Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖЕН"-"ЖУЧ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖЕН"-"ЖУЧ")

ЖЕНСКОЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ

ЖЕНСКОЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ - постоянное или многократное проявление неспособности женщины достигать или поддерживать адекватную степень набухания и смазки при сексуальном возбуждении.

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕНЬШЕНЬ

ЖЕНЬШЕНЬ (кит. - корень жизни) - многолетнее травянистое растение семейства аралиевых, произрастает на Дальнем Востоке, в Китае, Корее. Изготовляемый из него лечебный препарат содержит следующие ингредиенты: 1. панаксин; 2. панаксовую кислоту; 3. панаквилен; 4. панацен и 5. гинзенин. Препарат является природным биостимулятором, обладает болеутоляющим эффектом, снижает концентрацию сахара в крови, ускоряет синтез гликогена и др. Используется, в основном, при лечении астенических состояний, вызванных переутомлением.

ЖЕРВЕЛЛА-ЛАНГЕ-НИЛЬСЕНА СИНДРОМ

ЖЕРВЕЛЛА-ЛАНГЕ-НИЛЬСЕНА СИНДРОМ (описан американскими кардиологами A. Jervell, F. Lange-Nielsen; синонимы - врожденная глухота и функциональные нарушения сердца, кардиоаудиторный синдром, сурдокардиальный синдром) - наследственное заболевание, характеризующееся удлинением интервала Q - T на электрокардиограмме (в норме время от начала комплекса QRS до конца зубца Т не превышает 0,44 с) и врожденной двусторонней глубокой нейросенсорной глухотой. В возрасте 3-5 лет появляются приступы внезапной потери сознания, провоцирующиеся нервозностью или физическим напряжением; тяжесть приступов варьирует от легкого обморока до потери сознания на 5-10 минут с последующей дезориентацией во времени. Обмороки часто ошибочно расцениваются как эпилептические припадки, однако показатели электроэнцефалографии нормальные. Более половины больных погибает в возрасте 3-14 лет в результате нарушений сердечного ритма, фибрилляции или асистолии. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение: бета-адреноблокаторы, имплантация кардиовертеров, сурдопротезирование. Целесообразна электрокардиография в качестве скрининга у детей с врожденной нейросенсорной глухотой.

A. Jervell, F. Lange-Nielsen. Congenital deafmutism, functional heart disease with prolongation of Q - T interval and sudden death. American heart journal, 1957; 54: 59-68.

ЖЕРЕБИН ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

ЖЕРЕБИН ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ - доктор юридических наук, доктор философских наук. В 2001 г. в Новгороде защитил докторскую диссертацию по теме: Проблемы правовой конфликтологии» Им рассмотрены различные состояния юридических конфликтов, их типов и видов, функциональное назначение последних в общественной жизни. Показана относительная самостоятельность юридических конфликтов, чрезвычайная сложность их развертывания и разнообразие форм их преодоления.

ЖЕРТВА

ЖЕРТВА - 1. Пострадавшая в результате конфликта сторона. 2. Уступка, отказ от части своих притязаний или полное игнорирование своих интересов при урегулировании ситуации конфликта.

ЖЕРТВЕННОСТЬ

ЖЕРТВЕННОСТЬ - готовность принести себя в жертву, самопожертвование ради блага кого-то или для спасения чего-то. Высокое альтруистическое чувство. Типичная реакция - благоговейное восхищение. Это изображено в романах В. Гюго «Труженики моря», «Девяносто третий год», в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» (образ Данко).

ЖЕРТВЫ КОНФЛИКТА

ЖЕРТВЫ КОНФЛИКТА - люди, погибшие в результате конфликта, получившие легкие или тяжкие телесные повреждения, понесшие крупный материальный ущерб (потерявшие жилье, вынужденно поменявшие место жительства и т. п.). Ж. к. м. б. прямыми и косвенными, непосредственными и отсроченными, явными и скрытыми. По приближенной оценке, в ХХ в. в результате наиболее деструктивных конфликтов (войны, вооруженные конфликты, терроризм, убийства, самоубийства) на планете погибло около 300 млн. человек.

ЖЕСТ

ЖЕСТ (лат. gestus - телодвижение) - любой акт движения (или отсутствие такового), имеющий коммуникативное значение.

* * *

движение, имеющее сигнальное значение.

* * *

(от фр. geste, букв. - деяния) - элемент пантомимики. Характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение. Виды: иллюстративные, обслуживающие какую-л. высказываемую мысль, выразительные, свидетельствующие об эмоциях или намерениях человека. Доказано, что с ростом эмоциональной составляющей конфликтной ситуации оппоненты при отстаивании своей позиции чаще прибегают к Ж.

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ - выражение чувств и мыслей посредством жестов, в том числе непроизвольными движениями. По правилам культуры речевого общения нельзя в беседе допускать чрезмерной жестикуляции; это производит впечатление излишне экспансивного или, что хуже, недостаточно воспитанного человека. В частности, идя с кем-то по улице и обсуждая что-то, нельзя широко и резко размахивать руками.

* * *

(от фр. geste, букв. - деяния) - совокупность телодвижений (жестов), которыми человек сопровождает для усиления выразительности свою речь. Обычные жесты - движение рук и головы. Жестом иногда выражают мысль без слов. Для конфликтного взаимодействия характерна интенсивная Ж., связанная с тем, что возрастает эмоциональность взаимодействия и уменьшается рациональная составляющая воздействия друг на друга.

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ

Син.: Паракинезы Жакоба. Непроизвольные стереотипные движения в виде растирания, поглаживания, похлопывания, пощипывания, отмахивания и т.п. у больных с расстройством сознания, возникающим при обширных патологических процессах в лобных долях мозга, чаще при кровоизлияниях, разрушающих связи коры больших полушарий с подкорковыми структурами. Описал в 1923 г. немецкий невропатолог A. Jakob (1884-1931).

ЖЁСТКОЕ ЯДРО

ЖЁСТКОЕ ЯДРО - термин Лакатоса для той части научной программы, которая защищается любой ценой.

ЖЕСТОКИЙ

ЖЕСТОКИЙ (старославянск. жестыи - твёрдый) - безжалостный, лишённый сострадания, свойственный эмоциональной тупости, садистическим наклонностям. Наряду с враждебностью, раасматривается как облигатный признак патологической агрессивностью.

ЖЕСТОКИЙ РОДИТЕЛЬ

ЖЕСТОКИЙ РОДИТЕЛЬ - 1. родитель, который жестоко обращается с ребёнком; 2. гипотетический тип личности, склонный к жестокому обращению с детьми. Паттерн этого типа личности не установлен; известно лишь только то, что такие индивиды сами страдали в детстве от жестокого обращения со стороны взрослых.

ЖЕСТОКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ

ЖЕСТОКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ - систематическое физическое и психологическое насилие над детьми со стороны родителей и других взрослых людей (безучастное отношение, отсутствие заботы, ухода, питания и защиты, унижение, физические наказания, сексуальные домогательства и др.). Влечёт ряд тяжёлых последствий в психологическом развитии (а также в физическом развитии), таких в частности, как реактивной привязанности расстройство (см.).

ЖЕСТОКОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к др. людям, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь. Не случайно особенно тяжелые проявления Ж. называются зоологическими. Жестокие люди невыносимы в семье, тяжелы в трудовом коллективе. Ж. - уродливое порождение инстинкта самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания, особенно в детские годы. Ослабление Ж. отдельной личности достигается путем влияния на нее близких людей, коллектива, разъяснения этических норм и общечеловеческих ценностей, а также силой юридических законов, защищающих честь и достоинство каждого гражданина (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). Ж. м. б. как причиной, так и фактором, резко увеличивающим степень деструктивности борьбы. Ж. личности прямо связана с Ж. отношений в обществе. Терроризм - форма проявления Ж.

* * *

особенность поведения и черта характера человека, проявляющаяся в его недобром Отношении к людям и животным. Жестоким по характеру Называют человека, который не только проявляет жестокость, но и получает удовольствие от причиняемых неприятностей, от нанесения вреда другим живым существам, от видения того, как они страдают.

ЖЕСТОКОСТЬ (ЖЕСТОКОСЕРДИЕ)

ЖЕСТОКОСТЬ (ЖЕСТОКОСЕРДИЕ) (первоначальное значение «твердый», ср. дублет «жесткость») - безжалостность, беспощадность, крайняя суровость, немилосердность, безмерная строгость. Возможное проявление - «при жестокости рот сжимается, углы его до последней возможности оттягиваются и слегка приподнимаются, как бы копируя улыбку. Дыхание сопровождается шипящими звуками. Глаз ясен, как устремленный на жертву» (П. Мантегацца, Физиогномия и выражение чувств). Типичная реакция - возмущение, разочарование в личности проявляющего жестокость, жалость к предмету жестокости.

Ты, зная, что прекрасна и юна

И что орудием Амура стала,

В гордыню и жестокосердье впала.

(Данте, Стихотворения флорентийского периода)

Ср. картину Ф. Гойя «Фердинанд VII», тему нашествия из «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича.

ЖЕСТЫ

ЖЕСТЫ (лат. gestus - телодвижение) - неотъемлемая часть системы коммуникации и часть «языка», если язык определяется как выражение и восприятие идей и эмоций. Считается, что язык жестов, состояший из сотен и тысяч различных сигналов, существовал до появления устной коммуникации на протяжении почти миллиона лет (Уоллок, 2005). Различают три категории жестов. 1. Символические жесты обозначают некое традиционное событие или идею (например, крестное знамение, отдание чести флагу и т.п.). 2. Иконические жесты имеют сходство с той вещью, для обозначения которой они предназначены (например, чаша изображается ладонями). 3. Экспрессивные жесты включают такие поведенческие проявления, как улыбка, выражение недовольства и др., нередко заменяющие речь, уточняющие или дополняющие её значение и во многом определяющиеся культуральными факторами.

ЖЕСТЫ-МАНЕРИЗМЫ

ЖЕСТЫ-МАНЕРИЗМЫ - непроизвольные, плохо контролируемые субъектом двигательные нервные привычки, проявляющиеся во время общения. Часто они производят дурное впечатление, не говоря уже о том, что выдают какие-то отрицательные стороны личности субъекта. Вот некоторые из них, самые распространенные: чрезмерное и неоправданное кивание головой, когда говоришь (особенно в диалоге); беспорядочное ломание пальцев во время диалога; верчение в руках предмета (ручки, очков и т. п.); нервное постукивание об пол ногой; постоянная нервная улыбка; хождение из угла в угол во время разговора или монолога (во время лекции, инструктажа подчиненных и др.). Естественно, таких жестов, как и жестов-вульгаризмов следует избегать. См. также манеризмы.

ЖЕСТЫ-СИМПТОМЫ, НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕТОН

ЖЕТОН (фр. jeton) -1. металлический значок, указывающий на принадлежность к какому-либо обществу, а также выдаваемый в память о каком-либо событии; 2. металлический кружок, заменяющий монету или дающий право на получение чего-либо.

ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ (фр. jeton) - форма бихевиоральной терапии, в которой в качестве подкрепляющего стимула используют жетоны, то есть любые символические положительно воспринимаемые стимулы (обычно это объекты, которые могут обмениваться на реальное вознаграждение). Пациент 1. награждается жетонами за правильное поведение и 2. число жетонов за адекватную реакцию пропорционально её полезности (например, больше работы - больше жетонов).

ЖИАРДИОЗ

ЖИАРДИОЗ (гиардиоз, лямблиоз) - широко распространенная протозойная инвазия. Возбудитель открыт в 1859 российским врачом, анатомом, паразитологом Д. Ф. Лямблем (1824-1895), который назвал его Cercomonas intestinalis. В 1882 роду жгутиковых, в который входит возбудитель лямблиоза, в честь французского биолога A. M. Jiard (1846-1908) было присвоено название Jiardia, а возбудителю болезни - Jiardia intestinalis. В 1888 по предложению Р. Бланшара возбудитель болезни был назван в честь Лямбля Lamblia intestinalis, а болезнь - лямблиозом. В литературе также встречается обозначение возбудителя Jiardia lamblia. Заражение происходит водным или алиментарным путями. Инвазия чаще протекает бессимптомно, но возможны признаки гастроэнтерита. У ослабленных лиц и при иммунодефицитах наблюдают хроническое течение болезни с поражением желчных путей и развитием синдрома мальабсорбции. Диагноз подтверждают обнаружением цист возбудителя в фекалиях или дуоденальном содержимом. Лечение проводят метранидазолом или фурозалидоном.

W. Lambl. Mikroskopische Untersuchungen der Darmexcrete. Prager Vierteljahrsschrift fUr praktische Heilkunde, 1859; 61: 1-58.

R. Blanchard. Remarques sur le megastome intestinal. Bulletin de la Societe Zoologique de France, 1888; 13: 18.

ЖИБЕРА СИНДРОМ

ЖИБЕРА СИНДРОМ (описан французским дерматологом С. М. Gibert, 1797-1866; синоним - розовый лишай) - остро развивающийся эритематозно-сквамозный дерматоз инфекционного генеза: обычно вначале на коже груди или спины появляется материнская бляшка - крупное пятно ярко-розового цвета овальной формы размером 3-4 см с легким шелушением в центре; через 7-10 дней на коже туловища вдоль линий Лангера появляются симметричные розовато-желтые пятна овальной формы с розовато-красным венчиком по краю; сыпь формирует рисунок, похожий на ветви ели; ладони и стопы не поражены. Может наблюдаться умеренный кожный зуд, субфебрилитет. Через 3-8 недель пятна бледнеют и постепенно исчезают без следа. В течение этого времени запрещают мытье с мылом и мочалкой, рекомендуют пользоваться бельем из хлопчатобумажной ткани. В целях подавления зуда применяют антигистаминные средства и мази с глюкокортикоидами. Существуют атипические формы с длительным течением.

С. М. Gibert. Traite pratique des maladies de la peau et de la syphilis, 1860; 3 e., 1: 402.

ЖИВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ЖИВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ - живое и занимательное, выразительное, образное и с достаточной долей эмоциональности. Речь от этого лучше понимается, усваивается и запоминается. Противоположное - сухое изложение.

Этим отличаются многие места произведений Н. Гоголя.

ЖИВОТНЫЕ, ВОСПИТЫВАЕМЫЕ КАК ДЕТИ

ЖИВОТНЫЕ, ВОСПИТЫВАЕМЫЕ КАК ДЕТИ - исследования, в ходе которых молодых орангутаггов и/или ишимпанзе выращивали и воспитывали как человеческих детей (шимпанзе произносит мало звуков, не обладая адекватным для этого строением анатомическим аппаратом речи, но они используют богатый язык жестов). В одном из трёх таких проектов шимпанзе, начиная примерно с годовалого возраста, воспитывали около 2-х лет. К концу 22 месяца эксперимента обезьяна могла использовать до 30 знаков, а всего к трём годам выучила более 160 знаков. Эти знаки она могла переносить на другие референты. Например, жест для определённой книги использовался позже для обозначения других книг). Она связывала жесты в двусловные предложения, выучила элементарные правила грамматики, а позднее обучала языку жестов своих детёнышей. Большего прогресса ни в данном случае, ни в ряде других, подобных случаях (с орангутангами) добиться не удавалось. В целом же речевое и умственное развитие шимпанзе приближалось к интеллектуальному уровню 2-х летних детей и превосходило таковой у рда пациентов с идиотией.

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - термин Ф. Месмера для обозначения гипотетической универсальной силы, благодаря которой, как он предполагал, возникает гипнотический эффект и которой, как он был убеждён, он обладает сам.. См. Гипноз.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (в конфликтологии) - внутренняя и внешняя активность человека или социальной группы в конкретных социально-психологических, социальных, экономических и др. условиях. Конфликт - одна из форм проявления Ж. личности и группы. Конфликт испытывает на себе влияние конкретных условий Ж. субъектов конфликта, в которых он развивается. Чем полнее конфликтологом учтены особенности Ж. участников конфликта, тем более глубоко он будет понят, тем результативнее будет его работа.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (В ПСИХОЛОГИИ)

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (В ПСИХОЛОГИИ) -

внутренняя и внешняя активность личности в конкретных социальных, социально-психических условиях.

ЖИЗНЕННАЯ ЛОЖЬ

ЖИЗНЕННАЯ ЛОЖЬ - термин А.Адлера, обозначает первичные защитные рационализации человека (самооправдания) относительно того, что ему не под силу сделать из неуверенности в себе либо чрезмерных, необоснованных притязаний. Оправданий, такого, к примеру, типа: не только я, но и другие не могли и никогда смогут такого сделать. Рассматривается как признак астенической личности со «стеническим жалом» (по выражению Э.Кречмера), то есть с присущим ей обострённым, болезненным и легко ранимым самолюбием.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - результат овладения человеком своим поведением - он становится субъектом поведения, т. е. человеком, самостоятельно достигающим поставленные цели.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ -

отношение к действительности и ее понимание, точка зрения личности на свое место и роль в коллективе, обществе, историческом процессе. Может быть активной и пассивной, общественно значимой, идейной и узколичностной и т.д. Ж. п.л. определяется мировоззрением, убеждением, знаниями, опытом личности.

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - термин К.Левина, обозначает область активности индивида (его побуждения, цели, поведенческие тенденции). К.Левин полагал, что существует возможность математического представления динамических аспектов личности человека.

ЖИЗНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ЖИЗНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - вероятность достичь определённых целей человека (в образовании, карьере, браке, престиже, во власти и др.). В значительной степени зависят от влияния таких факторов, как социально-экономическое положение его семьи, социально-политическое устройство общества, культурные традиции, личные способности, пол человека, его раса и др. Большинство людей имеет весьма ограниченные жизненные возможности, поскольку они определяются, в основном, низким изначальным социальным происхождением. Ребёнок из простой семьи в лучшем случае может получить простую профессию, на что-то большее он вряд ли может рассчитывать, как и его дети. Дебил из элитарных слоёв общества может иметь гораздо больше жизненных возможностей, получить титул, наследство, образование, его будут показывывать по TV, по фотографиям вместе со своей богатой и умственно отсталой женой будеть знать весь мир.

ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ

ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ (life events) - события, значительным образом изменяющие жизнь человека (школьное обучение, вступление в брак, приобретение профессии, серьёзная болезнь, утрата важных ценностей, переход из одной возрастной категории в другую и т.п.). Исследований реакции детей на жизненные события немного. Однако три стрессовых события: а) смена местожительства; б) смена школы и в) семейные кризисы (развод, смерть одного из родителей) изучались неоднократно, но дали, правда, неоднозначные результаты. Установлено тем не менее, что дети легче переносят единичные стрессы или даже их последовательности, чем сочетанные стрессы. Обнаружено также, что с возрастом отрицательных эмоциональных реакций у детей становится больше, а положительные эмоциональные реакции, если судить по отчётам детей, связаны с жизненными событиями, отражающими взаимодействия с родителями и со сверстниками.

ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС

ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС (life crisis) - любое разрушительное событие, случившееся в жизни и большей частью вызывающее утрату существенно важных отношений и социального статуса человека, способное угрожать целостности Я и социальным отношениям, требующее персональной корректировки. Имеются в виду тяжёлая утрата, развод, брак, болезнь, потеря и смена работы, нетрудоспособность, отставка, миграция, выселение. Такие события и их последствия являются важной сферой изучения для социологии здравоохранения и медицины, а также основным фактором для рассмотрения в плане лечебных рекомендаций и психотерапии.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ - процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. В отличие от «времени жизни» (life span), которое обозначает просто временной интервал от рождения до смерти, безотносительно к его содержанию, и «жизненного цикла» (life cycle), который подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные (биологические, социальные и биосоциальные) аспекты развития, Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития, реализация которых зависит во многом от собственного выбора субъекта. Изучение Ж. п. всегда занимало важное место в науках о человеке и обществе. Однако его биологические, социальные, исторические и личностные параметры оставались разобщенными. Психология развития очень долго конструировала Ж. п. личности по образцу биологического онтогенеза, редуцируя развитие к совокупности закономерно повторяющихся циклов. С этим связана жесткость и догматичность многих возрастных периодизаций. Напротив, биографический метод немецкой «понимающей психологии» (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) концентрировался в основном на анализе субъективных переживаний и развитии самосознания. Возникшее после Второй мировой войны принципиально новое интегративное направление междисциплинарного исследования Ж. п. опирается на целый ряд предпосылок и достижений: 1) появление долгосрочных лонгтитюдных психологических исследований, охватывающих значительные отрезки жизни, а в идеале - все жизненное пространство (life-span developmental psychology); 2) социологическое структурирование Ж.п. на основе когортного и исторического анализа (G.H. Elder), с учетом изменения циклов развития семьи, социально-возрастных критериев созревания и времени основных социальных переходов; 3) превращение «возрастной психологии» в психологию развития, расширение ее предмета и концептуальных границ за счет данных социальной геронтологии и понимания широкой индивидуальной вариабельности всех процессов изменения и развития; 4) понимание необходимости изучать индивидуальное развитие в изменяющемся мире. Междисциплинарные исследования Ж.п. оказывают сильное влияние на психологию и социологию личности, теорию воспитания и другие разделы наук о человеке. И. С. Кон

* * *

понятие, описывающее развитие человека от рождения до смерти. Характеризуется многомерностью, наличием множества автономных тенденций и возможностью развития и объединяет повторяющиеся более или менее инвариантные аспекты развития, такие как :

· биологический цикл,

· цикл семейной жизни,

· социальный цикл,

· профессиональная карьера, и т.д.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ - 1. последовательность стадий жизни индивида от момента его зачатия до смерти; 2. аналогичные стадии существования других социальных единиц (таких, как группы людей, общественные структуры, организации, институты и т.п.) возобновляемые из поколения в поколение.

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ - бодрость, отсутствие уныния. Типичная реакция - положительная, в частности, эмоциональное заражение.

Каждый миг ее дня заполнен деятельной любовью и трудом, и тем не менее природная веселость и жизнерадостность никогда ее не покидают (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Ср. оптимизм.

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ - сочетание устойчивости системы и ее адаптивности, ее самоидентичности и соответствия, полезности, пригодности, оптимальности и неоптимальности.

ЖИЗНИ ИНСТИНКТ

ЖИЗНИ ИНСТИНКТ - в психоанализе - общее название инстинктов, обеспечивающих жизнеспособность организма.

ЖИЗНИ ПЛАН

ЖИЗНИ ПЛАН - термин А.Адлера, обозначает полный комплемент защитных реакций и рационализаций человека, которые он использует с целью достичь превосходства и компенсировать неудачи.

ЖИЗНИ ЦЕЛЬ

ЖИЗНИ ЦЕЛЬ - термин А.Адлера, обозначает фундаментальную цель достижения определённой формы превосходства, позволяющего человеку преодолевать первичное чувство неполноценности.

ЖИЗНЬ

ЖИЗНЬ - 1. Одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе развития последней. 2. Период времени между рождением и смертью человека. Объекты, обладающие Ж., называются организмами. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, развитию, эволюции, адаптируемостью к среде, регуляцией своего состава и функций и т. п. Организмы являются объектом изучения биологии. Конфликты являются одним из проявлений Ж. у организмов, обладающих психикой. Поэтому понимание конфликтов станет более полным и системным тогда, когда будут определены их место и функции в процессе Ж. В Ж. конкретного человека основным является вопрос о ее смысле. Многие люди не только не отвечают на этот вопрос, но и не ставят его. Это является косвенной, но существенной причиной ряда проблем, с которыми столкнулось сегодня человечество. Любые войны, убийства, самоубийства с т. зр. Ж. не только бессмысленны, но и крайне деструктивны. Социальные конфликты часто несут смерть - прекращение Ж.

З

* * *

(вероятно, общеславянск. «живот» - жизнь, нажитое имущество) - 1. способ существования белковых тел (Ф.Энгельс); 2. в витализме - некая неуловимая, нематериальная субстанция, свойственная биологическим объектам и нередко ассоциируемая с душой; 3. полный набор признаков, отличающий живое от неживого. Так, организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.п. Бесчисленные попытки определиться с набором признаков жизни ни к чему поучительному, как известно, не привели. Высказывается даже мнение, согласно которому биология стала развиваться лишь после того, как стало ясно, что поиск таких признаков обречён на вечную неудачу; 4. время между рождением и смертью организма; 5. время между зачатием и смертью организма; последняя трактовка термина принадлежит категорическим противникам абортов.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ - название книги американского врача-реаниматолога Р. Моуди (1975). Автор книги утверждает, что от 25 до 28% всех реанимированных пациентов имели абсолютно чёткие, определённые и приблизительно одинаковые воспоминания о пережитом посмертном опыте (включая пребывание в потустороннем мире). Например, сообщается, что слепая от рождения женщина, «вернувшись оттуда», рассказала врачам, кто из них и где находился во время операции, что именно делал, впервые в своей жизни зрительно наблюдая мир, в котором она жила до клинической смерти. При этом доказывается, что у пациентов не было сговора, что абсолютно несостоятельными являются ссылки на физиологические особенности состояния головного мозга в состоянии комы, на влияние религиозных стереотипов и т.д. Если принять на веру аргументацию Р.Моуди, придётся признать, в частности, и факт существования чертей не только в том, но даже и этом мире. Сотни тысяч белогорячечных пациентов, не сговариваясь, вот уже 2 -3 тысячи лет видят во время психоза примерно одинаковых чертей (судя по их изображениям в посвящённом им атласу), причём совсем не обязательно, чтобы они были истово верующими и разделяли представления христианского ада. Между тем пациенты, рассказывающие о пребывании их души на том свете во время клинической смерти, действительно встречаются, хотя, по мнению отечественных реаниматологов, не столь часто. Психиатры, к сожалению, оставляют такие сообщения чаще всего без внимания, и это может порождать недоумение, так как тем самым они: а) либо целиком соглашаются с Р.Моуди, либо б) рассматривают рассказы пациентов как выдумки, не имеющие клинического значения. Автор настоящего текста наблюдал таких пациентов, один из которых дважды, находясь в репнимационном отдедении, «побывал в раю», он был поражён увиденным там и столь уверовал в реальность происшедшего, что всё описал в своём дневнике в мельчайших деталях. Будучи в состоянии клинической смерти, он, по его словам, «видел и слышал», что делали и говорили врачи-реаниматологи. Как бывший и очень дотошный следователь, он расспросил их об этом и будто бы получил точные подтверждения о происходившем. Его сообщение, как и другие, подобные, в клиническом плане более всего подходит к тому, что обычно рассказывают пациенты по выходе из онирического состояния. Некоторые из пациентов переживают такое состояние во время наркоза.

ЖИЛЛЕНА - ПРАЙС-ДЭВИС СИНДРОМ

ЖИЛЛЕНА - ПРАЙС-ДЭВИС СИНДРОМ (описан M. Gillin и J. Pryse-Davis; синоним - летальный синдром множественных птеригиумов) - наследственное заболевание: выраженная пренатальная гипоплазия; множественные птеригиумы (дополнительные кожные складки) на шее, в подмышечных областях, локтевых и подколенных сгибах, подбородочно-грудинные; камптодактилия (сгибательная контрактура в проксимальных межфаланговых суставах); сгибательные контрактуры других суставов; узкая грудная клетка; гипоплазия сердечной мышцы; маленький плоский нос; эпикант; расщелины нёба; незавершенный поворот кишечника; атрезии кишечной трубки; лимфатический отек. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Прогноз неблагоприятный - родившиеся дети умирают в первые часы жизни.

M. E. Gillin, J. Pryse-Davis. Pterygium syndrome. Journal of medical genetics, 1976; 13: 249-251.

ЖИЛЬ ДЕ ЛА ТУРЕТТА СИНДРОМ

ЖИЛЬ ДЕ ЛА ТУРЕТТА СИНДРОМ - см. Туретта синдром.

ЖИЛЬБЕРА - АНО СИМПТОМ

ЖИЛЬБЕРА - АНО СИМПТОМ (Жильбера - Гано симптом, описан N. А. Gilbert и французским врачом V. Ch. Hanot, 1844-1896) - признак заболевания печени, проявляющийся патологией периферических сосудов: звездчатое расширение кровеносных сосудов лица, иногда тыльной поверхности кистей; часто в центре имеется ярко-красное пульсирующее образование.

ЖИЛЬБЕРА - ДРЕЙФУСА СИНДРОМ

ЖИЛЬБЕРА - ДРЕЙФУСА СИНДРОМ - то же, что Рейфенштейна синдром.

ЖИЛЬБЕРА БОЛЕЗНЬ

ЖИЛЬБЕРА БОЛЕЗНЬ (колибациллез Жильбера, по имени французского врача N. A. Gilbert, 1858-1927) - острый рецидивирующий холангиогепатит, вызванный E. coli и характеризующийся болью в правом подреберье, лихорадкой, рецидивирующей желтухой и гепатомегалией. В дальнейшем развивается цирроз печени. Характерны воспалительные изменения в анализах крови, анемия, повышение уровня щелочной фосфатазы, может наблюдаться гипербилирубинемия. Диагноз подтверждают положительным бактериальным посевом желчи. Лечение консервативное, этитропное.

ЖИЛЬБЕРА СИНДРОМ

ЖИЛЬБЕРА СИНДРОМ (синдром Жильбера - Мейленграхта, синдром Мейленграхта, описан N. A. Gilbert, позднее - датским врачом Е. Meulengracht, 1887-1976; синонимы - ювенильная интермиттирующая желтуха, врожденная негемолитическая неконъюгированная гипербилирубинемия) - доброкачественная наследственная желтуха, обусловленная снижением способности клеток печени захватывать и связывать билирубин. Основной симптом - умеренная желтуха с периодическим ее усилением при физических нагрузках, развитии интеркуррентных заболеваний, голодании, погрешностях в диете, стрессах. При биохимическом исследовании выявляют повышение содержания свободной фракции билирубина в сыворотке крови при отсутствии других функциональных или морфологических изменений печени, признаков гемолиза. В биоптате печени обнаруживают накопление гранулярного золотисто-коричневого пигмента - липофусцина. Диагноз может быть подтвержден ДНК-диагностикой, в том числе пренатально (биопсия ворсинчатого хориона, амниоцентез, кордоцентез). Тип наследования - аутосомно-доминантный. Течение доброкачественное, прогноз благоприятный. Лечение симптоматическое: ограничение нагрузок, диетотерапия, фенобарбитал.

A. Gilbert, M. J. Castaigne, P. Lereboullet. De lictere familial. Contribution a letude de la diathese biliaire. Bulletin de la Societe des medecins des hopitaux de Paris, 1900; 17: 948-959.

A. Gilbert, P. Lereboullet. La cholemie simple familiale. Semaine medicale, Paris, 1901; 21: 241-243.

E. Meulengracht. Icterus intermittens juvenilis (chronischer intermittierender juveniler Subikterus). Klinische Wochenschrift, Berlin, 1939; 45: 118-121.

ЖИЛЯ ДЕ ЛА ТУРЕТТА СИНДРОМ

ЖИЛЯ ДЕ ЛА ТУРЕТТА СИНДРОМ (Gilles de la Tourette, 1885) - относительно редкое расстройство, встречается, по разным данным, у одного на 200-2000 человек. Начинается в возрасте до 14 лет, у лиц мужского пола возникает в 3 раза чаще. Основной считается наследственная причина расстройства - наибольший риск заболевания имеют сыновья от матерей с синдромом Туретта. Тип наследования, предположительно, - аутосомно-рецессивный Имеются данные о существовании генетической связи расстройства с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания и обсессивно-компульсивным расстройством. Механизм формирования симптомов синдрома Туретта связывают с нейрохимическими нарушениями. Началу заболевания нередко предшествуют такие нарушения, как раздражительность, трудности концентрации внимания и плохая переносимость фрустрации. Симптомокомплекс расстройства образуют следующие основные признаки: 1. разнообразные тики, особенно мышц лица, верхней части туловища и вокализации; 2. насильственно возникающие феномены копролалии и копропраксии (непристойные слова и жесты). Тики исчезают во сне, при волнении усиливаются, самопроизольно могут быть подавлены лишь на короткое время. Обычно заболевание начинается в детском или подростковом возрасте с двигательных тиков и с последующим (спустя 2-3 года) присоединением голосовых тиков (покашливание, вокализация, напоминающая лай, каркание, мычание и др.), вербальных тиков (непроивольным произнесением бранных слов), импульсивных действий агрессивного и сексуального характера. Могут возникать также насильственные мысли парадоксального, ругательного содержания. Расстройство развивается постепенно, на протяжении ряда лет и неопределённо долгое время сохраняется в зрелом возрасте, перемежаясь с ремиссиями разного качества. У части пациентов возникают эпизоды тяжёлой депрессии, практически всем пациентам свойственна депрессивная реакция на заболевание, могут быть суицидные мысли и попытки. Согласно приводимым в литературе клиническим иллюстрациям, клиническая структура расстройства включает, помимо собственно тиков, также навязчивые действия, в том числе ритуального характера. Для диагностики считается достаточно появления, наряду с тиками, отдельных непристойных высказываний и жестов. Нечётко разграничивается с обсессивно-компульсивным расстройством. Нозологическая природа синдрома Туретта остаётся неизвестной. У некоторых пациентов выявляются признаки органической патологии головного мозга (локализованные преимущественно в области полосатых тел), указывается также на нарушения пуринового и катехоламинового обмена. В лечении наиболее эффективна психофармакотерапия (назначение галоперидола, пимозида, а также клофелина - антагониста адреналина).

ЖИЛЯ СИНДРОМ

ЖИЛЯ СИНДРОМ (Gilles, 1934) - особенности сознания факта болезни и отношения к нему у некоторых пациентов с лёгочным туберкулёзом. Обычно имеются в виду такие отклонения, как недооценка серьёзности болезни, нарушения лечебно-профилактических рекомендаций врача, эйфория, неустойчивость настроения, непоследовательность поведения, склонность к сексуальным эксцессам и употреблению спиртного.

ЖИНКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИТЕЙСКИХ ПОНЯТИЙ РАЗВИТИЕ

ЖИТЕЙСКИХ ПОНЯТИЙ РАЗВИТИЕ - одно из направлений развития мышления ребенка: появление и совершенствование обобщений, стихийно складывающихся у ребенка в обыденной жизни. Термин Ж. п. введен Л.С. Выготским (синонимы: стихийные, спонтанные, эмпирические понятия). В противоположность научным понятиям, Ж. п. отличаются неосознанностью и несистематичностью. Они проявляют свою силу в сфере ситуационно-осмысленного, конкретного применения, в сфере житейского опыта и эмпиризма и обнаруживают свою слабость там, где требуется осознанность и произвольность понятий. Ж. п. не проникают во внутреннюю, существенную связь вещей, но являются результатом обобщения и классификации чувственных наблюдений. Ж. п., с одной стороны, создают тот уровень осознания, на котором возможно формирование научных понятий, с другой стороны, сами подвергаются трансформации в процессе усвоения системы научных понятий. К. П. Поливанова

ЖОЛЛИ ТЕЛЬЦА

ЖОЛЛИ ТЕЛЬЦА (Хауэлла - Жолли тельца, описаны американским физиологом W. H. Howell, 1860-1945, и французским гистологом J. Jolly, 1870-1953) - выявляемые при микроскопическом исследовании окрашенных по Романовскому - Гимзе эритроцитов осколки ядер нормобластов: мелкие (размером 1-2 мкм), круглые, фиолетово-красные включения. Встречаются при В12-дефицитной анемии, гемолитических анемиях, после спленэктомии.

W. H. Howell. The life-history of the formed elements of the blood, especially the red blood corpuscles. Journal of Morphology, New York, 1890-91; 4: 57-116.

J. M. J. Jolly. Sur la formation des globules rouges des mammiferes. Comptes rendus de la Societe de Biologie, Paris, 1905; 58: 528-531.

ЖОФФРУА СИМПТОМ

ЖОФФРУА СИМПТОМ (Joffroy) - грубые ошибки в счёте у пациентов с прогрессивным параличом. Ранний признак паралитической деменции.

З

ЖОФФРУА СИМПТОМЫ

ЖОФФРУА СИМПТОМЫ - описаны французским врачом A. Joffroy (1844-1908).

1. Возможный признак тиреотоксикоза: отсутствие наморщивания лба при взгляде вверх.

A. Joffroy. Nature et traitement du goitre ophtalmique. Progres medical, Paris, 1893; 477-480.

2. Неспособность к выполнению элементарных арифметических заданий - один из ранних признаков паралитического слабоумия.

3. Подергивания ягодичных мышц при надавливании на бедра - признак спастического паралича.

ЖУИКОВ

Сергей Федорович (1911-1993) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор концепции усвоения грамматических знаний. Д-р психологических наук (1976). Участник ВОВ, награжден медалями За оборону Москвы, За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., За доблестный труд и др. Начинал свою трудовую деятельность землеустроителем, но интересовался больше языкознанием, литературой и философией. После окончания службы в Красной Армии три года учился в Институте истории, философии и литературы, а позднее экстерном окончил филологический фак-т МГУ. После войны в 1945 поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО). В 1948 защитил канд. дис, в 1976 - докт.: Психологические основы оптимизации обучения младших школьников родному языку. Исследовательская работа Ж. была направлена на поиск и реализацию условий обучения родному языку в школе. Даже в годы, когда государственные программы и стабильные учебники считались незыблемыми, им была создана новая, психологически обоснованная система обучения русскому языку в начальной школе. Будучи не только психологом, но и прекрасным ди-дактом, Ж. написал три экспериментальных учебника, получившие одобрение и высокую оценку учительского сообщества. В основе учебников лежала разработанная Ж. концепция усвоения грамматических знаний с опорой на дограмматические представления ребенка о языке. Концепция Ж. получила отражение в ряде его публикаций, важнейшими из которых являются монографии: Психология усвоения грамматики в начальных классах, (1964), Формирование орфографических действий у младших школьников (1965), Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку, (1979). Ряд трудов Ж. были переведены на иностранные языки. Сам он владел четырьмя иностранными языками и был неутомимым экспериментатором. Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

ЖУРАВЛЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУРИТЬ

ЖУРИТЬ - слегка бранить. Это может быть положительным поведением, если соблюдать меру. Жури того, кто слушает; Кого журят, того любят (Словарь Даля). Ср. ругать.

- Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих (А. Пушкин, Гробовщик).

ЖУТКОСТЬ

1) (жуть) - «тихий ужас».

Было темно и жутко кругом (С. Сергеев-Ценский, Сад).

Ср. симфоническую поэму О. Респиги «Праздники Рима» (часть, в которой музыкально изображена травля людей зверями в цирке Древнего Рима). Ср. ужас.

2) сладостный испуг.

Ирина вполне завладела своим будущим женихом, да и он сам охотно отдался ей в руки… и жутко ему было, и сладко, и ни о чем не жалел (И. Тургенев, Дым).

Или же он сажал меня к себе на папаху, и, придерживая за ноги, прыгал, затем быстро вертелся на одном месте. Волосы у меня лохматились, в глазах рябило, захватывало дыхание, я визжала и захлебывалась от восторга. Подобного наслаждения я больше никогда не испытывала в жизни (Р.Н. Гюнтекин, Птичка певчая).

ЖУЧИТЬ

ЖУЧИТЬ - мучить строгими выговорами. Отрицательное речевое поведение. Вряд ли оправдано даже в отношении совершенно недисциплинированных людей.

Предыдущая страница Следующая страница