Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 3, "СОЦ"-"СУБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СОЦ"-"СУБ")

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: МЕЖГРУППОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Социальное познание: межгрупповые механизмы - универсальные психол. закономерности (способы и средства) восприятия социальных объектов, действующие в процессе взаимодействия, О., коммуникации и обусловленные социальной идентичностью субъекта - когнитивной категоризацией собственной групповой принадлежности (национальной, половой, профессиональной и т. д.). Понятие введено В. С. Агеевым в 1980-х гг. в развитие теории социальной идентичности Г. Тэджфела, Дж. Тэрнера. В дальнейшем, однако, большее распространение получил термин «социальное познание», поскольку он точнее передает суть данного феномена - в социальное восприятие (перцепцию) процессы мышления обязательно включены. Статус общегрупповых универсалий был придан В. С. Агеевым психол. явлениям и феноменам, в частности: ингрупповому фаворитизму, каузальной атрибуции, стереотипизации и физиогномической редукции. Именно при помощи этих механизмов устанавливаются различия между группами и происходит осознание своей принадлежности к одной из них, а сами они актуализируются, как только ситуация взаимодействия трактуется участниками в контексте межгрупповых отношений. Если представить схематично, то в процессе социального познания, напр., при ориентировке в социальной ситуации, человек, опираясь только на внеш. (физиогномические) признаки, уже автоматически категоризирует других по критерию «свой»-«чужой». При этом принадлежащие собственной группе - «свои», как правило, изначально оцениваются позитивно (ингрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация). В дальнейшем субъектом познания используются известные стереотипные суждения о членах группы, с к-рой идентифицируется другой. Если межличностные механизмы актуализируются в привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых людей, то межгрупповые - при контактах с малознакомыми или совсем незнакомыми людьми - «чужими». Иначе говоря, первые работают при восприятии «ближнего», а вторые - «дальнего». Т. о., межгрупповые и межличностные механизмы взаимодополняют, но не дублируют друг друга. Познание и коммуникация существуют в неразрывном единстве, причем инструментом освоения социального мира выступает не только язык, но и невербальные коммуникативные средства, особое значение к-рые приобретают на уровне межгрупповых отношений. Лит.: Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990; Он же. Психология межгрупповых отношений. М., 1983; Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997; Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. М., 2007. М. С. Андрианов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ПУБЛИКИ

Социология публики - направление во французской социологии, рассматривающее социол. аспекты возникновения и существования разл. аудиторий в публичной коммуникации (личностно-групповой, межгрупповой и массовой). Основатель направления - Ж.-П. Эскенази (J.-P. Esquenazi). Социология публики легла в основу более широкого междисциплинарного направления исследований, получившего название аудиториология. А. В. Шариков

СПЕЦИФИКА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ АДДИКЦИИ

Специфика невербального общения при аддикции - своеобразие невербальной коммуникации больных алкоголизмом и наркоманиями (Самохвалов, 1994), свойственное представителям девиантного образа жизни. Для них типична поза подчинения - голова опущена, руки заведены назад. При такой позе отмечается тенденция к сгибанию коленей и опусканию головы. Данная поза часто отмечается при наркоманиях, алкоголизме у людей с периодами длительной депривации (тюремное заключение). При контакте с др. человеком у больного алкоголизмом часто отмечается поза на корточках. При контакте с такими же больными индивидуальное расстояние по мере продолжения контакта они все время увеличивают, часто смотрят по сторонам или «за» собеседника. Больным алкоголизмом свойственны периоды ускорения речи или угасающий темп речи к концу получасовой клинической беседы. Обычно доминируют агрессивно-предупредительные элементы невербального О. Часто отмечаются дрожание уголков рта, выдвигание верхней и нижней губы, зевание, выдвигание нижней челюсти, как агрессивно-предупредительный контекст. Стилистика косметики, одежды конформная - стандартный тип внеш. облика без выделения деталей. Больные наркоманиями при разговоре часто смотрят вверх. У них отмечается сочетание прищуренных глаз с пристальным взглядом, тусклые и «свинцовые» глаза, отсутствие глазного контакта с собеседником, часто переводят глаза на собственные руки. Невербальные компоненты речи проявляются сниженной напряженностью при длительных паузах между словами и тихом голосе. При наркоманиях отмечают как редуцированные формы приветствий, так и чрезмерную их выраженность, одного из компонентов (такую чрезмерность) связывают с распространенной в среде наркоманов специфической ритуализированной формой приветствия с акцентом на жестовом компоненте. Наблюдается релаксационная поза в положении стоя с фиксацией, при к-рой одна рука фиксируется на предмете (столе, стуле), центр тяжести тела благодаря этому смещен. Характерны встряхивания головой при страхе и напряженности. Стилистика косметики, одежды (обращается внимание на акцентирование деталей украшений) гиперритуализированная - множество акцентов с чертами демонстративности. Лит.: Самохвалов, В. П. История души и эволюция помешательства. Сургут, 1994. Д. В. Семенов

СРЕДА ОБЩЕНИЯ

Среда общения - относительно самост., замкнутые социальные институты с качественно своеобразным ценностно-смысловым содержанием жизнедеятельности, определяющим содержание и стиль О. Качественные различия С. о. порождены явлениями крайней социальной неоднородности любого общества. Согласно нек-рым персоналистическим теориям (Э. Эриксон), неоднородность свойственна даже развитым обществам, а социально-эконом. и полит. деформации общества порождают социальную аномию реликтовых отношений (А. Дюркгейм), иногда вплоть до институтов рабства (Л. И. Анцыферова). В связи с этим весьма актуальным является выявление тех С. о., к-рые содержат резервы личностного становления и возможности оптимизации воспитательных влияний разл. социальных институтов на духовное развитие человека (Д. И. Фельдштейн). Выявление оптимальных С. о. в образовании возможно через создание образовательной среды как совокупности условий и влияний, обеспечивающих возможность проявления и развития способностей учащихся в соответствии с их возрастными особенностями, требованиями социализации и требованиями запросов родителей и детей (В. И. Панов). Науч. и практический интерес представляет идея проектирования С. о. типа развивающих социальных сред, успешно реализованная в опыте А. С. Макаренко. В 1960-1990-е гг. проектирование развивающих социальных сред активно применялось (и применяется до сих пор) в исследованиях Л. И. Уманского, А. Н. Лутошкина, А. С. Чернышева, А. С. Ткаченко, В. Н. Власова и их учеников. Лит.: Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. Т. 20, № 1; Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972; Панов В. И. Экопсихология. М., 2005. А. С. Чернышев

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ

Среда социальная развивающая («социальный оазис») - это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совмест. деятельности и О., эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп (Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев, С. В. Сарычев). Э. Фромм оценивал «социальные оазисы» как осн. средство духовного оздоровления человечества. Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совмест. деятельность является системообразующим фактором С. с. р., определяя ее направленность и качественное своеобразие. Воспитанники участвуют в групповых дискуссиях на социально и личностно значимые темы, готовят театрализованные представления, состязаются в спорт. и интеллектуальных конкурсах, в песенных и танцевальных фестивалях. Особое место занимает трудовая деятельность: помощь в восстановлении истор. памятников, участие в экологических акциях, помощь престарелым и инвалидам и т. д. С. с. р. сочетает высокую социально-психол. защищенность ребенка с необходимостью проявить большое физич. и психич. напряжение, рационально использовать время в связи с включением в разнообразную социально значимую совмест. деятельность («веер деятельностей»). Чтобы избежать иллюзий о легком достижении счастья, вводятся специально запланированные экстремальные ситуации для подготовки молодежи без больших потерь находить достойный выход из них. В рамках С. с. р. изменяется содержание и стиль О. за счет включения таких компонентов, как социально созидательный поиск правильного пути в жизни, чувство причастности к социальному творчеству, побуждения к созданию нового, переоценка нравственных установок, жизненных целей, открытия в себе новых рациональных возможностей как базы для выстраивания своей судьбы. Лит.: Чернышев А. С., Лунев Ю. А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах) // Мир психологии. 2002. № 2 (30). А. С. Чернышев

СТЕФАНЕНКО ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА

СТЕФАНЕНКО Татьяна Гавриловна (р. 1949) - российский психолог, зав. каф. социальной психологии ф-та психологии МГУ, докт. психол. наук, проф., засл. проф. МГУ (2009). Окончила истор. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1989 г. защитила канд. дис. на тему: «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях», в 1999 г. докт. дис. - «Социальная психология этнической идентичности». Разработала концепцию этнич. идентичности с позиций социального конструкционизма - рассматривая ее в кач. одного из ключевых социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом социальной реальности и являющихся результатом переживания отношений Я и этнич. среды. Полученные результаты представляют интерес для оптимизации отношений между представителями разных культур, этнич. общностей, государств и создают предпосылки для построения системы мультикультурного образования. Является одним из авт. программ тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтнич. обществе. Под ее рук. защищено 9 диссертаций, опубл. более 90 науч. трудов, большая часть к-рых посвящена этнопсихол. аспектам О., отношений, социальной перцепции. Стефаненко являлась науч. ред. монографии «Трансформация идентификационных структур в современной России» (М., 2001). Написанный ею учебник для студентов «Этнопсихология», выдержал неск. изданий и пользуется большим признанием не только в России, но и за рубежом. Осн. труды: Методы этнопсихологического исследования (в соавт.). М., 1993; Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие (в соавт.). М., 1996; Этническая социализация подростка (в соавт.). М., 2000; Социальная психология в современном мире: Учеб. пособие. М., 2002; Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности: Учеб.-метод. пособие (в соавт.). М., 2003; Тренинг этнической толерантности для школьников: Учеб. пособие (в соавт.). М., 2004; Межкультурный диалог в школе (в соавт.). Книга 1: теория и методология. Книга 2: программа тренинга. М., 2004; Этнопсихология: Практикум. М., 2006, 2008. Т. И. Пашукова

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА)

Стиль лидерства (стиль руководства) - типичная для лидера (рук.) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены 3 стиля лидерства (С. л.): авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.) и анархичный (отказ от управления устранение от руководства и т. п.). Варианты описания С. л.: директивный, коллегиальный, либеральный и др. В отеч. социальной психологии показано, что С. л. является предпосылкой и следствием уровня группового развития. Он зависит также от содержания совместной деятельности, к-рая лежит в основе межличностных отношений в группе. Типичным для групп высшего уровня развития является коллективистский С. л. (руководства), предполагающий ответственность руководителя перед коллективом и сознательное подчинение руководителю, полновластие и самодеятельность трудового коллектива, адекватное возложение ответственности, максимальная демократичность во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, способности руководителя к децентрации. В корпорациях принят авторитарный С. л. - бюрократический централизм, характеризующийся, в частности, максимумом централизации и минимумом демократичности. При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, возможен также анархичный С. л. в асоциальных ассоциациях. А. В. Петровский

СТИЛЬ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ

Стиль отношений педагога с учащимися - целенаправленная взаимообусловленная система использования средств, способов и методов взаимодействия с учащимися, реализующая опр. концепцию, отражающую внутр., личную позицию педагога в ориентации на учащихся. Стиль отношений (С. о.) рассматривали педагоги и психологи (А. А. Бодалев, О. С. Богданова, Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский, В. О. Кутьев, А. А. Русашкова, Г. И. Щукина и др.), изучая его влияние на межличностные отношения в обучении и воспитании, психол. принципы и условия построения позитивного С. о. Выделяют 2 осн. С. о. педагога с учащимися: 1) стиль ответственной зависимости, товарищеского сотрудничества, взаимопомощи; 2) стиль опеки и подчинения. В кач. стилевых показателей отношения выделяется характеристика коммуникативных умений и навыков личности (независимо от ситуации О.), вариативная изменчивость в зависимости от характеристик ситуации взаимодействия (основа типологии - адекватность системы средств и способов О. ситуации: гибкий, ригидный, переходный). В содержательном плане С. о. педагога с учащимися воедино слиты эмоциональные компоненты (создающие эмоциональную основу), когнитивные (пед. взгляды и убеждения), операционные (совокупность вербальных и невербальных средств О. с учащимися). Стилевые показатели: а) внутр. позиция педагога в ориентации на детей, идеальные ориентиры в трактовке целей воспитания, в определении принципов управления развитием учащегося как личности; б) ценностно-избирательная целевая направленность системы воспитательных воздействий на учащихся; в) преобладающие методы, приемы воспитательного воздействия на учащихся; г) тон и форма обращения; содержание, направленность требований и способов их предъявления; е) характер, направленность стимулов, их соотношение, осн. способы управления поведением; ж) оценка поведения и деятельности учащихся. С. о. преподавателя к классу оказывает влияние на личные взаимоотношения учащихся, на коэффициент удовлетворенности каждого в О. Наряду с изучением индивидуального С. о. педагога исследуется индивидуальный стиль Пед. О., где различаются стили О. по характеру: а) руководства учебным коллективом; б) отношения преподавателя к учебному коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый; в) по степени активности учителя: проактивный (индивидуалист, контакт имеет цели, владеет средствами), реактивный (подчинен стихии О.), сверхактивный (выдумывает стереотипы и подгоняет под них учеников). Различается также монологический и диалогический стили Пед. О. в зависимости от характера отражения (сложное, простое), отношения (личностное, ролевое), обращения: диалогический, доверительный, рефлексивный (скрыто-диалогический), альтруистический, манипулятивный, псевдодиалогический, комфортный, монологический. Лит.: Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975; Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. Киев, 1981; Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М., 1972; Соковикова Э. Б. Психологические условия развития позитивного стиля отношений педагогов с подростками. М., 1988. Н. Д. Творогова

СУБЪЕКТ ЗАТРУДНЕННОГО И НЕЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ В. А. ЛАБУНСКОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ В СОСТОЯНИИ АПАТИИ

Апатия симптом эмоциональных расстройств, проявляющийся равнодушием, безразличием, стойкой утратой способности к внутр. эмоциональным переживаниям. При О. с таким пациентом обращают на себя внимание крайнее обеднение мимики и монотонность речи. Характерна индифферентность в отношении нужд, требований и замечаний окружающих. Отсутствуют какие-либо переживания по поводу своего психич. дефекта, наблюдается пассивность и безынициативность (абулия). Рассматривается как важный диагностический признак поздних этапов течения шизофрении. В своем развитии данный симптом проходит ряд этапов отличающихся по степени выраженности (сглаженность эмоциональных реакций, эмоциональная холодность, эмоциональная тупость). Также может быть проявлением органического поражения передних отделов лобных долей мозга (опухоль, травма, атрофия). От истинной апатии следует отличать неврологические расстройства (напр., паркинсонизм), при к-рых наблюдается скованность и малоподвижность мимических мышц, но не утрачивается способность к чувствованию и сопереживанию. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ В СОСТОЯНИИ МАНИИ

Мания - синдром психич. расстройств, проявляющийся длительным устойчивым повышением настроения, беспричинной радостью, необоснованным оптимизмом, ускорением мышления, и двигательной расторможенностью. Характерны завышенная самооценка, уверенность в своей талантливости, безупречности и исключительности, желание демонстрировать всем свои способности (петь, танцевать, декламировать). Чрезвычайно выражены все влечения, в т. ч. стремление общаться (даже с посторонними и случайными людьми), помогать и опекать. Повышено сексуальное влечение, больные склонны к кокетству, ухаживаниям, нескромным намекам. Наблюдается щедрость, заинтересованность во всем, однако из-за высокой отвлекаемости ни одно из дел не бывает завершено. Такому состоянию сопутствует физиол. комфорт, повышенный аппетит, уменьшение потребности во сне. Возникает мания без какой-либо причины (эндогенно) и рассматривается как типичное проявление биполярного расстройства (маниакально-депрессивный психоз). Хотя мания может продолжаться неск. месяцев, она хорошо поддается лекарственному лечению, может пройти и без какого-либо лечения. Психотерапевтическая коррекция малоэффективна. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ В СОСТОЯНИИ НЕВРОЗА

Невроз клинический (Н. к.) - широко употребляемый термин, применяющийся для обозначения психол. нарушений, несвязанных с отрывом личности от реальности и сопровождающихся поведением, расценивающимся как защита от тревоги. В настоящее время состояния, относящиеся к понятию Н. к. (фобия, тревога, конверсионное и диссоциативное расстройства), рассматриваются как отдельные расстройства. Возможной причиной Н. к. может стать т. наз. невротический конфликт - нарушение значимых жизненных отношений человека, восходящее к детскому возрасту и активизирующееся в психотравмирующих ситуациях. При Н. к. на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Затруднения поиска выхода из переживаемого конфликта могут приводить к психич. и физиол. дезадаптации личности, формированию невротических симптомов. Органические изменения головного мозга при Н. к. чаще всего отсутствуют. Невроз может протекать в стертой форме или быть ярко выраженным, требовать медицинского вмешательства, относится к обратимым расстройствам. Выделяют осн. формы Н. к.: неврастению, истерию, невроз навязчивости, психастению. Неврастения, сопровождаясь физич. истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, утомляемостью, слезливостью, подавленным настроением. Истерические формы Н. к. чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под разл. заболевания: параличи, припадки, расстройства болевой чувствительности и координации движений, заикание, разл, расстройства речи (от беззвучия до полной немоты) и т. д. Глубокие формы истерического Н. к. могут переходить в психотические расстройства, сопровождаясь помрачением сознания. Невроз навязчивости характеризуется возможным появлением после тяжелой психотравмы разл. по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетенного настроения, вегетативных расстройств. Психастения - болезненное расстройство психики, характеризующееся крайней нерешительностью, боязливостью, мнительностью, склонностью к навязчивым идеям. Для таких людей характерны общие астенические свойства - повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Им всегда трудно начать какое-нибудь дело, но если решились, то осуществить его надо сразу, поскольку крайне нетерпеливы. Псевдоневроз (синдром неврозоподобный) - невротические состояния, возникающие при разл. соматических, органических инфекционно-токсических и подобных им заболеваниях. Н. к., являясь мягким расстройством, сопровождается четким пониманием наличия болезни, стремлением получить квалифицированную помощь. Сохранение всех осн. психич. способностей при неврозе позволяет общаться с пациентами настолько же продуктивно, как и со здоровыми людьми. Никаких особых правил и приемов О. с больными неврозами не существует. Лит.: Айрапетянц М. Г., Вейн А. М. Неврозы в эксперименте и в клинике. М., 1982; Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000; Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1990; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Л. А. Карпенко, И. М. Кондаков, Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ПОМРАЧЕННОГО СОЗНАНИЯ

Помраченное сознание (П. с.) - тяжелое нарушение психич. процессов, проявляющееся отрешенностью от окружающего мира, утратой ориентировки (в месте, времени, ситуации, собственной личности), нечеткостью мышления вплоть до бессвязности и последующей частичной или полной амнезией. Речевой контакт с больным в состоянии нарушенного сознания непродуктивен; он не всегда понимает обращенные к нему фразы, необходимо их многократное повторение, выражение своих требований в краткой понятной форме. Даже в том случае, если больной продемонстрировал понимание слов собеседника, через короткий промежуток времени выясняется, что он полностью забыл все то, что было ему сказано. Приходится постоянно повторять и напоминать ему. Собственные его рассуждения непоследовательны и фрагментарны. Такое состояние может сочетаться с яркими зрительными и слуховыми обманами, и к тому же переживанием фантастических событий (делирий и онейроид). Также нередко наблюдаются формы помрачения сознания, при к-рых поведение больного мало отличается от естественного (транс, амбулаторный автоматизм, сумеречное состояние), однако в последующем выясняется, что больной не помнит абсолютно ничего из того, что происходило во время нарушения сознания. Помрачением сознания проявляются самые разл. психич. и соматические заболевания (тяжелые интоксикации, эпилепсия, алкоголизм, шизофрения и пр.). Во всех случаях требуется постоянное наблюдение за пациентом для предотвращения с его стороны опасных поступков. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА

Субъект общения в состоянии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) (posttraumatic stress-disorder - PTSD). ПТСР - непсихотическая (не относящаяся к психозу) отставленная и/или затяжная реакция на травматический стресс (напр., сражение, пытки, терроризм, изнасилование и др.), к-рый в принципе может вызвать психич. нарушения почти у любого человека. Для постановки диагноза необходимо подтверждение наличия события или ситуации (как коротко, так и длительно продолжающейся) исключительно угрожающего или катастрофического характера, к-рое способно вызвать общий дистресс почти у любого человека. Типичные признаки включают эпизоды повторного переживания травмы в виде навязчивых воспоминаний (реминисценций), снов или кошмаров, возникающих на фоне хронического чувства эмоциональной притупленности и отчуждения от др. людей, отсутствия реакции на окружающее и ангедонии, а также уклонения от деятельности и ситуаций, напоминающих о травме. Изредка бывают драматические, острые вспышки страха, паники или агрессии, провоцируемые стимулами, вызывающими неожиданное воспоминание о травме или о первоначальной реакции на нее. Обычно имеет место состояние повышенной вегетативной возбудимости с повышением уровня бодрствования, усилением реакции испуга и бессонницей. Вследствие указанных нарушений у пострадавших происходит ухудшение в бытовой и социальной сфере, в сфере занятости или др. важных сферах функционирования. Длительность нарушений превышает один месяц. Заболеваемость находится в прямой зависимости от интенсивности переживания травматического стресса. К важным факторам риска развития ПТСР относятся личностные особенности индивидуума, включая социопатическое расстройство, а также наличие алкогольной или наркотической зависимости. Эти факторы снижают способность личности к преодолению травматических стрессовых переживаний. Наличие в анамнезе психич. травм (напр., в связи с перенесенным насилием в детстве) может увеличивать риск того, что после очередного психотравмирующего события разовьется ПТСР, фактором риска является и наличие психич. расстройств в анамнезе. Следует учитывать также возрастной фактор; преодоление экстремальных ситуаций труднее дается молодым и старым людям. К числу факторов, облегчающих профилактику ПТСР, относят способность к эмоциональному самоконтролю, высокую самооценку, способность к своевременной интеграции травматического опыта других в свой жизненный опыт, а также наличие социальной поддержки. ПТСР может быть следствием психол. травмы, полученной в О. с др. человеком, с группой людей. Лит.: Клиническая психиатрия / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. М., 1999; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. В. М. Гарнов

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ПСИХОЗА

Психоз грубое нарушение в отражении нек-рых фактов действительности, расстройство, сопровождающееся утратой способности отличить реальность от фантазии, проявления болезни от здоровых переживаний. В большинстве случаев при психозе повреждаются лишь отдельные психич. функции. Это означает, что при обсуждении всех вопросов, выходящих за рамки темы болезненных переживаний, психотические больные проявляют обычные для здоровых людей способности к О. Для поддержания продуктивного О. следует избегать осуждения и спора в отношении болезненных переживаний, поскольку переубеждение без лекарственного лечения при психозе почти всегда неэффективно, и вызывает только усиление недоверия и страха у больного. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЙ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Девиантное поведение (Д. п.) (от англ. deviant отклоняющийся; лат. deviatio - отклонение, расстройство) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Осн. критерии расстройств поведения (Змановская, 2003): а) поведение отклоняется от наиболее важных в данном обществе в данное время социальных норм; б) его появление вызывает неодобрение (негативную оценку и осуждение) со стороны др. людей, что выполняет функцию социальной санкции - наказания нежелательного явления (осуждение может приводить к стигматизации личности - навешиванию на нее социальных ярлыков, препятствующих позитивным переменам и усиливающим ее изоляцию); в) поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям; г) поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Данная особенность имеет исключения, напр., даже однократная суицидальная попытка представляет достаточно серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности; д) поведение согласуется с общей направленностью личности. Оно не является следствием нестандартной ситуации, как напр., в случае посттравматического синдрома, или следствием самообороны при наличии реальной угрозы для жизни; е) не отождествляется всецело с психич. заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может сочетаться с последним; ж) личность с Д. п. может занимать любое место в континууме психопатологических проявлений «здоровье-предболезнь-болезнь» (Егоров, Игумнов, 2005); з) сопровождается разл. проявлениями социальной дезадаптации; и) имеет выраженное индивидуальное своеобразие. Д. п. формируется в подростковом возрасте (при отсутствии своевременной коррекции может продолжаться в др. возрастных периодах). Такое поведение нарушает возрастные социально ожидаемые нормы, его проявления более тяжелы, чем обычное детское непослушание или подростковое бунтарство. Кроме того, этот поведенческий паттерн характеризуется стойкостью (длительность 6 месяцев и более). Выделяются 3 осн. вида расстройств поведения у подростков: а) расстройство поведения, ограничивающееся семейным окружением, оно проявляется исключительно или почти исключительно дома и во взаимодействиях с членами семьи; б) несоциализированное расстройство поведения - сочетание стойкого диссоциального или агрессивного поведения с выраженными общими нарушениями во взаимоотношениях подростка с др. детьми/подростками; в) социализированное расстройство поведения (синоним: групповая делинквентность) - стойкое диссоциальное или агрессивное поведение, к-рое наблюдается у лиц, в целом достаточно интегрированных в группах сверстников. Социализированная форма Д. п. часто обусловливает последующее формирование стойкого криминального поведения. Известно, что наиболее часто правонарушения совершаются подростками в составе неформальных асоциально-криминальных групп (Башкатов, 2002). Одним из приоритетных и эффективных приемов психол. коррекции Д. п. считается тренинг социальных умений (Бэрон, Ричардсон, 2000), включающий: 1) моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения; 2) ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, к-рым испытуемые обучились в процессе моделирования; 3) установление обратной связи - поощрение позитивного поведения («позитивное подкрепление»); 4) перенесение навыков из тренинговой ситуации в реальную жизненную обстановку. Лит.: Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М., Воронеж, 2002; Егоров А. Ю., Игумнов С. Расстройства поведения у подростков. СПб., 2005; Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2003; Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А. Девиантное поведение у подростков: Диагностика, профилактика, коррекция. М., 2004; Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб., 1994; Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2001. С. А. Игумнов

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ АНАНКАСТНЫМ РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ

Субъект общения, страдающий ананкастным расстройством личности (F60.5 по МКБ-10), характеризуется патологически повышенной осторожностью и склонностью к сомнениям. Отличается стремлением все перепроверять, добиваться во всем совершенства (перфекционизм), действовать согласно правилам, графикам, перечням и распорядку, предлагаемым обществом или установленным самим индивидуумом. Педантичность и скрупулезность таких лиц заставляет их отказываться от личных удовольствий, мешает активно участвовать в межличностном О. Характерно упрямство (часто в ущерб собственным интересам), требовательность к др. людям, настойчивое нежелание позволить им действовать по-своему. В период декомпенсации нередко наблюдается формирование навязчивостей (обсессивно-компульсивное расстройство). Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

Предыдущая страница Следующая страница