Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ПОТРЕБНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОТРЕБНОСТЬ

ПОТРЕБНОСТЬ - 1. нужда индивида в том, что ему необходимо для нормального развития и функционирования (пища, вода, воздух, безопасность, близость, знание, уважение и мн. др.). У человека существует огромное число потребностей, существует и много разных классификаций потребностей, каждая из которых представляет разные подходы к пониманию человека, но общепринятой систематики, в которой они все были бы интегрированы определённым образом, всё еще нет. Едва ли лучшей из всех них, начиная с самого Эпикура, является теория иерархии потребностей А.Маслоу. А.Маслоу различает пять групп потребностей: а) физиологические потребности; б) потребности в безопасности; в) потребности в признании и любви; г) потребности в самоуважении; д) потребности в самоактуализации. См. Личности типология, по А.Маслоу 2. влечение, мотивационное состояние организма. Отождествление потребности и влечения оспаривается на том основании, что существуют потребности, не порождающие соответствующих влечений (например, потребность организма в кислороде, в витаминах, микроэлементах и т.п., хотя организм нуждается в таких вещах; 3. в бихевиоризме - состояние организма, характеризующееся в терминах процедур. Например, пищевая потребность - это состояние организма, возникающее спустя 5 часов после еды; 4. термин, синонимами которого являются некоторые другие, например, мотив, стимул, желание, стремление; 5. термин, значение которого уточняется тем или иным образом, например, потребность в близости, потребность в достижении, невротическая потребность, потребность в агрессии, потребность в доминировании и т.д.; 6. в психопатологии - потребности, которые имеют болезненный характер, указыающий на то, что его источником является психическое расстройство.

* * *

внутреннее состояние человека, выражающее его зависимость от конкретных условий существования. Потребности - основной источник активности, движущие силы человеческого бытия. П. оказывает большое влияние на формирование способностей из врожденных задатков, неразрывно связаны с направленностью личности, с развитием ее интересов.

* * *

состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах (веществе, энергии, информации), необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Специфика человеческих П. определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Психологической формой активности личности, выражающей П., является мотивация его поведения. П.- предпосылка и результат не только собственно трудовой деятельности людей, но и познавательных процессов. Поэтому они выступают как типы состояния личности, посредством которых осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. П. человека могут быть представлены как предметно (материальные П.), так и функционально (духовные П.). П. является источником активности личности. Процесс их удовлетворения выступает как целенаправленная деятельность. Осознавая цель субъективно - как П., человек убеждается, что ее удовлетворение возможно лишь через достижение цели. Динамика П. состоит в переходе от осознания цели (как предпосылка деятельности) к мобилизации средств, при помощи которых происходит ее достижение. П. обнаруживаются в мотивах, побуждающих к деятельности и становящихся формой проявления П. Объекты П., преломляясь через сознание, выступают в качестве мотивов (влечение, желание и т. п.), предполагающих наличие более или менее осознанной цели деятельности. Если в П. деятельность человека по существу зависит от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в форме собственной активности субъекта. Поэтому открывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками, чем П., составляющая ее сущность.

В начало словаря