Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ОЩУЩЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОЩУЩЕНИЕ

ОЩУЩЕНИЕ - отражение свойств реальности, построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними, в ходе их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью (см. Модальность).

* * *

(sensation) - 1. элементарный сенсорный опыт определённой модальности (слух, зрение и др.); 2. процесс превращения информации, поступающей в мозг из органов чувств, в элементарные акты сознания («ощущения»), в которых отражены некоторые свойства материальных объектов (тяжесть, цвет и т.д.). Известны различные модальности чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, кинестезия и др. (всего до 12-13) Некоторые виды чувствительности представлены рядом субмодальных ощущений. Например, в зрении это ощущения красного, зелёного и синего цветов (согласно теории Юнга-Гельмгольца), в акустической чувствительности - ощущения высоких и низких тонов, в обонянии таких субмодальностей 8 (камфарный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, едкий, кислый и гнилостный), по другим теориям - от 4 - 9 ; во вкусовой чувствительности различают 4 субмодальности (сладкий, кислый, солёный, горький). Висцеральная или общая чувствительность также имеет ряд субмодальных ощущений (ощущения голода, жажды, сытости, сексуальные ощущения и др.), но точные данные по этому поводу отсутствуют.

Психологическими характеристиками ощущений являются: 1. абсолютный порог чувствительности или лимен (лат. limen - порог, дверь, вход, начало, дом); 2. физиологический порог чувствительности; 3. структурная сложность, любое ощущение образуют рецепторный и эмоциональный компоненты; 4. явления адаптации и габитуации; 5. влияние на психический тонус и 6. чувствительность к различению.

Патология в сфере ощущений проявляется (см.): 1. снижением порога чувствительности (гиперестезией); 2. ослаблением или выпадением чувствительности (гипестезией, анестезией); 3. нарушениями идентификации субмодальных ощущений или интрамодальных отношений (дизестезией); 4. появлением мнимых телесных ощущений (сенестопатией); 5. кросс-модальными чувствительными феноменами (синестезией); 6. фантомными ощущениями (фантомной болью и иными патологическими ощущениями в ампутированной части тела), 7. сенестезиями (различными двигательными нарушениями, не имеющими органической основы) и 8. нарушениями способности осознавать ощущения (явления гипопатии или болезненной психической анестезии, явления гиперпатии или болезненной психической гиперестезии, отчуждение ощущений, чувство их сделанности, удвоение феноменов чувствительности - см. Нарушения самоосознавания). Подробности в тексте.

* * *

простейший психический познавательный процесс, обеспечивающий отражение в сознании человека отдельных сторон и качеств предметов и явлений действительности. Ощущение субъективный образ объективного мира, начальный источник всех знаний.

* * *

отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. О. является исходной фазой в чувственном познании действительности. В образах О. отражаются единичные свойства предметов материального мира - объектов, явлений процессов внешней среды и внутренней среды организма. Как образ любое О. характеризуется следующими особенностями: видом, качеством, интенсивностью, длительностью и пространственными компонентами. Эти особенности определяются процессом взаимодействия органов чувств [анализаторов) с отражаемыми объектами и зависят от характеристик их чувствительности (см. Пороги ощущения). Классификация О. может осуществляться по разным основаниям. По модальности выделяют зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация (напр., пространственные, цветовые, яркостные и др. зрительные О.). В зависимости от анатомического положения рецепторов и выполняемой ими функции различают: 1) экстерорецептивные О., возникшие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприорецептивные О. (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах и суставных сумках; 3) интерорецептивные (органические) О., сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстерорецептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции. В некоторых случаях О. могут выполнять различные функции: напр., зрительное О. часто несет и проприорецептивную функцию. О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу этого утверждения свидетельствуют многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. На базе синтеза О. возникает более сложная форма чувственного отражения - восприятие.

В начало словаря