Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТЕО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТЕО")

ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО БАЛАНСА (СООТВЕТСТВИЯ)

ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО БАЛАНСА (СООТВЕТСТВИЯ) - теория формирования и изменения установок Ф. Хайдера.

ТЕОРИИ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ ЭМОЦИЙ

ТЕОРИИ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ ЭМОЦИЙ (cognitive appraisal theories of emotion) - теории, утверждающие, что эмоции есть результат интерпретации и объяснения человеком тех событий, на которые он реагирует, даже если в это время у него отсутствуют признаки какого бы то ни было физиологического возбуждения.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ - существующие в разных системах психологии учения о личности. Ныне становится преобладающей точка зрения, согласно которой теория личности является самостоятельным междисциплинарным направлением научного исследования. См. Персонология.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИИ МАЛЫХ ГРУПП

ТЕОРИИ МАЛЫХ ГРУПП (Primary group theory; Small group theory) - социально-психологические и социологические теории, предметом которых являются место и функции малых групп в системе социального организма, их специфика как элементов социальной структуры. Малые группы рассматриваются как самостоятельные субъекты общественных отношений, как уровень первичной социальности или первичной социальной структуры и как социальная микросреда личности. Различают: совокупность теорий «группового поведения»; концепции «групповой динамики»; представления о формально-неинституциональных участниках социально-политического процесса. В рамках Т. м. г. были исследованы основные закономерности внутригрупповых и межличностных конфликтов.

ТЕОРИИ СОГЛАСОВАННОСТИ

ТЕОРИИ СОГЛАСОВАННОСТИ (греч. theoria) - общее название теорий изменения отношений, в которых утверждается, что люди стремятся к согласованности своих убеждений и действий. Если такая согласованность отсутствует, то возникает дискомфорт (диссонанс), побуждающий индивида менять свои убеждения и/или действия. Нередко изменяются именно последние, это делает более понятным выражение «человек строит себя своими поступками».

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ - 1. логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее естественные закономерности развития природы, человека и общества; 2. система обобщённых положений той или иной области знания или деятельности; 3. совокупность научных положений, образующих основу учения о чём-либо; 4. отвлечённые знания, не опирающиеся на опыт, практику; 5. связный набор формальных выражений, который даёт полную и последовательную характеристику чётко определённой области исследования с объяснением всех сопутствующих фактов и эмпирических данных. Такая теория в идеале понимается как начало с индуктивным выводом набора примитивных терминов и аксиом. Эти аксиомы затем используются для дедуктивного выведения теорем, которые затем проверяются на истинность, способность охватить или объяснить известные факты и, как некоторые надеются, способность предсказывать существование или возникновение новых явлений, наличие которых в действительности ещё не зарегистрировано. Такие теории даже в более разработанных естественных науках являются достаточно редкими, что же касается психологии, которая изобилует разного рода «теориями», то последние находятся лишь на разных стадиях своего становления. Столь же преждевременно говорить о существовании всесторонне разработанной, законченной теории психопатологии.

* * *

система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление - систему или ее элементов, функций. В психологии известны теории бихевиоризма, фрейдизма, когнитивные теории, гештальттеория и т.д. Критерии научной теории в психологии: относительно завершенная логическая структура (принципы, категории, понятия и др.), наличие теоретических конструктов (концепций, положений, гипотез и др.), наличие положений, доказательств, соединяющих эти конструкты с имеющимися фактами, другими теориями.

* * *

(от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - в широком смысле: комплекс представлений и идей, направленных на истолкование и объяснение какого-л. явления; в более узком и специальном смысле: высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной Т. В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты Т. 1. Исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, полученных в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения. 2. Исходную теоретическую основу - множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов Т., в своей совокупности описывающих идеализированный объект Т. 3. Логику Т. - множество допустимых в рамках Т. правил логического вывода и доказательства. 4. Совокупность выведенных в Т. утверждений с их доказательствами (В. С. Швырев, 2001). Т. отличается от концепции тем, что утверждения, составляющие Т., подтверждены практикой. Скорее всего, рано утверждать, что разработаны общие Т. конфликтов не только в отечественной, но и в известной нам зарубежной конфликтологии.

ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ДОВЕРИЯ

ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ДОВЕРИЯ (theory of automatic believing) - теория Джилберта, согласно которой люди сначала верят тому, что они видят и слышат. Затем они начинают оценивать, истинно или нет в действительности то, что они услышали или увидели и, если чувствуют в этом необходимость, отвергают, «не принимают» эту информацию. Вторая и третья части этого процесса (когда оценивают и не принимают) требуют времени и усилий. Если люди утомлены или чем-то озабочены, именно это фрагменты умственной деятельности становятся трудноосуществимыми, и тем самым повышается вероятность того, что люди примут ложную информацию за истинную. Фактически сказанное можно рассматривать как одну из теорий генезиса внушаемости.

ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ - научное направление, изучающее принцип построения системы автоматического управления (САУ). Т. а. у. составляет одну из частей общей теории управления. Цель Т. а. у.- построение работоспособных и точных САУ. Простейшая и наиболее распространенная частная задача управления - поддержание заданных законов изменения во времени параметров объекта (регулирования). Более сложные задачи ставятся в адаптивных системах, где решаются вопросы самонастройки, самоорганизации или самоприспособления. Методами Т. а. у. осуществляют анализ и синтез САУ. В задачу анализа входит выяснение работоспособности и точности САУ и характерных особенностей процессов, протекающих в ней. Необходимое условие работоспособности САУ - ее устойчивость, для анализа которой разработаны специальные критерии. Основная задача синтеза - построение такой САУ, которая выполняла бы заданную цель при требуемом качестве. В инженерной психологии Т. а. у. применяется для исследования и описания деятельности оператора, работающего в режиме слежения (см. Модель слежения). Эти модели исторически были первыми математическими моделями операторской деятельности.

ТЕОРИЯ АГРЕССИВНОСТИ ФРУСТРАЦИОННАЯ

ТЕОРИЯ АГРЕССИВНОСТИ ФРУСТРАЦИОННАЯ -

научно-психологические взгляды на агрессию не как на автоматически возникающее в недрах организмах влечение, а как следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенеправленных действий субьекта. Согласно данной теории агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

ТЕОРИЯ АДАПТАЦИОННО-ТРОФИЧЕСКАЯ ОРБЕЛИ

ТЕОРИЯ АДАПТАЦИОННО-ТРОФИЧЕСКАЯ ОРБЕЛИ - Теория, объясняющая механизмы адаптации живого организма к определенному виду деятельности посредством регулирующих влияний симпатической части вегетативной нервной системы. Разработана отечественным физиологом Л.А. Орбели (1882-1958).

ТЕОРИЯ АККОМОДАЦИИ ГЕЛЬМГОЛЬЦА

ТЕОРИЯ АККОМОДАЦИИ ГЕЛЬМГОЛЬЦА - Теория физиологического механизма аккомодации глаза, согласно которой при сокращении ресничной мышцы происходит расслабление ресничного пояска (цинновой связки) и увеличивается кривизна хрусталика. Разработал немецкий физиолог H. Helmholtz (1821-1894).

ТЕОРИЯ АТРИБУЦИИ

ТЕОРИЯ АТРИБУЦИИ (греч. theoria - наблюдение, исследование; лат. atributio - приписывание) - общее направление в социальной психологии, идущее от гештальтпсихологии и изучающее проблемы социального восприятия (восприятия одним человеком другого). Акт атрибуции - это приписывание или наделение индивидом какими-то характеристиками (чертами, мотивами, эмоциями и т.п.) как самого себя, так и любого другого человека. Современная теория атрибуции происходит из положений каузальной атрибуции Хайдера и нацелена на понимание того, каким образом люди приписывают упомянутые характеристики. Теория основана на предположении о том, что в начале индивид наблюдает чьё-то поведение, потом посредством имеющейся у него определённой когнитивной структуры делает логический вывод о вероятной мотивации такого поведения, а затем приписывает этому поведению некие скрытые мотивы человека, если возникает необходимость согласовать свои наблюдения этого поведения и собственные выводы. Другими словами, фактически индивид всё это делает для того, чтобы сохранить свою когнитивную структуру по возможности в неизменном виде. Данная теория, с позиций психопатологии, представляет скорее образец когнитивного стиля параноика. Именно параноик приписывает другим людями определённые мотивы поведения, исходя из ложного убеждения, которое он не желает менять ни при каких обстоятельствах. Более того, теория содержит слишком сильное утверждение, согласно которому люди в большинстве своём являются скрытыми, потенциальными или актуальными параноиками.

ТЕОРИЯ БЕРА

Отражает представление о патогенезе застойного диска зрительного нерва, согласно которой в норме водянистая тканевая жидкость глаза по этому нерву перемещается в субарахноидальное пространство полости черепа. При внутричерепной гипертензии возникает затруднение, а затем и блокада ее передвижения, главным образом у места выхода нерва через костное отверстие (зрительный канал), что и является причиной межфасцикулярного отека зрительно нерва и его диска. Автор теории - немецкий офтальмолог Behr.

ТЕОРИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ

ТЕОРИЯ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ - теория, согласно которой «лидер» в обществе обязан своим социальным положением своим характером, личными качествами. Для этой теории, при поверхностном отношении к истории, имеется немало оснований, но, с другой стороны, великие люди появляются каждый в своё время, когда созревает та или иная тенденция исторического развития. Против теории великих людей энергично выступал, в частности, Л.Н.Толстой в романе «Война и мир».

ТЕОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСХОДОВ (Д. ТИБО, Г. КЕЛЛИ)

ТЕОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСХОДОВ (Д. ТИБО, Г. КЕЛЛИ) -

бихевиористская теория о диадическом взаимодействии людей. Ее суть. Всякое межличностное отношение - это взаимодействие. Стабильность отношений зависит от того насколько участники диады взаимно выгадывают от него, насколько "вознаграждение" (материальные выгоды, повышение статуса, расширение властных полномочий и др.) каждого в данной диаде отношений больше потерь (издержек). Сходство людей само по себе - вознаграждение, так как дает возможность эмпатии, выражения своего Я, своих ценностей. Чем выше дистантность между личностями, тем большими должны быть усилия, издержки для поддержания отношений, тем менее вероятно образование диады. Чем выше комплементарность (ситуация, когда взаимное вознаграждение достигается с минимальными затратами, издержками для каждого), тем выше вероятность образования устойчивой диады. Несовместимые, соперничащие тенденции увеличивают издержки (раздражение, смущение, тревога и др.). Личность, вступая в диадическое взаимодействие, оценивает его исход, привлекательность, опираясь на собственный опыт и исходя из имеющихся у нее альтернатив. Основная идея т.в.и. проста и понятна: выбирая между альтернативами в системе межличностных отношений личность всегда стремится к более благоприятной из них, удовлетворяя свои актуализированные потребности. Для анализа этого процесса используется матрица исходов.

ТЕОРИЯ ВОРОТНОГО КОНТРОЛЯ

ТЕОРИЯ ВОРОТНОГО КОНТРОЛЯ - Воздействие болевого импульса на клетки задних рогов спинного мозга (Т-клетки) контролируется клеточными структурами студенистого вещества задних рогов, которые получают информацию от аксонов первых чувствительных нейронов по отходящим от них коллатералям. При этом, если эти аксоны представлены А-гамма волокнами, идущая по ним импульсация возбуждает клетки студенистого вещества, если же импульсы проходят по С-волокнам, то тормозят эти клетки. Возбужденные клетки студенистого вещества оказывают тормозное (антиноцицептивное) влияние на Т-клетки задних рогов спинного мозга. Теорию предложили в 1965 г. английские физиологи R. Melzack и P. Wall.

ТЕОРИЯ ГАРДНЕРА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ

В периоде онтогенеза проявляется недостаточность раскрытия срединного отверстия IV мозгового желудочка (отверстия Мажанди) и возникающее в связи с этим повышенное давление в желудочковой системе мозга. В последующем это способствует дренажу в норме редуцированного центрального канала спинного мозга и развитию гидромиелии (см.), сопровождающейся дегенеративными изменениями (глиозом) в прилежащем к расширенному центральному каналу сером веществе. Проявляется чаще на шейном и верхнегрудном уровнях, обычно во втором-третьем десятилетиях жизни у людей с дизрафическим статусом. Проявляется клинической картиной сирингомиелии. Возможная причина сирингомиелии (см). Характерны нарушения чувствительности по сегментарному типу, вегетативные и трофические расстройства. Теорию предложил английский нейрохирург Gardner.

ТЕОРИЯ ГРАФОВ

ТЕОРИЯ ГРАФОВ - область математики, предметом исследования которой являются геометрические схемы (графы), состоящие из линий, некоторым образом соединяющих определенные точки. Геометрическая наглядность сочетается в Т. г. с математической содержательностью и позволяет обходиться без громоздкого аппарата. Примером графа может служить схема, изображающая взаимодействия в трудовом коллективе (напр., социограмма). Членам коллектива соответствуют точки (вершины графа). Отрезки, соединяющие между собой некоторые точки, называются ребрами графа. Они показывают пары участков, взаимодействующих между собой в трудовом процессе. Граф, на котором указано направление каждого ребра, называется ориентированным. Граф является математической моделью той или иной структуры. Т. г. широко применяется в различных отраслях науки. В психологии вообще и инженерной в частности Т. г. применяется: для описания и анализа потоков информации в системах контроля и управления; для описания и анализа организационной структуры трудового коллектива - формальной и неформальной; для описания и анализа того, как человеческий мозг отражает внешний мир и самого себя и преобразует их своими действиями; для описания памяти специалиста, принимающего решения о последовательности действий, необходимых для управления; для изображения логических особенностей знаний и научения, умения решать задачи; для изображения и оценки массовых коммуникаций (Г. В. Суходольский).

ТЕОРИЯ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ В. БЕНИСА, Г. ШЕПАРДА

ТЕОРИЯ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ В. БЕНИСА, Г. ШЕПАРДА -

теоретические взгляды на процессы, происходящие в Т-группах (группы тренинга человеческих отношений, группы самоанализа численностью 7 -15 человек), в основе которых лежит групповая дискуссия имеющая цель - повышение социально-психологической компетенции личности в отношении собственных мотивов, фрустраций, переживаний, возможностей в межличностных отношениях и т.д. Теория разработана на основе наблюдений практики функционирования Т-групп: выделение лидера, борьба за лидерство, выделение различных точек зрения и т.д.

ТЕОРИЯ ДВУХ ФАКТОРОВ Ч. СПИРМЕНА

ТЕОРИЯ ДВУХ ФАКТОРОВ Ч. СПИРМЕНА -

теория, согласно которой успех (или неуспех) каждого вида деятельности обусловлен двумя группами факторов: общим для всех видов деятельности (общими способностями) и специальным, необходимым только для данного вида деятельности (специальными способностями).

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ - специальная социально-психологическая теория внутригрупповой активности, складывающаяся как результат дальнейшего развития и углубления стратометрической концепции. В ее основе лежит принцип деятельностного опосредования - представление о том, что в группе межличностные отношения опосредствуются социально значимой деятельностью этой группы. Группа как субъект совместной деятельности осуществляет свою цель в конкретном предмете и тем самым себя изменяет, преобразуя межличностные отношения. Характер и направления этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности и социальной ценности самой деятельности.

ТЕОРИЯ ДОМИНАНТЫ А.А. УХТОМСКОГО

ТЕОРИЯ ДОМИНАНТЫ А.А. УХТОМСКОГО -

теория, рассматривающая целенаправленное поведение человека, его деятельность как результат активности доминанты - временно господствующей рефлекторной системы, очага возбуждения, обусловливающего работу всей высшей нервной деятельности в данный момент времени.

ТЕОРИЯ ЗАСЛУЖЕННОЙ РЕПУТАЦИИ

ТЕОРИЯ ЗАСЛУЖЕННОЙ РЕПУТАЦИИ - теория, объясняющая возникновение социальных предубеждений.

ТЕОРИЯ ИГР

ТЕОРИЯ ИГР - область математики, изучающая абстрактные модели конфликтных ситуаций. Под конфликтной понимается ситуация (игра), в которой участвуют по крайней мере два игрока (лица, коллективы, управляющие системы), стремящиеся по некоторым определенным в игре правилам обеспечить себе максимальный выигрыш. Интересы игроков полностью или частично противоречивы, т. е. всякое улучшение положения одного игрока ухудшает положение другого. Если в игре участвуют две стороны (игрока), она называется парной, если больше двух - множественной. В последнем случае участники в ходе игры могут объединяться в коалиции с общими интересами, в результате чего игра превращается в парную. Такие игры имеют наибольшее практическое значение. Простейшей схемой Т. и. является конечная игра двух лиц с нулевой суммой. При этом каждый игрок независимо от другого выбирает одну из конечного числа возможностей. Каждой паре выбранных возможностей соответствует некоторый выигрыш одного игрока, равный проигрышу другого, т. е. сумма выигрышей обоих игроков равна нулю. Цель Т. и. заключается в выработке рекомендаций для определения оптимальной стратегии каждого из участников игры. Оптимальная стратегия игры - это такая стратегия, которая при многократном повторении игры обеспечивает ему максимально возможный средний выигрыш (или минимально возможный средний проигрыш), В Т. и. не учитываются элементы риска, просчеты и ошибки каждого из игроков, возможные в реальной стратегии. Все рекомендации вырабатываются в предположения, что противник является разумным и делает все для того, чтобы помешать др. игроку добиться своей цели. Поэтому в психологии Т. и. применяются в основном как вспомогательный инструмент описания формальной структуры бихевиоральных экспериментов.

ТЕОРИЯ ИМПЛИЦИТНАЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

ТЕОРИЯ ИМПЛИЦИТНАЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ - это фрагмент образа мира, моделирующий образ конфликта в терминах когнитивных представлений о нем, субъективного отношения и возможного поведенческого репертуара. У людей существуют неявные, скрытые допущения, которые детерминируют выбор стратегии поведения в конфликте. Эти неясные допущения составляют основу Т. и. м. к. Элементы Т. и. м. к. - Образ Я, Образ Другого, Образ взаимодействия между Я и Другим. Типы Т. и. м. к.: 1) атакующая, агрессивная; 2) эгоцентричная; 3) страдательная; 4) сотрудничающая; 5) манипулятивная. Т. и. м. к. находят свое проявление в поведении личности, т. е. обладают поведенческой валидностью (М. В. Кишко, 2003).

ТЕОРИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

ТЕОРИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ -

теория мотивации (H. Peak, 1955, V. Vroom, 1964 и др.) утверждающая, что установка человека есть функция от (1) инструментальности, или значения, данных обстоятельств для достижения цели, к которой стремится субьект, и (2) удовлетворения, которое он получает от достижения цели, что в конечном счете зависит от мотивации.

ТЕОРИЯ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРЕХМЕРНАЯ В. ШУТЦА (ТЕОРИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ)

ТЕОРИЯ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРЕХМЕРНАЯ В. ШУТЦА (ТЕОРИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ) -

теоретические взгляды психоаналитической ориентации суть которых выражена в четырех постулатах и ряде теорем. Постулат первый: в человеке существует три межличностных потребности - потребность быть включенным в группу, потребность в контроле, внешней регуляции своего поведения (варируется от дисциплинированности до недисциплинированности), потребность в любви. Постулат второй: раннее детство играет определяющую роль в развитии личности, предопределяя и характер включенности ее в социальные отношения на протяжении всей жизни. Постулат третий: психическая совместимость между людьми выступает мощным фактором эффективности совместной деятельности. В. Шутц разработал шкалы и формулы подсчета совместимости людей, вычисляется шестнадцать индексов совместимости. Четвертый постулат: каждая группа в своем развитии проходит этап включения, контроля, любви. Теоремы данной теории близки к положениям здравого смысла.

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ - наука, изучающая свойства, количественные характеристики и методы кодирования информации. В основе Т. и. лежит определенный способ измерения количества информации, содержащейся в какихлибо данных (сообщениях). Наиболее развита статистическая Т. и., где сообщения рассматриваются как случайные процессы. В Т. и. устанавливается связь между количеством информации, содержащейся в сообщении, и необходимой длиной кода, способного передать это сообщение с заданной надежностью при заданном уровне помех. Т. и. широко используется в кибернетике и теории связи для определения пропускной способности канала связи, оптимального кодирования информации, отыскания оптимальных в смысле скорости и надежности способов передачи информации. Методы Т. и. применяются в инженерной психологии при решении ряда задач. Во-первых, количество перерабатываемой информации может служить мерой сложности работы оператора, следовательно, такой способ позволяет сравнивать между собой различные виды операторской деятельности. Во-вторых, зная количество информации, можно оценить время, которое затрачивает оператор на переработку этой операции, поскольку между ними в ряде случаев существа информации позволяет согласовать скорость ее поступления с психофизиологическими возможностями оператора по ее приему и переработке, т. е. с его пропускной способностью. В-четвертых, методы Т. и. могут применяться для определения количества информации, необходимой и достаточной оператору для организации процесса управления.

ТЕОРИЯ КЛОАКИ

ТЕОРИЯ КЛОАКИ - детская «теория» о том, что люди рождаются через задний проход. Психоаналитики извлекают из этого недоразумения полезные для своих конструкций выводы, но, следовало бы подчеркнуть, что такие детские представления практически никак не проявляют себя в психопатологии, что может означать, что они эфемерны, случайны, и им в психоанализе придаётся несоразмерно большое значение.

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА - теория изменения и формирования установок Л. Фестингера.

* * *

социально-психологическая теория (Л. Фестингер), обьясняющая "нелогичное" поведение человека в ситуациях наличия противоречивой информации об одном обьекте, предмете, человеке. От возникающего при этом диссонанса, дискомфорта человек избавляется с помощью защитных психических механизмов, бессознательно забывая или видоизменяя противоречивую информацию до уровня, обеспечивающего снижение психического напряжения.

* * *

(от греч. theoria - исследование, англ. cognition - знание и dissonance - несоответствие) - когнитивная теория Л. Фестингера, объясняющая особенности мотивационных процессов. В ней логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта - за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В Т. к. д. считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который м. б. разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний. Были сформулированы следующие положения: между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс; существование диссонанса ведет к стремлению его редуцировать или воспрепятствовать его усилению; проявление этого стремления включает или изменение поведения, или изменение знаний, или селекцию информации. Выделено пять областей, где важную роль может играть редукция когнитивного дисбаланса: конфликт после принятия решения, вынужденный поступок, селекция информации, несогласие с убеждениями социальной группы, неожидавшиеся результаты действий.

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ -

теория когнитивной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд), обьясняющая процесс преодоления несбалансированного, дисгармоничного состояния когнитивных структур имманентно, спонтанно присущей человеческой психике способностью вновь восстанавливать внутреннее соответсвие, гармонию когнитивных структур за счет изменения отношения к сравниваемым обьектам, лицам. Т.к.с. экспериментально-практически ставит проблему о соотношении логичного и алогичного в поведении человека: внутренняя психическая гармония достигается и за счет алогичности.

ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ Т. НЬЮКОМА

ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ Т. НЬЮКОМА -

когнитивная теория центральный тезис которой можно сформулировать так: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какие-то отношения к третьему (лицу или обьекту), у них возникает потребность развить сходные отношения к этому третьему. Этим механизмом т.к.а. обьясняет как в группе возникает единство, сплоченность, как возникает общность взглядов между людьми.

ТЕОРИЯ КОНГЕЙМА

Опухоли, в том числе опухоли мозга, возникают вследствие дезэмбриогенеза, они образуются из персистирующих или дистопических зародышевых зачатков. Создал Cohnheim.

ТЕОРИЯ КОНГРУЭНТНОСТИ (БАЛАНСА) Ч. ОСГУДА И П. ТАННЕНБАУМА

ТЕОРИЯ КОНГРУЭНТНОСТИ (БАЛАНСА) Ч. ОСГУДА И П. ТАННЕНБАУМА -

когнитивная теория обьясняющая изменение отношения (аттитюда) у личности под влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум обьектам, явлениям, например к двум противоречивым источникам информации. Данное отношение измеряемо (использовался метод семантического дифференциала). Чаще всего областью практического применения теории является обьласть массовых коммуникаций. В отличие от теорий Хайдера и Ньюкома т.к. для прогноза дисбалансных состояний индивидов исходит из предположений: 1. дисбаланс в структуре Р (реципиент) - К(коммуникатор) - О(обьект, информация о нем) зависит не только от валентности, знака отношения, но и от его интенсивности, различная степень которой может привести к неконгруэнтности; 2. восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака, валентности отношения, но и его интенсивности. Существуют количественные методы оценки изменений этих отношений. Теория проверена экспериментально на примере восприятия различных, противоречивых источников информации.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА ВНИМАНИЯ

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА ВНИМАНИЯ - теория Р. Бэрона, объясняющая возникновение «эффектов аудитории».

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ -

теория отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), уделяющая особое внимание фило и онтогенезу психики, процессу интереоризации и экстериоризации, социализации, развитию личности, исследованию соотношения "натуральных" и "культурных" психических функций.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (culture-value theory) - теория, согласно которой в одних культурах относительно чаще будет проявляться сдвиг поведения в сторону риска неудачи, в то время как в других - в сторону осторожности и сохранения имеющихся ценностей.

ТЕОРИЯ ЛЕШЛИ

ТЕОРИЯ ЛЕШЛИ - Теория, согласно которой каждая двигательная реакция включает два процесса: начало двигательного акта и цепь нервных процессов, регулирующих последовательность включения и темп совершаемого активного перемещения части тела в пространстве. Разработал американский нейрофизиолог K.S. Lashley.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АДЛЕРА

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АДЛЕРА -

система взглядов на личность психоаналитической ориентации австрийского психолога А. Адлера - создателя школы индивидуальной психологии. Одним из источников развития личности Адлер рассматривал комплекс неполноценности, который возникает в детские годы. Сильная выраженность комплекса - затрудняет развитие личности, более умеренная - побуждает к нему. По выводам А. Адлера почти у всех выдающихся людей были препятствия в начале жизни, которые они преодолели в борьбе. При этом не исключается роль и значимость агрессии, борьбы за власть как фактора развития людей. Жизненные цели человека формируются в раннем детстве и остаются в значительной степени бессознательными. Расхождение между сознательными и бессознательными целями характерно для невротиков. Основными потребностями личности являются ее связи с окружающими, прежде всего работа, дружба, любовь. Адлер признавал особую роль детства в развитии человека. Так по его мнению наиболее значительные враги человечества в детстве пережили отвержение в семье, окружающими, с ними плохо обращались. Многие привлекательные мужчины и женщины не могут избавиться от детстких чувств неуклюжести и т.д. Согласно т.л.А. основными движущими силами развития личности являются стремление к успеху, превосходству, чувство общности с другими.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АМОСОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ МАСЛОУ

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ МАСЛОУ -

система взглядов на личность американского психолога А. Маслоу - одного из основателей гуманистической психологии. В центре концепции Маслоу - самоактуализирующаяся личность (это не обычный человек, которому что-то добавили, а обычный человек, у которого ничего не отняли). Признаки самоактуализирующейся личности: 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней; 2) принятие себя, других, природу как они есть; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче, а не на себе; 5) некоторая автономность, потребность в уединении; 6) личная автономия, относительная независимость от культуры, среды; 7) чувство нового, постоянная свежесть оценок; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими; 1О) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и цели, добра и зла; 13) философское, неврожденное чувство юмора; 14) самоактуализирующееся творчество; 15) сопротивление раскультурыванию. В концепции личности Маслоу особое место занимает понимание им структуры потребностей человека. Фундаментальными потребностями согласно данной теории являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлеждности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижележащих потребностей актуализируется более высокая, в силу этого неудовольствию, жалобам не может быть конца (К. Маркс в свое время сформулировал это как закон возвышающихся потребностей). Сильные потребности пронизывают мышление, восприятие так, что человек все сознает и воспринимает через эти потребности.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ОЛПОРТА

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ОЛПОРТА -

системная теория личности, особое внимание уделяющая характерологическим, личностным чертам (их по мнению Г. Олпорта от 5 до 18 тысяч), которые рассматриваются как система, комплекс предрасположенностей к определенным реакциям в конкретных ситуациях. Ядром личности как системы является ее "Я", стремление личности к самореализации, самоактуализации.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РАЙХА

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РАЙХА -

система взглядов на личность психоаналитической ориентации. Согласно этой теории существует фундаментальная жизненная энергия - своеобразная биологическая сила, либидо - конкретное проявление этой силы. Каждая личность стремится к защите от разрушения своего Я, порой в силу этого чрезмерно "зажимаясь", закрываясь. Освобождение личности от "зажатости" (распускание защитного панцыря - основного препятствия для оптимального развития человека) достигается специальными психоаналитическими процедурами - отработкой жестов, движений, поз и т.д. Райх считал психоанализ революционной наукой, которая дополняет марксову критику буржуазных экономических отношений критикой буржуазной морали, основанной на подавлении инстинктов, прежде всего сексуальных. Позднее Райх пришел к отрицанию идеологии коммунизма, социализма, полагая что ей не соответствует природа человека; он стал называть себя индивидуалистом.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РОДЖЕРСА

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РОДЖЕРСА -

теоретические взгляды на личность одного из отцов гуманистической психологии Карла Роджерса, который свое кредо высказал так: "У меня не вызывает симпатии преобладающее представление, что человек фундаментально иррационален, и следовательно его импульсы, если их не контролировать, приведут к деструкции себя и других. Поведение человека тонко - рационально, движимо с тонкой и упорядоченной сложностью к целям, которые его организм пытается достичь. Трагедия большинства из нас состоит в том, что наши защиты не дают нам сознавать эту рациональность, так что сознанием мы движемся в одном направлении, в то время как организмически - в другом" (цит. по: Дж. Фейдимен, Р.Фрейгер. Личность и личностный рост. Т.1, М.: 1985, с.311). Т.л.Р. исходит из того, что принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть, - источник душевного здоровья. Роджерс полагает, что в каждом из нас присутствует стремление стать компетентным, способным, самоактуализирующимся человеком настолько, насколько это возможно для нас биологически. Для ребенка, взрослого человека особой потребностью являются любовь, позитивное внимание. Обучение, как впихивание информации в человека, не может быть полезно: люди должны решатиь сами с помощью других что и как им надо учить. Полно живущая, оптимально функционирующая личность характеризуется: открытостью к опыту, жизнью в настоящем, полной реализацией каждого текущего момента, доверием к собственным внутренним побуждениям. Жить так - это жить "хорошей жизнью", постоянно находиться в процессе самоактуализации.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕНСА

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕНСА -

бихевиористская теория личности (развитие концепции Л. Халла), согласно которой сила, эффективность реакций субьекта зависит от потенциала возбуждения. Этот потенциал в свою очередь зависит от двух главных факторов: от силы, прочности навыка и от силы побуждения (мотива, эмоции), что может быть выражено при помощи простого уравнения: Е = Н х D (где Е - потенциал реакции субьекта, Н - сила, прочность навыка, D - уровень побуждения, сила влечения). Согласно этому уравнению (хотя в теории К.Спенса учитывается гораздо больше факторов), когда возрастает D, увеличивается и Е. Из этой формулы видно, что сильное эмоциональное, мотивационное возбуждение может быть связано как с высокой, так и низкой силой, эффективностью реакции субьекта. Данные зависимости в психологической литературе нередко называются законами Спенса. Результаты, полученные в многочисленных экспериментах подтвердили в определенных условиях правоту Спенса, некоторые же - закон Ийеркса-Додсона (закон оптиума мотивации).

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ФРЕЙДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ХАЛЛА

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ХАЛЛА -

теоретические взгляды на личность американского психолога-бихевиориста Л. Халла, включающие в себя 17 постулатов и 133 производных теорем, связанных с развитием бихевиористских взглядов Е.Торндайка. Т.л.Х. постулирует два определяющих поведение человека компонента - мотивационный и ассоциативный. Мотивационный компонент осуществляет энергетическую функцию и представляет собой взаимодействие силы влечения (D) и привлекательности обьекта (К). Ассоциативный компонент определяет соответствие реакции субьекта наличным внутренним и внешним условиям (стимулам) (sHr). Произведение обоих компонентов и определяет тенденцию поведения (sEr) - вектор, обьединяющий силу и направление (reacton - evocation - potencial). sEr = f(sHr x D x K).

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНГА

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНГА -

система взглядов на личность швейцарского психолога К.Юнга психоаналитической ориентации, для которого предметом особого анализа стали высшие человеческие достижения, устремления. Одно из центральных понятий т.л.Ю. "индивидуализация" - процесс развития человека, включающий установление связей между эго - центром сознания и самостью - центром души. Основными психическими функциями личности по данной теории являются - ощущение, мышление, чувствование, интуиция, которые у каждого конкретного человека развиты неравномерно. Содержание каждой личности определено коллективным бессознательным - архитипами (см.). Главными структурными компонентами личности являются: эго, персона (каким личность представляет себя миру), тень (центр бессознательного, вытесненного из сознания), анима (сексуальные влечения у мужчин) или анимус (сексуальные влечения у женщин), самость (целостное единство сознательного и бессознательного). Личность человека робладает способностью к саморазвитию. Познание личности возможно посредством анализа ее снов, символик и т.д.

ТЕОРИЯ ЛОМБРОЗО

ТЕОРИЯ ЛОМБРОЗО - биологическая теория преступности, согласно которой «преступные типы» личности являются врождёнными, унаследованными и что они могут быть выделены посредством изучения формы головы. Фактически теория Ломбозо суть приложение давно забытой френологии Галля к пониманию природы анормального социального поведения. Сторонниками теории Ломброзо были, как известно, нацисты, которые публиковали фотографии специально отобранных узников концлагерей.

ТЕОРИЯ МАЛЬТУСА

ТЕОРИЯ МАЛЬТУСА - теория Т.Мальтуса (1778-1834), согласно которой рождаемость любого вида возрастает в геометрической прогрессии, в то время как обеспечение продовольствием растёт только в арифметической прогрессии, то есть значительно медленнее. Война, эпидемия, голод и чума - естественные и наиболее вероятные, по Мальтусу, средства контроля рождаемости и размера семьи.

ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - раздел теории вероятностей, изучающей потоки требований на обслуживание, поступающие в системы обслуживания и выходящие из них, длительности ожидания и длины очередей и т. п. Целью исследований в Т. м. о. является рациональный выбор структуры системы обслуживания и процесса обслуживания. В окружающей нас действительности многие реально протекающие процессы обслуживания на транспорте, в торговле, медицине, связи и т. п. можно изучать, исходя из соответствующих им моделей обслуживания. В ряде случаев с их помощью можно исследовать и деятельность оператора в системе управления. Это особенно характерно для тех систем, в которых деятельность оператора происходит в условиях поступающего к нему потока сигналов, подлежащих соответствующей обработке. В таких системах поток сигналов интерпретируется как входящий поток требований, деятельность оператора - как процесс обслуживания, а сам он представляется в качестве обслуживающего аппарата в системе массового обслуживания.

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ - раздел математики, исследующий общие свойства множеств. Множеством называется любое объединение в одно целое некоторых определенных и различных между собой объектов нашего восприятия или мысли. В Т. м. изучаются общие свойства различных операций над множествами, кардинальные числа, упорядоченные множества, ординальные (порядковые) числа, являющиеся обобщением натуральных чисел как порядковых номеров. Кроме абстрактных множеств в Т. м. изучаются конкретные точечные множества, элементами которых являются действительные числа или вообще точки многомерных числовых пространств и ряд др. вопросов. Теоретико-множественный подход в инженерной психологии использован К. С. Козловым для описания процесса информационного поиска оператором, описания процесса обучения; на их основе разработаны основные понятия семантической теории информации. С. В. Борисов использовал теоретикомножественную модель для оценки степени неупорядоченности оперативного поля пультов управления. Известны и др. примеры использования Т. м. при моделей операторской деятельности (Г. И. Дальнейшим развитием теоретико-множественного подхода в инженерной психологии является применение размытых (нечетких) множеств, понятие о которых введено Л. Заде. Такой подход основан на том, что ключевые элементы в человеческом мышлении являются классами объектов, в которых переход принадлежности к одному классу и непринадлежности к нему составляет непрерывный континуум, и что логика причинно-следственной связи в человеческом мышлении отличается от формальной логики и подчинена многозначной логике. Класс, который допускает возможность частичного членства, называется размытым, или нечетким, множеством. Такое множество объектов задается с помощью функции принадлежности, принимающей численные значения в диапазоне [0 - 1J в соответствии со степенью принадлежности объекта к данному множеству. Нечеткие множества наиболее адекватно описывают процессы оперативного мышления оператора, поэтому они являются хорошей моделью для описания процессов принятия решения (Б. М. Герасимов, О. Г. Чароян и др.); они находят применение для описания процессов неопределенности, с которой часто сталкиваются при решении инженерно-психологических задач. Интересна попытка применения Г. Г. Маныпиным аппарата нечетких множеств для проведения инженерно-психологической оценки проектов СЧМ.

ТЕОРИЯ МУЛЬТИФАКТОРНАЯ (Л. ТЕРСТОНА, ДЖ. ГИЛФОРДА И ДР.)

ТЕОРИЯ МУЛЬТИФАКТОРНАЯ (Л. ТЕРСТОНА, ДЖ. ГИЛФОРДА И ДР.) -

теория, отрицающая общий фактор в детерминации деятельности, в способностях личности и полагающая, что имеется широкий спектр индивидуальных факторов, способностей (скорость восприятия, память и т.д.), которые в своем многобразии и предопределяют успех в различных видах деятельности.

ТЕОРИЯ НАДЕЖНОСТИ

ТЕОРИЯ НАДЕЖНОСТИ - наука, разрабатывающая методы обеспечения эффективной работы изделий (систем). В Т. н. вводятся количественные показатели надежностей изделий, разрабатываются рекомендации по обеспечению надежности на этапах проектирования, производства, хранения, эксплуатации и ремонта изделий. Одним из основных в Т. н. является понятие отказа - потери работоспособности. В Т. н. изучаются процессы возникновения отказов, разрабатываются методы выявления предотказных состояний. События, определяющие надежность изделий (моменты наступления отказов, длительности ремонта и др.), рассматриваются в Т. н. как случайные. Поэтому особое место в Т. н. занимают методы теорий вероятностей и математической статистики. В Т. н. разрабатываются также методы технической диагностики - поиска и локализации отказов, основанные на специальных системах тестов и процедурах их применения. При этом используются методы математической логики. Методы Т. н. используют в инженерной психологии для определения надежности оператоpa и надежности СЧМ. Дальнейшим развитием классической Т. н. является общая теория надежности.

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ - 1. любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения. См. Научения теории; 2. в психоанализе - объяснение научения в терминах врождённых или инстинктных процессов развития; 3. в бихевиоризме - теория научения, являющаяся наследницей работ И.П.Павлова об условных рефлексах и бихевиоризма Уотсона, сходство между которыми состоит в том, что они отрицают значимость данных интроспекции, а также в том, что они рассматривают психологию как объективную экспериментальную область естественной науки. Такая позиция по отношению к научению является теорической базой для поведенческой терапии, которая исходит из предположения о том, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного научения и потому может быть изменено с помощью приёмов переучивания и выработки адекватных навыков. Теоретики научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку результатов эксперимента придаёт её научную респектабельность, которой недостаёт другим направлениям психологии, в частности, психоанализу и гуманистическому направлению.

ТЕОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

ТЕОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - концепция, которую начала разрабатывать американская этнопсихологическая школа, обосновывающая наличие у каждого народа специфического национального характера, проявлением которого является функционирование в его психике определенного набора черт, влияющих на сознание, мотивы поведения и деятельность людей.

По мнению американских ученых, в национальном характере каждого народа соединены общие для всех его представителей национальные черты личности а коммуникативного поведения. На этой основе была выработана точка зрения о том, что национальный характер формируется главным образом под воздействием культурных институтов в процессе обучения и воспитания ребенка, под влиянием системы ценностей и поведения взрослых.

Вместе с тем исследования показывают, что в зависимости от набора параметров и характеристик черт личности, используемых учеными при изучении национального характера того или иного народа, могут существенно различаться его выводы и результаты. Значительное влияние на последние могут оказывать восприятие исследователем чужой культуры, его кругозор, уровень профессионализма и компетентности, просчеты и ошибки в выбранных методиках исследования, недостаточность данных и др.

В начале 50-х гг. XX века Т. н. х. подвергалась серьезной критике, вследствие чего ее авторитет был значительно подорван. Однако это не значит, что теория национального характера сегодня потеряла свое значение и актуальность. Вместе с тем в ней следует полнее учитывать не только общие черты национальной культуры, но и специфические характеристики и особенности психологии этнической общности, группы, а также их индивидуально-личностные проявления в процессе развития национального самопознания, экономического, политического и культурного обмена и связей между людьми.

ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (object relations theory) - психодинамическая теория, утверждающая, что стремление к взаимоотношениям является главной мотивацией человеческого поведения.

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ - теория, объясняющая возникновение у социальных групп недовольства своим положением.

ТЕОРИЯ ПЛАСТИЧНОСТИ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ БЕТЕ

Концепция, согласно которой в ЦНС нет классических, четко очерченных центров, а функциональное состояние отдельных территорий мозга определяется вступающими в них афферентными сигналами с периферии. Предложена немецким физиологом A. Bethe (1872-1954).

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ - раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т.д.), теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ -

современная концепция обучения, нашедная широкое распространение, применение и при обучении радистов, телеграфистов и т.д. Согласно этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, то есть поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план, в план сознания. В силу этого обучение протекает поэтапно. На первом этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой деятельности (ООД), то есть системой указаний о том, как выполнять различные действия. На втором этапе обучаемые самостоятельно выполняют реальные действия (например, манипуляции с техникой или ее заменителями - моделями, тренажерами, макетами, чертежами и т.п.). На третьем этапе эти действия проговариваются вслух; на четвертом - про себя. Применение т.п.ф.у.д. в практике обучения некоторых специалистов (телеграфисты и др.) дало ощутимый эффект. Большой вклад в обоснование и развитие теории внес П.Я. Гальперин и др.

ТЕОРИЯ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

ТЕОРИЯ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА (realistic conflict theory) - теория, согласно которой предрассудки - неизбежный побочный продукт реального конфликта между социальными группами и борьбы за ограниченные ресурсы, власть или статус. Борьба за ограниченные ресурсы обычно приводит к унижению и дискриминации конкурирующих групп.

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - социально-психологическая теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.), рассматривающая личность с т. зр. ее социальных ролей. Относится к социологизаторским концепциям, поскольку утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности, и выдвигает на первый план значение межличностного взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения. Важным в Т. р. является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается «просто человеком», а всегда выступает в той или иной роли, являясь носителем определенных социальных функций и общественных нормативов. С т. зр. Т. р. исполнение роли имеет большое значение в развитии личности. Развитие психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных ролевых функций, а социализация человека представляет собой формирование ее социальных ролей. Социальные роли в Т. р. рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом - как система ролевых ожиданий; 2) в социально-психологическом - как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом - как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет. Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности. В рамках Т. р. изучены ролевые конфликты как внутриролевые, так и межролевые.

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ (ДЖ. МИД И ДР.)

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ (ДЖ. МИД И ДР.) -

теории о ролевом поведении людей.

ТЕОРИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ

ТЕОРИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ (thеory of self-percepcion) - теория, согласно которой люди, когда они чувствуют,, что их установки и чувства не определены и двусмысленны, пытаются выяснить своё состояние, наблюдая за своим поведением и ситуацией, в которой они находятся.

ТЕОРИЯ САМООСОЗНАНИЯ

ТЕОРИЯ САМООСОЗНАНИЯ (self-avareness theory) - теория, согласно которой люди, когда они фокусируют внимание на самих себе, то они они оценивают и сравнивают своё поведение со своими внутренними стандартами и ценностями.

ТЕОРИЯ САМОПРОВЕРКИ

ТЕОРИЯ САМОПРОВЕРКИ (self-verification theory) - теория, согласно которой человеку нужно подтверждать свою самооценку независимо от того, позитивна она или негативна. Эта тенденция может столкнуться с желанием человека сохранить благоприятное представление о самом себе.

ТЕОРИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

ТЕОРИЯ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ (self-affirmation theory) - теория, согласно которой человек избавляется от некоей угрозы своей Я-концепции, если это угроза вызывает диссонанс, таким образом, что он обращает внимание и подтверждает свою компетенцию в каких-то других областях, не связанных с угрозой самооценке. Синоним: Компенсация.

ТЕОРИЯ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ

ТЕОРИЯ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ (family systems theory) - положение, согласно которому семья есть не сумма её членов, а образованная из них система, в которой они взаимодействуют и руководствуются общими для всех правилами.

Предыдущая страница Следующая страница