Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "В" (часть 8, "ВКЛ"-"ВНИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 8, "ВКЛ"-"ВНИ")

ВКЛИНЕНИЕ МОЗЖЕЧКА В БОЛЬШОЕ ЗАТЫЛОЧНОЕ ОТВЕРСТИЕ

Обычно возникает при объемных патологических процессах в субтенториальном пространстве. В связи с нарастающим развитием в нем высокого давления происходит смещение в сторону позвоночного канала мозговых структур, прежде всего миндалин мозжечка, и вклинение их между краем большой затылочной дыры и продолговатым мозгом. При этом в дебюте процесса у больного возможны атаксия, нарушение функции отводящих черепных нервов. Развитие вклинения, которое может быть очень быстрым, сопровождается сдавливанием и ишемией продолговатого мозга, расстройством дыхания. При выраженной внутричерепной гипертензии, особенно при субтенториальных опухолях, эта форма вклинения может быть спровоцирована форсированным извлечением ликвора при поясничном проколе, что сопровождается нарастанием перепада ликворного давления в полости черепа и позоночного канала.

ВКЛИНЕНИЕ МОЗЖЕЧКОВО-ТЕНТОРИАЛЬНОЕ

Вклинение мозговой ткани из субтенториального пространства через отверстие в намете мозжечка в среднюю черепную яму. Возникает при выраженном повышении давления в задней черепной ямке, в частности при опухолях мозжечка. При этом сдавливанию подвергаются верхние ножки мозжечка, передний мозговой парус, пластинка четверохолмия, возможно сдавление водопровода мозга. Проявляется смещением вверх и вклинением в тенториальное отверстие ткани мозжечка, сопровождающимся сдавлением структур промежуточного мозга, а также вен Галена и Розенталя. В тканях промежуточного мозга при этом возникает нарушение кровообращения, отек. Происходит деформация заднего отдела III желудочка, возможна блокада ликворных путей на уровне водопровода мозга. Облитерация цистерн ведет к разобщению субарахноидальных ликворных пространств, расположенных над и под наметом мозжечка. Мозжечково-тенториальное вклинение проявляется коматозным состоянием, сопровождающимся гипервентиляцией, сужением фиксированных зрачков, параличом взора вверх (сдавление претектальной области), признаками окклюзионной гидроцефалии. Уточнению диагноза способствуют рентгенография черепа, при которой может выявляться смещение вверх обызвествленного эпифиза, КТ и МРТ.

ВКЛИНЕНИЕ ПОЯСНОЙ ИЗВИЛИНЫ

ВКЛИНЕНИЕ ПОЯСНОЙ ИЗВИЛИНЫ - Вариант синдрома вклинения. При объемных патологических процессах (опухоль, абсцесс, кровоизлияние и пр.) в лобной, реже теменной долях большого полушария, наряду со сдавлением и смещением в противоположную сторону срединных структур и мозолистого тела, возникает ущемление поясной извилины свободным краем большого серповидного отростка (фалькса). При этом возможно смещение и сдавление большой вены мозга (вены Галена), а также артериальных сосудов - чаще ипсилатеральной передней мозговой артерии. Все это ведет к ишемии и отеку большого мозга преимущественно на стороне поражения и к нарастанию общемозговых и очаговых симптомов.

ВКЛЮЧАЮЩАЯСЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ

ВКЛЮЧАЮЩАЯСЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ - в эволюционной биологии - общее измерение различных стратегий поведения, которые организм может использовать с целью обеспечить себе генетический успех. Включает: 1. персональную приспособленность или персональный репродуктивный успех, то есть помещение своих генов в общий генофонд популяции; 2. стратегия родственного отбора, поднимающая репродуктивный успех близких биологических родственников. Рассматривается в социал-дарвинистической теории как один из главных факторов, детерминирующих социальное поведение человека.

ВКЛЮЧЕНИЯ КЛАССОВ ОПЕРАЦИЯ

ВКЛЮЧЕНИЯ КЛАССОВ ОПЕРАЦИЯ [лат. classis - разряд; operatio - действие, дело] - одно из названий конкретнооперациональной системы простой классификации в концепции Ж. Пиаже. А.Г.Лидерс

ВКЛЮЧЁННАЯ ФИГУРА

ВКЛЮЧЁННАЯ ФИГУРА - класс неоднозначных фигур, в которых некая конкретная фигура вплетается в общую модель и её трудно обнаружить среди окружающих её элементов, то есть выделить из фона (например, 6-угольник включён в 3-угольник). Включённые фигуры используются при изучении наблюдательности, в данном случае способности различать фигуру и фон.

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ -

вид наблюдения, в процессе которого наблюдатель естественно включен в совместную деятельность с теми, за кем он ведет наблюдение.

ВКРАДЫВАТЬСЯ В ДОВЕРИЕ

ВКРАДЫВАТЬСЯ В ДОВЕРИЕ - убеждать кого-либо в своей лояльности к нему, своей полезностью (лестью, компетентностью). Не всегда достойное речевое поведение. Будучи объектом таких речевых действий, задавайте себе вопрос: ради чего вас убеждают, в чем состоят при этом интересы данного лица? Постарайтесь не откликаться на лесть и трезво оценивайте компетентность собеседника.

ВКУС

ВКУС (старослав. кусити - пробовать) - 1. способность к хорошо аргументированным и имеющим большую силу убеждения суждениям в области искусства, музыки и др. 2. способность человека к эстетическому восприятию и оценке, развитое чувство прекрасного (и, следовательно, возвышенного, величественного, отталкивающе безобразного и т.д.). Кто-то заметил, что вкус - это эстетическая совесть. Отсутствие эстетического чувства фактически инвалидизирует человека, оно граничит с психическим расстройством, так как всё происходящее воспринимается им серым, бесцветным, пошлым, однообразным и усыпляюще скучным, он довольствуется «попсой», «развлекухой», телесериалами, детективами и другой рассчитанной на невзыскательного обывателя продукцией, в сущности никогда не поднимаясь над своим вегетативным образом жизни; 3. эстетические представления, бытующие у какого-либо народа в то или иное время; 4. склонность, интерес, пристрастие к чему-либо; 5. ощущение, связанное с приёмом пищи, стимуляцией рецепторов языка другими химическими субстанциями.

* * *

1) (хороший вкус) - чувство, понимание изящного, прекрасного, приличия.

О ты, который сочетал

С глубоким чувством вкус толь верный…

(А. Пушкин).

2) склонность, пристрастие к чему-нибудь. Ср. выражения иметь вкус, входить во вкус, прийтись по вкусу.

Ср.:

«Вы любите ли сыр?» - спросили раз ханжу. «Люблю, - ответил он. - Я вкус в нем нахожу» (Козьма Прутков).

ВКУСОВАЯ КЛЕТКА

ВКУСОВАЯ КЛЕТКА - отдельная клетка внутри каждого вкусового сосочка, которая выполняет функции вкусового рецептора.

ВКУСОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ВКУСОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - способность воспринимать и передавать информацию о химических стимулах посредством вкусовых сосочков или вкусовых луковиц, распложенных на поверхности языка, горла и гортани (приблизительно 10 000 бугорков размером до 2 мм с содержащимися в них рецепторными клетками). Абсолютный порог чувствительности для сахара, например, составляет 0,01 моль/ в квадратном метре. Это порог достигает минимальной величины при температуре 37 градусов, он снижается натощак и повышается после приёма пищи. Вкусовая чувствительность имеет, согласно теории Хеннинга, 4 субмодальности вкуса: солёный (для солей), сладкий (для карбогидратов), кислый (для кислот) и горький (для различных других химических составов). Все остальные вкусовые ощущения представляются как комбинациии указанных субмодальных ощущений. Ощущения вкуса далее усложняются ощущениями запахов, давления и текстуры. При аносмии (см.) индивид воспринимает, например, яблоко и лук как имеющие одинаковый вкус. У пациентов с обонятельными галлюцинациями иногда возникают такие обманы вкуса, которые пациенты не могут идентифицировать определённым, приобретённым ранее опытным путём образом.

ВКУСОВЫЕ СОСОЧКИ

ВКУСОВЫЕ СОСОЧКИ - отдельные органы ощущений, сгруппированные вокруг маленьких выпуклостей (бугорков) и содержащие рецепторные клетки для восприятия и проведения вкусовой чвствительности. Находятся на поверхности и по сторонам языка, на мягком нёбе и некоторых местах глотки. Некоторые вкусовые сосочки содержат только один вид «вкусовых клеток» и рецепторы только для одного класса химических соединений. Другие сосочки содержат, предположительно, несколько разных рецепторных клеток и, следовательно, реагируют на различные химические соединения. Вкусовые сосочки существуют приблизительно 10 дней, затем они отмирают и заменяются другими, новыми.

ВЛАГАЛИЩЕ

ВЛАГАЛИЩЕ - половой орган женщины; также является частью родового канала. У взрослых женщин представляет собой мышечную эластичную трубку длиной 10-12 см, диаметром 2-3 см, соединяющую половую щель с маткой. Начинаясь от девственной плевы, В. образует вокруг шейки матки углубления, называемые влагалищными сводами. Внутри В. выстлано слизистой оболочкой с большим количеством складок, что позволяет ему растягиваться в процессе родов.

ВЛАЖНОЕ СНОВИДЕНИЕ

ВЛАЖНОЕ СНОВИДЕНИЕ - сновидение, сопровождающееся испусканием семенной жидкости и ощущениями оргазма. Чаще всего является признаком эротическое сновидения с ощущением реальности или близком ней реальности того, что в этот момент человеку снится.

ВЛАСТНОСТЬ

ВЛАСТНОСТЬ - тенденция принимать на себя роль лидера в социальном взаимодействии. Некоторыми специалистами властность рассматривается как один полюс измерения, другим полюсом которого является покорность, подчинение, конформность.

ВЛАСТОЛЮБИЕ (ВЛАСТНОСТЬ)

ВЛАСТОЛЮБИЕ (ВЛАСТНОСТЬ) - склонность или желание повелевать.

Глафира еще при жизни матери успела понемногу забрать весь дом в руки: все, начиная с отца, ей покорялись; без ее разрешения куска сахару не выдавалось; она скорее согласилась бы умереть, чем поделиться властью с другой хозяйкой… (И. Тургенев, Дворянское гнездо)

ВЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛАСТЬ ЗАКОННАЯ

ВЛАСТЬ ЗАКОННАЯ - установленная легитимным порядком власть. Иногда политическая власть лихорадочно спешно, но обычно на короткое время легитимизируется после её захвата любым доступным путём. Обычно это происходит в нестабильном обществе, в период его перемен и потрясений.

ВЛАСТЬ РАЦИОНАЛЬНАЯ

ВЛАСТЬ РАЦИОНАЛЬНАЯ - власть, которой индивид обладает благодаря своим знаниям, способностям, компетентности, личному авторитету и уважением со стороны других людей или населения страны.

ВЛАСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

ВЛАСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - власть индивида или группы людей над другими людьми и социальными группами. Максимальная власть - это возможность осуществлять полный контроль над другими, оставаясь при этом недоступной для попыток со стороны бессильных и лишённых прав людей ей противостоять, иначе говоря, власть диктаторская.

ВЛАСТЬ ФОРМАЛЬНАЯ

ВЛАСТЬ ФОРМАЛЬНАЯ - власть законная, но находящаяся в то же самое время под контролем тайных манипуляций кого-то со стороны. Например, со стороны cпецслужб, масонов, Римского клуба, финансовых корпораций и др.

ВЛАСТЬ ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ

ВЛАСТЬ ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ (греч. charisma - милость, божественный дар) - власть личности «политического» склада, наделённой исключительной способностью осознавать, выражать и осуществлять потребности населения или, по крайней мере, его активного большинства, способного производить реальные ценности.

ВЛАСТЬ ЭЛИТНАЯ

ВЛАСТЬ ЭЛИТНАЯ (фр. elite - отборный) - термин Р. Мидлса, предложенный для обозначения «сложного набора перепутанных между собой группировок» в правительстве, военных и деловых кругах, члены которых принимают в своём узком кругу основные решения относительно национальных событий.

ВЛЕЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛЕЧЕНИЕ ВТОРИЧНОЕ

ВЛЕЧЕНИЕ ВТОРИЧНОЕ (приобретённое) - влечение, мотивационное значение которого усвоено в ходе научения.

ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛЕЧЕНИЕ К РАЗРУШЕНИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛЕЧЕНИЕ К САМОСОХРАНЕНИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛЕЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОЕ

ВЛЕЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОЕ - влечение, выражающее физиологические особенности организма.

ВЛЕЧЕНИЕ РЕГУЛЯТОРНОЕ

ВЛЕЧЕНИЕ РЕГУЛЯТОРНОЕ - влечение, выполняющее функции поиска необходимых организму для его выживания субстанций (пищи, воды и т.п.).

ВЛЕЧЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛЕЧЕНИЕ Я

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛЕЧЕНИЯ ИМПУЛЬСИВНЫЕ

ВЛЕЧЕНИЯ ИМПУЛЬСИВНЫЕ - периодически возникающие непреодолимые влечения совершать действия, противоречащие сознательным тенденциям индивида (употреблению спиртного, поджогам, бродяжничеству и др.), но субъективно воспринимающиеся как свойственные его собственной природе.

ВЛЕЧЕНИЯ НАВЯЗЧИВЫЕ

Настойчивое внутреннее побуждение к свершению какого-либо действия вопреки разуму и воле. Чаще признак невроза навязчивых состояний (см.), но может быть и проявлением поражения лобных долей или психотических состояний. Патологическое влечение может проявляться в виде навязчивых желаний, мыслей и поступков, иногда - импульсивных реакций, противоречащих этическим нормам. Это может быть не всегда преодолимое стремление совершать какие-либо бессмысленные, возможно опасные поступки (броситься в окно, напасть на кого-то и т.п.).

ВЛЕЧЕНИЯ СТИМУЛЫ

ВЛЕЧЕНИЯ СТИМУЛЫ - гипотетические эфферентные нервные импульсы, возникающие вследствие актуализации влечения.

ВЛИЯНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛИЯНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)

ВЛИЯНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ) -

процесс и результат изменения одним субьектом поведения, психики другого субьекта. В. бывает направленное и ненаправленное. Механизмом направленного в. служат процессы убеждения, внушения и др.; ненаправленного - заражения, подражания и др.

ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВМЕНЯЕМОСТЬ ЧАСТИЧНАЯ

ВМЕНЯЕМОСТЬ ЧАСТИЧНАЯ - принятая в законодательстве некоторых стран норма, согласно которой индивид в отношении относительно простых противоправных действий признаётся вменяемым, а более сложных - вменяемым.

ВМЕШИВАТЬСЯ В РАЗГОВОР

В целом отрицательное коммуникативное явление. Вмешательство в чужую беседу может быть как по ее теме, так и не по теме; и то и другое, как правило, неоправданно и нецелесообразно для культурного человека. Например, в ситуации общения двух или нескольких знакомых в поезде и т. п. включение в их разговор (по его теме) незнакомого, постороннего попутчика покажет его невыдержанность, может вызвать неловкость, раздражение общающихся (нарушается их коммуникативная неприкосновенность). Иногда это оправдывается необходимостью сиюминутного решения какого-то вопроса или в случае, если разговор других зашел слишком далеко - до стадии назревающего или разразившегося скандала. Ср. замечание И.А. Стернина, сравнивающего правила русского и западноевропейского общения: «Для русского коммуникативного сознания свойственно сугубо национальное представление об ограниченном коммуникативном суверенитете личности: русское сознание считает допустимым коммуникативное вторжение в сферу практически любой личности, в любой ситуации… Можно делать замечания незнакомым людям, давать им советы, вмешиваться в беседу разговаривающих людей, чтобы задать одному из них вопрос, можно «вешать» свои проблемы на других, обращаться с просьбами об одолжении к незнакомым людям, можно высказать свое мнение по поводу того, что обсуждают рядом незнакомые люди - поправить их, разъяснить им их ошибку…» (И.А. Стернин, О понятии «коммуникативное сознание»).

- Молодой человек, стоявший у камина… в первый раз вмешался в разговор (А. Пушкин, Мы проводили вечер на даче). Разговоров о Борисе не слышал и не видал; я в чужие разговоры не вмешиваюсь (А. Пушкин, Письма).

Целесообразная реакция на такое поведение - показать паралингвистическими средствами (выражением лица), что вы недовольны этим, но соблюсти словесную вежливость: Да, я вас понимаю, вы правы, да, это, конечно, правильно и т. п., или: Я понял, что вы хотите сказать, спасибо, Вы тут, к сожалению, не вполне в курсе дела, не совсем себе все представляете, и возвратиться к делу, прерванному вмешательством.

ВНЕБРАЧНАЯ СВЯЗЬ

ВНЕБРАЧНАЯ СВЯЗЬ - 1. добровольные сексуальные отношения лиц, не состоящих в браке друг с другом, но связанных узами брака с третьими лицами; 2. любые добровольные сексуальные отношения лиц, не связанных браком. Проституция сюда не относится, так как она суть узаконенный, криминальный или скрытно поощряемый властями институт сексуального насилия.

ВНЕБРАЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ СВЯЗИ

ВНЕБРАЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ СВЯЗИ - половые связи лиц, находящихся в браке, с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Они могут носить как эпизодический, так и систематический характер.

ВНЕБРАЧНЫЙ СЕКС

ВНЕБРАЧНЫЙ СЕКС - секс между лицами, не состоящими в браке.

ВНЕЗАПНОЙ ДЕТСКОЙ СМЕРТИ СИНДРОМ

ВНЕЗАПНОЙ ДЕТСКОЙ СМЕРТИ СИНДРОМ - внезапная и необъяснимая смерть младенца или очень маленького ребёнка во время сна. Предполагают, что наиболее вероятной её причиной является апное во сне (см. нарушения сна). Синонимы: Смерть младенцев в колыбели, Смерть младенцев во время кормления грудью.

ВНЕЗАПНЫЙ ЭФФЕКТ

ВНЕЗАПНЫЙ ЭФФЕКТ - 1. обобщение, согласно которому некое сообщение из незаслуживающего доверия источника начинает действовать, как только забывается сам этот источник информации; 2. в психологии развития - положение, согласно которому раннее, имевшее место в детстве событие начинает оказывать влияние на поведение человека по прошествии некоторого времени.

ВНЕМАТОЧНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВНЕСИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

ВНЕСИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ (лат. situatio - положение) - высшая форма общения ребенка со взрослым в концепции М.И.Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6-7 лет. В.-л. о. направлено на познание социального, а не предметного мира. Оно не включено в какуюлибо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. В.-л. о. протекает в форме эпизодов, имеющих самостоятельное значение для ребенка и не являющихся аспектом какого-либо иного сотрудничества со взрослым. В.-л. о. формируется на основе личностных мотивов, побуждающих ребенка к коммуникации. Взрослый привлекает ребенка не только как источник знаний о социальных явлениях, но и как уникальная личность, со всеми своими свойствами и отношениями. В.-л. о. позволяет ребенку обсудить свои отношения с другими детьми, достоинства и недостатки своих товарищей, нормы поведения в группе и пр. Взрослый в таком обсуждении выступает как компетентный судья, с которым ребенок стремится согласовать свое отношение к окружающему, добиться общности взглядов и оценок. Потребность в общении на этом этапе включает в качестве основного компонента потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. При этом она сохраняет в своем содержании и все прежние компоненты: потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в сотрудничестве с ним и в его уважении. Старший дошкольник нуждается в одобрении и положительной оценке взрослого. Но для него особенно важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других людей). Он стремится к тому, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Такая общность взглядов и оценок является показателем их правильности. Среди разнообразных средств В.-л. о. основное место занимают речевые. В.-л. о. имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в нем он усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им. Во-вторых, учится видеть себя со стороны и оценивать собственные действия, что является необходимым условием овладения своим поведением. В-третьих, ребенок начинает дифференцировать различные социальные роли взрослых (воспитателя, врача, учителя) и в соответствии с этим поразному строить свои отношения с ними. В.-л. о. является существенным моментом подготовки ребенка к школьному обучению, важную частью которой составляет отношение ко взрослому как к учителю и умение занять позицию ученика. Е. О. Смирнова

ВНЕСИТУАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

ВНЕСИТУАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ [лат. situatio - положение] - одна из форм общения ребенка со взрослым в концепции генезиса общения М.И. Лисиной, возникающая в середине дошкольного возраста и характерная для детей 4-5 лет. Явным признаком появления В.-п. о. являются вопросы ребенка о предметах и явлениях физического мира (о явлениях природы, о машинах, о жизни животных и пр.) Это общение происходит на фоне познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о физическом мире. Характерной особенностью В.-п. о. является его внеситуативность, причем двоякого рода. Во-первых, внеситуативно само содержание общения: внимание ребенка направлено на предметы и явления, мало связанные с тем, что находится рядом в момент взаимодействия, или вообще с этим не связанные. Во-вторых, в актах общения дети выделяют и оценивают свойства партнера, не наблюдаемые непосредственно, а умозаключаемые на основе происходящего: информированность, находчивость, способность хорошо и доходчиво объяснить. Ведущими мотивами в рамках В.-п. о. являются познавательные мотивы. Взрослый становится для ребенка источником знаний о физическом мире и компетентным, заинтересованным собеседником. Именно эти качества взрослого побуждают ребенка к В.-п. о. В этом возрасте появляется острая чувствительность детей к оценке взрослого, которая свидетельствует о становлении особой коммуникативной потребности в уважении. Чувствительность к оценке ярче всего проявляется в повышенной обидчивости детей, в нарушении деятельности после частых порицаний, а также в ярко выраженной радости после похвал. Главным средством В.-п. о. является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы наличной ситуации и осуществлять познавательное общение. Значение В.-п. о. для психического развития ребенка состоит в том, что в нем расширяется пространство жизни ребенка, формируются представления о физическом мире, устанавливаются причинно-следственные отношения между явлениями, что способствует развитию детского мышления. Е. О. Смирнова

ВНЕШНЕЕ ПРИЛИЧИЕ

См. соблюдать декорум.

ВНЕШНИЙ ИНТЕРЕС

ВНЕШНИЙ ИНТЕРЕС - «интерес к объекту или действию, который происходит из связи этого объекта с другими внешними факторами» (Ребер). Ср. обучение живописи из-за престижа или дохода, получаемого от этого искусства; желание получить ученую степень ради престижа, а не из-за увлеченности наукой; поехать за границу, чтобы не отстать от друзей и знакомых, кто туда ездил и т. п.; брак по расчету и брак по любви. Противоположное - присущий интерес.

* * *

- интерес к объекту, вытекающий из связей этого объекта с чем-то другим, ставшим на некоторое время для индивида более значимым. Например, интерес к профессии, являющейся престижной или сулящей доход, но не соответствующей внутренней сущности индивида.

ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ

ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ - мотивация поведения, определяющаяся влиянием внешних факторов, физических или социально-психологических. Например, наказанием, материальным поощрением, похвалой, осуждением. Так, в некоторых школах РФ вводится система бонусов за прочитанные школьником книги, хотя психологам давно известна неэффективность этого бихевиористического метода стимуляции чтения, особенно если дети сами хотят что-то читать - вознаграждение может изменить эту внутреннюю мотивацию на внешнюю. Многие школьники (в большей степени, пожалуй, их родители), стремятся также иметь "красный" аттестат, то есть сдать на отлично единый государственный экзамен (введённый в 2007 г. под предлогом борьбы с коррупцией в системе образования РФ единый государственный экзамен (ЕГЭ), уже повлекший массовые коррупционные явления, поскольку именно по результатам ЕГЭ оценивают качество работы школ и управленцев в системе образования. ЕГЭ заимствован из США, как и многое другое проамериканскими властями РФ, во Франции он называется БАК (от термина «бакалавриат» и изобретён будто бы ещё при Наполеоне). Некоторые школьные учителя США выражают крайнее беспокойство по поводу такой формы проведения экзаменов, он стал головной болью и многих российских учителей, нацеленных на подлинное образование детей и подростков, а не на «натаскивание» их к тестированию или разного рода махинации со сдачей такого экзамена, кстати, весьма сомнительного с точки зрения объективной оценки знания. Высокие баллы ЕГЭ дают выпускникам некоторые формальные преимущества, но при этом их в меньшей степени интересуют знания, навыки или понимание учебного материала сами по себе. Только педагогической мастерство способно формировать внутреннюю мотивацию к учёбе, а не циркуляры чиновников, выгодные им самим. Уровень подготовки поступивших в медицинские и иные вузы страны, по сообщениямнекоторых преподавателей, неуклонно снижается вот уже более 10 лет подряд, а с введением ЕГЭ он становится просто неудовлетворительным. Внешняя мотивация поведения обычно преобладает у детей и умственно осталых, хотя это происходит по разным причинам. У нормальных детей она является возрастной и преходящей, как показывают, в частности, эксперименты Колберга, изучавшего закономерности нравственного развития.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с др. государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Как и внутренняя политика, В. п. тесно связана с экономикой, общественным и государственным строем. Кроме миролюбивой В. п., государство может проводить и агрессивную В. п. В связи с тем, что в мире насчитывается около 200 государств, существует необходимость согласования В. п. действующих субъектов международного права. В современных условиях В. п. в растущей степени становится искусством переговоров, достижения взаимоприемлемых политических компромиссов.

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ (старославян. имати - брать) - избирательность восприятия определённых аспектов действительности или сосредоточенность на определённой деятельности, которые индивид почему-либо считает для себя более значимыми.

* * *

Психическая деятельность, в процессе которой в сознании происходит избирательное выделение информации об отдельных субъектах, объектах, событиях и т.д. Внимание может быть активным - следствие интеллектуального, волевого усилия, или пассивным, обусловленным ориентировочными рефлексами (внимание в таком случае нередко фиксируется не на важном, значимом, а на ярком, неординарном, необычном).

* * *

психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной направленности сознания на определенный объект, в результате чего он отображается полнее и четче.

* * *

сосредоточенность сознания и направленность психической деятельности человека на определенные объекты. Субъективно внимание выражается в большей или меньшей углубленности в деятельность, поглощенность ею. Различают непроизвольное и произвольное В. Непроизвольное В. обусловливается новизной, физической интенсивностью, контрастностью, значимостью объекта для личности. Произвольное В. производится преднамеренно в результате специального волевого усилия. Основные характеристики В.: избирательность, устойчивость, объем, возможность распределения и переключения. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Устойчивость В. определяется временем сохранения концентрации В. на определенном объекте; она поддерживается либо усилием воли, либо интересом к данной деятельности. Объем В.- количество объектов, одновременно воспринятых за один акт восприятия. Этот показатель практически не отличается от объема кратковременной памяти и равен 5 - 7 объектам. Оценка объема В. производится с помощью тахистоскопа. Под распределением В. понимается способность одновременного выполнения двух или большего числа действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения В. Переключение В. оценивается способностью более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому. Частое переключение В. вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение В. на другую деятельность может быть отдыхом. Воспитание В. связано с общим воспитанием личности, с формированием ее потребностей, интересов, стремлений и убеждений. Важное значение имеет воспитание произвольного и непроизвольного В., достигаемое путем управления в процессе деятельности.

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ -

разновидность внимания, связанная с проявлением ориентировочного рефлекса. В.н. проявляется без усилия воли, бессознательно.

ВНИМАНИЕ ПАССИВНОЕ ИЛИ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (ИМПЛИЦИТНОЕ)

ВНИМАНИЕ ПАССИВНОЕ ИЛИ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (ИМПЛИЦИТНОЕ) - сосредоточенность на деятельности, не требующая осознанных усилий со стороны индивида. Например, восприятие объектов, являющихся необычными, незнакомыми, неожиданными, внезапно появившимися в поле восприятия. Из психопатологии известно, что данный вид внимания становится преобладающим при нарушении произвольного внимания.

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ -

разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определенном явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не другого.

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ -

разновидность внимания, связанная с сознательным намерением сконцентрировать сознание на каком-то явлении, обьекте в результате его самонастройки; оно требует волевого усилия и предполагает достижение поставленной цели.

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ИЛИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ (ЭКСПЛИЦИТНОЕ)

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ИЛИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ (ЭКСПЛИЦИТНОЕ) - сосредоточенность на деятельности, требующая осознанных усилий со стороны индивида. Из психопатологии известно, что этот вид внимания нарушается при психическом расстройстве в первую очередь.

Предыдущая страница Следующая страница