Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 4, "СУБ"-"СУХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СУБ"-"СУХ")

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ ДЕПРЕССИЕЙ

Депрессия (Д.) - синдром психич. расстройств, проявляющийся длительным устойчивым снижением настроения, тоской, подавленностью, замедлением мышления, двигательной заторможенностью. Характерно ощущение безысходности. Постоянно присутствует пониженная самооценка, временами проявляющаяся в необоснованном самообвинении и самоуничижении, выпячивании своих ошибок и промахов. Характерно подавление всех желаний, неспособность получать удовольствие от чего-либо (ангедония). В частности отсутствует желание общаться с кем-либо, принимать помощь от окружающих, заботиться о ком-либо. Часто таким переживаниям сопутствуют нарушения физиол. функций: сухость кожи, повышение артериального давления, тахикардия, запоры, утрата аппетита и снижение массы тела, упорная бессонница. Наибольшую опасность представляет стремление к самоубийству (особенно, если больные скрывают такое намерение от окружающих). В большинстве случаев депрессия возникает без какой-либо внеш. причины (эндогенно) на фоне полного здоровья и благополучия, иногда она бывает спровоцирована тяжелым жизненным событием. В этом случае следует отличать Д. от естеств. реакции горя, к-рая тесно связана с пережитой потерей, временами позволяет на короткое время отвлечься от тягостных переживаний, не мешает человеку получать «маленькие радости» от жизни. Д. рассматривается как относительно благоприятное расстройство, она хорошо поддается лекарственному или психотерапевтическому лечению, может проходить сама по себе. Лит.: Нуллер Ю. Л. Аффективные психозы. Л., 1988; Синицкий В. Н. Депрессивные состояния (Патофизиологическая характеристика, клиника, лечение, профилактика). Киев, 1986. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ ДИССОЦИАЛЬНЫМ (АСОЦИАЛЬНЫМ) РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ

Субъект общения, страдающий диссоциальным (асоциальным) расстройством личности - характеризуется патологически ослабленной волей, безответственностью, пренебрежением своими обязанностями и данными обещаниями. Жизнь строится на основе потребностей сегодняшнего дня без какой-либо оценки последствий своего поведения и без учета ранее принятого плана. При совершении проступка такие лица не испытывают какой-либо вины и не способны извлекать положительный опыт из своих ошибок. Для оправдания своих действий часто прибегают ко лжи, перекладывают вину на других. Отмечается крайне низкая толерантность к фрустрации, при возникновении любых препятствий либо отказываются от действий полностью, либо бурно выражают свое недовольство, могут быть агрессивны. Типичные варианты декомпенсации - алкоголизм, употребление психоактивных веществ, мелкие и существенные правонарушения (обычно в составе группы). Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ ЗАВИСИМЫМ РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ

Субъект общения, страдающий зависимым расстройством личности - отличается патологическим нежеланием принимать ответственность на себя. Свои потребности он игнорирует и починяется потребностям другого более сильного лица. Постоянно присутствует страх одиночества, боязнь остаться без поддержки, совета и опоры. Необходимость принять любое решение (даже в повседневных вопросах) рождает у таких личностей чувство беспомощности и даже паники. Они уверены в своей некомпетентности, несостоятельности, беспомощности, поэтому никогда не предъявляют каких-либо требований к окружающим, не настаивают на своем, отличаются податливостью. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ ПАРАНОИДНЫМ РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ

Субъект общения, страдающий параноидным расстройством личности - характеризуется патологически выраженной подозрительностью, упрямством, злопамятностью, недоверием к окружающим и близким, необоснованной ревностью. Характерны чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам, высокомерность в О. с окружающими, стремление толковать действия и высказывания окружающих, так что они вместо дружеских становятся враждебными. Нередко наблюдается сверхценное увлечение изобретательством, системами оздоровления, полит. или религ. фанатизм. Стремление отомстить за воображаемую обиду нередко заставляет таких людей обращаться с разл. жалобами (кверулянтство). Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ ПСИХАСТЕНИЕЙ

Субъект общения, страдающий психастенией - характеризуется чрезмерной тревожностью и мнительностью, к-рые приводят к чрезвычайным трудностям в принятии решений, боязливости и постоянным сомнениям, что сказывается на О. такой личности с окружающими. Для нее характерна замкнутость и молчаливость в присутствии малознакомых лиц, при этом она может быть откровенной и многословной в О. с близкими и давними друзьями. Неуверенность в себе психастеники компенсируют показной холодностью, высокомерием, педантичностью, упрямством, настойчивым стремлением следовать правилам, они противостоят любым нововведениям, подолгу обдумывают свои неудачи, склонны к самобичеванию, однако не демонстрируют этого окружающим. В сложных жизненных ситуациях они склонны к формированию навязчивых мыслей и страхов, часто опасаются за свое здоровье (ипохондрия). Лит.: Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. М., 1933; Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ ПСИХОПАТИЕЙ

Субъект общения, страдающий психопатией - проявляет сформировавшийся в детстве и стойко сохраняющийся на протяжении жизни патологический дисгармоничный профиль личности, определяющий грубое нарушение межличностных отношений и выраженное ухудшение адаптации во многих сферах существования человека. В классических описаниях психопатий (Ганнушкин, 1933; Шнайдер, 1950) ключевыми критериями диагностики признается стабильность, отсутствие прогрессирования, нарушение сразу неск. сфер психики (эмоции, воля, контроль над импульсами), отчетливая дезадаптация. Особенно заметно нарушение в межличностных отношениях и О. Продуктивному О. и взаимодействию с людьми мешают эмоциональная неуравновешенность (взрывчатость, страх), отсутствие искренности (боязливость или лживость), слабость воли или парциальный инфантилизм. Интеллект и память обычно не нарушены. Предполагается, что в возникновении психопатий существенную роль могут играть как генетически-конституциональные факторы, так и условия воспитания. Характерно патологически настойчивое использование одних и тех же дезадаптивных моделей поведения, стратегий преодоления и механизмов психол. защиты. Это становится основой периодических декомпенсаций в виде неразрешимых конфликтов, актов агрессии и самоагрессии, злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами, правонарушений, семейных дисгармоний. Полное излечение невозможно, для улучшения адаптации используется психотерапия (чаще групповая) и лекарственная коррекция. Лит.: Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. М., 1933; Schneider K. Psychopathic personalities / Trans. by M. W. Hamilton. Cassel, London, 1950. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ РАССТРОЙСТВОМ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

Субъект общения, страдающий расстройством приспособительных реакций - переживает состояние субъективного дистрессa и эмоционального расстройства, возникающих в период адаптации к значит. изменению в жизни или стрессовому событию. Стрессовое событие может нарушить целостность социальных связей индивида (тяжелая утрата, разлука) или широкую систему социальной поддержки и ценностей (миграция, статус беженца), либо представлять широкий диапазон изменений и переломов в жизни (поступление в школу, приобретение статуса родителей, неудача в достижении заветной личной цели, уход в отставку). Индивидуальная предрасположенность или ранимость играют важную роль в риске возникновения и форме проявления расстройств приспособительных реакций, однако, не допускается возможность возникновения таких расстройств без стрессового события. Проявления очень вариабельны и включают подавленность настроения, настороженность или беспокойство (или комплекс этих состояний), ощущение неспособности справиться с ситуацией, запланировать все заранее или решить оставаться ли в настоящей ситуации, а также включает некрую степень снижения способности действовать в повседневной жизни. Характерной чертой может быть краткая или длительная депрессивная реакция или нарушение др. эмоций и поведения. Для лечения расстройств адаптации предпочтительна психотерапия, к-рая должна быть направлена с одн. стор. на исследование значения стрессового события, а с др. стор. на оценку психич. состояния пациента. Кризисная интервенция направлена на оказание содействия пациенту в быстром разрешении проблем посредством использования методов поддержки, суггестии, переубеждения и модификации внутр. образа сложившейся ситуации. Лит.: Клиническая психиатрия / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. М., 1999; Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. В. М. Гарнов

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ ТРЕВОЖНЫМ РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ

Субъект общения, страдающий тревожным расстройством личности - практически постоянно ощущает внутреннюю напряженность, его тревожат мрачные предчувствия. Ради обеспечения своей безопасности такие лица уклоняются от любых контактов и деятельности, к-рые не гарантируют им безопасность, одобрение и успех. Они склонны к самобичеванию и предполагают, что являются постоянными объектами критики для окружающих Обычно держатся обособленно, не желают открыто высказывать свое мнение, воздерживаются от О., если не уверенны, что понравятся собеседнику. Они постоянно испытывают тоску, вину, боязнь, однако боятся выражать свои эмоции на людях, зато в одиночестве часто плачут. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ ШИЗОИДНЫМ РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ

Субъект общения, страдающий шизоидным расстройством личности - отличается патологически выраженной независимостью, замкнутостью, эмоциональной холодностью, отсутствием интереса к жизни окружающих (даже близких родственников) при чрезмерной потребности в интроспекции и фантазиях. Такие люди неспособны проявлять сильные чувства к окружающим (нежность, гнев, привязанность, забота) и слабо реагируют, как на похвалу, так и на критику. Они равнодушны к социальным нормам, а также бытовому комфорту (аскетизм). Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, СТРАДАЮЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВЫМ (ИМПУЛЬСИВНОЕ, ПОГРАНИЧНОЕ) РАССТРОЙСТВОМ ЛИЧНОСТИ

Субъект общения, страдающий эмоционально неустойчивым (импульсивное, пограничное) расстройством личности - характеризуется патологически выраженной импульсивностью, несдержанностью, склонностью к вспышкам гнева, агрессии и самоагрессии. Поведение в состоянии аффекта резко контрастирует с обычной открытостью и дружелюбием, к-рые внезапно сменяются раздражением при малейшем ущемлении их интересов. После бурного выражения эмоций довольно быстро приходит успокоение, иногда они извиняются за свою несдержанность, но чаще переносят вину на окружающих. Прием алкоголя обычно усиливает их гневливость и несговорчивость. На высоте аффекта могут совершать тяжкие преступления, насилие, самоповреждения и суицид. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

СУБЪЕКТЫ ВНУТРИЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Субъекты внутриэтнического общения (субъект от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, состоит из частей sub - под и jаcio - кладу основание) называются носители предметно-практической деятельности, познания и О., к-рые наделены одинаковыми этнич., национ. свойствами. С. в. о. могут выступать отдельные индивиды, малые и большие группы, общности, к-рые составляют этнос или субэтносы. В соответствии с традицией отеч. социальной психологии среди С. в. о. следует выделять единичные и коллективные субъекты. Единичными субъектами в классификации С. в. о. являются этнофоры, а все остальные объединения рассматриваются как коллективные субъекты. Т. о. С. в. о. являются: этнофоры; этнофоры, объединенные в диады и малые группы, а также большие группы, как элементы субэтносов или этноса; и субэтносы одного этноса. Этнопсихол. особенности С. в. о. проявляются в сходстве коммуникации и поведенческих паттернов реагирования в разл. видах деятельности - игре, учебе и труде. В зависимости от того, какие С. в. о. вступают в контакт и взаимодействие выделяют уровни внутриэтнич. О. Уровень межличностного О. и взаимодействия характерен для О. 2 или неск. этнофоров, к-рые в одних случаях являются, а в других - не являются членами одной контактной группы. Возможно рассматривать О. этнофора с самим собой. Специфика аутообщения в этом случае задается типом культуры, национ. особенностями, развитием и др. факторами. Уровни межгруппового внутриэтнич. О. в этнопсихологии выделяются в зависимости от того, являются ли группы членами одной этнич. общности. В исследованиях, касающихся полит. психологии, имеет значение анализ О. представителей тех или иных социальных слоев и самих социальных групп друг с другом, а также характер О. отдельных этнофоров со своей этнич. общностью и сравнение отношений их к своему и к чужому народу. Большое количество этнопсихол. работ направлено на изучение межличностных и ролевых, в т. ч., деловых отношений у разных народов. Установлена роль целого ряда факторов, влияющих на О. этнофоров. Они определяют специфику возрастных особенностей О., гендерных различий О. и особенности О. разных поколений. Культурные традиции вместе с возрастными и гендерными факторами и порождаемыми ими ожиданиями касаются О. в семье и вне дома, на работе, в обществ. местах и др. и различаются в праздники и будни. На значимость роли маскулинности-фемининности в характеристике внутриэтнич. О. в связи с определением типа культуры обратил внимание Г. Хофстеде, предложивший соответствующую шкалу оценки этих свойств. Культурные традиции во многом детерминируют поведение этнофоров, в том числе и в конфликтах. Они являются факторами, обусловливающими лидерство или стиль руководства, особенности проявления власти и доминирования в тех или иных сферах жизнедеятельности индивидов, специфику отношений и обращений к пожилым людям и детям, влияют на отношения между соседями, определяют особенности ориентаций на материальные и духовные ценности и др. Не менее важными для этнопсихол. исследования являются особенности О. и внутригрупповых отношений, существующие в рамках одного и того же этноса, а также каналы коммуникации и отношения субэтносов друг к другу. Лит.: Пашукова Т. И. Субъекты межэтнического и внутриэтнического общения // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии. В 2 т. Смоленск, 2010. Т. 1. С. 205-208; Резников Е. Н. Теоретические и методологические проблемы этнической психологии. Минск, 2006;; Он же. Психология этнического общения. М., 2007. Т. И. Пашукова

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Субъектами межд. коммуникации выступают, прежде всего, осн. субъекты мирового сообщества и межд. права - государства. Все более важными и субъектами в межд. отношениях становятся межд. межгосударственные организации. Как субъекты межд. отношений межд. организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. В то же время мы наблюдаем кардинальную реконструкцию мировой коммуникационной структуры. Она становится гораздо более сложной, иерархической и многосвязанной. Резко возрастает число ее участников и их разнородность Ее предметная сфера подвергается гигантскому расширению благодаря появлению новых предметных областей и их политизации. В эконом., полит., культурной, национ. областях растет число неправительственных межд. организаций. Они имеют опр. особенности и специфику и принимают активное участие в межд. О. Влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, к-рым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке осн. принципов внешнеполит. стратегии как своих стран, так и мира в целом. Лит.: Зонова Т. В. Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития. М., 2003; Кокошин А. А., Богатуров А. Д. Мировая политика. Теория, методология, прикладной анализ. М., 2005; Лебедева М. М. Мировая политика. М., 2008. Т. В. Зонова

СУБЪЕКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Субъекты межэтнического общения (субъект от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, состоит из частей, sub - под, и jаcio - кладу основание) называются носители предметно-практической деятельности и познания, к-рые наделены разными этнич., национ. свойствами. С. м. о. могут выступать отдельные индивиды, малые и большие группы, включая субэтносы и этнич. общности в целом, когда они вступают в О. и взаимодействие с этнофорами как представителями др. народа, чужими этногруппами и общностями. В соответствии с традицией отеч. социальной психологии следует разделять единичные и коллективные С. м. о. В этнопсихологии к С. м. о. относятся этнофоры, их группы, а также этносы, народы, нации и даже культуры. Примерами О. последних может являться О. культур Запада и Востока, арабской и европейской культур и др. Этнопсихол. особенности субъектов проявляются в разл. видах взаимодействия с представителями др. этногрупп и культур. В зависимости от того, какие С. м. о. вступают в контакт и взаимодействие, выделяют разные уровни межэтнич. О. Уровень межличностного межэтнического О. и взаимодействия характерен для О. 2 или неск. этнофоров, к-рые в одних случаях являются, а в других - не являются членами одной контактной группы, но при этом представляют разные этнич. общности: являются представителями разных народов. Уровень межгруппового межэтнич. О. в этнопсихологии анализируется в зависимости от того, являются ли группы членами разл. общностей, принадлежат ли они к индивидуалистическим или коллективистическим культурам. След. уровень характеризует О. наций, народов и культур. В ряде случаев исследуется характер О. и отношений отдельных этнофоров с чужой этнич. общностью. В этнопсихол. плане изучения О. в политике исследовательский интерес может представлять отношение к тому или иному чужому народу и специфика коммуникативного поведения руководителей государств во время их зарубеж. поездок. О. лиц, принадлежащих к разным нациям, являющихся гражданами разных стран или культур, может протекать как представительское О. Соотношения разных С. м. о., вступающих в контакты, во взаимоотношения и взаимодействие друг с другом могут создавать неск. десятков вариантов уровней О. Выделение этих уровней и их анализ позволяет уточнить специфику действия этнопсихол. законов социального восприятия, О., отношения и особенностей взаимодействия людей и их групп и понять причину возникновения этнопсихол. феноменов с учетом фактора межэтнич. О. индивидуальных и коллективных субъектов. Лит.: Пашукова Т. И. Субъекты межэтнического и внутриэтнического общения // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. В 2 т. Смоленск, 2010. Т. 1. С. 205-208; Резников Е. Н. Психология этнического общения. М., 2007; Neumann R. Interpersonelle Wahrnehmung in internationalen Arbeitskollektiven - theoretische Probleme // Wissenschaftliche Zeitschrift der Wilhelm-Pieck-Universitдt Rostock. Gesellschaftswissenschaftlichе Reihe. Heft 7. 1986. Т. И. Пашукова

СУВОРОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

СУВОРОВ Александр Васильевич (р. 1953) - российский психолог, Почетный межд. докт. гуманит. наук Саскуаханского ун-та (шт. Пенсильвания, США). После обучения в Загорском интернате для слепоглухих детей в составе эксперим. группы четверых выпускников интерната под рук. А. И. Мещерякова и Э. В. Ильенкова в 1971-1977 гг. обучался на ф-те психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1977 г. науч. сотр. Психол. ин-та Рос. академии образования (бывший НИИ ОПП АПН СССР). В 1994 г. защитил канд. дис. «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты», в 1996 г. - докт. дис. «Человечность как фактор саморазвития личности». Суворов - авт. более 120 науч. статей, метод. пособий и разработок по психол.-пед., филос., этическим проблемам социореабилитации детей, подростков и взрослых. Одна из осн. проблем исследования А. В. Суворова - О. человека с самим собой. Его науч. позиция - гуманизация человеческих взаимоотношений с окружающей природой и внутри человеческого общества: человечность должна быть смыслом жизни и сущностью образа жизни как для человечества в целом, так и для отдельного человека. Им впервые выдвинут и обоснован тезис о высшем уровне социореабилитации в процессе развития - саморазвития личности, выявлены и исследованы уровни личностной полноценности, где высший уровень - уединенный труд души - дает основу творческому О. с окружающими людьми. Разработал принципы «совместной педагогики», среди к-рых принципы взаимной человечности и надежности; взаимной интеграции и ответственности за себя перед своими друзьями; принцип совместно-разделенной деятельности (заимствован у А. И. Мещерякова, но переосмыслен вслед за Э. В. Ильенковым и Ф. Т. Михайловым как всеобщий принцип человеческого взаимодействия по любому поводу); принцип постоянного поиска обходных (в обход физич. инвалидности, но при строжайшем ее учете) вариантов решения проблем (заимствован у Л. С. Выготского); принцип самоопределения личности в диалоге образов жизни (он же принцип взаимоуважения). Осн. труды: Школа взаимной человечности, 1995; Слепоглухой в мире зрячеслышащих; 1996, Достоинство (лирико-психологическое самоисследование), 1997; Экспериментальная философия: Сб. ст., 1998, Совместная педагогика: Курс лекций, 2001. Н. Л. Карпова

СУДЕБНАЯ ПОЛЕМИКА

Доказательность, как осн. требование к изложению позиции защитника и обвинителя, достигается соблюдением след. полемических правил (М. И. Еникеев): лучшее орудия спора - доводы по существу дела; апелляция к личности оппонента - свидетельство слабости позиции оратора; все значимое для своей позиции необходимо четко выделять в речи; полезное предельно усиливать, развивать, используя прием ступенчатой градации (усиливающимся повтором); не доказывать очевидное и не ломиться в открытые двери; не доказывать больше, чем нужно; обеспечивать эффектное преподнесение осн. доказательства или осн. тезиса, подготовить аудиторию к его восприятию; отказываться от всех сомнительных, ненадежных доводов, не стремиться сказать много: важно качество, а не количество, доказательств должно быть не много, а достаточно; нагромождение доводов больше, чем нужно, свидетельствует о неуверенности в их убедительности; не возражать против правильных, обоснованных выводов оппонента, выражение согласия с второстепенными утверждениями оппонента делает оратора беспристрастным в глазах слушателей; если прямые факты весомы, следует тщательно анализировать каждую из них, если они незначительны - преподнести их в общей связке; при наличии косвенных и прямых улик начинать с первых и усиливать свою позицию прямыми; никогда не пытаться объяснить то, что плохо сам понимаешь - внимание слушателей особенно сильно привлекают слабые места в выступлении; любые противоречия в речи равносильны ее провалу. Соответствующие рекомендации имеются и для опровергающего оратора: изыскивать неправомерные обобщения, допущенные оппонентом; не слишком напрягаться, отвечая противнику, делать это легко и как бы мимоходом, как нечто хорошо понятное всем слушателям; для возражения противнику полезно использовать его же доводы; противопоставлять словам факты; отрицать то, что невозможно доказать; не оставлять без ответа ни одного весомого аргумента противника, не надо возражать против обоснованных доказательств, а находить им такое объяснение, к-рое примирило бы их с вашей позицией; бесполезно опровергать то, невероятность чего очевидна для всех; если неопровержимая улика обойдена оппонентом, необходимо подчеркнуть ее неопровержимость, не опускаясь при этом до личных нападок. Лит.: Бохан В. Ф. Формирование убеждений суда. Минск, 1973; Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996; Плевако Ф. М. Избранные речи. М., 1993; Романов В. В. Юридическая психология. М., 1998; Соркин B. C. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам. Гродно, 1997; Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 1998. И. И. Аминов

СУДЕБНЫЕ ПРЕНИЯ

Судебные прения - самост. часть судебного разбирательства, в к-рой каждое участвующее в деле лицо излагает свое итоговое мнение об обстоятельствах дела и предстоящих разрешению вопросах на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия. В судебных прениях участвуют гос. и обществ. обвинители, защитник, а если защитник в судебном заседании не участвует - то подсудимый. Последовательность выступлений обвинителей и защитника устанавливается судом. Продолжительность судебных прений не ограничивается, однако председательствующий вправе останавливать участников прений, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к делу, или ссылаются на исключенные из разбирательства доказательства. После произнесения речи эти лица могут выступить еще по одному разу с репликой. Право последней реплики принадлежит защитнику и подсудимому. Психол. особенности судебных прений определяются: а) целями речи, б) аудиторией, в) анализом фактов. Касаются в первую очередь вопросов доказанности обвинения. Они анализируют версию рассматриваемого события, стремятся оказать на судей благоприятное для себя воздействие, излагают свои предложения относительно возможного наказания или оправдания подсудимого. Приступая к изложению речи, прокурор и защитник должны быть полностью убеждены в истинности своей позиции и выводов, поскольку убедить или переубедить судей может только тот, кто сам твердо убежден. Убежденность прокурора или адвоката придает их речи заразительную страстность, искренность, что может легче воздействовать на их сознание, убедить в правильности своего мнения, склонить к принятию нужного решения. Как правило, прокурор и защитник в судебных прениях оказывают воздействие на судей 2 методами: логической доказательностью речи (для того, чтобы средствами логики обосновать предлагаемые выводы) и эмоционально-психол. ее убедительностью (для непосредственного воздействия на чувства судей). Внимательно выслушивая произносимые речи, судьи мысленно вслед за ораторами критически прослеживают путь искания истины в судебном следствии. Осмысливая факты, их объяснения, выводы прокурора и защитника, они сравнивают их с собственными выводами, что, при совпадении, приводит к формированию у судей уверенности в их правильности. Возникающие противоречия между выводами, содержащимися в речах прокурора и защитника, с одн. стор., и сложившимися в сознании судей, с др. стор., побуждают последних к дополнительной перепроверке обоснованности их. Такая мыслительная деятельность судей при судебном разбирательстве позволяет им придти к убеждению в истинности или ложности выводов. Лит.: Бохан В. Ф. Формирование убеждений суда. Минск, 1973; Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996; Плевако Ф. М. Избранные речи. М., 1993; Романов В. В. Юридическая психология. М., 1998; Соркин B. C. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам. Гродно, 1997; Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 1998. И. И. Аминов

СУДОПРОИЗВОДСТВО: ДОПРОС В СУДЕ ПОТЕРПЕВШЕГО, СВИДЕТЕЛЯ

Судопроизводство: допрос в суде потерпевшего, свидетеля - одно из средств установления юридически значимых обстоятельств рассматриваемого дела на основе дачи суду показаний в условиях гласного судебного разбирательства. Допрос в суде имеет свои психол. особенности: 1) необходимо учитывать такое свойство человеческой памяти, как забывание, и оказывать мнемическую помощь, чтобы побудить свидетелей, потерпевших вспомнить забытые ими факты, обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела; 2) учитывать то, что на показания свидетелей, потерпевших опр. психол. воздействие оказывает реакция присутствующих в зале заседания. Благоприятна удачная психол. обстановка в зале (спокойная, деловая атмосфера, корректность, объективность, отсутствие какой-либо предвзятости суда), активизирующая помощь свидетелям, потерпевшим. Допрашивая в суде свидетелей и потерпевших, необходимо установить, имеются ли противоречия между показаниями, данными ими на предварительном следствии и в суде. Если они имеются, то с помощью конкретизирующих, уточняющих, контрольных и дополнительных вопросов необходимо установить причины противоречий и устранить их, иначе суд не может использовать такие показания для обоснования приговора. Причинами противоречий могут быть: а) свидетель на предварительном следствии давал ложные показания, а в суде решил рассказать правду; б) свидетель в суде дает ложные показания, а ранее говорил правду; в) показания свидетеля неточно зафиксированы следователем; г) за время, прошедшее с момента допроса на предварительном следствии или при дознании, свидетель забыл какие-то детали происшествия; д) свидетель подвергся внушающему воздействию окружающей среды и средств массовой информации; е) в ходе судебного допроса произошло оживление воспоминаний и угасание торможения, имевшего место во время предыдущих допросов на предварительном следствии, и др. Для устранения противоречий необходимо четкими и конкретными напоминающими вопросами помочь указанным лицам правильно вспомнить факты, интересующие суд и участников процесса. Судебный допрос недобросовестных свидетелей или потерпевших представляет опр. психол. трудности, для преодоления к-рых могут быть использованы: очная ставка для изобличения лжесвидетелей, показания к-рых полны противоречий, недостаточно точны, основаны на предположениях или на вымысле, а также акцентировка внимания не на главных обстоятельствах, излагаемых лжесвидетелем, а на второстепенных, к-рые не могли быть предусмотрены им. Особую сложность представляет допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, т. к. они легко поддаются внушению, могут неправильно воспринять и истолковать отдельные факты. Лит.: Ароцкер Л. Е. Тактика и этика судебного допроса. М., 1996; Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996; Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 1998. И. Ф. Колонтаевская

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ МАНИПУЛЯЦИИ

Суицидальное поведение (С. п.) (от лат. sui - себя и caedo убивать) - любые внутр. и внеш. формы психич. актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Осн. формами С. п. являются: суицид (самоубийство) - «намеренное лишение себя жизни», и суицидальная попытка (парасуицид) - «целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью» (Амбрумова, Тихоненко, 1980). Суицидальных попыток совершается, как правило, в 8-10 раз больше, чем самоубийств. Если суициды в 3-4 раза чаще регистрируются у мужчин, то суицидальные попытки (парасуициды) у женщин. Риск суицида увеличивается в возрасте после 45 лет, риск суицидальной попытки выше в подростковом и молодом возрасте (до 30 лет). Условно выделяют 3 осн. концепции С. п.: психопатологическую, психологическую и социальную (Кондрашенко, Игумнов, 2004). Основоположник социол. концепции Э. Дюркгейм (Dьrkheim, 1897) считал, что в основе С. п. лежит «снижение и неустойчивость социальной интеграции». По мнению Э. Дюркгейма, самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с т. зр. взаимоотношений индивидуума с социальной средой, причем социальные факторы играют ведущую роль. Интегративная концепция С. п. представлена в работах рос. психиатра А. Г. Амбрумовой и ее последователей (В. Ф. Войцех, Б. С. Положий, Г. В. Старшенбаум и др.). Согласно данной концепции, С. п. есть следствие социально-психол. дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Выделяют 2 осн. типа суицидальных попыток: истинные (обусловленные желанием умереть) и демонстративно-шантажные (цель к-рых - изменение конфликтной ситуации в свою пользу путем демонстрации суицидальных намерений). В зависимости от степени выраженности суицидальных тенденций и особенностей психол. оценки происшедшего выделяют неск. типов постсуицидального периода: а) критический тип (характеризуется критической переоценкой случившегося и отказом от С. п. как способа разрешения конфликта); б) аналитический тип (при ограниченном числе вариантов разрешения проблемы возможен «рецидив» С. п.); в) манипулятивный тип (в случае, если суицидальная попытка привела к изменению ситуации в пользу суицидента, возможно формирование демонстративно-шантажных форм С. п., проявляющихся в разл. проблемных ситуациях по типу «клише»); г) суицидально-фиксированный тип (человек не видит альтернативного самоубийству способа разрешения проблемы). Лит.: Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. Метод. рекомендации. М., 1980 ; Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А. Девиантное поведение у подростков: Диагностика, профилактика, коррекция. М., 2004; Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005; Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994; Фрейд З. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001. С. А. Игумнов

СУХОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

СУХОВ Анатолий Николаевич (р. 1949) - российский психолог, докт. психол. наук, проф. (1992). Чл.-кор. Межд. академии психол. наук (1995), действ. чл. Академии пед. и социальных наук (1996). В 1970 г. окончил Рязанский гос. пед. ин-т. С 1973-1998 гг. служил в органах внутр. дел. Вел науч.-исслед. и препод. работу в Рязанской высшей школе МВД СССР, Рязанском ин-те права и экономики МВД РФ, Академии ФСИН в должностях науч. и ст. науч. сотр. С 1998 г. и по наст. вр. - зав. каф. социальной психологии и социальной педагогики РГУ им. С. А. Есенина. Канд. дис. «Проблемы конфликтов в производственных коллективах осужденных» (1978); докт. дис. «Криминогенное общение в среде осужденных» (1991). Осн. проблематика науч. интересов - конфликты, криминогенное О., социальная напряженность, социальная психология безопасности. Авт. более 200 науч. публикаций. Осн. труды: Конфликты в первичных коллективах осужденных, 1978; Общение осужденных при чрезвычайных обстоятельствах, 1984; Внеколлективное поведение осужденных, 1987; Криминогенное общение в среде осужденных, 1993; Основы социально-психологической теории, 1995; Прикладная социальная психология, 1998; Социальная психология, 2001-2006; Социальная психология безопасности, 2002; Реальная социальная психология, 2004; Социальная психология образования, 2005; Выборы, теория и практика, 2006; Миграция в Европе и ее последствия, 2007; Социальная психология преступности, 2007. Л. А. Карпенко

СУХОМЛИНСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918-1970) советский педагог. В 1935-1941 гг. работал учителем украинского языка и литературы в школах Кировоградской обл. В 1938 г. заочно закончил Полтавский учительский ин-т. В июле 1941 г. призван в армию, младшим политруком стрелковой роты воевал на Зап. и Калининском фронтах. После ранения в 1942-1944 гг. - директор школы с. Ува в Удмуртии. После освобождения Украины возвратился на родину и в 1944-1948 гг. возглавлял Онуфриевский РОНО, в 1948-1970 гг. - директор Павлышской средней школы Кировоградской обл. В 1955 г. защитил канд. дис. «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса», в 1957 г. избран чл.-кор. АПН РСФСР, в 1968 г. АПН СССР. Засл. учитель Украины. Считая себя учеником и последователем А. С. Макаренко, продолжал традиции коллективистской педагогики, решая проблему «коллектив - личность» и О. в коллективе с учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возрастных этапах. Подчеркивал значение характера внутриколлективных отношений, отмечая, что основой организационного и морального единства школьного коллектива является забота человека о человеке, ответственность человека за человека. Психол.-пед. наследие Сухомлинского - это конкретная теория и практика реального гуманистического О., направленная на решение проблемы соотношения цели и средств, свободы воли и принуждения, рационального и эмоционального в воспитании. Наиболее известны его книги «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну». С начала 1950-х гг. в Павлышской школе под его рук. работал «Родительский ун-т», для учителей велся «Психол. семинар», для старшеклассников был организован спецкурс «Человековедение». Одним из первых в нашей стране Сухомлинский начал работу с 6-летними детьми, создав для них «Школу радости», где с помощью новых психол.-пед. форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Ввел в широкое употребление понятия «воспитуемость личности», «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон» класса, «эмоциональная грамотность» и, наоборот, «невежество» коллектива, что позволило педагогам и психологам более глубоко и всесторонне подходить к вопросам воспитания и организации жизни школьного коллектива и личности учащихся. Осн. труды: Избр. соч. в 5 т. 1976-1977; Соч. в 3 т., 1979; В. А. Сухомлинский о воспитании / Сост. и авт. вступ. ст. С. Л. Соловейчик, 1973. Н. Л. Карпова

Предыдущая страница Следующая страница