Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОБР"-"ОБЩ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОБР"-"ОБЩ")

ОБРАЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЩЕНИЕ К ВЫШЕСТОЯЩЕМУ

Не должно быть никаких сниженных слов, не следует употреблять жестов без словесного сопровождения. Ответы нет и да чаще всего дополняются краткими пояснениями. Вообще не должно быть излишней лаконичности. Уважительная интонация. Ни в коем случае не перебивать. Не затягивать своих реплик, не брать разговор в свои руки (т. е. не захватывать инициативу). Не настырничать в просьбе, в стремлении получить аудиенцию. Не проявлять со своей стороны никаких попыток юмора. Воздерживаться от резких отрицательных оценок других лиц (только в виде кратких вежливых намеков, как бы вынужденно). Не спрашивать о причинах отказа, вообще не требовать объяснений, не задавать много вопросов, тем более каверзных, с подтекстом. Не уличать в нелогичности и т. п. Не спорить, не быть слишком эмоциональным. Все это входит в понятие «проявление особого уважения», полагающегося такому лицу, как занимающему высокое социальное положение. В то же время следует воздерживаться от подобострастия в речевом поведении.

ОБРАЩЕНИЕ К НЕЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Обращение к незнакомым лицам (на улице, в транспорте, в магазине и др.) также вызывает подчас затруднения и недоумения. В прошлом были очень удобные обращения: Сударь! Сударыня! Барышня! Сейчас делаются попытки их возвратить, но они (эти обращения, да и попытки тоже) имеют оттенок какой-то неестественности (вроде как написание банкъ с ером, твердым знаком на конце), это пока не прививается. Сейчас вместо этого чаще всего употребляется в названной ситуации слово Девушка! Для обращения к женщине средних лет и к пожилой употребительно слово Женщина! (Женщина! Вы оставили свою сумку на прилавке!), а к мужчине - Молодой человек! (это было и до революции) или Мужчина! - если он явно пожилой (Мужчина! Вас зовет кассирша). По существу, это почти новая система обращений, которую нужно признать. Из состава «светских» обращений к незнакомым лицам, как и раньше, исключаются простонародные уважительные обращения: дедушка, бабушка, батя, отец, мать, сынок, дочка. Часто к незнакомым людям, вступая в разговор с ними, лучше никак не обращаться, а лишь применять трафаретные выражения: будьте добры, Вы не скажете, вы не подвинетесь? Простите (извините), пожалуйста… извините за беспокойство… позвольте к вам обратиться… и др.

ОБРАЩЕНИЕ (НАЗЫВАНИЕ) ПО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВУ

См. антропонимические формулы.

ОБРАЩЕНИЕ (НАЗЫВАНИЕ) ПО ОТЧЕСТВУ

См. антропонимические формулы.

ОБРАЩЕНИЕ (НАЗЫВАНИЕ) ПО УМЕНЬШИТЕЛЬНОМУ ИМЕНИ

См. антропонимические формулы.

ОБРАЩЕНИЕ (НАЗЫВАНИЕ) ПО ФАМИЛИИ

См. антропонимические формулы.

ОБРЕЗАНИЕ

ОБРЕЗАНИЕ - хирургическая операция по удалению крайней плоти пениса. Считается, что О. гигиенически полезно, так как предупреждает загрязнение полового члена спермой и смегмой. В результате этой небольшой операции, производимой, как правило, вскоре после рождения ребенка, головка полового члена полностью открывается. У народов Австралии, Африки, Океании, а также у некоторых народов, исповедующих ислам или иудаизм, О. является обязательным религиозным обрядом.

ОБРЕЧЕННОСТЬ

ОБРЕЧЕННОСТЬ - см. Чувство обреченности.

ОБРУШИТЬСЯ

Ср. сорвать зло.

ОБРЯД

ОБРЯД (общеслав. обрядити - устраивать, устроить) - 1. культурно определяемый способ проведения определённой церемонии (свадебной, по случаю рождения ребёнка и т.п.); 2. иногда - религиозный ритуал.

ОБСЕРВАЦИЯ

ОБСЕРВАЦИЯ (лат. observare - наблюдать) - 1. наблюдение; 2. изоляция здоровых людей на период карантина (при инфекционных, т.н. карантинных» заболеваниях).

ОБСЕССИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ОБСЕССИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (obsession thinking) - в психоанализе - способ мышления с тенденцией к построению чрезвычайно абстрактных высказываний, предназначенных к примирению противоречий и продуцированию утверждений, которые соединяются, как правило, союзом «но» и обычно исключают друг друга. В других случаях все утверждения могут сопровождаться множеством исключений, условий и намёков, что даёт возможность не связывать себя сделанными высказываниями. См. Обсессия.

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО - постоянно возвращающиеся навязчивые мысли, повторяющееся ритуализированное поведение. Ср. навязчивые состояния.

* * *

- психическое расстройство, включающее навязчивые мысли, чувства и действия. В действующей ныне номенклатуре психических расстройств включено в подкласс тревожных расстройств. В нейропсихологии приводятся сведения о том, что развитие обсессивно-компульсивного расстройства может быть связано с повреждением или дисфункцией базального ганглия, поясной извилины и префронтальной коры. См. Навязчивые явления.

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЙ НЕВРОЗ

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЙ НЕВРОЗ - один из видов психоневроза, характеризующийся навязчивыми мыслями и компульсивным поведением человека.

При обсессивно-компульсивном неврозе навязчивые мысли ощущаются человеком как повторяющиеся, однообразные, навязанные извне и помимо его воли, а их содержание воспринимается как странное, неуместное, непристойное. Компульсивное поведение человека характеризуется желанием выполнять бессмысленные действия, которые, выступая в качестве моторного эквивалента обсессивных мыслей, становятся стереотипными и ритуальными.

Людям, страдающим обсессивно-компульсивным неврозом, свойственны магическое мышление и суеверность. Они нерешительны, полны сомнений, склонны к абстрактным рассуждениям, откладыванию на потом каких-либо решений и невыполнению своих обещаний. Амбивалентная позиция таких людей приводит к тому, что они воспринимают свои желания как реальные свершения, а защита от непристойных, неприемлемых фантазий оборачивается у них иными фантастическими конструкциями, которые, будучи мыслительными, тем не менее рассматриваются как воплощенные в действительность.

При обсессивно-компульсивном неврозе внутриличностные конфликты сопровождаются усилением страха и чувства вины, в основе которых лежит амбивалентное отношение к интроецированным родительским фигурам и их заместителям. Внутренние сшибки и столкновения развертываются между гиперморальным Cверх-Я и регрессивными тенденциями, направленными на возврат к ранним стадиям анально-садистского развития и дающими толчок к активизации магического мышления и ритуального действия.

Обсессивно-компульсивный невроз чаще всего сопровождается у людей пониманием того, что их мысли и действия неразумны и нецелесообразны. Тем не менее они не в состоянии отказаться ни от своих навязчивых мыслей, ни от совершения бессмысленных действий.

* * *

(от лат. obsessio - осада, охватывание) - форма невроза, близкая к неврозам навязчивых состояний, психостеническим психопатиям, эндогенным психозам.

ОБСЕССИВНЫЕ ЗАЩИТЫ

ОБСЕССИВНЫЕ ЗАЩИТЫ (obsessional defensens) - в психоанализе - варианты психологической защиты, имеющие общую тенденцию предохранять Эго индивида от пагубного воздействия инстинктных сил, такие, как формирование реакции, изоляция и уничтожение сделанного. См. Обсессия.

ОБСЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ

ОБСЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ - см. Невроз навязчивых состояний.

ОБСЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР

ОБСЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР - в психоанализе - 1. паттерн характерологических черт, который образуют: 1. добросовестность; 2. аккуратность; 3. мелочность; 4. педантизм; 5. рациональность в сочетании с непониманием человеческих эмоций; 6. уважение скорее к букве, нежели к духу закона, и к бюрократичности, нежели к творческим достижениям. Основанием определять эти черты как обсессивные служит гипотеза, согласно которой за ними скрывается тревога потерять контроль за инстинктными побуждениями. См. Обсессия; 2. характер человека, который ставит контроль намного выше экспрессии.

ОБСЕССИИ

ОБСЕССИИ (лат. obsessio «осада, охватывание») - вид навязчивых состояний: переживания и действия, не обусловленные ситуациями. Навязчивое мытье рук, страх перед числом 3 (потому что в слове рак три буквы).

ОБСЕССИЯ

ОБСЕССИЯ (лат. obsessio - обложение, осада, блокада). См. Навязчивые явления.

* * *

Непреодолимые стереотипные навязчивые мысли, ощущения, чувства, образы, необоснованные страхи, при которых в сознание периодически спонтанно вторгаются идеи и побуждение к определенным действиям. Сопротивление этому ведет к нарастающему внутреннему напряжению, дискомфорту, вынуждающим к реализации этих побуждений.

ОБСКУРАНТИЗМ

ОБСКУРАНТИЗМ (лат. obscurantis- затемняющий) - враждебное отношение к образованию, просвещению, науке; мракобесие. Столь агрессивное отношение к тому, что символизирует прогресс, развитие, будущее в индивидуально-психологическом плане имеет, вероятно, своим источником комплекс неполноценности, приобретённый в результате неудач в собственном обучении и образовании. Мракобесие в средние века в Европе было вызвано духовным террором католической церкви, от которого до некоторой степени удалось освободиться лишь в эпоху просвещения.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ - 1. в медицине - выявление информации, необходимой для диагностики болезни или психологического расстройства и их терапии; 2. поиск определённого вида информации, в ходе которого используются опросники, анкеты, интервью относительно установок, мнений или предпочтений в обществе или некоторой его части..

ОБСЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНОЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНОЕ - обследование, проводимое с целью определить норму некоторой переменной, показателей тестирования или паттерна поведения в большой популяции.

ОБСЛУЖИВАЕМОСТЬ СЧМ

ОБСЛУЖИВАЕМОСТЬ СЧМ - совокупность свойств системы, обеспечивающих обслуживающему персоналу возможность приведения ее в состояние готовности к применению и поддержание этого состояния во времени. О. СЧМ определяет такие свойства системы, как восстанавливаемость, профилактичность, подготавливаемость. Наличие этих свойств обусловливает необходимость обеспечения условий работы обслуживающего персонала, таких как: удобство эксплуатации, сигнализация отказов, наличие схем и средств поиска неисправностей и т. п. О. СЧМ определяется, с одной стороны, соответствием конструкции технического объекта (или отдельных его элементов) оптимальной психофизиологической структуре деятельности по его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту и, с другой стороны, уровнем подготовленности обслуживающего персонала. Частные показатели О. СЧМ определены в теории надежности; в качестве обобщенного показателя О. СЧМ может служить вероятность своевременной подготовленности системы обслуживающим персоналом к ее применению либо вероятность восстановления отказавшего объекта.

ОБСТИПАЦИЯ

ОБСТИПАЦИЯ (лат. ob-sto - стоять на пути, противостоять) - запор.

ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - 1. характеристика личности, склонной принимать во внимание различные обстоятельства, тщательно обдумывать свои высказывания и решения; 2. в психопатологии - особенность мышления, которая обнаруживает неспособность индивида разграничивать главное и второстепенное, а также склонность к застреванию на одной теме, тенденцию повторять сказанное, причем делать это не один раз (говорить «вокруг да около»), использовать в речи неточные слова и выражения. Обычно при этом говорят о патологической обстоятельности или чрезмерной детализации мышления.

* * *

- расстройство мышления, при котором затрудняется образование новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих.

ОБСТРУКЦИЯ

ОБСТРУКЦИЯ (лат. obstructio - преграда, помеха) - 1. преграда на пути движения воздуха, крови, лимфы, способная повлечь развитие вторичной симптоматики. Например, обструктивный процесс; 2. форма протеста (например, шум, аплодисменты, заглушающие речь оратора).

ОБТЕКАЕМЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

См. дипломатичность речи. Ср. Весы показывают, что я вешу 72 кг и Я вешу 72 кг; в пять часов ровно и где-то около пяти часов.

ОБТУРАЦИЯ

Закупорка, перекрытие сосуда.

ОБУСЛОВЛЕННОЕ ИЗБЕГАНИЕ

ОБУСЛОВЛЕННОЕ ИЗБЕГАНИЕ - предвосхищение и предотвращение неблагоприятного явления, чтобы уменьшить беспокойство и страх; предотвращение действия неблагоприятного стимула. Ср. избегают мест, с которыми связаны тяжелые или неприятные события личной жизни. Ср. защита психологическая.

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ - в бихевиоризме - общий термин для обозначения эмпирических понятий, особенно тех, которые означают условия, при которых происходит ассоциативное научение. Обычно различают классическое обусловливание и оперантное научение. Классическое научение (тип S, реактивное, Павловское научение) характеризуется тем, что результат испытания (безусловный стимул или БС) всегда возникает независимо от того, как отвечает организм экспериментального животного. Например, собака в ходе формирования условного рефлекса получает пищу независимо от того, выделяется у неё слюна или нет. Оперантное научение (тип R, инструментальное, скиннеровское научение) характеризуется тем, что результат испытания (подкрепление) сопряжён с тем, реагирует ли организм определённым образом на стимул или нет. Например, голуби Скиннера не получают пищу до тех пор, пока они не начинают клевать клавишу определённое число раз при соответствующих стимулах. Обусловливание используется при разработке методов лечения нарушений поведения у человека, а также психических расстройств, которые в бихевиоризме рассматриваются, в основном, как результат неправильного научения.

ОБУСЛОВЛИВАТЬ

ОБУСЛОВЛИВАТЬ - ставить условие, делать оговорку при согласии.

ОБУХОВСКОЙ БОЛЬНИЦЫ СИМПТОМ

ОБУХОВСКОЙ БОЛЬНИЦЫ СИМПТОМ (по названию Обуховской больницы в С.-Петербурге, где в начале XX в. под руководством И. И. Грекова и Г. Ф. Цейдлера была создана крупная научно-практическая хирургическая школа; синоним - симптом Хогенегга, Hochenegg) - пустая ампула прямой кишки при ректальном исследовании пальцем подтверждает диагноз непроходимости сигмовидной кишки.

ОБУЧАЕМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБУЧАЕМЫЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЙ

ОБУЧАЕМЫЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЙ - ребёнок с IQ от 50 до 69%, способный извлечь некую пользу от образования и инструктирования. Термин подчёркивает отличие от «тренируемого умственно отсталого», имеющего IQ от 35 до 49% и неспособного воспользоваться преимуществами стандартного образования, но способного к усвоению лишь минимального набора необходимых умений. В отечественной психопатологии термин используется редко. Синонимы: Ребёнок со специальными потребностями в образовании, Ребёнок со специальными потребностями.

ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА

ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА - техническое средство, предназначенное для автоматизации процесса обучения людей. О. м. реализует, как правило, заданную ей программу автоматического обучения путем непрерывного взаимодействия с обучаемым. В основе этого взаимодействия лежит членение учебного материала на небольшие порции, каждая из которых содержит контрольный вопрос. Задав очередной вопрос (с помощью магнитофона, диапроектора, дисплея и т. п.), О. м. переходит в режим ожидания ответа обучаемого. Он отвечает машине, пользуясь, напр., клавиатурой или световым пером. Сравнив полученный ответ с эталоном, хранящимся в ее памяти, О. м. реагирует на него комментариями и подачей новой порции учебного материала. Такая форма диалога в процессе индивидуального обучения позволяет О. м. оперативно приспосабливать ход обучения к реальной динамике усвоения учебного материала. Программа обучения может быть либо линейной, либо разветвленной. В последнем случае характер ответных реакций обучаемого влияет на стратегию обучения, а само оно носит адаптивный характер. Адаптивным О. м. доступна задача стабилизации внимания обучаемого (путем непрерывного автоматического поиска оптимального для него в данный момент уровня трудности учебных заданий) и задача адаптации обучения с учетом динамики распределения ошибок по компонентам формируемого навыка. По способу приема информации различают О. м. с выборочным методом ввода ответа и с вводом конструктивных ответов. В первом случае обучаемый выбирает один из нескольких уже готовых ответов, во втором случае он самостоятельно конструирует ответ. В зависимости от ограничений, накладываемых конструкцией машины на структуру обучающей программы, различают О. м. с жесткой логикой, с гибкой логикой и универсальные. В первом случае машина навязывает составителю программы жесткую схему ее построения. Машины второго типа позволяют составителю обучающей программы в известных пределах варьировать степень ее разветвленности. Машинам третьего типа доступна реализация любых алгоритмов обучения. Расширению возможностей О. м. способствует построение их на базе универсальных ЭВМ. В этом направлении ведутся исследования в области совершенствования языка общения О. м. с обучаемым (ввод в машину рукописных ответов, речевой ввод и др.). Решение подобных задач позволяет: 1) повысить эффективность учебного процесса за счет оперативной адаптации хода обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 2) разгрузить учителя от черновой работы и тем самым повысить эффективность его труда.

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются в условиях опыта. С помощью О. э. выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления, формирования. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап, т. н. констатирующий эксперимент, который дает возможность установить наличное состояние знаний (навыков, умений). В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором. О. э. осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал, который обучаемым еще не изучался. О. э. является опытом, «забегающим вперед» по сравнению с учебной программой. Основной опыт имеет разные фазы: в первой испытуемому предлагается самостоятельно усвоить новое знание (напр., найти и сформировать закономерность, составляющую условие задачи). На следующих фазах (если испытуемому это не удалось сделать самостоятельно) ему оказывается необходимая, строго дозированная помощь. Т. о., О. э. дает возможность выявлять как «актуальный уровень развития», так и «зону ближайшего развития» (по терминологии Л. С. Выготского). О. э. используется в психологии не только для исследования, но и для диагностики умственного развития, в частности такого свойства, как обучаемость. О. э. может строиться как на учебном, так и на неучебном искусственном материале. В этом случае выбираются заведомо трудные задания и обучение состоит в оказании регламентированной помощи испытуемому со стороны экспериментатора.

ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ - совместная учебная деятельность педагога и учащихся, направленная на усвоение учащимися знаний, на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, овладение ими способами и приемами добывания знаний.

Р. - процесс возникновения на каждой степени новых качеств, «новообразований», подготовленных всем предыдущим ходом Р., но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях, а также достижение личностью более высокого уровня. Психическое Р. включает необратимые, закономерные, направленные, качественные (прогрессивные и регрессивные) изменения психологических функций и систем.

В психологии существует несколько подходов к соотношению О. и Р.:

- О. пассивно следует за Р. и приспосабливается к его уровням; Р. определяется стадиями биологического созревания; отрыв Р. от О.;

- О. отождествляетсяс Р., когда отрицается качественное своеобразие возрастных периодов и различная сенситивность к обучающим воздействиям на разных этапах Р.; предполагается, что человек становится тем, чему его обучали;

- О. ведет за собой Р., преломляясь через его внутренние условия; О. актуализирует наличный уровень Р.; зона ближайшего Р. - способ Р., который вначале возможен только в сотрудничестве с другим человеком, а затем становится внутреннем достоянием самого человека. При этом О. может обеспечивать функциональное Р. (усвоение его отдельных знаний, способов действий, умений а также парциальное изменение психических свойств и функций) или приводить к возрастному, стадиальному Р. (переход к новому плану отражения действительности, изменение детерминаций личности, образование нового психофизиологического уровня, радикальное преобразование психики;

- Р. имеет свою внутреннюю логику движения и самодвижения, роль которого возрастает по мере взросления человека и обретения им зрелости.

Акмеология выявляет оптимальные условия профессионального О. как планомерной организации деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на овладение ими профессиональными знаниями и умениями, а также изучает закономерности профессионального Р. человека, состоящие в актуализации всех возможностей уже сложившегося уровня способностей и знаний, в мобилизации внутренних потенций и зоны ближайшего профессионального и социального Р., в специализации возникших социальных и профессиональных способностей, в изучении неравномерного и асинхронного Р. психических функций как источников профессионального Р., в усилении источников социального и профессионального саморазвития человека.

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДУ САМОИНСТРУКЦИЙ

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДУ САМОИНСТРУКЦИЙ (self-instruction training) - когнитивный терапевтический подход Д. Мейхенбаума, при котором во время периодов стресса или физического дискомфорта рекомендуется использовать специально сконструированные мысленные установки, помогающие преодолевать психотравмирующие ситуации. Считается, что ценность обучения такого рода состоит не только в том, что оно готовит к преодолению конкретных ситуаций стресса, - таких ситуаций и тем более способов их восприятия существует много больше, чем это можно себе представить, а, скорее, в том, что оно повышает общую мобилизационную готовность индивида в условиях внезапно возникающей стрессовой ситуации, помогает ему сохранить уверенность в себе и способность принимать рациональные, адекватные решения.

ОБУЧЕНИЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

ОБУЧЕНИЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) - процесс передачи ребенку общественноисторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию. Целенаправленное О. - это сознательная организация формирования знаний, умений, навыков. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Важной проблемой педагогической психологии является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Особую ветвь составляет О. общению организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми. A.M. Подольский

ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРУПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБХОДИТЕЛЬНОСТЬ

См. учтивость, приветливость.

ОБХОДИТЬ МОЛЧАНИЕМ

См. замалчивать.

ОБЩАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

ОБЩАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (mutual interdependence) - ситуация, когда две (или больше) группы людей оказываются нужными друг другу и должны или надеются, опираясь на совместные усилия, достичь некоей общей для них цели.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа, logos -слово, учение, наука) - 1. широкое значение - направление в психологии, которое изучает общие, универсальные принципы, применимые ко всем объектам психологического исследования - в отличие от дифференциальной психологии; 2. более широкое значение - вся психология, включая существующие теории, открытия, принципы, факты, методы исследования и т.д., отражённые в стандартном вводном тексте.

* * *

отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в филои онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩАЯ СПОСОБНОСТЬ

ОБЩАЯ СПОСОБНОСТЬ - гипотетическая широко трактуемая когнитивная способность, которую некоторые исследователи считают основой развития всех специальных способностей, проявляющихся в конкретных условиях.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей и взглядов о конфликте, дающая целостное представление о сущности конфликта, его месте в социальной жизни общества, закономерностях и существенных связях в возникновении, развитии и завершении конфликтов. Попытки создания О. т. к. предпринимались неоднократно представителями различных областей научных знаний (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дойч и др.). Однако предложенные теории преимущественно охватывают один из типов конфликтов или отражают социологический, психологический уровни исследования. На сегодняшний день целостной О. т. к. пока не создано. Тем не менее, разработка О. т. к. по-прежнему остается важнейшей задачей конфликтологии. Без О. т. к. радикально решить проблему предупреждения масштабных деструктивных конфликтов вряд ли удастся.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАДЕЖНОСТИ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАДЕЖНОСТИ - системотехническая дисциплина, изучающая закономерности нарушений работоспособности (возникновения отказов) в системах.«человек-машина» за счет процессов, протекающих внутри этих систем, и разрабатывающая способы противодействия таким нарушениям. О. т. н. является логическим развитием теории надежности технических средств и при определении надежности (см. Методы определения надежности СЧМ, Надежность СЧМ) учитывает как отказы техники, так и отказы и ошибки оператора. При этом учитывается двоякое влияние деятельности оператора на общую надежность системы. С одной стороны, вследствие отказов и ошибок оператора надежность системы может существенно снижаться. С другой стороны, своей активной целенаправленной деятельностью оператор может предотвращать возможные отказы техники, своевременно устранять возникающие отказы, а в некоторых случаях - взять на себя работу технических средств в случае их неработоспособности. Все это приводит к повышению общей надежности системы.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИГНАЛИЗАЦИИ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИГНАЛИЗАЦИИ - разрабатываемый Ю. В. Кнорозовым подход, основывающийся на предположении о том, что обмен информацией с помощью сигналов осуществим главным образом в живой природе. При этом сигналом считается такое воздействие, физическая природа которого никак не связана с реакцией на это воздействие. В О. т. с. учитывается также, что явления подобного рода (хотя и в ограниченных рамках) наблюдаются и в неживой природе. Сигнализация зависит от биологической и структурной специфики той системы, которую она обслуживает. Эта зависимость лежит в основе классификации различных видов сигнализации, среди которых Ю. В. Кнорозов выделяет три вида. Им соответствуют три типа биологических систем: дуальные (т. е. состоящие из двух подмножеств); симбиозы; объединения живых существ, способствующие сохранению и развитию данного их вида. По мере своего развития общая теория сигнализации может служить инструментом для изучения информационных процессов в деятельности человека-оператора, а также для изучения процессов информационного взаимодействия между человеком и машиной. О. т. с. тесно связана с таким понятием, как фасцинация.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ - специально-научная и логикометодическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. О. т. с. тесно связана с системным подходом и является конкретизацией и логико-методическим выражением его принципов и методов. Основы О. т. с. разработаны биологом Л. Берталанфи. О. т. с. тесно связана также с кибернетикой. Однако, по мнению Л. Берталанфи, в отличие от кибернетики, занимающейся анализом механизмов обратной связи, О. т. с. интересует динамическое взаимодействие внутри систем со многими переменными. Основная идея О. т. с. состоит в признании изоморфизма (понятие, характеризующее соответствие между структурами некоторых объектов) законов, управляющих функционированием системных объектов. Главной задачей О. т. с. является выяснение принципов образования, развития и поведения систем. Или, иными словами, выявление законов, которые позволяют рассматривать какое-либо множество элементов, находящихся в определенных отношениях друг к другу, в качестве системы. В связи с этим рассматривается понятие открытой системы, т. е. системы, постоянно обменивающейся со средой веществом и энергией, способной при определенных условиях достигать состояния подвижного равновесия, характеризующегося постоянством структуры и непрерывным обменом и движением вещества. Все живые системы определяются в таком плане как иерархические открытые системы, сохраняющие себя или развивающиеся в направлении состояния подвижного равновесия. Современные системные исследования имеют три аспекта: теоретический, формальный и прикладной. Первый из них связан с разработкой проблемы источников, целей и задач системного исследования в философском, логико-методологическом и конкретно-научном планах. Формальный аспект связан с разработкой аппаратов исследований и прежде всего понятийного и математического. Прикладной аспект - это применение О. т. с. к конкретным научным исследованиям в различных областях знаний. По мнению Л. Берталанфи, О. т. с. выступает в этом плане как наука о системах, имеющая три основные области: системотехнику (System engineering), исследованние операций (Operations research) и инженерную психологию (Human engineering).

ОБЩАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - ощущения, получаемые от химических растворов и отличающиеся от вкуса и запаха. Вопрос о том, имеется ли общая химическая чувствительность совершенно самостоятельной, не решён.

ОБЩАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - 1. первоначально - тактильная чувствительность; 2. позднее - висцеральная чувствительность. Название содержит коннотацию, согласно которой она является недифференцированной, «валовой», не представленной в сознании отдельными субмодальными ощущениями. На самом деле ощущения, имеющее своим источником рецепторы внутренних органов тела, отличаются весбма большим разнообразием, о чём, в частности, убедительно свидетельствует психопатология висцеральной чувствительности.

ОБЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ)

ОБЩЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ) - процесс установления, поддержания и развития контактов между двумя или несколькими субъектами. О. ребенка со взрослыми начинается с момента рождения и является одним из важнейших факторов, определяющих развитие психики и личности. Позднее складывается О. со сверстниками, постепенно также начинающее играть все большую роль в психическом развитии ребенка. Возникновение и развитие различных форм О. в онтогенезе детально прослежено в исследованиях М.И. Лисиной и ее сотрудников. Полноценное О. является необходимым условием усвоения ребенком общественного опыта в ходе обучения и воспитания. У животных также существуют многообразные формы О., обслуживающие как процесс передачи опыта от взрослых особей детенышам, так и различные виды группового поведения. А.Л.Венгер

Предыдущая страница Следующая страница