Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
КОФФКА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОФФКА

КОФФКА (Koffka) Курт (1886-1941) -немецко-американский психолог, специалист в области психологии развития, экспериментальной психологии, философии психологии, теоретической и общей психологии. Профессор ун-та Гессена (1911 - 1927); соучредитель и ред. журнала Psychologische Forschung (1921-1935), профессор Смит-Колледжа (1927-1941). Образование получил в Берлинском унте (д-р философии, 1909), один год провел в Эдинбурге, что подтолкнуло его заняться более реалистической наукой - психологией. Под руководством К. Штум-пфа в Берлинском ун-те написал дис. о восприятии музыкального ритма. Интерес Штумпфа к феноменологии восприятия подготовили К. к принятию идей Макса Вертгеймера о психологии гештальта. На К. так же оказал влияние Эренфельс, сформулировавший концепцию Gestaltqualitat. Смысл этой концепции в том, что звуки отличаются от изолированных тонов и что одиночный тон сам по себе не обладает свойством формы, но передает эту форму другому тону - таким образом возникает мелодия. К. всерьез занялся гештальтпсихологией после встречи с В. Келером в 1911 г., когда они оба были испытуемыми в эксперименте Вер-тгеймера, демонстрировавшего мнимое движение - фи-феномен. Вертгеймер, Келер и К., разрабатывая гештальтпсихо-логию, старались оградить психологию от элементаризма, сенсуализма и ассоциа-тивизма. Во время Первой мировой войны К. работал с больными афазией в Гес-сене, чтобы оценить потери слуха и слуховую локализацию. Свои исследования по гештальтпсихологии публиковал в ведущих психологических журналах того времени (1921 - 1922), утверждая, что гештальттеория - это больше, чем просто теория восприятия, это всеобъемлющий путь к пониманию психологии, если не всех вообще человеческих стремлений. Он изложил гипотезу узла Верт-геймера, чтобы связать ощущение со степенью сознательности.Он также связывал ощущение с воображением, различая моментальные впечатления и остаточные, т.е. те ощущения, которые сохраняются после воздействия и формируют часть нашей памяти. В 1921 г. К. публикует на немецком языке книгу (в 1924 г. вышла на английском: Growth of the Human Mind, была переведена на многие другие языки; репринтное издание в 1980 г.), в которой объединяет геш-тальтпсихологию и психологию развития и воспитания ребенка. Особое внимание в ней уделяется опыту и научению на ошибках. В целом К. подчеркивал взаимодействие врожденных способностей и условий окружающей среды, опираясь на теорию конвергенции В. Штерна. Книга содержит много практических примеров, иллюстрирующих физическое развитие детей, их моторное обучение и развитие способностей к формированию и восприятию идей, мыслительные процессы и память. В нескольких главах критикует бихевиоризм Уотсона, коннекционизм Торндайка и стадии развития Карла Бюлера. К. предполагал, что не существует ассоциаций, а есть только конфигурации. В 1932 г. был приглашен в СССР для проведения этнопсихологических исследований в Узбекистане (с А.Р. Лурия и др. советскими психологами). Однако, заболев, не смог закончить работу. Вернувшись в США, начал работать над книгой Принципы гештальтпсихологии (Principles of Gestalt Psychology, 1935), в которой представил теоретическую систему поведения человека. В книге обсуждается множество феноменов перцепции, которые относятся к 24 различным законам. Некоторые из них используются как основа при обсуждении рефлексов, эмоции Эго, общества и личности. Эта книга стала классикой психологической науки. В рус. пер. изданы: Основы психического развития, М.-Л., 1934; Восприятие: введение в гештальтпсихологию, в кн. Хрестоматия по ощущению и восприятию, М., 1975; О внимании, в кн.: Хрестоматия по вниманию, М., 1976. Л.А. Карпенко

В начало словаря