Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕР"-"ТЕС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕР"-"ТЕС")

ТЕРРОРИЗМ

Терроризм (лат. terror - страх, ужас, ср. terreo - устрашать) - феномен полит. психологии, специфичный для обострения конфликтных ситуаций. Т. выражается в угрозе уничтожения конкретных лиц (реже сооружений или культурных ценностей) в случае отказа удовлетворить требования террористов. Эффективность Т. психологически зависит от 3 факторов: 1) подкрепления угрозы в форме ее частичной реализации; 2) внутр. готовности пойти на компромисс; 3) масштабов риска, на к-рый способны пойти стороны конфликта. Распространение Т. в XX в. парадоксальным образом свидетельствует об относительном росте ценности человеческой жизни одновр. с общей деморализацией полит. жизни. Особое значение в распространении Т. приобрели СМИ, поскольку для психологии террориста весьма характерно стремление привлечь обществ. внимание не только к своим требованиям, но и к себе лично. В массовой психологии проявляется амбивалентная тенденция к осуждению и героизации участников террористической деятельности. Их представляют как бескорыстных идеалистов, готовых рисковать жизнью в целях достижения высокой цели, и, одновр., как безумных фанатиков, способных на все в целях самопрославления и разрушения стабильного обществ. устройства. Поскольку фактор устрашения нашел признание как действенное условие влияния на принятие решений, роль Т. растет, демонстрируя рост масштабов деструктивных возможностей, к-рыми располагает социально опасный индивид. Лит.: Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 2005; Зинченко Ю. П., Шилко Р. С. Психологические аспекты информационной безопасности и противодействия терроризму посредством медиа // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 2: Феномен «разорванной коммуникации / Под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В. Матвеевой, Е. Л. Вартановой, А. И. Подольского. М., 2008; Петрищев В. Е. Заметки о терроризме. М., 2001. А. А. Брудный

ТЕСТ "ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ" РИСУНОЧНЫЙ

Модификация Н. Г. Хитровой. Тест является модификацией ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, к-рая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в напряженных условиях межличностного взаимодействия, в ситуации принятия решения. Тестовый материал состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, затрудняющие деятельность и фрустрирующие собеседника. С помощью этого теста выявляются тип и направления реакций испытуемого. Выделены след. типы реакций: 1) Препятственно-доминрующий, когда внимание отвечающего сосредоточено на самом препятствии; 2) Самозащитный, когда активность респондента направлена на защиту собственной личности; 3) Разрешающий, когда активность субъекта направлена на поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации. Методика «Деловые ситуации» является инструментом для изучения предпосылок к управленческой деятельности в разл. сферах. Результаты определяются по таблице стандартных ответов. Лит.: Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2006; Практическая психодиагностика. Методики и тексты / Под ред. Д. Я. Райгородского. М., 2002. И. М. Карлинская

ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

С. Мадди. Адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой. Направлен на диагностику психол. факторов успешного совладания со стрессом, а также снижения и предупреждения внутр. напряжения в стрессовой ситуации. Согласно теории С. Мадди, жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним. Эта диспозиция включает в себя 3 сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутр. напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже). Опросник содержит 45 утверждений. Респондент оценивает меру своего согласия с каждым из пунктов по 4-балльной шкале («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»). Высокий общий балл по шкале жизнестойкости характеризует человека, активного и уверенного в своих силах, нечасто переживающего стресс и способного справляться с ним, продолжая эффективно работать, не теряя душевного равновесия. Низкий балл по жизнестойкости характерен для людей, к-рые не уверены в своих силах и способностях, справиться со стрессом. Незначительное напряжение может вызвать у них серьезные переживания, ухудшение здоровья и работоспособности. Тест жизнестойкости включает в себя след. 3 субшкалы: 1) Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности и О. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни; 2) Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что если человек активно пытается разрешить ситуацию, борется, он может повлиять на результат происходящего. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Человек со слабо развитым компонентом контроля считает, что от него лично мало, что зависит в жизни, ощущает свою беспомощность и легко сдается на милость судьбы; 3) Принятие риска (challenge) - убежденность в том, что все то, что случается, способствует развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. При высоких баллах по шкале принятия риска человек рассматривает жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. При низких баллах по субшкале принятия риска человек стремится к неизменности, стабильности в жизни, простому комфорту и безопасности. Он не готов рисковать: цена ошибки для него выше, чем шанс достичь результата. Методика валидизирована и стандартизирована. Методика является надежным и валидным инструментом и может быть использована как в исследованиях мотивационно-волевой сферы личности (в т. ч. в исследованиях в рамках психологии стресса и психологии здоровья), так и в психодиагностике. Однако, при применении опросника в условиях высокой социальной желательности (при приеме на работу и т. п.) следует учитывать более высокие нормативные показатели и отказаться от использования показателя субшкалы вовлеченности, к-рый в максимальной степени подвержен социальной желательности. Лит.: Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006; Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / H. S. Friedman (Ed.). San Diego (CA): Academic Press, 1998. Е. И. Рассказова, Д. А. Леонтьев

ТЕСТ "КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ". Г. У. СОЛДАТОВА

Тест предназначен для измерения в пределах психол. универсалии «индивидуализм-коллективизм» групповых ценностных ориентаций в 4 сферах жизненной активности: ориентации на группу, ориентации на власть, ориентации друг на друга и ориентации на изменения. Шкала «ориентация на группу - ориентация на себя» рассматривается с позиций внутригрупповой поддержки (взаимовыручка-разобщенность), подчиненности группе (подчинение-самостоятельность) и традиционности (верность традициям - разрушение традиций). Шкала ориентация на изменения рассматривается в диапазоне «открытость переменам - сопротивление переменам» по параметрам: открытости - закрытости культуры (открытостьза мкнутость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее - устремленность в прошлое), степени риска (склонность к риску - осторожность). Шкала ориентация друг на друга рассматривается в диапазоне «направленность на взаимодействие - отвержение взаимодействия» по параметрам: толерантности-интолерантности (миролюбие-агрессивность), эмоциональности (сердечность-холодность) и мотивации достижения (уступчивость-соперничество). Шкала ориентация на власть рассматривается в диапазоне «сильный социальный контроль - слабый социальный контроль» по параметрам: подчинения запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность-своеволие, законопослушностьанархия) и значимость авторитета (уважение власти - недоверие к власти). Культурно-ценностный дифференциал состоит из 12 пар существительных. В каждой паре одно из существительных является антонимом к другому. Респондентам предлагается выбрать из каждой пары одно из качеств и оценить их по 4-балльной шкале. Подсчитываются суммарные баллы. Лит.: Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. Г. У. Солдатова

ТЕСТ МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ

Тест мотивации аффилиации (ТМА). А. Мехрабиан. Адаптация М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначен для измерения мотивации аффилиации. Мотивация аффилиации понимается как мотивационный процесс, актуализирующийся в ситуации приобщения, присоединения субъекта к др. человеку, в к-рой субъект стремится к принятию и избегает отвержения. Опросник содержит 62 утверждения. Шкала ответов состоит из 7 вариантов: 3 «полностью согласен»; 2 - «согласен»; 1 - «скорее согласен, чем не согласен»; 0 - «нейтрален»; - 1 - «скорее не согласен, чем согласен»; - 2 - «не согласен»; - 3 - «полностью не согласен». Результаты с помощью ключей переводятся из системы от -3 до 3 баллов в систему от 1 до 7 баллов. Методика включает в себя 2 шкалы: 1) «Стремление к принятию»; 2) «Чувство отвержения». Интерпретация результатов основывается на суммарном балле по 2 шкалам, и дается заключение о типе мотивации аффилиации: 1) высокий уровень стремления к принятию и высокий уровень чувства отвержения; 2) высокий уровень стремления к принятию и низкий уровень чувства отвержения; 3) низкий уровень стремления к принятию и высокий уровень чувства отвержения; 4) низкий уровень стремления к принятию и низкий уровень чувства отвержения. Лит.: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические матлы. М., 1988. М. Ш. Магомед-Эминов

ТЕСТ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

Тест мотивации достижения (ТМД). А. Мехрабиан. Адаптация М. Ш. Магомед-Эминова. Направлен на измерение мотивации достижения. Мотивация достижения понимается как процесс, актуализирующийся в ситуации достижения, тематизированной опр. стандартами мастерства, компетентности, и направленный на достижение успеха и избегание неудачи. Опросник имеет мужской и женский варианты. Мужской вариант содержит 32 утверждения, женский вариант - 30 утверждений. Шкала ответов состоит из 7 вариантов: 3 - «полностью согласен»; 2 - «согласен»; 1 - «скорее согласен, чем не согласен»; 0 - «нейтрален»; -1 - «скорее не согласен, чем согласен»; -2 - «не согласен»; -3 - «полностью не согласен». Результаты с помощью ключей переводятся из системы от -3 до 3 баллов в систему от 1 до 7 баллов. Интерпретация результатов основывается на суммарном балле, и дается заключение о выраженности мотивации достижения: высокий, средний или низкий уровень. Высокий уровень соответствует мотиву стремления к успеху, а низкий - избеганию неудачи, т. е. 2 мотивам, входящим в состав структуры мотивации достижения. Лит.: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические матлы. М., 1988. М. Ш. Магомед-Эминов

ТЕСТ "НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ В ШКАЛАХ МЕТОДИКИ KSADS"

Joan Kaufman. Пер. на рус. яз. Е. Л. Григоренко. Адаптация Е. Л. Григоренко, Т. В. Корниловой, С. Д. Смирнова. Полуструктурированное интервью под названием методики K-SADS - Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia for School Aged Children (6-18 Years) - позволяет диагностировать симптомы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Текст, к-рым пользуется психолог (или психиатр), состоит из заголовков шкал, описаний соответствующих им нарушений по ДСМ-IV, подробным вариантам опроса ребенка (отдельно для каждой шкалы) и правил подсчета баллов. Из 21 шкал 2 прямо включают нарушения О.: шкалы оппозиционного поведения (XY) и поведенческих отклонений (расстройств поведения) (XYI). Но и ряд др. шкал охватывает нарушения О.: это шкала VI - заболевания на почве избегания (социофобии, тревожность в связи с боязнью разлуки), шкала СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания), посттравматическое стрессовое расстройство, злоупотребление курением, алкоголем, запрещенными препаратами. Методика K-SADS для выявления эпизодов и симптоматики психол. неблагополучия и поведенческих нарушений у детей и подростков включает сопоставление данных, получаемых от 3 сторон -самого ребенка, родителей и наблюдающего его взрослого (воспитатель, учитель). Каждая шкала предполагает оценку в баллах ряда симптомов по отношению к моментам прошлого и настоящего. В случае максимально возможного балла используется то из 5 «диагностических дополнений», к-рое соответствует начальной шкале. Методика апробирована на российских группах подростков. Авторами апробации этой методики описаны различия по всем шкалам K-SADS. Приводятся также данные в сопоставлении с данными по методике Т. Ахенбаха. Так, тревожность в связи с боязнью потери ближайшего окружения, включая социофобии, наиболее характеризует именно подростков с делинквентным поведением (группы «риска»). Фактор болезни в группе подростков с психиатрическим диагнозом определял скорее снижение ориентировки подростков на социальное окружение и опр. безразличие к нему. Методика изначально направлена также для ее использования с детьми, не имеющими в анамнезе медицинской истории психиатрических заболеваний. Т. о., использование полуструктурированного интервью не исходит из начальной цели установления дифференцирующего диагноза, а предполагает описание симптоматики, возможной как для нормы или пограничных случаев, так и для пациентов психиатрических больниц. Результаты апробации на российских выборках подтвердили необходимость различать внутр. каузальные факторы развития протестного (оппозиционного) поведения, не направленного на деструктивные действия и вред другим, и делинквентное поведение, для к-рого обе направленности вполне характерны. Лит.: Корнилов А. П., Булыгина В. Г., Корнилова Т. В. Синдром гиперактивности и дефицита внимания // Журн. практического психолога, 2000, № 3-4; Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб., 2005; Они же. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизованного интервью и листов наблюдения // Вопр. психологии. 2001. № 1. Е. Л. Григоренко, Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов

ТЕСТ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ "Я ЧУВСТВУЮ…"

Л. М. Митина. Состоит из 32 незаконченных предложений, к-рые могут быть разделены на 6 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений педагога к детям, к себе самому, к профессии. Нек-рые группы предложений имеют отношение к испытываемым учителем эмоциональным переживаниям, к обычным состояниям и осн. привязанностям. Методика позволяет выявить след. 6 групп отношений: 1) Люди и ситуации, вызывающие положительные эмоции; 2) Люди и ситуации, вызывающие отрицательные эмоции; 3) Обычные состояния и осн. привязанности; 4) Отношение к людям и особенно к детям; 5) Отношение к себе; 6) Отношение к профессии. Исследованию методом незаконченных предложений должно предшествовать установление контакта с педагогом для получения искренних, естеств. ответов. В этом случае опытный психолог может извлечь важную информацию, отражающую систему личностных отношений и переживаний. Лит.: Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. Л. М. Митина

ТЕСТ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ. В. Ф. РЯХОВСКИЙ

Предназначен для диагностики уровня коммуникабельности человека, что является необходимым профессиональным качеством многих специалистов. К компонентам коммуникабельности относятся: постоянное желание общаться с людьми, грамотная и хорошо поставленная речь, умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, умение вести вежливую, располагающую беседу, умение убеждать, умение публично выступать. Тест содержит 16 вопросов, ответы на к-рые позволяют описывать типичное или предпочитаемое поведение респондента в разл. по сложности и эмоциональной насыщенности ситуациях коммуникации. Допускается 3 варианта ответов, оцениваемых в балльной системе, - «да» (2 балла), «иногда» (1 балл) и «нет» (0 баллов). Полученные баллы по 16 пунктам суммируются, максимально возможное количество баллов по этому тесту - 32 балла, минимальное - 0 баллов. Интерпретация результатов теста производится согласно классификатору ответов, разработанному автором. Выделяются 7 уровней - от явной некоммуникабельности, затрудняющей социальное взаимодействие, до болезненной коммуникабельности, мешающей налаживанию плодотворных отношений с окружающими. По мнению автора, желательный, оптимальный уровень коммуникабельности находится в пределах от 9 до 24 баллов. Использование этого теста должно быть дополнено др. приемами диагностики профессиональной компетентности в области О. для получения более надежного заключения по респонденту. Лит.: Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб.-практич. пособие. М., 2005; Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. М. М. Абдуллаева

ТЕСТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Тест определения жизненных ценностей личности (Must-тест). П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова. Предназначен для определения жизненных ценностей личности и представляет собой одну из разновидностей вербальных проективных тестов. Основой для его создания являются традиции гуманистического направления, согласно к-рым личность - продукт социализации, она формируется благодаря усвоению социальных норм, принятых в данном социуме. Предложенный набор Must-тем позволяет определить 15 жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста. Респонденты должны продолжить незаконченные предложения таким образом, чтобы в них была выражена мысль. Для каждого респондента, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Список ценностей-целей взят из методики «Жизненные цели» (Э. Дисл, Р. Райан в модификации Н. В. Клюевой и В. И. Чиркова): 1) Свобода, открытость и демократия в обществе; 2) Безопасность и защищенность; 3) Служение людям; 4) Власть и влияние; 5) Известность; 6) Автономность; 7) Материальный успех; 8) Богатство духовной жизни; 9) Личностный рост; 10) Здоровье; 11) Привязанность и любовь; 12) Привлекательность; 13) Чувство удовольствия; 14) Межличностные контакты и О.; 15) Богатая духовно-религ. жизнь. Для каждого респондента строится графический профиль жизненных целей-ценностей. Лит.: Иванов П. Н. Влияние некоторых индивидуально-психологических особенностей на процесс О. Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1985; Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. А. С. Калашников

ТЕСТ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК. ДЖ. КЕЛЛИ

Модификация для изучения педагогической социальной перцепции Е. В. Костюченко. В кач. метода исследования восприятия и понимания учащихся учителями можно использовать тест личностных конструктов Дж. Келли. При выделении ролевых элементов целесообразно учитывать особенности педагогической деятельности, полагая, что конструкты, используемые учителями в своей деятельности, отличаются от тех, к-рые они применяют в процессе взаимодействия с др. людьми. Список элементов составили лишь те объекты, к-рые непосредственно включены в сферу профессионального педагогического взаимодействия, а именно ролевые персонажи учащихся. Применительно к изучению педагогической социальной перцепции список ролевых элементов Дж. Келли был модифицирован и он стал включать 7 персонажей: «сильный ученик», «слабый ученик», «средний ученик», «нелюбимый ученик», «любимый ученик», «трудный ученик», «неординарный ученик». Именно указанные роли чаще всего фиксируют педагоги, характеризуя ученика как участника учебно-воспитательного процесса. При формировании списка ролевых элементов учитывались и коннотативные параметры: 4 ролевых элемента - положительно оцениваемые персонажи («сильный ученик», «средний ученик», «любимый ученик», «неординарный ученик») и 3 - отрицательно оцениваемые персонажи («слабый ученик», «нелюбимый ученик», «трудный ученик»). В ходе выполнения процедуры исследования респондентам предлагается подставить на место каждого ролевого элемента известного им конкретного ученика с учетом коннотативных характеристик роли. После идентификации ролей с реальными учащимися респонденты могут приступать к выполнению осн. части исследования. С целью выявления конструктов применяется метод минимального контекста, или метод триад. Респонденту предъявляется по 3 ролевых элемента (триада) из ролевого списка. Триады составляются таким образом, что вероятность появления всех ролевых элементов была одинакова: это позволяет избежать выборочного давления на выявление личностных конструктов респондента. Примером может служить триада: «сильный ученик, слабый ученик, средний ученик». Респонденту предлагают зафиксировать какое-либо важное качество, по к-рому двое из обозначенных лиц сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего. Далее необходимо назвать, в чем конкретно состоит отличие третьего персонажа от 2 других. Ответы на эти вопросы составляют 2 полюса конструкта: А - сходство, В - различие. Затем респонденту предлагается вновь сравнить элементы в триаде и указать, в чем еще проявляются сходство и различие указанных ролевых элементов. Для одной триады может быть получено от 1 до 5 конструктов. После заполнения указанным образом первой строки респондент может переходить ко второй, где ему предлагается след. триада. Полученный массив конструктов можно обрабатывать с помощью метода контент-анализа и интерпретировать в соответствии с выделенными семантическими единицами. С. В. Кондратьевой были предложены след. блоки личностных характеристик, к-рые могут быть получены при анализе выявленных конструктов: описание внешности, коммуникативные качества, волевые и интеллектуальные характеристики, рефлексивные и эмоционально-динамические качества, отношение к труду, учебе, способности и т. д. Лит.: Костюченко Е. В. Когнитивная сложность учителя в межличностном познании: Учеб. пособие. Гродно, 2003; Он же. Использование методики Дж. Келли для изучения педагогической социальной перцепции // Пытаннi адукацыi i вахавання. Сб. науч. ст. Гродно, 2003, № 1. Е. В. Костюченко

ТЕСТ РИСОВАННЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ

Тест рисованный апперцептивный (РАТ). Л. Н. Собчик. Предназначен для выявления глубинных комплексов, внутр. конфликта, зоны напряженных межличностных отношений индивида. Стимульный материал методики РАТ представлен 8 контурными рисунками, на которых изображены 2, реже 3 человечка; каждый персонаж изображен в условной манере: ни пол, ни возраст, ни его социальный статус из картинки не вытекает. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок изображена скорее всего конфликтная ситуация и, по крайней мере, 2 персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. При этом там, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная. Респонденту (группе) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены ответы на след. вопросы: 1) что происходит в данный момент?; 2) кто эти люди?; 3) о чем они думают и что чувствуют?; 4) что привело к этой ситуации и чем она закончится? Помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, исследователю предоставляется возможность проанализировать почерк респондента, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом. Защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных сюжетах, где отсутствует конфликт: говорится о танцах или гимнастических упражнениях, о занятиях йогой. Картинки выявляют отношение респондента к проблеме власти и унижения, они связаны с конфликтными ситуациями (например, семейными), где сложные отношения между двумя людьми переживаются кем-то третьим (к примеру, ребенком), кто не может решительным образом изменить ситуацию и т. п. Межличностный конфликт, звучащий фактически в каждой картинке, не только позволяет определить зону нарушенных отношений с окружающими, но нередко высвечивает сложный внутриличностный конфликт, к-рый лежит в основе нарушенных межличностных отношений. Использование теста РАТ позволяет в сложных семейных ситуациях выявить проблемы подросткового возраста, а в системном многоуровневом исследовании личности с помощью механизмов идентификации и проекции выявить глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутр. конфликта и нарушенных межличностных отношений, к-рые другими психодиагностическими методиками не выявляются. Методика может применяться в практической работе школьного психолога, в семейном консультировании, в сфере социально-психол. помощи, а также в клинике неврозов. Лит.: Собчик Л. Н. Психодиагностика. Набор психодиагностических и экспериментально-психологических методик. М., 1991; Она же. Рисованный апперцептивный тест РАТ. СПб., 2002; Она же. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003, 2005, 2008. Л. Н. Собчик

ТЕСТ РИСУНОЧНЫХ АССОЦИАЦИЙ. С. РОЗЕНЦВЕЙГ. МОДИФИКАЦИЯ Л. М. МИТИНОЙ

Предназначен для выявления адаптации учителей к своему социальному окружению. В ее основе лежит разработанная С. Розенцвейгом теория фрустрации. Правомерно рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой же т. зр. для исследования представляет интерес межличностные конфликты и трудности для учителя и учащихся, к-рые могут возникнуть в самых разнообразных ситуациях. Выбор учителя и адекватное преодоление трудностей в значительной мере определяет дальнейшее взаимодействие его и ученика. Из сочетания 6 категорий (3 направления, 3 типа реакций) получают 9 возможных факторов оценки и 2 производных варианта. Ответы, обозначенные счетными факторами, записываются на специальном бланке в соответствующие графы. Затем вычисляется показатель GCR, к-рый, с известными оговорками, может быть обозначен как степень социальной адаптации. Вычисляется он путем сопоставления ответов конкретного респондента со «стандартными» среднестатистическими. По значениям показателей можно судить о степени фрустрационной толерантности, к-рая в известной степени определяет поведение человека в трудных ситуациях. Низкий показатель степени социальной адаптации дает основание считать, что у учителей часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими, т. е. они недостаточно адаптированы к своему социальному окружению, что может привести к формированию у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость или неуверенность в своих силах, тревожность. Автором был вычислен GCR для учителей с разным стажем работы в школе, разным уровнем педагогического мастерства и больных нервозами. Стимулирующая ситуация методики заключается в схематическом контурном рисунке, на к-ром изображены 2 человека или более, занятые еще не законченным разговором. Одно действующее лицо говорит опр. слова другому, ответ к-рого не приводится. Инструкция требует, чтобы учитель написал в специально отведенном квадрате первый же ответ, пришедший ему в голову. Методика состоит из 24 рисунков, на к-рых изображены лица, находящиеся в фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на 2 осн. группы: 1) ситуации «препятствия», в к-рых какой-либо персонаж или предмет обескураживают, сбивают с толку словом или иным способом; 2) ситуации «обвинения», в к-рых субъект служит объектом обвинения. Каждый ответ оценивается с т. зр. двух критериев: направление реакции и тип реакции. По направлению реакции делятся на: экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные; по типу реакции: реакции «с фиксацией на препятствии», реакции «с фиксацией на самозащите», реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности». Лит.: Митина Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. М., 1992; Она же. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. Л. М. Митина

ТЕСТ "САМОРЕГУЛЯЦИЯ И УСПЕШНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ"

Тест "Саморегуляция и успешность межличностного общения" (СУМО). В. Н. Куницына. Позволяет определить коммуникативные и личностные особенности, связанные с неформальным межличностным доверительным О. Тест, в частности, позволяет выявлять степень владения коммуникативными навыками и умениями, наличие трудностей О., характер этих трудностей и степень их осознания, свойства личности, связанные с этими трудностями, стили О., степень контактности, коммуникативной совместимости, а также общий уровень социального интеллекта и коммуникативно-личностный потенциал. В опросник входит 18 осн. и 18 дополнительных шкал. Каждая шкала содержит 6 утверждений. Выраженность свойств оценивается от 1 до 12 баллов. Осн. шкалы: 1 группа - свойства, облегчающие О.: легкость и свобода О., спонтанность, инициатива в контактах; саморегуляция, владение своими чувствами, состояниями, намерениями; навыки О., умение вступать в контакт, вести беседу; эмпатия, эмоциональное сопереживание собеседнику; самоуважение, чувство собственного достоинства, степень самопринятия, проницательность, умение разбираться в людях, доверие, интуиция; влиятельность, умение воздействовать, склонять на свою сторону; уступчиво-партнерский стиль О.; удовлетворенность О. и отношениями в близком кругу. 2 группа - свойства, затрудняющие О.: аутичность, избегание контактов, в т. ч. зрительных; истощаемость, быстрая утомляемость, невозможность сконцентрироваться; отчужденность, сокращение социальных связей; эгоцентрическое самораскрытие в беседе; нерешенные личные проблемы; одиночество; застенчивость; агрессивность, раздражительность, возбудимость; авторитарный стиль О.; «мои ошибки», самокритичность (шкала лжи). Дополнительные шкалы: рефлексивность, доверие, уверенность, понимание др. людей, мотивов их поведения, адаптивность, гибкость; манипулятивный стиль О., мотивация помощи, интровертированность; чувство одиночества, сенситивность (чувствительность, ранимость); невротизированность (эмоциональная неустойчивость), фрустрированность; потенциальная конфликтность, активная позиция (инициатива в контактах, в решениях), доверительность, мотив аффилиации; коммуникативная совместимость, умение сотрудничать с разными людьми. Также выделяются: коммуникативно-личностный потенциал (СИ -2) - наиболее существенные коммуникативные умения и личностные черты в структуре СИ (отдельная шкала из 12 суждений), - каждое из к-рых является базовым в соответствующей шкале опросника; СИ - социальный интеллект (средний балл от суммы показателей по 12 осн. шкалам опросника; средний балл выражается также в пределах от 1 до 12) - успешное взаимодействие в меняющихся обстоятельствах, прогнозирование поведения др. людей. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001. В. Н. Куницына

ТЕСТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (СЖО)

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Purpose-in-Life Test, PIL, «Цель в жизни»). Джеймс Крамбо, Леонард Махолик. Модификация Д. А. Леонтьева. В основе теста лежит теория стремления к смыслу В. Франкла. Тест является эмпирической валидизацией этой теории. «Цель в жизни» авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Первоначально они стремились показать, а) что методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах В. Франкла; б) что последний характерен для психически больных и в) что он не тождествен просто психич. патологии. Оригинальная методика представляет собой набор из 20 утверждений с 2 вариантами окончания, между к-рыми возможны 7 градаций предпочтения. Д. Крамбо и Л. Махолик приводят данные, свидетельствующие о высокой внутр. согласованности пунктов теста. Данные о валидности теста были получены путем сравнения результатов разных выборок нормы и патологии. Значимые различия между ними соответствуют предсказаниям теории В. Франкла. Адаптация теста на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г. Ленинград). Др. русскоязычная версия была разработана и адаптирована Д. А. Леонтьевым в 1986-1988 гг. Методика прошла все этапы валидизации. Факторная структура и субшкалы теста. В результате факторного анализа русскоязычной версии теста было выделено 5 хорошо интерпретируемых факторов, что позволило превратить одномерный опросник в многомерный тест смысложизненных ориентаций. Выделившиеся факторы образовали 5 субшкал теста, к-рые выступают как составляющие смысла жизни личности. Они разбиваются на 2 группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, к-рые соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). 2 оставшихся фактора характеризуют внутр. локус контроля, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ Я). Методика может применяться в самых разных областях фундаментальных и прикладных исследованиях. Лит.: Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992; Crumbaugh J. S. Cross-validation of Purpose-in-Life Test based on Frankl’s concept // J. of Individual Psychology. Vol. 24. 1968, May; Crumbaugh J. S., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis // J. of Clinical Psychology. Vol. 20. 1964, N 2; Idem. Manual of Instructions for the Purpose in Life Test. Munster (Indiana). Д. А. Леонтьев

ТЕСТ "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ"

Тест "Социальный интеллект" (СИГ - аббревиатура В. Н. Куницыной). Дж. Гилфорд, М. Саливен. Адаптация Е. С. Алешиной-Михайловой. Предназначен для выявления социального интеллекта к-рый рассматривается как система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и, связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Методика включает 4 субтеста, 3 из к-рых составлены на невербальном стимульном материале, и один - на вербальном. Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. 1) Субтест - «История с завершением». Помогает выяснить, насколько человек может предвидеть последствия поведения и сделать его прогноз на основе невербальных реакций. Предполагает знание нормативных ролевых образцов поведения. 2) Субтест - «Группы экспрессии». Оценивается чувствительность к невербальным проявлениям состояний. 3) Субтест - «Вербальная экспрессия». Оценивается чувствительность к оттенкам человеческих отношений, правильное понимание того, что люди говорят друг другу в опр. ситуациях, ролевая пластичность. 4) Субтест - «История с дополнением». Считается самым информативным. Оценивает способность к распознаванию межличностных отношений в динамике, логику их развития. Помогает оценить, насколько человек может использовать логические умозаключения для прогноза поведения на основе неполных данных. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001. О. В. Смирникова

ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ

Ревалидизация Ю. М. Орлова, Н. Д. Твороговой. ТАТ - проективная методика, усовершенствованная Р. Хейнсом, Д. Вероффом и Д. Аткинсоном (1958), к-рые разработали структурированный ТАТ для измерения мотивов аффилиации (стремления к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с др. людьми), доминирования и достижения. В классической методике ТАТ шкалирование оценок основано на опыте и интуиции интерпретатора. Структурированный ТАТ, по литературным данным (МакКлелланд, 1958), дает достаточно достоверные оценки изучаемых мотивов. Что же касается применения понятия валидности к тестам тематической апперцепции, то трудности его использования уменьшаются по мере структурированности этих тестов. Для создания структурированного ТАТа разработана система категорий, позволяющих точно идентифицировать тот или иной функц. элемент мотива. Каждая категория, к-рую экспериментатор может выделить в рассказе респондента по картинкам ТАТа, оценивается в 1 балл. Всего же при анализе аффилиации выделено 8 категорий (система образов аффилиации, эмоции, инструментальная активность и др.). Индивидуальный шкальный балл определяется путем суммирования отдельных баллов по категориям. Процедура идентификации категорий составляет осн. содержание работы эксперта по контент-анализу этих текстов. В 1970-е гг. метод контент-анализа рассказов (написанных по картинкам ТАТа) для измерения мотива достижения ревалидизирован Ю. М. Орловым, мотива аффилиации Ю. М. Орловым, Н. Д. Твороговой. Поскольку составители структурированного варианта ТАТа применяли эксперим. ситуации с возбуждением и нейтрализацией мотива аффилиации, то при ревалидизации были повторены те же эксперим. процедуры. Задачей было установить: а) коррелирует ли индивидуальный шкальный балл, полученный по результатам описания картинок теста с возбуждением и нейтрализацией мотива аффилиации или подавлением мотива аффилиации др. мотивом, напр., мотивом достижения; б) влияет ли на шкальный балл различие картинок, по к-рым испытуемый пишет рассказы; в) поскольку шкалирование осуществляется экспертами, к-рые пользуются общим текстом инструкции, в какой степени различаются суждения экспертов, работающих независимо друг от друга. Исследование проводилось среди студентов 1-го Моск. мед. ин-та им. И. М. Сеченова. Проведенное исследование показало, что категории контент-анализа чувствительны к возбуждению мотива аффилиации, методика валидна. Лит.: Орлов Ю. М. Измерение социогенных потребностей с помощью теста тематической апперцепции // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974; Орлов Ю. М., Творогова Н. Д. Ревалидизация теста тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации // Вопр. психологии. 1982. № 2; Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. М., 1976; Heyns R., Veroff., Atkinson J. A scoring manual for the affiliation motive // Motives in fantasy, action and society. N. Y., 1958; McClelland D. C. Methods of measurement human motivation // Motives in fantasy, action and society. N. Y., 1958. Н. Д. Творогова

ТЕСТ "ФОТОПОРТРЕТЫ"

А. Г. Шмелев. Фототест - стандартизованная компьютерная тестовая методика, предназначенная для измерения социально-перцептивной (физиогномической) компетентности и способности к прогнозу личностных качеств людей по фотоизображению. Стимульный материал теста включает 50 фотопортретов совр. российских граждан - мужчин и женщин разного возраста из разл. социальных групп. Каждый фотопортрет оценивается респондентами по 6 пятибалльным оценочным шкалам: 1) Привлекательность - склонность адекватно выбирать дистанцию в отношениях, точно эмоционально оценивать окружающих по первому впечатлению; 2) Интеллект - способность оценить образованность, интеллектуальные качества; 3) Дружелюбие - умение определить доброжелательность или враждебность незнакомых людей по внеш. виду; 4) Общительность - способность оценить степень открытости, жизнерадостности, общительности по первому впечатлению; 5) Организованность - умение определить уровень дисциплинированности, самоконтроля и вероятность импульсивных поступков незнакомых людей; 6) Эмоциональная стабильность - способность адекватно оценивать степень тревожности, беспокойства др. человека по внеш. облику. Последние 5 шкал близки по смыслу к шкалам теста B5 («Большая пятерка»). Время работы с тестовыми заданиями занимает от 25 до 45 мин (в зависимости от индивидуального темпа). Интегра-тивный показатель теста - общий балл - демонстрирует, насколько точно и объективно респондент определяет выраженность у незнакомых людей 5 осн. личностных качеств. Каждая шкала теста имеет 5 диагностических зон, к-рым соответствуют 5 уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора. Тест Фотопортретов может использоваться для оценки, отбора и подбора персонала для работы с людьми (клерки, торговые представители, менеджеры по продажам и прочие профессии), а также управленческого звена; в консультативной и психотерапевтической практике; в работе школьного психолога - для диагностики психол. особенностей детей от 13 лет. Лит.: Джерелиевская М. А., Шмелев А. Г. Опыт взаимодействия методов в диагностике коммуникативных диспозиций // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 3. А. Г. Шмелев

ТЕСТ ЦВЕТО-СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница