методологической основой является гуманитарная парадигма, к-рая предполагает ценностносмысловое, глубинное освоение бытия, принимающее во внимание истор. измерение культуры и признающее сложность, целостность и в то же время неисчерпаемость человеческих феноменов. В соответствии с гуманитарной парадигмой приоритет при анализе бытийных проявлений О. отдается субъективным методам, достоверность результатов определяется не множественностью перепроверок изучаемого параметра на большом количестве испытуемых и не их усреднением, а учетом многообразия и многогранности О. Исследование и познание бытийных проявлений О. происходит поэтапно и поуровнево, выражается во все более детальной проработке и формулировании понятий с последующим возвращением к уточнению смысла частей. Такой взгляд на О. предполагает использование понятий смежных наук и анализ появившихся в результате этого новых объектов и связей человека с миром. В центре внимания О.о. находятся представления о бытийной роли и сущности О., его онтологических функциях и критериях. Исходя из бытийной роли О., онтологическими его функциями являются сплочение, соединение, объединение и взаимопомощь; главными критериями эффективности - удовлетворенность отношениями и возможность их развития. О. обеспечивает жизнедеятельность человека на разл. уровнях: индивидном, способствующем его выживанию; социальном, обеспечивающем адаптацию к конкретным социальным условиям; экзистенциальном (бытийном), характеризующимся приобщением к общечеловеческим ценностям. О. о. в целом как новая для отеч. психологии область науч. знания, объединяющая разл. науки, открывает новые перспективы перед психологией О., позволяя выйти на анализ целостных образований, в т. ч. и форм О., в к-рых представлена его бытийная сущность; изучить не только горизонталь О., с т. зр. его этапов, видов, но и вертикаль, с учетом погружения в глубину его ценностно-смыслового содержания, культурно-исторической и обществ. реальности; рассмотреть О. не только с позиций конкретного коммуникативного акта, а и с т. зр. усвоенных партнерами систем жизненных отношений; перенести акцент с анализа личностных качеств партнеров на анализ их внутр. мира и переживаний как внутриличностных предпосылок развития реальных отношений с др. людьми; объяснить выбор партнерами целей, мотивов, способов О., механизмов воздействия; наличие или отсутствие в О. многих феноменов, явлений и процессов, таких как взаимопонимание, эмпатия, толерантность и др. Приоритет изучения ценностей и смыслов, нравственной оценки О. открывает возможности анализа социально-психол. явлений в более глубоких слоях коллективного бессознательного, ментальности и определения их роли и функций в выборе опр. способов взаимодействия этносов. Лит.: Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002; Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. Рюмшина Л. И. Ценностно-смысловой подход к общению. Ростов-н/Д, 2004; Она же. Психология человеческого существования: бытийная роль и функции общения. Ростов-н/Д, 2009; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Л. И. Рюмшина

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ИСПЫТУЕМОГО

И. М. Карлинская. В рамках практикума по дифференциальной психологии личности студенты проводят обследование с помощью батареи психодиагностических методик. После завершения обследования, проделав сравнительный анализ полученных результатов по отдельным методикам, студенты составляют психол. портрет испытуемого. Для создания более полного портрета испытуемого предварительно составляется его описательный портрет по опр. параметрам. Для составления описательного портрета используется методы наблюдения и беседы. В процессе психодиагностического обследования студенты наблюдают за поведенчес кими реакциями испытуемого, фиксируя их в протоколе наблюдения. Исследования А. А. Бодалева и сотрудников, посвященные изучению восприятия человека человеком, позволили выделить те характеристики невербального поведения, к-рые выявляют индивидуальные особенности данного человека (напр., общительный, замкнутый, тревожный, эмоционально устойчивый и т. д.). Нек-рые из этих характеристик используются для составления описательного портрета. Параметры описательного портрета: 1) описание внеш. облика испытуемого (телосложение испытуемого, особенности прически, цвет и длина волос, стиль одежды); 2) описание невербальных проявлений: а) пантомимика; б) мимика; 3) описание паравербальных характеристик: а) вокальные признаки: громкость голоса, темп речи, высота тона, наличие пауз; б) вокальные феномены: смех, плач, прерывистость голоса; 4) описание особенностей речи (общая культура речи, использование профессиональных терминов, штампов, индивидуальные интонации и др.); 5) описание межличностных отношений (позиция в О., способы установления контакта, стиль О., поведение в конфликтных и значимых ситуациях и др.); 6) описание отношения к себе (отношение к своим успехам, неудачам, к своей внешности, к своему телу, к своей одежде, к окружающим вещам). Описательный портрет может быть использован в процессе подбора персонала, в психол. консультировании. Лит.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Лабунская В. А. Невербальное поведение (социальноперцептивный подход). Ростов-н/Д, 1986. И. М. Карлинская

ОПРОС ГРАЖДАН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

В системе правоохранительных органов (ПОО) опрос осуществляемое гласно и негласно оперативно-розыскное мероприятие, направленное на сбор сведений об объектах оперативного интереса. Психол. проблематика гласного О. концентрируется вокруг вопросов подготовки к его проведению (планированию), а при проведении - связана с преодолением психол. сопротивления даче сведений, интересующих оперативного сотрудника. В основе лежит знание и распознавание причин такого сопротивления и владение тактикой его преодоления. Поведение граждан в контакте с сотрудниками ПОО определяется многими факторами и варьирует в широком диапазоне: от активного сопротивления и неприятия до гипертрофированной готовности к оказанию содействия, поэтому у сотрудника ПОО должна быть сформирована профессиональная готовность к любому из них. Опрос граждан может осуществляться в разных условиях: на месте происшествия, по месту жительства, работы, в служебных помещениях сотрудников ПОО, в условиях дефицита времени и без такового, один на один с опрашиваемым и в присутствии др. лиц и т. п. По возможности выбирается ситуация, наиболее благоприятствующая достижению целей: любой О. граждан в ходе оперативно-розыскной деятельности должен вести к получению фактических данных о признаках криминальных событий и причастных к ним лицам, их действиях и результатах. При проведении О. необходимо получить сведения, дающие возможность их последующей проверки средствами оперативно-розыскной деятельности либо следственным путем. Во время О. важно контролировать речевые и неречевые проявления поведения опрашиваемого, к-рые помогают обнаруживать признаки обладания им оперативно значимой информацией. Этому способствует предварительное изучение имеющихся мат-лов, событий, фактов, лиц, действий. Негласный О., при к-ром от опрашиваемого скрываются его истинные цели и/или профессиональная принадлежность опрашивающего, направляется той же задачей - получения фактических данных, - но она решается в конспиративной форме. При этом могут использоваться лица, оказывающие содействие ПОО на конфиденциальной основе. О. при этом проводится в рамках более сложной, специально создаваемой ситуации с разработкой легенды и сценария. Психол. составляющая такого О. заключается в обеспечении ролевого поведения участвующих в этом лиц. Лит.: Носков В. А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного БХСС. Горький, 1989. Е. Г. Самовичев

ОПРОСНИК I7 - ИМПУЛЬСИВНОСТЬ, 7-Я ВЕРСИЯ

А. Айзенк, С. Айзенк. Адаптация Т. В. Корниловой, А. А. Долныковой. С. Айзенк и Г. Айзенк разработали неск. вариантов опросника измерения импульсивности. На русском языке апробирован седьмой вариант, получивший название I7 (Импульсивность, 7-я версия). Методика предназначена для выявления импульсивности. Импульсивность является важным показателем для организации межличностного взаимодействия и О. Опросник включает 3 шкалы. Шкала 1. Импульсивность; Шкала 2. Склонность к риску; Шкала 3. Эмпатия. Исходный вариант опросника содержал 54 утверждения, на к-рые респондент отвечает «да» или «нет». По результатам факторизации данных на русскоязычной выборке был предложен краткий вариант опросника, состоящий из 28 пунктов, с сохранением прежних 3 шкал и разными ключами для мужчин и женщин. 2 компонента в конструкте «импульсивности» диагностируются шкалами: а) личностной склонности к риску как «склонности к поиску сильных ощущений» и б) собственно импульсивности как «снижения самоконтроля». Третья шкала «эмпатии» измеряет способность сопереживать другому, заражаться его эмоциями, сочувствовать и т. д. Склонность к риску Г. Айзенк отличает от импульсивности, более тесно связанной с темпераментом, хотя указывает «промежуточное» место этого свойства в системе осн. генерализованных личностных черт, т. е. не рядоположное его соседство с др. чертами личности. В данной методике склонность к риску по направленности пунктов преим. характеризует физич. риск. При конвергентной схеме тестирования респондентов опросниками I 7 и ЛФР (Корнилова Т. В.) и применении факторного анализа для обработке данных в матрицах интеркорреляций, удалось выделить след. общие факторы: импульсивность (снижение самоконтроля), рациональность (склонность к обдумыванию решений), а также самост. факторы склонность к риску как к поиску ощущений и как готовность принимать решения в ситуациях неопределенности или при неполноте информации. Эти результаты рассматриваются авторами как эмпирический довод в пользу того, что необходимо различать субъективные шкалы, стоящие за психол. конструктами «импульсивности» и «раскованности». Лит.: Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16,5 или 3? - критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология, 1993, Т. 1, № 2; Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособие. М., 2003; Корнилова Т. В., Долныкова А. А. Диагностика импульсивности и склонности к риску // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 3. Т. В. Корнилова

ОПРОСНИК "АТРИБУТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЩЕНИЯ"

Опросник "Атрибутивное сопровождение общения" (АСО). А. И. Тащева. Предназначен для диагностики особенностей восприятия людьми любого возраста себя и значимых для них людей в межличностных отношениях (супружеских, родительско-детских, детско-родительских, дружеских, деловых и пр.). Основой для построения опросника является позиция Г. М. Андреевой о принципах изучения атрибуции: объяснение ее в широком психол. и социальном контекстах, в условиях реального человеческого О.; нелокализуемость реального атрибутивного процесса в рамках феноменального поля отдельного индивида. Цели определяют содержание и вариант конкретного опросника. Клиент характеризует себя и значимого другого с 2 позиций: как личностей и, как субъектов конфликтного взаимодействия. Важно, чтобы план описания был единообразным и, чтобы вопросы были открытыми. Если опросник заполняют все участники конфликта, то получаемый материал оказывается еще более информативным за счет возможности сравнения ответов субъектов. Меняя набор субъектов, к-рых характеризует респондент, можно исследовать особенности его самовосприятия и межличностного восприятия в любых значимых для него отношениях. Обработка результатов осуществляется методом контент-анализа по эмоционально-оценочным и содержательным категориям. Эмоционально-оценочная характеристика восприятия человеком себя и других называется автором генерализацией восприятия, к-рая является своеобразной призмой, позволяющей личности оценивать себя, близких, посторонних людей и людей вообще как личностей и как субъектов конфликтного взаимодействия. Осн. показателем этой перцептивной характеристики является уровень позитивности генерализации восприятия человеком себя и других. Эта характеристика может варьировать в широких пределах: от абсолютно позитивной до крайних проявлений негативной. Внутр. факторы, обусловливающие становление генерализации восприятия: пол, возраст, национальность, вероисповедание, состояние соматического и психол. статусов человека. Внеш. факторы: традиции семейного воспитания и пережитой опыт формирования личности вне семьи. Для конкретного человека этот показатель является константным, в существенной мере характеризует личность и выполняет как минимум 2 функции: является простым и достоверным критерием принятия личностью себя и других и, представляет собой психол. механизм социальной адаптации человека, способ психол. коррекции его многих индивидуальных и межличностных психол. проблем. Анализ содержания ответов: общее количество использованных слов; характеристик, приписываемых себе, каждому из характеризуемых объектов; процентное содержание атрибуций (социально-демографические, социально-экономические, физические, психологические, социально-психологические и пр.). Обычно в список значимых людей включаются 3-7 человек: сам опрашиваемый, близкие люди, «враги»; редко - только сам опрашиваемый. Если человек в кач. наиболее значимых для него людей не назвал себя, либо ни одного субъекта не охарактеризовал преим. негативно/позитивно, то в диагностических и коррекционных целях рекомендуется провести дополнительный опрос. Опросник позволяет: 1) выявлять осознанные и бессознательные установки респондента на себя и значимых других; 2) фиксировать уровень позитивности генерализации восприятия респондентом себя и значимых других как личностей и как субъектов конфликтного взаимодействия; 3) констатировать дисгармонии в эмоциональном отношении респондента к себе и значимым другим. Лит.: Актуальные проблемы психологической диагностики. Ростовн/Д, 2001. А. И. Тащева

ОПРОСНИК "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ"

Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). И. М. Марковская. Предназначен для анализа детско-родительских взаимодействий. Понятие «взаимодействие» трактуется автором достаточно широко и включает в себя эмоциональное отношение родителя к ребенку, особенности воспитательской позиции родителя, согласованность и удовлетворенность участников взаимодействия. Опросник содержит 60 утверждений в прямой и обратной форме, степень согласия с к-рыми респондент оценивает по 5-балльной системе. Выбор анализируемых характеристик осуществляется автором с учетом отеч. и зарубеж. практики диагностики детско-родительских отношений. Отобраны те из них, к-рые используются в большинстве классических диагностических средств. Оцениваемые характеристики представляют собой 10 полярных шкал, полюса к-рых представлены противоположными значениями. Отношение к ребенку: 1) отвержение - принятие ребенка родителем; 2) эмоциональная дистанция - эмоциональная близость. Воспитательская позиция родителя: 3) нетребовательность-требовательность; 4) мягкость-строгость; 5) автономность-контроль; 6) непоследовательность-последовательность; 7) отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Общая удовлетворенность отношениями участников взаимодействия : 8) несогласие-согласие между родителем и ребенком; 9) авторитетность родителя (самооценка родителем степени своего влияния на ребенка); 10) удовлетворенность ребенка отношениями с родителем. Отличительная особенность методики - это анализ детско-родительского взаимодействия как с позиции родителя, так и с позиции ребенка. С этой целью разработаны зеркальные варианты опросника для родителя и для самого ребенка. Согласованность оценок обоих участников взаимодействия создает дополнительные диагностические возможности. Разработана модификация для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста, в к-рой шкалы согласие и авторитетность родителя заменены на воспитательную конфронтацию в семье и тревожность за ребенка. В ходе обработки результатов диагностики полученные за обратные утверждения оценки меняются на противоположные (5-1, 4-2 и т. д.). Методика предназначена для консультативной практики и исследовательской работы. Лит.: Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006; Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журн. практического психолога, № 3, 1988. Е. И. Захарова

ОПРОСНИК ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (ВКЛ). М. В. ЧУМАКОВ

Опросник направлен на диагностику таких волевых качеств, к-рые представляют собой конкретные проявления волевой регуляции, определяющиеся условиями и содержанием конкретных видов деятельности, осуществляемых человеком. Волевые качества представляют собой устойчивые диспозиции личности, определяющие предрасположенность человека проявлять волевые усилия, специфичные по отношению к определенным условиям деятельности и О. Предназначен для диагностики респондентов в возрасте от 18 до 35 лет. В наст. вр. в психол. науке отсутствует общепринятая точка зрения на состав и классификацию волевых качеств личности, что заставляет многих исследователей обращаться к конструированию опросников, состоящих из апостериорных шкал, к-рые выделяются путем анализа житейских представлений о воле и анализа бытового языка на основании семантического сходства. Опросник ВКЛ представлен апостериорными шкалами. Он содержит 78 утверждений, на к-рые респондент отвечает «да» или «нет». Эти утверждения формируют 9 шкал, выделенных факторным анализом списков прилагательных из словаря русского языка С. И. Ожегова, характеризующих волевого (543 прилагательных) и безвольного (614 прилагательных) человека: 1) Ответственность (ответственный, обязательный - безответственный, ненадежный, ветреный, безалаберный); 2) Инициативность (ведущий, деловой, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный - пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный); 3) Решительность (уверенный, решительный - нерешительный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся); 4) Самостоятельность (самостоятельный - зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся); 5) Выдержка (выдержанный, терпеливый, благоразумный, самоуправляемый невыдержанный); 6) Настойчивость (твердый, боевой, стойкий, настойчивый - ненастойчивый, нестойкий, слабый); 7) Энергичность (активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный - бессильный, депрессивный); 8) Внимательность (внимательный, собранный, непоколебимый - невнимательный); 9) Целеустремленность (целеустремленный, упорный - нецелеустремленный). Методика может использоваться как для практических, так и исследовательских целей. В наст. вр. авторами методики ведется работа по расширению диапазона ее применения. Лит.: Чумаков М. В. Диагностика волевых свойств личности // Вопр. психологии. 2006. № 1. В. Н. Шляпников

ОПРОСНИК ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ). Е. И. Захарова. Предназначен для выявления детско-родительского эмоционального взаимодействия. Основанием для разработки опросника явилась практика возрастно-психологического консультирования, к-рая показала значение взаимодействия близкого взрослого с ребенком для его психич. развития. Опросник состоит из 66 утверждений, с к-рыми респонденту необходимо выразить степень согласия по 5-балльной системе. Процесс взаимодействия представляется сложным структурным образованием, к-рое характеризуется 11-ю параметрами, объединенных в 3 содержательных блока. Блок I - чувствительность: 1) способность воспринимать состояние ребенка; 2) понимание причин его состояния; 3) способность к сопереживанию. Блок II - эмоциональное принятие: 4) чувства, возникающие во взаимодействии; 5) безусловное принятие; 6) отношение к себе как родителю; 7) преобладающий эмоциональный фон взаимодействия. Блок III - поведенческие проявления эмоционального взаимодействия: 8) стремление к телесному контакту; 9) оказание эмоциональной поддержки; 10) ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; 11) умение воздействовать на состояние. Каждый из структурных компонентов является самост. характеристикой, в то же время внутренне связанной со всеми остальными, что подтверждается данными корреляционного анализа. Каждая из 11 характеристик диагностируется с помощью 6 утверждений, 3 из к-рых сформулированы в позитивном ключе (согласие с этими утверждениями свидетельствуют о высокой степени выраженности данного качества), 3 - в негативном (согласие с ними свидетельствует о низкой степени выраженности качества). Результаты представляются в баллах. Степень выраженности характеристик взаимодействия оценивается в интервале от 1/5 до 5 баллов. Определены средние и критериальные значения по каждой из анализируемых шкал. Сравнение результатов отдельного респондента с областью средних значений позволяет говорить о дефиците или чрезмерной выраженности отдельных характеристик взаимодействия. Методика используется как средство в консультативной деятельности и исследовательских целях. Лит.: Захарова Е. И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. № 1. Е. И. Захарова

ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИИ

Г. С. Никифоров, В. К. Васильев, С. В. Фирсов. Предназначен для диагностики склонности человека к эмоциональному, поведенческому и социальному самоконтролю. В основе методики лежат представления о самоконтроле, как о функции установления соответствия между деятельностью и разл. психич. процессами субъекта, с одн. стор., и нормами и требованиями, к-рые предъявляют к нему др. люди (референтная группа) или он сам, с др. стор. Взаимосвязь волевой регуляции и самоконтроля носит сложный и неоднозначный характер. В процессе самоконтроля человек может прилагать разл. количество волевых усилий в зависимости от особенностей ситуации и индивидуальных склонностей. Самоконтроль является обязательной предпосылкой формирования системы социальных навыков и умений, проявляющихся, в первую очередь, во взаимодействии и О. По мере социального развития субъекта у него увеличивается репертуар приемов и техник самоконтроля, к-рые он стремится более широко и рационально использовать в своей жизнедеятельности. Текст опросника содержит 36 утверждений, к каждому из к-рых на выбор предлагается 3 варианта ответов. Опросник состоит из трех субшкал (каждая шкала по 12 утверждений): 1) Эмоциональный самоконтроль - данная шкала оценивает склонность человека к самоконтролю собственных эмоциональных состояний и их поведенческих проявлений как в деятельности, так и в О. Показатели по данной шкале высоко коррелируют с показателями по шкале «Психотизм» (Г. Айзенк); 2) Самоконтроль в деятельности - данная шкала оценивает склонность человека к самоконтролю в процессе реализации разл. видов деятельности, к-рый включает в себя след. этапы: прогнозирование, планирование, контроль за исполнением и оценку результатов. Показатели по данной шкале высоко коррелируют с показателями по шкале «Психотизм» (Г. Айзенк); 3) Социальный самоконтроль - данная шкала оценивает склонность человека к самоконтролю собственного поведения, в т. ч. и коммуникативного, в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия. Показатели по данной шкале высоко коррелируют с показателями по шкале «Нейротизм» (Г. Айзенк). Каждая шкала характеризуется 3 уровнями значений: низкий, средний, высокий. Степень выраженности склонности к самоконтролю определяется набранной суммой баллов по каждой субшкале в отдельности и по всему опроснику в целом. Лит.: Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000; Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989 В. Н. Шляпников

ОПРОСНИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. А. Рабинович. Модификация Т. Г. Сырицо. Предназначен для выявления структуры эмоциональности в профессиональной деятельности учителя. Как и в оригинале, эта методика ориентирована не столько на выявление собственно эмоций, а на выявление устойчивых эмоциональных переживаний учителя. Данную методику следует рассматривать не как выявление эмоций (радости, гнева, страха и печали) в чистом виде, а именно как склонность субъекта к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону. Опросник состоит из 42 утверждений, на к-рые респондент отвечает по след. схеме: «безусловно, да»; «пожалуй, да»; «пожалуй, нет»; «безусловно, нет». В дальнейшем ответы респондентов переводятся в баллы: от 4 до 0. Методика позволяет выявлять след. эмоции: радость, гнев, страх, печаль. Степень выраженности эмоции определяется набранным баллом. Лит.: Сырицо Т. Г., Трусов В. П. Особенности эмоциональности учителя и успешность его деятельности // Психологическое обеспечение трудовой деятельности: Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1987, Вып. 12. И. Б. Ханина

Предыдущая страница Следующая страница