Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЭМОЦИИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ - общее название реакций организма, в которых выражается отношение индивида к объекту, ситуации, явлению. См. Эмоция.

* * *

(от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

* * *

(от лат. emoveo - потрясаю, волную) - класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. В биологической эволюции Э. возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма Э. - эмоциональный тон ощущений - положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Важную регулирующую роль среди них играют Э., возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. Выполняя функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи и затруднения в будущем и этим облегчают поиск оптимальных путей достижения. Э. являются одним из мощных внутренних регуляторов поведения. Эмоциональный накал отношений характерен для конфликтов различного уровня, негативные Э. по отношению друг к другу - сущностной признак конфликта. Э. выражают оценочное отношение к оппоненту, его поведению, развитию конфликтной ситуации. Сильные негативные Э. (гнев, ярость, ненависть) свидетельствуют об эскалации конфликта, усилении элемента иррациональности в нем.

* * *

(от лат. emovere - возбуждать, волновать) - переживание человеком его отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; одна из форм отражения объективной действительности. В соответствии с информационной теорией эмоций их качество, степень и знак определяются потребностью и прогнозированием вероятности ее удовлетворения на основе врожденного и ранее приобретенного опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности делает Э. отрицательным (страх, гнев, горе и др.), возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравнению с ранее имеющимся прогнозом придает Э. положительную окраску (радость, воодушевление, удовольствие и т. п.). Э., возникающие на базе высших социальных потребностей человека, принято называть чувствами - интеллектуальными, этическими, нравственными (чувство долга, любви и т. д.). Сильные, стремительно возникающие Э. носят название аффектов; длительно сохраняющиеся эмоциональные состояния называют настроением. В зависимости от преобладания в данной Э. активизирующих или угнетающих влияний на поведение субъекта Э. разделяют на стенические и астенические. Положительные Э. обычно благоприятно влияют на жизнедеятельность и работоспособность человека. Отрицательные Э. зачастую приводят к напряженности функциональных систем организма, нарушают гармонию обменных процессов. При этом преобладают либо напряженная «давящая» активность, либо угнетенность. Отрицательные Э. нередко способствуют возникновению ряда заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных. В множестве эмоциональных процессов выделяют особый вид собственно Э. В отличие от аффектов и настроений, они могут слабо проявляться внешне и имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно Э. имеют также идеаторный характер - они способны предвосхищать ситуации и события и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения; в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятие, внимание, мышление и др. Возникающие при переживании Э. физиологические процессы выступают (наряду с мимическими, пантомическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах объективными индикаторами эмоциональных состояний. С позиций инженерной психологии Э. можно рассматривать как реакции формирования деятельности, адекватной концептуальной модели, сформировавшейся в сознании человека. Они обусловлены выбором качественных и количественных параметров деятельности на основе оценки собственных и внешних возможностей достижения трудовой цели. Благодаря Э. происходит преобразование структуры деятельности: одни ее элементы усиливаются, другие - ослабляются и т. п. Одним из условий формирования Э. является оценка оператором своих возможностей и соотнесение их с целью деятельности. Исходя и всего сказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, в любой деятельности человека всегда имеется элемент Э., во-вторых, в зависимости от адекватности субъективной концептуальной модели реальной ситуации Э. могут способствовать трудовой деятельности человека или ухудшать ее; вследствие этого возникают два аспекта анализа и изучения Э. Один из них связан с задачей использования положительных сторон влияния Э., другой - предотвращения или нивелирования нежелательных проявлений Э. И, в-третьих, в профессиональной деятельности человека Э. выполняют две основные функции: побудительную (побуждают к определенному поведению) и регуляторную (регулируют поведение человека).

В начало словаря