Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "О" (часть 15, "ОФИ"-"ОЩУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 15, "ОФИ"-"ОЩУ")

ОФИЦИОЗНЫЙ

ОФИЦИОЗНЫЙ (лат. officiosus - услужливый) - услуживающий, угождающий властям, но формально не принадлежащий властным структурам, например, позиционирующий себя в качестве «интеллигента», «свободного» человека. Признак конформной личности.

ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР

ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР (от греч. ophthalmos - глаз...) - разновидность профессионального отбора, проводимого в отношении лиц, поступающих на зрительно-напряженные работы (операторы-микроскописты, операторы ТВ-дисплеев и др.)- О. о. проводится по офтальмологическим и психофизиологическим критериям профессиональной пригодности. Для профессионального отбора по офтальмологическим критериям в дополнение к клиническим методам офтальмологического обследования следует проводить: 1) исследование остроты зрения вдаль (с узким зрачком); 2) определение состояния бинокулярного зрения; 3) определение рефракции; 4) определение состояния переднего отдела глаза; 5) исследование глазодвигательного аппарата (в т. ч. определение объема движения глаз, наличие установочных движений); 6) определение состояния аккомодации: объема абсолютной и запаса относительной аккомодации; 7) исследование остроты зрения вдаль, рефракции объективным и субъективным методами, преломляющих сред глаза, глазного дна на фоне медикаментозного паралича аккомодации. Исследование остроты зрения, переднего отдела глаза и глазного дна проводится по стандартным методикам. Выявление в процессе деятельности лиц с нарушениями зрительных функций должно являться основанием для проведения лечебно-профилактических мероприятий: организации специальных помещений для отдыха и комнат психологической разгрузки; сезонной витаминотерапии; перевода на менее напряженную работу. Одним из эффективных средств профилактики зрительного утомления является проведение физкультпауз с выполнением специальных упражнений для глаз. При профессиональном отборе лиц на зрительно-напряженные работы большое значение должно придаваться также определению следующих психофизиологических функций работающих: скорости переработки информации; вниманию (сосредоточенности, переключению); скорости зрительного восприятия; зрительно-моторной координации; лабильности зрительного анализатора; оперативной памяти; устойчивости ясного видения.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (ophtalmos - глаз, plege - удар, поражение) - слепота или снижение зрения на одной стороне и гемипарез или гемиплегия - на противоположной очагу поражения стороне. Обусловлен тромбозом внутренней сонной артерии. Нарушение зрения связано при этом с ишемией сетчатки, снабжаемой глазничной артерией, а паралич или парез конечностей, - ишемией в бассейне средней мозговой артерии. Выраженность неврологических и психиатрических нарушений зависит от степени сужения артерии, а также от состояния коллатерального кровообращения. Для стеноза артерии характерно «мерцание» симптомов (нарушений зрения, моторики, речи, памяти и др.), то есть восстановление функции в течение нескольких часов и её ухудшение спустя некоторое время. В психиатрии офтальмоплегический синдром является одним из основных неврологических проявлений алкогольной энцефалопатии Гайе-Вернике. См. Офтальмоплегия.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ (греч. ophtalmos - глаз, plege -удар, поражение) - нарушение моторной функции глаза вследствие поражения глазодвигательных нервов, нервно-мышечных синапсов (миастения) или мышечной системы (миопатия). Различают наружную, внутреннюю и полную офтальмоплегию. 1. При наружной офтальмоплегии выпадают движения глазного яблока во все стороны, развивается птоз, но сохраняется подвижность зрачка (реакция на свет, конвергенцию и аккомодацию). Чаще это бывает при базальных мозговых процессах (опухоли основания лобной доли, туберкулёзный менингит и др.), наследственных и хронических, прогрессирующих болезнях (миопатия, миастения). 2. При внутренней офтальмоплегии нарушается только подвижность зрачка. Это указывает на внутристволовое поражение ядер черепных нервов (в результате сифилиса, диабета, интоксикации и др.). 3. При полной офтальмоплегии нарушены все моторные функции глаза, это указывает на поражение верхнего отдела ствола мозга (тяжёлые формы белой горячки, алкогольная энцефалопатия и др.). Лечение офтальмоплегии зависит от этиологии расстройства.

* * *

Неподвижность (паралич) глаза в связи с нарушением функций глазных мышц. Может быть врожденной или приобретенной, а также наружной, если поражены только наружные (поперечнополосатые) мышцы глаза, или внутренней, когда избирательно страдают только внутренние (гладкие) глазные мышцы, или же полной, при которой поражены как наружные, так и внутренние мышцы глаза.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ ВНУТРЕННЯЯ

Результат избирательного поражения парасимпатической порции глазодвигательного нерва, что проявляется изолированным параличом гладких мышц глаза - ресничной мышцы (цилоплегия, ведущая к расстройству аккомодации) и сфинктера зрачка (иридоплегия, проявляющаяся отсутствием реакции зрачка на свет), регулирующих степень выпуклости хрусталика и ширины зрачка. Может быть следствием действия метасифилитического токсина при позднем нейросифилисе.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ ВРОЖДЕННАЯ

Врожденный птоз верхнего века и паралич глазных мышц. Возможное следствие недоразвития ядер, черепных нервов, обеспечивающих движения глазных яблок: глазодвигательного, блокового и отводящего. Наследуется по аутосомно-доминантному типу.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ - неосознаваемая имитация симптомов офтальмоплегии, исчезающая, что характерно для истерии, при отвлечении внимания пациента от демонстрируемого расстройства, а также во время гипносуггестивной терапии.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ МЕЖЪЯДЕРНАЯ

Обычно является следствием поражения медиальных продольных пучков и возникающего при этом расстройства связей между ядрами III, IV и VI черепных нервов. Проявляется различными вариантами паралича мышц, обеспечивающих движения глаз.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ НАДЪЯДЕРНАЯ ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ

Син.: Синдром Стила-Ричардсона-Ольшевского. Идиопатическое дегенеративное заболевание, проявляющееся в возрасте 50-60 лет относительно симметричными признаками акинетико-ригидного синдрома с преимущественным вовлечением в процесс аксиальных мышц, постуральной неустойчивостью, а также нарастающим ограничением активных движений глазных яблок в вертикальной плоскости. Рано возникают нарушения вертикальных саккадических движений глаз, ретракция век и потеря быстрого компонента оптокинетического нистагма (см.). О.н.п. обусловлена двусторонней дегенерацией нейронов, преимущественно в ретикулярной формации среднего мозга, в протектальной области, в черной субстанции, в подкорковых ядрах и в зубчатом ядре мозжечка, поражением при этом кортико-нуклеарных проводящих путей и ядерных структур глазодвигательных нервов. Причина болезни не уточнена, предполагается ее обусловленность медленной инфекцией. Описали в 1963 г. невропатологи: канадец J. Steele, американцы J. Richardson и J. Olszewski.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ НАРУЖНАЯ ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ ГРЕФФЕ

Проявляющийся в возрасте 30-40 лет, редко в более молодом и даже детском возрасте, медленно нарастающий офтальмопарез, обусловленный дегенеративными изменениями в ядрах глазодвигательного, отводящего и блокового нервов, при этом вегетативные ядра глазодвигательного нерва обычно остаются сохранными. В дебюте заболевания чаще отмечается птоз верхних век, который может быть асимметричным. В последующем - наружный офтальмопарез, переходящий в офтальмоплегию. Жалобы на диплопию при этом редки. С целью скомпенсировать птоз верхних век больной обычно запрокидывает голову назад, а в связи с неподвижностью взора - поворачивает голову и туловище в нужную сторону. Описал в 1948 г. немецкий офтальмолог A. Graeffe (1823-1970).

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ НЕВРАЛЬНАЯ

Врожденный птоз и почти полная офтальмоплегия, паралич аккомодации, анизокория, нистагмоид. Наследуется по аутосомно-доминантному типу. Описал в 1912 г. Bradburne.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ ПЛЮС

См. Синдром окулокраниосоматический.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ ПОЛНАЯ

Сочетание наружной и внутренней офтальмоплегии. Возможна при локализации патологического процесса в пещеристом синусе или в верхней глазничной щели, так как там близко друг к другу расположены III, IV и VI черепные нервы, обеспечивающие все виды движений глазного яблока. При этом клиническую картину обычно осложняет наличие проходящей вместе с ними 1-й ветви V нерва, известной как глазной нерв, вызывая локальную боль и болезненность, а также изменение чувствительности в соответствующей зоне головы и, в частности, в области глазницы и глазного яблока.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ СТЕРОИДНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ

См. Синдром болевой офтальмоплегии.

ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ ЭКЗОФТАЛЬМИЧЕСКАЯ

См. Экзофтальм злокачественный.

ОФТАЛЬМОТРОПИЗМ АДЕНОГИПОФИЗАРНЫЙ

Син.: Экзофтальм злокачественный.

ОФТАЛЬМОЭРГОНОМИКА

ОФТАЛЬМОЭРГОНОМИКА (от греч. ophthalmos - глаз эргономика) - одна из ветвей эргономики. Целью ее является приспособление условий труда к возможностям зрительной системы человека и максимальное использование этих возможностей в конкретном трудовом процессе, чтобы, с одной стороны, повысить его эффективность, с другой - исключить его отрицательное воздействие на органы зрения. Можно выделить следующий круг основных проблем, которые должна решать О.: 1) изучение и описание характеристик зрительного анализатора как компонента системы «человек-машина»; 2) оптимизация условий труда и профессиональной зрительной деятельности с целью максимального повышения эффективности производства; 3) разработка мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния условий труда на орган зрения; 4) определение профессиограммы, т. е. основных характеристик зрительной деятельности человека в трудовом процессе; 5) обоснование принципов профессионального отбора; профессиональной ориентации и реабилитации по зрению.

ОХАТЬ

Допустимы единичные восклицания такого рода, но их частое применение нарушает стиль и приличие. Более подходит женщинам, чем мужчинам.

ОХЛАЖДЕНИЕ

ОХЛАЖДЕНИЕ - легкое разочарование, десенсибилизация.

И что ж?

Земфира неверна!

Моя Земфира охладела.

(А. Пушкин, Цыганы)

Иногда женщина охлаждается из-за того, что мужчина не пожалеет ее, не посочувствует во время ее болезни (Т. Рейк, Психология сексуальных отношений).

Ср. десенсибилизация.

ОХЛАЖДЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОХЛОКРАТИЯ

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ochlos - толпа, чернь kratos - власть) - в древнегреческих учениях о государстве (Платон, Аристотель) - господство «толпы». Понятие ввел древнегреческий историк Полибий. Толпа - кратковременно собранное, внутренне неорганизованное множество людей, спонтанно объединенных под влиянием внешних стимулов и эмоциональных факторов. О. является одной из ранних форм анархизма. Общность, управляемая режимом типа О., социально нестабильна и конфликта. Появление О. означает кризис власти. О. встречается главным образом в переходное, «смутное» время.

ОХЛОТЕЛЕСУГГЕСТИЯ

ОХЛОТЕЛЕСУГГЕСТИЯ (от греч. ochlos - толпа лат. sug gestum - внушение) - воздействие лица, передающего по телевидению информацию, на интеллектуально-эмоциональное состояние воспринимающих ее индивидов с целью его изменения помимо их воли и критического осознания этой информации. Поскольку О. подвергается не отдельный индивид, а множество людей, то их реакция подобна происходящей в толпе, отличаясь от последней тем, что между индивидами, образующими множество, нет непосредственных контактов, кроме телеперсоны, с которой они себя идентифицируют. Иногда эффект О. усиливается тем, что лицо, от которого она исходит, демонстрирует на экране свое влияние на группу людей. Приемы О. используются в целях пропаганды, рекламы, целительства и др. Термин предложен М. Г. Ярошевским. О. играет существенную роль в создании условий возникновения многих видов конфликтов. Она может выступать непосредственной причиной конфликтов. Важна роль О. в профилактике и разрешении конфликтов. Взаимосвязи О. и конфликтов в отечественной конфликтологии практически не исследованы. На большинстве центральных российских телеканалов явление О. сегодня скорее способствует генерированию конфликтов различных уровней в обществе.

ОХЛОФОБИЯ

ОХЛОФОБИЯ (греч. ochlos - толпа, phobos - страх) - 1. навязчивый страх скопления людей. Синоним: Демофобия; 2. любой страх толпы, большого скопления людей, вызванный болезненными причинами.

ОХОРОВИЧ

ОХОРОВИЧ (Ochorowicz) Юлиан (1850-1917) - польский психолог, философ-позитивист и изобретатель в области телефонной связи. Д-р философии (1873). Является основателем научной психологии в Западной Украине и Польше, одним из пионеров опытной психологии в мировой науке. Окончил физико-математический фак-т Варшавского ун-та (1872). Получил степень д-ра философии в Лейпцигском ун-те (1873). С 1875 по 1882 г. был доцентом кафедры психологии Львовского ун-та. Уже в эти годы проявил себя как теоретик психологической науки, был сторонником экспериментального направления В. Вундта, пропагандистом прикладного значения психологии, стремился связать ее с педагогикой, историей, философией, логикой, физиологией и медициной. В 1882-1892 гг. жил в Париже, где вместе с Ж.М. Шарко, Ш. Рише и Т. Рибо разрабатывал научные проблемы гипноза и методику психотерапии. По этой проблематике печатал работы на фр. яз. (De la suggestion mental, 1887). Предметом научного рассмотрения О. были также па-рапсихологические феномены: магнетизм, оккультизм, спиритизм, гипноз и внушение, психотерапия, медиумизм, сомнамбулизм, ясновидение, передача воли и мыслей на расстояние, роль подсознательной сферы и др. Одновременно О. увлекся телефонией. Им был изобретен двухмембранный электромагнитный телефон, термомикрофон и др. Участвуя в 3-й Петербургской электротехнической выставке, организовал трансляцию по проводам оперных спектаклей (1886). О. был одним из главных инициаторов созыва 1-го Международного психологического конгресса в Париже (1881). Им был подготовлен проект конгресса, в котором подчеркивалась независимость психологии от философии, указывалось, что предмет психологии - явления духовной жизни человека, обосновывалась необходимость взаимопонимания между психологами, содержался призыв к их интеграции и проведению 1-го объединительного съезда. Психофизическую проблему О. решал с позиции материализма, категорически отрицал идеализм. Однако, ставя знак равенства между вульгарным материализмом и материализмом вообще, О. полагал, что материалистический подход исключает возможность исследования психических явлений. Поэтому он, как и многие ученые того времени, избрал философию позитивизма, полагая, что она преодолевает односторонность как материализма, так и идеализма. В конкретных теоретических и опытных исследованиях О. разрабатывал вопросы общей, возрастной, педагогической, социальной, медицинской психологии, а также психологии народов, психологии творчества и др., являясь одним из основоположников этих областей психологии. Одним из первых он обращается к вопросам социальной и исторической психологии (Неосознанные традиции человечества, 1898), указывая, что в объяснении социальных явлений историк должен выступать как психолог. Исторические изменения духовной жизни народа, доказывал О., требуют и психологических объяснений, например, настроения, верования, взгляды, обычаи, литература, искусство. Система психологических взглядов О. наиболее полно представлена в одной из последних его работ Главные принципы психологии, 1916. О. известен также как писатель, журналист и литературный критик, редактор органа позитивистов в Польше - журнала Нива. А.Т. Губко

ОХРАНА ТРУДА

ОХРАНА ТРУДА - система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда. Под безопасностью труда понимается такое состояние условий труда, при котором отсутствует производственная опасность. Требования безопасности предъявляются к производственной среде, производственному процессу, оборудованию, а также к самому работающему. Большую роль в обеспечении безопасных условий труда играют эргономика и такие отрасли психологии, как психология безопасности труда, психология труда в особых условиях. Использование их возможностей позволяет весьма эффективно решать совершенствование задачи О. т. за счет создания безопасной техники, безопасных и безвредных условий труда, формирования у работающего человека навыков безопасного поведения в процессе труда. О. т. включает несколько разделов: организационно-правовые вопросы, техника безопасности, производственная санитария и пожарная профилактика. Техника безопасности - это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. При этом возможность воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов определяет производственную опасность. По своей природе опасные и вредные факторы делятся на четыре группы: физические, химические, биологические, психологические (см. также Условия труда, Безопасность труда).

ОХРАНИТЕЛЬНОЕ (ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ

ОХРАНИТЕЛЬНОЕ (ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ -

второй этап коркового безусловного торможения, заключающийся в резком снижении активности нервных клеток, вызванное чрезмерным возбуждением корковых структур и обеспечивающее тем самым реальную возможность сохранения или восстановления работоспособности. Термин введен И.П.Павловым.

ОЦЕНКА

ОЦЕНКА - сравнение одного явления, объекта, состояния и т. п. с др., выступающим в качестве критерия. Любая О. - это сравнение. О. без сравнения произвести невозможно. Если человек считает, что он что-л. оценивает без сравнения, то на самом деле он просто не осознает, какие критерии для О. им выбраны на уровне бессознательного. В зависимости от выбираемых критериев О. большинство объектов, явлений, состояний м. б. обоснованно оценены по-разному. Нередко, изменив критерий О., один и тот же объект можно обоснованно оценить противоположно. Различная О. одного и того же объекта по причине использования разных критериев - типичная причина социальных конфликтов. Напр., если в качестве критериев сравнительной оценки СССР и США в 1980 г. брать характеристики материального производства, то Советский Союз по многим (не всем!) показателям отставал от США. Если учитывать темпы роста экономик СССР и США в ХХ в. и конкретные условия развития стран (войны, революция и др.), то отставание СССР далеко не столь очевидно. Если же в качестве критериев брать справедливость общественных отношений, степень эксплуатации человека человеком, нравственные качества, уровень культуры людей, степень материального и социального неравенства различных групп населения, то СССР заметно превосходил США.

* * *

(общеславянск., восходит к kaina - возмездие, воздаяние) - 1. вообще - способ определения ценности или значимости чего- или кого-нибудь. Различают 3 типа значимостей. Теоретическая (гнесеологическая) оценка касается имманентных свойств объектов. Ценностная (аксиологическая) оценка относится к свойствам объектам, способным отвечать или не отвечать потребностям и запросам индивида. Практическая оценка характеризует возможность реализации неких побуждений в определённых действиях; например, данная идея лишена значимости, если она не может быть осуществена на деле. Оценки не конституируют ценности, напротив, именно ценности делают возможными оценки. Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации в мире значимостей. Систему ценностей нельзя локализовать в определённой сфере психической деятельности человека, эта система закрепляется в диспозиционных структурах личности посредством психологических механизмов, которые могут нарушаться под влиянием различных причин, включая психическое расстройство (например, деперсонализацию); 2. определение рейтинга (англ. rating - оценка, выговор, нагоняй), то есть значимости чего-либо в глазах общественного мнения; 3. определение успешности каких-либо проектов, включая лечебные процедуры, эффективность лекарственного препарата и т.п.; 4. обоснованное предположение относительно значимости какого-то фактора; 5 в статистике - «лучшее предположение» о значимости какой-то переменной.

ОЦЕНКА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

ОЦЕНКА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ -

Гештальт-терапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе, экзистенциальной философии, теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению и гештальт-психотерапии. Гештальт-группы ориентируются на сильных руководителей, на автономность и ответственность участников.

Основные понятия - отношение фигуры и фона; осознание и сосредоточенность на настоящем; противоположности; функции защиты и зрелости.

Исследования в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место, образуют фигуру, а менее важная информация - фон. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, как процесс организмической саморегуляции. Невротическое состояние говорит о наличии третьей зоны - фантазии (между внешней и внутренней зонами). Функции защиты рассматриваются как неэффективные способы избавления от угрозы стресса.

Зрелость - способность найти собственные ресурсы и принятие ответственности на себя.

Методики и упражнения Г-терапии направлены на расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятием ответственности за самих себя и преодоление сопротивления.

Критики обвиняют Г-терапевтов в антиинтеллектуальности, иррадикальности и излишней директивности. Однако методика широко распространена. Она предполагает выбор между традиционными видами терапии, с ориентацией на сознание, и нетрадиционными.

ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ

ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ - одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют. В отличие от нормы моральной, предписывающей людям совершение определенных нравственных поступков, О. м. устанавливает соответствие или несоответствие поступков требованиям нравственности. Общая О. м. производится в категориях добра и зла. Она покоится на объективном критерии нравственности, который имеет исторический характер и изменяется в зависимости от общественного строя, классовой борьбы и т. д. В основе О. м. лежит познание социального значения поступков. На этом основании с помощью О. м. можно регулировать поведение людей. Следует учитывать как мотивы, так и социальные последствия человеческих поступков (46). Негативная О. м. того или иного поступка человека, а также группы людей м. б. причиной социальных конфликтов. Безнравственное поведение социально опаснее неэффективного труда, поэтому объективная О. м. играет важную роль в предупреждении деградации общества, в т. ч. в профилактике конфликтов. Конфликтолог должен уметь давать обоснованную О. м. поведению участников конфликта. Эта оценка должна лежать в основе решений по урегулированию конфликтов. Поддержка морального поведения людей в конфликтах и борьба с безнравственным поведением - принцип работы конфликтолога.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - сравнение достигнутых человеком, коллективом, группой результатов деятельности с одним или несколькими критериями оценки. 1. Компетентная О. р. д. - важное условие предупреждения конфликтов, особенно между руководителями и подчиненными. Существуют пять основных способов О. р. д., их сравнение: с целью деятельности; с идеальным решением проблемы по представлению оценивающего; с началом деятельности; с результатами др. людей или организаций, выполнявших аналогичную работу; с требованиями нормативных документов к данной деятельности. 2. Часто основной способ О. р. д. др. человека выбирается в зависимости от ситуации, иногда не вполне осознанно. Одни и те же результаты деятельности в зависимости от способа оценки м. б. обоснованно оценены не только по-разному, но даже противоположно. Оценивая других, люди за основу оценки чаще берут то, что другим не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности. Сам работник чаще оценивает свои результаты, сравнивая их с началом деятельности и др. худшими работниками. В семье аналогичны оценки супругами друг друга и детей. Различия в оценке - типичная причина конфликтов. 3. Для предупреждения конфликтов необходимо оценивать в первую очередь то, что удалось сделать, а затем - то, что не удалось. Оценивающий должен сам хорошо знать деятельность; оценку давать по существу дела, а не по форме; использовать несколько способов оценки; отвечать за объективность оценки; выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков; четко формулировать новые цели и задачи; воодушевить сотрудников на новую работу.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА - заключительный этап процесса контроля результатов работы оператора. О. р. р. о. в процессе обучения направлена на решение двух основных задач: 1) обеспечить обратную связь от обучаемого к преподавателю (наличие обратной связи повышает эффективность обучения); 2) сделать заключение о возможности допуска оператора к самостоятельной работе. В процессе эксплуатации СЧМ такая оценка необходима для контроля за изменением уровня подготовленности оператора с течением времени. Деятельность оператора может оцениваться с помощью различных показателей. Все они должны учитываться при О. р. р. о. Для нахождения общей оценки возможны два основных пути. В первом случае оценка осуществляется с помощью частных и обобщенного показателя. Для получения частных оценок показатели деятельности оператора разбиваются на несколько групп (показатели надежности, своевременности, напряженности и др.). В каждой группе может быть один или несколько (ш,) показателей, по каждому из которых производится частная оценка деятельности оператора. Другой подход основан на том, что результаты деятельности оператора оцениваются в некоторых условных, относительных (нормированных) единицах. Повышению эффективности О. р. р. о. способствует автоматизация процесса получения оценки. Процессу автоматической (объективной) оценки присущи определенные закономерности: для него возможно составить алгоритмы, найти критерии, применить математический аппарат, используя который можно исключить из оценочной практики многочисленные субъективные суждения. Применение автоматических устройств позволяет также более оперативно получить О. р. р. о.

ОЦЕНКА РЕМИССИЙ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ

ОЦЕНКА РЕМИССИЙ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ - результат одной из них принадлежит М.Я. Серейскому, который различает 4 типа терапевтических ремиссий: 1. полное выздоровление и восстановление социальных функций; 2. сохранение незначительно выраженных симптомов расстройства с восстановлением социальных функций и доболезненной трудоспособности; 3. формирование выраженного психического дефекта со значительным снижением трудоспособности и способности к социальному функционированию; 4. незначительное (внутрибольничное) улучшение состояния психического здоровья.

ОЦЕНКИ (ТЕСТОВЫЕ)

ОЦЕНКИ (ТЕСТОВЫЕ) - оценки, полученные испытуемым в результате тестирования. Непосредственно полученные оценки называются первичными (сырыми) баллами. Обычно ими являются сведения о количестве правильно решенных задач, числе попыток при их решении, времени выполнения задания. В некоторых методах (функциональные пробы, методики с качественным анализом и интерпретацией Ш результата) первичные оценки являются окончательными, на основании их осуществляется интерпретация результата и делается заключение. Получение первичных О. представляет обычно формализованную процедуру с четкой регламентацией правил О. результатов выполнения задания (исключение составляют, как правило, лишь проективные методики, где эти правила почти не формализованы). В большинстве психологических тестов первичные О. не являются окончательными: на основании определенных норм и данных стандартизации теста (см. Стандартизация результатов психофизиологических исследований) они переводятся в шкальные О., отражающие в той или иной форме отношение полученного результата к показателям выборки стандартизации. При этом О конкретного испытуемого устанавливается путем установления его места на специальной шкале, которая содержит данные о внутригрупповых нормах выполнения данного задания в выборке стандартизации. В этом смысле шкальные О. имеют четко определенное количественное содержание и могут быть использованы при статистическом анализе. Наиболее широко используются такие виды О., как процент-или Z-оценки, станайны, стэны, стандартный JQ-показатель (см. коэффициент интеллекта). При пользовании шкальными О. следует всегда помнить, что они являются статистическими характеристиками, позволяющими лишь указать на место данного результата в выборке из множества аналогичных по характеру измерений. Поэтому количественная интерпретация тестового результата должна сопровождаться качественным анализом причин его получения с учетом данных о личности испытуемого, данных о текущих условиях обследования надежности и валидности теста. Игнорирование качественных аспектов полученных результатов может привести к существенным ошибкам в интерпретации результатов тестирования.

ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ

ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ - 1. суждение, в котором выражается субъективное, эмоциональное отношение индивида к какому-то явлению вместо того, чтобы представить объективную характеристику последнего; 2. в психопатологии - клинически значимая склонность к оценочным суждениям характеризует личность, инфантильную или изменённую в силу регрессии в том отношении, что ей не удаётся преодолеть дезадаптирующую тенденцию к эгоцентризму.

ОЦЕПЕНЕНИЕ

ОЦЕПЕНЕНИЕ - состояние неподвижности под влиянием какого-нибудь сильного чувства, потрясения.

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!

(А. Пушкин, Евгений Онегин)

Ганя, во фраке, со шляпой в руке и с перчатками, стоял перед нею молча и безответно, скрестив руки и смотря на огонь. Безумная улыбка бродила на его бледном как платок лице. Правда, он не мог отвести глаз от огня, от затлевшей пачки; но, казалось, что-то новое взошло ему в душу; как будто он поклялся выдержать пытку; он не двигался с места… (Ф. Достоевский, Идиот)

Ср. немую сцену в финале «Ревизора» Н. Гоголя.

Вскочив и полуобернувшись, я увидел, что как раз в этот момент лев прыгнул на меня… Он схватил меня за плечо, и мы оба вместе покатились вниз. Свирепо рыча над самым моим ухом, он встряхнул меня… Это встряхивание вызвало во мне оцепенение… Это было какое-то полусонное состояние: не было ни чувства боли, ни ощущения страха, хотя я отдавал себе полный отчет в происходящем… Вероятно, это особенное состояние переживают все животные, убиваемые хищником (Д. Ливингстон, Путешествия и исследования в Южной Африке).

Вокульский замечает, что уже снова ночь, и снова он впадает в состояние не то сна, не то какого-то странного оцепенения (Б. Прус, Кукла).

Ср. эмоциональный ступор.

ОЧАГ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ

ОЧАГ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ - генератор экстремальных условий и экстремальных ситуаций в конкретном социальном пространстве, в основе которого - латентный комплекс эндогенных экстремальных факторов, скрытый «бифуркационный хаос». Примером О. э. являются зоны техногенных, природных, экологических катастроф, зон межнациональных конфликтов. В О. э., как особой зоне социального пространства, резко меняется темп, ритм и вектор социального времени, он м. б. представлен как особый пространственно-временной континуум со своими законами функционирования и формами влияния на окружающие области социума (И. Ю. Сундиев, 1996).

ОЧАГ ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ

ОЧАГ ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ - нервная структура (группа нейронов), возбуждение которой приводит к фокальному или генерализованному припадку эпилепсии. Активность и топика такого очага нередко обнаруживается в клинической структуре эпилептических пароксизмов и на ЭЭГ в межприступном периоде.

ОЧАГ ЭПИЛЕПТОГЕННЫЙ

ОЧАГ ЭПИЛЕПТОГЕННЫЙ - локальное повреждение головного мозга, способное повлечь формирование функционально активного эпилептического очага.

ОЧАРОВАНИЕ (ОЧАРОВАННОСТЬ)

ОЧАРОВАНИЕ (ОЧАРОВАННОСТЬ) - состояние плененности, большого восхищения кем- или чем-л.

Глядя на вас, слушая вас по целым часам, кто бы добровольно захотел принимать на себя тяжелую обязанность отрезвляться от очарования (И. Гончаров, Обломов).

Воротынский о Борисе Годунове:…Он умел и страхом, и любовью, / И славою народ очаровать (А. Пушкин, Борис Годунов).

Стою, как раб пред дивным изваяньем,

Проникнутый немым очарованьем.

(Н. Щербина, Статуе Елены)

Исчезли также и последние следы овладевшего им очарования: как сквозь сон являлось ему все, что произошло в Бадене (И. Тургенев, Дым).

ОЧЕВИДЦА СВИДЕТЕЛЬСТВО

ОЧЕВИДЦА СВИДЕТЕЛЬСТВО - в основном, юридический термин, обозначающий тот факт, что очевидцы преступления редко предоставляют достоверные, объективные его свидетельства, поскольку каждый из очевидцев описывает увиденное со своей точки зрения, с позиций своего эмоционального к нему отношения. Данное явление объясняют естественными свойствами памяти вполне нормальных людей, оказавшихся в эмоционально значимой для них ситуации. Отсюда выражение:»Врёт, как очевидец». Аналогичной является ситуация и в отношении объективного анамнеза - беспристрастность последнего столь же часто бывает сомнительной и обычно вовсе не потому, что врача намеренно пытаются ввести в заблуждение.

ОЧЕВИДЦА (УЧАСТИЯ) ЭФФЕКТ

ОЧЕВИДЦА (УЧАСТИЯ) ЭФФЕКТ - в социальной психологии - феномен, состоящий в том, что в ситуации, когда индивид нуждается в помощи, он её не получает, если каждый из присутствующих при этом людей надеется на участие кого-то другого. И чем больше людей наблюдает за несчастьем этого индивида, тем менее вероятно, что ему будет оказана помощь. Например, в толпе зевак может не оказаться ни одного человека, который попытается оказать пострадавшему какую-то помощь. Эксперименты как будто показывают, что данный эффект наблюдается в разных сообществах и он не является признаком дегуманизации урбанистической культуры. С позиции индивидуальной психологии данный эффект обычно расценивается как признак деморализации личности или недоразвития нравственного сознания индивида. См. Ответственности размывание.

ОЧЕНЬ РАННЕЕ СЛАБОУМИЕ

ОЧЕНЬ РАННЕЕ СЛАБОУМИЕ - см. Санте де Сантиса болезнь.

ОШАНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОШАРАШИТЬ

См. фраппировать.

ОШЕЛОМЛЕННОСТЬ

ОШЕЛОМЛЕННОСТЬ (первоначально имелось в виду состояние после удара мечом по шлему (шелому) - см. Пораженность.

После бессонной ночи он находился в состоянии ошеломления, точно его опоили чем-то сладким и усыпляющим: на душе было туманно, но радостно, тепло… (А. Чехов, Ионыч).

ОШИБКА

ОШИБКА - действия или мысли, в той или иной степени не соответствующие ситуации, на основе восприятия которой они предприняты. Эмоциональные конфликтные реакции на изменение ситуации без анализа причин и последствий этих изменений часто бывают О.

* * *

(рус. шибать - ударять) - 1. высказывание, действие, неадекватность которых не вызвана намерением вводить кого-то в заблуждение или психическим отклонением; 2. неадекватное высказывание или действие, вызванное неосознаваемым агрессивным или деструктивным побуждением. Это те самые случаи, когда ошибка иногда бывает хуже, чем преступление. Иногда говорят, что «свободный» человек «имеет право на ошибку», но обычно это демагогический приём. Это такое же неотъемлемое конституционное право, как «право» заболеть шизофренией или употреблять наркотик. Нормальный, зрелый индивид прилагает массу усилий с целью контролировать себя, не допустить, во-время исправить ошибку или учиться на ошибках, как чужих, так и своих собственных.

ОШИБКА АПОСТЕРИОРИ

ОШИБКА АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori - из последующего) - суждение, построенное по принципу «после этого, значит, вследствие этого» (post hoc ergo propter hoc). Некоторые этнопсихологи считают данный тип суждения свойственным архаическому мышлению (палеомышлению).

ОШИБКА АТРИБУЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ

ОШИБКА АТРИБУЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (лат. atributio - приписывание) - тенденция людей, наблюдающих действия другого человека, интерпретировать эти действия как признак или как результат его внутренней диспозиции или качества его личности. Ошибкой это явление называют потому, что при такой интерпретации почти всегда в той или иной степени недооценивается воздействие внешней среды, конкретных обстоятельств и человеку приписывается слишком большая ответственность за его действия. Нечто подобное происходит и в тех случаях, когда поведение психиатрического пациента выводится исключительно из симптомов болезни или поведение здоровых людей объясняют скрытым психическим расстройством.

ОШИБКА ВРЕМЕНИ

ОШИБКА ВРЕМЕНИ - ошибка в суждении относительно длительности двух или более событий, стимулов, которые следовали один за другим. Если из двух стимулов равной продолжительности первый ошибочно оценивается как длившийся больше времени, чем второй, это называют положительной ошибкой времени, если более продолжительным рассматривается второй стимул, - отрицательной ошибкой времени. Повидимому, имеются в виду иллюзии восприятия времени, вовсе не обязательно связанные с психиатрической патологией.

ОШИБКА КОМПЕНСИРУЮЩАЯ

ОШИБКА КОМПЕНСИРУЮЩАЯ - любая ошибка, которая может нивелировать допущенную ранее ошибку.

ОШИБКА ОПЕРАТОРА

ОШИБКА ОПЕРАТОРА - вид отказа человека-оператора, состоящий в любом нарушении предписанного ему алгоритма деятельности. В общем случае ошибками являются невыполнение требуемого или выполнение лишнего (несанкционированного) действия, неправильное или несвоевременное выполнение требуемого действия. О. о. классифицируется в ряду признаков. По внешнему проявлению различают следующие виды О. о.: 1) выпадение отдельных действий; 2) нарушение последовательности действий; 3) повторное выполнение одних и тех же действий; 4) выполнение непредусмотренных в данной задаче действий; 5) неточное выполнение действий (напр., неправильное измерение показаний, неточное глазомерное определение расстояния, чрезмерное усилие при работе инструментом и т. п.); 6) несвоевременное выполнение действий (увеличение сверх допустимого времени выполнения действия, недопустимое сокращение этого времени, невыдерживание требуемой паузы, несвоевременное начало выполнения действия). По месту ошибки в структуре деятельности различают: 1) сенсорные О. о. (ошибки в восприятии информации); 2) логические О. о. (неправильное принятие решения); 3) мнемическое О. о. (ошибки, связанные с работой памяти); 4) моторные О. о. (ошибки при осуществлении управляющих воздействий). По последствиям различают О. о. аварийные и неаварийные (локальные). Первые приводят к стойкому нарушению работоспособности системы или ее элементов (техники и человека), вторые к таким последствиям не приводят. По характеру отражения ошибок в сознании оператора они могут быть осознанными и неосознанными человеком. По причинам возникновения ошибки могут быть связаны с: 1) несоответствием психологических возможностей человека требованиям данной деятельности (недостаточным наличием у человека профессионально важных качеств); 2) недостаточным уровнем профессиональной подготовки (слабыми навыками и умениями); 3) нарушением функционального состояния оператора; 4) несоответствием рабочего места инженерно-психологическим требованиям; 5) несоблюдением режимов труда и отдыха операторов; 6) организацией и социологическими особенностями труда операторов (характер распределения обязанностей между операторами и взаимоотношениями в коллективе, особенности общих служебных условий, бытовые условия т. п.); 7) воздействием неблагоприятных факторов внешней среды (действие шума и вибрации, чрезмерная или недостаточная освещенность, несоблюдение норм микроклимата и т. п.); 8) недостаточной мотивизацией и слабой установкой к выполнению данной деятельности. Рассмотренный набор критериев анализа и классификации О. о. определяет последовательность проведения их психологического анализа и позволяет объединить в единую систему большое число разнородных факторов, приводящих к появлению О. о. Для их регистрации, а также условий и обстоятельств, при которых они возникли, следует использовать традиционные методы и приемы инженерно-психологического изучения деятельности: методы наблюдения, опроса, объективной регистрации качества выполнения технологических операций и действий (хронометраж, кинорегистрация, циклография и др.), приемы профессиографии.

ОШИБКА ПАРАФРАЗА

ОШИБКА ПАРАФРАЗА (греч. paraphrasis - описательный оборот, описание) - ошибка в речи, характеризующаяся подстановками неправильных фраз, слов, слогов, фонем, чаще путём их перемещения. Симптом сенсорной афазии.

ОШИБКА ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ

ОШИБКА ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ - 1. любая тенденция индивида настойчиво повторять определённую неадекватную реакцию; 2. в психопатологии - тенденция к неадекватному повторению реакции как проявление ригидности, стереотипии, персеверации, компульсивности.

ОШИБКА ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ

ОШИБКА ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ - 1. в эксперименте - ошибка при выполнении задачи при последовательном обучении, когда индивид избирает реакцию, предшествующую той, которая была бы правильной в соответствии с её позицией в последовательности реакций; 2. в психопатологии - неадекватные действия, мотивированные болезненными ожиданиями как в отношении ситуации, так и самого себя.

ОШИБКА ХИНДСАЙТА

ОШИБКА ХИНДСАЙТА (hind - задний, set - ставить, класть, размещать) - тенденция многих людей думать, после того как событие произошло, что они знали, «чувствовали» заранее, что это должно было случиться. Является нормальным аналогом рефлекторных галлюцинаций памяти.

* * *

(англ. hindsight буквально «задний взгляд», в целом означает непредусмотрительность) - «тенденция думать, после того как событие произошло, что мы знали заранее, что это должно было случиться» (Ребер).

Ср. выражение Я так и знал.

Четыре года бился Головлев в Петербурге и, наконец, должен был сказать себе, что надежда устроиться когда-нибудь выше канцелярского чиновника для него не существует. В ответ на его сетования, Арина Петровна написала грозное письмо, начинавшееся словами: «Я заранее в сем была уверена» (М. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы).

ОШИБКИ РЕЧИ

Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, фактические ошибки, стилистические ошибки, паралингвистические ошибки.

ОШИБОЧНАЯ АТРИБУЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

ОШИБОЧНАЯ АТРИБУЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ (misatribution of arousal) - в психологии - процесс, при котором люди приходят к неправильным выводам о причинах появления своих чувств и характере последних, связывая их со случайными внешними впечатлениями; 2. в психопатологии - ошибочные суждения о модальности своих эмоций и чувств, вызванные психическим расстройством.

ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ - общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении которых обнаруживаются ошибки различного характера (см., напр., Ошибки оператора). К О. д. относятся оговорки, описки, ошибки при слушании или чтении, «закладывание» и «затеривание» вещей, ошибки памяти и др. Возникновение О. д. объясняется столкновением противоречащих друг другу намерений индивида и проявлением в столь своеобразной форме - против воли субъекта - намерения, которые он старается скрыть или которое является для него в данный момент бессознательным. Родственными О. д. являются т. н. симптоматические действия, кажущиеся случайными, бесцельными (напр., напевание про себя мелодий, «перебирание» вещей и др.), которые, согласно теории психоанализа, имеют скрытый смысл.

ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОМАХИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЩУЩАЕМЫЙ КОНТРОЛЬ

ОЩУЩАЕМЫЙ КОНТРОЛЬ (perceived control) - 1. в психологии - иррациональная вера в то, что мы способны влиять на нашу ситуацию таким образом, что самостоятельно, независимо от внешних обстоятельств, сумеем определить её позитивный или негативный исход; 2. в психопатологии - уверенность пациента в том, что он способен самостоятельно преодолевать даже и очень сложные проблемы, основанная на утрате способности адекватно оценивать реальное положение дел и свои возможности.

ОЩУЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЩУЩЕНИЕ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОЕ

ОЩУЩЕНИЕ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОЕ - симптомы нарушения чувствительности, представленные в припадках эпилепсии.

П

ОЩУЩЕНИЯ

Отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействий на рецепторы органов и тканей и обусловленного этим возбуждения соответствующих зон коры большого мозга. Ощущения в соответствии с модальностью обеспечивающих их рецепторных аппаратов могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми, тактильными, болевыми и др. Ощущение - первая ступень познания.

ОЩУЩЕНИЯ ФАНТОМНЫЕ

Ощущения, которые, как кажется больному, исходят от утраченной в результате ампутации части тела.

Предыдущая страница Следующая страница