Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
АВТОМАТИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АВТОМАТИЗМ

АВТОМАТИЗМ (греч. automatos - самопроизвольный) - мысли, чувства, побуждения, действия, возникающие как бы непроизвольно, без волевого усилия индивида, нередко помимо и вопреки активности структур его сознания. При психической патологии автоматизмы могут сопровождаться субъективным ощущением их насильственности, "сделанности", при этом психологическим источником автоматизмов рассматривается деперсонализированная антагонистическая субличность, локализуемая пациентами за пределами внутриличностного пространства (см. Деперсонализация). Это, например, навязчивости, феномены психического автоматизма, вторжение в сферу сознания бредовых идей. Другой вариант автоматизма - машинально реализуемые двигательные стереотипы в состоянии сумеречного помрачения сознания, например, в состоянии эпилептического транса. Третий вариант автоматизма - сложные, последовательные действия пациента, находящегося в состоянии диссоциативной фуги. Четвёртым вариантом автоматизмов, также нередко плохо или вовсе неконтролируемым, фактически являются болезненные побуждения к употреблению психоактивных субстанций при химических формах зависимости, а также аналогичные побуждения при нехимических формах зависимости; формирование данного варианта автоматизмов связано, в отличие от нормы, с изменённым состоянием сознания (возникающим в связи опьянением, аффектом).

Автоматизмы весьма широко представлены и в норме, это, например, речь, ходьба, письмо, чтение, решение задач, воспроизведение заученного материала, смена образов сновидений и мн. др. Такие действия чаще обозначают как автоматизириованные, то есть ставшие привычными, присвоенными, выполняемыми как бы машинально, по привычке. Из всего того, что делает нормальный человек, 99% его двигательных и умственных актов основано на таких автоматизмах. Подавляющее большинство нормальных автоматизмов формируется в детско-подростковом возрасте постепенно, медленно, посредством подражательности, внушаемости и отчасти серьёзных сознательных усилий, побуждаемых взрослыми людьми. В последующем возникшие навыки поведения субъективно осуществляются без того, чтобы к этому прилагались серьёзные усилия; индивиду при этом кажется вполне достаточным одного только желания для того, чтобы их совершить и всё получается как бы само собою. Более того, как показывают некоторые исследования, фиксация внимания на таких автоматизмах может нарушить их беспрепятственную и адекватную реализацию. Различные виды патологических автоматизмов особенно типичны для обсессивно-фобического синдрома, синдрома Кандинского-Клерамбо, психомоторных припадков эпилепсии, диссоциативных расстройств личности (истерическая фуга, множественная личность), болезнями зависимости. Стоит обратить внимание на ту лёгкость, с какой формируются и реализуются автоматизмы, возникшие под влиянием внушения у некоторых пациентов в состоянии гипнотического транса: достаточно внедрить посредством суггестии в бессознательную сферу индивида некую общую программу поведения, как он тут же или спустя некоторое время с присущей ему изобретательностью стремится во что бы то ни стало воплотить её в жизнь, совершенно не понимая при этом того, зачем и под влиянием кого он «должен» или почему это ему так «хочется» это делать.

* * *

действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются «первичные» А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные» А., образующиеся прижизненно. При вторичных А. устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуации и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентации. В результате отпадает необходимость ориентироваться и в ситуации, и в самом процессе исполнения соответствующих операций (вследствие их стереотипности). Появление значимой ситуации сразу же «запускает» всю последовательность операций. При повторном развертывании сознательной ориентировки (вследствие ошибок или препятствий в протекании А.) может наступить «деавтоматизация». Выделяют моторные, речевые и интеллектуальные А. Изучение А. в инженерной психологии и психологии труда ведется в процессе изучения навыков трудовой деятельности.

В начало словаря