Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДВИ"-"ДЕА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДВИ"-"ДЕА")

ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕВАЯ ПЛАСТИНКА

ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕВАЯ ПЛАСТИНКА - окончание двигательного нерва в мышечном волокне.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ -

запоминание и воспроизведение движений. Находит свою выражение в выработке двигательных навыков, при овладении ручными трудовыми операциями, в занятиях спортом, выполнении строевых приемов, правил стрельбы, др. видов воинской деятельности.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ - 1. в экспериментальной практике - та часть сложной серии реакций, которые проявляется движпениями и лействиями. Например, это нажимание одной или двух кнопок испытуемым во время его психологического тестирования на компьютере; 2. в психопатологии - движения и и действия, вохзникающие в силу психического расстройства.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ - теория А.М.Либермана, согласно которой её акустические характеристики отображаются не двигательными реакциями и последующим их восприятием, а набором неких глубинных моторных репрезентаций «идеализированной артикуляции» в гипотетической имплицитной системе.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ - теория Д.Уотсона, утверждающая, что сознание суть сопутствующий признак активности мышц и желёз, поскольку, объективно, именно проявления такой активности и представляют реальность, которую можно регистрировать, измерять и делать обоснованные научные выводы.. Теория иллюстрирует классический подход бихевиоризма к пониманию внутрипсихических явлений как эпифеномена, то есть побочного и не имеющего действенного значения продукта физиологических процессов. То, что человек испытывает в своём внутриличностном пространстве, суть, таким образом, простой коррелят физиологических реакций организма человека, а то, что он воспринимает, зависит от того, как реагирует на это организм последнего. В настоящее время горячих сторонников этой теории осталось, повидимому, очень немного, но они едва ли когда исчезнут навсегда.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - метод психотерапии, основанный на устранении мышечного напряжения, что, по идее данного направления в лечении, должно повлечь преодоление психической резистентности (Kohler, 1968). См. Новаторские методы терапии.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗОНЫ (КОРЫ)

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗОНЫ (КОРЫ) - участки коры большого мозга, содержащие прямые нисходящие связи с мотонейронами спинного мозга (нейронами, непосредственно управляющими мышцами). Основная двигательная зона находится в прецентральной извилине, которая по многим аспектам представляет собой зеркальное отображение сенсорной зоны. Иннервация здесь контрлатеральная (то есть осуществляется в отношении мышц противоположной стороны тела), исключая лицевую область, где реализуется двусторонний контроль корковый контроль нижней части лица и мышц челюсти. Вторая, дополнительная двигательная зона находится ниже основной зоны. Полагают, что она имеет независимые функции вывода двигательных импульсов. В экспериментах на животных показано, что её стимуляция вызывает двигательные реакции, даже если перед этим были разрушены основные двигательные зоны. В доминантном полушарии эта зона вовлечена в планирование движений и мотивацию речи, её повреждение, как полагают, вызывает динамическую афазию (см. также Транскортикальная моторная афазия). Двигательные реакции могут быть вызваны стимуляцией некоторых сенсорных зон и многих ассоциативных областей, хотя они не являются собственно двигательными.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР - нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, возникающих в органах движения человека. Д. а. состоит из периферического отдела, специфических нервных волокон, несущих нервные импульсы к головному мозгу, и соответствующих участков в коре головного мозга. Д. а. участвует в поддержании постоянного тонуса (напряжения) мышц тела и координации движений. У высших животных и человека он моделирует движение, создает как бы образ движения, которое предстоит совершить, и постоянно сличает реальный поток афферентных импульсов от движения мышц с заранее созданным его образом - планом (механизм акцептора действия). В этом смысле Д. а. нередко называют кинестетическим анализатором (см. Кинестетические ощущения). В левой лобной доле человека находится речедвигаанализатор, являющийся нейрофизиологической основой абстрактного мышления человека.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - система мышц, сухожилий, связанных с ними нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей (активная часть), а также пассивные части скелета (пассивная часть). У человека и животных пассивная часть Д. а. состоит из большого числа сочлененных звеньев, образующих кинематические цепи со многими степенями свободы. Активная часть Д. а. представляет собой сложную систему нервно-мышечных образований, в которой все элементы многократно связаны друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали и образуют гетерогенную морфологическую структуру. Изменение состояния Д. а. достигается путем соответствующей иннервации мышц (активное движение) или под влиянием внешних воздействий (пассивное движение).

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - целенаправленное действие, компоненты которого в результате упражнения стали автоматизированными (см. Автоматизм). Д. н. представляет собой основное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. В структуре навыка выделяют ведущий и фоновый уровни, ведущие и вспомогательные звенья, автоматные и перешифровки разных рангов и т. д. Большинство незнакомых движений организуется вначале как одноуровневые акты под преимущественным контролем и корректировкой ведущего смыслового уровня. Постепенно при образовании или нахождении разноуровневых адекватных фоновых коррекций им передаются соответствующие функции, выполняемые ведущим уровнем. Переданные функции фазовым уровням выполняются преимущественно автоматически, а деятельность ведущего уровня сосредотачивается на осуществлении контроля и коррекции смысловой, программной стороны движения. При определенных условиях автоматизированные функции фоновых уровней могут вновь попадать в сферу смыслового контроля и коррекции. Выработка Д. н. понимается как активная психомоторная деятельность.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ (действия) - набор двигательных операций, выполняемых в определенном пространственновременном режиме в соответствии с содержанием двигательной задачи и имеющимися в распоряжении субъекта внешними и внутренними средствами ее решения. Д. с. определяется биомеханическими свойствами кинематики тела, иннервационными ресурсами, наличным инвентарем сенсорных коррекций, а также орудием, которое применяется для выполнения действия. Д. с. «есть функция как задачи, так и ее исполнителя» (Н. А. Бернштейн). Д. с. может быть определен a priori лишь частично, в общих чертах, доступных вербальному или образному описанию; его полное выявление субъектом происходит только в ходе упражнений и тренировки, в которой отрабатывается индивидуальный стиль движений.

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ - 1. в широком смысле - всякое изменение, происходящее с течением времени; 2. перемещение массы относительно какой-то точки пространства. Согласно закону У.Б. Карпентера (1813 - 1885), всякое восприятие движения или представление о движении вырабатывает в организме слабый импульс к совершению данного движения, который, как известно из психопатологии, в максимальной степени реализуется у кататоников с эхопраксией (см.); 3. элементарный двигательный акт, являющийся составной частью какого-либо действия.

* * *

Перемещение в пространстве всего тела или его частей. Основные варианты движений: сгибательные, разгибательные, вращательные и локомоторные (см.).

ДВИЖЕНИЕ ЗА ПСИХИЧЕСКУЮ ГИГИЕНУ

ДВИЖЕНИЕ ЗА ПСИХИЧЕСКУЮ ГИГИЕНУ - не совсем точное название гуманистической реформы в психиатрии США в 19 веке, завершившееся созданием 32 новых психиатрических больниц, которые заменили богадельни и приюты. Труд главного деятеля этой реформы Доротеи Дикс (1802-1887) по достоинству оценивается как героический, эта женщина сумела преодолеть сопротивление со стороны тотального невежества того суеверного времени в своей стране. Основной задачей подобного движения ныне является, напротив, деинституционализация, то есть постепенное сокращение числа психиатрических стационаров и переход лечебно-профилактической помощи на амбулаторный уровень с минимизацией показаний к стационарному лечению.

ДВИЖЕНИЕ КЭМПХИЛЛ

ДВИЖЕНИЕ КЭМПХИЛЛ (Camphill movement) - международная сеть терапевтических сообществ (Африка, Южная Америка и США), включающих школы для детей с психическими и эмоциональными проблемами, училища интернатного типа для молодёжи и деревни для взрослых. Основатель первой кэмпхиллской школы для детей К.Кёниг (1940) исходит из того, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми может оказаться для «нормальных» людей в чём-то и полезной. Он полагает также, что «тремя большими ошибками» современности являются агностицизм, дарвиновское понятие «естественного отбора» и психологическая школа измеряемого интеллекта. О результатах гуманистического движения Кэмпхилла судить сложно, особенно если учесть тяжелейшую социально-экономическую ситауцию. во многих странах Африки и безудержном потоке оттуда беженцев в Европу.

ДВИЖЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ

ДВИЖЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ - ощущение движения, возникающее, если: а) изображение стимула на сетчатке остаётся неподвижным, когда взгляд перемещается по стимулу, и б) глаз остаётся неподвижным, а изображение перемещается по сетчатке (исключением являются восприятие движения во время саккад). Признаки для восприятия реального движения, однако, чрезвычайно сложны и только частично изучены, но главное состоит в том, что ощущение движения объектов опосредовано центральными механизмами восприятия, имеющими, повидимому, врождённый характер. Эти механизмы актуализируются и при появлении галлюцинаций, порождая впечатление движения мнимых образов в столь же мнимых измерениях пространства и времени.

ДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - массовые действия Представителей одной или нескольких больших социальных групп, одного или нескольких социальных слоев, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям.

ДВИЖЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ

ДВИЖЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ (автомат -изация - часть слова, означающая «сделанный, ставший таким) - 1. сложные, последовательные, целенаправленные и адекватные определённой ситуации двигательные акты, формирование которых происходит под контролем сознания, но которые совершаются затем без прямого сознательного их регулирования (это, к примеру, восприятие речи, умственные операции, ходьба, речь, письмо, другие двигательные навыки); 2. сложные и последовательные, но неадекватные ситуации и не имеющие сознательной цели действия, совершаемые пациентами в болезненном состоянии. Типичный пример: внешне упорядоченные и последовательные, но вместе с тем бессмысленные или даже опасные для себя и/или непосредственно окружающих людей действия пациентов в состоянии сумеречного помрачения сознания (или припадков «амбулаторного автоматизма»).

* * *

Целенаправленные движения, осуществляемые без осознанного регулирования благодаря развитию автоматизированных навыков, приобретенных в процессе тренировки.

ДВИЖЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИЕ

ДВИЖЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИЕ (греч. automatos - самодействующий, самопроизвольный) - неконтролируемые сознанием элементарные движения, связанные со спонтанной активацией моторных центров мозга (рефлекторные движения, гиперкинезы, судороги во время эпилептического припадка, в какой-то степени психомоторное возбуждение пациентов со спутанным сознанием).

ДВИЖЕНИЯ АКТИВНЫЕ

Движения, выполняемые самостоятельно по собственной инициативе или по заданию. При наблюдении за активными движениями обращается внимание на их объем, скорость и силу.

ДВИЖЕНИЯ БОЛЕЗНЬ

ДВИЖЕНИЯ БОЛЕЗНЬ - весьма индивидуализированное чувство тошноты, вызываемое некоторыми видами движения. Неясность касается того, какие именно виды движения вызывают этот эффект. Движения головы, глаз и тревога тут также задействованы, что ещё более усложняет проблему.

ДВИЖЕНИЯ ВЗОРА ПЛАВАЮЩИЕ

Медленные содружественные движения глаз при нарушении функции медиального продольного пучка, наблюдаются обычно у больного в коматозном состоянии.

ДВИЖЕНИЯ ВЗОРА ПО ТИПУ «ПИНГ-ПОНГА»

Повторные, спонтанные, ритмичные, содружественные, горизонтальные движения взора, возникающие самопроизвольно через каждые 2-3 секунды у больного при сопоре или коме. Могут продолжаться часами. Как и плавающие движения глазных яблок (см.), возникают при поражении медиального продольного пучка. Могут наблюдаться у больного в коматозном состоянии. Нарастающее угнетение функций ствола ведет к их исчезновению.

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ - моторная компонента зрительного восприятия. Различают макро- и микродвижения глаз. Макродвижения в свою очередь могут быть двух типов: прослеживающие и саккадические. Прослеживающие Д. г. представляют собой плавные, сглаженные движения; они 10 8 позволяют глазу непрерывно видеть перемещающийся относительно наблюдателя объект. Минимальная скорость прослеживающих Д. г. около 5 утл. мин/с, что соответствует пороговой величине восприятия движения. Максимальная их скорость около 40 град/с. Саккадические движения - это движения поисковые, установочные и корректирующие; с их помощью осуществляются поиск заданного объекта восприятия, установка глаза в исходную позицию и ее корректировка. Эти движения осуществляются довольно быстро и происходят в виде скачков, в результате чего осуществляется перевод взора на тот или иной предмет (см. также Информационный поиск). После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 - 95% всего времени наблюдения. Однако во время фиксации неподвижного объекта, даже малых размеров, глаз не остается неподвижным. В это время происходят микродвижения глаза, носящие непроизвольный характер. Эти движения участвуют в построении образа, в изменении пространственных характеристик объекта, в опознании значимых объектов. Они относятся к классу собственно гностических (познающих) движений. Без микродвижений глаза в процессе зрительной фиксации восприятие объекта невозможно. Различают три вида микродвижений: тремор, дрейф и флики. Из них наибольшее значение для формирования зрительного образа имеет дрейф - микродвижения со скоростью около 6 угл. мин/с и амплитудой от 3 до 30 угл/с. Дрейф обеспечивает удержание изображения в оптимальной зоне сетчатки и препятствует образованию т. н. пустого поля, т. е. исчезновению в восприятии объекта, изображение которого зафиксировано на сетчатке (стабилизированное изображение).

ДВИЖЕНИЯ ИЛЛЮЗИИ

ДВИЖЕНИЯ ИЛЛЮЗИИ - любое кажущееся перемещение или изменение пространственной конфигурации какого-то тела или отдельной его части. В большинстве случаев это физиологическая иллюзия (см.), одинаково свойственная как здоровым людям, так и психиатрическим пациентам. Например, движение гамма - кажущееся движение расширения или сжатия изображения при увеличении или уменьшении его освещённости; движение альфа - ощущение изменения в размере, вызываемое последующей демонстрацией большей или меньшей фигуры; движение бета - ощущение движения, вызываемое пространственно отделёнными последовательными статичными предъявлениями объекта; движение дельта - кажужееся движение, вызывается смещением местоположения объекта и изменением освещения; движение индуцированное - вызваемое реальным движением другого стимульного объекта; движение эпсилон - кажущееся движение, возникающее, когда белая линия на чёрном фоне резко заменяется белой линией на чёрном фоне; движения последействия - ощущение движения, когда взгляд с равномерно движущегося объекта перемещается на неподвижный, приходящий, как кажется, в движение в обратном направлении (то же наблюдается с ощущением вращения собственного тела после остановки движения вращения). Синонимы: Движения кажущееся, Феноменальные движения.

ДВИЖЕНИЯ ЛОКОМОТОРНЫЕ

Движения, совершаемые путем перемены позиции конечностей с участием почти всей мускулатуры, приводящие к перемещению тела в пространстве, - ходьба, бег, плаванье, ползанье, прыжки и т.п.

ДВИЖЕНИЯ ПАССИВНЫЕ

Изменение положения частей тела пациента в пространстве, осуществляемые обследующим, при пассивном отношении к этому самого пациента. Они могут быть избыточными при пониженном мышечном тонусе и затрудненными, если мышечный тонус понижен.

ДВИЖЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВА

ДВИЖЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВА (лат. perspicere - смотреть сквозь, проникать взором) - термин Гибсона, обозначает достоверный признак движения наблюдателя. Состоит в том, что окружающие его объекты движутся в обратном направлении с разной скоростью по мере их удалённости.

ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ - способ существования политических отношений, общественная деятельность, направленная на реализацию политического интереса определенной группы людей и приведение в соответствие с ним политических отношений. Исторически первым Д. п. была деятельность по созданию государства в процессе становления частной собственности и классов. С тех пор Д. п., как правило, были разделены по классовому признаку. В ходе эволюции и смены общественно-экономических формаций Д. п. являлись движущей силой социальной конфликтности, т. к. ни один из господствующих классов не отдавал власть добровольно, без борьбы и противодействия. В современных условиях складываются новые условия для Д. п. в национальных, региональных и международных рамках.

ДВИЖЕНИЯ ФАНТОМНЫЕ

ДВИЖЕНИЯ ФАНТОМНЫЕ (греч. phantasma - призрак) - мнимые движения, ощущаемые пациентом в ампутированной, сохранившейся только в образе или в программе самовосприятия чловеком собственного организма. См. Галлюцинации двигательные.

ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), совершаемые человеком. Д. ч. делятся на непроизвольные и произв.ольные. Непроизвольные Д. ч . - импульсивные или рефлекторные акты, осуществляемые без контроля сознания. Эти движения могут носить адаптивный характер (напр., мигание, одергивание руки при воздействии болевого раздражителя) и неадаптивный (напр., дрожание рук, тремор). Произвольные Д. ч. . носят сознательный характер, выполняются в соответствии с образом стоящей перед субъектом цели. Они предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане представления (воображения). Решающую роль в формировании и осуществлении произвольных Д. ч. играет ориентировочная деятельность, с помощью которой производится обследование ситуации и формируется образ этой ситуации и тех действий, которые должны быть в ней выполнены. В зависимости от того, как сложится ориентировочная основа произвольных Д. ч., зависят быстрота и точность их выполнения, а также широта переноса в новые условия. В результате многократных повторений в однообразных обстоятельствах, по мере угасания ориентировочных реакций, первоначально сознательно регулируемые движения начинают выполняться механически, приобретая характер «вторичных автоматизмов». В плане инженерной психологии и эргономики большой интерес представляет изучение такого вида непроизвольных Д. ч., как тремор, который является одним из индикаторов функционального состояния человека. Из произвольных Д. ч. наибольшее значение имеют управляющие движения, посредствам которых человек выполняет трудовую деятельность, осуществляет управляющие воздействия на объект управления. Любое управляющее Д. ч. складывается из массы элементарных движений, объединяемых механизмом центральной регуляции в целостную структуру. Разные движения, включенные в такую структуру, имеют различное назначение, по которому их можно разбить на три группы: 1) рабочие, или исполнительные движения, посредствам которых осуществляется воздействие на орган управления; 2) гностические движения, которые направлены на познание объекта труда; к ним относятся осязательные, ощупывающие, измерительные и другие Д. ч.; 3) приспособительные движения, к ним относятся установочные, уравновешивающие и другие Д. ч. Для записи и регистрации Д. ч. используют такие методы, как актографию, циклографию, фото- и киносъемку.

ДВОИЧНАЯ ТЕОРИЯ

ДВОИЧНАЯ ТЕОРИЯ - теория, из которой следует, что в сетчатке имеется два отдельных рецепторных механизма: колбочки, которые являются цветочувствительными и функционирующими лишь при ярком освещении (фотопическое зрение) и палочки, которые являются ахроматическими и функционируют при слабом освещении (скотопическое зрение).

ДВОЙНАЯ ДЕПРЕССИЯ

ДВОЙНАЯ ДЕПРЕССИЯ (double depression) - термин, обозначающий последовательную коморбидность, при которой дистимическое расстройство приводит к тяжёлому депрессивному расстройству, сменяется им или каким-то образом переходит в последнее. При этом не имеется в виду, что депрессия, в свою очередь, может трансформироваться в дистимию, а это явно не согласуется с логикой того, что происходит в действительности. Термин подразумевает гипотезу о том, что дистимия и депрессия суть два совершенно разных болезненных состояния, но эта гипотеза не соответствует фактам из области психопатологии и которая разделяется далеко не всеми исследователями, она, кроме того, не имеет серьёзного теоретического обоснования.

ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ

ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ - нарушение в сфере коммуникации ребёнка и родителя, когда ребёнок получает от последнего противоречивые послания. Например, мать, не принимая своего нежного чувства к ребёнку, отталкивает ребёнка своей холодностью, а затем выражает показную любовь к нему и старается с ним сблизиться. Ребёнок находится, таким образом, в ситуации "двойного принуждения", так что ни одна из двух моделей поведения не может считаться им как удовлетворительная и, в итоге, он не знает, как ему следует себя вести с родителем. При этом, как бы в усложнение ситуации, взрослые запрещают ребёнку привлекать внимание к самой этой связи. Г.Бейтсон считает это основной причиной развития аутизма и/или шизофрении. Настоящая гипотеза, хотя она и не имеет серьёзных оснований для столь далеко идущих выводов, привлекает дополнительное внимание к тому, что ранние отношения ребёнка с матерью имеют существенное значение для последующего развития его личности.

ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ ГИПОТЕЗА

ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ ГИПОТЕЗА - предполагает, что в памяти человека существует 2 системы кодирования, основанные на: а) процессе визуального и б) вербального отображения информации (Пэвио).

ДВОЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ДВОЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ - мышление, протекающее одновременно как бы в разных логических и содержательных плоскостях. Например, пациент толково отвечает на расспросы врача и то же время, ничем не выдавая это внешне, мысленно разговаривает с голосом о чём-то другом, не имеющем никакого отношения к теме беседы с врачом. Признак диссоциации личности. Синоним: Редупликация мышления.

ДВОЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

ДВОЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ - термин Г. Бейтсона, характеризует ситуацию, в которой индивид получает противоречивые послания от другого, влиятельного человека. Г.Бейтсон, согласно психогенетической теории шизофрении, полагает, что оно может лежать в основе детского аутизма и/или шизофрении. Например, родитель выражает отчуждение и холодность, когда ребёнок приближается к нему, а затем, уже оттолкнув его, старается с ним сблизиться, выражая свою показную любовь. Тем самым ребёнок лишается возможности понять, какие модели поведения ему следует принять.

ДВОЙНОЙ СЛЕПОЙ МЕТОД

ДВОЙНОЙ СЛЕПОЙ МЕТОД - экспериментальная процедура, в которой ни испытуемый, ни исследователь не знают, что является основным аспектом эксперимента. Двойной слепой метод применяется с целью избежать появления эффектов предубеждения экспериментатора относительно изучаемой характеристики (эффекта Розенталя), а также устранить возможность исказить результаты эксперимента влияния знания испытуемым того, что от него требуется, и предотвратить появление феномена плацебо (предполагаемого участником эксперимента воздействия вещества, которое он принимает за лекарство, под влиянием самовнушения).

ДВОЙНОЙ СЛЕПОЙ ПЕРЕКРЁСТНЫЙ МЕТОД

ДВОЙНОЙ СЛЕПОЙ ПЕРЕКРЁСТНЫЙ МЕТОД - вариант двойного слепого метода, когда в середине эксперимента его условия неожиданно и без объяснений меняются на противоположные. Например, испытуемый переходит с приёма лекарства на плацебо и наоборот, о чём не знает также экспериментатор.

ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ

ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ - неодинаковость требований общественной сексуальной морали к мужчинам и женщинам: снисходительность к мужчинам и суровая требовательность к женщинам, допускающим отступления от общественной морали, - дискриминация женщин в сексуальном отношении. См. также Викторианизм.

ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ МЕТОД

ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ МЕТОД [лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных] - метод исследования, основанный на том, что ребенку предлагаются внешние средства, которые могут использоваться им для решения поставленной перед ним задачи. При этом материал самой задачи образует первый ряд стимулов, а дополнительные стимулы-средства - второй ряд, откуда и происходит название метода. По мысли Л.С. Выготского, разработавшего Д. с. м., он моделирует процесс формирования высших психических функций человека. С помощью Д. с. м. были получены данные, характеризующие этот процесс следующим образом. На начальном этапе формирования внешнее средство не улучшает результатов, достигаемых ребенком, поскольку он еще не в состоянии его использовать. На следующем этапе внешнее средство начинает все более значительно повышать результат выполнения действия. Это этап, определяемый как зона ближайшего развития соответствующего действия: оно уже может успешно выполняться ребенком в сотрудничестве со взрослым, снабжающим его внешними средствами, но еще не может успешно осуществляться им самостоятельно. В дальнейшем эффективность выполнения действия с использованием внешних средств, достигнув максимума, перестает расти, зато начинает все более повышаться эффективность его выполнения при отсутствии таких средств. Это происходит благодаря тому, что у ребенка формируются внутренние психологические средства, и внешние средства постепенно перестают быть необходимы. Описанная закономерность получила название «параллелограмма развития», поскольку график, на котором одна линия отражает успешность действия с использованием внешних средств, а другая - успешность действия без их использования, имеет вид параллелограмма (сначала эти линии расходятся, а затем снова сближаются). Впоследствии на основе Д. с. м. был разработан один из наиболее эффективных методов психологии развития - формирующий эксперимент, в ходе которого ребенку не просто предлагаются внешние средства, но и проводится целенаправленная работа, обеспечивающая их интериоризацию. А.Л.Венгер

ДВОЙНОЙ ФАКТОРНЫЙ МЕТОД

ДВОЙНОЙ ФАКТОРНЫЙ МЕТОД - процедура в факторном анализе, основанная на выделении сначала основного фактора, принимаемого за генеральный, а затем - других факторов, вторичных, объединяемых в кластеры.

ДВОЙНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

ДВОЙНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ - термин J Jensen (1868), обозначающий феномены "уже виденное", уже пережитое" и т.п.

ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ

ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ - аналогичная предыдущей ситуация, когда родитель адресует ребёнку противоположные, взаимоисключающие стимулы. Это могут делать и оба родителя, вступая в противоречие друг с другом. Предполагается, что эта ситуация может быть «шизофреногенной» (если исключить факт скрытой шизофрении родителей и тем или иным образом, влияние наследственной отягощённости). В действительности указанное отношение может способствовать, скорее, развитию конституциональной готовности к внутренней двойственности, свойственной тревожно-мнительной личности, когда индивид оказывается не готовым самостоятельно принимать решения. Что касается шизофрении, то существенная роль двойственного отношения в её развитии не доказана.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - расщепление психической сферы и личности в целом на 2 обычно противоположные сферы, одна из которых может осознаваться с ощущением её полного отчуждения (например, в виде обманов восприятия). Так, пациент чувствует свою раздвоенность в виде адекватных и одновременно с ними антагонистических побуждений что-то делать, но при этом он может вполне осознавать, что оба эти ряда побуждений принадлежат его собственному Я, либо одну из них он персонифицирует, рассмативает как некую самостоятельную и существующую во внешнем мире личность, или слышит «голоса», которые говорят обратное тому, что свойственно принимаемой за свою собственную идентичность. Расщепление нередко приводит не только к психической двойственности, но иногда и к появлению большего числа относительно автономных фрагментов психического, проявляющих свою активность в одно и то же время, при этом такая их активность может быть описана в терминах континуума, имеющего полярные точки и ряд промежуточных форм между ними. Например, одно Я «наблюдает», другое Я действует, третье Я комментирует сделанное. Термин не совсем точный в том плане, что он обозначает только субъективно осознаваемый результат более глубокого нарушения, а именно диссоциации личности на ряд относительно автономных функциональных структур. См. Гипоаутогнозия.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ФУНКЦИЙ КОНФЛИКТА

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ФУНКЦИЙ КОНФЛИКТА - неоднозначность влияния конфликта на оппонентов и их окружение, проявляющаяся в одновременном конструктивно-деструктивном воздействии, причем соотношение конструктивности и деструктивности всегда различно. В силу Д. ф. к. на протяжении всего времени изучения конфликтов наблюдаются противоположные т. зр. на роль конфликтов в жизни личности, социальных групп и общества в целом. Одни авторы делают акцент на положительном воздействии конфликтов, др. - на их деструктивности. Оценивая Д. ф. к., необходимо иметь в виду следующее. 1. Противоречивость результатов экспериментальных исследований высветила отсутствие четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов. Наличие таких критериев позволило бы получить, наряду с оценками характера отношений в коллективе, и прогноз их возможного развития. 2. Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной роли конфликта. Подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции. 3. Конструктивность и деструктивность конкретного конфликта зависят от многих факторов, прежде всего от его развития и результатов. Если в результате разрешения конфликта побеждает правая сторона или, еще лучше, - в выигрыше остаются обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным. В противоположном случае конфликт де структивен. 4. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития. Один и тот же конфликт м. б. деструктивен в одном отношении и конструктивен - в др., играть негативную роль на одном этапе развития и позитивную - на др. 5. Необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого - деструктивен. Если одна из сторон стремится устранить противоречие, то целью др. стороны м. б. сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства. В конфликте м. б. заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

ДВОЙСТВЕННЫЙ ВЫБОР

ДВОЙСТВЕННЫЙ ВЫБОР - обозначение ситуации принятия решения, в которой индивид должен выбирать одно из двух альтернативных решений. Часто такая ситуация чревата внутренним конфликтом между бессознательным (желанием) и рациональным, должным. См. Конфликт.

ДВС-СИНДРОМ

См. Синдром диссеменированного внутрисосудистого свертывания.

ДВУПОЛОСТЬ

ДВУПОЛОСТЬ - то же, что Гермафродитизм.

ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ

ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ - высказывание, которое в определенной ситуации можно понять двояко, в том числе в нежелательном для говорящего смысле. Нужно избегать этого, продумывая свои слова.

Ср. Вино разлили; Витя! Помоги Тане раздеться (о пришедшей гостье); «Как бы вам не попасть в беду с этим подозрительным делом» «Ничего! Думаю, что пронесет»; Ну, вы даете! (женщине, удивляясь ее успеху, каким-то способностям). В определенных случаях, ввиду многозначности слова или выражения, могут возникать нежелательные возможности двоякого понимания построенного высказывания, чего надо специально остерегаться. Ср., например, вопрос покупателя универмага продавцу: Скажите, где сидит ваш директор? на что тот ответил: А откуда вы узнали, что он сидит?

ДВУСТОРОННЯЯ ЭЛЕКТРОШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ

ДВУСТОРОННЯЯ ЭЛЕКТРОШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ (bilateral electroconvulsive therapy) - метод вызывания электрошока, когда по одному электроду прикрепляется к каждой из сторон лба и через весь головной мозг пропускается электрический ток определённой конфигурации, в результате чего возникает генерализованный эпилептический припадок.

ДЕ КЕРВЕНА БОЛЕЗНЬ

ДЕ КЕРВЕНА БОЛЕЗНЬ (теносиновит де Кервена, описан швейцарским хирургом F. de Quervain, 1868-1940; синонимы - защелкивающийся большой палец кисти врожденный, энергичный большой палец, фиброз сухожильного влагалища I пальца кисти) - стенозирующий тендовагинит, обусловленный воспалением синовиального влагалища сухожилия длинной отводящей мышцы и короткого сгибателя I пальца с его последующим фиброзом. Чаще болеют женщины, занимающиеся тяжелым ручным физическим трудом (дворничихи, прачки и пр.). Боль в области шиловидного отростка лучевой кости, распространяющаяся вдоль предплечья по направлению к I пальцу, в некоторых случаях имитирует остеоартроз I пястно-запястного сустава. Движения пальца болезненны. Характерно появление треска и усиление болей при отведении большого пальца, при этом движения сохранены в полном объеме. Лечение консервативное: ограничение нагрузки, иммобилизация пальца, нестероидные противовоспалительные средства, физиотерапия, местно используют глюкокортикоиды.

F. de Quervain. Uber eine Form von chronischer Tendovaginitis. Correspondenz-Blatt fUr Schweizer Aerzte, Basel, 1895; 25: 389-394.

ДЕ КЕРВЕНА СИНДРОМ

ДЕ КЕРВЕНА СИНДРОМ (тиреоидит де Кервена, описан F. de Quervain; синонимы - подострый тиреоидит, гранулематозный гигантоклеточный тиреоидит) - воспалительное заболевание щитовидной железы, по-видимому, вирусной этиологии. Обычно после перенесенной вирусной инфекции дыхательных путей внезапно возникают лихорадка или субфебрилитет и боль в области шеи, иррадиирующая в затылок, нижнюю челюсть, уши. В начале заболевания могут наблюдаться явления тиреотоксикоза за счет выделения гормонов из разрушенных тироцитов, при длительном течении у некоторых больных появляются клинические признаки гипотиреоза. Щитовидная железа увеличена (часто только правая доля), плотной консистенции, не спаяна с окружающими тканями, болезненна при пальпации. В начале заболевания обнаруживают лейкоцитоз, повышение СОЭ. В тиретоксической стадии обнаруживают высокий уровень Т3, Т4; ТТГ не определяется; в гипотиреоидной стадии уровни Т3 и Т4 снижены, уровень ТТГ повышен. Морфологически выявляют внутрифолликулярную инфильтрацию без некроза и образования гноя. Лечение: аспирин, в тяжелых случаях - глюкокортикоиды, при тиреотоксикозе - бета-адреноблокаторы, при гипотиреозе - небольшие дозы тиреоидных гормонов; по показаниям - оперативное вмешательство.

F. de Quervain. Uber acute, nichteitrige Thyroiditis. Archiv fUr klinische Chirurgie, Berlin, 1902; 67: 706-714.

ДЕ ЛАНГЕ СИНДРОМ

ДЕ ЛАНГЕ СИНДРОМ (de Lange, 1933) - редко встречающаяся и неоднородная в генетическом плане патология (с, предположительно, аутосомно-рецессивным или доминантным типом наследования, у части пациентов выявляются хромосомные аберрации). Дети рождаются недоношенными, с малой массой тела. Умственное недоразвитие выражено в разной степени (чаще это идиотия или имбецильность), оно сочетается со множественными пороками внутренних органов и строения тела (карликовость, микроцефалия, синдактилии или нехватка пальцев, пороки почек и мн.др.). Наблюдаются, кроме того, двигательные стереотипии, склонность к аутоагрессии, у четверти пациентов бывают эпилептические припадки. Дети имеют маскообразное лицо, они редко плачут и смеются. У некоторых носителей аномального рецессивного гена выявляются внешнее сходство с пациентами и признаки лёгкой умственной отсталости. Специфической терапии и эффективной профилактики заболевания ныне не существует. Синонимы: Синдром Корнелия де Ланге, Амстердамская карликовость, Амстердамский тип вырождения, Синдром Брахмана-де Ланге (Brachman, 1916).

ДЕ САНТИСА-КАКЬОНЕ БОЛЕЗНЬ

ДЕ САНТИСА-КАКЬОНЕ БОЛЕЗНЬ (de Sanctis, Caccione, 1932) - редкая форма олигофрении неустановленным типом генетической трансмиссии, при которой умственное недоразвитие вариирует от идиотии до дебильности. Характерными, кроме того, являются следующие признаки заболевания: 1. пигментная ксеродермия; 2. малый рост; 3. гипоплазия наружных половых органов; 4. неврологическая патология (рефлекторные и координаторные расстройства); 5. малые размеры турецкого седла; 6. нарушения порфиринового обмена и связанная с ними патология гипофиза и промежуточного мозга. Специфического лечения и эффективных методов профилактики болезни ныне не существует. Синоним: де Сантиса-Какьоне синдром.

ДЕ ТОНИ - ДЕБРЕ - ФАНКОНИ СИНДРОМ

ДЕ ТОНИ - ДЕБРЕ - ФАНКОНИ СИНДРОМ (описан педиатрами - итальянским G. De Toni, 1895-1973, французским R. Debre, 1882-1978, и швейцарским G. Fanconi, 1892-1979; cиноним - почечный канальцевый синдром Фанкони) - заболевание из группы тубулопатий, обусловленное нарушением обратного всасывания фосфора, аминокислот, углеводов и бикарбонатов в проксимальных канальцах почек. Выделяют два типа заболевания: I тип манифестирует в детском возрасте, II тип - у взрослых. Основные проявления: задержка роста, мышечная гипотония, гипотрофия, гипорефлексия, артериальная гипотензия, рецидивирующие инфекции. Позднее присоединяются жажда, полиурия, рахитоподобные изменения костной системы и спонтанные переломы. При биохимическом исследовании выявляют повышенную экскрецию аминокислот, фосфатов, глюкозы, бикарбонатов, гипокалиемию, метаболический ацидоз. При рентгенологическом исследовании обнаруживают остеопороз, искривление длинных трубчатых костей, деформации позвоночника. Морфологическое исследование показывает истончение проксимальных почечных канальцев, сочетающееся с общей дистрофией нефрона. Тип наследования - предположительно аутосомно-рецессивный для I типа и аутосомно-доминантный для II типа. Причиной синдрома могут также быть отравления токсическими веществами (салицилатами и др.), тяжелыми металлами (свинец, висмут, кадмий, ртуть), злокачественные новообразования (миелома, болезнь легких цепей, рак яичников, печени, легких, поджелудочной железы), лимфогранулематоз, некоторые заболевания почек, тяжелые ожоги и др. Лечение симптоматическое: коррекция ацидоза и уровня калия в крови и ортопедическое лечение при грубых костных деформациях.

G. de Toni. Remarks on the relation between renal rickets (renal dwarfism) and renal diabetes. Acta p?diatrica, Stockholm, 1933; 16: 479.

R. Debre, J. Marie, F. Cleret, Messimy. Rachitisme tardif coexistant avec une nephrite chronique et une glycosurie. Archives de medecine des enfants, Paris, 1934; 37: 597.

G. Fanconi. Der frUhinfantile nephrotischglykosurische Zwergwuchs mit Hypophosphatamischer Rachitis. Jahrbuch fUr Kinderheilkunde, Berlin, 1936; 147: 299.

ДЕ ФЕРЖАЛЬ ЛАСТЕНИ СИНДРОМ

ДЕ ФЕРЖАЛЬ ЛАСТЕНИ СИНДРОМ - тенденция искусственно вызывать у себя кровотечения или препятствовать их остановке, свойственная некоторыми психопатическим личностям. В результате может возникать гипохромная анемия. Название по имени героини романа Барбе д" Оревийн «Повесть без заглавия». Является, повидимому, одним из первых литературных описаний искусственного расстройства с физическими симптомами.

ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ

ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ (от лат. de - отрицательная приставка, греч. automates - самодействующий) - закономерное для навыка исчезновение его автоматизации под влиянием ряда деавтоматизирующих факторов: перерывов, эмоций, утомления, болезненного самочувствия, ускорения темпа работы и т. д. В результате Д. выполнение того или иного действия начинает требовать произвольного усилия.

ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ

ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ (де - приставка, означающая отделение, удаление, отмену, снижение; лат. aggressio - нападение, facere - делать) - 1. в психологии - процесс утраты агрессивности или результат такого процесса, вызванный переходом личности на более высокие уровни функционирования; 2. в психоанализе - результат гипотетической сублимации разрушительных примитивных импульсов в социально приемлемое русло. 2. в психопатологии - снижение уровня патологической агрессивности в силу снижения уровня эмоционального напряжения или под воздействием специальной терапии (нейролептики, психохирургическая операция), а также снижение уровня адекватной агрессивности под влиянием психического расстройства, в результате чего некоторые психиатрические пациенты становятся виктимными, невольно вызывающими на себя агрессию со стороны кого-то из окружающих.

ДЕАНОЛА АЦЕГЛУМАТ

ДЕАНОЛА АЦЕГЛУМАТ (Deanol aceglumate, Нооклерин) - лекарственный препарат из группы ноотропов, обладающий церебропротективным, антиастеническим, антидепрессивным и гепатопротективным эффектами действия. Ацеглумат деанола показан к применению при лечении астенических, астено-депрессивных состояний разного генеза, абстинентного, психоорганического и нейролептического синдромов, мнестико-интеллектуального снижения, невротических, психосоматических и неврозоподобных расстройств. Обычно препарат хорошо переносится, из побочных явлений терапии чаще отмечаются аллергические реакции. Не показан к применению при сверхчувствительности к нему.

ДЕАФФЕРЕНТАЦИЯ

Нарушение проведения сензорной импульсации по чувствительным волокнам в афферентном направлении, что ведет к отсутствию соответствующих ощущений и реакций при раздражении определенного участка тела.

Предыдущая страница Следующая страница