Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОБЩ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОБЩ")

ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДИСТАНЦИОННОЙ НЕИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

А. Ю. Панасюк. Среди множества функций О. выделяется и психодиагностическая. Дистанционные неинструментальные методы психодиагностики, как класс методов, до сих пор не выделялись, хотя отдельные методы используются и имеют достаточно строгое науч. обоснование. Сущность этого вида психодиагностики заключается в том, что исследователь, в роли к-рого может выступить любой человек, вступающий в О. с кем-либо, для получения в процессе О. диагностической информации о психике своего собеседника (визави), не создавая специальных условий для диагностики, лишь наблюдает (смотрит), слушает (что и как говорит собеседник), анализирует поступающую от того информацию (в отличие от традиционной психодиагностики, где, как правило, исследователь получает информацию только после того, как вынудит респондента совершить те или иные действия). Темой О. может быть любая, кроме самой психодиагностики. Дистанционные методы исследования психики собеседника в процессе О. основываются на анализе и оценке 2 видов психодиагностики информации: габитарной (внешность, внеш. вид) и этологической (обычай, нрав, характер) т. е. поведенческой, к-рые соотносятся с особенностями психики на основе научно обоснованной интерпретации элементов внеш. вида и поведенческих реакций данного человека (собеседника). Психол. интерпретация особенностей поведения строится с учетом того факта, что большая часть действий человека (в т. ч. и по созданию своего внеш. вида) детерминирована подсознательными программами поведения (Панасюк, 2007), а психол. интерпретация конституциональных особенностей человека детерминирована связью между анатомией и физиологией, с одн. стор., и психикой - с др. стор. Данный принцип, являющийся основой дистанционных методов оценки психики, конкретизируется при анализе отдельных методов, т. к. о человеке говорит все: внешность, манеры О., деятельность, а также продукты этой деятельности. Важно обладать научно обоснованными данными о связи этих характеристик с теми и или иными особенностями психики человека при условии, что он не оказывает преднамеренного, умышленного, специального, осознанного влияния на характер и содержание психодиагностики информации. Но есть основание полагать, что подобного рода сознательный контроль своего поведения, если он и имеет место, захватывает далеко не все сферы поведенческих реакций, не говоря о таких видах габитарной информации, как конституция человека. Данное положение базируется на том, что большинство поведенческих актов людей в обычных, типичных условиях детерминированы их подсознательными программами поведения, т. е. подсознательные программы поведения отражают сущность психики человека, ибо сущностью является типичное (часто проявляемое), а не исключительное (редко наблюдаемое у данного человека). Лит.: Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? (Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника). 7-е изд. М., 2004; Он же. А что же в действительности на уме у вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ОБЩЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЕ

Общение конвенциональное - понятие, отражающее перспективную форму коммуникативной реализации социальных стратегий, основанных на доверии, солидарности и свободе выбора во взаимодействии граждан в процессах выявления, защиты и отстаивания их интересов. Оно реализует ценностный потенциал гражданских отношений, структурными элементами к-рых являются: забота и ответственность в отношении к другим и себе, тождественность субъекта отношений и субъекта поведения, стратегии согласия и консолидации. Концептуалистика О. к. представлена в работах Ю. Хабермаса (коммуникативное действие), М. Витгенштейна (языковые игры), Дж. Тернера (микродинамика социального взаимодействия), Дж. Хоманса, Э. Гофмана, (между ожиданием Другого и подлинным Я), М. Мерло-Понти (перенос правил в контекст «неэгоизма»), М. Фуко (интерсубъективность и интертекстуальность как эпистемы), В. Петровского (симметрия взаимосвязей), П. Вацлавика (технологии обратной связи), Дж. Бьюдженталя (презентативная и пассеистическая установки) и др. Межчеловеческие отношения как предмет нравственной оценки и регуляции порождают конвенциональные нормы О. Нормативные образцы, стандарты О. выступают функциями и санкциями коммуникативных практик, ориентированных на устранение понятийной неясности и согласование интересов субъектов О. Структуру практик О. к. составляют модальности истины или ложности (объективность), правильности или неправильности (социальность), правдоподобия или неправдоподобия (субъективность). От характера модальности зависят возможность и вероятность консенсуса в коммуникативном диалоге как искомой ценности коммуникативного действия (Ю. Хабермас). Достижение понимания функционирует посредством координирования планов целенаправленного действия только в том случае, полагает Хабермас, если участники временно воздерживаются от непосредственной ориентации на личный успех в пользу установки собеседника, к-рый хочет достигнуть понимания с др. лицом относительно чего-либо в мире. Ограничение моральными принципами коммуникативного действия протекает как совмещение норм и ценностей этики и норм стратегических намерений через опосредование совмещения регулятивно-консенсуальными правилами высказывания. Целерациональность О. к. лежит в основе дискурсов: теоретического (когнитивно-инструментальный объект), практического (морально-прагматический объект), эстетического (ценностный объект), терапевтического (преобразовательный объект), саморефлексии (символический объект). Выработка общего понимания объекта О. к. представляет собой иллокутивное действие, полагающее, в кач. модуса высказывания, предупреждение, обещание, обязательство, приказ, просьбу и т. д. Манифестируя ряд условий их осуществления, иллокуция формирует систему сообщений на основе коммуникативных правил, принимаемых сторонами О., что обеспечивает мысленное перемещение говорящего на место собеседника с целью понимания его мотивов и перспектив. Конвенциональный процесс О. строится субъектами О. как нормативными существами, ожидающими друг от друга солидарной ответственности и равного взаимного уважения. Выработка нормативнофункц. понятий, обеспечивающих интерсубъективность диалога и субъективных намерений (технология конвенциализации О.), является формой договорного понимания согласованного действия. Лит.: Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект. М., 2005; Концепции модерна. Ретроспектива двух традиций. М., 2005. Т. К. Рулина

ОБЩЕНИЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С КЛИЕНТОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ

Общение межнациональное - это опр. коммуникативные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе к-рых люди, принадлежащие разным национ. общностям и придерживающиеся разл. религ. взглядов обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого О. зависит от общего уровня развития этнофоров, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы, от их морали. О. м. выступает как форма реализации межнацион. отношений на личностном уровне, имеет личностно-психол. конкретизацию. О. и отношения народов мира, государств, республик, провинций, губерний, осуществляемые через международные, государственные, республиканские, региональные организации, конкретизируются посредством О. между людьми разных национальностей. О. м. часто рассматривается в исследованиях, к-рые касаются понятий: «культура О. м.», «межкультурная коммуникация», «межэтническое О.». Они приобрели широкое распространение с начала 1980-х гг. Проблема О. м. носит междисциплинарный характер и находится на стыке филос., социол., культурологических, психол. дисциплин. При изучении психологии О. м. находит применение целый ряд социально-психол. теорий, в первую очередь теорий личности. У личности, принадлежащей к опр. национ. группе в процессе О. м. важными потребностями могут являться потребность в безопасности, целостности группы, солидарности, аффилиации, а также потребности в справедливости, позитивном восприятии себя др. людьми. Значимость учета этих потребностей в социол. анализе описана Г. Кантрилом. Психич. образованиями, результатами взаимодействия данных процессов, являются социальные установки, или аттитюды. Через них и изучается О. м. Теория установки получила не меньшее распространение, чем теории личности при изучении О. м. В социальной психологии понятие социальная установка или аттитюд используется для выявления и характеристики состояний личности, предшествующих ее реальному поведению и О. м. Лит.: Большая психологическая энциклопедия. М., 2007; Горянина В. А. Психология общения. М., 2008; Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2004. Т. В. Романюк

ОБЩЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ МИГРАНТОВ С КОРЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Общение на иностранном языке - взаимодействие двух и более людей, при к-ром происходит обмен информацией предметного и эмоционального характера и к-рое осуществляется посредством иностр. языка. Умение общаться на иностр. языке - одна из осн. целей практически всех существующих методов обучения языкам и, в первую очередь, коммуникативных методов (термин Е. И. Пассова). Однако название «коммуникативный метод» не показывает всей глубины и сути обучения О. на и. я. Термин допускает искаженное толкование сущности метода, когда дело на занятиях иностр. языком не идет дальше искусств. разыгрывания диалогов, слабо мотивированных заданий на обмен информацией, механического получения и передачи сообщений. Это происходит из-за ошибочного отождествления понятий коммуникации и О. Если коммуникация - это смысловой аспект социального взаимодействия, то О. - понятие намного более емкое и многоплановое. Г. М. Андреева (и большинство исследователей) считает, что О. как минимум предполагает троякий аспект: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. И акцент на какой-либо одной стороне этого триединства, в т. ч. коммуникативной, вряд ли оправдан. Характеризуя О. на и. я., следует учитывать и познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты межличностного О. на к-рые обращает внимание А. А. Бодалев. Не менее важно учитывать и функции О.: контактную, информационную, побудительную, координационную, понимания, эмотивную, установления отношений, оказания влияния. Иными словами, О. как на родном, так и на иностр. языке - это сложный, многогранный процесс, к-рый, прежде всего, предполагает обмен информацией между партнерами, осуществляемый знаковыми средствами (куда, наряду с языком во всей его полноте, включая просодическую систему - логические ударения, интонацию, ритм, темп, паузы, - входят также голосовые модуляции, степень громкости речи, жесты, мимика, пантомимика и иные пара- и экстралингвистичекие сигналы). Владение параи экстралингвистическими средствами О., к-рые обладают как универсальными свойствами, так и национ. спецификой (осваивать последнюю необходимо вместе с постижением иностр. языка), особенно важно, когда О. происходит на неродном языке и знание его не вполне совершенно. Важно при этом владеть стратегиями и тактиками О., потому что О. - это еще установление и развитие межличностных контактов, к-рые вытекают из потребности людей в совместной деятельности, их взаимодействие, взаимное восприятие и понимание друг друга. Чтобы это стало возможным между представителями разных национально-культурных социумов, необходимы знания не только собственно иностр. языка с его экстралингвистической спецификой, но и особенностей иностр. культуры, традиций, поведения (в т. ч. этикета), менталитета, духовных ценностей представителей др. страны, сведений из ее истории, политики, экономики, а также умение пользоваться такими знаниями. В отеч. школе этому обучают на занятиях по лингвострановедению и лингвокультурологии в рамках учебной дисциплины под названием межкультурная коммуникация (но точнее было бы сказать - межкультурное О.). Существуют комплексные, активные и развивающие методы обучения иностр. языкам, в т. ч. - Интегративный лингвопсихол. тренинг (ИЛПТ), направленный на овладение О. на и. я., в к-ром О. на изучаемом языке проводится во всей многогранности его сторон, компонентов и функций. При этом использование социально-психол. тренинга как методологической основы обучения иноязычной речи развивает способности и навыки О. на и. я., а также делает возможным корректировку и оптимизацию О. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человеком человека. М., 1982; Психология. Словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990; Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2004. И. М. Румянцева

ОБЩЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО РАБОТНИКА С ГРАЖДАНАМИ: РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего опр. позицию в данной ситуации контакта. В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая при О. с разл. людьми в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений. Ролевые маски оперативного О. носят двоякий характер: изменяя подлинные качества личности, отношения и намерения оперативного работника, сохраняют признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта. Пример ролевых масок - варианты поведения, рассчитанного на установление психол. контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.) с целью создания у него требуемого представления о говорящем, к-рый не раскрывает своих замыслов и информированности о конкретных фактах. Др. часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к правоохранительным органам (ПОО), для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы. Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технол. природу. Ролевое поведение требует знания содержания роли, ее сложности, а также точности заданности, определенности (напр., просто инженер или же инженер конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности и особенностям индивидуального стиля поведения, но подчас и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психол. особенности др. человека. В юрид. психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению. Любое О. сотрудника ПОО регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с конкретными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей связан с их социальным ожиданием. В ролевом О. важно определить позицию партнера, чтобы избрать необходимую линию собственного поведения, к-рое зависит от ситуации контакта, реальных или ожидаемых со стороны партнеров трудностей На ролевое поведение оказывают влияние личностные особенности сотрудника, а также его статус. Лит.: Носков В. А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного БХСС. Горький, 1989. Е. Г. Самовичев

ОБЩЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ С ЛИЧНОСТЬЮ

Общение организации с личностью - одна из моделей теорет. анализа О., в к-рой субъектами О. являются группа и личность. В социально-перцептивных процессах личность имеет дело не столько с самой организацией (воспринимаемой как нек-рая целостность), сколько с ее имиджем, к-рый выполняет регулятивную функцию. Процесс О. организации с личностью предполагает и наличие коммуникации между ними. В поддержании эффективной коммуникации здесь профессионально участвуют и PRспециалисты, изучая стереотипы, участвующие в восприятии личностью таких социальных объектов как организация. Стереотип содержит в себе когнитивный образ, обеспечивающий предрасположенность субъекта к восприятию соответствующей информации, и инструментально-практическую установку, создающую контекст оценивания информации и внутр. готовности субъекта к последующим действиям. Стереотипы автоматизируют когнитивные процессы, напр., отношению доверие/недоверие образовательному учреждению может соответствовать тот или иной стереотип его восприятия потребителем образовательных услуг. Организация, имеющая дело с клиентами, обычно привлекает к этой работе своего представителя, к-рый является ее своеобразным «лицом». Представитель организации призван предоставлять интересующую клиента информацию и должен восприниматься как человек информированный и компетентный, готовый оказать помощь пришедшему, работать не только в интересах организации, но и в интересах клиента. Делает он это с помощью продуманного имиджа и коммуникативной компетентности. Публичное лицо должно соответствовать по возрасту, внеш. виду ценностям организации, к-рые она заявляет в своем О. с клиентом. Образ организации при восприятии клиентом ее представителя является своеобразным его фоном (восприятие каждого осуществляется в групповом контексте). Предметная среда, в к-рой находится представитель организации, помимо культурно-исторической и пространственно ориентирующей информации, содержит в себе знаки той организации, к-рую она представляет. Знаки предметной среды, взаимодействуя с др. визуальными знаковыми системами внеш. облика представителя организации, вносят существенный вклад в формирование его имиджа в условиях формирования первого впечатления о нем. Лит.: Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. Прага, 1981; Она же. Психология социального познания. М., 2005; Кулешов Д. В. Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг // Психология - будущему России. Ростовн/Д, 2007. Т. 2. Д. В. Кулешов

ОБЩЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ: СПЕЦИФИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ ПРИВАТНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ С БОГОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ В МЕДИЦИНСКОЙ СРЕДЕ

Общение с больным ребенком в медицинской среде - составная часть профессиональной работы с ним, с его семьей, направленная на обеспечение психотерапевтического эффекта. Способы установления психол. связи, контакта с ребенком зависят от его возраста, особенностей личности, физич. состояния. Одно из правил: обращение к ребенку не должно быть схематизированным, шаблонным. Насмешливые прозвища обидны, не к месту и уменьшительно-ласкательные имена. Вместо обращений «мальчик», «девочка» лучше пользоваться настоящими именами детей. Общие игры или занятия значительно способствуют сближению детей и медсестер в стационаре. При использовании медицинских инструментариев, чтобы снизить страх ребенка (напр., страх при виде шприца) медсестре полезно объяснить ему (с учетом возраста ребенка, физич. и эмоционального состояния, степени подготовленности к процедуре) зачем они нужны, полезно ему их предварительно показать. Если ребенок напряжен, борется со слезами, его стоит ободрить. Имеет значение и ослабление беспокойства, стесненности ребенка. Нужно узнать, чего он боится. Для борьбы со страхом важно обычными словами назвать то, что его вызывает. Взаимоотношения медицинских работников с ребенком рассматриваются в контексте О. с его семьей, родителями, родственниками. Особый вид профессионального О. - О. по телефону, консультирование через Интернет. В виду отсутствия визуального контакта необходимо особое внимание к лингвистическим и паралингвистическим средствам О. профессионала, возрастает роль вербального О. Хорошие взаимоотношения между ребенком, его семьей и медицинским персоналом облегчают пребывание детей в лечебно-профилактических учреждениях, помогают им преодолеть трудности, связанные с лечением. Лит.: Айви Е. А., Айви М. Б., Линик С.-Д. Психологическое консультирование и психотерапия. М., 1999; Карвасарский Б. Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология. М., 2008. Н. А. Русина

ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТАМИ, СТРАДАЮЩИМИ ДЕМЕНЦИЕЙ И ОЛИГОФРЕНИЕЙ

Деменция и олигофрения формы расстройства интеллекта, при к-рых способность к высокоразвитому абстрактному мышлению утрачивается в результате болезни (деменция) или не формируется с детства (олигофрения). Характерно уменьшение словарного запаса (олигофазия), плохое понимание смысла происходящего, неумение отличить существенное от второстепенного (вязкость патологическая), часто низкая способность к запоминанию. В О. с подобными пациентами следует избегать употребления абстрактных понятий. При сообщении важной информации не следует доверять их простому утверждению, что они поняли ваши слова, лучше попросить повторить их, попросить объяснить, что именно они понимают. Нек-рые инструкции можно записать, однако это тоже не гарантирует того, что они будут вовремя прочитаны, поняты и выполнены. Требуется напоминание и повторение сказанного. Раздражение по поводу забывчивости пациента неуместно и свидетельствует о невыдержанности и непрофессионализме собеседника. Лит.: Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие для студентов вузов. М., 2004; Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения / Пер. с англ. А. М. Дмитриевой. СПб., 2002; Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М., 1996. Ю. Г. Тюльпин

ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТАМИ, СТРАДАЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

При мягких психич. заболеваниях (невроз) мы ожидаем от пациента такой же степени понимания, как и у здоровых людей, О. не требует соблюдения каких-либо особых правил. При тяжелых психич. заболеваниях (психоз), сопровождающихся бредом и галлюцинациями, важно завоевать доверие собеседника, поэтому абсолютно недопустимо оспаривать бредовые идеи пациента. Важно избегать формализма, не следует апеллировать к правилам и запретам, лучше попытаться выполнить все допус тимые требования больного. При О. с интеллектуально сниженными пациентами (деменция и олигофрения, аутизм детский) следует избегать употребления абстрактных понятий, намеков и острот, к-рые не могут быть восприняты собеседником. Обращения к пациенту должны быть краткими, конкретными, фразы следует произносить медленно, нелишним будет повторить или напомнить о сказанном ранее. При нек-рых расстройствах (мутизм) О. невозможно, и настойчивые попытки вступить в контакт не имеют никакого смысла, важнее вовремя начать лекарственное лечение. Пациенты в состоянии депрессии обычно избегают О., настойчивое стремление поговорить и подбодрить больного вызывает в нем только раздражение, правильнее будет наблюдать за больным без излишней навязчивости, проявлять сочувствие невербальными знаками, изредка предлагать помощь и периодически указывать на необходимость выполнения важных неизбежных действий (поесть, сменить одежду, пойти к врачу). Особой выдержанности требует О. с больным в состоянии мании, поскольку такой пациент очень разговорчив, навязчив, неугомонен, не оставляет собеседника в покое ни на минуту. Необходимо молча выслушивать пациента, попытаться отрешиться от ситуации, поскольку невнимание и рассеянность собеседника не настолько раздражает маниакального пациента, как явный отказ от беседы. О. с больным в исходе шизофрении становится формальным, отсутствует потребность в О. (аутизм), рассуждения больного лишаются смысла и не могут быть поняты собеседником (разорванность, резонерство, символическое мышление), эмоции сглаживаются и становятся противоречивыми (апатия, амбивалентность). В данной ситуации важным бывает настойчивое, не допускающее уклонения, требование соблюдать нормы общежития и демонстрация гарантий того, что в сложной ситуации больному будет оказана помощь. Важно поддерживать в пациенте уверенность во взаимной полезности О. и не докучать его необоснованными придирками. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000; Кемпиньский А. Познание больного / Пер. с польск. Р. М. Матвеевой. Минск, 1998. Ю. Г. Тюльпин

ОБЩЕНИЕ С СОБОЙ (САМООБЩЕНИЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ С УМИРАЮЩИМ

О. является важнейшей формой и условием человеческого бытия. В отдельные моменты жизни оно обретает особую значимость и специфику: расставание, тяжелая болезнь, личностная потеря, умирание и др. О. с у. занимает особое место. Для умирающего человека это самое последнее в его жизни О. В культуре любого общества существуют опр. обряды и традиции, предписывающие способы обращения с умирающим. Как правило, они несут на себе глубокий отпечаток соответствующей религ. культуры, ею поддерживаются и транслируются среди верующих. Однако большая часть умирающих людей не относится к категории глубоко верующих. Поэтому подобное ритуальное О. вряд ли устраивает их. Они психологически не готовы к нему. Смерть и умирание - это критические события в жизни человека. Поэтому умирающий испытывает острую потребность в О. со значимыми людьми. Однако люди не владеют искусством О. с у. Более того, в большинстве случаев даже близкие люди не испытывают желание иметь дело с умирающими. Картина умирания как бы напоминает человеку, что его ожидает та же участь. Кроме того, ситуация умирания неэстетична, что также отталкивает от нее. Но главная причина нежелания лишний раз встречаться с умирающим - отсутствие умения общаться. Встречаются 3 ошибочных способа О. с у.: 1) игнорирование самого факта умирания - люди общаются так, как будто ничего особенного с умирающим не происходит. Это попытка уйти от «больной» темы и отвлечь человека от невыносимых душевных страданий; 2) попытка вселить в умирающим надежду на выздоровление; 3) игнорирование его как субъекта и личности, досрочно вычеркивая из числа живущих. С ним начинают обращаться как с организмом, и все усилия направляют на обслуживание его естеств. отправлений и нужд, в его присутствии могут обсуждать житейские вопросы, связанные с предстоящими похоронами. Это наиболее тяжелый для умирающего способ обращения. Нередко люди умирают в больницах в условиях предельно формализованного и обезличенного О.: в их присутствии медицинские работники говорят о плохом состоянии, полагая, что они ничего не слышат; родственникам отказывается в доступе. В еще более тяжелом состоянии оказывается человек, к-рому выпала участь безвинно умереть от рук недоброжелателей, врагов или садистов; он полностью лишен всякого человеческого участия, - можно говорить о смерти в условиях антисострадания. Лит.: Заманаева Ю. В. Утрата близкого человека - испытание жизнью. СПб., 2007; Китаев-Смык А. А. О стрессе умирания // Вопр. психологии. 2008. № 5; Перриш-Хара К. У. Смерть и умирание: новый взгляд на проблему. М., 2002. К. М. Романов

ОБЩЕНИЕ СТРАДАЮЩЕГО ИСТЕРИЕЙ

Истерия - вид неврозов, известный со времен Гиппократа и относимый в античные времена к болезням матки (от гр. ?????? (анат.) матка). В XVII в. положено начало науч. изучения истерии, однако анализ теорет. концепций истерии, разработанных в XIX-XX вв., свидетельствует о том, что и сегодня единого взгляда на это расстройство нет. Из всего многообразия терминов для обозначения истерических расстройств наиболее употребляемыми являются «психогенные», «конверсионные» и «функционально-неврологические». Особенности межличностной коммуникации страдающих истерией: а) негативные реакции на возможное предположение врача о связи своего симптома с психогенными факторами, б) внушаемость, быстрое формирование зависимых связей, в) гиперконформность, стремление представить себя в лучшем свете, г) героическая поза сопротивления болезни, д) лживость («pseudologia fantastica»), притворство, артифициальные расстройства, е) стремление привлечь к себе внимание значимого «другого», ж) манипулятивность по отношению к близким, значимым лицам, врачу, и) черствость, эгоизм при демонстрации альтруистических черт, склонности к самопожертвованию, к) требовательность к другим в сочетании с зависимостью, л) тенденция к социальной нетрудоспособности и др. Проявления демонстративности больных с истерией чрезвычайно многообразны. Патогенетическая психотерапия пациентов с истерическими расстройствами, с учетом индивидуально-психол. особеностей, осуществляется в направлении коррекции неадекватных притязаний и установок, приведение в их в соответствии с реальными условиями и возможностями. В дополнение к базовой индивидуальной и групповой психотерапии существуют «экспрессивные» виды психол. помощи - танцевальная терапия, психодрама, терапия пением, рисованием, скульптурой, эффективность к-рых доказана для пациентов с истерическими расстройствами. Лит.: Волков П. В. Разнообразие человеческих миров. М., 2000; Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000; Клиническая психиатрия / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. М., 1999. Е. А. Корабельникова

ОБЩЕНИЕ СТРАДАЮЩЕГО ПАНИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ (ВЕГЕТАТИВНЫМИ ПАРОКСИЗМАМИ)

Паническое расстройство (П. р.) - заболевание, протекающее в виде спонтанных эпизодически возникающих приступов интенсивного страха, к-рое достигает пика в течение неск. минут и сопровождается разнообразными неприятными ощущениями (сердцебиение, боли в груди, чувство нехватки воздуха, головокружение, головная боль, дрожь, потливость, тошнота, чувство жара или озноба, онемение или покалывание на коже и др.). Возникновение панических атак не обусловлено непосредственным физиол. действием каких-либо веществ или соматическими заболеваниями. П. р. может сопровождаться агорафобией (боязнью находиться в местах или ситуациях, из к-рых трудно выбираться, и в к-рых не будет оказана помощь в случае развития панического приступа). В результате страха больной может ограничивать выходы из дома или требует, чтобы его сопровождали, если надо куда-то идти. Типичными ситуациями, в к-рых возникает агорафобия, являются: пребывание дома в одиночестве, нахождение в толпе, в очереди или на мосту, поездка в автобусе, поезде, машине. Человек, страдающий агорафобией, предпочитает, чтобы в таких местах, как перегруженные улицы, переполненные магазины, закрытые пространства (напр., тоннели, мосты, подъемники) и замкнутые транспортные устройства (метро, автобусы, самолеты), его сопровождали друзья или члены семьи. Из-за подобного поведения часто возникают конфликты в семье, к-рые могут быть ошибочно приняты за первичную проблему. Приступы паники не представляют опасности для жизни или здоровья человека, но это ужасное состояние, в к-ром человек не может контролировать свои чувств и эмоции, и становится полностью беззащитным. П. р. постепенно подтачивает уверенность человека в себе и веру в окружающих, поэтому больной не может нормально общаться с другими из-за сильнейшего чувства незащищенности. Больные с П. р. испытывают пониженное настроение, упадок активности, энергии, сил, снижение интереса к любимым занятиям. Человек становится замкнутым, молчаливым, пассивным. Специфика психотерапевтического контакта с такими пациентами: а) доброе расположение, ненавязчивость; б) щедрая психол. поддержка; в) детально разбирать с пациентом факты и ситуации; г) предоставлять медицинскую информацию; д) стимулировать его искать ресурсы в своем характере; е) активирующая психотерапия (пациентов учат интенсивнее взаимодействовать с жизнью), «принцип велосипеда»; ж) подчеркивать достижения пациента. Лечение П. р. включает медикаментозные и психотерапевтические методы. Подбор индивидуальной схемы лечения возможен только после тщательного обследования и проводится с учетом всех особенностей заболевания. Спектр психотерапевтических методов разнообразен; особую значимость имеют когнитивно-поведенческие методы: дыхательно-релаксационный тренинг, преодоление негативного мышления, систематическая десенсибилизация, функц. тренировка. Лит.: Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение: Рук-во / Под ред. Вейна А. М. 2000; Вейн А. М., Клиническая психиатрия / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. М., 1999; Дюкова Г. Н., Воробьева О. В., Данилов А. Б. Панические атаки. СПб., 1997; Клиническая психиатрия / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. М., 1999; Ташлыков В. А., Ковпак Д. В. Паническое расстройство в практике терапевта: учеб.-метод. пособие для врачей. СПб., 2007. Е. А. Корабельникова

ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ

Общение фатическое (англ. phatic - фатический, означает положительно оцениваемый на эмоционалном уровне безотносительно содержания) - это О. с целью поддержать контакт. О.ф. объединяет разл. интимно-дружеские и интимно-семейные разговоры, а также застольные и салонные беседы на бытовые, обществ., этические и др. темы. Благодаря характерному для коммуникантов мотиву «достижения согласия» (А. А. Леонтьев) речевое поведение получает фатическую (контактоустанавливающую, контактоподдерживающую и контактоконтролирующую) модальность, к-рая создает особую - личностно-доверительную - обстановку и максимально приближает к личности говорящего. Поэтому О.ф. характерно и для праздноречивых разговоров, сопровождающих какое-либо др. действие, и для духовного О. Впервые понятие фатической функции для характеристики ритуальных речевых формул было введено известным представителем английской антропологической школы Бр. Малиновским. Выделена данная функция и в теории коммуникативного акта Р. Якобсона. Дифференцируя речеповеденческие акты по целеориентированности, Н. Д. Арутюнова также различает в них, наряду с информативным (make-know discourse) и прескриптивным (make-do discourse) диалогами, обменом мнениями (make-believe discourse) и диалогом, имеющим целью установление или регулирование межличностных отношений (interpersonal-relations discourse), фатический диалог (fatic discourse). Согласно авторской концепции, фатический диалог является наиболее свободным, раскрывающим эмоциональный, эстетический и интеллектуальный потенциал личности. По мере развития межличностного взаимодействия начальная установка на взаимность, характерная для русской языковой личности, дополняется установкой на более полное (целостное) О. Это выражается в том, что установка «на слушающего», к-рая подчеркивает роль говорящего, дополняется установкой «на отвечающего», к-рая гармонизирует речевое взаимодействие обоих коммуникантов. В результате высказывание изначально строится навстречу адресату с учетом возможных ответных реакций, и отличительной особенностью «диалога личностей… диалога на высшем уровне» становится подчеркнутая обращенность к адресату и ориентированность на его понимание и предполагаемое реагирование (М. М. Бахтин). Поэтому фатические высказывания, как показал анализ социально-психол. вариантов взаимодействия, диалогизированы в значительно большей мере, чем информативные (непрофессионального типа). «Фатическое повествование самим своим существованием обязано его адресату, его взаимной с адресатом заинтересованности в установлении опр. связей прежде, чем в когнитивном удовлетворении интенции восприятия, понимания и словесной реакции на само высказывание» (Т. Г. Винокур). Выступая в кач. доминирующей тенденции, фатика преобразует все речевые жанры, выделяемые по целеориентированности, и под ее воздействием происходит их переакцентуация и жанрово-стилевая конвергенция. Как следствие, стремление говорящего к установлению и поддержанию искомого уровня близости к адресату, характерное для русского межличностного О., способствует унификации всех выделяемых жанров, и речевое поведение в целом получает фатическую оформленность. Поэтому для русской языковой личности фатика выступает как доминирующая жанровая разновидность речевого поведения и коммуникативно-стилистический инвариант межличностного О. в целом. Заметим, что для представителей восточноазиатского региона роль подобного инварианта выполняет т. наз. этика «лица». Лит.: Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1998; Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества, 1979; Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения, 2005. Т. Е. Владимирова

ОБЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Вид знаковой деятельности (коммуникации) между коммуникантами, к-рые, в отличие от ситуации реального диалога, разделены пространством и временем, т. е., по выражению К. Бюлера, не находятся в «единой системе координат ориентации субъекта». Осуществляется в процессе чтения художественного (и любого нарративного) текста, поэтому иногда называется также «художественной коммуникацией». Диалог с читателем автор ведет: 1) при помощи всей взаимосвязи пространственно-временных отношений художественного произведения (или «хронотопа» - термин М. М. Бахтина), отраженной в сюжете, композиции, персонажах и т. п.; 2) через систему внесюжетных вставок - лирических отступлений, разнообразных замечаний по ходу повествования, прямых обращений к читателю (или «внехронотопных» элементов). Эти разновидности можно назвать соответственно «непрямой» и «прямой» диалоги. Характерной особенностью литературы постмодернизма (по сравнению с литературой предшествующих периодов) является резкое возрастание удельного веса именно прямого диалога в системе произведения в целом. Целью прямого диалога является не столько сообщение какой-то информации, сколько самовыражение автора как личности, стремление вызвать своего читателя на диалог, сделать его своим единомышленником, - не просто потребителем текста, а его сотворцом. Не случайно «диалогичность» совр. литературы считается одной из 3 главных ее черт (наряду с игрой и интертекстуальностью). Эффективность диалога «автор-адресат» - коммуникативная гармония - обусловлена рядом лингвистических (код коммуникации) и экстралингвистических (фоновые знания, отсутствие лакун) факторов. Эффективным (гармоничным) может считаться такое О. ч.х.т., к-рое ведет к подлинному взаимопониманию между автором и читателем. Лит.: Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Барт Р. Избранные работы: Семиотика. М., 1989; Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998; Котова Л. Н. Нарратив в зеркале диалога «автор-адресат». М., 2007; Fokkema D. Literary history, modernism, and post modernism. Amsterdam, 1984. VIII. Л. Н. Котова

ОБЩЕНИЕ: ВИДЫ

Существуют разные виды и разновидности О. и их классификации. Обычно рассматриваются такие виды О., как прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное), активное и пассивное, кратковременное и устойчивое, заинтересованное и незаинтересованное, деловое, личное и межличностное раппортное и т. д. А. А. Леонтьев выделяет след. характеристики О. и в соответствии с ними строит классификацию О.: а) ориентация О. (социально ориентированное, личностно ориентированное); б) психол. динамика О. (информирование, обучение, внушение, убеждение и др.); это типы психол. взаимодействия, к-рое рассматривается не со стороны содержания или продукта трудовой деятельности, а в плане ее социальной организации; в) семиотическая специализация О. (какие средства используются в О., напр., материальные или знаковые, речевые); г) степень опосредованности (имеется в виду «социальная» дистанция, отделяющая коммуникатора от реципиента). Выделяется классификация О. в зависимости от меры презентации в нем внутр. мира личности (М. И. Бобнева, К. А. Абульханова-Славская и др.). В. И. Гладышев акцентирует компенсаторное О., к-рое является иллюзорным способом восполнения человеком недостающих социальных связей К одной из самых общих классификаций видов О. относят и разделение его на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное. Рассматривают виды О. в зависимости от профессиональной сферы деятельности субъекта ОВ зависимости от задачи, ради к-рой осуществляется О., выделяют и такие его виды, как: а) социально ориентированное О. (О. реализует обществ. отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие), б) групповое предметно ориентированное О. (наиболее четко в нем обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, непосредственная задача такого О. - организация группового взаимодействия), в) личностно ориентированное О. (осуществляется в 2 вариантах: либо как деловое, направленное на совместную деятельность, по сути совпадающее с предметно ориентированным, либо как О. типа «выяснения отношений») (Г. М. Андреева). Наряду с вербальным выделяют также и такой вид О., как невербальныое, к-рое выполняет функцию дополнения и замещения речевого высказывания, а также функции регуляции межличностных отношений, репрезентации эмоциональных состояний и т. д. (В. А. Лабунская). В зависимости от средств О. (вербальных и невербальных) могут быть построены специальные классификации видов О. и его форм. Так, при интеллектуальном О. преим. используются такие его средства, как слова, при эмоциональном - эмоции, чувства, при ориентировочном - ощущения и восприятия, при кинетическом - напр., обмен памятными подарками, при волевом - суггестия, контрсуггестия. Разл. виды О. могут принимать те или иные формы в зависимости от субъектов и средств реализации. Выделяют след. формы О.: а) межличностное, б) межгрупповое, в) межсоциальное, г) между личностью и группой, д) между группой и обществом, е) между личностью и обществом. Можно выделить и такую классификацию, рассматривая приятельское, товарищеское, дружеское, супружеское О. Однако, как справедливо отмечается (Б. Ф. Ломов), классификация форм О. - это задача, к-рую психологии еще предстоит решить. Лит.: Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. М., 1981; Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1977; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. Н. Д. Творогова

ОБЩЕНИЕ: ВОЗРАСТНЫЕ ТИПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ

В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично целым, относятся объекты, к-рые приобретают нек-рые новые свойства, не характерные для их отдельных частей/сторон (напр., речевое О., для к-рого характерно «влияние смыслов» (Л. С. Выготский), обусловливающее вместе с др. факторами целокупное единство написанного/произнесенного). Становление интегративной методологии было вызвано неудовлетворенностью процедурами анализа и синтеза в исследовании целостных развивающихся систем, восходит к холистическому подходу, разработанному Платоном и Аристотелем. Данный подход базируется на системных триадах, позволяющих раскрыть целостную природу исследуемого объекта. В свое время Платон ввел понятие «триады» и узаконил в кач. образцового приема классификации жесткую дихотомию. Доказав недостаточность и искусственность платоновского метода соединения противоположностей, Аристотель обосновал необходимость понимания сложной системной целостности как триединства, благодаря к-рому достигается гибкость в ее изучении. Совр. исследования речевого поведения также опираются на древнейшие системные триады. Так, при интерпретации О. как триединства, в к-ром взаимодействуют информационный, аффективный и регулятивный планы (А. А. Бодалев), получила развитие триада «cognitionaffect-conation» («когнитивный-аффективный-конативный»), к-рой руководствовались древнеиндийские, а затем и древнегреческие мыслители в понимании целостности и нераздельности человеческой психики. Представление целостности как системного триединства лежит в основе многих работ М. М. Бахтина, посвященных межличностному О. Это триады: «личность-смысл-язык», где раскрывается положение «Человек дан только через слово»; «слово-понятие-слово-образ-интонация слова», - здесь представлена «вся полнота слова», т. е. его содержательно-смысловая, наглядно выразительная и эмоционально-волевая стороны; «ничье слово языка - чужое слово других - мое слово», в к-рой выявлены значимые для говорящего аспекты каждого слова; «нулевая степень диалогичности - намеренная диалогичность - двуголосое высказывание», в к-рой находят отражение разные формы диалогических отношений, и др. Принцип целостности, использованный М. М. Бахтиным в исследовании «диалогической ткани человеческой жизни», и развивающаяся на его основе интегративная методология оказали влияние на развитие такой междисциплинарной области, как «анализ дискурса» (З. З. Харрис). При рассмотрении речевого О. используются аналитико-синтетический и интегративный способы исследования, которые находятся в отношениях взаимодополнительности. Дальнейшее изучение социального взаимодействия предполагает опору на общие методологические принципы, выполняющие «функцию интегративную, всенакрывающую и на самом верху организующую формы мышления и деятельности» (Г. П. Щедровицкий). Лит.: Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. М., 1976. Т. 1; Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 т. М., 1997. Т. 5.; Короткова Г. П. Принцип целостности (К вопросу соотношения живых и неживых систем). Л., 1968; Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М., 1981; Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. Т. Е. Владимирова

ОБЩЕНИЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Сформулированная П. К. Анохиным общая теория функц. систем (1968) - одно из направлений системного подхода к явлениям природы и общества (Л. фон Берталанфи). Согласно теории функц. систем, процесс О. формируется системной архитектоникой психич. деятельности, включающей такие узловые стадии, как афферентный синтез, принятие решения, предвидение потребных результатов акцептор результатов действия, эфферентный синтез, поведение и постоянная оценка параметров достигаемых субъектами и акцептором результатов действия с помощью обратной афферентации. Главная роль в О. принадлежит ведущим компонентам афферентного синтеза - доминирующей мотивации и памяти. В функц. системах, определяющих О. людей, так же как и в др. функц. системах, имеется аппарат прогнозирования и контроля результатов их деятельности - акцептор результатов деятельности. Он постоянно оценивает результаты О. людей друг с другом, с правительственными, законодательными, полит., религиозн., образовательной и др. учреждениями, а также определяет целенаправленную деятельность собеседников и обогащается в процессе О. При групповом О. может наблюдаться мультипараметрическое взаимодействие, когда изменение параметров результатов деятельности одной группы людей перестраивает результативную деятельность др. групп. Лит.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. 1968; Судаков К. В. Избр. тр. Т. 1. Развитие теории функциональных систем. М., 2007; Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник. Этика, религия, наука. Рыбинск, 1997. К. В. Судаков

ОБЩЕНИЕ: КОНЦЕПЦИЯ М. И. ЛИСИНОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

О. в отличие от коммуникации непосредственно зависит от системы социальных отношений и развивается во взаимодействии социальных структур, обществ. сознания и культуры, задающей поле «базовых» смысловых реалий. На связь культуры как формы бытия и О., в к-ром транслируются ценностно-смысловые образования, указывали М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Ю. М. Лотман и др. Бытийная сущность О. представлена в его онтологических формах, поэтому роль О. в развитии культуры можно проследить на основе их анализа. В культуре представлены все 3 осн. формы О. - диалог, игра, манипуляция, - к-рые сосуществуют, переходят др. в др. В зависимости от культуры, общественного устройства эффективной может быть любая из форм О. Но в онтологическом плане самой эффективной формой, способствующей выживанию человечества, выступает диалог. Появление манипуляций не являлось закономерной истор. необходимостью, т. к. они не выполняют онтологических функций (не соединяют и не объединяют людей). Тем не менее они могут способствовать выживанию отдельного человека в «несовершенном» человеческом обществе. Тоталитарные режимы, в силу недоверия и стремления жестко контролировать обществ. ситуацию, обесценивают человека, превращают его в «винтик, механизм», к-рым можно манипулировать. Демократические устройства, напротив, предполагают равенство, что в целом уменьшает количество манипуляций. Т. о., чем более культура и общество ориентированы на диалог, тем меньше находится место манипуляциям, и наоборот. В совр. культуре, где большую роль играют средства массовой коммуникации, принципиальное значение имеет форма опосредованного О., т. е. форма подачи информации, к-рая также может быть диалогичной (признается равенство партнеров по коммуникации), манипулятивной (потребитель информации используется для получения выгоды коммуникатором или коммуникаторами). Использование манипулятивных приемов в СМИ овеществляют, обесценивают человека, превращают в товар его самого и человеческие отношения, формируют устойчивую систему предпочтений, стереотипов, навязывают определенные модели, тем самым конструируя субъективный мир человека, не считаясь с его желаниями и возможностями. Последнее время в связи с появлением интерактивного телевидения большую роль начинает приобретать игра, к-рая, являясь по форме игрой, часто наполняется манипулятивным содержанием (как, напр., происходит с игровым реалити-шоу). Лит.: Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII-начало ХIХ века). СПб., 1994; Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М., 1992; Шкуратов В. А. Психика. Культура. История (Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии). Ростов-н/Д, 1990. Л. И. Рюмшина

ОБЩЕНИЕ: МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница